Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник. Презентация на тему "кавказский пленник" Презентация на тему рассказ кавказский пленник

«Толстой «Отрочество»» - Развитие речи. Олицетворение, эпитеты. Соотнесение термина с понятием. Средства художественной выразительности. Дать характеристику любого персонажа. Любочка. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество». Продолжи фразу. Перемелется, мука будет. Гроза. Составить кроссворд. Гонка за лидером.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. Результаты представления. Студентка Филологического факультета,342 г. Янкявичюте Диана. Этапы и сроки проведения проекта. Информационные ресурсы. Толстого « Детство». Толстого «Детство». Дидактические цели. Мы будем изучать следующие главы. Что побуждает к жизни?

«Толстой «Лебеди»» - Обобщение. Основная часть. Часть жизни. Л.Н.Толстой «Лебеди». Урок литературного чтения. Открыл школу в Ясной Поляне. Лебедь вздохнул. Концовка. Проверка домашнего задания. Долгая интересная жизнь. Сказки. Примерный план. Деление на части. Что вы знаете о Л.Н.Толстом. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

«Толстой Два брата» - Беги без оглядки-очень быстро. Л.Н.Толстой создаёт «Азбуку» и «Книги для чтения». Память моя крепка. Я работаю. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. На разминку. Написано на смех-значит неправда. Я очень хочу учиться. Сказка Л. Н. Толстого.

««Лев и собачка» Толстой» - Преданный. Поджала хвост. В чём выражалась эта дружба. Вопросы. Делай всё по возможности сам. Как лев воспринял смерть собачки. Отгадай загадки. Оторвал кусок мяса. Моделирование обложки. Любите животных. Любовь, думал я, сильнее смерти. Будь внимателен. «Лев и собачка». Не будь назойлив.

«Толстой Акула» - С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Башни въезда в Ясную Поляну. Башни въезда. Все вещи, книги, картины здесь подлинные. А.С. Пушкин. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Оба, как ящерицы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.

Всего в теме 34 презентации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега - только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «...Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «... шикнет, шикнет..., а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился... обругал его. - Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. .. .Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «.. .все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе... из-за меня пропадать»

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху - шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил - шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,- звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» - а сама руками у лица все машет,- что «тише, мол».

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

«Кавказский пленник» - любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».

Слайд 2

ТЕСТ

1 События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и убежал. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

Слайд 3

Задание1: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».

Слайд 4

Иллюстрации

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    ЗАДАНИЕ 2: Коротко выделите главные качества, определяющие облик героев.

    Главные качества героев Жилин Костылин Наличие большое цели Эгоизм Активность Безответственность Верность долгу Изнеженность Верность дружбе Безволие Способность на предательство

    Слайд 9

    КРОССВОРД

    По горизонтали: 1.Какая черта характера должна присутствовать у человека в плену? 2. «…уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь» 3.Какое чувство испытывает Жилин, когда пишет на письме неправильный адрес? 4.Как назвали татары Жилина? 5. 6.Какую черту характера, которой нет у Костылина можно отметить у Жилина? 7. Главная цель Жилина в плену. 8. Служил на Кавказе офицер, «мужчина грузный, толстый» 9.Как назвали татары Костылина? По вертикали: 1. Какое чувство производит на вас Костылин? 2.Костылин и в плену, и при побеге оказался для Жилина 3. Для Жилина характерна активность, Костылина … 4. Что испытывает Жилин по отношению к Костылину при побеге? 5.Жилин уж наперёд прикормил её(кого)

    1 слайд

    Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л.Н. Толстой

    2 слайд

    Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете? Что писатель ценит в людях, что отвергает? Почему автор обращается к детям?

    3 слайд

    Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь. И напротив, зло, вражда, эгоизм, корысть по сути своей античеловечны. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – всё то, что людям кажется привычным и нормальным. Какие проблемы поднимает автор в рассказе «Кавказский пленник»?

    4 слайд

    Могут ли жить люди в мире и дружбе? Что их разъединяет и что связывает? Можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? В каких людях есть эти качества, а в каких нет?

    5 слайд

    Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина. Жилин Костылин Кто первым решил ехать впереди отряда? Почему? Хорошо понимает опасность и рассчитывает только на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади. Нетерпелив, безответственен, руководствуется своими прихотями, а не знаниями положения. Захват в плен Кто из героев храбрее? «Только уговор – не разъезжаться». «Не дамся же живой!» «Помутилось у него в глазах, и зашатался». «Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «Лошадь под ним стала,и ружье осеклось». Вывод: Жилин сопротивлялся,но вырваться из рук врагов было невозможно. Вывод: офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.

    6 слайд

    Почему Жилин, увидя предательство Костылина, подумал: «Дело плохо. Ружье уехало»? Письмо о выкупе. «Эх, с ними что робеть, то хуже». «Если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду». «Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя, активно ищет выхода. Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома. Не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

    7 слайд

    Первый месяц в плену Высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев». «Жилин на всякое рукоделие мастер был». «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит». Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена. Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.

    8 слайд

    Первый побег. «Ноги обдерешь – заживут, а догонят – убьют, хуже». «Вставай, садись на закорки – снесу, коли уж идти не можешь». «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел». «Зацепил камень ногой, загремел». «Изрезал все ноги … отстает». «Не дойду, не могу». «Не могу, сил моих нет». «Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!» «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости;не бросает товарища в беде.. Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.

    9 слайд

    Почему побег не удался? Побег не удался из-за эгоизма и изнеженности Костылина. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив. - Зачем писатель противопоставляет Жилина и Костылина? Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми. Перед вторым побегом «Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу» «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе. Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.

    10 слайд

    Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. На территории Кавказа идет война. В.И. Даль писал: «Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство; оборонительная – когда встречают это войско для защиты своего». -Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими? Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров. -Почему старик в чалме озлоблен на русских?

    11 слайд

    Как и почему изменилось отношение хозяина к пленникам? Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но после попытки побега хозяин ужесточил условия жизни. Жилин – пленник, за которого хозяин получит выкуп, а если это не удастся, то убьёт его. Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. После побега офицеров хозяин не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить. Вывод: Люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войне. Мешает и корысть. -Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? - Каким предстает перед нами этот старик? Расскажите его историю.

    13 слайд

    Что торжествует в рассказе? В рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей.

    Лев Николаевич Толстой 1828-1910

    Жилин и Костылин –

    два разных характера

    Кавказский пленник

    Как будем работать на уроке

    • Читать внимательно
    • Писать грамотно
    • Говорить внятно, доступно
    • Слушать внимательно

    Приподнятое

    Готов к сотворчеству

    строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза

    анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе

    Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?

    Настраиваемся на работу

    Зарядка для мозга Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

    Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа

    Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно

    Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова? Лови ошибку!

    В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны

    Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы

    Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек

    Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых

    В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев

    Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни

    Он верил, что вражда между народами будет продолжаться

    История рассказа

    Лев Толстой

    и Садо Месербиев – два кунака

    Лексическая работа

    взятый в плен, невольник

    Антитеза –

    Пленник –

    Пленять –

    это противопоставление

    1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

    взятый в плен, невольник

    1) то, что было в действительности, происходило на самом деле

    2) рассказ о действительном событии, происшествии

    Полёт орла Физминутка для глаз

    Спасибо зарядке!

    Глазки в порядке

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Работа в группах

    • Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
    • Анализируйте , как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
    • Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
    • Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза

    Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?

    Пятистишие или синквейн

    Костылин

    • 1 имя существительное
    • 2 прилагательных
    • 3 глагола
    • фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
    • 1 слово – синоним к первому слову
    Авторский стул

    Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную

    Рефлексия Как мы работали на уроке? Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа? Как я оцениваю поступки героев? Чему мы научились? Интернет ресурсы http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00 http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.png http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх