Сочинение на тему первый бал наташи ростовой в романе война и мир. Доклад: Первый бал Наташи Ростовой по роману Льва Толстого Война и мир Несколько интересных сочинений

Каждый эпизод романа «Война и мир» необычайно важен, значим для понимания всего произведения в целом. Не исключением является и «Первый бал Наташи Ростовой», в эпизоде которого раскрываются дополнительные черты характера присутствующих героев. Читатель может понаблюдать за светским обществом, за манерами поведения людей того времени.

Волнение Натали перед таким важным событием просто выплескивалось наружу. Впервые она должна была показать себя на таком публичном событии, продемонстрировать свою красоту и привлекательность. Кроме того, во время бала должны были появиться знатные гости – сам государь и весь дипломатический корпус.

Перед балом совершенно не могла поверить в предстоящее событие. Оно казалось ей нереальным, фантастическим. Как бы девушка не старалась проявить всю свою женственную натуру, продемонстрировать себя, как воспитанную светскую барышню, ничего не получалось! Героиню просто переполняло неудержимое волнение, и она казалось прелестной, искренней и естественной. Именно поэтому, хозяева дома заострили свое внимание на Наташе. Хотя ее подруга выглядела ничем не хуже.

В зале, где состоялся бал, героиня увидела и узнала много известных людей – это и первые красавицы, и знатные невесты, и богатые мужчины. Однако в этот момент девушке было совершенно все равно, чем они занимались. Намного больше Наташу волновал вопрос о том, понравилась ли она окружающим людям, смогут ли они принять ее в свои светские круги, посвятить в общие развлечения. Когда героиня заметила на себе добрые и положительные взгляды, она стала немного успокаиваться и приходить в себя.

Бал начался. Наташа ожидала приглашения на свой первый танец. Ох, как она была взволнована, ведь именно от этого приглашения будет зависеть дальнейшее развитие сюжета. Девушка так хотела продемонстрировать свое умение танцевать, парить в вальсе, в паре. Однако мужчины проходили мимо нее. Они предпочитали более эффектных дам. А Наташа казалась им юной и наивной.

На счастье, возле Наташи оказался , который попросил друга Андрея составить компанию одинокой Наталье. сделал первый шаг навстречу лишь по просьбе, ему хотелось, наконец, завершить скучные разговоры и немного развеяться. Но только он подхватил Наташу в танце, странное чувство ударило ему прямо в голову. Он ощутил прилив сил, свою новую молодость.

После такого танца, девушка расцвела. Она ни секунды не сидела на месте. Со всех сторон к ней поступали приглашения. Наташа все свободное от танцев время проводила в обществе с Болконским. Они беседовали на разные темы, и, уже в конце вечера, князь Андрей понял, что желает видеть Наташу своей женой. В этой легкой и наивной девушке Болконский увидел всю искренность и чистоту натуры. А, героиня, в свою очередь, светилась от счастья. Как же был прекрасен ее первый бал. Он состоялся! Он удался!

В эпизоде перового бала Наташи читатель может наблюдать за сближением героев. Болконский и Ростова произвели друг на друга незабываемое впечатление. Кроме того, в этом эпизоде раскрываются иные черты характера главных героев, высвобождаются их внутренние переживания и эмоции.

Был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но и полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и все подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам и торопливо и беззвучно проходили о сукну подъезда. Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шепот и снимались шапки. — Государь?.. — Нет, министр... принц... посланник... Разве не видишь перья?.. — говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех и называл по имени знатнейших вельмож того времени. Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одеваний. Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово и не устроится все так, как было нужно. Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете. В десять часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты. Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту. — Не так, не так, Соня! — сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. — Не так бант, поди сюда. — Соня присела. Наташа переколола ленту иначе. — Позвольте, барышня, нельзя так, — говорила горничная, державшая волоса Наташи. — Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня. — Скоро ли вы? — послышался голос графини. — Уж десять сейчас. — Сейчас, сейчас. А вы готовы, мама? — Только току приколоть. — Не делайте без меня, — крикнула Наташа, — вы не сумеете! — Да уж десять. На бале решено было быть в половине одиннадцатого, а надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду. Окончив прическу, Наташа, в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материной кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять подбежала к девушкам, подшивавшим ее юбку. Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья с булавками в губах и зубах бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке все дымковое платье. — Мавруша, скорее, голубушка! — Дайте наперсток оттуда, барышня. — Скоро ли, наконец? — сказал граф, входя из-за двери. — Вот вам духи. Перонская уж заждалась. — Готово, барышня, — говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, выказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала. Наташа стала надевать платье. — Сейчас, сейчас, не ходи, папа! — крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из-под дымки юбки, закрывавшей все ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный. — Папа, ты как хорош, прелесть! — сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки. — Позвольте, барышня, позвольте, — говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки. — Воля твоя, — с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, — воля твоя, опять длинно! Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно. — Ей-богу, сударыня, ничего не длинно, — сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней. — Ну, длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, — сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу. В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. — Уу! моя красавица! — закричал граф. — Лучше вас всех!.. — Он хотел обнять ее, но она, краснея, отстранилась, чтобы не измяться. — Мама, больше набок току, — проговорила Наташа. — Я переколю, — и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки. — Боже мой! Что ж это такое? Я, ей-богу, не виновата... — Ничего, заметаю, не видно будет, — говорила Дуняша. — Красавица, краля-то моя! — сказала из-за двери вошедшая няня. — А Сонюшка-то, ну красавицы!.. В четверть одиннадцатого, наконец, сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду. Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но так же было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, так же старательно промыто за ушами, и даже так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".

Внешний облик самого бала - это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", - все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал - это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.

Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал - одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого - первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.

В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей.

Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" - Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.

Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. "То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты", - психологический комментарий автора здесь очень выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.

Когда Ростовы приехали на бал, "хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых. И две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе и вспомнила, может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал".

Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыграющих в будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: "князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узна вая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и всякий раз отворачивался. А когда "адъютант-распорядитель" и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует. Благодаря мастерству Толстого-писателя мы видим фальшь светского общества во время бала.

Итак, на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света - "шут гороховый", а князь Андрей - грубиян, который "с дамами обращаться не умеет". В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об "очень хорошем". А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который "с Сперанским какие-то проекты пишет", но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в "трепещущей" Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу. Когда князь Андрей танцевал с Наташей "один из веселых котильонов перед ужином", он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, формальное знакомство, а на балу - их внутреннее сближение.

"Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем", - и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин.

На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?.." В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, "передать ему излишек своего счастья", дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.

"Война и мир" Бал Наташи Ростовой.

  1. Война и мир. Анализ эпизода (главы XV XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи Ростовой
  2. кстати у меня много материала по войне и мир мы е недавно проходили. если что обращайся!

    Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого Война и мир

    Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего
    мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с
    музыкой, цветами, танцами, государем, дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых
    руках и шеях.
    Внешний облик самого бала это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, царица
    Петербурга, графиня Безухова, танцор-адъютант, начавший бал, все это, смешавшееся в одну блестящую процессию. Но
    это не просто обыкновенный петербургский бал это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех
    основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера.
    Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на
    этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во
    взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути, которых не раз пересекутся. Князь Андрей сыграет
    немаловажную роль в судьбе Наташи.
    Бал одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним
    Бориса Друбецкого первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не
    воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых. В этом есть некая
    символичность: Наташа, отвергая Бориса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство.
    Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивает еще детское возбужденное состояние
    Наташи, не раз используя в ее описании слово девочка и изображая ее с благодарной детской улыбкой. Толстой
    подчеркивает, что именно это состояние более всего шло к ней. Именно такую Наташу, с ее удивлением, радостью и
    робостью, и даже с ошибками во французском языке, полюбил князь Андрей.
    Автор дает нам возможность сравнить главную героиню с царицей Петербурга Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с
    ее худыми руками и плечами, неопределенной грудью, не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей,
    поскольку в ней было то, что не имело на себе общего светского отпечатка.
    Но девочкой Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: только ребенку присущи настолько сильные чувства,
    переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает на той высшей ступени счастья,
    когда он делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность несчастья, зла и горя. Выражение лица Наташи, готовое
    на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств и помогало читателю проникать во внутренний мир
    главной героини.
    Автор мастерски изображает переживания Наташи, Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с
    описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
    увидеть и пережить. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не
    сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, психологический комментарий автора здесь очень
    выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.

Сценарий спектакля «БАЛ 1812.СЦЕНЫ»

(по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

ФОНОГРАММА 1. Сцена «БАЛ». Занавес открывается, фонограмма звучит тише.

1. Светский раут. Элементы танца. Танцевальные движения.

Пары поочередно выходят на авансцену, говорят текст и двигаются дальше.

Я думала, что нынешний праздник отменен.

Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили.

Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны. Что решили по случаю депеши?

Решили, что Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.

Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас.

Россия одна должна быть спасительницей Европы. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание.

На кого нам надеяться? Англия с своим коммерческим духом не поймет и не может понять

Всю высоту души императора Александра.

Они не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя, все хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего.

Что обещали, и того не будет! Пруссия уж

Объявила, что Бонапарт непобедим и что вся Европа ничего не может против него...

Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу! А Вы как считаете, князь?

ФОНОГРАММА УБИРАЕТСЯ,

Я думаю, -- сказал князь улыбаясь, -- что ежели бы вас послали вместо нашего милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы.

ФОНОГРАММА 2. Сцена «НАТАША РОСТОВА».

звучит музыка, появляется Наташа. танец Наташи. После танца Андрей подходит к Наташе. Фонограмма становится тише.

Андрей: vous etes au bal pour la premiere fois? ca vous plait ici?

Наташа: ici.c est tres yoli.

Андрей: vous voule danser ?

Наташа: avec vous…

ТАНЕЦ Андрея и Наташи.

Андрей и Наташа стоят вместе, остальные выходят и проходят мимо них поочередно. Обсуждение. Танцы.

ФОНОГРАММА 2. Музыка звучит ТИШЕ.

Вы слышали новость: Андрей Болконский помолвлен с Наташей Ростовой.

Неужели?

Он так влюблен.

А она?

Не знаю, она думает, что любит его.

Когда венчание?

Пока они не торопятся.

Танец продолжается, затем все снова замирают. Андрей и Наташа в центре сцены.

Любите ли вы меня?

Да, да. Что с вами?

Ах, я так счастлива…

Простите меня, но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

Я должен уехать…

Надолго?

Год. Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны, если вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы…

Зачем вы это говорите? -- перебила его Наташа. -- Вы знаете…

В год вы узнаете себя...

Целый год! Да отчего ж год? Отчего ж год?... И нельзя иначе?

Я должен уехать, вы же понимаете…

Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! -- вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. -- Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. -- Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.

Нет, нет, я все сделаю, -- сказала она, вдруг остановив слезы, -- я так счастлива! Уже?

Андрей уходит. Звучит музыка, фонограмма-2 продолжается , пары двигаются вокруг Наташи, которая стоит в центре, после танца она отходит. ФОНОГРАММА-2 ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

ТЕКСТ: Наташа скучает по Андрею?

До свадьбы осталось 4 месяца.

ПОСЛЕ ТЕКСТА ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА 3 (Романс «ДВЕ РОЗЫ»)

Звучит романс «ДВЕ РОЗЫ».После романса пары поочередно выходят на авансцену.

Элементы танца, пары выходят на авансцену.

Наташа отказала своему жениху без ведома родителей.

Причиной этого отказа был Анатоль Курагин.

Променять Болконского на дурака Анатоля? Не могу этого понять…

Она хотела бежать с ним в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.

Как обвенчаться? Он женат!

Час от часу не легче. Вот мерзавец! Надо сказать ей.

Наташа стоит одна, поочередно к ней подходят люди, что-то говорят, может приглашают танцевать. Она отрицательно качает головой, отходит, стоит отдельно от всех.

ФОНОГРАММА 1. ТАНЕЦ ОБЩИЙ.

Все выходят на авансцену. ФОНОГРАММА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

Что это?

Где?

А ведь это пожар!

Да Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.

Смотрите, как полыхает. Это, господа, в Москве пожар: либо в

Сущевской, либо в Рогожской..

Ах, какой ужас! Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно,

Посмотри, Наташа, как ужасно горит.

Что горит? - спросила Наташа. - Ах, да, Москва.

Звучит музыка, Наташа берет шинель Андрея.

Ты озябла. Ты вся дрожишь.

Он скоро будет…

Кто?

Он. Андрей.

Я скоро увижу его, он здесь. Князь Андрей тяжело ранен. Можно ли мне видеть его? Опасно ли он ранен? Скоро, уже скоро, я снова увижу его…. Мне страшно. Что я увижу? Такой ли он, какой был или ……

Наташа застывает с шинелью. На авансцену выходят пары:

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постоянном беспамятстве.

Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание.

Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание.

Когда его перенесли из коляски и уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и попросил Евангелие.

Все смотрят в сторону, откуда появляется Андрей. Он выходит и садится на авансцену. Все становятся вокруг него.

Андрей: В первый раз я вспомнил, что был ранен, когда коляска остановилась в Мытищах, потом я потерял сознание. Очнулся в избе, и вспомнил почему-то ту минуту на перевязочном пункте, когда увидел Курагина, при виде страданий ненавистного человека, пришли в голову новые, сулившие мне счастье мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели душой. Я вспомнил, что у меня теперь новое счастье и что это счастье имело что-то такое общее с Евангелием. От боли я снова потерял сознание и очнулся уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг.

ФОНОГРАММА-4.монолог-1.

Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!

Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его может только один бог.

Да, любовь, но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та

любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих, любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого, можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он... Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. Больше всех я ненавидел ее… Наташу. Только сейчас я понял ее чувства, ее страданья, стыд, раскаянье. В первый раз я понял жестокость своего разрыва с нею. Ежели бы мне было возможно только

еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать..."

Музыка заканчивается. Все расступаются, пропуская Наташу, она подходит к Андрею и становится на колени.

Он улыбнулся и протянул ей руку. Наташа садится рядом.

Вы? - сказал он. - Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях

и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее,

чуть дотрагиваясь губами.

Простите! Простите меня!

Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

Простите...

Что простить? - спросил князь Андрей.

Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.

Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.

Они держаться за руки. Постепенно встают и идут в центр сцены.

ФОНОГРАММА-2.

Пары:

Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор

должен был признаться, что он не ожидал от девицы такой твердости, и такого искусства ходить за раненым.

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог умереть во время дороги на руках ее дочери, она

не могла противиться Наташе.

Ей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены,

Хотя, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией

заслонял все другие предположения.

ФОНОГРАММА 2.

Снова танцы, все двигаются вокруг Наташи и Андрея.

После танца все останавливаются и идет текст Андрея и Натальи.

Андрей: Никто не дает мне той мягкой тишины... того света. Наташа , я слишком люблю вас. Больше всего на свете.

Отчего же слишком?

Отчего слишком? Как вы думаете, буду я жив? Как вам кажется?

Я уверена, я уверена! -- почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.

Он помолчал.

Как бы хорошо! -- И, взяв ее руку, он поцеловал ее.

ФОНОГРАММА 2,СНАЧАЛА.

Общий танец.

после танца, они застывают в центре сцены, актеры выходят и

Останавливаются на авансцене, закрывая Андрея и Наташу.

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОНОГРАММА

Когда одетое, омытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.

Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше.

Старый граф плакал о том, что скоро ему предстояло сделать тот же страшный шаг.

Наташа и княжна Марья плакали от осознания простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Звучит фонограмма 5.

Все расступаются, монолог2.

На авансцену выходит АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

Туман начинал расходиться и виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Стрельба становилась сильнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами. Французы атаковали батарею и, увидев

Кутузова, выстрелили по нему. С этим залпом упало несколько солдат, а прапорщик, державший знамя, выпустил его из рук. Солдаты без команды стали стрелять. Князь Андрей уже соскочил с лошади и бежал к знамени, с наслаждением слушая свист пуль, направленных на него. «УРА»-закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Тронулся один солдат, другой, и весь батальон с криком «УРА», побежал вперед и обогнал его. Князь Андрей слышал над собой свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него падали солдаты. Но он не смотрел на них, а вглядывался в то, что происходило на батареи. Кто-то со всего размаха крепкой палкой ударил его в голову. Что это, я падаю?-подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, но он ничего не видел. Над ним не было ничего, кроме неба, высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Как тихо, спокойно, торжественно, совсем не так, как я бежал,_ подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Князь Андрей лежал, истекая кровью, и сам того не зная, стонал тихим, жалобным, детским стоном. К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал как долго продолжалось его забытье. Вдруг он почувствовал себя живым и страдающим от жгучей боли в голове. ГДЕ ОНО, ЭТО ВЫСОКОЕ НЕБО, КОТОРОГО Я НЕ ЗНАЛ ДО СИХ ПОР. ГДЕ Я? Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было все тоже высокое небо с плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видел тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Это был Наполеон с двумя адьютантами.

« Voila une belle mort… Вот прекрасная смерь», сказал Наполеон, глядя на Болконского. Андрей понял, что это было сказано о нем, и что это говорит Наполеон. Он слышал эти слова, но не интересовался ими. Ему жгло голову, он чувствовал, что истекает кровью, и он видел над собой далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон-его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнению с тем, что происходило теперь между его душей и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему казались так ничтожны все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему этот герой, с его мелким тщеславием и радостью победы, в сравнению с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожестве величия, о ничтожности жизни и о смерти.

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились Андрею: лицо мамы, склоненное над ним, Пьер на пароме, девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, луна. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, надо чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили мы независимо друг от друга»-подумал князь Андрей, он ощутил себя частью огромной великой страны, и боль за эту страну была сильнее и острее его собственной боли. Эта боль героев войны, матерей, простых людей, эта боль и любовь помогут сохранить ее, эту великую, не побежденную, удивительную Россию.

(На экране лица людей- сцены боя, перемежаются с мирными кадрами и лицами людей, простые крестьяне, герои-защитники, Кутузов, Ушаков, маленькие дети и т. д.Звучит музыка)




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх