Тетрадь взаимодействие с музыкальным руководителем в доу. "взаимодействие музыкального руководителя с педагогами доу" консультация на тему

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения. Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Музыкальные занятия в детском саду - это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно. В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал. На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя. Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения. Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность. Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: - приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции; - продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей; - во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда. Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно- личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально- дифференцированный подход к детям. Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например, «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное?», «Как поют птенчики высоким или низким голоском?». Дети отвечают, как правило, всегда правильно. В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей. Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музы

Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, музыкальный руководитель осуществляет в тесном контакте с педагогами д/у. Задача музыкального руководителя - не воспитать музыканта, а воспитание гармоничной личности ребенка, приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая интересы личности ребенка, возникающие в процессе обучения и воспитания. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов д/у.

Стратегия пед. взаимодействия предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решении обшей задачи. Она базируется на понимании, принятии ребенка, как личности, умение стать на его позицию, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком взаимодействии основной тактикой педагогов становится сотрудничество и портнерство. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и педагогов. Такие занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Огромное значение отводится взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Практика показывает, воспитателям отводится огромная роль помощника. Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: исполняет вместе с детьми песни и хороводы, помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении музыкально-ритмических движений, активизирует детей, углубляет музыкальные впечатления детей, путем использования муз. произведений в разных режимных моментах. Закрепляет музыкальный репертуар с детьми в группе. Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие муз. руководителя и воспитателя в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания, позволяет сформировать умения и навыки, предусмотренные программой в образовательной области «Музыка», в полной мере развить, соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом:

Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей.

Разъяснение содержания и методов работы по муз. воспитанию детей в каждой возрастной группе.

Обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям.

Обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях.

Нахождение тематических подборок поэтического материала детям.

Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов.

Участие в организации предметно-пространственной музыкально-развивающей среды.

Что дает взаимодействие музыкального руководителя с педагогисеским коллективом ДОУ:

Взаимный обмен педагогической информацией в течении всего учебного года.(такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы.)

Совместное проведение вечеров, досугов, развлечений.

Совместные решения задач воспитания и развития детей, посредством музыки и музыкальной деятельности с узкими специалистами и воспитателями.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в пед. коллективе.

Создание развивающей образовательной среды, как одного из эффективнейших условий, реализующий процесс целостного развития и воспитания ребенка.

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование.

Таким образом, профессиональное взаимодействие — не просто профессиональное сотрудничество, это совместная деятельность, объединяющая людей вокруг целей, которые усложняются и конкретизируются в процессе развития всего ДОУ.

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".

Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам). Содержит методическую информацию, анкету для воспитателей, методические рекомендации.

Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ.

Задачи:
- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;
- познакомить воспитателей с их функционалом при разных видах детской музыкальной деятельности во время проведения музыкальных занятий;
-оказать методическое сопровождение (рекомендации для воспитателей и "Ведущих" на детских праздниках и развлечениях);
-обеспечить взаимодействие педагога-воспитателя и музыкального руководителя.

Актуальность проблемы:
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать,полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в ДОУ:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Для оценки компетенции воспитателя в отношении его роли в музыкальном воспитании детей можно провести анкетирование.

Анкета для педагога-воспитателя

1. Знаю все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знаю музыкальный репертуар своей группы
3. Могу показывать образцы точного выполнения движений / оказываю помощь.
4. Провожу регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучиваю движения с отстающими детьми.
6. Углубляю музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развиваю музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владею элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, треугольнике, барабане, деревянных ложках и др.).
9. Развиваю самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
10. Создаю проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
11. Привлекаю детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
12. Использую имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
13. Включаю музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
14. Принимаю непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовлю тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
17.Оказываю помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
18. Проявляю артистичность, изобретательность, эмоциональную адекватность

Музыка как часть образовательной среды в детском саду

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы .Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада роль среды для музыкального развития отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению», т.е. необходимо создать среду, побуждающую ребенка к действию.

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Виды музыкальной деятельности

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
5. Танец
6. Игра (игра-драматизация)

Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Функционал воспитателя во время слушания музыки:
· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
· во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
· следит за дисциплиной;
· оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.
Функционал воспитателя во время распевания и пения:
· не участвует во время быстрых опросных упражнений;

· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:
· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
· следит за правильной осанкой;
· следит за качеством выполнения всего программного материала;
· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей);
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
· корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
· разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
· берет одну из ролей в сюжетной игре;

Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Функционал воспитателя во время игра на ДМИ:
· участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
· помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
· корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;
· оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ и ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов»
Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Стрельченко Светлана Юрьевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №29» п. Яйва

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя

с педагогическим коллективом и семьей

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.

Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включает следующие формы:

Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются теоретические вопросы музыкального воспитания; методы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, вопросы организации музыкальной среды ДОУ, обсуждение сценариев праздников и развлечений;изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара используемого на занятиях, освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Участие в педагогических советах ДОУ.

Взаимодействие с семьей осуществляется в следующих формах:

1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (День открытых дверей):

1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

Привлекая родителей к активному сотрудничеству с группой, накануне Нового года, педагог группы «Солнышко» организовала конкурс-выставку поделок «Моя подружка, новогодняя игрушка». Родители представили свой опыт в изготовлении поделок, игрушек своими руками. А к празднику 8 марта организовала выставку «Моя мама – рукодельница!». Мамы показали свое мастерство и творчество в рукоделии. После прошедших конкурсов вручила родителям благодарственные письма за участие.

День рождения – самый главный праздник в детстве. Группа всегда открыта для родителей. Некоторые мамы приходили и справляли день рождения малыша вместе в группе. Организовывали праздник каждому ребенку: водили хоровод, пели «Каравай», проводили подвижные игры, поздравляли, зажигали свечки и фейерверк на тортике, дарили подарки именинникам, они угощали сладостями. Каждому ребенку изготавливали персональную поздравительную открытку. Все что происходило на празднике, снимали на фото и видео камеру. На память родителям о проведенных праздниках «День рождения в детском саду, записали DVD диск и подарили каждому.

Работая, над инновационными формами работы с семьей организовали мероприятие «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у малышей». Продолжая налаживать положительные взаимоотношения с семьями, объединяя детей и родителей настроением наступающего новогоднего праздника, посещали семьи наших воспитанников. Дед Мороз и Снегурочка приходили в гости к малышам, поздравляли С Новым годом, водили хороводы вокруг елки, пели новогодние песни, слушали стихи детей, играли в игры. А затем Дед Мороз вручал детям подарки.

Родители всегда могут посмотреть фотоальбомы: «Будем знакомы!» (знакомство с персоналом группы, со специалистами ДОУ), «Наша группа Ромашка» (предметно-развивающая среда), «Ромашка добрых дел» (помощь родителей группе), «Топ – хлоп, малыши!» (дети на музыкальных занятиях и развлечениях), «Будь здоров, малыш!» (информирование родителей в вопросах оздоровления) и многие другие (на данный момент существует 65 различных фотоальбомов, в которых от 40 до 200 фотографий). Каждая фотография комментирована администратором группы. Для удобного просмотра родителям сделала персональные фотоальбомы на каждого ребенка (20 фотоальбомов). Добавила и видеоматериалы с участием детей на различные темы. Популярными роликами стали «Новогодний утренник», «Празднование Дней рождения», «Как мы в садике своем, очень весело живем». К организованной акции в ДОУ «День Матери» провела праздник для мам «Ты на свете лучше всех, мама!». Праздник прошел в дружественной обстановке за чаепитием. Поздравила матерей трогательным стихотворением, коротко рассказала об истории праздника, посетили фото галерею «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках», посмотрели выставку детских работ «Мама – солнышко мое», провела забавные конкурсы. Особенно понравился мамам дистанционный видео концерт, который транслировался через ноутбук. В видео концерте были представлены приветы-поздравления от малышей своим мамам, песня и танец. Мамы были удивлены и обрадованы такому подарку. В конце праздника вручила благодарственные письма мамам, за активное участие в жизни группы. Фото видео материалы на сайте детского сада.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 199

I. Общие положения

1. Музыкальный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее образование.
3. Назначение на должность музыкального руководителя и освобождение от нее
4. Музыкальный руководитель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию.
4.4. Санитарию и гигиену.
4.5. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста.
4.6. Музыкальные произведения детского репертуара.
4.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4.8. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики.
6. На время отсутствия музыкального руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Музыкальный руководитель:
1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
3. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.
4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).
5. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
III. Права
Музыкальный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Музыкальный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Предлагаю вассмотреть одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя

и воспитателя на занятии.

Подготовила: музыкальный руководитель

МДОУ д/с № 8 Лабутина Н. В.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации . Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова, выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

· увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

· пытливость;

· инициативность;

· артистизм;

· находчивость;

· изобретательность;

· организованность;

· ответственность;

· любовь к детям;

· культура общения;

И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

Рассмотрим задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ


Подписи к слайдам:

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии» Материал подготовила музыкальный руководитель Лабутина Н.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида г. Североморска

Принципы педагогического взаимодействия. Принцип диалогизации. Воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников.

Единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя. О. П. Радынова · увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности; · пытливость; · инициативность; · артистизм; · находчивость; · изобретательность; · организованность; · ответственность; · любовь к детям; · культура общения;

Принцип индивидуализации. Использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 1. Организация и проведение занятий. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Работа с родителями. 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально - творческой деятельности детей. 5. Работа с родителями.

Принцип проблематизации. Это обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей.

Формы, виды музыкальной деятельности Задачи Зона деятельности педагогов Приветствие. Организовать детей. Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Музыкально-ритмические движения. Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия Учить согласовывать движения с музыкой. Муз. руководитель – напоминает детям движения, играет на фортепиано. Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми, даёт оценку деятельности детей, работает над движениями.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Слушание. «Мышки» А. Жилинского Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку. Музыкальный руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано. Воспитатель – слушает произведение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пение. «Снежная песенка» Д. Львова- -Компанейца Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни. Музыкальный руководитель – беседа, исполнение. Воспитатель – исполнение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пляска. «Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия Учить детей двигаться легко, чётко выполняя хлопки и притопы. Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Работает над движениями. Воспитатель – танцует при необходимости с ребёнком в паре.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Игра. «Догони меня!». Любая весёлая мелодия. Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу. Музыкальный руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – участвует в игре.

ЛИТЕРАТУРА 1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г. 2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1982 г. 3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх