Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

SOS никак не могу найти отрывок из рассказа Кладовая солнца Пришвина Сосна и елькому не трудно напишите сам отрывок и получил лучший ответ

Ответ от Влад[гуру]

Ответ от Вадим Знак [новичек]
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.


Ответ от Krytoy krytovich [новичек]
мне понравилось ребят от меня лайк спасибо кто написал это мне помогло


Ответ от Иван насулецкий [новичек]
спасибо бл помогли очень!


Ответ от Никита Скворцов [новичек]
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.


Ответ от Вера Ткачева [новичек]
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Впервые М. М. Пришвин приезжает в Переславль-Залеский ранней весной 1925года по приглашению директора Переславского краеведческого музея М. И. Смирнова. При музее была организована научно-исследовательская лаборатория и научно-просветительское общество "Пезантроп", которое занималось фенологическим просвещением и краеведческой работой с населением. Одним из планов общества было создание детской биостанции на горе Гремяч в пустующей бывшей усадьбе Петра I в местечке Ботик.

Должность заведующего фенологическими наблюдениями на детской биостанции и была предложена Пришвину, который в то время занимал бедственное положение сельского учителя на общественных началах (без зарплаты) где-то в деревне под Талдомом, без возможности дать детям образование или заняться писательским трудом. Смирнов писал, что добраться до города можно было "на лошадях прямо или же кругом, через Москву, по ж/д до станции Берендеево".

Озеро, природа края, название станции, привлекли Пришвина («и пошло и пошло в душе берендить ») и 1 апреля всё семейство переезжает в Переславль, остановившись на первое время в музее, на территории Горицкого монастыря. Слева - колокольня, XVIII век.

Успенский собор, XVIII век и Всехсвятская церковь, XVII век.

Летающие дома, когда смотришь на экран фотоаппарата, невольно думаешь о мистике, а не о физике и законах отражения и преломления света.

Вскоре Пришвины переехали на гору Гремяч в квартиру из 4-х комнат в здании "Белого дворца" в местечке Ботик, где они прожили до поздней осени 1925г. Здание построено в 1850-1852гг. на месте, где находился деревянный дворец Петра I. В 1984 г. после реставрации здесь открыта экспозиция «Озеро Плещеево - колыбель Русского Военно-Морского флота».

Вот по этой дороге через Веськово ходил М. Пришвин в Горицкий монастырь.

Ежедневные прогулки по окрестностям, наблюдения за Плещеевым озером, лесом, знакомства с местными жителями легли в основу книги «Календарь природы: (заметки фенолога с биостанции «Ботик»)» (авторское название - «Родники Берендея»). Начата работа над философским автобиографическим романом «Кащеева цепь».

Прежде всего, это историческое место, конечно же, знаменито благодаря Петру I. На месте бывшей усадьбы Петра Iпостроен музей «Ботик Петра I» (вдали), старейший провинциальный музей России, основан в 1803г., а в 1852 г. воздвигнут памятник Петру I.

И это место (памятник за спиной) полюбилось М. Пришвину, здесь он наблюдал пробуждение озера весной и меняющийся облик озера в др. времена года. Видна светлая полоса мелководья метров 350 идти до приличной глубины.

И хотя этот период пребывания Пришвина на переславской земле не продолжительный, менее года, но он постоянно возвращается сюда, более 20-ти лет творчества Пришвина связано с этим краем. В 1926 году по заданию газеты "Рабочий путь" Пришвин приезжает на торфоразработки. С поезда, в белом костюме и ботинках, попадает прямо на тушение пожара, знакомится с будущими героями своих очерков и потом пишет серию очерков под общим названием "Торф".

В 1935г. для газеты "Известия" Пришвин готовит материал о работе Усольского леспромхоза, он был поражен состоянием соснового бора, из дневников:"Особенно жутко было встретить бор, изуродованный пожарами и порубками". Благодаря статье, бор был объявлен заповедной зоной. Сосновый бор от реки Куротень до села Усолье числится в списках памятников природы Ярославской области как "Пришвинский бор". Фото бора, к сожалению, не получилось.

С 1941-1945 гг. М. Пришвин с супругой проживали в Усолье (сейчас Купанское), снимали две комнаты у Павла и Евдокии Назаровых. Уезжали они из Москвы на один день, присмотреть дом и жить неподалеку от Москвы, чтобы была возможность следить за тревожными новостями военного времени. Но так уж получилось, что вернуться в Москву за вещами им не пришлось. Прожили они военные годы с мебелью из ящиков, пнями вместо стульев… Вот этот дом в Купанском на ул. Усольская.

Именно в это время написаны М. Пришвиным "Рассказы о прекрасной маме", о детдомовских детях из блокадного Ленинграда, к которым он ходил пешком в Ботик. Написаны "Повесть нашего времени", рассказы «Сыроежка» и «Как заяц сапоги съел». Закончен роман "Кащеева цепь". Начинается работа над книгой "Мы с тобой: Дневник любви", вместе с женой Валерией Дмитриевной. Ведутся дневниковые записи, отразившие жизнь села в военное лихолетье.

Усольский период оказался плодотворным для писателя: «Повесть нашего времени», «Мы с тобой: Дневник любви»; рассказы «Сыроежка», «Как заяц сапоги съел», работа над продолжением романа «Кащеева цепь» и бесконечные дневниковые записи, отразившие жизнь села в военное лихолетье.

Слева от дома начинается тропинка к знаменитому Блудову болоту, которую жители п. Купанское называют "Тропой Пришвина". На этих лесных тропинках нашел Пришвин сюжеты для сказок "Корабельная чаща" и "Кладовая солнца". И здесь до сих пор обнимают друг друга ветвями Пришвинские ель и сосна.

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»

«В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна и ель зарычала.»

Мрачновато, наверное, тяжелые военные годы сказались на описании.

В солнечный безветренный день кажется, что это две сестрички встретились после разлуки, и стоят обнявшись.

Сочинение

М. М. Пришвина называли \"Старичком-лесовичком\" русской литературы. Сидит, дескать, себе на пеньке, вокруг поглядывает и что видит – рассказывает. Творчество его – тихое, в нем нет кричащей пропаганды, социально-политических заявлений. Пришвин никогда не потрясал общество, не возмущал власти и не шокировал читателя подобно другим писателям. Но это нисколько не умаляет художественную ценность его произведений. Его тема – природа, живущие в ней животные и человек, тихий, незамысловатый быт.

У Пришвина множество рассказов, повестей, \"географических очерков\" о природе. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. \"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю\" – признавался Пришвин. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина \"Кладовая солнца\".

\"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей\", – так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа – Настя и Митраша. \"Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки\". Митраша был маленький, но плотный, \"мужичок в мешочке\" – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, \"с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи\". На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. \"Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы\".

Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Однажды решили они пойти в лес за клюквой. \"Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью\". Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, \"вся красная, как кровь, от одной только клюквы\", Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную \"тулку\", сумку с компасом.

Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. \"Мужичок в мешочке\" хорошо помнит отцовские слова: \"В лесу эта стрелка тебе добрей матери:...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад – ошибешься, заблудишься...\".

Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. \"Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания\".

О Блудовом болоте ходила легенда, что \"лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...\" С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.

После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, \"довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой\". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька – по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. \"Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок\". Даже волк в это время вылез из своего логова, \"стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл\".

Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, \"еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках\". Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет \"живут\" на Блудовом болоте ель и сосна.

Как переплетены сосна и ель, так переплетены судьбы детей, так переплетены в этом мире природа и человек. И сколько бы человек не пытался отгородиться, он все равно остается человеком – существом природным. В городах родство это меньше чувствуется, но не теряется вовсе. Пришвин жил в сложное, неоднозначное время, и мне думается, что не ощущая себя борцом, он таким образом искал гармонии и надежды – надежды на то, что человек не есть то уродливое, что пыталась сделать из него советская власть.

Вот почему автор выбрал для своего произведения такое звучное, гармоничное название. В пришвинской «Кладовой солнца» живут и ель, и сосна, и много других полезных растений. Пожалуй, ни у одного из русских писателей не было такого прекрасного описания природы. Об этих родственных хвойных деревьях он говорит: «Ветер-сеятель принес два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут...» В продолжение описания мы узнаем, что деревья борются между собой корнями за питание, а листьями и ветками за воздух. А когда треплет злой ветер, то, покачиваясь из стороны в сторону, они воют на все болото.

Так неординарно, и в то же время, художественно видит писатель лесную природу.­ Читая его строки, невольно проникаешься любовью и сочувствием к природе. Природные явления становятся своеобразными действующими лицами произведения, которые могут, как помогать людям, так и мешать им жить. Центральным событием становится поход сельских детей-сирот Насти и Митраши в Слепую елань, где мальчик застревает в болоте и не может долгое время выбраться. Идея пойти в лес пришла к ним неожиданно. Они всего лишь хотели найти поляну с клюквой, о которой много рассказывал их покойный отец. По пути дети поругались и разминулись.

Настя пошла более длинным, но надежным путем, а Митраша срезал путь и пошел по непроторенной дорожке. В итоге он и сам не заметил, как оказался посередине болота, которое его по пояс утянуло вниз. Природа чуть было не наказала детей за непослушание. Настя была старше брата на пару лет и не должна была оставлять его одного, а Митраша должен был слушаться старшую сестру. Автор хотел показать, что таким образом природа хотела проучить ребят. Однако она же им пришла на помощь. Собака лесничего учуяла беду в лесу по жалобному плачу «сплетенных навеки деревьев» и пришла к детям на помощь. Именно она вытащила Митрашу из трясины.

Как и любая сказка «Кладовая солнца» счастливо закончилась. Мальчику даже удалось подстрелить самого страшного волка в округе, за что его зауважали в деревне. Но этот поход надолго стал для них уроком. Настя корила себя за невнимательность, а Митраша - за непослушание. А собака Травка с тех пор стала им хорошим другом.

Но сначала Пришвин рассказывает о том, во что превратились к концу двадцатых годов прошло века Черниговский и Гефсиманский скиты, на территории которых были захоронены философы. В бывшие кельи монахов вселили исправительный дом имени эсера-террориста Ивана Каляева.

«В исправительном доме живут все, кого только может захватить невод московской ночной облавы: бродяги, проститутки, разного рода деловщина, начиная от самых маленьких, кто ходит на бан, до больших деловых людей, кто на малинку сажает и даже идет по мокрому делу».

Эти «духовные калеки» занимали территорию Черниговского скита, здесь же располагались мастерские, в которых преступников пытались перевоспитать, переделать в рабочих. Гефисманский же скит занимали «калеки физические», живущие на небольшие пенсии.

Писатель в своей поэме объективно замечает, что старания властей наставить на путь истинный тех, кто с него сошел, не приводили к успеху. Преступники терроризировали мирный город, убивая и насилуя местных жителей, а инвалиды… Вот одна из зарисовок «Девятой ели»: «Говорят, большая часть домов самой красивой улицы Сергиева была выстроена монахами для своих любовниц. И вот прошлой весной на этой самой улице Красюковке двое слепых из Каляевки – он с букетом сирени в руке, она с розой – легли прямо на улице, пьяные, и в грязи, как на мягкой постели, отдались чувству так называемой животной любви».

Что касается скитского кладбища, то его превратили в увеселительный парк, и поэтому найти могилы русских мыслителей оказалось для Пришвина делом не простым.

«Большая часть памятников лежала на боку; среди них я с большим трудом нашел памятник Константину Леонтьеву и от него уже – по указаниям бывших со мной родственников покойного Розанова, – отсчитав несколько метров, установил место совершенно исчезнувшей с лица земли другой могилы».

И тут же Михаил Пришвин приводит показательную деталь. Когда на могилу одного из философов сопровождающая писателя старушка положила красное яичко, то окружившие их обитатели Коляевки «собрались прыгнуть и завладеть им». А до этого они с насмешкой и изумлением смотрели на то, как старушка крестится.

Кстати, только благодаря Пришвину, который не только в «Девятой ели», но и в своих «Дневниках» подробно описал свой поход в бывшие скиты, удалось найти могилы Розанова и Леонтьева уже на закате советской власти, в 1990 году. Тогда же захоронения после десятилетней разрухи были наконец восстановлены.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх