Армянские фамилии заканчивающиеся на ц. Происхождение армянских фамилий

В разговоре можно встретить такое утверждение: «Вот, у него фамилия на -ин заканчивается, значит, он еврей». Неужели Сусанин, Репин и даже Пушкин - еврейские фамилии? Странное какое-то представление в народе, откуда же оно взялось? Ведь суффикс -ин- часто встречается в притяжательных прилагательных, образованных от существительных первого склонения: кошкин, мамин. В то время как прилагательные от слов второго склонения образуются при помощи суффикса -ов-: дедов, крокодилов. Неужели слова первого склонения в качестве основы для фамилии выбирали только евреи? Это было бы очень странно. Но наверное, все, что вертится на языке у людей, имеет под собой какие-то основания, даже если со временем было искажено. Давайте разберемся, как определить национальность по фамилии.

Окончание или суффикс?

Называть знакомые нам -ов/-ев окончанием не совсем корректно. Окончание в русском языке - изменяемая часть слова. Посмотрим, что склоняется в фамилиях: Иванов - Иванова - Иванову. Можно сделать вывод, что -ов - это суффикс, а за ним следует нулевое окончание, как в большинстве существительных мужского рода. И только в падежах или при смене рода и числа (Иванова, Ивановы) звучат окончания. Но есть и народное, а не лингвистическое понятие «окончание» - то, на что оканчивается. В таком случае это слово здесь применимо. И тогда мы можем смело определять окончание фамилий по национальности!

Русские фамилии

Спектр русских фамилий гораздо шире, чем оканчивающиеся на -ов. Для них свойственны суффиксы -ин, -ын, -ов, -ев, -ской, -цкой, -их, -ых (Лапин, Птицын, Соколов, Соловьев, Донской, Трубецкой, Московских, Седых).

Русских фамилий на -ов, -ев действительно целых 60-70%, а на -ин, -ын - всего около 30%, что тоже немало. С чем связано такое соотношение? Как уже упоминалось, суффиксы -ов, -ев присоединяются к существительным второго склонения, большинство из которых - мужского рода. А так как в русском языке фамилии часто брали начало от имени или рода занятий отца (Иванов, Бондарев), такой суффикс весьма логичен. Но есть и мужские имена, оканчивавшиеся на -а, -я, и именно от них возникли фамилии Ильин, Никитин, в русскости которых мы не сомневаемся.

Что насчет украинцев?

Украинские же обычно образуются при помощи суффиксов -енко, -ко, -ук, -юк. А также без суффиксов от слов, обозначающих профессии (Короленко, Спирько, Говорук, Прижнюк, Бондарь).

Подробнее о евреях

Еврейские фамилии очень разнообразны, ведь евреи были веками рассеяны по всему миру. Верным их признаком могут быть суффиксы -ич, -ман и -ер. Но и здесь возможны смешения. Фамильные окончания -ич, -ович, -евич характерны для поляков и славянских народов, проживавших на территории Восточной Германии. К примеру, один из известнейших поэтов в Польше - Мицкевич.

Зато основа фамилии иногда может сразу подсказать еврейское происхождение своего носителя. Если основа Леви или Коэн/Коган - род ведет свое начало от первосвященников - коэнов или его помощников - левитов. Так что с Леви, Левитанами, Кагановичами все ясно.

Что расскажут фамилии на -ский и -цкий?

Неверно считать, что фамилии, оканчивающиеся на -ский или -цкий, непременно еврейские. Этот стереотип сложился, потому что они были распространены на территории Польши и Украины. В этих местах было много родовых имений, фамилии хозяев-дворян образовывались от названия имения. К примеру, предки известного революционера Дзержинского владели имением Дзержиново на территории современной Беларуси, а тогда - Польши.

В этих областях проживало много евреев, поэтому многие брали местные фамилии. Но такие фамилии есть и у русских дворян, к примеру, дворянская фамилия Дубровский из произведения Пушкина вполне реальна. Есть еще интересный факт. В семинариях часто давали фамилию, образованную от церковных праздников - Преображенский, Рождественский. В таком случае определение национальности по окончанию фамилий может вести к ошибкам. Также семинарии послужили родиной фамилий с необычным для русского уха корнем, потому что образовывались от латинских слов: Формозов, Касторов. Кстати, при Иване Грозном служил дьяк Иван Велосипедов. Но велосипед тогда не был еще изобретен! Как же так - предмета нет, а фамилия есть? Разгадка была вот в чем: это оказалась калька с латинского «быстроногий», только с исконно русским суффиксом.

Фамилия на -ин: раскрываем секрет!

Так что же с окончанием фамилии на -ин? Национальность по такому признаку определить затруднительно. Действительно, некоторые еврейские фамилии так оканчиваются. Оказывается, в некоторых из них это всего лишь внешнее совпадение с русским суффиксом. Например, Хазин ведет происхождение от видоизмененной фамилии Хазан - так на иврите назывался один из видов служителей в храме. Дословно это переводится как «надсмотрщик», поскольку хазан следил за порядком богослужения и точностью текста. Можно догадаться, откуда происходит фамилия Хазанов. А ведь у нее «самый русский» суффикс -ов!

Но есть и матронимы, т. е. те, которые образованы от имени матери. Причем женские имена, от которых они образовывались, не были русскими. Например, еврейская фамилия Белкин - омоним русской фамилии. Образована она не от пушистого зверька, а от женского имени Бейла.

Немец или еврей?

Замечена еще одна интересная закономерность. Как только мы слышим фамилии типа Розенфельд, Моргенштерн, мы тут же уверенно определяем национальность ее носителя. Однозначно, перед нами еврей! Но не все так просто! Ведь это слова немецкого происхождения. К примеру, Розенфельд - это «поле роз». Как так вышло? Оказывается, на территории Германской империи, так же, как и в Российской, и Австрийской, был указ о присвоении евреям фамилий. Конечно, они и образовывались на языке страны, на территории которой проживал еврей. Так как они не передавались от дальних предков из глубины веков, люди сами их выбирали. Иногда этот выбор мог сделать регистратор. Так появилось много искусственных, причудливых фамилий, которые никак не могли возникнуть естественным образом.

Как же тогда отличить еврея от немца, если у обоих немецкие фамилии? Сделать это трудно. Поэтому здесь не стоит руководствоваться только происхождением слова, нужно знать родословную конкретного человека. Здесь по окончанию фамилии национальность просто так не определить!

Грузинские фамилии

У грузин угадать окончание фамилий по национальности нетрудно. Если грузин, скорее всего, будет -швили, -дзе, -ури, -ава, -а, -уа, -иа, -ни, -ли, -си (Басилашвили, Сванидзе, Пирцхалава, Адамиа, Геловани, Церетели). Есть также грузинские фамилии, которые заканчиваются на -цкая. Это созвучно русскому (Трубецкая), но это не суффикс, и они не только не изменяются по родам (Диана Гурцкая - Роберт Гурцкая), но и не склоняются по падежам (с Дианой Гурцкая).

Осетинские фамилии

Осетинским фамилиям свойственно окончание -ты/-ти (Кокойты). Характерно для этой национальности и окончание фамилии на -ев (Абаев, Эзиев), обычно ему предшествует гласная. Часто основа слова непонятна для нас. Но иногда может оказаться омонимичной или почти омонимичной русскому слову, что сбивает с толку. Есть среди них и те, что оканчиваются на -ов: Ботов, Бекуров. На самом деле это самые настоящие русские суффиксы, и присоединены они к осетинскому корню по традиции так передавать фамилии на письме. Это плоды русификации осетинских фамилий. При этом глупо считать, что все фамилии, оканчивающиеся на -ев - осетинские. Окончание фамилии на -ев национальности еще не определяет. Такие фамилии, как Григорьев, Полев, Гостев - русские и отличаются они от аналогичных, заканчивающихся на -ов, только тем, что последняя согласная в существительном была мягкой.

Пара слов об армянах

Армянские фамилии часто заканчиваются на -ян или -янц (Акопян, Григорянц). Собственно, -ян - это и есть усеченное -янц, которое означало принадлежность к роду.

Теперь вы знаете, как узнать национальность по окончанию фамилии. Да, не всегда это легко сделать с гарантированной точностью, даже имея развитое языковое чутье. Но как говорится, главное, чтобы человек был хороший!

«Король Вася»: 125 лет назад, 10.02.1895 года родился Вильгельм Габсбург – несостоявшийся король несостоявшегося «Украинского королевства». В XXI веке украинская идеология одной ногой стоит на русофобии и ненависти ко всему русскому, а второй – на «истории гордой и славной Украинской Народной Республики», которая была первым независимым «украинским государством». Что же – это факты общеизвестные. А как насчет планов «хозяев и кукловодов» украинских сепаратистов самого начала XX века? Неужели Австро-Германские политики действительно видели будущее «некой Украины» в виде именно республики, а не королевства, которое позже можно было бы присоединить к своим Империям?.. Давайте на мгновение обратимся к трудам Н.И. Ульянова, который ещё в 1966 году издал в США книгу, которая на данный момент считается классикой: «Впервые, термин «украинский» употреблен был в письме императора Франца Иосифа от 05 июня 1912 года парламентскому русинскому клубу в Вене. Но поднявшиеся толки, особенно в польских кругах, вынудили барона Гейнольда, министра внутренних дел, выступить с разъяснением, согласно которому термин этот употреблён случайно, в результате редакционного недосмотра. После этого, официальные венские круги воздерживались от повторения подобного опыта (стр.204). Австрийцы, по-видимому, до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что с течением времени возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василием Вышиванным. В Вене и во Львове заинтересованные круги убедили «Василия» перейти из католической церкви в униатскую. Сам наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре (стр.215)». Из книги Н.И. Ульянова: «Происхождение украинского сепаратизма», город Нью-Йорк, США, 1966 год. Выходит, что изначально Габсбурги планировали создание именно «Украинского королевства», а не «Демократической республики»! Хотя оно и понятно: демократия не то, что бы не нужна – демократия опасна для любой монархии!.. Но кем был претендент на «Украинский трон»? Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, также известный под псевдонимом «Василь Вышиваный» (род. 10 февраля 1895, г. Пула, Истрийская жупания - умер 18 августа 1948, г. Киев, УССР) – эрцгерцог Австро-Венгрии, младший сын Карла-Стефана из тешинской ветви дома Габсбургов и Марии-Терезии Тоскано-Австрийской, из тосканской ветви того же рода. Согласно официальной «украинской исторической науке», о Вилли Габсбурге возможно найти следующую краткую информацию: служил в полку уланов, «формировавшемся преимущественно из украинцев»; был депутатом парламента Австро-Венгрии, где «лоббировал автономию для украинских земель в составе империи»; в 1918 году «командовал легионом Украинских сечевых стрельцов (УСС) на Херсонщине», в 1919 г. «возглавлял отдел заграничных связей Генштаба армии УНР, через год подал в отставку в знак протеста против военной помощи Польши Украине в обмен на Галицию». По одной из версий – именно «Василия Вышиваного хотел видеть на украинском троне С.Бандера». В 1947 г. в советской зоне оккупации Вены был «арестован контрразведкой Союза по обвинению в сотрудничестве с ОУН и западными разведками». Умер в Лукьяновском СИЗО г.Киева «не дожив до окончания суда». В одной маленькой статье в сети Интернет – очень тяжело поместить всю исчерпывающую информацию о человеке, чья персона достойна целой книги! Именно по этому мы и хотим сделать акцент не на «двадцати», а пусть лишь на трех, но на трех главных аспектах жизни несостоявшегося «короля Украины»: 1). Вильгельм Габсбург действительно должен был стать «королем свободного от Московского гнета Украинского королевства», которое Вилли Габсбург должен был на правах федеративного субъекта присоединить к Австро-Венгерской Империи. Проталкивали наверх и лоббировали данный проект сам император Франц-Иосиф, а также наследник императорского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Размах затеи был таков, что Вильгельм Габсбург перешел из католической церкви в униатскую (т.е. в «местную» церковь Галицких и Буковинских мужиков), выучил малороссийский диалект русского языка, напялил на себя вышиванку, и начал разгуливать в таком виде по великосветским приемам. Незадолго до Первой мировой войны, и очень активно в 1914–1915 гг. – буквально вся Галиция была обклеена плакатами «короля Васи» в вышиванке и в «малороссийском жупане, как на картине у Тараса Шевченко». Австрийская пропаганда всеми силами делала из Вильгельма-Василия «икону» будущего украинского королевства, а от всех политических украинофильских партий Австро-Венгрии требовали безоговорочного признания Вилли Габсбурга «лидером украинского народа». 2). В 1914 году от пули Гаврилы Принципа сначала «уходит к праотцам» эрцгерцог Франц-Фердинанд, а в 1916 году – от старости умирает император Франц-Иосиф. Новый молодой Император Карл I Габсбург был настолько далек от «имперских замашек» своих покойных родичей, что тут же отдает «украину и весь Южно-Русский сепаратизм» на откуп императору Германского Рейха Вильгельму II Гогенцоллерну, у которого были свои, и совершенно особенные планы на «куски рассыпающейся России». Во-первых Вильгельм II не хотел усиливать Австрию новыми территориальными приобретениями. Во-вторых Германия видела и Польшу и Украину в виде «республик с полностью подконтрольными парламентами» (напомним – до окончания Первой мировой войны независимой Польши попросту не существовало, а Варшава была обычным, хотя и очень большим городом внутри Российской Империи). Таким образом, уже к концу 1916 года в планах Германо-Австрийских генеральных штабов «Украинское королевство» трансформировалось в «Украинскую республику». Позже были революции в Германии и в Австро-Венгрии, падение европейских монархий, создание на Юго-западе России не «Украинского королевства», и не «Украинской республики», а «УССР» как составной части СССР, и скитания несостоявшегося «короля Васи» по телу старой «матушки-Европы»... 3). Несостоявшийся «король Украины Василий Вышиваный» - был гомосексуалистом. Об этом подробно написал биограф «короля Васи» Тимоти Снайдер: «Вильгельм всегда любил мужчин - возможно, еще в школе, вероятно, в окопах и без сомнения - в случае со своим секретарем и камердинером. Но в Париже он рисковал выдать себя за того, кем был на самом деле. В некоторых его сексуальных эскападах были задействованы другие аристократы, с которыми его видели, когда вечером он выходил из ru des Acacias одетым в дамское платье (по крайней мере, так сообщала пресса). Полиция отметила, что частым соратником в ночных похождениях Вильгельма был член королевского дома Испании, который называл себя Фернандо Дукалем - и почти с уверенностью был доном Фернандо де Борбоном и де Маданом, графом Дуркальским. Хотя гомосексуальные связи во Франции не были запрещены законом, в отношении дона Фернандо все-таки удалось добиться выдворения из страны. Но чаще всего Вильгельм любил отправляться в походы по городским трущобам. Похоже, он не частил в лучшие гомосексуальные клубы Парижа, такие, как Carrousel или Madame Arthur’s на Монмартре. Вместо этого, по сообщениям парижской полиции, он был «habitu» в «maisons spesiales» (вежливый французский термин для обозначения гомосексуальных борделей)». Из книги Тимоти Снайдера «The Red Prince: The Secret Lives of A Habsburg Archduke». - Basic Books, 2008. Вместе с тем, в последний раз Вильгельм Габсбург поднял «украинскую тему» уже после Великой Отечественной войны. Так, органы контрразведки «СМЕРШ», как в своё время французская полиция, два года терпеливо наблюдали за деятельностью эрцгерцога, завязывавшего связи с ОУН и французской разведкой. Арестовать «короля Васю» было решено в тот момент, когда он организовал встречу французского капитана Полисье и «бандеровского проводника» Мирослава Прокопа. Самолётом, из иллюминатора которого несостоявшийся «король Вася» впервые в жизни увидел «мать городов русских», его доставили в Киев и поместили в Лукьяновский СИЗО. «Пытать» Васю нужды не было. Вильгельм Габсбург «кололся» непринужденно, и на все вопросы отвечал с большой охотой. По смыслу его свидетельств можно понять, что он познакомился с «Павлом Валюхом» (Павлом Судоплатовым, то есть с советским разведчиком) и свёл последнего с Евгением Коновальцем. «Тогда-то Судоплатов и передал в «подарок» Е. Коновальцу коробку конфет, в которых была взрывчатка, убившая «лидера украинских националистов». Допросы советской контрразведки продолжались около года, и 25 мая 1948 года Особое совещание приговорило Вильгельма Франца Габсбурга к 25 годам заключения. Ожидая отправки в лагерь, он умер от туберкулёза в тюремной камере. Теперь же, в выхолощенной в XXI веке от неудобных деталей «Украинской истории» - «король Вася» представлен как «борец за свободу», «украинец по собственному выбору», «верный Украине до последнего вздоха» и т.д. и т.п. Но, знаете ли, мы скорбим о другом... На самом деле мы жалеем о том, что Вилли Габсбург так и не стал королем «Украинского королевства»!.. Ведь если бы королем Украины в самом начале XX века стал пассивный гомосексуалист – это «событие» многое расставило бы на свои места и в современной политике Украинского Государства (УГ), которое относится к своим гражданам, как гомосексуалист относится к натуралам!..

Среди множества факторов, определяющих принадлежность к определённому народу или народности, армянские фамилии вызывают огромный интерес и многочисленные дискуссии. Их происхождение, история, особенности употребления волнуют очень многих носителей языка, русскоязычных представителей диаспоры.

Происхождение и разновидности

Процесс появления фамилии разнообразен, занимателен и познавателен, а также содержит детали, по которым можно определить представителя той или иной национальности.

Экскурс в прошлое

История возникновения имени всегда запутанна. Нельзя с абсолютной точностью утверждать, что послужило толчком. В древности группы проживающих компактно армян были малочисленными. Все были знакомы между собой. В принципе отпадала необходимость в фамилиях, хватало имени. При их совпадении давались характерные прозвища.

Формирование фамилий берёт своё начало из Средних веков. Это время развития торговли и ремёсел. Имён и местных прозвищ стало недостаточно. Для понимания пришлось добавлять место проживания, вид деятельности или внешние приметы.

Фамилии, привычные слуху в современном звучании, возникли на рубеже XIX столетия. Суффикс -ян, заимствованный из персидского, указывает на родственную связь :

  • Абазян (из рода Абаза).
  • Арамян (род Арама).
  • Багдасарян.
  • Карапетян.
  • Мирзоян.
  • Манукян и др.

Вот почему у армян фамилии на -ян превалируют.

Это же касается и суффиксов -ан и -янц, -енц и -онц. И если -ян выражает родство близкое, то -янц - общую родовую принадлежность. По причине отношения к своему роду многие армянские девушки, вступая в брачный союз, оставляют девичью фамилию.

Бывают также фамилии, указывающие, откуда человек : Артикян (город Артик), Масисян (Масис), Гаварян (Гавар); или на профессиональную принадлежность: Алекян - художник, Налбандян - кузнец, Даллакян - парикмахер, Экимян - врач, Азоян - целитель, Балавян - пастух, Ваникян - купец.

Есть заимствования из турецкого - Мумджян (свечник - мумджи), Демирчян (кузнец - демирчи), Бардакчян (гончар - бардакчи), а также с тюркскими, иранскими и древнееврейскими корнями: Кочарян, Шагинян, Капутикян, Кардашян, Параджанов, Гюльбекян, Долуханов, Едигарян, Аршакуни, Арташесян, Пахлавуни, Озанян и др. Учитывались достоинства и недостатки: Шишманян - толстяк, Гамбурян - горбатый, Барсегян - плодовитый.

При вхождении Армении в состав Российского государства многие фамилии русифицировались, приобрели окончание -ов и стали произноситься так: Арутюнов, Саркисов, Оганесов, Симонов, Петросов, Багдасаров, Акопов, Карапетов, Айвазов.

Сословные признаки

Имена несут в себе определённую информацию. По ним возможно узнать, к какому слою общества относится человек. На принадлежность к знати указывали суффиксы -уни, -унц и други е:

Сюда же можно отнести и то, что означает приставка «тер» в армянских фамилиях. Она, как и «мелик», употреблялась в конце XVII - начале XIX веков. Первая указывала на отношение к духовенству, вторая - к дворянству (Тер - Оганесян, Мелик - Казарян). В советскую эпоху их старались избегать, но в настоящее время они снова входят в обиход.

Красивые и смешные

Если рассматривать армянские фамилии списком по алфавиту, то среди забавных выделяются такие :

  • Авеян - рыбный.
  • Адарян - холостяк.
  • Андоян - яйцо.
  • Бабасян - обжора.
  • Гаджиян - слон, слониха (для девушек).
  • Кокиян - кукушка.
  • Лонгурян - хвостатый.
  • Макарян - крокодил.
  • Ушанян - перец.
  • Хатламаджиян - пышка.

Красивых тоже не перечесть. Вот некоторые из них :

Известные и знаменитые

Среди армян много талантливых, широко известных и выдающихся представителей. Их имена многозвучны. Значения они имеют следующие :

  1. Акопян - хранит Господь.
  2. Галустян - в дом приходящий.
  3. Джигарханян - слава победителям.
  4. Мартиросян - принимающий мучения.
  5. Петросян - отеческий.
  6. Хачатурян - крестоносец.

Правила употребления в русском языке

Различия по родам нет. Если мужская - Мкртчян, то и женская - Мкртчян. Разница только в падежных формах. Склонение армянских фамилий мужского рода на -ян и на другие окончания подчиняется общим законам: Гагик Атунян, Гагика Атуняна, Гагику Атуняну, но Анна Атунян, Анны Атунян, Анне Атунян. То есть в мужских склоняются имя и фамилия, которая оканчивается согласной, а в женских - только имя. Вот такое склонение армянских фамилий на -ян.

Разумеется, культура этого замечательного народа не ограничена только именами. Этнос бережно относится к собственной истории, сохранил религию, традиции и самобытность. Продолжает своё развитие и играет не последнюю роль в мировом социуме.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Откуда происходят фамилии Джугашвили и Церетели? Что связывает армянские фамилии с турецким языком? Почему азербайджанцы отменяют в своих фамилиях «русские» окончания? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Грузинские фамилии

Истоки грузинских фамилий этнографы относят к VII-VIII векам. Они чаще всего происходили от местности проживания, чуть реже – от профессий, имен, отчеств или родового звания (например, Амилахвари или Эристави).
Структура грузинских фамилий такая же, как и у большинства других: корень + суффикс. По суффиксу фамилии во многих случаях можно понять с какого региона она происходит и к какой этнической группе принадлежит ее носитель. К примеру, у мегрелов фамилии часто оканчиваются на «-уа» (Тодуа, Гогуа) или «-ия» (Гамсахурдия, Берия), а у лазов – на «-ши» (Халваши, Тугуши).
Лингвисты выделяют 13 основных разновидностей суффиксов. Во многих областях Грузии, большей частью в Имерети, Гурии, Аджарии, Лечхуми, распространены фамилии с суффиксом «-дзе», который переводится как «сын» (Гонгадзе, Шеварнадзе, Думбадзе). По данным на 1997 год фамилии с таким окончанием носили 1 649 222 человека.

Вторым по распространенности следует суффикс «-швили». Его перевод очень близок к предыдущему суффиксу – «ребенок», «дитя», но иногда это просто «потомок». К 1997 году насчитывалось 1 303 723 фамилий с суффиксом «-швили». Очень распространено такое окончание в Кахетии и Картли (Пеикришвили, Кулулашвили, Элердашвили).

Популярен в грузинских фамилиях также суффикс «-иани». Это «сванское» окончание, которое больше характерно для западных регионов Грузии. Часто такой суффикс указывает на знатное происхождение родоначальника. К примеру, Дадешкелиани, Дадиани и Геловани это княжеские фамилии.
Образование грузинских фамилий имеет различные источники. Часть из них происходит от крестильных имен – Николадзе, Георгадзе, Давиташвили. Некоторые фамилии ведут свое происхождение от мусульманских имен. Например, фамилия Джалагония образована от мусульманского мужского имени Джалаль («величие», «главенство») и грузинского существительного «гони» («ум», «рассуждение»). Есть фамилии, связанные с животными – Ломинадзе («лoми» – «лев»), Джугашвили («дзуг» – «отара», «стая»).
Довольно часто грузинские фамилии привязаны к какой-либо местности. Ее первый носитель нередко становился у истоков княжеского рода. Именно такой является фамилия Церетели, которая происходит от названия крепости и одноименного селения, находящихся на севере региона Земо – «Церети».

Армянские фамилии

Армянские фамилии – явление относительно новое. По крайней мере, официально они стали регистрироваться только с XIX столетия, когда началась перепись населения и появилась необходимость в документах. Однако в аристократических семьях фамилии появились еще в Средние века – Мамиконяны, Арцруни, Аматуни, Рштуни. По традиции перед знатными фамилиями ставили слова «азг» («род») или «тун» («дом»). Это звучало как «Род Мамикоянов» или «Дом Арцруни».
До появления фамилий в простонародной среде для того чтобы отличить двух людей, носящих одинаковое имя могли говорить, к примеру, так: «Айк внук Арно» и «Айк внук Гарника». Иногда человеку давали характерное прозвище – «хромой Амаяк», или «Анаит, имеющая двенадцать детей». Потребность в образовании фамилий возникла с развитием общества и усилением миграции населения.
Большей частью армянские фамилии происходят от родового предка, к имени которого добавлялось окончание, обозначающее принадлежность. Такое окончание претерпело заметную эволюцию: в древнеармянском это был суффикс «-эанц», который трансформировался в «-енц». В современном армянском он принял фонетическую форму «-янц», которая впоследствии потеряла «ц», превратившись в «-ян».
Если раньше, чтобы показать принадлежность к какому-либо роду говорили, к примеру, Давиденц, то сейчас это звучит как Давидян. Впрочем, последняя «ц» отпала не во всех фамилиях. Так некоторые армяне, переехавшие в Россию в XIX веке это окончание сохранили. Но и в самой Армении, в частности, в районе Зангезура такие фамилии еще встречаются – Адонц, Бакунц, Калваренц.
Наиболее распространенная форма образования армянских фамилий от имен, но нередко они происходят от названия профессий и ремесел – Ацтухян («пекарь»), Воскерчян («ювелир»), Экимян («лекарь»), Карташян («каменщик») или основываются на характерной черте человека – Чахатян («лисий»), Карчикян («карлик»).
Свою особенность имеют фамилии жителей западной Армении. Вхождение этой части страны в состав Османской империи сказалось на том, что корни многих армянских фамилий имеют турецкое происхождение. Так, фамилия Демирчян происходит от турецкого слова «демирчи» – «кузнец». Этнограф Левон Абрамян замечает, что буква «ч» в армянских фамилиях как правило указывает на ремесло, потому что в турецком языке названия ремесел оканчиваются на «чи», например, «бардакчи» («гончар»). Производная от этого слова армянская фамилия – Бардакчян.
Любопытной особенностью некоторых армянских фамилий является приставка «мелик», указывающая на дворянское происхождение (Мелик-Акопян), а также «тер», которая использовалась духовными лицами и означала «отец», «владыка» (Тер-Петросян).

Азербайджанские фамилии

Появление фамилий у азербайджанцев приходится на начало XX века – главным образом, это первые годы установления советской власти в Азербайджане. Еще в XIX веке антропонимическая модель азербайджанцев состояла из основного имени и имени отца. У мужчин к ним добавлялись слова «оглу» или «заде» (оба означают «сын»), к примеру, Ибрагим Саттар оглу, а к женщине – «кызы» («дочь») – например, Рейхан Курбан кызы.
Впрочем, такие имена были характерны для представителей привилегированных классов, они же первыми получали фамилии с момента образования советского Азербайджана. У простых людей какое-то время сохранялась двусоставная антропонимическая модель – прозвище-различитель и присоединявшееся к нему имя: например, Кечал Мамед («лысый Мамед»), Чолаг Абдулла («хромой Абдулла») или Узун Гасан («длинный Гасан»).
За основу первых азербайджанских фамилий часто брали имя отца или деда. Такое имя присоединялось без изменений, но с ним сливалось слово, обозначающее сына или дочь, например, Алиага Селимзаде. Подобные фамилии встречаются и сейчас – Джафароглу, Сафароглу, Рамазанзаде. Однако уже в первые годы советской власти азербайджанцы стали брать русифицированные варианты фамилий – Алиев, Самедов, Везирова, Мансуров.
Несмотря на то, что подавляющее большинство азербайджанских фамилий это патронимы, изредка встречаются фамилии, связаны с родом деятельности, например, фамилия Векилов происходит от слова «векил» («адвокат», «защитник»).
Фамилии в которых есть слово «хан» – Талишханов, Губаханов, Шекиханов подразумевают принадлежность к знатному роду. К примеру, фамилия Бакиханов ведет свое происхождение от «бакинских ханов».
Азербайджанские фамилии имеют широкое хождение за пределами страны. Согласно данным Агентства гражданского реестра Минюста Грузии, в 2011 году в пятерку самых распространенных фамилий Грузии попали две азербайджанские – Мамедов (25 968 человек) и Алиев (17 605 человек).
В марте 2013 года Азербайджанское Министерство юстиции решило вернуть азербайджанским фамилиям их исконное звучание. Отныне они как и раньше будут оканчиваться на «-заде», «-оглу» и «-кызы». Это решение в Министерстве объяснили тем, что тюркские, иранские и арабские корни азербайджанских фамилий не сочетаются с русскими суффиксами «-ов» и «-ев».

Армения - очень маленькая страна. Ее население составляет немногим более 3 миллионов жителей, а территория не достигает и 30000 км². И хотя история государства исчисляется тысячелетиями, словарь армянских фамилий насчитывает не более 2-3 тысяч позиций.

По некоторым историческим сведениям, древнеармянские фамилии, как и имена, носили тотемный смысл. Если имя считалось тотемом одного человека, то фамилия, как более емкое значение, была тотемом целого клана (Ваграспуни - тигр, Арцви - орел, Варажнуни - дикий вепрь), тотемом племени (Сюни - племя озера).

Армянские фамилии в более современном понимании стали зарождаться и присваиваться людям во времена средневековья. До этого времени армяне, как и многие другие нации, обходились именами. А если возникала путаница с одинаковыми именами, то люди добавляли к имени человека какой-нибудь характерный признак или имя его отца, матери, деда (Лусине, имеющая 8 детей или Арам, сын Исмаила). Если человек был приезжий, к его имени могли присоединить название места, откуда он родом (Хандут Нахичевани, Асмик Баязет). Позже распространилось привязывание к имени армянина его профессии (Вардан Налбандян (от «кузнец»), Армен Кертох (от «строитель»).

На страницах библейских сказаний Происхождение армянских фамилий приписывается временам восхождения и правления первых армянских царей - Гайкидов. Соглашаются с этими данными и древнеармянские ученые историки Моисей Хоренский, Катина, Агафангел. В своих трудах они упоминают о племенах, населяющих террирорию Армении (джанарийцы, агуваны, картманийцы, дзотийцы и др.), которые подверглись ассимиляции со стороны армян.

То же произошло и с миллионным народом - семитами, после завоевания его армянским царем Грачия. Этот народ впоследствии дал целую династию армянских и грузинских царей Багратуни. Ассимилировали армяне и китайских переселенцев, дав им во владение земли по соседству с Грузией. От них берут начало известные армянские династии Мамиконян и Орбелиан.

Анализируя источники, можно утверждать, что «азганун» - армянская фамилия - появилась изначально у жителей Армении знатного происхождения. Ношение фамилии тогда было показателем именитого рода: Ермантуни, Алневуни, Арамян, Варнуни, Гисон, Гайк. Список знатных армянских фамилий достаточно длинный. Наиболее характерна для аристократических фамилий форма с окончанием -уни: Норбелуни, Рштуни, Хатуни.

Крестьяне и простолюдины Армении начали получать свои фамилии уже к концу 19 века. Тогда стали внедрять проведение переписи населения и выдачу паспортов. Корни армянских фамильных форм по происхождению очень разнообразны, поскольку Армения всегда была лакомым кусочком для завоевателей. Побывали на ней персы, турки, грузины, греки, русские, арабы. Отсюда и совершенно контрастный корневой набор: Берберян, Ропсян, Пирузян, Багдасарян, Киракусян, Яблукян, Джамалян, Гасабоглян, Мкртчян.

Распространенные армянские фамилии, как видно, имеют окончание -ян, -ан.

Такое окончание в исследованиях лингвистов объясняется индоевропейским влиянием (в английском «russian»), а некоторые утверждают, что это производное от более архаичной фамильной формы -анц, -янц,-унц (хотя эта форма тоже сохранилась на юге Армении– Есаянц, Севунц, Браянц).

Словарь армянских фамилий содержит часть фамилий с приставками «мелик» и «тер». Первая («мелик») по свидетельствам историков приписывалась знати, людям дворянского сословия. Вторая («тер») указывает на принадлежность лица церкви, обозначает духовный чин - «батюшка», «святой отец».

В эпоху советской власти многие армяне заведомо отказались от ношения таких фамилий, опасаясь гонений и притеснений, а теперь их потомки пытаются вернуть древние родовые фамилии. Также не всегда фамилия с окончанием -уни, встречающаяся у современников, может быть причислена к древнеармянскому знатному роду, так как иностранные завоеватели при наделении людей фамилиями совершенно не интересовались их значением и принадлежностью.

Отличительные признаки женских и мужских армянских фамилий

Как такового разделения по половому признаку в армянских фамильных формах не наблюдается. Если мужчина Багдасарян, то и женщина Багдасарян, если отец Мехнуни, то и дочь Мехнуни. Дети наследуют фамилию отца, девушки, выходя замуж, берут фамилию мужа. Хотя в современном мире наметилась тенденция у армянских женщин, вступающих в брак, оставлять девичью фамилию. Это связано с желанием девочек-потомков не отказываться от принадлежности к своему родовому древу. Единственная разница есть только при склонении мужских и женских фамилий по падежам:

Мирзоян Арсен - Мирзояну Арсену - Мирзояна Арсена, но Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит. Или Гогарац Тигран - Гогарацу Тиграну - Гогараца Тиграна, но Гогарац Наира - Гогарац Наире - Гогарац Наиры.

Примечательно, что данное изменение не происходит в мужских фамильных формах с окончанием -уни. Каджберуни Арам - Каджберуни Араму - Каджберуни Арама.

Красивые армянские фамилии

Для людей, не знающих армянскую культуру и язык, услышанные в суете армянские фамилии ничего не скажут. Хотя очень многие, если не все, фамилии наделены каким-либо смыслом и имеют скрытое значение.

Вот подборка лишь части из них, удивительных, необычных и красивых:

  • Абанян - «дыхание воды»;
  • Агабабян - «отчие горы»;
  • Адиманян - «первая душа»;
  • Аладжаджан - «рождение человека божественно»;
  • Амбарцумян - «небесное сияние»;
  • Багдасарян - «сила и благодать»;
  • Багдишян - «счастье в судьбе»;
  • Бамазян - «благословенная луна»;
  • Бахтамян - «вера святая»;
  • Джигарханян - «победителям слава»;
  • Дуринян - «сильная голова»;
  • Жамхарян - «любимый сородич»;
  • Капутикян - «голубь»;
  • Ухурлян - «божественный свет»;
  • Кокандян - «красный лотос».

Не очень повезло обладателям фамилий Гаджиян - «слониха» (особенно девушкам), Душукян - «позорящий», Лонгурян - «хвостатый», Макарян - «крокодил».

Интересно узнать значение фамилий известных армян: композитора Арама Хачатуряна, актера и режиссера Армена Джигарханяна, актера и ведущего Михаила Галустяна, шоумена и ведущего Гарика Мартиросяна, фокусников Амаяка и Арутюна Акопянов, французского певца Шарля Азнавура, артиста и писателя Евгения Петросяна, известных братьев-разведчиков Александра, Михаила и Ивана Агаянцев.

  • Джигарханян - «победителям слава».
  • Галустян (Галстян) - «приходящий в дом».
  • Мартиросян - «мученик», «подавляемый».
  • Хачатурян (Хачатрян) - «носитель креста».
  • Петросян - «отчий».
  • Агаянц (Агаян) - «горный».
  • Акопян (Акобян) - «Да хранит Господь».
  • Азнавур - «мужественный, громкий, простой».

Конечно, армянская культура не ограничивается только особенными фамилиями и именами. Этот древнейший свободолюбивый народ внес и продолжает вносить огромную лепту в развитие человечества. Армяне чтят свою историю, верны своей религии. Народные традиции и культурные приобретения они уважают и преумножают. Этому стоило бы поучиться многим народам Земли.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх