Кластер про молчалина горе от ума. Сочинение «Образ Молчалина в комедии «Горе от ума

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию - «любовный треугольник». Любовь Чацкого к Софье - одна из «пружин», по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей. Но сердце Софьи уже занято другим - Молчалиным. Чацкому трудно поверить, что Софья может предпочесть ему Молчалина - того, «кто на всех глупцов похож»:

С такими чувствами, с такой душою Любим! Обманщица смеялась надо мною!

Чацкий все время, вплоть до финальной сцены, жестоко заблуждается и обманывается. Но, во-первых, любовь слепа: Чацкий идеализирует Софью, а она не видит недостатков в Молчалине; во-вторых, Софья изменилась за время отсутствия Чацкого, и это Чацкий понимает не сразу, а поэтому недооценивает шансов Молчалина. Чацкий и Софья «разными глазами» смотрят на Молчалина. Софья влюбленными, Чацкий же оценивает Молчалина прежде всего с гражданских позиций и только к концу действия как соперника. Что же изменилось в Софье и почему?

Какова же теперь она и что привлекает ее в Молчалине? Обстановка в доме Фамусова, в московских «модных лавках», атмосфера светских салонов, сплетни и пересуды не могли не оказать влияния на Софью. Отсюда ее сентиментальность и жеманство, лицемерие и ханжество. Ее пугают смелые речи Чацкого, но вот что пленяет ее в Молчалине:

Молчалин за других себя забыть готов.

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть?

Кажущаяся скромность, застенчивость, робость Молчалина в соединении с его мнимой чувствительностью, предупредительностью, покорностью одерживают в глазах Софьи верх над всеми его прочими качествами:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья живет в мире тех идеалов и представлений о жизни, которые навеяны ей чтением сентиментальных романов, далеких от реальной действительности. Именно так ведут себя герои этих романов, таким представляет она себе идеального возлюбленного. Молчалин отвечал еще одному условию романтического героя: он «в бедности рожден». Это возвышает Молчалина в ее глазах, подогревает ее чувство.

Она готова покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза. Она готова пожертвовать собою, своим положением ради неравного брака со своим избранником. Будущий «муж-мальчик, муж-слуга», видимо, тоже прельщал ее. Другие идеалы негде было встретить. Пересказывая свой сон, она почти признается в любви к Молчалину: «Он будто мне дороже всех сокровищ». Софья, любуясь Молчалиным, придает ему «тьму качеств»: он и «мил», и «робок», и «умен». Как раз то, что привлекательно для Софьи в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого: Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости», а Чацкий «остер»; Молчалин робок, а Чацкий «об себе задумал высоко».

Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в новом свете: «Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!» Решительно она говорит: «Я с этих пор вас будто не знавала». Но слишком удобен был Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом. Себя крушить, и для чего!» Каким же видит Молчалина Чацкий?

Чацкий вспоминает о Молчалине совершенно случайно. По контрасту с собственной «говорливостью» ему приходит на ум «бессловесный » Молчалин. Не случайно Грибоедов наделяет его такой фамилией. Чацкий вначале не принимает Молчалина всерьез. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, «жалчайшее созданье». Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами.

Чацкий возмущен словами Молчалина: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Для Молчалина же «мнения чужие только святы».

Он видит в Молчалине человека, который рассматривает службу как источник личных выгод, «службу лицам, а не делу». Чацкий готов служить Отечеству, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Для Молчалина же главное быть замеченным начальством. Благодаря своим талантам - умеренности и аккуратности - он уже «три награжденья получил». Угодничество Молчалина - это тоже средство достижения цели. Чацкий говорит о нем:

Услужник знаменитый был тут,

Как громовой отвод…

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет.

В последнем действии завершается личная драма Чацкого: он потерял ту, которую так сильно любил. Он тяжело переживает, видя, на какое ничтожество его променяли:

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Вот я пожертвован кому!

Глядел, и видел, и не верил.

Молчалин - антитеза Чацкому, Грибоедов сумел предвидеть в этих образах два пути, по которым пойдут люди после окончания войны с французами: Чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, Молчалины - смирение и покой. «Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года» (Ю. Тынянов). Один из исследователей комедии «Горе от ума» писал: «Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть - они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением или смехом - их достоинство было в чужом авторитете ».

Комедия «Горе от ума» никогда не воспринималась только как памятник художественной истории, она всегда жила современной жизнью, обновляя и приобретая новое звучание. Каждая эпоха читала ее по-своему. Люди разных поколений и судеб находили в ней ответ на свои собственные вопросы. Оглянувшись вокруг, мы можем и среди наших знакомых увидеть современных фамусовых, молчалиных, Чацких! Не только во времена Грибоедова, но и в наше время «Молчалины блаженствуют на свете», потому что они угождают всем вышестоящим, не церемонятся с теми, кто ниже их по социальному статусу или по толщине кошелька. И поэтому мне ближе позиция Чацкого в оценке Молчалина.

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» - это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.

Общая характеристика Молчалина А.С.

Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого - вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.

Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.

Цитатная характеристика Молчалина

Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.

Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», - рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.

Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.

Речевая характеристика Молчалина

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство - это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение героя к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице - именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Сопоставительная характеристика образов Молчалина и Фамусова

Проблема бюрократии - это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.

В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» - это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.

Молчалин и Чацкий

Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин - секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо - подлое, двуличное, трусливое.

Чацкий - это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.

Жизненные принципы героя

Нарицательным обозначением лакейства и подлости стал Грибоедовский герой Молчалин. Характеристика персонажа показывает, что Алексей Степаныч с самого детства запрограммировал себе в голове план, как выбиться в люди, составить карьеру, добиться высокого чина. Он пошел по своей дороге, не сворачивая в стороны. Этому человеку абсолютно безразличны чувства других людей, он никому не протянет руку помощи, если это невыгодно.

Основная тема комедии

Сквозь всю комедию «Горе от ума» протянута тема бюрократии, которую в XIX веке поднимали многие писатели. Чиновничий аппарат государства все разрастался и превращался в серьезную машину, перемалывающую всех бунтарей и работающую так, как выгодно ей. Грибоедов в своем произведении показал реальных людей, своих современников. Он ставил себе цель высмеять определенные черты человека, показать всю трагичность общества той эпохи, и у писателя это отлично получилось.

История создания комедии

Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софии, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность (подчеркнутая к тому же «молчаливо говорящей» фамилией). Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодетеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. М. неукоснительно следует отцовскому завету (прямо предваряющему тот, который от своего отца получит Павел Иванович Чичиков): «угождать всем людям без изъятья — / Хозяину <...>/ Начальнику <...> / Слуге его <...> / Собачке дворника, чтоб ласковой была». В сцене бала (д. 3) он услужливо восхваляет шпица старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова — чем заслуживает ее расположение. (Но не уважение: во время разъезда — Д. 4, явл. 8 — Хлестова пренебрежительно указывает М. на его место — промежуточное между секретарем и слугою: «вот чуланчик твой, / Не нужны проводы, поди, Господь с тобой»; М. не обижается.)

В разговоре с Чацким (д. 3, явл. 3), решившим разобраться, чем же М. пленил Софию, тот формулирует свои жизненные правила — «Умеренность и аккуратность»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Эти взгляды полностью соответствуют неписаной московской норме. На протяжении всей комедии повторяется один и тот же сюжетный мотив падения; Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает о том, как по дороге «падал много раз»; Скалозуб припоминает историю о княгине Ласовой, «наезднице, вдове», на днях разбившейся в пух и «для поддержки» ищущей теперь мужа; затем, во время бала, Репетилов сообщает о своем падении: «сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост». Но только падение М. с лошади (д. 2, явл. 7), при вести о котором София лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Эта параллель окончательно вписывает М. в ту неизменную московскую традицию, против которой восстает Чацкий.

Но, повторяя траекторию падения Максима Петровича, М., в свою очередь, тоже наделен сюжетным двойником, повторяющим его отрицательные черты в еще более пошлом и сниженном виде. Это Антон Антоныч Загорецкий — «человек <...> светский, / Отъявленный мошенник, плут», которого в обществе терпят лишь за то, что «мастер услужить».

Необходимостью неустанно «угождать» порожден и роман М. с Софией, в котором он послушно исполняет предложенную (если не навязанную) ею роль платонического воздыхателя, готового ночи напролет читать с возлюбленной романы, слушать тишину и изъясняться не на свойственном ему «мещанском» языке («Есть у меня вещицы три...»), но на литературно-салонном, «карамзинистском» языке безмолвных жестов и утонченных чувств. (Так что его «говорящая» фамилия прочитывается двояко: она указывает и на роль влюбленного «молчальника» в сюжете Софии.) Этот роман не преследует и не может преследовать «карьерные» цели; М. не рассчитывает заслужить таким образом еще большую благосклонность Фамусова. Напротив, он рискует в результате тайного «романа» потерять его расположение. Но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к «плачевной нашей крале», принимает вид любовника — поскольку ей так угодно.

И поэтому, возможно, прав Чацкий, который в миг «разоблачения» М. (приглашенный служанкой Лизой в комнату Софии, он вновь заигрывает в темноте с прислугой и презрительно отзывается о Софии, не ведая, что та все слышит; тут же является разгневанный Фамусов) язвительно замечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом. / Себя крушить, и для чего! / Подумайте, всегда вы можете его / Беречь и пеленать, и спосылать за делом. / Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей».


Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей, которые живут в наше время. Давайте разберемся в его характере подробнее.

Молчалин это небогатый молодой человек родом из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора.

Мы можем предположить, что Молчалин – безродный человек, вероятно из семьи мещан. Фамусов так и говорит о нем: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является молчаливость – что сразу видно по его фамилии. («Молчит, когда его бранят», «Ни слова вольного, и так вся ночь проходит») Он никогда не выражает свое собственное мнение, в общении предпочитает короткие обрывчатые фразы. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» - утверждает Молчалин. Он будто боится не угодить своей репликой своему собеседнику.

Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «угождать всем людям без изъятья». Его услужливость переходит границы, допустимые моралью. Резкий контраст этому способу общения мы видим при диалоге Молчалина с Лизой. Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно выражать свое мнение, говорить то, что думает. Ей же он говорит о своих несерьезных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее лишь «по должности» . Он признается, что использует Софью для своей выгоды. Это описывает его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь выбиться в люди, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и услужливостью. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья описывает его как прекрасной душевной организации человека: «Молчалин за других себя забыть готов», «Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…». Из ее слов прекрасно видно, как она любит его. Чацкий же, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением. Он открыто сомневается в его способностях и не верит в то, что он может чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина глупцом, «жалчайшим созданьем», не способным ни на какие осознанные действия. Но после Чацкий понимает, что это лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, который знает, как добиться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Молчалин так же по-разному относится к другим героям комедии. С людьми выше него по чину он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но еще и чинов никаких не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других лишь чины и звания, не принимающего во внимание душу человека.

Таким образом, Грибоедов создал отрицательный, но интересный для изучения образ в своей комедии. Такие молчаливые лжецы существуют и в современном обществе. И долг каждого человека искоренять в себе все те качества, которые есть в нем, развивать в себе все самое доброе, светлое, а не низменное и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

Обновлено: 2017-02-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх