Умер банионис. Донатас банионис

Донатас Юозович Банионис (лит. Donatas Banionis; 28 апреля 1924, Каунас, Литва – 4 сентября 2014 г.) - советский и литовский актёр, театральный режиссёр; Народный артист СССР (1974), лауреат Национальной премии Литвы в области культуры и искусства (2013).

Родители Донатаса - люди с творческим началом, которые сами тянулись к искусству, участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели.

Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец всё-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис - молодой режиссёр, вернувшийся незадолго до этого из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра - для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.

В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актёром. С тех пор жизнь актёра неразрывно связана с Паневежисом.

На сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов. Среди них роли в спектаклях: «Смерть коммивояжёра» А. Миллера (Вилли Ломен), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945, Городничий, 1977), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980), а также в спектаклях «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, «Предложение» А. П. Чехова, «Севильский цирюльник» П. Бомарше и др.

Член КПСС с 1960 года, член ЦК КП Литовской ССР.

В 1980 году, после ухода на пенсию Юозаса Мильтиниса, возникла угроза существованию Паневежисского театра - некому было ставить спектакли, актёры не репетировали. В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссёром, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем: репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. Руководил театром до 1988 года.

В эти же годы окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

У Донатаса Баниониса литовский акцент и поэтому в фильмах его озвучивали актёры Москвы и Ленинграда: Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, Георгий Жжёнов, Владимир Заманский, Александр Демьяненко. Собственный голос актёра можно услышать в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он, играя пастора, разговаривал с Деточкиным без дубляжа и пересчитывал деньги по-литовски, в фильме «Змеелов», и «Операция «Трест» .

В июле 2014 года пережил клиническую смерть…

Литовский актер и режиссер, известный по ролям в фильмах "Солярис" и "Мертвый сезон", умер на 91-м году жизни

Донатас Банионис. 1989 год

Москва. 4 сентября. сайт - В четверг на 91-м году жизни умер литовский актер и режиссер, народный артист СССР Донатас Банионис, сообщил агентству BNS его сын Раймундас Банионис. Актер умер в больнице.

Известно, что у Баниониса были проблемы с сердцем. Сообщалось, что в июле 2014 года он пережил клиническую смерть.

Литовский президент Даля Грибаускайте уже выразила соболезнования семье актера. По словам главы государства, Литва потеряла одного из самых известных, талантливых и любимых актеров прошлого века, обогатившего своими ролями театр и кино и прославившего свою страну по всему миру. Она отметила, что на протяжении всей творческой карьеры Банионис оставался верен художественным идеалам своего "легендарного учителя" - руководителя Паневежисского драматического театра Юозаса Мильтиниса.

Банионис родился в Каунасе в 1924 году. С юности стал играть в любительских театральных постановках, а в 1944 году окончил студию при Паневежисском театре в (Паневежис - город на севере Литвы). С 1980 по 1988 год он был главным режиссером этого театра.

Роли Донатаса Баниониса

За долгую творческую карьеру Донатас Банионис сыграл более 100 ролей в театре и более 50 - в кино. Банионис получил широкую известность после того, как в 1965 году на экраны вышел фильм Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать", за игру в котором актер получил приз за лучшую мужскую роль кинофестиваля в Карловых Варах.

В 1966 году актер сыграл пастора в фильме "Берегись автомобиля". Среди других работ Баниониса в кино - роль Ладейникова в фильме "Мертвый сезон" Саввы Кулиша (1968 год), роль Марьяно в "Красной палатке" Михаила Калатозова (1969 год), роль герцога Олбенского в "Короле Лире" Григория Козинцева (1970 год) и роль живописца Франциско Гойя в фильме "Гойя, или тяжкий путь познания", которая получила главный приз Московского кинофестиваля 1971 года.

В 1972 году Банионис исполнил главную роль в фильме Андрея Тарковского "Солярис". Он сыграл психолога Криса Кельвина, который отправляется на далекую планету под названием Солярис. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1975 году зрители увидели литовского актера в главной роли в ленте Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли". Годом позже вышел на экраны фильм остросюжетный "Жизнь и смерть Фердинанда Люса", где у Баниониса также была главная роль.

В фильмах, выходивших на русском языке, Баниониса чаще всего озвучивали другие актеры. Среди них - Зиновий Гердт, Георгий Жженов и Александр Демьяненко.

Звание народного артиста СССР Банионису было присвоено в 1974 году. Актер был также награжден национальной премией в области культуры и искусства Литвы и Большим командорским крестом ордена "За заслуги перед Литвой".

Советский и литовский актёр Донатас Банионис , которого зрители помнят по ролям Криса в «Солярисе», Вайткуса в «Никто не хотел умирать» и Ладейникова в «Мёртвом сезоне».

Банионис родился в Каунасе в 1924 году и с детства тяготел к творчеству. Отец его был портным, и хотя вместе с женой и поддерживал начинания сына, но видел его в первую очередь ремесленником. Так Банионис поступил в училище, где изучал гончарное дело. Но тяга к искусству была столь велика, что 14-летний Донатас не мог удержаться от того, чтобы попробовать свои силы в театре. Но поначалу его туда не приняли, и тут не обошлось без удачи — в 1941 году друг познакомил Баниониса с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом , и тот принял юношу на должность актёра-кандидата. Впоследствии именно Мильтиниса Банионис на протяжении всей жизни называл своим учителем.

«Мой учитель Мильтинис всегда считал, что главное в актёре — это его личность. Чем глубже и одухотворённее личность — тем более достоверен создаваемый им образ, — говорил Банионис. — Мильтинис учил нас постоянно анализировать. Анализировать всё — прочитанные книги, увиденные спектакли, подсмотренные жизненные ситуации».

Именно тогда, в 40-е годы, Донатас Банионис заканчивает актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса и становится профессиональным актёром. Вскоре он оказывается в кино: в 1947 году попадает в массовку на съёмках киноленты «Марите». Однако серьёзные роли он стал получать значительно позже — лишь в конце 50-х годов. А признание пришло к нему после фильма Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», снятого в 1966 году. Лента рассказывает о периоде становления советской власти в Литве. Противники этого процесса пытались всячески ему препятствовать, в том числе и убийствами. Банионис сыграл Вайткуса, человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов. Именно он вынужден был дать отпор местной банде. Впоследствии «Никто не хотел умирать» был признан журналом «Советский экран» лучшим советским фильмом года. В Литве картину приняли неоднозначно, к тому же Банионис, по сути, встал на защиту советской власти, но со временем недовольство его позицией утихло.

Ленту Жалакявичюса Банионис считал одной из лучших в своей карьере. В этот ряд он также включил «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского . Роль разведчика Ладейникова в вышедшем в 1968 году «Мёртвом сезоне» стала хрестоматийной и впоследствии заняла место в одном ряду с исполненным Вячеславом Тихоновым Штирлицем. Однако досталась она Банионису не сразу. На студии сочли литовца недостаточно красивым и не хотели его утверждать. Отстоять Баниониса удалось великому режиссёру Михаилу Ромму и прототипу Ладейникова — разведчику Конону Молодому .

Годом позже Банионис не затерялся в блестящем ансамбле «Красной палатки» Михаила Калатозова , где его партнёрами были Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрий Визбор и другие выдающиеся актеры. Роль литовцу досталась небольшая, но сыграть её он сумел довольно ярко.

Три года спустя Баниониса в свою новую картину — «Солярис» — пригласил Андрей Тарковский. Но и тут, как и в «Мёртвом сезоне», всё оказалось не так просто. Предыдущая лента режиссёра — «Андрей Рублёв» — была запрещена и на экраны не выходила. Банионис же перед тем, как принять решение, попросил Тарковского дать ему тайно посмотреть «Рублёва». Увидев фильм, литовец был поражён. «Это уже не кино, а искусство», — говорил он впоследствии.

«Солярис» после выхода не был принят почти никем. Даже на Каннском кинофестивале, где он получил «Гран-при», награду фильму, считает литовец, дали скорее по политическим соображениям — все знали о сложных отношениях Тарковского и советских чиновников и хотели этим шагом поддержать опального режиссёра.

«Я понял, что это поэтическая, философская картина, которая никому не нужна, — говорил Банионис впоследствии. — Помню, получал письма со словами: «Донатас Юозович, все зрители вас очень просят: "Больше в такой халтуре, как «Солярис», никогда не снимайтесь". "Солярис" — одна из загадочных картин, в которой мне до сих пор не всё понятно. Думаю, мало кто её до конца понимает».

В картинах калибра «Соляриса» не мог сняться рядовой актёр. Нужен был человек, способный прочувствовать поэтический язык режиссёра, понять его задумку. И Банионис как нельзя лучше подходил на эту роль — литовец, впитавший заветы Мильтиниса, был чужд кривляниям на экране, всё его богатство было глубоко внутри — в глазах, движениях, в молчании. Образ задумчивого, но высокодуховного человека Донатас Банионис пронёс через все свои роли.

«Банионис из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость, — говорил Савва Кулиш . Он таков по своей натуре. Кроме того, Банионис — личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно приплюсовывается к роли, углубляя и укрупняя её».

За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признававших его вклад в кинематограф. К ним литовец относился довольно прохладно, считая, что они являются не целью, а лишь признанием его заслуг.

В последние годы жизни Баниониса спрашивали, не стало ли в сейчас искусство, и кино в частности, терять свою глубину. На что он ответил: «Сейчас время такое. Недостаточно нравственное, бездуховное. У каждого времени — своя правда. И своё искусство». Искусство, которому будет так не хватать глубины характера Донатаса Баниониса.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх