Презентация на тему нетрадиционное рисование. Родительское собрание в ДОУ

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской.
Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа и т.д.

Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

Монотипия - это одна из простейших техник отпечатывания. При помощи монотипии выполняется симметричное изображение предмета или объекта. Для этого лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально, с учетом изображаемого предмета. На одной половине листа наносятся цветовые пятна (абстрактное рисование) или половину симметричного предмета (конкретное рисование). Краски подбираются яркие, сочные, чтобы отпечаток получился четким. После нанесения красочного изображения на первой половине листа, вторая часть листа накладывается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. Развернув, вы увидите симметричное изображение целиком - бабочка расправила крылья, цветок распустился полностью, и крона дерева стала пышнее. Готовый отпечаток можно доработать или украсить дополни-тельными деталями. Техника монотипия доставляет удовольствие детям разных возрастов, особенно младшим дошкольникам.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей.

Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.

Татьяна Ласковец
Презентация «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Рисование нетрадиционными способами в детском саду.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, во всех возрастных группах является рисование .

Мой опыт работы с детьми в детском саду показал : именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности на занятиях.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать . Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать.

Итак, что же относится к нетрадиционным техникам рисования : рисование крупами , рисование по сырому , ниткография, монотипия, кляксография, рисунок с капустным листом, рисование зубной щеткой , рисование пальчиками и ладошками, рисование штампами (оттиск, граттаж и многое другое.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.

Работу начинала с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки,

а затем давала два – три цвета («Виноград» , «Козлёнок» , «Осенние кусты» , «Укрась ёлочку» и др.).

Позднее учила рисовать детей ладошкой . Детям очень нравится этот способ рисования («Петушок» , «Солнышко» ).

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, моркови, яблока. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Мы рисовали : «Цветочки радуются солнышку»

«Яблоки»

«Цветы»

«Бабочки» и мн. др.

Рисование ватной палочкой и карандашом

Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. Кроме того, на него надо давить, чтобы на бумаге оставался след. Проще начинать обучение рисованию ватными палочками . Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Такой вид рисования относится к нетрадиционной технике , которая идеально подходит для деток, делающих в рисовании первые шаги , то есть штрихи.

В целом, процесс рисования ватными палочками сводится к тому, что ребенку предлагают лист бумаги с уже готовым контурным рисунком. На первых порах лучше использовать краску только одного цвета, чтобы у крохи не было соблазна устраивать разноцветные брызги или смешать все цвета воедино. Точечками можно рисовать все , что пожелаете – стрекозу, рыбу, бабочку, змею, дерево, яблоко и др.

Не менее интересна для ребенка техника рисования пенопластом или губкой ребенок прижимает пенопласт, поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Здесь мы рисуем на тему «Осень золотая»

Интересна детям техника рисования мятой бумагой .

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Вот такие оригинальные кошечка и ежик у нас получились.

Также при рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью» . Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем , если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

Например, мы рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные» , «Елочка пушистая, нарядная» , «Веселый снеговик»

Очень интересно рисовать отпечатками листьев . Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.

Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Вот такие рисунки у нас получились.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится : восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения : ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия» .

Она в свою очередь подразделяется на 2 вида. Монотипия предметная и монотипия пейзажная. Монотипия предметная как правило начинает использоваться с детьми старшей группы. Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.

В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы : «Чудесные бабочки» , «Волшебное дерево» , «Чудесный букет» .

В подготовительной группе дети знакомятся уже с более сложной техникой

монотипия пейзажная.

Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) . Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) . Понадобится : жидкая краска (акварель или гуашь, кисточка, белая бумага.

Методика рисования : ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет.

Одной из разновидностей кляксографии является кляксография трубочкой.

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

Еще один интересный прием Ниткография

Понадобится : нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на одной половине сложенного вдвое листа бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.

Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника «Набрызг»

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование расческой и зубной щеткой»

Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски.

Щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь, консистенции кашицы и можно приступать к работе.

Техника «Цветной граттаж»

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом.

После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Рисование капустным листом .

Ребенок покрывает капустный лист красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый лист. Недостающие детали дорисовываются кистью .

Техника «фроттаж»

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин.

фроттаж -значит- «натирать» . Ребенок покрывает трафарет или рельефную картинку чистым листом бумаги, и заштриховывает бумагу в этом месте карандашом. Недостающие детали дорисовываются .

Пластилинография

Интересной техникой , является пластилинография. То есть рисунок с помощью пластилина. Для детей младшего дошкольного возраста такая техника работы с пластилином может показаться сложной, это связано с недостаточным развитием костно-мышечной ткани, а так же с неспособностью концентрировать внимание и быть усидчивыми длительное время. Поэтому привлекать к данной технике лучше детей подготовительной группы.

Как вариант пластинографии, идея раскрашивания черно белых картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.

И в заключение хотелось бы сказать : способов и приемов нетрадиционного рисования еще очень много , но при выборе той или иной техники рисования , необходимо прежде всего учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Конечно, из присутствующих здесь, не только педагоги дошкольного образования, но ведь у каждого из вас есть дети, внуки. И я надеюсь, что моя презентация будет полезна вам не только как педагогам, а как мамам, бабушкам.

Желаю вам успехов. Спасибо за внимание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста". " Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". В.А. Сухомлинский.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: Сформировать у детей технические навыки рисования. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Изучила опыт работы: И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»; А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»; Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»; Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками». На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду».

1. Подготовительный- ознакомительный 2. На втором этапе - репродуктивном поставила задачу: познакомить детей с различными средствами выразительности. 3. Третий этап - конструктивный. Задача этого этапа научить детей выполнять коллективные работы, организовывать совместную деятельность(друг с другом, с воспитателем) Этапы:

1. Печать от руки 2 . Использование печатки 3. Рисование пёрышком 4. Рисование пальцем. 5. Монотипия. 6. Рисование по трафарету тампоном. 7. Рисование методом тычка. 8. Кляксография. 9. Набрызг. 10. Граттаж. 11. Рисование мыльными пузырями. 12. Рисование мятой бумагой 13. Вместо кисти – дырокол. 14. Ниткография. Методы и приёмы нетрадиционного рисования

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Мною были использованы следующие средства - совместная деятельность воспитателя с детьми, - самостоятельная деятельность детей. Применяла такие методы: информационный словесный, практический. Информационный метод включает следующий прием: - рассматривание - наблюдение - экскурсия - образец воспитателя - показ воспитателя Словесный метод включает в себя - беседу - рассказ - использование образцов педагога - художественное слово Практический метод – это метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навык до автоматизма, он включает в себя прием повтора работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 18 22 29 41 2. Проявление творчества 21 29 33 54 3. Проявление инициативы 20 34 42 59 4. Проявление самостоятельности 23 36 48 61 5. Проявление индивидуальности 21 43 52 59 6. Использование средств выразительности 24 45 51 64 7. Освоение способов создания изображения 28 42 54 60 8. Видение художественных образов 19 39 46 62 9. Планирование деятельности 18 28 51 70 10. Навыки и умение владения инструментами 17 28 49 76 Анализ результативности навыков и умений рисования по группам: 1. Подготовительный этап:

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 19 24 32 45 2. Проявление творчества 23 30 34 56 3. Проявление инициативы 22 34 45 60 4. Проявление самостоятельности 24 37 49 65 5. Проявление индивидуальности 25 45 54 63 6. Использование средств выразительности 23 47 53 65 7. Освоение способов создания изображения 30 44 56 67 8. Видение художественных образов 22 41 49 62 9. Планирование деятельности 20 29 54 85 10. Навыки и умение владения инструментами 21 35 50 86 2. Основной этап:

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 29 34 38 46 2. Проявление творчества 33 37 38 56 3. Проявление инициативы 28 39 48 64 4. Проявление самостоятельности 32 39 49 66 5. Проявление индивидуальности 35 48 53 65 6. Использование средств выразительности 33 49 57 67 7. Освоение способов создания изображения 34 48 59 67 8. Видение художественных образов 29 46 51 76 9. Планирование деятельности 28 35 57 85 10. Навыки и умение владения инструментами 29 38 58 88 3. Заключительный этап:

Вывод: проанализировав результативность навыков и умений рисования по группам, занимающихся нетрадиционной техникой рисования, пришла к выводу, что наблюдается положительная динамика у детей подготовительной группы, так как ими освоены многие виды техники нетрадиционного рисования и более развита мелкая моторика пальцев.

П роведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует: -Снятию детских страхов; - Развивает уверенность в своих силах; - Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2017г. МАУДО г.Ялуторовска«Детский сад №9» Тендентник Марина Николаевна «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»Э. Успенский Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяют художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое. Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. И мне удалось найти то, что нужно. Это обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Вот некоторые приемы: Набрызг: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Кляксография обычная: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с трубочкой: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Рисование мыльными пузырями: гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются. Рисование по сырому: на лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох, наносится рисунок. Получается размытое изображение. Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается. Свеча + акварель: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Восковые мелки + акварель: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Черно - белый граттаж: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Цветной граттаж: на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать. Оттиск пробкой: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом. Отпечатки листьев: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Под ред.Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. – М.: Педагогическое общество России, 2000. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. Дети с удовольствием работают в разных техниках. Надеюсь, моя подборка поможет в Вашей работе.Развивайте творчество, воображение детей. Желаю успехов!


Приложенные файлы

    Африканская роспись

    Она заключается в том, что детей делать обычные точки, разноцветными красками. Идеально подходят для этой техники деревянные китайские палочки. Такой необычной техникой мы создавали узоры на тарелках, салфетках и т.д. В результате своей работы дети проявляют фантазию, включают воображение.

    Метод волшебного рисунка.

    Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуем изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, наносим сверху краску на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

    Разрисовка маленьких камешков.

    Чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи мы используем морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносим яркую густую краска - и образ готов. После того, как камешек высохнет, я покрываю их бесцветным лаком. В результате получается объемная яркая игрушка - объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

    Метод ниткографии.

    Существует этот метод в основном для девочек, но иногда и мальчики охотно присоединяются к такому виду рисования. А заключается он в следующем. Экран размером 25х25 см сделанный из бархатной бумаги, мешочки с набором шерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы - цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько ниток и получаются интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.

    Метод монотипии.

    Он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на плотных файлах или папках, которое переносится потом на бумагу. На гладкой поверхности ребята рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают файл изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. После того как полученный рисунок высохнет, я предлагаю детям дополнить образ деталями с помощью карандашей или фломастеров. Плюс этой техники заключается в том, что каждый рисунок получается совсем не похожим на другой.

    Рисуем с помощью открыток.

    В каждом доме хранится масса старых открыток. Ребята приносят их в детский сад, я вырезаю нужные образы, когда они станут постарше, будут это делать уже сами, и наклеиваем к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, если наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то ребята, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. Мне интересно наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, и наблюдать за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида

Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.


Цель: научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Задачи:

  • развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • формировать и совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

  • наглядный (рассматривание предмета, использование картин, использование образца, показ приёмов работы, анализ детских работ);
  • словесный (беседа, указания и пояснения в процессе совместной деятельности, художественное слово)
  • практический методы
  • игровой (использование разных персонажей, сказочные путешествия)

  • цветные карандаши; восковые мелки,
  • акварельные краски, гуашь;
  • листы бумаги различной формы;
  • щетинные кисти, ватные палочки, щетки;
  • поролон, штампы, печати;
  • трафареты, вырезанные картинки;
  • природный материал и т.д.

Творчество – это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.


  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.






Младший возраст

Средний возраст

рисование пальчиками;

Старший возраст

тычок жесткой полусухой кистью

оттиск печатками из картофеля;

рисование песком, солью

рисование ладошками.

Печать поролоном, пробками

рисование мыльными пузырями

восковые мелки + акварель; свеча + акварель

рисование мятой бумагой

Отпечатки листьев;

монотипия пейзажная, предметная

Монотипия предметная, пейзажная

печать по трафарету

Выдувание воздуха через трубочку

пластилинография

Рисование ватными палочками;

с помощью ватных дисков;


Африканская роспись

материал: разноцветная гуашь, бумага плотная, китайские палочки


Рисование акварелью + восковые мелки

Материал: восковый мелки, акварель, вода, кисти.


Разрисовка мелких камешков

Материал: морские камешки различной формы, яркая гуашь, кисти, вода, салфетки.


Метод ниткографии

Материал: экран сделанный из бархатной бумаги, мешочек с набором шерстяных ниток разных цветов.


Монотипия предметная и пейзажная

Материал: плотная бумага, кисти, гуашь, вода.


Рисование с помощью открыток

Материал: открытки разной тематики, кисти клеевые, клей, гуашь, кисти для рисования, вода, салфетка.


  • Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».
  • Р.Г. Казакова, «Изобразительная деятельность в детском саду».
  • Г. Н. Давыдова, «Нетрадиционные техники в детском саду». – Ч.1, Ч.2.
  • А.В. Никитина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • И.А. Лыкова, «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»».
  • Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх