Спектакль по мольеру. Спектакль Мольер (Кабала святош)

Повествование рассказывает о трагически закончившейся любви юноши и девушки из-за враждебного противостояния двух знатных итальянских родов Монтекки и Капулетти . произведение включено в обязательную школьную программу.

На протяжении многих десятилетий юная пара символизирует прекрасную любовь, которая способна побороть любую вражду . Что предшествовало появлению этой трагической истории , кто автор, написавший пьесу «Ромео и Джульетта», краткое содержание и смысл — обо всем этом мы поговорим подробнее.

Вконтакте

Автор и его замысел

Сначала остановимся на том, кто написал это замечательное произведение. Автором считается известный английский писатель, драматург, поэт Уильям Шекспир , который сочинял лучшие сонеты, и пьесы.

История создания традиционна. Инсценированная смерть девушки, которая привела к самоубийству её любимого человека, а затем и к её настоящей гибели – данный сюжет уже не раз использовался во многих произведениях задолго до написания пьесы. Примером тому является поэма «Метаморфозы » Овидия, главные герои которой Пирама и Фисба, жители города Вавилона.

Возлюбленные, вопреки противодействию отца и матери, решили встретиться тайно под покровом ночи. Фисба появилась первой, но, увидев окровавленного льва, бросилась бежать.

Когда пришел Пирам, то увидел платочек любимой в крови (во время бегства Фисба его обронила, а лев разорвал) и понял, что девушка мертва , поэтому он заколол себя мечом. Вернувшись, Фисба обнаружила умирающего Пирама и тоже кинулась грудью на меч .

Данный сюжет Шекспир вставил в комедию «Сон в летнюю ночь», поэтому логично заключить, что он был хорошо с ней знаком.

Эта поэма стала основанием для многих похожих по смыслу произведений других авторов. Луиджи да Порто, писатель, который жил в Италии, написал известную новеллу «История двух благородных влюблённых ». Она по сюжету очень напоминает шекспировскую пьесу, только с некоторыми отличиями.

Внимание! Девушка в новелле итальянского писателя успела проснуться ещё тогда, когда её любимый был жив, а Шекспировская Джульетта – нет.

Кроме того, есть предположение, что Шекспир для создания пьесы взял за основу сюжет из поэмы «Трагическая история Ромеуса и Джульетты », автором которой является Артур Брук. Тот в свою очередь взял некоторые элементы из итальянской новеллы Маттео Банделло , а также поэзии Джефри Чосер. Именно этот вариант истории создания считается достоверным.

Данную тему развивали очень многие писатели, но принято считать, что шедевр высшего уровня вышел из-под пера Уильяма Шекспира, что никто не станет оспаривать.

Достоверность изложенных фактов

Подлинность истории, к сожалению, не доказана . Но исторический фон повествования, жизненное основание, традиции может говорить о том, что есть вероятность существования некогда такой истории любви в городе Верона.

О существовании жизненных источников может служить новелла да Порто, которую Уильям мог взять частично как основу. Рассказы о несчастной любви пар того времени в Италии служат основанием для сюжета , использование настоящих фамилий родов, которые реально враждовали между собой (об этом даже упоминал ).

Жанр произведения

Тем, кто плохо знает этот шедевр (или знает только понаслышке), будет затруднительно определить его форму написания. Это пьеса, написанная в жанре трагедии .

Правда, такое утверждение вызывает у критиков жаркие споры: хотя всё заканчивается печально, повествование пропитано радостью, любовью , а больше всего светлой грустью без тяжелого трагизма .

Никакого мрака или сильной драмы в пьесе нет (именно это присутствует в остальных произведениях).

Чисто теоретически описанная история не может быть романом или повестью . Роман, как правило, бывает большой формы, описывает значительный отрезок времени и описывает судьбы многих персонажей.

Здесь же действие происходит на протяжении пяти дней, центром пьесы является жизнь двух главных героев. Повесть тоже должна быть сложнее и больше по объему. Но главным отличием произведения является сонетная форма .

О чем хотел сказать автор читателю

Что представляют собой персонажи пьесы. Часть героев принадлежит к семье Капулетти , в которой воспитывалась Джульетта, вторая часть – Монтекки (фамилия Ромео) .

Семейство Капулетти представляют:

  • Синьор Капулетти – глава семьи;
  • Сеньора Капулетти – жена синьора;
  • Джульетта – их дочь;
  • Тибальт – кузен Джульетты, племянник;
  • Кормилица –добрая няня главной героини.

Члены семьи Монтекки:

  • Синьор Монтекки – глава семьи;
  • Сеньора Монтекки – жена синьора;
  • Ромео – их сын;
  • Абрам – слуга;
  • Бенволио – друг главного героя, слуга его отца;
  • Балтазар – слуга главного героя.

Жители Вероны, знатные люди:

  • Эскал – Веронский герцог;
  • Граф Парис – будущий муж Джульетты;
  • Меркуцио – родственник герцога, друг главного героя.

Экспозиция

Пьеса начинается дракой между слугами, которые относятся к двум семействам Монтекки и Капулетти, враждующим между собой. Верховный правитель разнимает дерущихся. На данном фоне показаны мечты главного героя: мысли его заполнены Розалиной , в которую он влюблен. Его друг Бенволио предлагает отвлечься и найти другую девушку. Одновременно в доме Джульетты проходит подготовка к балу в честь того, что она уже невеста графа Париса, богатого молодого человека из знатной семьи.

Завязка

Ромео, Меркуцио и Бенволио, испытывая жажду острых ощущений, тайком приходят на бал , устроенный семейством Капулетти. Ромео и Джульетта встречаются взглядами, и между ними зарождается любовь. Двоюродный брат Джульетты Тибальт узнаёт Ромео, которого не убили только из-за желания окончательно не испортить пиршество. После этого главный герой прячется под балконом возлюбленной и обнаруживает её присутствие. Между ними начинается диалог, в конце которого они клянутся друг другу в любви . В надежде на будущий мир между враждующими кланами, брат Лоренцо венчает влюблённых .

Друзья Бенволио и Меркуцио, не без плачевных последствий, на площади встречаются с Тибальтом, который имеет намерение убить их друга. Кого убил Тибальт? Меркуцио, с чем Ромео никак не мог смириться, поэтому лишил жизни убийцу своего друга . Он вынужден покинуть Верону, чтобы избежать казни, но успевает пробраться к Джульетте, чтобы провести с ней целую ночь за разговорами.

Кульминация

В тревоге девушка обращается к брату Лоренцо, который советует ей выпить напиток , от чего она крепко уснет. Семья будет думать, будто она уже не живая, и оставит её в покое.

Джульетта принимает совет. Тем временем Ромео приобретает ядовитый напиток, а затем возвращается в Верону. Возле склепа возлюбленной возникает сражение между ним и женихом девушки, которого Ромео убивает. Думая, что Джульетта мертва, он принимает яд и умирает .

Джульетта просыпается и, увидев мертвого Ромео, совершает самоубийство с помощью кинжала. Таким образом, они умерли вместе в один день.

Развязка

Капулетти и Монтекки, горько оплакивая своих детей, возобновляют мирные отношения . Гибель детей помогла им признать свою ошибку и пойти на примирение. Сколько лет было Ромео и Джульетте? Очень любопытный вопрос. Возраст Джульетты был около 13 лет (без двух недель четырнадцать), о чём несколько раз говорится в самом тексте. А вот сколько лет было Ромео и ее возлюбленному точно не указывается, но есть предположения, что где-то 15-16 .

Суть пьесы

Трагедия – это драматическое произведение, где герой сталкивается с враждебным миром, показано, как он умирает, потому что рушатся его идеалы. В основу заложены острые переживания, страдания, гибель, крушение .

В нашей пьесе, в первую очередь, трагедия заключена в том, что влюбленные относятся к враждующим родам. Это мешает им быть вместе , открыто сказать о своих и пожениться. Ведь, по сути, они обязаны друг друга ненавидеть.

Противостояние семей приводит к драке, и несколькими моментами позднее, к убийствам: сначала друга Ромео, потом и родственника его любимой. Автор показал всю жестокость этого мира. Бегство Ромео от казни вовсе лишает возлюбленных возможности соединить свои жизни и быть вместе.

Поступок девушки, возможно, и спас её от нежелательной свадьбы, как она того хотела, но в итоге принёс ей ещё большее горе: Юноша покончил с собой , не зная, что возлюбленная жива. В этом заключается самая большая трагедия . Никто из героев не мог предполагать такого поворота событий. Свою трагическую роль сыграли время и случай, ведь проснись девушка раньше, всё могло бы закончиться совсем по-другому

Важно! Не всё так печально, ведь гибель героев послужила поводом для перемирия двух огромных семейств. Кто знает, сколько людей они спасли или осчастливили в итоге.

Отрывок из фильма Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта

Заключение

В данном шедевре влюбленные находят отражение своих чувств и обстоятельств, не всё так гладко в нашей жизни, как хотелось бы. Пьеса до сих пор пользуется широкой популярностью среди других литературных произведений — драматических, классических . Многие видели театральную постановку. Проблемы, которым посвящена трагедия, остаются актуальными по сей день. Чтобы в полной мере ощутить атмосферу и глубину произошедшего, рекомендуется прочитать пьесу целиком .

31.10.2018 10:32

Театр Армена Джигарханяна представляет спектакль «Мольер»

Новое прочтение булгаковской «Кабалы святош» можно увидеть на основной сцене Московского Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. Премьера спектакля «Мольер» состоялась 26 октября.

Режиссер Сергей Виноградов:
«Булгаков – автор катастрофический, и эта пьеса особенно сложная. Как пьеса – она неповторимая по языку, по своей конституции. Но в ней, с моей точки зрения, очень точно раскрыта тема артиста, художника и не только в своем отношении с властью, тут показана судьба этого художника, великого артиста и великого драматурга. Работа по созданию спектакля «Мольер» проходила очень сложно. Мы сразу приняли решение уйти от классического Мольера, в спектакле нет ни париков, ни камзолов, ни шпаг. О чем писал Булгаков? Он писал в первую очередь про себя. Когда то изначально была идея, подсказанная Арменом Борисовичем, перенести действие пьесы в тридцатые годы, когда она и была написана, где все эти кринолины были бы лишними, и вся эта музейная история неуместна. Булгаков – это психологический театр, который ближе к Шекспиру, и там другое существование актеров. И вся история, описанная Булгаковым, с моей точки зрения, как раз и должна была происходить именно в тридцатые годы».

Облик персонажей «Мольера» в постановке Виноградова необычен: король Людовик примеряет сталинскую шинель, а юная Арманда красуется на сцене в мини.

Сценография спектакля выполнена, по словам режиссера, в стиле сталинского ампира. Это монументальный стиль в советской архитектуре середины ХХ века.

Актер Алексей Анненков:
«Я думаю теперь о театре так, как думал о нем Мольер. Если нет любви к материалу, ничего не получится. Определенного времени у Булгакова нет, как и у Мольера – они герои вне времени. Гениальные драматурги пишут о вечных взаимоотношениях между обществом и людьми. 450 человек в зале, и у каждого свое видение истории на сцене. Это и прекрасно. Армен Борисович Джигарханян не был на всех репетициях, он редко приезжает, несмотря на то, что свой театр он очень любит. Но когда он в театре, то мы обсуждаем очень много важных вещей, у него очень интересное видение сцен, и для меня это неоценимый опыт. Но он ни разу не подсказывал, как нужно играть актеру. И я играю своего персонажа, исходя из событий пьесы и характера персонажа».

Актриса Надежда Селиванова:
«Моя героиня Арманда — молодая актриса, которая влюблена в Мольера, несмотря на большую разницу в возрасте — Мольеру было 50 лет, ей всего 16. Арманда пришла работать в театр и у них закрутился любовный роман. Мольер решает в таком возрасте впервые жениться. Но Мольер далеко не идеал, совсем непросто жить с гением и они друг друга мучают. Их отношения так или иначе зашли бы в тупик».

Армен Джигарханян не смог присутствовать на премьере, но через режиссёра Виноградова пожелал всем актерам удачи.

Рубрика:

Пьеса Булгакова о Мольере в постановке Валерия Беляковича.

Драма о жизни Жана-Поклена де Мольера — знаменитого актера и драматурга, его жизнь, полная любви и разочарований, признания публики и короля, а затем презрения и гонений, всегда привлекала и интриговала публику.

Жизнь господина де Мольера по пьесе Булгакова — это и авантюрный роман и трогательная история мятежной души. Чего только стоит факт. что жена Мольера, Арманда, по легенде оказалась его дочерью от актрисы Мадлены Бежар. А его дружба с королем-Солнце Людовиком? Людовик сначала приблизил Мольера ко двору. Затем, когда этого потребовала загадочная кабала святош, то есть инквизиция, отдалил его от себя и предал забвению.

Валерий Белякович поставил эту замечательную пьесу в театре на Юго-Западе в 1980 году, когда само ее существование на сцене было сродни социальному протесту. С тех пор он неоднократно к ней возвращался и в разные годы она звучала по-разному. И вот сейчас, уже на сцене театра им.К.С.Станиславского выходит новый версия пьесы. Остается только добавить эпиграф самого Булгакова, посвященный Мольеру: «Для его славы уже ничего не нужно. Но он нужен для нашей славы».

Театр.
Кабала святош в т. Российской армии.
Эпиграф:
« - Сударь, как вам нынешний король?
- Даже не знаю что сказать?
- Скажите как можете.
- Как то мягок. Все время держит руку в кармане.
- Прошлый вам нравился больше?
- Ну... Прошлый был суров и беспощаден, даже там где этого не требовалось. А этот, как то не смел что ли. Словно ещё не решил кому он будет угождать а кому нет.» Рене Либеркон.

Все таки не покидает ощущение Колизея когда смотришь на монстрическое здание театра. Монстр застыл артефактом ушедшей эпохи. Непомерно вытянутые колонны пяти портиков и непонятное несомое навершие. Позвоночники нескончаемых лестниц и пустые пространства холлов. Человек словно крошка от сухарика на огромном банкетном столе. Кто нибудь вообще способен надышать это пространство?
Разве нынешнее время выявило таких соразмерных?
Мы все испуганы и теснимся на малых сценах, малых форматах, малых удовлетворениях. Это ведь страшно попасть в пасть огромного монстра. Как хорошо в крошечном уютном буфете, тесно и тепло.
Припомнился «Мнимый больной» в Сатириконе в постановке Горбаня, только в уменьшенном формате. Там и сцена была значительно больше и зал огромный и до отказа заполненный. Прошло лет двадцать. Всегда с чем нибудь сравниваешь.
Конечно театр всегда должен быть современным, потому ставить исторический материал очень не просто. Либо ставится нигилистическое часто скабрезное разложение, мы весь, мы старый мир разрушим, либо часто сильно нафталиновое традиционное с приятными старыми обертками в виде шторок, занавесей, стульчиков, добротных музейных костюмов с кучей перьев, пистолетами и шпагами в придачу. Да все хорошо в провинциальном театре. Зритель хочет? Хочет. Все. Задача выполнена. Пятьдесят коньяку, бутерброд с колбаской и спокойно пошли домой. На душе тепло и слава Богу. И Король-театр заснул. Фаворит не родился, Голиаф цел, Давид ещё в яслях.
Любите ли вы театр как люблю его я?
Тут что то заныло, запахло, впилось под лопатку и... пошёл за монахом по проходу. Поворот направо к сцене, за ним... ещё несколько шагов и... Хлопаешь себя по лбу, разворачиваешься...
Господа актеры! Сегодня в зале нет помидоров. Зал ваш. Делайте с ним что хотите. Зашвырните весь этот зал в горизонт иллюзии. Только ничего обыкновенного, ничего обычного, никакого парня из телевизора узнаваемого по серым сериалам. Он же Мольер, гений, поэт - король, король сцены, властитель душ. Правда смешные рыжие панталоны... И ведь назрело, фига в кармане шевелится, мешок прохудился и шило лезет наружу. Там, на улице что? Во всю давят червяков, властитель откровенно зовётся тираном. Надо как то реагировать. Художественно конечно в обнимку со стариком Эзопом. Простите, Мольером. Все таки бюджетный театр а не какой нибудь безответственный балаганчик. Чтобы понять театр, я имею в виду конкретный театр, надо посмотреть не одну постановку. Тогда многое станет понятным. Узнаешь, привыкаешь, тянешься... становится родным. Тот же стол и кресло, да и стоят там же слева, ну любит художник слева, что то большое белое по середине, хорошо, артист так же сидит уставшим в кресле, прекрасно, вот тот же слуга бегает через сцену, может и текст говорит тот же. Все знакомо и уже почти любимо. Есть что порассматривать. Складочки всякие, мелкости. Важное дело, надо же артистам чем то заниматься кроме как текст говорить. Первый тайм спас монолог жены. Человеческое побеждает искусство при помощи искусства же. Действительно, какая к чертям разница гений он или просто... человек. Любит, ревнует, устаёт, не хочет умирать в одиночестве. У всех сие одинаково. Вот и играть надо обычного человека. Только в специальном костюме. Опять эти панталоны. Да костюмы просто блеск. Некоторая разножопица с перчаткам монахов даже прикольно, как сейчас говорят. Не отпускает ощущение водевиля. Правда пьеса немного про другое, но это пустяки. Слуга бегает, любовник акробатически вылетает, великолепно дефилирует верзила с пером и шпагой, король весь в белом... красота. Немого перчика про власть торта не испортило. Второй тайм за всеми. Браво. Скрипят колесики старого любимого балаганчика. Все таки не хватает гусаров в зале.
И все бы Слава Богу, но ухо старого театрального забияки вдруг насторожилось и глаз прицелился. Все го то небольшой кусок перед сплошным занавесом и все заработало. Специальный бонус для особо вредного. Спасибо господа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх