Святые в ватниках. Герои гражданской войны

Беднота и молодежь, поверившая в идеи социальной справедливости, равенства, братства, искренне бросились заре навстречу. Не осталось в стороне и население станицы Отрадной Баталпашинского отдела. Здесь была создана самая крупная большевистская организация в Баталпашинском отделе во главе с Иваном Прохоровичем Пузыревым (1881- 1942 г). В станице Отрадной не только Совет, но и гражданский комитет были большевистскими и боролись за осуществление большевистской программы. Для пропаганды большевистских идей группа И..П. Пузырева организовала общественную читальню. Т. Беседин, И. Борисенко, Я. Чайкин, С. Савин, В. Кандыбин, И. Леженин и другие читали станичникам лекции, газеты, знакомили с текущими событиями.

Шла гражданская война. Значительная часть казаков отправилась воевать, женщины с детьми не могли обрабатывать землю в достаточном количестве, а в крупных городах на Украине начинался голод. Большевики призывали закончить войну. Многочисленная часть населения поддерживала их.

Голодающие, в основном женщины с детьми, устремились на Кубань. Были созданы продовольственные отряды, которые собирали продовольствие для голодающих. Одним из таких отрядов руководила учительница из станицы Попутной комиссар Татьяна Григорьевна Соломаха. Ей удавалось собирать большое количество сельхозпродукции и отправлять ее через Невинномысск и в Армавир в большие города. Зажиточные казаки противились этому, они не хотели, чтобы рабочие влияли на жизнь казаков на Кубани, чтобы укреплялись связи между рабочими и казаками. Борьба была не на жизнь, а на смерть. Так, в станице Удобной был казнен красноармеец из продотряда. Бандиты разрезали ему живот и засыпали пшеницей.

Не один раз приходилось и участникам продотряда Т. Соломахи вступать в боевые столкновения. Однако простые казаки и иногородние поддерживали продотряды. Жители Удобной В. Субочева, Н. Волкова, Галушко рассказывали, что священник Березовский в своих проповедях обращался к верующим о сборе продовольствия для голодающих. Верующие откликались на этот призыв, помогали всем, чем могли.

Шел 1918 год. Под натиском армии Деникина Красная Армия отступала к Астрахани через безводные степи Калмыкии.Ситуация осложнялась еще и тем, что в стране свирепствовала эпидемия тифа. Вшей, переносчиков этой болезни, можно было собирать горстями (из воспоминаний Е.И. Кияшко, командира красноармейцев ст. Удобной).

Из 500 его бойцов в Удобную возвратилось только пять человек. Отступал с Красной Армией и отряд красногвардейцев из станицы Попутной. Тяжело заболела и продкомиссар Татьяна Соломаха. Состояние ее было тяжелое, и попутненцы решили ее оставить в селе Казьминском у знакомой учительницы, муж которой был белым офицером. Он служил в первом Лабинском полку под командованием Дмитрия Максимовича Казликина, который был родом из ст. Попутной. Так сложились обстоятельства, что одновременно офицер пригласил в гости своего командира и тот встретил свою землячку, с которой был хорошо знаком по кровавым делам. Комиссара Соломаху тут же арестовали и конвоем отправили в ст. Попутную.

В 1957 году ст. Отрадная отмечала 100-летний юбилей. По приглашению райкома партии приехала на юбилей Люся Аргутинская – автор повести «Таня», посвященной комиссару продовольствия. Книга была издана в 1940 году. Ее изучали во всех комсомольских организациях. Мне, в то время работавшей в райкоме комсомола, поручили организовать встречу писательницы с родной сестрой Татьяны – Раисой, жившей в то время в ст. Бесскорбной.

Вот что рассказала нам Раиса о последних днях жизни своей знаменитой сестры.

Когда Татьяну привезли в Попутную, казаки пришли домой, чтобы забрать роскошную косу, которую она отрезала перед походом. Один из казаков сказал: «Мы ее повесим на ее же косе». Мать пошла в зал, взяла косу и мгновенно бросила в горящую печь, за что ее избили.

Татьяну поместили в сарай, где ее постоянно избивали шомполами. Пропитанная кровью кофта прилипала к телу, а утром на следующем допросе эту кофту медленно отрывали от ран, что доставляло невероятные мучения. Один из истязателей спрашивал: «Больно?». Она отвечала: «Да, больно, но плакать ты меня не заставишь!»

По вечерам Раису мать отправляла с едой к Татьяне. Однажды знакомый казак, охранявший арестованную, пустил ее на ночь к сестре. Всю ночь, не сомкнув глаз, они проговорили, а утром казак сообщил: «Идет Казликин, спрячься под топчан!»

На следующее утро, 7 ноября 1918 года, в первую годовщину Октябрьской революции, Татьяна была предана мученической и кровавой смерти – четвертованию. Также был казнен и ее соратник - Владимир Трофимович Шпилько.

Кровь за кровь, месть за месть. Такая жестокая расправа была совершена из-за убийства в июне 1918 года отрядом Красной Армии жены и 18-летнего сына Д.М. Казликина. И таких случаев на Кубани было множество.

На примере подвига и героизма Татьяны Соломахи воспитывалась молодежь в предвоенные годы. В 1941 году в деревне Петрищево фашисты взяли в плен юную партизанку, которая пыталась поджечь их конюшню. Пытки, истязания (жгли лицо керосиновой лампой) не дали результата. Она не назвала своей фамилии. На ее казнь согнали всех жителей села, глядя на истерзанную пытками тоненькую девушку, плакали. А она, гордо подняв голову, крикнула: «Не плачьте, товарищи, победа будет за нами!» После освобождения деревни газета «Комсомольская правда» опубликовала небольшую статью о неизвестной девушке и фотографию казни. В газете сообщалось, что фамилию на допросах-пытках она не назвала, сказала только, что зовут ее «Таня». Москвичи узнали в ней ученицу одной из московских школ – Зою Космодемьянскую.

Впоследствии мать Зои рассказывала, когда они всей семьей читали повесть Л. Аргутинской «Таня», то Зоя, задумавшись, сказала: «А я тоже могла бы поступить также…»

Я уверена, что и сегодняшняя молодежь многое знает о мужестве, бескорыстной любви к Родине многих молодых защитников нашего Отечества. Надеюсь, что наша районная газета будет продолжать рассказывать о героях-пионерах, комсомольцах, насмерть стоявших в боях против фашизма. А также о других 12-13 летних подростках, работавших в тылу, в нашей сельской местности – в колхозах. Все старались для фронта и для Победы, кормить свою боевую армию, дорожа каждым колоском, каждым яблоком…

На примерах героев нашего Отечества мы обязаны воспитывать своих детей, гордиться своим прошлым и осмысливать его, любить Родину, уметь защищать свои интересы, традиции, культуру.

Страшны времена, когда нет героев. Тех, кем хочется восхищаться. Искренне считать его, героя, лучше, чище, чем ты сам. Это очень важно - иметь героя. И отдельно взятому человеку, и стране в целом. И народу…

БЕЗ ИДЕАЛОВ

Я, пожалуй, последнее поколение, которому повезло в школьном возрасте знать героев поименно. Книжки про пионеров-героев, школьные линейки и классные часы, посвященные героям Великой Отечественной… Замечательные книги про молодогвардейцев, про Гулю Королеву, по Володю Дубинина. Особняком стоял подвиг Зои Космодемьянской - мы ходили в лыжный поход в Петрищево, где была повешена Зоя. Подвиг принимал вполне реальные очертания, обрастал бытовыми подробностями. Деревья, которые, наверное, видели казнь Зои.

Дорога, лес… Те же самые, что и холодной зимой 1941 года. Мы читали книги про юных героев не «для галочки», а потому что было интересно. Даже какой-то трепетный восторг охватывал: как же так?! Погибали такие молодые! Наши ровесники. Или - чуть-чуть постарше. Откуда они взяли столько сил, мужества? И, конечно, подсознательно рождался вопрос: а смогли бы мы так? А вдруг - война…

Эта мысль пугала, не давала уснуть. Страшно умирать. Но как - по-другому, если были такие вот наши безоговорочные, безусловные герои? Предать их - это предать память. Предать деда и бабушку, и их фронтовых друзей, и - предать Родину. Целую страну.

Потом, в девяностые, началось безвременье. Может быть, настала долгожданная свобода и дунул ветер перемен. Может, стало лучше. Не берусь судить. Но мы упустили главное: идеологическое воспитание молодежи.

Из жизни школьников ушли «Библиотеки пионера», лыжные походы по местам боевой славы, гордость за славное прошлое. Даже как-то стало смешно и непонятно - чем гордились-то?! Отдали люди свою единственную, неповторимую жизнь за сомнительные идеалы. Предали в первую очередь себя. Дураки…

«Бери от жизни все», «человек ищет где лучше», вкупе с рыбой, которая - «где глубже», «Вы этого достойны» и многое, многое другое, - оно разъело наши души похлеще, чем ржавчина старый металл. В центральных газетах стали появляться гадливые статьи-опровержения. В том числе - и про Зою Космодемьянскую. Подвергали сомнению и то, что повешена была именно Зоя: неподалеку партизанила еще одна девушка, Лиля Азолина, очень похожая на нее внешне.

Писали, что Зоя была больна шизофренией, и что при вскрытии обнаружили у нее два десятка зародышей - от фашистов; и говорили, что она страдала пироманией… Сколько грязи было вылито на всю горькую, но великую историю нашей Победы.

Как было устоять молодежи? Вот и выросло - «поколение без героя». И уже не одно поколение. И не их в этом вина. Это - беда, потому что очень тяжело жить, не имея перед глазами примеров того, как вести себя в тяжелые времена. Без героев наступили одни серые будни, наполненные потреблением. Горько это и довольно бессмысленно.

СТАТЬЯ В «ПРАВДЕ»

Фронтовой корреспондент Петр Лидов случайно услышал историю неизвестной партизанки, повешенной фашистами. Ее рассказал хозяин дома в Подмосковье, где заночевал Петр. Старик восхищался мужественной девушкой, которая перед казнью говорила речь, не сломалась. Лидов рванул в Петрищево - и через несколько дней, 27 января 1942 года, в газете «Правда» появился очерк под названием «Таня». Так назвалась Зоя Космодемьянская. У нее был идеал - Татьяна Соломаха, героиня Гражданской войны. Были там и фотографии с места казни. Поражает, насколько чистое, открытое лицо у измученной партизанки. Наверное, так выглядят святые, умирающие за веру… Чистый лоб, нежная девичья шея, на которой захлестнута петля. И глаза. Черно-белые кадры, сделанные в походных условиях, по определению не могут передать цвет.

Но чем больше вглядываешься в эти страшные снимки, тем яснее, светлее видятся Зоины глаза. У нее были удивительные глаза - светло-серые, опушенные длинными ресницами. Мученица. Таким же мучеником за веру - православную - был и дед Зои, Петр Иоаннович Козмодемьянский, священник Знаменской церкви села Осино-Гай. В августовскую ночь 1918 года он был схвачен большевиками и после жестоких истязаний утоплен в пруду. Его тело было обнаружено лишь весной 1919 года и предано земле рядом с церковью, где он служил… Такая вот страшная мученическая преемственность. Вера - разная, разные - палачи. Но как схожи эти души… 18 февраля появилась статья «Кто была Таня». Так советский народ узнал имя героини. Говорят: на миру и смерть красна. Зоя Космодемьянская умирала безвестной - и лишь чистая случайность, совпадение позволили узнать про ее подвиг. Она была награждена Золотой звездой Героя Советского Союза - посмертно. Стихи о Зое писали Юлия Друнина, Маргарита Алигер, Роберт Рождественский и многие другие.

Ее именем названы улицы, памятники Зое установлены в десятках городов. Но онато, эта ясноглазая девочка, взошедшая на эшафот, не знала о том, что страна узнает о ней! Почему-то мне кажется, что она думала о своей маме. Такие хорошие, правильные девочки всегда в первую очередь думают о целой стране и о своей маме.

МАМА

Мама Зои Космодемьянской была учительницей. В своем повествовании «Повесть о Зое и Шуре» (литературная запись Фриды Вигдоровой) Любовь Тимофеевна рассказывает о своих детях. Старшей, Зое. И младшем - весельчаке Шурке. Александр Космодемьянский тоже погибнет в костре Великой Отечественной, через четыре года после казни Зои. Повесть удивительно теплая и нежная, в ней совсем нет пафоса, зато прекрасно вырисовываются характеры.

Сосредоточенная, порядочная и очень сдержанная умница Зоя. Талантливый, порывистый Шурка. Материнская память хранит бесценные кадры их жизни. Вот они переезжают из села Осиновый Гай в Москву; вот умирает отец после неудачной операции на кишечнике - Зое тогда всего десять лет. Зоя всю свою недолгую жизнь вела дневник, выписывая в него аккуратным почерком цитаты из любимых книг… Как Любовь Тимофеевна пережила страшный момент - когда прочитала очерк Лидова в «Правде»? Когда увидела на фотографии лицо своей девочки, своей Зои.

«Место казни окружали десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояли больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано собраться и присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые, придя и постояв, потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища.

Под спущенной с перекладины петлей были поставлены один на другой два ящика из-под макарон.

Татьяну приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Один из офицеров стал наводить на виселицу объектив своего «кодака»: немцы - любители фотографировать казни и экзекуции. Комендант сделал солдатам, выполнявшим обязанность палачей, знак обождать. Татьяна воспользовалась этим и, обращаясь к колхозницам и колхозникам, крикнула громким и чистым голосом:

Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:

Мне не страшно умирать, товарищи. Это - счастье умереть за свой народ…

Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу:

Скорее же!

Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:

Вы меня сейчас повесите, но я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня… Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись, чтобы не видеть того, что должно сейчас произойти. Палач потянул веревку, и петля сдавила Танино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая силы:

Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!..

Палач уперся кованым башмаком в ящик, и ящик заскрипел по скользкому утоптанному снегу. Верхний ящик свалился вниз и гулко стукнул оземь. Толпа отшатнулась. Раздался и замер чей-то вопль, и эхо повторило его на опушке леса… » (Из очерка Петра Лидова « Таня»).

После войны Любовь Тимофеевна прожила еще долгую жизнь. Жизнь, наполненную воспоминаниями о том, какими были ее дети.

ПОДВИГ

Сейчас многие говорят: подвиг партизан сомнителен. Зачем они поджигали дома своих же соотечественников, лишая их крова в суровую зиму? Но, во-первых, приказы начальства не обсуждаются. Во-вторых, этим партизанам - фактически смертникам - было всего-то по восемнадцать лет! Для них мир был черно-белым. «Наши» и «фашисты». Деревня, где окопались « фашисты», должна была быть уничтожена! Любой ценой.

28 ноября 1941 года при попытке поджечь сарай Зоя была схвачена - ее заметил «наш» же, «советский». История сохранила его имя - С. А. Свиридов, и скромную награду за поимку - стакан водки. Ну и то, что был он впоследствии судим и приговорен к высшей мере… Местные жители - а до недавнего времени были живы непосредственные свидетели казни, в то время - дети, - рассказали в деталях, как выводили девушку босой на мороз, подносили к запекшимся губам огонь, истязали и мучили.

Потом повесили. Один из очевидцев сказал, что сначала было страшно, а потом привыкли: тело казненной партизанки провисело больше месяца. Клавдия Милорадова, боевая подруга, присутствовавшая на опознании Зои Космодемьянской, рассказывает страшные подробности. И тут же, забываясь, вспоминает Зою живой и смеется, говорит о нереально длинных ресницах…

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗОИ

А сейчас, мне кажется, наши герои возвращаются. Вновь возникает интерес к Победе. Мы хотим знать имена. Это нужно, важно.

Живые свидетели той страшной войны уже почти все ушли. Но появился «Бессмертный полк». Массовое шествие с портретами своих предков - одна из самых запоминающихся, светлых картин последнего времени. Люди не могут жить без идеалов, без героев. Это правильно, это справедливо. Леонид Леонов как-то сказал: «...еще прежде, чем историки, скульпторы и поэты найдут достойные формы для воплощения беззаветных свершений героев, а Отечество оденет в бронзу их образы, следует любыми средствами сохранить в памяти хотя бы самые незначительные их живые черты». И в первую очередь эта память, эта преемственность нужны молодым. Тем, у которых жизнь только начинается. А «Зоя» в переводе с греческого и значит «жизнь».


Начнём от обратного. А именно - вам приходила мысль, почему для того, чтобы дискредитировать человека или страну, событие или достижение, критики выбирают совершено противоречащие и взаимоисключающие факты. Если проследить целенаправленность критики - её, такую вроде несвязную, противоречивую, но последовательную, можно увидеть в отношении разных персон и в разных странах. Могут ругать одновременно как святых, так и тех, кто этих святых не признавал, как героев Отечественных войн и советского труда, так и тех, кто сейчас поддерживает новый капитализм и критичен в отношении сталинского режима. Они ругают как самого Сталина, так и тех, кто ругает Сталина за то, что он был тираном, революционером, уничтожившим царскую Россию, и… тут же ругают Царскую Россию и поливают грязью Романовых.

Тенденция такова, что критиков повально не устраивает, например, и царская Россия - «страна рабов», и СССР - «страна рабов», и Россия путинская - опять «страна рабов».

Конечно, можно запутаться, но не спешите. Такой аврал критики действительно направлен на эмоциональное впечатление, чтобы в вести в стопор непонимания. Но, если всё-таки идти в рассуждениях от обратного (как я и предлагаю), - вывод очевиден. Неприятие и критика совершенно разных фактов и личностей в истории отдельного государства имеет в сознании критикующих что-то настолько общее, чему они могут даже не отдавать отчёта. Так что же это за «бозон Хиггса» такой, который объединяет в коллективной травле и ненависти одних и в коллективной защите противоречивых фактов других? Разберёмся.

Иеротопия

Для примера давайте вспомним наших священников-ветеранов. Ко дню Победы многие из них с гордостью надевают на простые подрясники свои ордена и медали. В любом случае эта эклектика - священник в орденах с советской символикой - повод для нападок: мол, какие ж они священники - эти «московиты»? Если путают грешное с праведным. Ведь если они приняли Христа - как могут носить эти звёзды советской эпохи, по многим трактовкам знаменующие собой противоположность самому Кресту? Действительно, что это за люди такие? Да никакие не особо особенные. А обычные - вставшие как тогда, так и после Победы, на защиту святости.

Мы хоть сами замечали, как часто употребляем слово «святость» во всех падежах? И выражения, которые стали расхожими, - «у тебя ничего святого нет» или «святые для нас даты» - слетают с наших уст автоматически. Но даже если автоматически - и то хорошо. Отличает глубинная память это ощущение от других чувств.

В нашем сознании (как верующих, так и атеистов) святое - это что-то сверхдорогое и сверхценное. В том смысле, что святое - это не ценная бумага на банковской бирже. А вот сверхценная бумага - это письма давно умерших родственников, которые не бросишь в огонь, или Евангелие, в буквальном смысле - которое лежит на аналоях в храмах, как материализация Слова на бумаге. В разных религиях и философиях, и даже в быту, понятие святости у разных народов сводится к одному общему знаменателю - это нравственная характеристика людей и их поступков, мест и событий, которые призывают подниматься над приоритетом земных, бытовых дел ради высоких целей. Достижение этих святых целей поворачивает вспять события, внутренне меняет причастных людей и свидетелей, остаётся в памяти поколений - тем самым побеждая смерть как забытьё. А часто и буквально - побеждая смерть.

Но и тут, скажу вам по секрету, что звучит такое обобщающее понятие «святость» на разных языках по-разному, и смысл немного разнится. Да и категории святости тоже у всех религий и народов разные - как по значению, так и по количеству. А вот в русском языке слово святость происходит от слова свет - как цель, путь и необходимое условие, что бы видеть эту цель. Да, частично это языческое толкование. Потому изначально святые на Руси - это образец во всех сферах их деятельности, а не только в сугубо церковно-религиозном контексте. Это сыны света против тьмы. Не буду углубляться в историю противоборства Архангела Михаила и Денницы. Или хотя бы в истории былинных русских героев, побеждающих драконов. Достаточно того, что те самые священники с орденами и есть сыны света, победившие в период своей молодости сынов тьмы и продолжающие побеждать теперь - на другом ратном поле.

Нет, я не хочу умалить роль других ветеранов, наоборот. Множественные свидетельства этих людей (зафиксированные в воспоминаниях) говорят о том, что промысел Божий хранил Россию всегда и во всех мировых войнах. А во Второй мировой - особенно. Как берегли иконки, вшитые матерями в гимнастёрки, как являлись святые, как помогал Николай Чудотворец… Этому набору свидетельств, как и результату Небесного покровительства, даже есть название - иеротопия - священные пространства. Ими могут быть не только храмы, а целые города и страны. Так что идти супротив иеротопии России бессмысленно - это священное пространство.

Но уж, поскольку в начале мной заявлена болезненная критика ищущих повода покритиковать всё, что для нас свято, - со священников с орденами и начну.

Из рода Ааронова

Род Аарона - это потомки того самого первосвященника Аарона, кто вместе с Моисеем обличал египетского фараона и выводил евреев из плена. Звание первосвященников сохранялось за его потомками до пришествия на землю Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде. И что для нас важно, сама Богородица непосредственно из этого самого рода по материнской линии, как и положено у евреев.

Многочисленное священство, служащее в Истине, на всех землях планеты и нашей Родины - сегодня единственное остаётся действующим и рукоположенным от Иисуса и рода Ааронова, из которого во плоти Он и происходил по той же самой материнской линии. Собственно, призвав апостолов и другие народы, Спаситель установил новую Родословную - рождённых в Истине, через Таинства и рукоположение. Потому для меня все наши священники - из рода Ааронова.

Преемственность в семейном деле развита и сейчас. Есть целые поколения фермеров, банкиров, заводчиков, ремесленников. В России таким наследственным делом очень часто было священство. В годы революционных преобразований оно тщательно уничтожалось. Иногда целыми семьями. Иногда и приходами - если священник пользовался в своём селе или общине уважением и авторитетом.

Это коснулось и семьи потомственных священников, которые были расселены по многим населённым пунктам Тамбовской губернии. Фамилии их звучат так, как называются храмы в честь святых Козьмы и Дамиана. И, вполне вероятно, от названия храма и пошли. Имена её представителей впервые встречаются в списках воспитанников Тамбовской духовной семинарии с 1838 года, затем в 1850 году в семинарию поступает Иван Козьмодамиановский из села Чамлык Усманского уезда; в 1852 году - Феодосий из села Ольхи Моршанского уезда; в 1870-м - Павел Козьмодомиановский из села Иноковки Кирсановского уезда. В документах Государственного архива Тамбовской области упоминаются вдовы священников, служивших в начале XX столетия в селах Осиновые Гаи и Рудовка, - Александра Яковлевна и Мария Николаевна Козьмодомиановские. Из рода Козьмодомиановских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некоторые из них - и до 30-х годов. Как и многих других тамбовских священников, Козьмодомиановских постигла жестокая участь репрессированных.

27 августа 1918 года был замучен и утоплен в местном пруду Пётр Иоаннович Козьмодомиановский. Он также родился в семье священника и один из его братьев, Василий, также стал священником. Начинал о. Петр с псаломщика. Но когда окончил Тамбовскую духовную семинарию, работал ещё и учителем в приходской школе села Крутец и священником в Казанской церкви. В 1906-м был переведён в село Осиновые Гаи в Знаменскую церковь, где сменил одного из своих дальних родственников - Василия Козьмодомиановского. В приход Знаменской церкви кроме Осиновых Гаёв входило ещё множество деревень - где иерей Пётр был учителем и благодетелем, тайно оставляя в домах бедных милостыню.

Там в 1918 году, поддерживаемый крестьянами и своим приходом, активно выступал против нововведений коллективизма. Сначала в период уборной страды у крестьян начали отбирать лошадей для Красной Армии. Потом зерно и другие запасы. На День Св. Троицы иерей Пётр недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили.

Потом потребовали изъять церковно-приходские метрические книги, где были записаны все жители района. Зачем были нужны эти метрики - понятно. Они свидетельствуют о тех, кто регулярно посещал храм, чтобы никто (из этих метрик) не спрятался. Тогда весь Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны. Четверо сыновей иерея Петра выступали вместе с отцом. Старшие, Анатолий и Алексей, учились в то время в Тамбовской духовной семинарии, а младший, Александр, - в Духовном училище.

Петр Иоаннович был схвачен на чердаке собственного дома, где хранил метрики, и схвачен теми, кого, возможно, в недавнем прошлом учил в сельской школе или благословлял на праведные дела. Именно в этом чудовищная суть события в тамбовском селе Осиновые Гаи в августе 1918 года... После расправы тело иерея Петра было обнаружено лишь весной 1919 года, когда полая вода выбросила его на берег незадолго до праздника Троицы. Кто-то из пастухов заметил что-то вроде света и пения у воды (в нескольких километрах от села). При проверке нашли тело иерея Петра. По свидетельству очевидцев, оно было без всяких признаков разложения и имело восковой цвет.
Его жена Лидия Фёдоровна боялась забрать без разрешения тело мужа — местные власти могли оставить её несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием похоронила мужа у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919 года, в Духов день. Надо ли вам объяснять, что чувствовал взрослый сын, хороня замученное тело отца? Кем бы он ни был, семинаристом или красноармейцем. На могиле Петра Козьмодомиановского и ныне стоит крест, в селе Осиновые Гаи он почитается святым.

Неудивительно, что сын иерея Анатолий активно выступал против коллективизации, был признан кулаком и сослан вместе с семьёй в Иркутскую область. Об этом описывает в своей книге жена Анатолия Козьмодомиановского - учительница Любовь Тимофеевна Чурикова. Она и есть единственный достоверный источник, по которому мы можем сегодня отследить формирование людей, которых многие назовут новым поколением героев. Любовь Чурикова - мама Зои Космодемьянской, написавшая о своей жизни и детях книгу «Повесть о Зое и Шуре». Там автор мимоходом и вспоминает, что её будущий муж Анатолий Козьмодомиановский вернулся из боёв гражданской войны красноармейцем, что вызывает у меня легкое недоумение и, в то же время, понимание: надо отдавать себе отчёт, в какое время писала мама Зои Космодемьянской свои воспоминания. О многих моментах в повести не сказано - но любой родитель поймёт: несказанное звучит громче, чем опубликованное.

В повести мама Зои пишет, что они уехали в Сибирь по собственному желанию - буквально, «мир повидать». А читается это как тайнопись революционеров молоком. Конечно, это неправда. И что же это был за мир? «…город Канск, Енисейского округа. Городок был маленький, дома одноэтажные, деревянные, и тротуары тоже деревянные. Нам дали назначение в село Шиткино, и мы решили сразу, не теряя времени, двинуться туда». Семью Анатолия Козьмодомиановского в Сибирь сослали - подальше от места его родины, Осиновых Гаёв, где всё напоминало смерть отца-священника и результаты деятельности большевиков… И сослали навсегда. По причине доноса односельчанина Кузьмы Семёнова, написавшего в исполком письмо, обвиняя комбед (комитет бедноты), в котором служили Анатолий с женой, в завышении норм отбора зерна и изъятии излишков у сельчан в собственных интересах. Вполне может быть, что семья Козьмодомиановских бежала из родного села от начинавшейся широкой антирелигиозной кампании, насильственной коллективизации и целенаправленной борьбы со священниками и их потомками.

Тогда один из их многочисленных однофамильцев/родственников, священник Николай Павлович Козьмодемьянский, опекавший паству в Вятках Тамбовской губернии, был расстрелян 4 февраля 1938 года, и лишь в июле 1989-го признан невиновным и реабилитирован в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года. Волна расправ то откатывала, то накатывала на священническую династию.

В книге «Повесть о Зое и Шуре» вы можете прочитать, как восторгается красотами природы Сибири семья сосланных. Но первой не выдержала сама мама. «Морозы доходили до 57 градусов», - как бы намекает она читателю повести… И ещё один важный эпизод: в сибирской деревне, где они жили и учительствовали, кулаки убили нескольких коммунистов. В людях зрело недовольство капиталистическими «недобитками». И это были их соседи - которые не знали, что учителя Анатолия Петровича Козьмодомиановского с семьёй сослали в Сибирь по обвинению в том же кулачестве… Жить опять становилось опасно. Любовь Тимофеевна пишет сестре в Москву отчаянное письмо - выручить их хоть как-то. Сестра Ольга Чурикова работала в то время в аппарате Наркомпроса и вымолила у Надежды Крупской разрешение на возвращение родни в Москву. Условие было одно - изменение фамилии. Фамилию изменили, на несколько букв. Но не забывайте, что родители Любови Чуриковой тоже были из Осиновых Гаёв и помнили всю историю с убийством священника - отца зятя. В книге Любови Тимофеевны нет ничего о детстве и взрослении в Осиновых Гаях, когда она ходила в храм обязательно - как и все односельчане. Она только опять оговаривается, что знала своего будущего мужа - сына священника - с детства. Также опущен тот период (кроме незначительных бытовых зарисовок), когда их дети уже могли задавать вопросы о своих дедушках и бабушках. Нет - не значит, что дети этих вопросов не задавали и не получали ответы от старших. Не будем додумывать, встречались ли они с другой бабушкой - вдовой иерея Петра, своего деда? Показывала ли она им могилу священника и что говорила о причине его смерти. Любовь Тимофеевна об этом не пишет.

Более характерны эпизоды воспитания в детях любви не только к русским детским сказкам - а к греческой мифологии, мировой истории, романам иностранных авторов. Когда были опубликованы воспоминания сослуживцев Зои по диверсионной группе, они вспоминали, как у костра она наизусть цитировала длинные стихи и отрывки из поэм. Действительно, если кто умеет читать между строк, - пусть ознакомится с биографией Зои Космодемьянской и её брата Саши (тоже героя Советского Союза) в книге их матери. Результаты воспитания проскакивают в эпизодах становления таких моральных качеств Зои, которые стремятся к абсолюту. То есть именно такие качества, которые не всегда воспринимались её сверстниками и домашними, как чрезмерная принципиальность и обязательность, болезненное восприятие неправды и даже «цепляние» за слова, сказанные кем-то необдуманно. Как сказали бы на языке людей воцерковленных - сказанные всуе. Моральные компромиссы были не для неё, и это часто делало Зою невоспринимаемой большинством сверстников.

Кто записан в Книгу Жизни

Конечно, при переезде в Москву можно было изменить фамилию, но нельзя было изменить наследственность. В любом случае, условием переезда семьи в Москву было полное инкогнито своей прошлой жизни. Опять же - кто хочет, сам может ознакомиться с биографией Зои, написанной матерью, и сделать личные для себя выводы. Для меня красной линией проходит одна показательная тенденция. Я не вижу в этом тексте мечты Зои о земном будущем, о том, кем она хочет стать после школы, куда пойти учиться. Может, она и говорила об этом с родителями, с друзьями, но в тексте этого нет. Акцент ставится на другом - за что бы ни бралась Зоя, какое бы обещание ни давала - всегда выполняла и доводила дело до конца. Неоднократно звучит её фраза: «Этого мало». Болела ли она или была уставшая - всегда достигала результата.

Это же произошло и при выполнении задания уже в рядах диверсионной группы в тылу врага. Не послушавшись старшего группы Бориса Крайнова, требовавшего возвращаться в часть, она убедила оставшихся в живых вернуться и всё-таки окончательно уничтожить штаб фашистов в деревне Петрищево. Главное задание уже было выполнено, но «этого мало» - говорила Зоя…

Собственно, это упорство позже, на волне дискредитации, давало повод говорить о Зое Космодемьянской как о психически больной и выискивать не оправдавшие себя доводы. Даже указывали на то, что нормальный человек не вытерпел бы тех мук, которым подвергли её.

Для себя я прихожу к выводу, что некоторые мученики первых веков христианства были для меня одно время тоже не совсем воспринимаемы. Конечно, те из них, кого преследовали, - они прятались или хотя бы не афишировали веру, а были прихожанами катакомбных церквей или тайными христианами, случайно попавшимися на чём-то отвлечённом. Или даже если на них донесли - эти мученики, да, были мне понятны. Но категория тех, кто сам приходил в периоды активизации гонений и исповедовал веру, зная, что за это их убьют, - эти святые были для меня несколько загадочными. Если тебя заставляют отречься от веры, а ты не отрекаешься - конечно, это поступок, но зачем специально идти на осознанное уничтожение?

Этот вопрос периодически возникал в моём осознании православия, пока мне не попалась на глаза градация святых, где были не только мученики или великомученики - а и подвижники, исповедники, страстотерпцы…

Меня начала посещать одна, довольно нестандартная, мысль: что стимулирует человека стремиться к выходу за якобы разумные рамки? Согласитесь, люди, стремящиеся к невозможному, превозмогающие свои слабости, есть во многих профессиях. Чаще всего это наблюдается в спорте - чаще и нагляднее. Но там тоже всё понятно: они не суицидники и даже зарабатывают очень большие деньги, хотя жизнь их подвергается опасности. Военные - да, тоже рискуют жизнью. Но рискуют, простите за возможный цинизм, всегда оставаясь в рамках, ограниченных начальством. На этом и держится армия. Итак, мысль, которая приходила мне в голову по поводу поведения некоторых ярких личностей в истории человечества, заключалась в том, что они не только ставят новые высоты и достигают их. Они, эти люди, только тем и занимаются, что стремятся к новым и новым высотам. Они всё время двигаются всё выше. Они продвигаются. Они - подвижники. Они такими рождаются. Можно даже было бы сформулировать это качество как отдельную профессию, если бы подвижники доживали до среднего возраста и группировались в общности. Конечно, это не о монастырских подвижниках, а о мирских героях, воспетых в народных сказаниях. Безусловно, попав в экстремальные обстоятельства, каждый обычный человек ведёт себя по-разному - кто-то остаётся героем, кто-то предателем. Кто-то - раскаявшимся и восстановившимся в преданности.

Кстати, одним из любимых героев таких сказаний у Зои был Илья Муромец - она даже начала писать о нём повесть или сочинение вольного пересказа. Так, как она его видела. Быль о трёх богатырях не вычеркнули из школьных учебников, назвав героев - сказочными. И в то самое время, когда Зоя восхваляла своего героя, он уже давно был канонизирован, приняв монашество, и почивал нетленно в Киево-Печерской Лавре. Знала об этом Зоя? Нужно ли ей было это знать? Если мыслить, как уже мной сказано, от обратного - достаточно того, что Илья Муромский знал о Зое…

В начале мной уже упоминалось такое понятие, как святость. А кто такие подвижники по определению? Слов в определении много и все они в основном церковные. Выберу те, что понятны всем: корень слова «подвиг» имеет смысл целенаправленного усилия, стремления к достижению цели путём вольного самоограничения жизни, предпочтение высших ценностей ценностям низшим. Подвижник никогда не поставит интересы плоти выше запросов духа, никогда ради плоти не подавит и не ограничит свою духовную жизнь. Всё вышеперечисленное хочешь не хочешь влечёт за собой аскетизм во внешних проявлениях.
Так вот, после изучения, кто такие подвижники не только в одном абзаце, но и на примерах святых христианских и других религий, мне понятно отречение нового поколения подвижников Второй мировой. Они, в мирной жизни находившие себе применение в труде и помощи другим - теперь получили ясное ощущение своей цели. Не обязательно, что все они понимали своё предназначение - но никогда не прятались от опасности, получая вслед окрики: «Ты что? Смерти ищешь?» Нет - предназначение подвижников совсем не смерть - а бессмертие.

Вспомните, как и чем именно прославилась Зоя? Тем, что выдержала пытки и не предала товарищей? Конечно. Но через пытки прошли многие герои той войны… Зоя вошла в вечность своими последними словами, в которых заложены две важнейшие информации. Первое - пророчество: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен. Русь! Советский Союз непобедим и не будет побеждён! Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».

И второе - и от этого уже никуда не деться - это слова, которые могут принадлежать только христианскому мученику, подвижнику: «Эта моя смерть - это мое достижение». Для тех, кто в недоумении - уточню: я не знаю судьбу Зои в посмертном мире, как и те, кто в него верит или не верит. Но вдумайтесь. Многие, умирая от рук фашистов, просили считать их коммунистами или с гордостью констатировали, что отдают жизнь за Победу. Даже попавшая на одном задании в плен к немцам и повешенная с ней в один день Вера Волошина пела «Интернационал». Но Зоя говорит совсем другие слова. Потому что в годы войны достижение - это победа, или успешная операция, или выигранный бой. Но смерть - это смерть, потеря бойца. А достижением смерть является только в христианской парадигме. Потому, только перейдя в новую категорию существования, святые периода христианских гонений могли помогать оставшимся на земле. Во многих житиях так и записано - что перед смертью обещали помогать, считая смерть достижением.

Конечно, Зоя не говорила буквально, что будет помогать. Она и славы-то не искала, и назвалась другим именем - и всё потому же, что этот подвиг был не ради славы. Откуда она знала, что смерть есть достижение - особенно мученическая? Достаточно того, что она была внучкой священника. Но, скорее всего, она и сама не знала - ни про дедушку, ни про смысл своего подвига.

Больше склоняюсь к мысли, что родители уберегли детей от «разрыва шаблона», как сказали бы сегодня. А мама в воспоминаниях даже приводит идеал Зои - Татьяну Соломаху. Что тоже спорно или написано специально, так как Соломаха действительно претерпела мученическую смерть (её четвертовали), но за то, от чего непосредственно пострадала семья Космодемьянских. Соломаха, комиссар продразвёрстки, в 1918 году отбирала продовольствие у крестьян и кулаков в счёт Красной Армии и уничтожала священство и казачество, руководя казнями. Сама она участвовала в гражданской войне, чудесно владея оружием и верховой ездой. А вы не забыли, что против отбора продовольствия как раз и выступал отец Зои, Анатолий - поповский сын? Вследствие продразвёрстки начался голод, тиф и холера, которыми заболела сама Татьяна Соломаха. Но происходило это на Кубани. Хотя география уже не имела значения - голод охватил 36 областей. А правительство в 1921 году продало за рубеж 108 млн пудов хлеба…

По большому счёту тот характер, который проступает в повести её мамы, не нуждается в идеалах. У подвижников вообще, в массе своей, собственное предназначение, которое пока не выполнят - покоя себе не находят: им всё «этого мало», как часто говорила Зоя. Могла ведь она прятаться в укрытие при бомбежках? Но она находилась на крышах, сбрасывая фугаски. Шила с матерью петлички и сумки для красноармейцев, но всё время нервничала, повторяя: «Этого мало, почему девушек не берут на фронт». Работала токарем на заводе - но, как вы уже понимаете, этого было мало. Она всё время томилась в ожидании. Вспоминается эпизод из воспоминаний по реабилитации Жанны д’Арк: «Она так сильно желала, чтобы её проводили к дофину, что время томило её, как беременную женщину» . Подвижникам всё бы скорее, всё мало, пока не достигнут цели предназначения - даже если они идут к гибели. А назвалась Зоя другим именем, чтобы держать в неведении свою мать и брата, - в надежде, что её тело не найдут. Так, собственно и было: отступая из Петрищева, фашисты наспех захоронили девочку-десятиклассницу, провисевшую на виселице два месяца.

В Великую Отечественную многие герои, павшие в бою или в фашистских застенках, были внесены навечно в списки своих боевых частей. При перекличке их называли наравне с живыми. И это не только пропаганда советской идеологии или христианской трактовки бессмертия. Видя перед собой такие образцы - другие понимают, что мечты сбываются и невозможное возможно. Такие образцы всегда остаются живыми перед глазами тех, кто за ними следует. Как только стало известно, что погибшая в Петрищеве девушка перед смертью говорила жизнеутверждающую речь, призывала к борьбе и называла смерть - достижением, её имя появилось на танках и самолетах и… в сердцах. За Зоей пошли.

Поджигатель

Многие спрашивали позже, почему именно Зоя была поднята на знамя освободительного движения? Не только она. Действительно, при освобождении не только Петрищева и других соседних деревень были найдены ещё повешенные девушки-диверсанты. И сейчас в лесах и топях находят останки неизвестных героев. Позже, в 90-е, развернулась кампания, что на известной фотографии в «Правде» вообще была не Зоя. Исследованиям доказательств и их опровержениям посвящено много дискуссионных статей. Стали известны имена тех, кто служил и погиб с Зоей в одной диверсионно-разведывательной группе штаба Западного фронта №9903 в 1941 году. Это Лиля Азолина, также повешенная фашистами. Это и Вера Волошина, не вернувшаяся с задания с Космодемьянской и тоже принявшая пытки и смерть через повешение в один день, 29 ноября - только в деревне Головково. Она считалась пропавшей без вести 16 лет.

Оставив разбираться, кто именно на фотографии, целенаправленные критики переключились на содержание подвига: «Разве ж это подвиг - поджигать дома своих же соотечественников. Да ещё, если при желании докопаться, поджигать конюшни?» Но, господа, времени прошло так много: были найдены фото Зои перед смертью - где она в ватнике и стёганых брюках (фото у взятого в плен немецкого офицера), её опознали мать и брат, были опрошены сослуживцы по диверсионной группе. Факт один - Зоя выходила на задание уже не в первый раз и успешно пересекала линию фронта, ей удалось подорвать узел связи, ходить в разведку, закладывать мины. Полковник МВД в отставке Вадим Асташев провёл своё личное расследование, после чего подтвердил: в Петрищеве был целый полк немцев и штаб немецкой дивизии, станция радиоперехвата и армейский узел связи. Это был стратегический пункт. Штаб Западного фронта поставил задачу разыскать и любыми способами вывести из строя узел связи врага. С этой целью и забрасывались диверсионно-разведывательные отряды. Многие попали в засаду, погибли. Например, из 20 человек группы Зои до заданной точки дошли всего шестеро. А к своим вообще вернулся лишь один командир - лейтенант Борис Крайнов (прождавший своих на месте встречи 10 часов).

И так же точно сослуживцы рассказывали о других своих товарищах - погибших и выживших. Есть даже воспоминания командира всей части, курирующей диверсионные группы, - майора Спрогиса. Он не хотел брать Зою якобы по причине её яркой внешности. А на самом деле он знал о её происхождении из священнического рода. Но, увидев, что девушка не отходит от его кабинета и просидела там всю ночь, после нескольких испытаний всё-таки зачислил её в диверсанты.

Диверсанты - специально подготовленные специалисты по выводу из строя наиболее важных объектов противника или их элементов путём подрыва, поджога, затопления, а также применением иных способов разрушения, не связанных с ведением боя для достижения цели.

На фотографиях Зои перед казнью мы видим её с табличкой, что она поджигатель. И это правда, если она диверсант (по-современному - спецназовец). И, кстати, до сих пор Зоя числится в части №9903, которая переформирована в подразделение особого назначения ФСБ «Вымпел». Спецназ считает Зою своей сестрой.

Так всё-таки про поджигателей. Не случайно Зоя дошла до нас именно этим фото, именно с этой табличкой. И не зря так симпатичен был ей Илья из Мурома. В этом городе стоит древняя церковь в честь святых Козьмы и Дамиана, построенная приблизительно в середине XVI века. Во время похода на Казань царь Иван Грозный устроил в Муроме свой боевой лагерь. К царю присоединилась и муромская дружина. Царь советовался, как захватить ему стан неприятеля на другом конце Оки. В шатёр к нему пришли муромские кузнецы - два брата, Козьма и Дамиан. Они пробрались ночью в ханский шатёр и подожгли его. Пока тушили пожар и искали поджигателей, Иван Грозный с дружиной переправился через реку и взял лагерь врага, а позже и Казань. Оба брата погибли в руках неприятеля, а царь поставил в честь их небесных покровителей Козьмодомиановский храм. Как памятник русским диверсантам. Он сохранился до наших дней. Как и фамилии множества ныне служащих священников с фамилией Космодомиановские.

Вот, собственно, и всё, что хотелось мне рассказать об этой мистической иеротопии русской земли, проходящей через столетия и географию - с севера на юг, с востока до самого запада, в любой одежде - ватнике или рясе, и сквозь любую власть Русской земли.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

(1892 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Татьяна Григорьевна Соломаха ( –) - русская pеволюционерка, член партии большевиков, участница Гражданской войны в России и становления Советской власти на Кубани.

Биография

Впоследствии именем Соломахи - Таня, - назвалась на допросе Зоя Космодемьянская .

Память

Напишите отзыв о статье "Соломаха, Татьяна Григорьевна"

Литература

  • Женщина в гражданской войне. Эпизоды борьбы на Северном Кавказе., М.: ОГИЗ., 1937;

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Соломаха, Татьяна Григорьевна

– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.

В 1905 г. она приобрела первый опыт революционной борьбы.

В 1910 году Татьяна, закончив Армавирскую женскую гимназию, стала учительствовать в школе родной станицы Попутной.

Татьяна любила книги, много читала, особенно любимым был Артур, герой романа Э. Л. Войнич «Овод», ставший настольной книгой многих русских революционеров. Они и познакомили будущую революционерку и с работами В. И. Ленина. На мировоззрение дочери сильное влияние оказал ее отец Григорий, в доме которого часто бывали местные подпольщики. В 1910 году отец Тани был уволен из школы, как неблагонадёжный. Татьяна, как старшая в семье, осталась кормилицей семьи, рано познала труд и заботу о семье.

Во время начавшейся в 1914 г. первой мировой войны Таня Соломаха становится вполне оформившимся революционером, ведёт активную антивоенную агитацию среди солдат — фронтовиков, возвращающихся в станицу. В 1916 году она встпает в ряды большевистской партии. После октябрьского переворота большевиков в Попутной, под руководством Н. Т. Шпилько, создаётся большевистская организация, которая развернула большую работу по установлению, укреплению Советской власти в станицах и хуторах Отрадненского района на Кубани.

Противники большевиков различных мастей стали собирать силы на Кубани. В Попутной они тоже поднимали мятежи, привлекая колеблющихся казаков на свою сторону. Станичный совет и партийная организация вели пропагандистскую работу по борьбе с контрреволюцией, по организации красногвардейских отрядов из казачьей бедноты и солдат — фронтовиков и сбору продовольствия для нужд Красной Армии. Ревком и партийная организация назначили Татьяну Соломаху продовольственным комиссаром. В борьбе за хлеб ей часто приходилось сталкиваться с контрреволюционными бандами. Её жизнь была в постоянной опасности. Но она твердо выполняла задание партии. Добровольцы — красногвардейцы беспрерывно поступали в Красную Армию, но борьба усиливалась.

Осенью 1918 года красноармейцам пришлось отступить из Попутной перед превосходящими силами Добровольческой белой армии генерала А. Покровского. Ушла и Таня Соломаха.

Однако под Ставрополем она заболела тифом, и ббольная, в хуторе Благодарном, что около села Казьминского, была схвачена белогвардейцами, затем возвращена в станицу Попутную.

Здесь Татьяну, вместе с другими больными красногвардейцами, бросили в тюрьму. Палачи истязали больных и раненых, добиваясь от них выдачи товарищей.

Труднее всех приходилось Татьяне. Её, как коммунистку и комиссара продразверстки, мучили больше всех...

***
— Ну-ка, выводи комиссаршу. Мы с ней поговорим о земле, свободе и власти.
Я с трепетом смотрел на дверь. И вдруг мне страшной показалась толпа, дряблое лицо атамана с торчащими кверху усами и насмешливый взгляд Калины.

Дверь со скрипом отворилась, и на пороге показалась учительница.
Рядом кто-то громко ахнул, сзади пробежал изумленный шепот. А я не спускал взгляда с дорогого, милого лица; было страшно оттого, что оно так сильно изменилось и похудело. Бледные щеки впали, лицо стало длинным и узким, пропал румянец и ласковая улыбка.

Темное разорванное платье свисало клочьями, и казалось, что учительница еле держится на ногах.
Громкий крик, хохот, брань нарушили тишину. Учительница сделала несколько шагов вперед и удивленно оглядела толпу. И вдруг она заметила своих учеников. Она внимательно оглядывала нас, точно хотела понять — кто же мы. И по обычной нашей привычке, которая установилась издавна при встрече с учительницей, мы подняли в знак приветствия руки. Учительница чуть заметно улыбнулась, только уголками губ, и тоже подняла руку.

Слезы застилали мне глаза, лились по щекам. Хотелось подбежать к учительнице, защитить ее.
— А ну-ка, комиссарша, расскажи теперь сходу, чему ты детей учила, — подступал к ней Калина, размахивая стеком, и я только сейчас заметил по его возбужденному лицу и походке, что он пьян.— Может быть, как людей грабить, как хлеб из-под земли выкапывать да денежки к себе в карман класть?
Учительница свысока, спокойно смотрела на офицера, а я боялся, что он заденет ее по голове стеком, окружающие его казаки бросятся на девушку, задушат, разорвут на куски.

— Что же у тебя лицо такое? — снова кривлялся офицер. — На большевистских хлебах, видно, не больно сладко? Или ты, может быть, уже забыла о них? Будешь служить теперь нам?
— Большевики не бывают предателями, — неожиданно громко пролетел по площади знакомый звонкий голос.
— Учительство позоришь, — шагнул к ней Калина, размахивая кулаками, и вдруг развернулся и наотмашь ударил девушку по лицу.
Она пошатнулась и упала на землю.
Несколько казаков бросилось к ней, в воздухе засвистел шомпол, и сквозь рассеченное платье показалась кровь.
Учительница лежала молча.

Люди били возбужденно, с ожесточением, и каждый удар гулко отдавался в мозгу.
Где-то сзади закричала баба. Несколько человек растерянно заметалось.
Затыкая уши, я сорвался с места и, ничего не видя перед собой от брызнувших слез, побежал, не сознавая, куда, — прочь от тюрьмы.

Перед тюрьмой снова шла порка.
Избитую, окровавленную учительницу подняли с земли и поставили у стены дома.
Она еле держалась на ногах. И опять меня поразило ее спокойное лицо. Я искал в нем страх, мольбу о пощаде, но видел только широко открытые глаза, пристально оглядывающие толпу. Вдруг она подняла руку и громко, отчетливо сказала:
— Вы можете сколько угодно пороть меня, вы можете убить меня, но советы не умерли. Советы живы. Они вернутся к нам.

Рябой, небольшого роста, с бельмом на правом глазу урядник Козлика со всего размаха ударил учительницу шомполом по плечу и рассек платье. А потом люди бросились на Татьяну Григорьевну, крики смешивались со свистом шомполов и глухими ударами. Пьяная орда навалилась на беззащитное тело, била ногами, руками, прикладами.

Когда учительницу подняли, все лицо ее было залито кровью. Она медленно вытирала бегущую по щекам кровь. Мы подняли руки, замахали ими в воздухе, но Татьяна Григорьевна не заметила нас.
— Не больно? — задыхаясь от усталости и отходя немного в сторону, спросил Козлика. — Я тебя еще заставлю милости просить.

Тяжело дыша, учительница двинулась к уряднику и вдруг резко бросила ему в лицо:
— А ты не жди. У вас просить я ничего не буду.
— Веди обратно, — приказал Козлика, и, когда стража подтолкнула учительницу к тюрьме, он со всего размаха ударил ее прикладом по спине. Она упала лицом в густую, липкую грязь. Кто-то кричал, заставляя ее встать, но она, по-видимому, была без чувств. Тогда два казака схватили безжизненное тело за руки и волоком потащили к тюрьме.

Ее пороли всегда первой, и ни одного из мужчин не били так жестоко. Ей мстили за то, что она не кричала, не просила пощады, а смело оглядывала своих палачей. Ее били за то, что она — учительница, образованный человек — ушла к большевикам и до последней минуты оставалась с ними.
Наступала зима. Теперь Татьяну Григорьевну выводили на двор в одной рубашке. На худом, покрасневшем от мороза теле ярко выделялись синие кровоподтеки и красные полосы от шомполов. На спине — загнившие раны.

На площадь вывели Татьяну Григорьевну.

Откуда — больная, измученная — брала она столько сил? На мертвенно-бледном лице выделялись огромные, горящие глаза. Все тело было в рваных ранах.
Люди напряженно застыли. Учительница заметила нас и быстро подняла руку вверх. Затем она оглянулась на Козлику, и мне показалось, что он слегка растерялся и, храбрясь и нервничая, крикнул Татьяне Григорьевне в лицо:

— Что, комиссарша, казачество у нас отнять захотела? Где же твои советы? Задрали хвосты и побежали? Всех дружков твоих поймали. А братьев в Моздоке повесили.
Учительница медленно оглянулась на него, переступая босыми ногами но снегу.
— Не торопись, — тихо сказала она. — Придут еще советы. Живы они. Сметут вас с лица земли. Только этих вот жаль, — указала она рукой на стоявших казаков-станичников. — Обманули вы их, белопогонники. Придет время — поймут они, что делали. А вам, белогвардейцам, пощады не будет.

Урядник подскочил к ней и медленно стал оттягивать прилипшую к ранам рубаху. Струя крови побежала по ногам учительницы. Я видел, как от боли вспыхнули щеки у Татьяны Григорьевны, видел закушенные губы. И в этот самый момент она заметила лежавшую лицом в снег старуху.

— Мама! — закричала она, и от этого крика холодная волна пробежала по всему телу.
Учительница бросилась к матери, но ее обхватили, отталкивая от лежащей.
— Пропустите попрощаться! — крикнул подошедший атаман. Казаки отпустили руки, и учительница бросилась к матери.
Она упала перед ней на колени и, охватив голову старухи, приподняла ее и мелкими, быстрыми поцелуями покрывала окровавленное лицо.

— Мама!.. И тебя тоже, мама! — тихо, взволнованно повторяла она.
— Довольно! Прекратить! — снова раздался голос атамана. Учительницу оттащили в сторону.
— Звери вы! — громко крикнула она уряднику. — Все равно вас сметут! Гадины!
Как ее били после этого!
— Хватит, а то забьете до смерти. А мы еще заставим комиссаршу на допросах говорить,— снова раздался голос атамана.
А когда учительницу волоком потащили к тюрьме, по снегу пополз за ней кровавый след.

На рассвете седьмого ноября казаки ввалились в тюрьму. Все поняли, зачем они пришли. Кто-то закричал, заплакал, кто-то забился на полу. Таня вскочила сама.
— Тише! — крикнула она.— Не надо плакать! Вы не одни, товарищи! Мы вместе все пойдем!
А когда арестованных начали прикладами выгонять из камеры, Таня у двери обернулась назад к тем, кто оставался.

— Прощайте, товарищи! — раздался ее звонкий, спокойный голос.— Пусть эта кровь на стенах не пропадет даром. Скоро придут советы!
В раннее морозное утро белые за выгоном порубили восемнадцать товарищей. Последней была Таня.
У нее, живой, сначала отрубили руки, потом ноги и затем голову.

Таню Солмаху четвертовали, называя вещи своими именами.

Именно в честь отважной революционерки Соломахи много позже назвалась на немецком допросе другая народная героиня, Зоя Космодемьянская. Мать Зои свидетельствовала, что будущая советская партизанка именовала себя Таней ещё до войны — в честь памяти Татьяны Григорьевны



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх