Национальный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» требует доработки с участием экспертного сообщества. Федеральный проект "формирование комфортной городской среды" Федеральный приоритетный проект городская среда

Протокол Минстроя России от 14 марта 2018 г. № 153-ПРМ-АЧ "Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. В. Чибиса" Скачать (5.76 МБ)

Протокол от 18 декабря 2017 г. № 932-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, и вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 г. № 709/пр «О создании комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.69 МБ)

Протокол от 5 сентября 2017 г. № 677-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.4 МБ)

Протокол от 31 августа 2017 г. № 602-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации A.B. Чибиса Скачать (3.2 МБ)

Cеминар в г. Краснодаре 25 июля 2017 года

Протокол от 30 июня 2017 г. № 526-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов к "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (4.12 МБ)

Всероссийское селекторное совещание

Протокол от 3 июля 2017 г. № 478-ПРМ-АЧ всероссийского селекторного совещания по вопросу реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», проектов государственно-частного партнерства, и реализации 40 субъектами Российской Федерации дизайн-проектов по благоустройству общественных пространств в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (1.24 МБ)

Протокол от 21 июня 2017 г. № 484-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации Скачать (3.73 МБ)

Протокол от 13 июня 2017 г. № 410-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (9.77 МБ)

Протокол от 10 апреля 2017 г. № 240-ПРМ-АЧ селекторного совещания под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросам реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме"

Национальный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» требует доработки с участием экспертного сообщества

31 октября 2017 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства по теме «Экономика и экология городской среды. Р оль бизнеса, бюджетов всех уровней и органов власти, управляющих и собственников МКД в создании экономики и экологии городской среды » .

В заседании приняли участие представители органов исполнительной власти города Москвы и Московской области, эксперты Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, руководители управляющих организаций, представители профессионального сообщества в сфере экологии, питомниководства, ландшафтной архитектуры и дизайна и др.

В ходе заседания состоялся обмен мнениями по следующим вопросам:

    роль бизнеса в формировании экономики и экологии городской среды;

    роль, полномочия и финансовые возможности муниципалитетов по созданию комфортной и благоприятной городской среды;

    государственное регулирование и финансирование в сфере благоустройства;

    возможности и ограничения национального проекта «Формирование комфортной городской среды»;

    необходимые меры поддержки (в том числе государственной) в создании комфортной и благоприятной городской среды;

    российская модель формирования комфортной и благоприятной городской среды с учетом исторического опыта и существующей практики;

    проблемы финансового обеспечения содержания городской среды;

    меры поддержки малого бизнеса в данной сфере выработка базовых государственных основ для развития предпринимательства;

    законодательные и нормативные правовые документы, требующие разработки и доработки.

Заседание транслировалось в сети интернет.

Открыл заседание председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков . Во вступительном слове он подчеркнул актуальность темы, так как она касается каждого гражданина. «Тема формирования комфортной городской среды в большей степени является темой завтрашнего дня, но говорить о ней, обсуждать имеющиеся проблемы нужно уже сегодня» , - сказал Андрей Широков. «И очень важно заострить наше с вами внимание на роли предпринимателей в обеспечении формирования комфортной городской среды, понять, какие проблемы существуют в этом бизнесе, и подготовить конструктивные предложения Правительству РФ» , - подчеркнул председатель Комитета.

Его поддержала Ольга Штемберг , председатель подкомитета по новому качеству жизни и устойчивому развитию регионов Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере природопользования и экологии. Она отметила, в частности, что качество жизни – весьма актуальная проблема, разработка национального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» очень своевременна, и поставленные в нем задачи назрели. «Это очень правильно, что в проекте имеются определенные сроки и ответственные лица» , - сказала Ольга Штемберг. Вместе с тем, по ее мнению, проект имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В нем нет места бизнесу, заключила эксперт, прописаны все участники, кроме бизнеса. Кроме того, методики расчета и индексы качества городской среды требуют корректировки с привлечением бизнес-сообщества.

Далее слово было предоставлено Веронике Межецкой , заместителю генерального директора ЗАО «Научно-исследовательский Центр муниципальной экономики», которая выступила одним из инициаторов рассмотрения данной темы на заседании Комитета. Она поставила вопрос, сможет ли национальный приоритетный проект сформировать комфортную городскую среду, обеспечив ключевые позиции, а именно, доступность, безопасность, благоприятность и видеоэкологичность городской среды.

Вероника Межецкая поддержала мнение Ольги Штемберг о том, что методики расчета и индексы качества городской среды вызывают ряд вопросов и требуют экспертной оценки. Отдельно эксперт остановилась на вопросах, связанных с отсутствием экономики содержания объектов городской среды, необходимостью принятия стандартов на посадочный материал и поддержки отрасли питомниководства. В заключение Вероника Межецкая сказала: «Сегодня ясно, что национальный проект не решит проблему формирования благоприятной городской среды, а именно такая среда должна обеспечиваться Конституцией Российской Федерации» .

От имени питомниководов выступила директор «Питомника Савватеевых» Ирина Савватеева . Она поделилась с участниками заседания проблемами, имеющими место в данном бизнесе. «Государственные питомники практически исчезли, а те, которые остались, существуют только за счет сильных директоров и их энтузиазма» . В масштабах России сейчас очень мало питомников, в основном, частные. Но и их государство никак не поддерживает. По мнению Ирины Савватеевой, назрела необходимость изменения системы городских тендеров, которая в настоящее время не рассчитана на конечный результат и зачастую коррумпирована.

Отдельно Ирина Савватеева остановилась на проблемах с используемым для озеленения посадочным материалом. «Питомнику необходимо время, чтобы вырастить требуемый посадочный материал, поэтому городские тендеры должны проводиться так, чтобы конечный результат был рассчитан на несколько лет. У нас же тендеры проводятся из расчета получения результата в ближайшую перспективу, поэтому происходит массовая закупка посадочного материала в Европе, что негативно влияет на развитие отечественного бизнеса» .

Кроме того, Ирина Савватеева отметила, что в сфере городского озеленения существует большая кадровая проблема, которая отражается на качестве ландшафтного оформления городов. «Необходима государственная программа поддержки производителей посадочного материала, нужно, чтобы озеленением занимались только профессионально подготовленные люди, а посадочный материал использовался отечественный» , заключила питомниковод. Она также высказалась за необходимость принятия стандартов на посадочный материал.

На заседании выступил директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев , который подробно остановился на достоинствах и недостатках содержания национального проекта и подчеркнул существующие проблемы в нормативно-правовом обеспечении данной сферы.

Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Алексей Беловодов поделился с участниками мероприятия опытом министерства в реализации национального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Для успешного выполнения поставленных задач «важно создать атмосферу конструктивизма, направленного на созидание» , отметил Алексей Беловодов. По его информации, министерством разработаны нормативные требования к правилам благоустройства без каких-либо отсылочных норм, которые неукоснительно соблюдаются, определены конкретные ответственные лица и сроки, привлекаются активные граждане и бизнес. Чем выше комфортность городской среды, тем выше ее инвестиционная привлекательность и, соответственно, рентабельность, заключил Алексей Беловодов.

Представители профессионального сообщества в сфере экологии, ландшафтной архитектуры и дизайна рассказали участникам заседания о существующих проблемах, трудностях, собственном опыте их преодоления и высказали предложения для развития отечественного бизнеса, занятого в сфере городского благоустройства и озеленения.

На заседании выступили Николай Фионов – начальник Управления развития городской среды Департамента капитального ремонта города Москвы, Екатерина Самухина – заместитель генерального директора по проектированию АО «Института экологического проектирования и изысканий», Павел Данилов – руководитель Проектного офиса по вопросам ЖКХ и городской среды (филиал ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России), Ольга Таливанова – директор Ассоциации производителей посадочного материала, Рашид Артиков – заместитель председателя технического Комитета ТК-393 по стандартизации «Услуги (работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды») и др.

Подводя итоги, Андрей Широков отметил, что состоялся очень интересный разговор, тема действительно животрепещущая и требует к себе внимания. «Наши когда-то зеленые города превращаются в вырубленные леса, сколько старых и больных деревьев из-за неправильно подобранного посадочного материала, сколько расчищенных от посадок строительных площадок и крупных городских объектов. Кроме того, городская среда – это не только лавочки и деревья. Это и магазины, рестораны, другая инфраструктура, в которой живут и работают люди. Все это должно благоприятно восприниматься и позитивно влиять на качество жизни и здоровье людей. Мы будем рекомендовать Правительству РФ правильно планировать проекты городского благоустройства, просчитывая на перспективу заказы для отечественного бизнеса» , - заключил Андрей Широков.

По итогам заседания Комитета с учетом всех высказанных позиций будут подготовлены предложения в адрес проектного Комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда».

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ

Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

Документы

  • Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в редакции протокола от 21 ноября 2016 года №10

  • Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в действующей редакции

По итогам утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды».

Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

Срок реализации проекта: с ноября 2016 года по февраль 2021 года (включительно).

В рамках реализации проекта муниципальные образования должны будут сформировать и реализовать пятилетние комплексные программы по благоустройству городов и поселений с учётом рекомендаций Минстроя России.

В целом реализация данного приоритетного проекта предусматривает более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству. Так, на основе принципов, разработанных Минстроем России, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты численностью от 1000 человек должны принять новые правила благоустройства, предусматривающие в том числе учёт мнения граждан при формировании таких программ, а также принять механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, и финансовое участие граждан и организаций в их реализации. Должны быть предусмотрены и инструменты общественного контроля в вопросах благоустройства.

Также предстоит разработать и внедрить систему оценки качества городской среды, которая позволяла бы сформировать индекс качества городской среды в конкретном муниципалитете. Планируется, что такая оценка будет проводиться с обязательным участием граждан.

На базе портфеля фактически реализованных проектов по благоустройству будет сформирован федеральный реестр лучших практик, например в номинациях «Центральный парк», «Набережная», «Главная торговая улица», в который войдут не менее 400 проектов.

Кроме того, в ходе реализации проекта не менее 2000 представителей региональных проектных групп и муниципальных образований – в среднем по 23 представителя от каждого субъекта Российской Федерации – пройдут обучение по программе «Создание комфортной городской среды».

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.

Новосибирская область вошла в практическую плоскость реализации проекта «Формирование комфортной городской среды»: рассмотрение идей в сфере благоустройства с участием представителей муниципальных образований ведется в областном министерстве еженедельно в формате заседания рабочих групп. Планируется, что в 2017 году в регионе в рамках приоритетного проекта будет благоустроено более 200 объектов.

Цель проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного в ноябре 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации. Проект подразумевает реализацию в стране к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и предусматривает финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий благоустройства, с участием общественного обсуждения объектов благоустройства.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень отметил, что проект по формированию комфортной городской среды был назван приоритетным президентом страны Владимиром Путиным, а слова о благоустройстве и развитии общественных пространств впервые прозвучали с такой высокой трибуны.

«Выполнение этой задачи мы начнем с наведения элементарного порядка в наших городах и селах – речь идет обо всех муниципалитетах нашей страны с населением более 1 тыс. человек. Таких в нашей стране сегодня 12 145», – отметил Михаил Мень.

В целом проблемы у всех муниципалитетов одни и те же: заброшенные общественные зоны, вандализм, плохое содержание уличной инфраструктуры – тротуаров, освещения, зеленых насаждений, уличной мебели, неухоженные дворы, среда, агрессивная к маломобильным группам, и т.д. Михаил Мень особенно подчеркнул необходимость вовлечения населения в программу благоустройства российских городов: согласно экспертным исследованиям, до 80 % жителей даже не задумываются об участии в жизни города. Первые же шаги в этом направлении дали результат. В отдельных регионах граждане сами выходят с инициативой благоустроить двор собственными силами, а местные власти с удовольствием поддерживают эти инициативы и оказывают финансовую помощь.

«Мы видим, что благоустроенные в рамках данных инициатив дворы не подвергаются вандализму, становятся для жителей местом проведения досуга, настоящим предметом гордости», – отметил Михаил Мень.

Важно, что дворовые территории будут включаться в проект не административным путем, а с согласия и по инициативе собственников жилья. Выбор благоустраиваемых общественных пространств, определение их дизайн-макета и контроль реализации проекта также остается за гражданами.

«Мы понимаем, что за год навести порядок во всем городе и благоустроить все нуждающиеся в этом территории невозможно, поэтому, основываясь на опыте практической работы, в 2017 году регионы и муниципалитеты до 1 сентября и 1 декабря соответственно должны разработать пятилетние программы формирования комфортной городской среды, в которых зафиксируют погодовой план благоустройства. В них должны быть включены все территории, нуждающиеся в благоустройстве, – от парков и скверов до пустырей и территорий, принадлежащих частным собственникам», – подытожил глава Минстроя России.

Поскольку в реализации проекта значительная роль отводится жителям городов, особое внимание будет уделено информационному сопровождению приоритетного проекта.

«Изменение среды способно повлиять на самочувствие и настроение людей, а также экономику города и его привлекательность для жителей и туристов. Этот эффект сложно измерить, разработка индекса качества городов и их влияния на качество жизни людей – это отдельная наша задача, которую мы будем решать в рамках реализации проекта. Пока мы оперируем такими показателями, как доля приезжающих и уезжающих людей, изменение налоговых отчислений в благоустроенных районах. Так, порядка 70 % людей перед тем как искать новую работу, выбирают город для жизни», – прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

В Новосибирской области общий объем финансирования мероприятий приоритетного проекта составит более 700 млн руб. за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального будет выделено более 470 млн руб., из областного – около 258 млн руб. Проект коснется муниципальных образований численностью населения свыше 1 тыс. человек, в том числе города Новосибирска.

Муниципальные программы благоустройства в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» должны быть представлены на общественное обсуждение.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка обратил внимание на важность четкого соблюдения сроков в реализации приоритетного проекта. «Срок общественного обсуждения проектов должен составлять не менее 30 дней. Важно, чтобы все муниципальные органы власти отнеслись к этому самым ответственным образом», – подчеркнул Сергей Сёмка, напомнив, что до 25 мая данные программы должны быть утверждены с адресным перечнем благоустраиваемых в 2017 году дворов и общественных пространств. Также вице-губернатор обратил внимание на важность применения в Новосибирской области лучших практик благоустройства на основе современного опыта – для этого в процессе разработки дизайн-проектов должны участвовать профессиональные специалисты в сфере архитектуры, ландшафтного дизайна и пр.

На реализацию проектов благоустройства в областном центре в 2017 году будет направлено 340 млн руб., в том числе, из бюджета Новосибирской области 140 млн руб., из федерального бюджета – 200 млн руб.

Как сообщила выступившая на мероприятии начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анна Терешкова, общественной территорией, на которой в Новосибирске в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» будет проводиться благоустройство, с учетом голосования граждан определена территория Михайловской набережной. В рамках благоустройства планируются работы по устройству зоны променада, мощению дорожно-тропиночной сети, наполнению садово-парковой мебелью, озеленению, ландшафтные работы.

Также в Новосибирске по направлению благоустройства общественных пространств планируется провести работы на 131 объекте, которые позволят привести в надлежащее состояние территории 187 многоквартирных домов.

Михаил Мень отметил, что Минстрой разработал новый термин – «экология глаза»: очень важно, что будут видеть сегодняшние молодые люди, дети – следующие поколения россиян – в окружающем мире, в пространстве, где они будут воспитываться, играть, взрослеть. По мнению министра, это очень важно, поскольку с детства окруженный прекрасным не способен на нарушения закона, противоправные действия. «Поэтому задача перед нами стоит не техническая, а во многом психологическая и воспитательная», – резюмировал Михаил Мень.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх