Что делали наши предки. Как жили наши предки – славяне? Свадьбы на селе

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)

Что означает ваша фамилия? Федосюк Юрий Александрович

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий. Для историка они особенно интересны, по ним можно дополнить представление о занятиях и профессиях далеких предков, в особенности же получить представление о профессиях ныне забытых и неизвестных.

Из представителей этого рода фамилий больше всего у нас, пожалуй, Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.

Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны

Наехали тарханы,

Подмосковные купцы,

Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧАСТЬ III. КАМЕННЫЕ ПРЕДКИ: ЗАСТЫВШИЙ СОН На острове Пасхи… тени ушедших строителей все еще владеют землей… воздух дрожит от стремлений и энергии, которая была и которой больше нет. Что это было? Почему так случилось? Кэтрин

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители автора Кемпбелл Сьюзен

Наши духовные наставники - предки Духи «предков», по описанию целителей, похожи на ангелов-хранителей. Мне нравились истории, которые рассказывали целители, однако до тех пор, пока я сама не пережила ясные сновидения, я считала «предков» просто красочной особенностью

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мось и Пор - предки людей Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии («братства»), которые могут обмениваться женами: это Мось (Мощ) и Пор. У них свои священные символы и ритуалы. Люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Боги и предки Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

Жизнь крестьян состояла не из одних трудов праведных. Деревня умела и отдыхать. К праздникам готовились загодя, его ждали не только взрослые, но и дети. Дети – даже особенно. И не только ради подарков или обильного угощения, хотя здесь, наверное, уместно сказать, что очень уж желанным был для всех любой праздничный стол из-за частых и длительно изнурительных постов. Для крестьянина многие, если не все, народные и церковные обычаи, традиции, обряды естественно и закономерно вписывались в круг его хозяйственной деятельности и духовной жизни, служа своеобразной наградой за нелегкие, порой изнурительные будни.

Как отдыхали наши предки

Девушки на вечеринки приходили с прялками, но делали они это, как говорится, для отвода глаз: много ли напрядешь, если гармошка так заливается, что ноги сами в пляс просятся. Плясали чаще всего четырехколенную кадриль. В перерывах пели песни, частушки, вели беседы, щелкая орешки (позднее появились и семечки). Парни, случалось, на вечеринках баловались винцом, но именно баловались, а не напивались. Отгуляв, таким образом, вечер-другой, переходили в другую деревню, знакомились, приглядывались к соседям и соседкам, задерживаясь там, где находили для себя личный интерес.

Праздничные, да и любые обычные вечеринки затягивались обычно далеко за полночь.

Посетите музей под открытым небом Малые Карелы в выходной и ли праздничный день, и вы воочию увидите, как отдыхали наши предки.

Однако не скучала молодежь и днем. Устраивали ледяные горки и катались с них в специальных санках-чунках. Горки строились на высоком берегу реки, санки улетали с них по льду метров на 300-400. Каждый парень, если он начинал женихаться, должен был обязательно прокатить с такой горки свою девушку. То-то игрище было – с визгом, смехом, если парочка летела в сугроб, что порой и делалось преднамеренно.

Гуляния на Масленицу

А на Масленицу, кроме катаний на чунках, устраивались катания в санях по деревне, да не в одиночку, целыми поездами. Это было прекрасное зрелище. В деревне — был самый настоящий самодеятельный праздник, свое собственное действо, в котором ты и зритель, и артист, сам веселился и других веселил. В гриву каждой лошади их хозяева вплетали яркие ленты, на дугу крепили звонкий валдайский колокольчик, да и сани украшались – кто на что горазд был. Несется по деревне такой поезд – по тридцать-сорок саней сразу – аж дух захватывает! Посмотреть на эту забаву даже немощные старики выходили. А поезд пролетал деревню, задержавшись на какое-то время у ледяной горки, где снова катались в чунках, и мчался к следующей деревне общества. И так — пока всю округу не объедет, не обскачет с шумом, звоном, гамом, с песнями да развеселой музыкой. Незабываемое зрелище…

Престольные праздники

Отмечала старая деревня праздники и летом, даже в дни страды. Это были в основном престольные праздники — в честь того или иного святого, которому была посвящена деревенская церковь. Так что у каждой деревни, если она имела храм божий, был и свой престольный праздник.

На престольные дни в каждом доме варили пиво, готовили закуски и пировали два-три дня. Взрослые люди проводили праздники обычно дома, а молодежь облюбовывала себе место на лугу у реки. Как правило, на такие гулянки собирались парни и девчата из четырех – пяти окрестных деревень. Плясали под разноголосые гармони все ту же кадриль, пели песни, компаниями, в ряд, гуляли по лугу. Гулянье начиналось в полдень и заканчивалось поздно вечером, но нередко продолжалось оно и на другой день. Люди в возрасте тоже приходили вечером на луг, но не петь-плясать, а, прежде всего, присмотреть для своего сына невесту.

Рождественские праздники

Но главные праздники – отрада и украшение деревенской жизни выпадали на зиму. И первым среди них по старшинству и почитаемости шло Рождество. Это был какой-то светлый и радостный праздник, ожидаемый всей семьей. Конечно, необычайно сильную, заглавную, можно сказать, окраску придавало ему религиозное начало: ведь дата рождения Христа – это до сих пор отправная точка и нашего летоисчисления. Но в то же время народное сознание, руководствуясь отголосками каких-то смутных, еще более древних ритуальных обычаев, связывало с этим днем и завершение крестьянином извечного цикла многотрудных работ на земле, и стремление предугадать, окажется ли будущий год благоприятным для земледельца или нет.

В этот день (или канун его) крестьянин брал на заметку многое в природных явленияк: есть ли иней на деревьях, ясный день или метет метель, звездится небо, хорош ли санный путь, полагая, что густой иней сулит обильные хлеба, метель – роенье пчел, а звезды – урожай на горох. Вся эта система примет и поверий наделяла Рождество особым смыслом – таинственным, загадочным, уходящим в несказанно седую древность и полным неясных надежд.

Но зато всеобщее желание наконец-то вкусно поесть и погулять после унылого, надоевшего и изнурительного поста начисто лишало его всякой мистики, делало по земному близким и понятным, да еще каким близким и понятным.

Попробуй, посиди неделю за неделей на киселях да затирухе, не захочешь, да вспомнишь, как строжила тебя бабушка: «Погоди, пост, он подожмет тебе хвост!»

Что верно, то верно, поджимал пост хвосты, хотя и амбар, и клеть не были пусты. Но с наступлением праздника приходил конец и вчерашнему хлебу на столе, и приевшейся картошке в горшке. Мясное заговенье разрешало все: и долгожданные щи с мясом, и обмасленные пышные пироги, шаньги. Но прежде, чем сесть за стол, надо было обязательно сходить в церковь,причаститься.

Свадьбы на селе

Свадьбы на селе чаще всего игрались весной или осенью. В целях обеспечения молодым счастья на протяжении всей свадьбы проявлялось сопротивление ей. До самого свадебного дня противилась происходящему невеста, даже если она шла замуж своей охотой. Отсюда её причитания, которые всегда были импровизацией, не нарушающей строгих традиционных форм. Причитая, просватанная девушка «вопила громко», хлястая руками о лавку и пол». И все воспринимали это как должное, ей говорили: «не наплачешься за столом, дак наплачешься за столбом».

Сопротивление свадьбе исходило не только от невесты, но и от «приходящих» — односельчан, в день свадьбы провожающих невесту из родной деревни. Они загораживали дорогу свадебному поезду, пели так называемые корильные песни, в которых укоряли «жениха, ругали и высмеивали «сватовца» (или «вершника», если он ехал верхом на лошади, возглавляя свадебный поезд»).

Сватовец, сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Все ходил да лукавился,
Не путем, не дорогою,

Ой, не путем, не дорогою –
Стороной обоколицей,
Стороной обоколицей,
Да собачьими тропами,

Ой, все собачьими тропами,
Да звериными нормами,
Все звериными норами,
Все ходил да нахваливал,

Все ходил да нахваливал,
Чужую дальнюю сторону,
Чужую дальнюю сторону.
Все зложейку незнакомую,
Ой, зла –чуда сына отецкого

Старую деревню невозможно представить без песен. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные качали люльку с младенцем, под поминальные прощались с умершим.

Использованные источники:

(По материалам книг Плотникова Н. «Выставочные давности» и Ариниан Е.И. «Религия Вчера, сегодня, завтра», а также воспоминаниям старожилов).

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол.

Обряжаться со скотиной женщины ходили с зажженной лучиной. Так как в руках были ведра с пойлом и водой, лучинку приходилось нести в зубах. Во дворе ее вставляли в щель на стене. Напоив и накормив коровушку, приступали к дойке.

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх