Гоголь мертвые души коробочка характеристика. Знакомимся с Коробочкой, Гоголь «Мертвые души

Меню статьи:

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.

Характеристика личности

О том, кокой была Коробочка в молодости, мы не знаем, в повести Гоголь ограничивается эпизодическим описанием ее характера на определенном временном срезе, минуя весь процесс его становления.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете прочитать о семье Ноздрева, описанной в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху. С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина. Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.

Коробочка отличается особым упрямством, она относится к тем людям, кто «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Настасья Петровна противоречивая натура – с одной стороны она привязана к религии (верит в существование Бога и черта, молится и крестится), но при этом же не пренебрегает гаданиями и на картах, что не поощряется религией.

Семья

О семье Коробочки говорить что-то сложно – Гоголь подает слишком мало информации по этому поводу. Достоверно известно, что Настасья Петровна была замужем, но ее муж умер и на момент повествования она вдова. Вполне вероятно, что у нее есть дети, скорее всего, в виду возраста помещицы и отсутствие воспоминаний Чичикова о присутствии детей в доме, они уже взрослые и живут отдельно. Их имена, возраст и пол в тексте не уточняются. Единственное упоминание о них встречается совместно с упоминанием о сестре Коробочки, живущей в Москве: «сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится».

Усадьба Коробочки

Усадьба и дом Коробочки – как ни странно, среди всех домов помещиков выглядит одним из самых привлекательных. Следует уточнить, что такая оценка касается не эстетического вида, а состояния усадьбы. Деревня Коробочки заметно отличается ухоженными домами и постройками: ветхие элементы крестьянских домов были заменены на новые, ворота в поместье также были отремонтированы. Дома и постройки не выглядят настолько массивными, как у Собакевича, но и особой эстетической ценности не представляют. Во владении Коробочки около 80 крепостных.


Это количество заметно уступают богатым помещикам уезда, как, например, Плюшкина, но это значительно не влияет на доход поместья. Чичиков был приятно удивлен состоянием деревни: «У вас, матушка, хорошая деревенька».

Хозяйство Коробочки также приятно удивляет своим разнообразием и ухоженностью. Коробочка удачно продает овощи и фрукты. У нее «огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья».

Также можно наблюдать разнообразие выращиваемых круп. Кроме этого, Коробочка уверенно занимается животноводством – у нее есть и различные птицы («Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух» и свиньи. Коробочка занимается пчеловодством и выращивает пеньку для продажи для производства веревок и канатов.

Дом Коробочки

Дом Коробочки не отличается помпезностью или изяществом. Дом охраняют свора псов, которые бурно реагируют на всех посторонних, так, например, когда приехал Чичиков, собаки «заливались всеми возможными голосами». Он небольшого размера, окна его выходят во двор, поэтому полюбоваться видом из окна невозможно. Крыша дома – деревянная, Чичиков, приехавший к Коробочке в дождь, отметил, что капли дождя звонко стучат по его крыше. Возле стока была поставлена бочка, в которую собиралась дождевая вода.

Так как Чичиков приехал в поместье Коробочки вечером, к тому же еще и в непогоду, то узнать о нюансах внешнего вида помещицкого дома было невозможно.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Собакевича в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Внутри дом не был привлекательным. Обои там были старые, впрочем, как и вся мебель. На стенах висели картины – «на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче». Обстановку дополняли зеркала, «с темными рамками в виде свернувшихся листьев», за которыми были положены всякие нужные мелочи в виде письма или чулка. Особое впечатление производили часы – они также не отличались новизной, а звуки, издаваемые ими, были похожи на шипение змей. Били часы не менее неприятно: «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку».

Отношение к крестьянам

Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно. Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах. Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.

«Мертвые души» - классика российской литературы, пьеса, которую известный писатель Николай Васильевич Гоголь задумал для отображения грандиозной панорамы российского общества чиновников и помещиков, включая все его моменты, особенности и парадоксы. Центральной проблемой данного произведения является неизбежная гибель духовной «составляющей» людей и расцвет тех самых основных представителей российских сословий помещиков тех времен. Автор изображает внутренний и внешний облик прочного помещичья и продажности, также здесь присутствует неприкрытое высмеивание пагубных страстей российского чиновничества.

В самом названии произведения наглядно демонстрируется его неоднозначное значение. «Мертвыми душами» можно назвать не только умерших крестьян, но и других, фактически живых персонажей поэмы. И именно такие определения как жалкие, ничтожные, пустые и, непосредственно, «мертвые» душонки даёт им сам Н.В. Гоголь.

Характеристика героини

Настасья Петровна, она же Коробочка - один из ключевых персонажей Гоголевских «Мёртвых душ». Она наделена судьбой помещицы, которая потеряла своего мужа; является второй «продавщицей» крестьян. Её натура полна корыстолюбия, по сущности Настасья Петровна подлинная крохоборка, видящая потенциальных клиентов-покупателей в каждом прохожем. Именно Чичиков первым обратил внимание на деловитость в торговле и неприкрытую глуповатость по жизни в облике этой помещицы. Невзирая на то, что Коробочка не только безупречная хозяйка, но и умелица извлекать выгоду отовсюду, ведь идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной. Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Спокойная жизнь Коробочки полна лишь беспокойством о домашних делах, «небольшом» хозяйстве. Зато кто, как ни Коробочка знаком с ценами на продукты как мед, сало, пенька, а все ради того, чтобы повыгоднее их перепродать.

Принадлежащих ей мертвых крестьянских душ сама Коробочка знает наизусть. Сделку, оговорённую с Чичиковым Настасья Петровна согласилась заключить только после его обещания приобрести её хозяйственные принадлежности.

Центральная идея этого персонажа - максимально накопить и приумножить свои и без того небольшие богатства. Собственно, на то она и названа Коробочкой. У Настасьи Петровны находятся в распоряжении примерно восемьдесят крестьянских душ, а жизнь её словно ограничена тонкой скорлупой, которая разграничивает её маленький личный мирок от реального внешнего мира. Все накопленные ею имущества, хозяйка с особой тщательностью бережёт и прячет все по мешочкам и в комодах. И даже учитывая изрядный достаток и изобилие в жилище, она остаётся любительницей надавить на жалость и поплакать над убытками. На вопрос Чичикова о том, как там продвигаются дела у соседних помещиков, упоминая и Манилова, и даже Собакевича, Коробочка же умело изображает абсолютную неосведомлённость о существовании таких личностей, словно ни разу и имён их не слышала.

Коробочка чересчур суеверная представительница помещичья. К слову, она никогда не усомнится в том, что загаданное на картах после произнесённой молитвы непременно сбудется.

Образ героини в произведении

("Чичиков у Коробочки", художник Александр Агин, 1846-47 )

Настасью Петровну можно назвать примитивной, «бедной вдовой», чьё невежество отображается в поведении и манере её речи.

Возникает вопрос: быть может, Настасья Петровна просто исключительная личность, заблудившаяся в глуши провинции?

Однако автор поэмы с сожалением подводит к заключению отрицательный ответ. «Нет», - говорит Гоголь, ведь убожеством, свойственным Коробочке, её пристрастие к деньгам, устремленность нажиться, на чем только придётся, неприкрытая корыстность, глупость и невежественность - ключевые качества, характерные не исключительно Коробочке, также они соответствуют различным слоям господствующих классов, их верхушке.

В конечном итоге, Н.В. Гоголь пишет о Коробочке, как о героине, оказавшейся на самой низкой ступени бесконечной лестницы совершенствования человеческого облика, подчёркивая тем самым типичность образа Коробочки.

Небогатая помещица, «коллежская регистраторша» Коробочка спокойно живет в своем маленьком домике, и вся ее жизнь заполнена лишь заботами о хозяйстве. Узенький дворик Коробочки полон птицы и всякой другой домашней твари, а за двориком тянутся пространные огороды, в которых есть фруктовые деревья, «накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев», Деревенька у нее «не маленькая» и содержится в порядке. Коробочке известны цены на мед, сало и пеньку, и она хорошо знает, когда их можно выгоднее продать.


Коробочка крайне ограниченна. Она знает, как сохранить от воробьев и сорок фруктовые деревья, но никак не может сообразить, для чего потребовались
Чичикову «мертвые души», тем более, что никакого проку в них она не видит. Чичиков справедливо называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой». Не разбираясь в планах Чичикова, она все же прекрасно понимает, что платить подать за умерших невыгодно, и в конце концов идет на сделку. Постоянно жалуясь на неурожаи и убытки, Коробочка между тем набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. В один из них она отбирает «целковики», в другой - «полтиннички», в третий - «четвертачки» и прячет их в комод, в котором, на первый взгляд, кроме белья и ночных кофточек, ничего нет.
Коробочка невежественна и крайне суеверна. Она, например, не сомневается, что «если загадать на картах после молитвы», то обязательно приснится «окаянный» с длинными «бычачьими рогами».


Примитивность этой «бедной вдовы» отражается в ее манере говорить. С первобытной простотой она заявляет Чичикову: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Когда Чичиков, покупая мертвые души, не вытерпел и стал повышать тон, она в страхе воскликнула: «Ах, какие ты забранки пригинаешь!»
Патриархальностью веет от домашней обстановки Коробочки. В ее комнатах все больше старинные предметы: портрет старика с красными обшлагами на мундире, «какие нашивали при Павле Петровиче», старинные маленькие зеркала с темными рамками, старые часы с шипеньем вместо боя, старая колода карт. Ни в чем нет даже слабого намека на живую жизнь и серьезные интересы.


Но, может быть, Коробочка с ее ограниченностью и невежеством -лишь редкое явление провинциальной глуши?
Гоголь с грустью заключает: нет. Убожество, свойственное Коробочке, страсть к деньгам, стремление к наживе, корысть, тупость и невежество - это черты, типичные не только для Коробочки, но и для различных слоев господствовавшего класса вообще, для его верхушки. «Может быть, - пишет Гоголь, - станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на безконечной лестнице человеческого совершенствования? » Гоголь подчеркивает этим широкую типичность Коробочки.

Н. В. поэму «Мертвые души» писал почти 17 лет. Ее сюжет был подсказан писателю А. С. ым. Над этим произведением начал трудится осенью 1835 года, а закончил его писать лишь весной 1842 года. В том же году «Мертвые души» вышли в печать. Выход в свет этого произведения вызвал ожесточенные споры в литературных кругах. Одни в этой поэме видели клевету на Россию того времени и утверждали, что Н. В. отразил в ней лишь «особый мир негодяев», другие поэмой восторгались.

После публикации «Мертвых душ» в мае 1842 года сразу приступил к созданию второй части поэмы, а далее планировал написать и третью часть. Однако над продолжением писатель трудился до конца своей жизни, написал лишь вторую часть, но и она была сожжена. Поэт планировал, что первая часть будет отражать жизнь современной ему России со всеми ее недостатками и проблемами, такими, как бюрократическая система, крепостничество, иллюзорность, утрата духовного начала и многое другое. А во второй и третьей части он хотел показать те пути, идя по которым страна могла бы возродиться и в ней бы изменилась социальная и экономическая ситуация. Труд всей жизни Н. В. Гоголя должен был стать художественным поиском образа того человека, который бы в будущем мог стать хозяином обновленной России.

Начиная работу над поэмой «Мертвые души», Н. В. главной целью для себя ставил отображение ситуации, сложившейся в российском обществе того времени – автор хотел изобразить «хотя с одного боку всю Русь». Сюжет произведения писатель построил на основе похождений Чичикова. Такое построение сюжетной линии позволило автору рассказать о нескольких помещиках – типичных представителях общества того времени. Каждому из персонажей посвящена отдельная глава, причем, по утверждению Гоголя, герои его поэмы «один пошлее другого». Одним их таких персонажей является помещица Коробочка.

Уже сама фамилия этой героини поэмы метафорически выражает всю заскорузлую сущность ее натуры – недоверчивой, скудоумной, боязливой, упрямой, суеверной, бережливой, скорее скупой помещицы. Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… В один… целковики, в другой полтиннички, в третий четвертаки». Ее комод, в котором среди белья, моточков ниток и распоротого салопа лежат мешочки с деньгами, напоминает саму душу Коробочки, саму ее натуру. Животная ограниченность помещицы, мелочность ее жизненных ценностей и интересов очерчивается лишь заботой Коробочки о собственном хозяйстве и подчеркивается птичьим и животным ее окружением. Это и соседи – помещики Свиньин и Бобров, и «индейкам и курам не было числа». Вся домашняя обстановка, все вещи в жилище помещицы, с одной стороны, наглядно показывают, насколько наивно и даже примитивно представление Коробочки об уюте и красоте, с другой – раскрывают ее поразительную скупость. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате».

В образе помещицы Коробочки Н. В. воплотил самые порочные общечеловеческие страсти, главной из которой в этом человеке, по выражению писателя, была ее «дубиноголовость» и жадность. Весьма глупая Коробочка очень боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков ее не обманул. Помещица хочет выждать, обезопасить себя, чтобы «как-нибудь не понести убытку». Слишком медленно соображая, Коробочка сначала считает, будто бы Чичиков собирается выкапывать мертвых из земли. Не обращая особого внимания на свои предположения, она по привычке собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» мед и пеньку, цены на которые она хорошо знает. А в отношении же «мертвых душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Потом помещица все же решает продать «души» из-за суеверия и страха, ибо Чичиков ее чуть не проклял и посулил ей самого черта – «да пропади и околей со всей вашей деревней!».

В образе одной из героинь поэмы «Мертвые души» помещицы Коробочки заключен довольно типичный для того времени особый вид «дубинноголового» упрямца, который закостенел в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Изображая всю ограниченность, глупость и жадность помещицы, Н. В. пытается обратить внимание общества на то, насколько сильно оно поражено пороками и на то, что от пороков этих следует избавляться как можно быстрее, стремясь найти для этого наиболее безболезненные и эффективные пути.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх