Праздничный звон колоколов как называется. Благовест

Цитата сообщения Православный колокольный звон

«Колокол - это молитва в звуке, икона звучащая»


Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.


Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала . Била кандии ) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками. И только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.


Международный Центр Колокольного Искусства представляет уникальную архивную запись Праздничного звона в исполнении легендарного мастера Ивана Васильевича Данилова и его ученика Андрея Анатольевича Дьячкова. Архангельск, музей деревянного зодчества Малые Корелы, 1997 год.

Виды звонов и их названия

Колокольный звон разделился на три основных вида:

Благовест
Перезвон, перебор
Собственно звон

Благовест - это одиночные размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. В слове "бла говест" ударение ставится на первый слог! "Благовест" - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником!
Перезвон - это поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым, перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

Благовест предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест "...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение" - говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол, перед воскресными службами - в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. "Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю" (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве. Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия .


На сегодняшний день многие храмы до сих пор хранят уникальные подборы церковных колоколов. Троицо-Сергиева Лавра, Ново-Девичий московский монастырь, Кирилло-Белозерский вологодский монастырь, Архиерейский двор и Успенский собор в Ростове Великом - и этот список памятников российской истории можно перечислять ещё долго. Под понятием «подбор колоколов» понимается подбор определённого количества колоколов, собранных в конкретном монастыре или храме. Такой подбор создаёт полную музыкальную гармонию всех тонов и звуков, издаваемых различными по размерам колоколам. Бывали случаи, когда подбор конкретного храма собирался на протяжении длительного времени. Так подбор, существующий в Троице-Сергиевской Лавре, собирался целых 486 лет. В этом подборе до сих пор хранятся колокола, датируемые 1422 годом. Большинство уникальных колоколов не смогли пережить жуткую эпоху безбожия в России, когда советская власть варварски разоряла храмы и уничтожала их имущество. Правда, во время Великой Отечественной войны советское правительство предприняло попытку провести некоторое восстановление некоторых русских храмов с их колокольнями.


Целебный колокольный звон

В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определённый лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяют в лечении психосоматических заболеваний. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б. Н. Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу. Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека. Один из питерских психиатров лечит психические заболевания именно колокольным звоном. Впрочем, мистическому звуку подвластны не только душевные недуги. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причём против каждой конкретной хвори - специальным звоном.

Недаром говорится: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нём успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.

Колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения. Со времен Древней Руси судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот звук был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению,
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Существует несколько видов звона:

Благовест - одиночные удары в большой колокол. Благовест возвещает о предстоящем начале богослужения.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). Перед Вечерней совершается трезвон в один приём. Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма. Перед Литургией - в три.

Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые "красный звон" и "звон в двои". "Красным" именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Звон "в двои" совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят "в двои" ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.

В богослужебной практике такой звон производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон в большие колокола совершался в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы.

Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ - вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном.

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Перебор - погребальный звон. Несмотря на свою простоту, имеет определенные разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении "мирских человек" вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце каждого "круга" перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

Названия колоколов:

Праздничный колокол - самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и в некоторых других, особенно торжественных, случаях.

Воскресный - меньший по величине, используемый в воскресные службы.

Полиелейный - в дни средних, когда совершается полиелей.

Простодневный или Будничный - в обычные, не праздничные дни.

Постный - в период Великого Поста.

Часовой - перед чтением великопостных часов.

Кроме названий, напрямую связанных с богослужебной практикой, колокола могут носить произвольные имена или прозвища: Широкий, Лебедь, Баран (здесь угадывается краткая характеристика тембровой окраски их звучания); Корсунский, Немчин, Ростовский (здесь, скорее всего, поводом к названиям послужило их происхождение).

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Православный колокольный звон - это молитва, запечатлённая в звуке. Красота, которая наделена необычайно великой силой, ибо дарует человеку исцеление, лечит не только тело, но и душу. Эта музыка возрождает в сердце любовь, окутывает спокойствием и создаёт гармонию.

Очищение колокольным звоном.

Звон колоколов имеет огромную мощь, которая насыщает пространство вокруг позитивной энергией добра и любви, очищает его. Звуковая волна колокольного звона распространяется в воздухе в виде креста, поэтому звон и имеет такой эффект на состояние человека, как физическое, так и душевное:

  • снижается заболеваемость: болезнетворные бактерии гибнут и далее не размножаются;
  • стабилизируется психоэмоциональный фон: наступает покой и умиротворение.

Огромный эффект колокольного звона для лечения различных болезней доказан многочисленными примерами и фактами. Наиболее часто среди таких состояний человеческого организма встречаются:

  • стрессы, нервозность, бессонница;
  • болезни сосудов;
  • депрессии, расстройства психики;
  • гипертония, заболевания сердца и сосудов;
  • язва желудка;
  • бронхиальная астма;
  • острые боли различного происхождения;
  • инфекционные и респираторные заболевания;
  • низкий иммунитет;
  • женские заболевания;
  • болезни почек;
  • кишечные и желчные болезни;
  • тугоухость.

Но также необходимо помнить о том, что колокольный звон будет иметь желаемое действие, если слушать его правильно, а именно:

  • только на качественных носителях;
  • желательно не использовать наушники;
  • если затягивает в сон, не противиться;
  • перед прослушиванием прочесть “Отче наш”, во время - псалом 50, в конце - “Достойно есть”;
  • как минимум раз в год (по возможности) слушать живой колокольный звон.

Позитивное влияние звона на человека и окружающий его мир возможно лишь тогда, когда он не вызывает раздражения. Следует помнить и о том, что сеанс звуковой терапии непосредственно под живым колоколом не должен превышать 15-20 минут.

Колокольный звон монастырей является своеобразным генератором энергии, которая преображается в звуке. При этом очень важно, чтобы звук чаще звучал в живом виде, а не в записанном, ведь так нарушается спектр его распространения. При этом условии эффект увеличивается в несколько раз. Да и сама обстановка, в которой человек слышит звон, располагает к его правильному восприятию - через церковь, через праведную веру, через Бога.

Для очищения дома.

Церковный звон также способен очищать в доме. Ведь каждый имеет свою энергетику. И это не зависит от хорошего ремонта или красивой мебели. Духовная атмосфера - вот что важно в таком случае. И если она нарушена, то люди, которые в нём живут, могут часто болеть, ссорится без причины, страдать психическими расстройствами и депрессиями. Поэтому нужно стараться поддерживать не только физическое состояние дома (соблюдать чистоту и порядок), но и духовное, достигая умиротворения и гармонии.

Можно использовать колокольный звон для очищения дома следующими способами:

  • повесить колокольчик при входе (символ);
  • периодически “прозванивать” углы;
  • ставить аудиозаписи звона церковных колоколов.

И, конечно, прекрасным вариантом будет факт нахождения дома рядом с православным храмом. Тогда защита, позитивная энергетика и гармония станут верными спутниками его жителей.

Какие бывают колокольные звоны.

С любовью к церковным звонам колоколов православный народ соединил все свои жизненные события, как торжественные, так и печальные. Потому он служит не только мерой церковного времени, но и выражением душевного состояния православного человека. Это и стало причиной появления различных видов звона, каждый из которых имеет своё определённое название и смысловое назначение.

Какие бывают колокольные звоны и названия их:

  • благовест;
  • собственно звон.

Благовест, в свою очередь, делится ещё на два:

  • обыкновенный или частый;
  • постный или редкий.

Собственно звон также бывает нескольких видов:

  • трезвон;
  • двузвон;
  • перезвон;
  • перебор.

Какие разновидности колокольных звонов.

Благовест - самый главный колокольный звон для каждого православного. Это мерные удары в один большой колокол. С помощью него верующие созываются в храм к Богослужению. А название его пошло от того, что им возвещается благая весть - начало служения.

Порядок совершения благовеста:

  • три удара (редкие, медленные, протяжные);
  • мерные удары.

Собственно звон - это звучание сразу всех или нескольких колоколов.

Какие разновидности благовеста

Как известно, благовест бывает двух видов:

  • обыкновенный или частый - производит самый большой колокол;
  • постный или редкий - исполняется колоколом меньшим по величине в дни Великого Поста.

Само звучание колоколов делится на такие виды:

  • трезвон - звон во все колокола, затем небольшой перерыв, далее второй и третий звоны аналогично, также с маленьким перерывом. Другими словами, звон в три приёма. Он является выражением христианской радости и торжества;
  • двузвон - звон во все колокола в два приёма;
  • перезвон - звон в каждый колокол поочерёдно, с большого до самого малого, и так несколько раз;
  • перебор - медленный звон в каждый колокол поочерёдно по одному разу, с самого малого и до большого, после чего удар во все колокола сразу, и так множество раз.

Если же при храме есть несколько больших колоколов, тогда соответственно своему назначению они различаются на следующие:

  • праздничный;
  • воскресный;
  • полиелейный;
  • будничный;
  • малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших по размеру колоколов не более двух-трёх. Большее количество бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах.

Какой колокольный звон целителен.

Каждый колокольный звон имеет свои целительные способности и свойства. И ожидаемый эффект зависит от того, насколько человек верит в их силу и прислушивается к голосу Господа, ибо именно в них - истинное назначение церковной музыки.

Колокольный звон - исцеляющий и всепрощающий. В нём - мелодия духовности православного народа, основа которой - неисчерпаемая вера и вечная Божья благодать, что ведёт по жизненному пути и дарует спасение.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый из них имеет свое название и значение.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест,в свою очередь, бывает двух видов:

1. Обыкновенный или частый - производится самым большим колоколом;

2. Постный или редкий - производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол .

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Он бывает нескольких видов:

1. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и заканчивая самым большим, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх