История экономических санкций. Хронология введения санкций против российских граждан и компаний

На сегодняшний день в России даже школьники могут растолковать значение слова «санкции». Но кто и когда на государственном уровне заговорил языком ограничений, и какова его роль в современном мире, знает не каждый.

Исторические данные

Самый древний пример использования санкций относится к 423 году до нашей эры. История гласит, что древние Афины наложили запрет на посещение собственных рынков и портов купцами области Магера.

Правда, в дальнейшем, вплоть до XX века, подобные меры применялись государствами крайне редко – в те времена нормой считались бесконечно ведущиеся войны. Причем, невзирая на боевые действия, торговля даже между воюющими сторонами осуществлялась почти беспрепятственно.

Еще одним ярким эпизодом из истории санкций является континентальная блокада, введенная Наполеоном против Англии в 1806 году. Против Британии Наполеон решил применять альтернативные обыкновенной войне методы, так как не мог добраться до своего конкурента. Полководец хотел добиться полнейшего экономического и социального кризиса в вышеупомянутой стране путем запрета на торговлю. И в принципе ему это удалось – многие историки утверждают, экономически ориентированная на экспорт Англия настолько пострадала от дефицита, что готова была согласиться с условиями Наполеона, если бы тот не потерпел поражение в войне с Россией.

В это же время выяснилось, что санкции наносят ущерб не только тому государству, против которого они вводятся, но также бьют и по стране-инициатору.

После Первой мировой войны общественность стала тяготеть к поиску более гуманных способов решения конфликтов. Появилась необходимость заменить вооруженные столкновения непрямыми действиями. Именно в этот период в сфере международного права, наравне с Уставом Лиги Наций, появляется понятие «санкции».

Однако в период между двумя войнами всемирного масштаба опыт применения санкций нельзя назвать успешным :

  • из-за конфискации большевиками иностранной собственности, прекращения нэпа некоторые страны отказались вести торговлю с СССР, хотя тут же приобретали у страны необходимые товары. Советский Союз, в свою очередь, также покупал у Запада промышленное оборудование, наращивая собственную военную мощь;
  • за агрессию в отношении Эфиопии Италия в 1935 году подвергалась санкциям со стороны Лиги Наций. Правда, Муссолини не усмотрел в этом особого препятствия для временной оккупации африканской страны;
  • в 1939 году Франклин Рузвельт установил на торговлю с СССР, напавшего на Финляндию, так называемое моральное эмбарго, в соответствии с которым Москве не продавались некоторые технологические разработки. Санкции, в общем, никак не сказались на экономике и развитии страны.

Чуть ли не единственным на тот момент примером возымевших действие санкций являются ограничения на поставки нефти в Японию от 1940 года. Меры были приняты правительством США в ответ на захват части Китая. Под давлением санкции Токио пришлось выбирать между атакой на Перл-Харбор и выводом войск из Китая. Исход ситуации для Японии оказался довольно плачевным.

Очередной этап

Наибольшее распространение международные санкции возымели в период после Второй мировой войны. Арсенал санкций стал значительно шире – теперь ограничения могли коснуться не только торговли, но и других сфер.

Вводить санкции, согласно уставу ООН, может лишь Совет Безопасности.

Однако частые разногласия между пятью постоянными членами Совбеза не дают прийти к единому мнению. Кроме того, каждый из них обладает правом единоличного вето, ввиду которого, соответственно, не может подпасть под санкции.

Отдельные государства также вправе вводить санкции друг против друга. Ведь в этом и заключается свобода выбора – каждое государство решает самостоятельно, с кем лучше вести торговлю и сотрудничать.

В современном мире чаще других стран к использованию санкций прибегают США. За период с 1918 по 1992 год страна применила ограничения 54 раза. Дале, количество вводимых Штатами санкций резко возросло - с 1993 по 2002 год страна обратилась к ним 61 раз.

Санкции в политической жизни России

За последние полстолетия СССР и современная Россия подпадали под действия санкций всего шесть раз (не считая нынешних ограничений, связанных с кризисом на Украине). Санкции в основном выражались в ограничении свободы миграции, в запрете на экспорт и воздушное сообщение, в замораживании активов. За публичные высказывания против суверенитета других стран санкции были применены к отдельным гражданам РФ. Впоследствии часть ограничений были сняты.

Россия также пользуется санкциями, как инструментом влияния на другие государства. В основном под ограничения попадают страны зависимые от России и более слабые в экономическом отношении. Само слово «санкции» руководители предпочитают не употреблять, но претензии к продукции той или иной страны возникают именно в момент разногласий с Москвой.

Официально Россия использовала санкции лишь единожды - в 2008 году против Грузии ввиду вооруженного конфликта.

Эффективны ли санкции

Дать точную оценку тому, какое конкретно действие окажут санкции на ту или иную страну, невозможно. Результат введения санкций можно увидеть лишь спустя время. Несмотря на то, что в большинстве случаев подобные ограничения недостаточно эффективны, они все же указывают на ухудшение инвестиционного климата, прекращение сотрудничества и неизбежную трату бюджетных средств.

В целом превалирует мнение, что в сравнении с войнами санкции являются более гуманным методом противостояния.

В последнее время нет темы актуальнее, чем введение экономических санкций . В то же время, немногие понимают формы, методы и цели этих санкций. Введенные ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Образно говоря, санкции – это оружие, которое стреляет в обе стороны.

Экономические санкции — понятие и цели

Представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.

Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах : вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее.

Как ни странно, в международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.

В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением президента страны, правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН . В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у Совбеза ООН нет.

История экономических санкций

Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение

В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили.

В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока . Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.

Ярчайшим примером односторонних санкций является введенное США в 1960 году и продолжающееся до сих пор эмбарго в отношении Кубы. Ущерб Кубы от санкций США оценивается в 1 трлн. долларов. Тем не менее, основная цель эмбарго – установление на Кубе демократического режима, так и не достигнуто.

Начиная с 1990 года СБ ООН начинает более активное использование международных экономических санкций против различных стран: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006).

Наложенные ООН санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок военного оборудования и оружия в эти страны, а также замораживание активов, размещенных за рубежом.

Влияние экономических санкций на Россию

Рассмотрим совсем недавние примеры. США и ЕС введены санкции против ряда российских банков. Какое влияние это окажет на рядового гражданина?

Представьте, что вам снизили зарплату на 5 тысяч рублей. С голоду вы не умрете, уровень вашей жизни немного снизится, но образ жизни, в целом, вряд ли изменится. В краткосрочной перспективе, вроде бы ничего страшного нет. Однако, если взять более длительный временной промежуток, то получится, что за 10 лет вы лишились суммы, достаточной для покупки новой машины. Санкции несут ярко выраженный ущерб, но не чувствующий сразу. В итоге окажется, что десятилетний санкционный период можно было прожить гораздо лучше.

Возьмем ограничения на импорт продукции из ЕС и США, введенные Россией. Не касаясь политической подоплеки, рассмотрим их возможные последствия, как говорится, «на пальцах».

Представьте, что вместо того, чтобы купить какие-то определенные продукты, вам нужно их выращивать самостоятельно. Вроде бы и сложностей никаких нет. К примеру, картошку может растить всякий, кто располагает небольшим земельным участком. Но уровень вашей жизни от этого, несомненно, понизится. Судите сами, силы, которые раньше уходили на работу, вы будете вынуждены тратить на огород, хотя раньше покупали овощи, и деньги еще оставались. Продукты, которые раньше покупались в странах, где их производство было налажено лучше, теперь нужно будет производить самим. В итоге, самостоятельно производим продукт более низкого качества, дополнительно к этому тратя на это ресурсы, которые раньше были направлены на дело, которое получалось лучше, чем у остальных.

Или обратная ситуация все с тем же ограничением на импорт, только в этом случае – на экспорт. Вы имеете завод по производству молока и молочных продуктов. Объем вашего производства таков, что вы кормите жителей своей страны и парочки соседних. И вдруг один из ваших партнеров теряет интерес к вашему продукту, запрещая его распространение на своей территории. Что происходит?

Как вы знаете, товары производятся и продаются заранее, это значит, что вы имеете переизбыток молока на складах, которое некуда деть. Конечно, можно реализовать его на других рынках, но срок годности продуктов не вечен, а запасы значительны. Кроме того, нужно сократить производство, ведь теперь вам не нужно столько молока. А это увольнения, простой мощностей, не говоря уже о прямых убытках. А если и другие соседние страны отказывают в тех же объемах закупок, так как сами подпали под санкции?

В практике современных международных отношений считается, что наибольший эффект имеют экономические санкции, направленные не на страну в целом, а на ее руководство: замораживание их зарубежных активов, отказ в инвестировании, запрет на въезд в страну. Экономические санкции, имеющие жесткий характер и направленные на подрыв экономики государства, признаны негуманными, так как от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.

Санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании "Аэрокомпозит", "Дайвтехносервис", Научно-производственное предприятие (НПП) "Гамма", научно-исследовательский институт "Вектор", компания Nilco Group, Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", научно-производственное предприятие подводных технологий "Океанос", конструкторское бюро "Авиадвигатель", группа компаний "Инфотекс", компании "Сайрус Системс", Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" и Воронежский НИИ "Вега". Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие "деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве", "поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России" и "поддержка российской военной аэрокосмической отрасли". Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон "о противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека "на оккупированной территории", в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 года, в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 года в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название "кремлевский". В него были внесены члены российского правительства, в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев, руководство президентской администрации, руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 года Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 году, а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с "агрессией на Украине".

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 года и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны "Калашников" и "Ижмаш", корпорация "МиГ", компании "Сухой" и "Вертолеты России", оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро "Новатор". В черный список занесены Олег Дерипаска и глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава ВТБ Андрей Костин, владелец "Реновы" Виктор Вексельберг, бизнесмены Игорь Ротенберг и Сулейман Керимов (многие фигуранты этих списков уже находятся под действием других видов санкций).

Последний раз санкционный список был расширен 20 сентября 2018 года. Госдепартамент внес в него еще 27 российских должностных лиц и 6 структур, которые якобы "действуют в интересах оборонных и разведывательных секторов России". Среди них "Частная военная компания Вагнера", OOO "Оборонлогистика", Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, бизнесмен Евгений Пригожин, ряд сотрудников ГРУ и начальник этой структуры Игорь Коробов.

В 2014 году всех жителей нашей страны огорошили новостью - Евросоюз и США вводят санкции против РФ. Список их даже слишком обширный. Что ж, тема подробная и немаловажная, и обсудить её стоит, начав с событий весны 2014 года.

Предпосылки

Два года назад, в марте, полуостров Крым вернулся в Решение было принято жителями республики, ведь они голосовали на референдуме. И в этот момент представители других стран и государств внезапно вспомнили про Крым и посчитали, что это - инициированная российским правительством дестабилизация ситуации на Украине. Также они решили, что этот вопрос их касается непосредственным образом. Поэтому Европа и США начали активно накладывать санкции против РФ. Список исчисляется сотнями пунктов. Кстати, инициатором всего этого стало правительство США. Решение наложить запреты активно поддержали и прочие государства. Так планировалось повлиять на российскую политику и «вернуть Крым в состав Украины».

Изначально перечень запретов не был таким большим, каким он стал к 2015 году. Расширение списка было обусловлено обострением ситуации в восточной части Украины. В котором, естественно, тоже оказалась виновата Россия - как считали представители других государств. Впрочем, сейчас уже ситуация налаживается. Многие представительства понимают, что с Российской Федерацией невыгодно враждовать. И запреты постепенно снимают. Об этом нужно рассказать более подробно.

США

Это - инициатор, который первым делом ввёл санкции против РФ. Список начал составляться ещё до возвращения Крыма в Россию. Так, например, 04.03.2014 было заморожено военное и инвестиционное сотрудничество Америки с РФ. Как и двусторонние переговоры по планированию конференций. Заморозили и банковские счета определенных должностных лиц. И ещё наложили запрет на выдачу виз.

Впоследствии США прекратили сотрудничать с РФ в сфере борьбы с наркотическими веществами. А 07.05.2014 и вовсе исключили Российскую Федерацию из торговой программы, которая давала возможность государствам с переходной экономикой отсылать в Америку определенные товары на экспорт. С лета того же года проекты, планируемые Всемирным банком в России, перестали поддерживаться США. Такие крупные компании как «Газпром», «Новатэк», «Лукойл», «Роснефть» и прочие известные корпорации также попали под санкции.

Против РФ список был составлен очень внушительный. «Сбербанк», «ВТБ», «Россельхозбанк», «Банк Москвы», «Внешэкономбанк» - на все эти организации тоже наложили запреты. Правда, несколько абсурдные, так как суть заключается в том, что граждане США не должны покупать облигации у данных банков.

Запреты, которые трудно понять

Естественно, правительству США стало не в угоду то, что Россия на всё это практически никак не отреагировала. Более того, всё, напротив, стало процветать. Так, например, в Крыму стал строиться Керченский мост. Начали прокладывать линии через пролив, которые помогли бы снабдить полуостров электроэнергией. Этот проект, кстати, уже окончательно завершен.

После этого правительство США решило наложить новые санкции против РФ. И они коснулись Крыма. В частности, Керченской и коммерческих портов Феодосии, Керчи, Ялты, Евпатории и города-героя Севастополя.

Правда, многим было непонятно, как именно эти запреты должны повлиять на жителей страны и полуострова. Оказалось, правительству США не нравится, что по просторам пролива ходят паромы греческого и итальянского производства. Но на деле ничего не случилось - «Протопорос», «Олимпиада» и прочие судна продолжают успешно перевозить автотранспорт и людей.

ЕС: запрет на визы

Санкции США против РФ исчисляются десятками. Все их перечислять очень долго. Евросоюз тоже составил не менее внушительный список. Крымчанам, например, запретили выдавать шенгенские визы любого типа. Однако, как показывает практика, данный запрет оказался только для виду. Печати всё равно продолжают ставить в новенькие российские «заграны». Разве что процесс получения визы стал немного сложней для жителей Крыма. А посольства Нидерландов, Италии, Греции и Чехии и вовсе сняли запреты. Они выдают визы крымчанам без проблем. Так что «визовые» санкции ЕС против РФ также оказались невесомыми.

Когда отменят санкции против РФ? Это неизвестно. Их слишком много. Каждое государство ввело свои запреты, и о подавляющем их большинстве россияне даже не знают. Так, например, правительство США запретило полёты своим гражданским самолётам в симферопольском воздушном пространстве. Правда, до этого и так не было никаких рейсов из местного аэропорта в США, но это не так уж и важно - санкцию всё равно включили в список.

Однако справедливости ради надо отметить, что один весомый запрет всё-таки повлиял на многих жителей нашей страны. Это санкция США, наложенная на платежные системы «Виза» и «Мастер-Кард» для тех банков, которые были перечислены выше. Однако, данную проблему сразу же взялись решать. Началось создание собственной платежной системы.

Еще одна весомая санкция - это приостановление правительством Германии выполнения военного контракта с РФ, стоимость которого составляла 120 миллионов евро.

Кстати, Россия не осталась в стороне, и ввела свои «антисанкции», которые стали неожиданностью для ЕС и США. Конечно, без последствий для экономики вся эта ситуация с запретами пройти не может. Однако катастрофы как таковой не возникло.

Прочие запреты

Евросоюз запретил многим общественным деятелям, политикам и даже актёрам посещать их страны. Также не разрешено и жителям этих государств покупать недвижимость на территории Крыма. Ещё Евросоюз издал указ, что поставки на территорию полуострова определенных товаров (количество наименований которых составляет около 200 штук) запрещены.

Поскольку санкции должны оказывать какое-то влияние Евросоюз, как и США, ожидал реакции. Что Россия согласится отдать Украине Крым, например. Этого не случилось, поэтому Европе только и оставалось, что продлевать действие всех своих запретов. Сначала - до 31.01.2016, потом - до 23.06.2016. Так как никаких изменений добиться запретами не удалось, то 22 июня этого года их действие было продлено до 23.06.17.

Это в плане Крыма. Санкции, распространяющиеся на материковую часть России, продлены до 31.01.2017. Когда отменят санкции против РФ, неизвестно. Собственно говоря, это не так уж и важно. Ведь, как можно заметить, особого влияния они не оказывают.

Были наложены Афинским морским союзом (Делосской симмахией) на город Мегару (входивший в Пелопонесский союз) в 432 году до н. э. с целью остановить практику приема в этом городе беглых афинских рабов и распашки священных приграничных территорий. Они известны под названием «мегарская псефизма». Эффективность санкций оказалась неочевидной. С одной стороны, мегарские купцы понесли большие потери, но с другой – были вынуждены обратиться к союзникам (в первую очередь к Спарте) за военной поддержкой. В результате начавшейся Пелопонесской войны Афины потерпели сокрушительное поражение, а Афинский союз был уничтожен.

В Средние века в Европе экономические санкции носили в основном локальный и кратковременный характер из-за постоянно меняющейся конфигурации торговых и военных союзов и изменений интересов отдельных правителей и влиятельных лиц. В XIX веке основным инструментом экономических санкций стали морские блокады – меры по предотвращению морской торговли отдельной страны с другими странами без объявления ей войны. В период с 1827 (первая известная морская блокада) по 1914 год была зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Организаторами блокад в основном становились Великобритания (12 раз) и Франция (11 раз), а также Италия и Германия (по три раза), Россия и Австрия (по два раза) и Чили.

Широкое распространение экономические санкции получили в XX веке с развитием международных торговых отношений. До начала Второй мировой войны коллективным экономическим санкциям подвергались Югославия, Греция, Боливия, Парагвай и Италия.

Во время холодной войны санкции были в основном неэффективными, т. к. не поддерживались либо Западным, либо Восточным блоками стран (с США и СССР в качестве лидеров соответственно). Единые санкции, поддержанные обоими блоками, были наложены лишь дважды: на Родезию и ЮАР, и в обоих случаях оказались недостаточно эффективными.

Один из наиболее известных примеров коллективных экономических санкций того времени – ограничение поставок в социалистические страны «стратегических» товаров и технологий, в первую очередь военных и компьютерных. Специально для контроля экспорта в страны Восточного блока в 1949 году был создан Координационный комитет (CoCom), в который вошли 17 государств, еще шесть стран сотрудничали с комитетом, формально в него не входя. Комитет прекратил свою деятельность в 1994 году.

Самый известный пример долгосрочных односторонних санкций – эмбарго США в отношении Кубы, начавшееся в 1960–1962 годах и продолжающееся до сих пор. Компаниям США запрещены любые экономические контакты с Кубой без специального разрешения, в том числе в третьих странах. По данным кубинских властей, прямой ущерб от эмбарго составил порядка 1 трлн долларов в текущих ценах. Тем не менее цель экономических санкций США – установление демократии на Кубе – не достигнута.

С 1990 года ООН начала более активно использовать международные экономические санкции против различных государств. Им подверглись: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). В основном санкции носят частичный характер и ограничивают поставки в эти страны оружия и военного оборудования. В некоторых случаях используется замораживание зарубежных активов.

На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страны в целом, а на их отдельных руководителей: поиск и замораживание их иностранных активов, отказ в возможности инвестировать за рубежом, запрет на поездки. Жесткие экономические санкции, направленные на подрыв экономики страны, признаны негуманными, т. к. от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх