Почему бедность не порок гимн купечества. Островский «Бедность не порок» – анализ

С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 9 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовке к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление – критический реализм и романтизм.

История создания

Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.

Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.

Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.

Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.

Тема

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Композиция

Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча, образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).

Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.

В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра” именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.

Главные герои

Жанр

В “Бедность не порок” анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были “говорящие” имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: не даром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 64.

Пьеса «Праздничный сон до обеда» была впервые опубликована во втором номере журнала «Современник» в 1857 году. В отличие от других произведений, точно известно, когда автор начал свою работу над пьесой. В черновом автографе пьесы сохранились пометки Островского: «Задумана 6 января 1857 года», «Начата 8-го января 1857 года»; В конце рукописи стоит дата «18 января 1857 года». Таким образом, можно сделать вывод, что Островский написал пьесу достаточно быстро – за 10 дней. И в феврале того же года отдал в печать.

Вероятно, когда автор приступал к работе над пьесой, вряд ли предполагал, что через несколько лет вернется к образу Бальзаминова и сделает его героем еще двух небольших комедий - «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь».

«Бесприданница» - сороковая пьеса Островского. Замысел пьесы возник как раз тогда, когда в свет вышло восьмитомное собрание сочинений писателя. Этот факт и достоинства пьесы свидетельствуют о своеобразном итоге двадцатилетнего труда автора. Следует рассматривать замысел пьесы «Бесприданница» как своеобразный ответ Островского на многочисленные требования и претензии критики, обвинявшие автора в том, что он «исписался».

В отличие от других пьес, которые Островский написал очень быстро, работа над пьесой «Бесприданница» продолжалась несколько лет. Пока он писал эту пьесу, были написаны многие другие («Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва»). Это поздний период творчества автора. В ней Островский предстает уже опытным мастером, крупнейшим драматургом.

Работу над пьесой он начал в ноябре 1874 года, а закончил в октябре 1878. Однако, если обратиться к дневникам писателя, то в них можно найти интересные записи, которые были сделаны автором еще за 20 лет до того, как он опубликовал пьесу. Во время путешествия по Волге в 1845 и 1848 годах, а затем во время литературной экспедиции 1857 года Островский получил много впечатлений, которые затем вошли в его произведения, в том числе в «Бесприданницу». Так, слова, которыми Паратов полушутя себя характеризует: «мужчина с большими усами и малыми способностями», были услышаны автором еще 1857 году и занесены в записную книжку. Спустя двадцать лет он вложил эти слова в уста героя.

26 октября 1878 года Островский отправляет «Бесприданницу» из Москвы в Петербург, где уже 10 ноября того же года состоялась первая премьера.

Какие изменения претерпели отдельные образы в ходе работы драматурга над пьесой?

Первоначально пьеса «Бедность не порок» была задумана Островским как небольшая пьеса из двух актов под названием «Гордым Бог противится», но в ходе работы замысел автора расширился. Наибольшие перемены претерпел образ Мити, которого поначалу Островский рисовал не приказчиком богатого купца, а молодым поэтом из народной среды. Значительно обогатился живыми красками в процессе создания и образ Любима Торцова, яркие черточки которого драматург, по преданию, почерпнул из рассказов своего приятеля гостинодворского купца И.И.Шанина.

-Материалом для комедии Островского «Доходное место» послужили собственные впечатления писателя, накопленные им за время восьмилетней работы в судах, сначала в московском Совестном, затем в Коммерческом. «Вспоминая былое, писал позже драматург П.М.Невежин,- Островский сам нередко зло подшучивал над собой – не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место». Спустя несколько лет после написания пьесы Ап.Григорьев вспоминал: «Драма была для самого поэта горячею и честной исповедью гражданина, у которого… много накипело на душе. Поэт сам говорил мне в ту эпоху, когда драма писалась, говорил с полнейшим искренним увлечением: «Тут будут наши гражданские слезы».

Были ли какие то события, послужившие поводом к написанию пьесы?

Сюжет комедии «Волки и овцы» подсказала Островскому сама жизнь. Драматург был избран на должность почетного мирового судьи Кинешемского уезда. Эта должность дала ему возможность познакомиться с конфликтами, происходившими в среде дворянства, он заинтересовался некоторыми особенностями положения этого сословия. Непосредственным толчком к работе над пьесой послужил нашумевший процесс игуменьи Митрофании, который слушался в уголовном отделении окружного суда в октябре 1874 года. Игуменья эта, по происхождению баронесса Розен, обвинялась в мошенничестве, вымогательстве и присвоении большой суммы денег. Сильное впечатление произвела речь гражданского истца, известного адвоката Плевако, стремившегося придать процессу принципиальное значение. Он говорил: «Вместо храма- биржа; вместо молящегося люда- аферисты и скупщики поддельных документов; вместо молитвы- упражнение в составлении вексельных текстов; вместо подвигов добра – приготовление к ложным показаниям,- вот что скрывалось за стенами…Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!..»

Плевако назвал подсудимую «волком в овечьей шкуре». Островский был не только знаком с процессом, но и интересовался им. На его рабочем столе в Щелыкове лежал 11-ый номер «Отечественных записок» за 1874 год, в котором и была опубликована статья о деле игуменьи Митрофании. Драматург, несомненно, использовал материалы процесса при работе над своей комедией. Однако, как показывает изучение рукописей писателя, в процессе обработки сюжета он все дальше отходил от конкретных уголовных фактов, связанных с игуменьей Митрофанией. Островскому важен был не этот исключительный, из ряда вон выходящий уголовный эпизод. Его заинтересовали более обыденные, но не менее красноречивые эпизоды, которые разыгрывались повседневно в среде дворянства. Кроме того, ему надо было вложить происходящее в локальную коллизию, которая могла бы вместиться в масштаб комедии.

Замысел пьесы «На бойком месте» связан с впечатлениями драматурга от его путешествия по Волге в 1856 году. Об одной случайной встрече Островский сделал запись в своем «Дневнике путешествия по Волге»: «В Ситкове содержатель постоялого двора, толстый мужик с огромной седой бородой, с глазами колдуна, не пустил нас; у него гуляли офицеры с его дочерьми, которых пять».

Пьеса «Бедность не порок» Островский написал в достаточно сложный для него период. После публикации «Банкрута» он стал знаменитым, но это сильно осложнило его жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург был отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадежности, так как жизнь и характеры, изображенные в комедии, показались российским властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе.

Примерно в это время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Комедию «Сердце не камень» можно отнести к позднему периоду творчества драматурга, так как она была написана в 1880 году. Почти все его произведения, написанные в 1870-1880 гг., были современными социально-бытовыми пьесами. В этот период Островским были написаны пьесы: «Поздняя любовь»(1873), «Богатые невесты»(1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше»(1877), «Бесприданница»(1879), «Снегурочка»(1873), «Волки и овцы»(1875), «Последняя жертва»(1877), которые представляют собой художественное отражение русской жизни пореформенного периода, когда сущность буржуазных реформ, осуществленных крепостниками, обнаруживалась все с большей определенностью.

В каких других пьесах драматурга рассматриваются похожие темы, проблемы?

Какой резонанс вызвала пьеса в обществе?

Комедия «В чужом пиру похмелье» обратила на себя внимание критики прежде всего тем обстоятельством, что в ней обозначилась явная перемена взглядов Островского на купечество. Критик Н.С.Назаров писал, что в разговоре двух купчих «так много схвачено типических особенностей купеческого быта, что одного этого разговора было бы достаточно, чтоб рассеять (хоть на время) идеальное сияние, которое так усердно старался окружить г.Островский любимое свое сословие» («С.-Петербургские ведомости», 1856, 29 января). И.И.Панаев писал, что эта комедия заставит поколебаться тех, кто был убежден, будто Островский видит идеал русского человека в купце («Современник», 1856, №2).

В то же время многие критики остались недовольны тем, что пьеса, имея в своей основе богатый и благодатный для драматурга материал, осталась непроработанной, что тема ее «заключает в себе многие условия для глубокой драмы, но не обработана и не развита». («Сын отечества», 1856, №1). В.Я.Стоюнин сетовал на то, что «г.Островский как-то скоро скрутил действие и потому не мог в нем сделать многого со своими лицами: почти все они остались недоконченными, какими-то намеками на типы, а не самими типами», и заключал: «Пьесу можно сравнить с ветхою хижиною, построенной на скорую руку на прочном гранитном фундаменте, предназначенном для великолепного здания» («Театральный и музыкальный вестник», 1856, №5). Впрочем, и те, кто считал типы, выведенные в комедии, недостаточно прорисованными, делали исключение для образа Тита Титыча Брускова, ставшего нарицательным как обозначение корыстолюбия, помноженного на невежество и дикое своеволие.

Кто из известных литераторов, писателей, критиков оценил пьесу и как?

Пьеса Островского «Шутники» очень нравилась Льву Николаевичу Толстому. После того, как Толстой побывал на одном из представлений комедии в Малом театре, он писал в письме к жене, что «комедия трогательна, даже слишком». Т.А.Кузьминская, смотревшая вместе с ним спектакль, писала: «Помню, как понравилась ему новая пьеса Островского «Шутники».Я взглянула на него в тот момент, когда старик находит на улице подкинутый шутниками денежный пакет <…>У Льва Николаевича стояли в глазах слезы».

О пьесе «Бедность не порок» сочувственно отзывались в разное время великие собратья Островского по перу – Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, А.Ф.Писемский. Наиболее резко откликнулся на пьесу Н.Г.Чернышевский, поместивший в 1854 году в №5 журнала «Современник» рецензию, в которой упрекал драматурга за пьесу. Полемический тон Чернышевского был в значительной мере связан с его опасениями, как бы славянофильские увлечения, господствовавшие в окружении Островского, не повредили своей тенденцией таланту драматурга. Критик считал данную пьесу слабой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.

За что ругала критика пьесу?

За пьесу Островского «На бойком месте» критика обвинила автора в безнравственности. Так рецензент «Современной летописи» (1865, №39) утверждал, что «автор начертил нам такие смелые картины, перед которыми бледнеет все, что было до сих пор им изображено», «что касается до эротизма, то автор остановился только у самых геркулесовых столпов, за которыми уже начинается царство маркиза де Сада с братией».

Кто из персонажей вызвал негативное отношение критики?

Много претензий предъявляли Островскому критики либерального толка - главным образом по поводу образа Жадова («Доходное место»). Суть этих претензий кратко и иронично сформулировал Н.А.Добролюбов в статье «Темное царство»; «забавные обвинения» критиков-либералов сводились к вопросу: «… зачем Островский вывел представителем честных стремлений такого плохого господина, как Жадов».

Задание: Изучите историю постановки пьесы на сцене .

Были ли какие то препятствия для пьесы при ее постановке на сцене?

Сценическая судьба пьесы «Женитьба Бальзаминова» достаточно драматична. Совершенно неожиданно для Островского возникли препятствия к постановке «Женитьбы Бальзаминова» на сцене. И учинены они были на этот раз не театральной цензурой, а Театрально-литературным комитетом. Благодаря усилиям третьесортных литераторов с А.А.Краевским во главе Комитет вынес решение: «При слушании этой пьесы между членами комитета произошло разногласие: три голоса оказались в пользу пьесы, семь - против. Не одобряется к представлению. В связи с этим Островский писал начальнику репертуара П.С.Федорову: «Поверьте, что этот поступок Комитета оскорбителен не для одного меня в русской литературе, не говоря уже о театре. Так как гласно протестовать против решения Комитета я не могу, то у меня остается только одно: отказаться совершенно от сцены и не подвергать своих будущих произведений такому произвольному суду».

На защиту Островского и его пьесы встали журнал «Время», сатирические журналы «Искра» и «Гудок». Так в журнале «Гудок» появилась достаточно резкая статья, в которой утверждалось, что Комитет «составлен из таких лиц, которым доверять не имеет никакого уважительного основания ни образованная часть нашей публики, ни литературный кружок, ни артисты. Составляющие его личности весьма мало известны как эстетики и литературные критики; между тем, обязанность их оценять на жизнь или смерть произведения самой высшей литературной формы» («Гудок», №42, 1862).

После таких обвинений со стороны журналов, комедия снова поступила в на рассмотрение Комитета и пьеса была допущена к представлению на Александринской сцене. При этом были сделаны оговорки на «бедность репертуара Александринской сцены» и то, что нужны «пьесы, удовлетворяющие вкусу менее взыскательной части публики».

1 января 1863 года состоялась премьера комедии «Женитьба Бальзаминова» на сцене Александринского театра.

Когда пьеса была впервые поставлена на сцене?

Театральные постановки пьесы «Гроза» были осуществлены еще до первого ее появления в печати. На сцене московского Малого театра премьера состоялась 16 ноября 1859 года, в бенефис С.В.Васильева, игравшего роль Тихона. В Александринском театре в Петербурге драма впервые была показана 2 декабря 1859 года, в бенефис Ю.Н.Линской. исполнившей роль Кабановой.

Удачной или неудачной была первая постановка на сцене? И почему?

Премьера пьесы «Лес» была неудачной. После первого представления Бурдин известил Островского, что «пьесу принимали очень хорошо», но отсутствие автора «много повредило постановке».

Одной из причин неудачи было отсутствие подходящего исполнителя на ответственную роль трагика Несчастливцева. Обсуждая возможные кандидатуры на эту роль, брат драматурга М. Н. Островский писал 24 сентября 1871 года: «… Если Бурдин будет дурен, что несомненно, то и все (кроме Самойлова, конечно)… будут дурны; в этом я убежден… Но может быть, Бурдин будет хуже всех?.. Не думаю; во всяком случае, здесь разница в игре будет столь ничтожна, что она с избытком окупится тем, что Бурдин прекрасно выучит и будет во всем слушаться тебя и меня». Сам Островский предполагал отдать роль Несчастливцева Самойлову, но в связи с болезнью последнего вынужден был согласиться на исполнение этой роли Бурдиным.

О неуспехе спектакля свидетельствовали и отзывы на страницах печати. Рецензенты отмечали прежде всего неудачную игру Бурдина. Роль Несчастливцева не была в возможностях этого артиста. По мнению критиков актриса, игравшая роль Гурмыжской пропела всю роль в одной тоскливой ноте, а исполнительница роли Улиты впала в утрировку и шарж. Правдивость и точность в игре отмечали у исполнителей ролей Счастливцева (Зубров) и Восмибратова (Васильев).

Приведите пример самой удачной постановки пьесы в истории театра.

Комедия «Не в свои сани не садись» стала первым произведением Островского, сыгранным в театре. 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л.Н.Никулиной-Косицкой комедия была впервые сыграна труппой Малого театра на сцене московского Большого театра. Об этом дне Островский вспоминал: «В бенефис Л.Н.Косицкой, 14 января 1853 года я испытал первые авторские тревоги и первый успех» Успех спектакля был блистательным. Такой же успех сопутствовал пьесе и в Петербурге, где она впервые была поставлена на сцене Александринского театра 19 февраля 1853 года.

Ощущение восторга, царившего на представлениях новой комедии, сохранились в частных письмах той поры. В.Боткин 17 февраля писал из Москвы И.С.Тургеневу: «Не в свои сани не садись» действительно превосходная комедия. Я видел ее три раза- и каждый раз не выходил из театра без слезы на глазах <…>Театр – вот уже 9-е представление- каждый раз полон, шумит, смеется, плачет, хлопает…».И.Ф.Горбунов писал: «С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того не слыханный со сцены…»И далее Горбунов вспоминает, как в перерыве его учитель словесности говорил, обтерев выступившие на глазах слезы: «Это – не игра. Это- священнодействие! Поздравляю вас, молодые люди, вам много предстоит в жизни художественных наслаждений. Талант у автора изумительный. Он сразу стал плечо-о-плечо с Гоголем».

Сравните разные трактовки пьесы в разных постановках на русской сцене.

Чем обусловлены различия в постановках (своеобразием режиссерских трактовок, особенностями эпохи, традициями актерской школы и т.д.)

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой. Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха. Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

Вконтакте

История создания пьесы

Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля 1853 года, но исполнить задуманное смог лишь только в конце августа. Автором был задуман сюжет, в котором должно было быть только лишь два акта. Но во время написания Александр Николаевич изменил не только структуру своего , но и название. Когда ее написание было окончено, то при прочтении был неожиданный и огромный успех , который ошеломил даже самого Островского.

Важно! Первоначальное название сочинения Островского – «Гордым бог противится».

Смысл названия

Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что в мире, в котором живут главные герои, нет справедливости, все-таки может существовать любовь. Прекрасен мир русского труженика, прекрасны его праздники и обряды. Но при этом русский народ голодает и проживает свою жизнь в нищете, из которой они выбраться никак не могут. Работники полностью зависят от своего хозяина, который груб и невеж. На первое место выступают не духовные ценности, а богатство , и это главный порок человечества.

Проблемы, затронутые Островским

Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.

Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.

Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.

Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план .

Идея пьесы «Бедность не порок»

Александр Николаевич в пьесе прекрасно описывает, как деньги влияют на человека, как быстро он начинает им подчиняться, ставя на первое место, и забывают о том, что окружает вокруг, даже о родных и близких людях. Но Островский показывает, что, имея огромную власть над людьми, они все-таки бывают бессильны. И эта идея доказывается в истории с Любовью Гордеевной, которая смогла отстоять свою любовь, хотя и ей, и Мите пришлось пройти через испытания.

Особенность сюжета

Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатст во. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.

Важно! Островский показывает не только конфликт между поколениями, но и самодурство людей, у которых есть деньги.

Комедия построена следующим образом :

  1. Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
  2. Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
  3. Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.

Характеристика действующих лиц

Пьеса Бедность не порок Островский

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества , во главе которого стоят деньги.

Действующие лица:

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Обратите внимание! Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе.

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви .

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца , они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы .

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Вывод

Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства.

В начале 50-х годов драматург выступил с комедиями окрашенными славянофильским настроением. Таковы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В это время Островский сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, с Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым и другими членами и сотрудниками так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».

Под их влиянием он несколько иначе, чем раньше, подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческом доме между хозяевами и работниками, осуждает претензии купцов жить на новый, «европейский» манер, сочувственно воспроизводит сохранившиеся в купеческом быту традиционные обычаи, обряды и старинные песни («Бедность не порок»).

Даже злые самодуры, заедающие век своих домашних, оказывается, способны подчас совершать поистине добрые, великодушные поступки: в критические минуты на них неожиданно находит «просветление», они меняют гнев на милость, и всё кончается по-хорошему. Так кончается, например, комедия «Бедность не порок». Главный герой её, провинциальный купец-самодур Гордей Торцов, оскорблённый другим купцом, Коршуновым, неожиданно изменяет решение выдать дочь за Коршунова и, растроганный речами своего брата Любима, выдаёт дочь замуж за приказчика Митю.

Однако славянофильские настроения Островского не были глубокими и продолжительными. События 50-х годов (Крымская война, крушение старого, крепостного порядка) должны были рассеять славянофильские иллюзии о патриархальной жизни.

Островский и в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. Правда, в первой пьесе- «Не в свои сани не садись» - драматизм внутрисемейных отноше­ний подчеркнуто лишен социальной окраски («Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Ду­нюшку»,- говорит отец, обосновывая свое право решать судьбу дочери). Социальные мотивы здесь связаны лишь с образом Вихо-рева, дворянского прожигателя жизни, корыстные притязания кото­рого нарушают мирное течение жизни Русаковых и предполагае­мого жениха Дунечки Бородкина.

Лучшей пьесой этого периода по праву считается народная комедия «Бедность не порок» (1854). Вновь в центре внимания драматурга патриархальная купеческая семья, гармоничная жизнь которой нарушена под влиянием соблазнов времени. Гла­ва семьи Гордей Торцов попадает под сильное влияние фабри­канта Африкана Саввича Коршунова. Торцов ослеплен «капи­талом», возможностью жить в столице «по-барски», новой, «подражающей моде» жизнью, а не такой, какой живет и жила вся его семья и домочадцы. Ради этого он готов отдать дочь за­муж за злодея старика Коршунова. Тиранство и самодурство Гордея Торцова в доме - искажение представлений о важной роли хозяина и главы семьи. Жена и дочь не могут противосто­ять его власти и самодурным решениям. Любовь Гордеевна подчеркивает, что ее покорность - проявление верности «за­кону», патриархальной традиции почтительности младших к старшим, веры в справедливость отцовских решений.

Заслуга Островского - создание образа Любима Торцова, че­ловека, оторвавшегося от патриархально-купеческой «домаш­ней» среды. Ему присущи лучшие нравственные качества - доброта, милосердие, отзывчивость. Любим способен взглянуть на происходящее с высоты приобретенного им горького жизнен­ного опыта. «Промотавшемуся», «забулдыге» Любиму довере­на в пьесе очень важная роль. Будучи в значительной степени выразителем авторской точки зрения, Любим приводит дейст­вие к счастливой развязке: вразумляет брата, разоблачает Коршунова и показывает его истинное лицо, избавляет племян­ницу от несчастья и устраивает ее брак с возлюбленным.

Важную роль в пьесе играет фольклорное начало - свя­точные игры, ряженье, народные песни. Поэзия народной обрядово-фольклорной стихии неразрывно связана с жизнью купеческого дома. Только Гордей Торцов и фабрикант Коршу­нов не принимают этого патриархально-идиллического мира. Фольклорная символика ощутима и в именах персонажей: Коршунов - злой хищный коршун, враг, желающий завладеть Любушкой Торцовой, да и имя Африкан подчеркивает в кон­тексте комедии его чужеродность и враждебность. Ономастика имен героев комедии характеризует взгляд Островского на со­временного русского человека, способствует пониманию конф­ликта произведения. Двух братьев Торцовых зовут Гордей и Любим.

Органичной частью единой народной культуры мыслилась Островским и культура средних городских социальных слоев, которая включала и «старое» - святочные обычаи, свадебную народную поэзию, лирические песни, и «новое» - творчество Кольцова, купеческо-городское просторечье, обороты «при­казчичьей вежливости». Представителем городских социаль­ных слоев в пьесе является приказчик Митя - почтительный сын, честный работник, искренний и преданный жених.

Счастливые развязки пьесы «Бедность не порок» и других произведений Островского этого периода на первый взгляд не вытекают из самого развития действия. Н.А. Добролюбов одним из первых в статье «Темное царство» отмечал их «случайность» и надуманность. Но, по мнению самого драматурга, законо­мерность подобных счастливых финалов была естественной для мира, в котором сохранились традиционные идеалы добра и кра­соты.

В следующий период творчества А.Н. Островского (1855- 1860) предпочтение отдается драме, а не комедии. Островский пишет «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное ме­сто» (1856), «Воспитанницу» (1858). В это время драматург со­трудничает с «Современником» (с 1857 г. - постоянный автор журнала), ему близко демократическое направление в литера­туре. В «Современнике» публикуются и статьи Н.А. Добролю­бова, посвященные творчеству Островского.

Исследуя жизнь, Островский постепенно приходит к пони­манию утопичности идеи возврата к патриархальной идиллии, в основу его пьес 2-й половины 50-х годов положено противо­речие между естественными чувствами, стремлениями людей и грубой, часто жестокой повседневностью. Традиционные для русской литературы темы («отцы и дети», купеческое самодур­ство, лихоимство и произвол чиновников, жизнь помещичьей усадьбы и др.) получают в произведениях А.Н. Островского новое художественное осмысление. Значительное внимание уде­ляется вопросу выбора человеком своего пути, «выхода в лю­ди». От «Доходного места» - первой античиновничьей пьесы драматурга - тянутся нити к «На всякого мудреца довольно простоты».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх