Три пьеты микеланджело. Скульптура «Оплакивание Христа» Нападение на творение

В самом сердце Ватикана - Базилике Святого Петра - находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta - милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.

Конечно, осматривать основные достопримечательности Ватикана интереснее и лучше в компании гида Но если вы решили посетить Пьету самостоятельно - ниже для вас наша полезная информация.

История необычной скульптуры

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.

Скульптурная группа «Пьета» поражает великолепным мастерством композиции и человечностью выполненных образов. Практически всегда в аналогичных работах были задействованы одновременно несколько героев, а не два, как у итальянца. Во время работы перед молодым скульптором стояла непростая задача: нужно было соединить в единую композицию стоящую и лежащую фигуры, не нарушая при этом естественные пропорции и гармонию.

Преодолев все сложности, Микеланджело превосходно справился с заказом французского кардинала. Выполненная работа прославила неизвестного до этого времени скульптора на всю страну и за ее пределами. Мастерство и талант Микеланджело позволили ему встать в один ряд не только со своими современниками, но и со знаменитыми предшественниками.

Автограф Микеланджело

«Оплакивание Христа» - единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.

После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра мастер частенько туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора - миланца Гоббо. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».

Акт вандализма

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.


Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело - рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме и Ватикане

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения - неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, - поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли - немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле - неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа - из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

«Пьета Ронданини» - одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, - трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)


Шедевр в деталях. Пьета - Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.


Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» - одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Три Пьеты Микеланджело

"Пьета". 1499 Мрамор. Высота 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан

Stanislav Traykov, Niabot (cut out) - Image:Michelangelo"s Pieta 5450.jpg

Сюжет «Пьета» (перевод с итальянского pietà - жалость) вошёл в творчество Микеланджело с заказом кардинала Жана Билэра. Эта скульптурная группа, изображающая прощание девы Марии, со снятым с креста своим сыном, высеченная из цельного куска мрамора, предназначалась для гробницы кардинала. Микеланджело начал работать над скульптурой будучи 23 летним молодым человеком и конечно для него Жизнь, Смерть были отдалённой схоластической субстанцией, связанной только воспоминаниями о почившей в молодом возрасте матери и темой, часто обсуждаемой на философских диспутах Платоновской академии, созданной Марсилио Фичино, где юный ваятель был постоянным гостем. Рассматривая данную работу, оценивая уровень и глубину размышлений гуманитариев тех времён мы видим, что для них, как и для нас, главными составляющими при определении добра и зла являлись любовь и милосердие.

В сложившейся иконографии образа Марии мы привыкли видеть страдающею пожилую женщину. Но здесь перед нами предстаёт скорее добрый юный ангел, посланный божьим промыслом, чтобы одной ногой, ступив на голую, грешную землю, покрыть её многочисленными, разнообразными складками материи, дарующими жизнь. Чтобы, приподняв коченеющее тело Христово, прикрывая его плащом не дать ему окончательно поникнуть и за тем снова вернуть его небесам. Взор Марии печально устремлён на нанесённые раны. Её другая рука вопрошающе откинута в сторону: «за что?» Не должны сыны человеческие мучить сынов человеческих. «Пьета» была первой работой, принёсшей молодому скульптору заслуженную известность и мировую славу. Тема «оплакивания » настолько проникла в него, что в последствии, не один раз снова и снова Микеланджело будет возвращаться к ней. И каждая новая композиция будет по своим изобразительным средствам становиться лаконичней и выразительней предыдущей.

Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция


https://otvet.mail.ru/question/199614220

"Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мертвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своем положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая - из одного куска и поистине божественная; и она, как будет сказано ниже, осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался ее поставить...
Для времяпрепровождения Микеланджело работал почти ежедневно над тем Оплакиванием из четырех фигур, о котором уже говорилось и которое он как раз тогда и разбил по следующим причинам: действительно, в камне было много наждаку и был он твердым, и от резца часто сыпались искры, или возможно, что человек этот судил о себе так строго, что не удовлетворялся никогда тем, что делал...
Навестив однажды Микеланджело в его доме, где находилось и разбитое Оплакивание, он в ходе продолжительной беседы задал ему вопрос, почему он разбил и погубил плод столь дивных трудов, а тот ответил, что виноват в этом несносный Урбино, его слуга, который что ни день понукал его завершить работу, и что, между прочим, отломился там кусок локтя у Мадонны, а он ее и раньше возненавидел, так как очень много пришлось с ней возиться из-за трещины, которая была в камне, и вот, наконец, лопнуло у него терпение, он ее и разбил и хотел совсем все разбить, если бы Антонио, слуга его, не посоветовал подарить ее ему такой, какая она есть. Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело; тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной" Вазари.

В 1541 году Микеланджело закончил фреску «Страшный суд» для алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Работы над ней продолжались четыре года. Ещё не завершённой, фреска подверглась жёсткой критике. Обнажённые тела с неприкрытыми гениталиями, некоторые кардиналы сочли неуместными и художника готовы были обвинить в ереси. Эта нервная остановка не могла не сказаться на здоровье. Силы таяли. К живописи он больше не вернулся. Живопись, так и не став его основной музой, осталась где-то в стороне. В эти годы Микеланджело нашёл прибежище в архитектуре, получив назначение главным архитектором собора Святого Петра и ещё с ним осталась его скульптура. Новая пьета предназначалась стать надгробием над его могилой и в ней он высек свой двойной портрет и аллегории искусств, в которых довелось мастеру проявить себя и роль, которую эти искусства сыграли в его жизни. Никодима, послужившего образом скульптуры, Микеланджело наделил своими чертами, а в умершем обнажённом теле он запечатлел свою истерзанную душу. Дева Мария, поддерживающая это тело, стала символом архитектуры. В Марии Магдалине, стоящей несколько поодаль – подразумевалась живопись.

«Пьета Ронданини» (1555-1564) Мрамор. Замок Сфорцеско в Милане

«Пьету Ронданини» Микеланджело начал в 1555 году. В ней скульптор вновь вернулся к двух фигурной композиции. По первоначальному замыслу в образе Марии слились воедино и Мать, явившая его на этот свет и его Судьба и Провидение, поднявшие сознание на внеземной уровень и теперь, когда пришёл назначенный час с этой высоты все они возложили на него свои руки, взирая, как он, слабеющими ногами ощупывает место своего последнего пристанища. И по этому замыслу его руки должны были быть раскинуты и это состояние их должно было символизировать, что его дух, невзирая на приготовленную ему участь, ещё не готов покинуть любимую им Землю. Но в 1564 году Великий Мастер отошёл в иной мир. Ещё за 6 дней до кончины он работал над своей последней пьетой. Незадолго до этого он поменял положение рук, прижав их к телу Марии. И от этой перестановки с повествовательной композиция превратилась в эмоциональную. Самым главным элементом стали мышцы его слабеющих ног. И в этих мышцах всё: и прощание, и боль, и безысходность, и человеческая трагедия.

Используемые материалы.

Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Посещать Базилику , в рамках организованного тура или , где рассказывается в том числе и как получить полноценный аудиогид дешевле, чем в Соборе. В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.

«Вы говорите только слова, он же говорит вещи», – так отзывались вдумчивые современники о поэзии Микеланджело. Эта простая формулировка как нельзя лучше характеризует и все его скульптурные, живописные и архитектурные работы: их форма совершенна, а содержание – неисчерпаемо. Такова и пьета Микеланджело: глыбу холодного каррарского мрамора резец мастера сумел превратить в бессмертный одухотворенный образ испепеляющего одиночества. Одиночества, знакомого только матери, потерявшей сына…

Пьета: происхождение

Пьета (Pietà) в переводе с итальянского – это «жалость, милосердие, сочувствие, сострадание», пьета в изобразительном искусстве – иконографическая (не повествовательная) сцена оплакивания Христа девой Марией. Откуда взялась эта сцена, если ни в канонических, ни даже в апокрифических Евангелиях о ней не упоминается?

Пьета Микеланджело - оплакивание Христа девой Марией

Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа, и 9, и 15, и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях; при бегстве в Египет; скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим; во время Крестного пути; при Распятии; при снятии с Креста; при погребении. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября.

В качестве своеобразного символа скорби и одновременно утешения для верующих во время религиозных шествий и церемоний на Страстную Пятницу использовались деревянные или глиняные скульптуры (нем. Vesperbilder), изображающие в том числе и Богородицу, держащую на коленях тело Иисуса.

Во второй половине XV века сюжеты готической скульптуры сначала привлекли внимание пытливых мастеров Ломбардии и Феррары, позже в переосмысленных вариантах став своеобразной «подпиткой» для творческого мышления и художников, и скульпторов, работавших по всей Италии. Так, широко известны картины «Оплакивание Христа» Перуджино (около 1493-94 гг.) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.), центральное композиционное решение которой практически соответствует пьете Микеланджело, созданной несколькими годами позднее.

История создания

Без сомнения, Микеланджело был знаком и с полотнами Перуджино и Боттичелли, считавшихся в конце XV в. лучшими художниками Италии, и со множеством иных каноничных и не каноничных изображений сцены оплакивания Христа. Однако выбор был сделан в пользу не крестообразной (как у Перуджино), а конической композиции пьеты (как у Боттичелли, но без второстепенных фигур).

Только так, по мысли Микеланджело, эта сцена смогла бы обрести внутреннюю динамику (что особенно заметно по складкам одежды Девы Марии и жесту ее левой руки) и объединить две фигуры в одно целое.

Глубина трагедии "читается" в опущенной голове и самой позе Богоматери

Заказчиком пьеты выступил кардинал Жан Билэр де Лагрола, посол французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа. Скульптурная группа должна была украсить капеллу Святой Петрониллы (капеллу короля Франции) в соборе Святого Петра в Риме. Доверить такой серьезный заказ 23-летнему скульптору стало возможным благодаря посредничеству Якопо Галли, влиятельному римскому банкиру, другу и покровителю Микеланджело.

Контракт был подписан 26 августа 1498 г., когда уже был выбран мрамор, за которым скульптор по обыкновению сам отправился в Каррару, созданы эскизы и наняты помощники. На всю работу стоимостью 450 золотых дукатов (по тем временам целое состояние) отводился год; при этом Галли ручался, что пьета Микеланджело станет «самым красивым творением из мрамора во всем Риме».

Мастер сдержал слово: в 1499 г. скульптурная группа, равных которой нет и по сей день, была готова. Ее размеры – 174×195×69 см. Пьедестал для пьеты был изготовлен Франческо Борромини в 1626 г.

Анатомические реалии пьеты Микеланджело

Согласно готическим и раннеренессансным канонам, Богоматерь в сцене оплакивания изображалась либо в виде безмятежной девушки, либо – пожилой матроны, убитой горем. Микеланджело остановил свой выбор на изображении молодой женщины, во внешней сдержанности которой легко угадывается бездонная глубина охватившего ее отчаяния и ужас безмерной скорби.

Прижизненный биограф Микеланджело Асканио Кондиви в духе своего времени полагал, что мастер этим хотел подчеркнуть, что «целомудрие, святость и неподкупность способны сохранить молодость». Ряд современных исследователей считает, что Микеланджело стремился таким образом передать свою бесконечную тоску по рано умершей матери.

Но, скорее всего, он руководствовался иным соображением, достойным человека, основавшего еще в 1492 г. анатомическую школу при монастыре Санто-Спирито во Флоренции: скорбь на гладком юном лице выглядит гораздо более выразительной, чем на лице, испещренном морщинами – от возраста, страстей или от жизненных тягот.

И вместе с тем лицо Богоматери не искажено от горя: глубину трагедии намного сильнее передают ее опущенная голова, жесты, сама ее поза – поза женщины, еще стремящейся защитить сына, еще прижимающей его к себе, но уже понимающей, что в этом мире защита ему не понадобится.

Скульптуру Пьеты защищает пуленепробиваемое стекло

Без анатомических штудий Микеланджело не удалось бы настолько правдоподобно изобразить и тело Христа. Его тяжесть, вид и положение начинающих коченеть конечностей, лицо, на котором отразились пережитые страдания (что подчеркивает и игра светотени от складок одежд Богородицы) – все это показывает, что человек, лежащий на коленях у матери, действительно не имеет никаких признаков жизни.

Такой виртуозный натурализм придает скульптуре дополнительную динамику движения матери к сыну, непосильным грузом лежащим у нее на коленях. При этом, чтобы сохранить равновесие композиции, мастеру пришлось поступиться естественными пропорциями тел: ученые подсчитали, что если бы фигуры выпрямились, то рост Иисуса составил бы 175 см, а рост Марии – 204 см.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх