Сущность сопротивления беранже. Характеристика образа Беранже в пьесе Э

Сочинение по пьесе Ежена Йонеску «Носороги». Жизнь людей преисполнена проявлений, которые при более внимательном рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов, они осуществлялись на глазах писателей, которые видели противоречие между идеями и их воплощением, и были свидетелями того, как большие массы людей, объединившись, делали вещи, не совместимые о здравым смыслом, которые никогда не совершили бы поодиночке, а потом наивно приходили в ужас и твердили, что они ничего не знали и не понимали.

Не случайно возникло особое художественное направление, которое сосредоточило свое внимание на освещении именно этого момента человеческого существования. Театр абсурда, одним из ярчайших представителей которого является Ежен Йонеску, поднимает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир с этого нового ракурса сквозь стекло драматургических средств. В пьесах театра абсурда происходит то, чего будто никогда не может быть. Так, в пьесе Йонеску «Носороги» обычные жители обычного города начинают превращаться в носорогов, но это - лишь образ, который разрешает обобщить сам принцип потери людьми человеческого подобия, что в свою очередь, является закономерным результатом тоталитарного общественного устройства. Не имеет значения, какой именно художественный прием делает обобщение универсальным.

Когда эту пьесу поставили впервые, большинство зрителей и критиков считали, что речь идет о национал-социализме, но Йонеску опровергал подобное упрощенное толкование. Таких «носорогов» можно встретить не только в Германии, изображенное явление шире любого отдельного и конкретного случая. Речь идет о общих причинах и принципах озверения людей и о поиске путей противостояния, которые в пьесе презентует Беранже - одиночка, который стихийно выступает против тоталитаризма, против коллективных истерий и эпидемий под видом ума или идей и является, по мнению автора, коллективным заболеванием. Неудачник и идеалист Беранже не очень похож на традиционного положительного героя, но именно он оказывается способным остаться человеком.

В начале пьесы его образ кажется почти невыразительным: он не ларирует четких идей, в отличие от других персонажей, кажется, не имеет даже собственной позиции, просто одним из первых ощущает опасность. Но дальнейшее развитие событий доказывает, кто чего достойный. Отсутствие конкретных убеждений оказывается проигрышным лишь на первый взгляд, хотя сначала «идейные» персонажи имеют убедительный вид, такие как интеллигентный Жан, убежденный, что «высший человек - это тот, который исполняет свой долг» и твердит об «оружии терпимости, культуры, интеллигентности». Не случайно среди них появляется Логик, который все свои силлогизмы выводит с классическими логическими ошибками. В их приемах мышления уже заранее закодированные возможности как доказать что-нибудь, например, нелогичность под маской логичности. Вставной относительно сюжета разговор о котах если четыре лапы - это кот - образ подобного мышления. Носорогов долго не желают видеть. Их существование возражают, называют «мистификацией», «пропагандой», «иллюзией». Для Беранже они - реальность, которая ему не нравится: «Тупое четырехногое, что не достойно и одного слова! Да еще и злое:». Когда носорогов становится много, начинают звучать другие голоса протеста, которые звучат или ларативно, или неубедительно. Слова Жана перед преобразованием его в животное освещают дополнительное содержание образа «носорогов», не идеологического плана что умышленно не уточняется, а принцип отношения к людям: «я не то что не люблю людей, они мне равнодушны или же гадки, пусть лишь не становятся мне на дороге, я раздавлю их», «у меня есть цель, и я рвусь к ней». В таком подходе уже есть что-то нечеловеческое.

Другой персонаж склонен к философским раздумьям. Дударь, спрашивает риторически: «Разве можно знать, где зло, а где ?» и попадает в ловушку собственных убеждений: почему бы не приобщиться ему к большой «всемирной семье», когда у носорогов большинство? «Надо идти за временем», - говорит перед преобразованием в носорога Ботар. «Выбери себе ту реальность, которая тебе подходи
т», - советует Беранже
Дези. Она предлагает ему «вдвоем, без никого - быть счастливыми». Но именно попытка бегства в мысленный мир приводит к тому, что она потом начинает восхищаться носорогами - «Это они народ. И им хорошо в их шкуре». Беранже считает, что сам он не подкован в философии, но ощущает опасность сердцем. И сердце оказывается умнее чем «ум». Именно этим он отличается от своего окружения, и именно способность ощущать, сочувствовать, страдать позволяют ему противиться эпидемии.

Не от сформулированной идеи отталкивается Беранже, но его убеждения оказываются сильнейшими. «Человек - выше носорога!» - верит он, и это не нуждается в доказательствах. Человек тем и выше, что способен не давить все перед собой, а способен на сочувствие и имеет совесть. Беранже спасается благодаря тому, что защищает в себе именно эту способность. А разгадав главную сущность сопротивления Беранже, можно понять и авторский замысел: чтобы не допускать «массового психоза», надо сохранять в себе человечность.

Когда отгремела Вторая мировая, люди всего мира стали задумываться, как могло так выйти, что в средине цивилизованной Европы возник фашизм. Больше всего человечество волновал вопрос, как умные, образованные и добрые люди допустили истребление миллионов сограждан лишь по той причине, что они были другого происхождения.

Одну из первых попыток объяснить и подобных ему движений сделал Эжен Ионеско. «Носороги» (в другом переводе «Носорог») - это пьеса, в которой он описал механизм возникновения в обществе чуждого явления, который постепенно превращается в норму.

Биография Эжена Ионеско

Родился драматург в Румынии в 1909, так как его отец был оттуда родом, а мама была француженкой. С самого детства мальчик говорил на нескольких языках, в том числе на французском. С началом Первой мировой отношения между родителями паренька испортились, и они расстались. Мать забрала детей и уехала на родину, во Францию.

Когда Эжен Ионеско подрос, он пробовал жить с отцом в Румынии. Здесь он поступил в университет Бухареста, планируя преподавать французский. Но в 1938 вернулся на родину матери и остался жить в Париже навсегда.

Свои первые стихи Ионеско писал на а за годы жизни в Румынии стал забывать французский, так что, вернувшись во Францию, ему заново пришлось осваивать второй родной язык.

Становление драматурга

Еще во время учебы в Бухаресте Эжен застал зарождение популярности профашистских движений. Однако самому драматургу эта увлеченность окружающих казалась дикой, позже этот опыт стал темой «Носорогов» и других его произведений.

Вернувшись в Париж, Ионеску пишет диссертацию о Шарле Бодлере, а также активно занимается написанием собственных произведений. Наиболее прославили Ионеско пьесы, однако также он писал и рассказы, эссе.

Как драматург Эжен дебютировал в 1950-м с пьесой «Лысая певица», которую написал под воздействием самоучителя английского языка. Именно это произведение стало классическим примером «театра абсурда» - литературного направления, коего придерживался в своем творчестве Ионеско.

Умер Эжен Ионеско в марте 1994-го. Наибольшую популярность имели среди творческого наследия пьес Ионеско «Носорог», «Лысая певица», «Стулья», «Бескорыстный убийца», «Макбет», «Воздушный переход» и другие.

Истоки пьесы «Носорог» («Носороги»)

После успеха своей первой пьесы драматург активно оттачивал свое умение писать в жанре абсурда и парадокса. Отрицая реализм театральных постановок, он считал, что необходимо вернуться к истокам, когда все пьесы были полны скрытых символов и полунамеков. В конце пятидесятых годов, когда Европа потихоньку восстанавливалась после войны, многие стали задумываться о причинах появления фашизма, опасаясь повторения такой трагедии. Будучи противником любой тоталитарной системы еще со времен обучения в Румынии, как никто был знаком с этой темой Эжен Ионеско. «Носороги» («Носорог») - так называлась его новая пьеса, опубликованная в 1959-м. В этом же году состоялась ее постановка в театре Дюссельдорфа.

Эжен Ионеско «Носороги»: краткое содержание

Пьеса состоит из трех действий. В первом возле кафе на площади садятся два товарища, Жан и Беранже. Жан отчитывает своего приятеля, который, видимо, вчера немало выпил и еще не успел прийти в себя. Внезапно мимо них пробегает носорог. Все вокруг испуганы и обсуждают это из ряда вон выходящее событие, высказывая свое негодование. Один лишь Беранже равнодушно относится ко всему, пока в кафе не входит очаровательная Дэзи, в которую мужчина влюблен. Тем временем Жан читает ему мораль о правильном образе жизни и в конце концов Беранже соглашается посвятить сегодняшний вечер культурному развитию.

Внезапно слышится гул и выясняется, что носорог только что раздавил кошку хозяйки. Все спорят, сколько было носорогов, и как они выглядели. Беранже неожиданно заявляет, что в пыли, которую поднял пробегающий носорог, ничего нельзя было рассмотреть. Жан обижается на него, оскорбляет и уходит. А расстроенный мужчина заказывает выпивку и решает отказаться от намеченной культурной программы.

Второе действие пьесы Ионеско «Носорог» разворачивается на службе Беранже в конторе.

Здесь все активно обсуждают носорогов и необъяснимое увеличение их количества. Они спорят, ссорятся, высказывают различные мнения, пока не осознают, что их сослуживец Беф так и не пришел на работу.

Вскоре приходит его супруга и с ужасом рассказывает им о пропаже мужа, а вслед за ней прибегает гигантский носорог. Неожиданно мадам узнает в нем своего мужа, и зверь отвечает на ее зов. Сев ему на спину, она уезжает домой.

Дэзи вызывает пожарников, чтобы они помогли работникам конторы спуститься вниз, так как носорог Беф сломал лестницу. Выясняется, что в городе уже огромное число носорогов, и их количество растет.

Один из работников Дюдар предлагает Беранже пойти выпить вместе, но тот отказывается, так как решает пойти к Жану и помириться с ним.

Придя в квартиру друга, Беранже видит, что тот нездоров. Постепенно практически на глазах героя его друг превращается в носорога. Испуганный мужчина зовет соседа на помощь, но тот уже сам стал зверем. Взглянув в окно, Беранже видит, что на улице множество носорогов уже крушат скамейки. В испуге он убегает к себе домой.

Третье действие пьесы Эжена Ионеско «Носорог» происходит в квартире Беранже.

Он чувствует себя больным, и к нему приходит его сослуживец Дюдар. В процессе беседы Беранже все время кажется, что он сам превращается в носорога. Это ужасно пугает его. Однако гость успокаивает мужчину, говоря, что это нормально, ведь носороги довольно милые, хотя слегка неотесанные существа. Выясняется, что многие уважаемые жители города, в частности Логик, уже давно стали носорогами и чувствуют себя великолепно. Беранже в ужасе от того, что столь благородные и рассудительные граждане выбрали такой путь.

Тем временем в квартиру прибегает Дэзи. Она сообщает мужчинам, что их начальник тоже стал носорогом, чтобы не отставать от этого ныне уже модного явления. Беранже размышляет над тем, что носорогов можно как-то изолировать от людей, чтобы остановить рост их популяции, но гости убеждают его, что родственники носорогов будут против, а также защитники прав животных.

Дюдару явно симпатична Дэзи, правда, он ревнует ее к Беранже, поэтому покидает своих собеседников и сам превращается в носорога добровольно.

Оставшиеся вдвоем Дэзи и Беранже напуганы, так как отовсюду слышен рев животных, даже по радио. Вскоре девушка меняет свое мнение, решив что носороги достойны уважения и, получив пощечину от возмущенного Беранже, уходит в стадо.

Мужчина остается один, он размышляет о том, нужно ли ему быть носорогом. В результате он ищет ружье, готовясь защищаться до последнего.

Главный герой пьесы - Беранже

Все действие, происходящее в пьесе Ионеско «Носорог», сосредоточено вокруг Беранже.

На фоне других респектабельных жителей городка он кажется изгоем. Неопрятный, непунктуальный, часто говорящий невпопад, окружающих, даже лучшего друга Жана. При этом он абсолютно никому не вредит, разве что самому себе.

Однако с развитием действия оказывается, что главная вина Беранже только в том, что он не стремится соответствовать общепринятым нормам или моде. Так, когда все в кафе заняты наблюдением за носорогами, мужчина думает о любимой девушке. Кроме того, он не старается врать, чтобы влиться в коллектив, и случайно обличает во вранье окружающих.

В отличие от рациональных жителей города, Беранже живет чувствами. Он влюблен в Дэзи и из-за нее не замечает окружающих проблем. Кроме того, мужчина, явно смахивающий на алкоголика, ценит дружбу намного больше, чем правильный во всех отношениях Жан. Ведь чтобы помириться с ним, Беранже отказывается даже пойти выпить.

Еще одно отличие - чувство своей неполноценности. Когда в городе еще все спокойно, герой выглядит неблагополучным на фоне окружающих. И когда все жители по разным причинам становятся зверьми, отказавшись стать носорогом, Беранже снова чувствует себя не таким, как все.

Эжен Ионеско «Носороги»: анализ

Если сегодня стиль пьесы и высказанные в ней идеи выглядят обычными, то на момент своего появления в шестидесятые годы она была чем-то новым, выделяющимся.

Этому способствовало то, что данная пьеса включала в себя все особенности театра абсурда, которые выделял в этом направлении Эжен Ионеско («Носороги). Критика восприняла пьесу положительно, в частности, они сочли это произведение антифашистским. Однако сам автор негативно отнесся к подобной трактовке своего произведения, утверждая, что его идеи были гораздо шире, но каждый волен трактовать их по своему усмотрению.

В своем произведении писатель активно протестовал против любых тоталитарных идей, превращающих людей в покорную серую массу, уничтожающих индивидуальность.

В данной пьесе четко прослеживаются такие особенности театра абсурда, как отрицание реализма - все события кажутся фантастическими и лишенными смысла. Зрители и читатели понимают что произошло, однако почему люди вдруг стали обращать в носорогов (наказание за грехи, проделки НЛО или еще что-то другое), никто не знает.

Рациональное, прагматичное мышление, которое Ионеско считал виной всех проблем, также критикуется в пьесе. Единственный поступающий нерационально персонаж Беранже остается неуязвим для странной болезни, обращающей людей в носорогов.

Интересно, что в своей пьесе Эжен Ионеско описал все стадии технологии легализации любого чуждого обществу явления, которая только в девяностых годах двадцатого века была сформулирована и названа окном Овертона. Согласно ей любая идея, даже самая дикая, к примеру, каннибализм, может быть принята обществом как норма, пройдя шесть этапов: немыслимая, радикальная, приемлемая, разумная, стандартная и нормальная.

Сценическая судьба пьесы

После своего великолепного представления в парижском театре «Одеон» в 1960 была поставлена во многих странах мира драма «Носороги». Пьеса изначально воспринята была как антифашистская, поэтому на премьере некоторые герои были одеты в немецкую военную форму. Но с годами менялось ее восприятие, и новые режиссеры для передачи своего видения использовали иные приемы.

«Носороги» были поставлены на большинстве самых известных сцен мира, и величайшие актеры театра и кино почитали за честь играть в этой пьесе. Впервые роль Беранже исполнил французский актер Жан-Луи Барро. Позже этого персонажа играли такие известные артисты, как Виктор Авилов, Лоуренс Оливье, Бенедикт Камбербетч и другие.

Судьба «Носорогов» в СССР

Став признанным антифашистским произведением, после премьеры «Носороги» появились в СССР только через пять лет. Пьеса была напечатана в «Иностранной литературе». Но ее скоро запретили, так как идеи, выраженные в «Носорогах», критиковали коммунизм и социализм. Однако это не помешало распространению пьесы. Ее текст переписывался, перепечатывался и передавался из рук в руки. А запрет добавил этому произведению невиданную популярность.

В 1982-м пьесу поставил один из любительских московских театров. Однако почти сразу после премьеры спектакль закрыли, и до Перестройки не разрешали ставить. Однако после прихода к власти Горбачева «Носороги» начали свое победное шествие по лучшим сценам СССР, а потом и России.

Цитаты из «Носорогов»

Одним из неотъемлемых элементов театра абсурда считал игру слов Ионеско. «Носорог» (цитаты ниже) содержал в себе немало словесных парадоксов. К примеру, размышление Логика о кошке.

Или небольшой диалог о детях:

— Я не хочу иметь детей. Такая скукотища.
— Как же ты тогда собираешься спасать мир?
— А зачем нужно его спасать?

Также глубоки размышления героев об истине: «Зло иногда причиняешь случайно, совсем не желая этого, или нечаянно поощряешь его».

По прошествии более чем пятидесяти лет после премьеры пьеса Ионеско «Носороги» по-прежнему не теряет своей актуальности и ставится во многих театрах мира.

Життя людей сповнене проявів, які при уважнішому розгляді можуть здатися нелогічними чи навіть абсурдними. Особливо це вражає, коли йдеться про явища суспільного життя, коли кожна окрема людина діє за законами особистої логіки, а в поєднанні виходить щось майже безглузде. Глобальні політичні експерименти ХХ сторіччя неодноразово закінчувалися трагедіями цілих народів, вони здійснювалися на очах письменників, що бачили протиріччя між ідеями та їх втіленням, і були свідками того, як великі маси людей, об"єднавшись, робили речі, не сумісні зі здоровим глуздом, які ніколи не вчинили б поодинці, а потім наївно жахалися і твердили, що всі вони нічого не знали і не розуміли.
Не випадково виник особливий художній напрям, що зосередив свою увагу на висвітленні саме цього моменту людського існування. Театр абсурду, одним з найяскравіших представників якого є Ежен Йонеску, порушує проблеми суспільно-філософського плану, змушує подивити ся на світ з цього нового ракурсу крізь скло драматургічних засобів.
У п"єсах театру абсурду відбувається те, чого ніби ніколи не може бути. Так, у п"єсі Йонеску "Носороги" звичайні мешканці пересічного міста починають перетворюватися на носорогів, але це - лише образ, що дозволяє узагальнити сам принцип втрати людьми людської подоби, яка, в свою чергу, є закономірним результатом тоталітарного суспільного устрою. Не має значення, якого саме: художній прийом робить узагальнення універсальним. Коли цю п"єсу було поставлено вперше, більшість глядачів і критиків вважали, що йдеться про націонал-соціалізм, але Йонеску спростовував подібне спрощене тлумачення. Таких "носорогів" можна зустріти не лише в Німеччині, зображене явище ширше за будь-який окремий і конкретний випадок. Радше йдеться про загальні причини та принципи озвіріння людей і про пошук шляхів протистояння, які в п"єсі презентує Беранже - одинак, що стихійно виступає проти тоталітаризму, проти колективних істерій та епідемій (під виглядом розуму або ідей), і є, на думку автора, колективним захворюванням.
Невдаха та ідеаліст Беранже не дуже схожий на традиційного позитивного героя, але саме він виявляється здатним лишитися людиною. На початку п"єси його образ здається майже невиразним: він не декларує чітких ідей, на відміну від інших персонажів, здається, не має навіть власної позиції, просто одним з перших відчуває небезпеку. Але подальший розвиток подій доводить, хто чого вартий. Відсутність конкретних переконань виявляється програшною лише на перший погляд, хоча спочатку "ідейні" персонажі мають переконливий вигляд, такі як інтелігентний Жан, переконаний, що "Вища людина це та, яка виконує свій обов"язок" і торочить про "зброю терпимості, культури, інтелігентності". Не випадково серед них з"являється Логік, який усі свої силогізми виводить з класичними логічними помилками. У їхніх прийомах мислення вже заздалегідь закодовані можливості як довести будь-що, так і нелогічність під маскою логічності. Вставна щодо сюжету розмова про котів (якщо чотири лапи - це кіт) - образ подібного мислення.
Носорогів довго не бажають бачити. Їхнє існування заперечують, називають "містифікацією", "пропагандою", "ілюзією". Для Беранже вони - реальність, що йому не подобається: "Тупе чотириноге, що не варте й однісінького слова! Та ще й люте...". Коли носорогів стає багато, починають звучати інші голоси протесту, що лунають або декларативно, або непереконливо.
Слова Жана перед перетворенням його на тварину висвітлюють додатковий зміст образу "носорогів", не ідеологічного плану (що навмисне не уточнюється), а принцип ставлення до людей: "Я не те що не люблю людей, вони мені байдужі або ж гидкі, хай лиш не стають мені на дорозі, я розчавлю їх", "У мене є мета, і я рвуся до неї". В такому підході вже є щось нелюдське.
Інший персонаж схильний до філософських розмірковувань, Дудар, запитує риторично: "Хіба можна знати, де зло, а де добро?" і потрапляє у пастку власних переконань: чому б не долучитися йому до великої "усесвітньої родини", коли у носорогів більшість? "Треба йти за часом," - каже перед перетворенням на носорога Ботар. "Вибери собі ту реальність, яка тобі підходить," - радить Беранже Дезі. Вона пропонує йому "Удвох, без нікого - бути щасливими". Але саме спроба втечі в уявний світ призводить до того, що вона потім починає захоплюватися носорогами - "Це вони народ. І їм добре в їхній шкурі".
Беранже вважає, що сам він не підкутий у філософії, але відчуває небезпеку серцем. І серце виявляється розумнішим за "розум". Саме цим він вирізняється з свого оточення, і саме здатність відчувати, співчувати, страждати через сумління дозволяють йому опиратися епідемії. Не від сформульованої ідеї відштовхується Беранже, але його переконання виявляються сильнішими. "Людина вища від носорога!" - вірить він, і це не потребує доказів. Людина тим і вища, що здатна не чавити все перед собою, а спроможна на співчуття і мати совість. Беранже рятується завдяки тому, що захищає у собі саме цю здатність.
А розгадавши головну сутність опору Беранже, можна зрозуміти й авторський задум: щоб не допускати "масового психозу", треба вчитися зберігати у собі людяність. Твори на схожу тему:

(по пьесе Йожена Йонеско «Носороги»)

Жизнь людей преисполнена проявлениями, которые при внимательном рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов, они осуществлялись на глазах писателей, которые видели противоречие

Между идеями и их воплощением, и были свидетелями того, как большие массы людей, объединившись, делали вещи, не совместные со здравым смыслом, которые никогда не совершили бы по-одиночке, а потом наивно приходили в ужас и твердили, что все они ничего не знали и не понимали.

Не случайно возникло особое художественное направление, которое сосредоточило свое внимание на освещении именно этого момента человеческого существования. Театр абсурда, одним из ярчайших представителей которого является Йожен Йонеско, поднимает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир с этого нового

Ракурса сквозь стекло драматургических средств.

В пьесах театра абсурда происходит то, чего будто никогда не может быть. Так, в пьесе Йонеско «Носороги» обычные жители обычного города начинают превращаться в носорогов, но это – лишь образ, который разрешает обобщить сам принцип потери людьми человеческого подобия, которое, в свою очередь, является закономерным результатом тоталитарного общественного устройства. Не имеет значения, которого именно: художественный прием делает обобщение универсальным. Когда эту пьесу поставили впервые, большинство зрителей и критиков считали, что речь идет о национал-социализме, но Йонеско опровергал подобное упрощенное толкование. Таких «носорогов» можно встретить не только в Германии, изображенное явление шире любого отдельного и конкретного случая. Лучше речь идет об общих причинах и принципах озверения людей и о поиске путей противостояния, которые в пьесе презентует Беранже – одиночка, который стихийно выступает против тоталитаризма, против коллективных истерий и эпидемий (под видом ума или идей) и есть, по мнению автора, коллективным заболеванием.

Неудачник и идеалист Беранже не очень похож на традиционного положительного героя, но именно он оказывается способным остаться человеком. В начале пьесы его образ кажется почти невыразительным: он не декларирует четких идей, в отличие от других персонажей, кажется, не имеет даже собственной позиции, просто одним из первых ощущает опасность. Но дальнейшее развитие событий доказывает, кто чего достоин. Отсутствие конкретных убеждений оказывается проигрышной лишь на первый взгляд, хотя сначала «идейные» персонажи имеют убедительный вид, такие как интеллигентный Жан, убежден, что «высший человек – это тот, кто исполняет свой долг» и твердит об «оружии терпимости, культуре, интеллигентности». Не случайно среди них появляется Логик, который все свои силлогизмы выводит с классическими логическими ошибками. В их приемах мышления уже заранее закодированы возможности как довести что-нибудь, так и нелогичность под маской логичности. Вставной относительно сюжета разговор о котах (если четыре лапы – это кот) – образ подобного мышления.

Носорогов долго не желают видеть, их существованию возражают, называют «мистификацией», «пропагандой», «иллюзией». Для Беранже они – реальность, которая ему не нравится: «Тупое четырехногое, которое не достойно и единственного слова! Да еще и злое…» Когда носорогов становится много, начинают звучать другие голоса протеста, которые звучат или декларативно, или неубедительно.

Слова Жана перед преобразованием его в животного освещают дополнительное содержание образа «носорогов», не идеологического плана (что умышленно не уточняется), а принцип отношения к людям: «я не то что не люблю людей, они мне равнодушны или же гадки, пусть лишь не становятся мне на дороге, я раздавлю их»; «у меня есть цель, и я рвусь к ней». В таком подходе уже есть что-то нечеловеческое.

Другой персонаж склонен к философским раздумываниям, Дударь, спрашивает риторически: «Разве можно знать, где зло, а где добро?» и попадается в ловушку собственных убеждений: почему бы не приобщиться ему к большой «всемирной семье», когда у носорогов большинство? «Надо идти со временем», – говорит перед преобразованием в носорога Ботар. «Выбери себе ту реальность, которая тебе подходит», – советует Беранже Дези. Она предлагает ему «вдвоем, без никого – быть счастливыми». Но именно попытка бегства в мысленный мир приводит к тому, что она потом начинает восхищаться носорогами – «Это они народ. И им хорошо в их шкуре».

Беранже считает, что сам он не силен в философии, но ощущает опасность сердцем. И сердце оказывается умнее. Именно этим он отличается со своего окружения, и именно способность ощущать, сочувствовать, страдать из-за совести разрешают ему опираться эпидемии. Не от сформулированной идеи отталкивается Беранже, но его убеждения оказываются сильнейшими. «Человек выше носорога!» – верит он, и это не нуждается в доказательствах. Человек тем и выше, что способен не давить все перед собой, а способен на сочувствие и имеет совесть. Беранже спасается благодаря тому, что защищает в себе именно эту способность.

А разгадав главную сущность сопротивления Беранже, можно понять и авторский замысел: чтобы не допускать «массового психоза», надо учиться сохранять в себе человечность.

Пьеса Э. Йонеско «Носороги» непривычная по форме, сюжету, хотя целиком понятна с точки зрения характеров. И это и не удивительно, ведь это абсурда. Именно абсурд и юмор сюжета несут в себе идею победы над страхом перед обществом, государством, перед людьми. Все эти явления навязывают человеку свои правила, свою волю, превращая человека в куклу. Такая кажется главному герою пьесы абсурдной, лишенной смысла, что мы и видим уже в первых сценах. Этим объясняется и его вид, и его одежда, и поведение.

Каждый трясется со своим страхом и одинокостью как может: кто-то избегает общества, кто-то приспосабливается, а кто-то противостоит ему.

В «Носорогах» мы видим драму одиночества человека, который столкнулся с общественными механизмами. В множатся носороги, и Беранже чувствует, себя стиснутым ими со всех сторон. Он остается сам среди носорогов во вражеском для него мире, тем не менее не собирается изменяться и капитулировать. На какой-то миг он будто подвергается слабости, рассматривая главы носорогов. Ему кажется, что они прекрасны. Может, это и есть выход: стать, как все, - носорогом? Но он отбрасывает эту мысль: «У меня совесть была нечиста, надо было своевременно идти за ними. А теперь слишком поздно!

Жаль, я некогда не стану носорогом. Вот смысл того, что происходит: нормальное и ненормальное меняются местами. Беранже это понимает и с горечью проговаривает: «Беда тем, кто хочет сохранить свою оригинальность!» Но вместе с тем он решительно вскрикивает: «Я буду идти против всех!»

Он не собирается нападать, но обороняет свое право оставаться человеком: «Против всех я буду бороться! Я последний и буду им до самого конца. Я не сдамся!» Это последние слова пьесы. И эти слова отдал именно Беранже. Так как сущность сопротивления этого заключается в осознании права человека быть индивидуальностью, личностью. Быть не как все - это священное право человека в каждом обществе, где за человеком признается право на свободу, на свободный выбор.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх