«Братья Карамазовы. Роман "Братья Карамазовы": анализ произведения Х

Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Однако творческим планам Федора Михайловича не суждено было сбыться – спустя два месяца после публикации книги он скончался.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Братьев Карамазовых» по главам и частям. Также для проверки знаний на нашем сайте можно пройти специальный тест.

Главные герои

Федор Павлович Карамазов – глава семейства Карамазовых, мелкий помещик, развратный, жадный, эгоистичный старик.

Дмитрий Федорович (Митя) – старший сын Карамазова, пьяница, кутила, дебошир, человек с необузданными страстями.

Иван Федорович – средний сын, сдержанный, рациональный, в душе которого происходит борьба между верой в Бога и его отрицанием.

Алексей Федорович – младший сын, искренний, честный, глубоко верующий юноша.

Другие персонажи

Катерина Ивановна – невеста Мити, гордая, решительная, жертвенная девушка.

Грушенька – сожительница богатого купца, подлая, расчетливая молодая женщина, предмет вражды между стариком Карамазовым и Митей.

Зосима – старец, наставник Алеши, который предвидел тяжелую участь Мити.

Смердяков – молодой лакей в доме Карамазова-старшего, его внебрачный сын, жестокий, злобный человек.

Госпожа Хохлакова – вдова, помещица, соседка Карамазовых, чья дочь Лиза влюблена в Алешу.

Петр Александрович Миусов – двоюродный дядя Мити, дворянин, просвещенный интеллигент.

Часть первая

Книга первая. История одной семейки

I. Федор Павлович Карамазов

Первой супругой Федора Павловича была девушка из знатного дворянского рода Миусовых. От деспотичного мужа молодая женщина сбежала в Петербург, « оставив Федору Павловичу на руках трехлетнего Митю », а спустя время скончалась от тифа.

II. Первого сына спровадил

Мальчика взял на воспитание его двоюродный дядя, Петр Александрович Миусов. Повзрослев, Митя попытался вытребовать от отца материнское наследство. Федор Павлович начал « отделываться малыми подачками, временными высылками », а спустя четыре года заявил, что все деньги закончились.

III. Второй брак и вторые дети

Отдав на воспитание Митю, Федор Павлович « очень скоро после того женился во второй раз ». В этот раз он выбрал безответную сиротку, подарившую ему двух сыновей, Ивана и Алексея. Спустя время умерла и вторая жена, не выдержав тяжелой супружеской жизни с Карамазовым.

IV. Третий сын Алеша

Алешу все « любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его ». Повзрослев, « целомудренный и чистый » юноша решил уйти послушником в монастырь. Этот выбор был сделан Алешей под влиянием старца Зосимы.

V. Старцы

Конфликт между Дмитрием и Федором Павловичем по поводу наследства накаляется до предела. Тогда Алексей и предлагает всей семьей собраться у старца Зосимы и вместе обсудить проблему.

Книга вторая. Неуместное собрание

I. Приехали в монастырь

У монастыря собирается все семейство Карамазовых, а также Петр Миусов – опекун Дмитрия. Вся компания договаривается « вести себя здесь порядочно ».

II. Стрый шут

В келье у Зосимы между Петром Миусовым и старшим Карамазовым происходит словесная перепалка. Петр Александрович просит прощения у старца за недостойное поведение Федора Павловича.

III. Верующие бабы

Старец просит у присутствующих разрешения ненадолго выйти, « чтобы благословить ожидавших его ».

В небольшой пристройке толпятся женщины, пришедшие к старцу со своими бедами. Зосима выслушивает каждую, утешает и благословляет.

IV. Маловерная дама

К старцу приезжает помещица Хохлакова, которая признается в отсутствии истинной веры. Старец отвечает, что вера достигается « опытом деятельной любви ».

V. Буди! Буди!

Во время отсутствия старца в келье разгорается жаркий спор между Иваном Федоровичем, Петром Миусовым и двумя иеромонахами на религиозные темы.

VI. Зачем живет такой человек!

Федор Павлович скандалит, обвиняя старшего сына в растрате материнского капитала и его любовных похождениях – привезя с собой невесту, Катерину Ивановну, он, по словам отца, « к одной здешней обольстительнице ходит ».

« Дошедшая до безобразия сцена » заканчивается тем, что Зосима клянется в ноги Дмитрию.

VII. Семинарист-карьерист

Оставшись наедине с Алешей, Зосима наказывает ему после своей смерти покинуть монастырь. Он благословляет его « на великое послушание в миру » и предсказывает большое счастье в большом горе.

VIII. Скандал

Миусов и несколько иеромонахов и местный помещик получают приглашение отобедать у игумена. Федор Павлович решает напоследок напакостить. Он врывается к игумену и оскорбляет всех присутствующих, в том числе и священнослужителей.

Книга третья. Сладострастники

I. В лакейской

Федору Павловичу прислуживают только три человека: « старик Григорий, старуха Марфа, его жена, и слуга Смердяков, еще молодой человек ». Григорий – честный и неподкупный слуга, который, несмотря на настойчивые уговоры жены, не покидает своего барина.

II. Лизавета смердящая

25 лет тому назад Григорий наткнулся в бане на местную юродивую – Лизавету смердящую, только что родившую младенца. Все указывало на то, что младенец был незаконнорожденным сыном Федора Павловича. Карамазов разрешил оставить ребенка, и окрестил его Павлом Федоровичем Смердяковым. Повзрослев, мальчик стал лакеем в доме Карамазовых.

III. Исповедь горячего сердца. В стихах

Алеша встречает старшего брата, который признается в том, что ему « случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата », и в сердцах читает ему гимн к радости Шиллера.

IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах

Дмитрий рассказывает о своем знакомстве с Катериной Ивановной. Узнав о том, что ее отец подполковник растратил казенные деньги, Дмитрий предложил нужную сумму в обмен на ее девичью честь. Ради спасения отца Катерина Ивановна была готова пожертвовать собой, однако Дмитрий отдал девушке деньги безвозмездно.

V. Исповедь горячего сердца. «Вверх пятами»

Став богатой наследницей, Катерина возвращает Дмитрию деньги. Кроме того, в письме она признается ему в любви и предлагает жениться на ней.

Дмитрий соглашается, но вскоре страстно влюбляется в Грушеньку – корыстолюбивую сожительницу старого купца. Ради нее Митя без раздумий готов бросить свою невесту, и даже убить отца – своего главного соперника за внимание прелестницы.

Он просит Алешу навестить Катерину и сообщить, что между ними все кончено, поскольку Митя – « низкий сладострастник и с неудержимыми чувствами подлое существо », растративший три тысячи рублей своей невесты на кутеж с Грушенькой.

VI. Смердяков

Дмитрий узнает, что у отца припасен пакет с деньгами для Грушеньки, если она надумает к нему прийти. Он просит Смердякова сразу же предупредить его, если Грушенька покажется в доме отца.

Смердяков – подлый, жестокий молодой человек себе на уме, страдающий припадками, который ни к кому не испытывает сердечной привязанности.

VII. Контроверза

Алеша заходит к отцу, где застает брата Ивана, Григория и Смердякова, смело рассуждающего о вопросах веры.

VIII. За коньячком

Под воздействием коньяка Федор Павлович забывает, что находится в компании Ивана и Алеши, и рассказывает, как жестоко унижал их мать. От этих слов у Алеши начинается припадок.

IX. Сладострастники

В этот момент в дом врывается Дмитрий в полной уверенности, что отец скрывает от него Грушеньку. В гневе он избивает старика.

Х. Обе вместе

Алексей приходит к Катерине и передает слова Дмитрия об их разрыве. Однако Катерине Ивановне обо всем уже известно от неожиданной гостьи – Грушеньки.

Между женщинами происходит сцена, во время которой Грушенька показывает всю подлость своей натуры.

XI. Еще одна погибшая репутация

Алеша получает письмо с признанием в любви от Лизы – больной дочери помещицы Хохлаковой. Он перечитывает его и трижды и, счастливый, засыпает « безмятежным сном ».

Часть вторая

Книга четвертая. Надрывы

I. Отец Ферапонт

В монастыре живет отец Ферапонт – главный соперник старца Зосимы. Это « великий постник и молчальник », упорно игнорирующий старца.

II. У отца

Федор Павлович делится с Алешей своими планами: никому из сыновей он не намерен давать денег, поскольку собирается жить еще долго и предаваться « сладкой скверне ».

III. Связался со школьниками

По дороге Алеша натыкается на « кучку школьников ». Шестеро мальчишек забрасывают камнями одного мальчика, который отчаянно пытается отбиться от них. Алеша хочет защитить его, но озлобленный мальчик кусает его за палец.

IV. У Хохлаковых

В доме у Хохлаковых Алеша застает Ивана и Катерину – между ними происходит объяснение.

Лиза с радостью узнает, что Алеша всерьез воспринял ее любовное послание, и готов жениться на ней « как придет законный срок ».

V. Надрыв в гостиной

У Хохлаковых Алеша убеждается в том, что « брат Иван любит Катерину Ивановну и, главное, действительно намерен «отбить» ее у Мити ». Иван признается ей в своих чувствах, однако в ответ получает отказ.

Катерина хоть и презирает теперь Дмитрия, но намерена до конца оставаться ему верной, даже в том случае, если он женится на Грушеньке.

От Катерины Алеша узнает, что на днях Дмитрий Федорович прилюдно оскорбил отставного штабс-капитана Снегирева. Она просит отнести ему 200 рублей.

VI. Надрыв в избе

Отыскав « ветхий домишко, перекосившийся, всего в три окна на улицу », Алеша обнаруживает в нем погрязшее в страшной нищете семейство Снегиревых: спившегося главу семейства, его слабоумную жену, дочь-калеку и сына – мальчика, укусившего его за палец.

VII. И на чистом воздухе

Алеша просит принять 200 рублей от Катерины Ивановны, но Снегирев ожесточенно топчет купюры – он не намерен брать плату за свой позор.

Книга пятая. Pro и contra

I. Сговор

Алеша возвращается к Хохлаковым. Он разговаривает с Лизой о любви, об их общем будущем. Этот разговор подслушивает госпожа Хохлакова.

II. Смердяков с гитарой

В поисках Дмитрия Алеша натыкается на Смердякова. Тот сообщает ему, что оба брата, Иван и Митя, отправились в трактир о чем-то потолковать.

III. Братья знакомятся

Иван беседует с Алешей, и впервые общается с ним на равных. Он делится своими планами – отправиться в Европу, начать новую жизнь.

IV. Бунт

Братья принимаются рассуждать о Всевышнем, и Иван уверен, что « если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию ». Глубоко верующий Алеша лишь беспомощно шепчет: « Это бунт ».

V. Великий инквизитор

Иван рассказывает Алеше поэму о Великом инквизиторе, заточившему Христа в тюрьму. Он просит сына Божьего избавить человечество от мук выбора между добром и злом. Великий инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча целует его.

VI. Пока еще очень неясная

У отца Иван застает Смердякова, который советует барину поскорее уехать из этого дома, в котором, по всей видимости, вскоре приключится беда. Он намекает, что завтра у него случится « длинный припадок ».

VII. «С умным человеком и поговорить любопытно»

Всю ночь Иван проводит в тягостных размышлениях, а наутро сообщает отцу, что через час отправляется в Москву. В тот же день у лакея случается приступ.

Книга шестая. Русский инок

I. Старец Зосима и его гости

Алеша приходит к умирающему Зосиме. Старец наказывает юноше срочно отыскать старшего брата Дмитрия, чтобы « что-либо ужасное предупредить ».

II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым

Святой подвижник в миру принадлежал бедному дворянскому семейству. Будучи офицером, он отправился на дуэль, во время которой на него снизошло озарение, после чего он ушел в монастырь.

III. Из бесед и поучений старца Зосимы

Зосима рассуждает о жизни, и делится советами: не забывать о молитвах, любить ближнего своего, просить у Бога веселья, никого и никогда не судить, неустанно трудиться.

Книга седьмая. Алеша

I. Тлетворный дух

После смерти старца возле его кельи собирается народ, привыкший « считать усопшего старца еще при жизни его за несомненного и великого святого ». Большим разочарованием для верующих становится факт гниения старца.

Этим обстоятельством спешит воспользоваться Ферапонт, праведность и святость которого уже ни у кого не вызывает сомнений.

II. Такая минутка

Для Алеши день смерти Зосимы становится « одним из самых тягостных и роковых дней » в его жизни.

В подавленном состоянии Алешу находит его приятель Ракитин, и уговаривает отправиться к Грушеньке.

III. Луковка

Грушенька ласково встречает молодых людей. Особенно она рада Алеше, и бессовестно запрыгивает « на колени, как ласкающаяся кошечка ». Однако Алеша никак не реагирует заигрывания Грушеньки – « великое горе души его поглощало все ощущения ».

IV. Кана Галилейская

Тем временем Алеша возвращается в скит, где засыпается у гроба Зосимы. Ему снится старец – он счастлив и весел, и просит не бояться смерти, не бояться Господа.

Книга восьмая. Митя

I. Кузьма Самсонов

В попытке отыскать нужную сумму, Дмитрий Федорович обращается за советом « к купцу Самсонову, покровителю Грушеньки» . Тот, в свою очередь, хочет подшутить над горе-ухажером и советует ему продать рощицу скупщику леса по прозвищу Лягавый.

II. Лягавый

После долгих утомительных поисков Митя все же находит Лягавого. После разговора Митя осознает, что над ним жестоко подшутили. Беспрестанные мысли о Грушеньки гонят его обратно в город.

III. Золотые прииски

Дмитрий Федорович отправляется к госпоже Хохлаковой в надежде занять у нее три тысячи рублей. Помещица обещает ему « больше, бесконечно больше, чем три тысячи » – совет заняться золотыми приисками.

IV. В темноте

Терзаемый лютой ревностью, Митя отправляется к отцу.

Григорий замечает убегающего Митю, и преследует его до самого забора. Недолго думая, Митя наносит старику сильный удар медным пестиком, который он взял у Грушеньки.

V. Внезапное решение

Дмитрий, весь перепачканный кровью, врывается к чиновнику Перхотину, которому ранее закладывал свои пистолеты. Он выкупает оружие и отправляется на поиски Грушеньки в соседнее село Мокрое.

VI. Сам еду!

На постоялом дворе Дмитрий находит Грушеньку в компании поляков. Он показывает хозяину деньги и приказывает созвать цыган, музыку, шампанское – Митя готов кутить!

VII. Прежний и бесспорный

Митя дает понять, что в его распоряжении есть только одна ночь, и он хочет « музыки, грому, гаму, всего что прежде ». Он присоединяется к полякам и до утра играет с ними в карты.

VIII. Бред

Ночь проходит в хмельном угаре, безумном кутеже, она напоминает « нечто беспорядочное и нелепое ». Ранним утром на постоялом дворе появляется исправник и следователь, и Митю арестовывают по подозрению в убийстве отца.

Книга девятая. Предварительное следствие

I. Начало карьеры чиновника Перхотина

Молодой чиновник Перхотин, впечатленный зрелищем обезумевшего окровавленного Дмитрия Федоровича, решает, что « пойдет теперь прямо к исправнику и все ему расскажет ».

II. Тревога

Перхотин докладывает о случившемся исправнику, и настаивает на том, « чтобы накрыть преступника прежде, чем он, пожалуй, и в самом деле вздумал бы застрелиться ».

III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое

Митя отказывается признаваться в убийстве отца. Он радуется, узнав, что старик Григорий остался жив после нанесенного увечья.

На допросе Митя чистосердечно признается о своей ненависти и ревности к отцу, и это только усугубляет его тяжелое положение.

IV. Мытарство второе

Вскоре допрос надоедает Мите. Он возбуждается, кричит, замыкается в себе, оскорбляет допрашиваемых. Однако ему объясняют, какую степень вреда он себе наносит, « отказываясь дать то или другое показание », и допрос продолжается.

V. Третье мытарство

Митя пытается вспомнить все подробности страшного вечера. Он сознается, что условные знаки, которые должна была дать Грушенька его отцу, он узнал от Смердякова.

VI. Прокурор поймал Митю

Унизительным для Мити становится обыск его личных вещей, но еще тяжелее ему раздеться донага перед незнакомыми людьми.

Неопровержимым доказательством преступления Дмитрия становится разорванный конверт из-под трех тысяч, найденный в спальне старика Карамазова.

VII. Великая тайна Мити. Освистали

Митя вынужден признать, что деньги, на которые он всю ночь кутил, были получены от Катерины Ивановны.

Он уже в полной мере осознает, что « пропал », и теперь его только волнует судьба Грушеньки.

VIII. Показание свидетелей. Дите

Начинается допрос свидетелей. Грушеньке удается убедить Митю в том, что она уверена в его невиновности. Благодаря этой поддержке Мите « хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету ».

IX. Увезли Митю

После подписания протокола Митя узнает, что « он от сей минуты арестант и что повезут его сейчас в город, где и заключат в одно очень неприятное место ». Следствие будет продолжено в городе.

Книга десятая. Мальчики

I. Коля Красоткин

Коля Красоткин « был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого ». Он был отличным товарищем, и заслуженно пользовался уважением одноклассников.

II. Детвора

Коля вынужден присматривать за двумя малышами в отсутствие их матери. В этот раз это занятие не доставляет ему радости – он спешит по какому-то важному делу.

III. Школьник

Коля встречается со своим приятелем. Они обсуждают Илюшу, которого еще два месяца назад закидывали камнями – мальчик серьезно болен, и даже « недели не проживет ».

Приятели направляются к Алеше Карамазову, с которым хотят переговорить.

IV. Жучка

Коля рассказывает Алеше, как Смердяков научил Илюшу « зверской шутке, подлой шутке » – засунуть булавку в хлебный мякиш, и накормить им голодную дворовую собаку. Он скормил такой хлеб Жучке, и долго не мог прийти в себя, вспоминая мучения несчастного животного.

Даже когда Илюша заболел, он все вспоминал и звал Жучку. Ее пытались отыскать, но так и не нашли.

V. У Илюшиной постельки

Коля навещает Илюшу и поражается тому, насколько он слаб. Больной мальчик очень рад видеть своего товарища, но его счастью нет предела, когда Илюша приводит к нему Жучку – здоровую и невредимую.

VI. Раннее развитие

В самый разгар веселья к Снегиревым приходит столичный доктор, которого специально вызвала Катерина Ивановна. Коля и Алеша принимаются рассуждать о смысле жизни.

VII. Илюша

Приговор доктора неутешителен. Перед смертью Илюша просит отца взять на воспитание « хорошего мальчика, другого » и никогда его не забывать.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович

I. У Грушеньки

Алеша навещает Грушеньку, и та просит его выведать, какой секрет появился между Иваном и Дмитрием, из-за которого настроение у заключенного заметно улучшилось.

II. Больная ножка

От госпожи Хохлаковой Алеша узнает, что Катерина вызвала из Москвы доктора, чтобы тот смог подтвердить невменяемое состояние Мити в момент преступления.

III. Бесенок

Лиза сообщает Алеше, что берет назад свое обещание стать его женой. Она признается юноше, что по-прежнему любит его, но не уважает за его доброту и терпимость к людским порокам.

IV. Гимн и секрет

Митя понимает, что ему придется до конца жизни тяжело работать на рудниках, и он приходит к Богу – « каторжному без бога быть невозможно ».

Митя выдает брату свой секрет – Иван предлагает ему бежать, но все решится после завтрашнего заседания суда.

VI. Первое свидание со Смердяковым

По приезду из Москвы Иван Федорович навещает Смердякова в больнице, и выясняет у него все подробности загадочного приступа и совершенного преступления.

VII. Второй визит к Смердякову

При повторной встрече лакей обвиняет Ивана в том, что тот сам желал « смерти родителя » и нарочно уехал в Москву, чтобы не присутствовать при страшной трагедии. Иван начинает подозревать Смердякова в убийстве отца.

VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым

Смердяков признается в убийстве, на которое он решился под влиянием атеистических рассуждений Ивана. Переиначив слова Карамазова на свой лад, Смердяков понял, что всем « все, дескать, позволено ».

Лакей передает Ивану пачку украденных купюр и в подробностях рассказывает, как совершил преступление. При этом он постоянно повторяет, что именно Иван и есть « самый законный убивец », а он лишь стал орудием в его руках.

IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича

Признание Смердякова глубоко поражает Ивана, и белая горячка овладевает « его издавна расстроенным, но упорно сопротивлявшимся болезни организмом ».

Х. «Это он говорил!»

Алеша вбегает к Ивану и сообщает о том, « что Смердяков лишил себя жизни » – повесился. Иван не удивляется – в бреду он беседовал с чертом, и тот ему об этом рассказал.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка

I. Роковой день

В судный день Митя повторяет, что виновен в разврате, пьянстве и лени, « но в смерти старика, врага моего и отца, - не виновен », равно как и в краже трех тысяч рублей.

II. Опасные свидетели

Продолжается заседание суда, поочередно выступают защитник подсудимого и прокурор. Ведется точный подсчет денег, истраченных Митей на постоялом дворе в роковую ночь.

III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов

Медицинская экспертиза, на которой настаивала Катерина Ивановна « тоже не очень помогла подсудимому ». Приглашенные врачи свидетельствуют, что Дмитрий Федорович « находится в совершенно нормальном состоянии ».

IV. Счастье улыбается Мите

Во время допроса Алеша уверенно говорит, что отца убил не брат, а Смердяков, однако у него нет « никаких доказательств, кроме каких-то нравственных убеждений ».

Катерина рассказывает все без утайки, начиная от знакомства с Митей и заканчивая последним с ним унизительным свиданием. После ее рассказа в зале суда « что-то симпатичное пронеслось в пользу Мити ».

V. Внезапная катастрофа

Иван Федорович передает судебному приставу отцовские деньги, которые « получил от Смердякова, от убийцы ». Но после этого заявления с Иваном приключается сильнейший припадок, и его выводят из зала суда.

VI. Речь прокурора. Характеристика

Прокурор ведет обвинительную речь. Он с особой тщательностью препарирует все семейство Карамазовых, в котором видит элементы « современного интеллигентного общества ».

VII. Образ исторический

Прокурор в деталях описывает события рокового вечера, объясняя мотивы поступков, совершенных Митей.

VIII. Трактат о Смердякове

Прокурор рассуждает о Смердякове и его возможной причастности к убийству Карамазова. В ходе своих рассуждений он приходит к выводу, что тот ни в чем не виновен.

IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора

Речь прокурора, в которой он особое место уделил психологии преступления, очень нравится публике. Многие не сомневаются, что сказанное им – « все правда, неотразимая истина ».

Х. Речь защитника. Палка о двух концах

Наступает черед держать речь защитнику. Он предъявляет факты, говорящие о невиновности Мити, и вместе с тем намекает на « некоторое злоупотребление » психологии в обвинительном выступлении прокурора.

XI. Денег не было. Грабежа не было

Основной упор в своей речи защитник делает на то, что грабежа, по сути, не было – « нельзя обвинять в грабеже, если нельзя указать с точностью, что именно ограблено, это аксиома ».

XII. Да и убийства не было

Защитник возмущен тем, что Митя выступает в качестве основного подозреваемого только потому, что обвинители следуют своей логике: « Кто же убил, как не он?».

XIII. Прелюбодей мысли

Защитник уверен, что если бы жертвой оказался не отец обвиняемого, а какой-то другой человек, обвинители не спешили « бы губить судьбу человека по одному лишь предубеждению против него ».

XIV. Мужички за себя постояли

Слово предоставляют Мите, и он в очередной раз клянется в своей невиновности и просит о пощаде. После продолжительного совещания присяжные выносят приговор – « Да, виновен!» .

Эпилог

I. Проекты спасти Митю

Иван Федорович страдает от сильного нервного расстройства, и за ним ухаживает Катерина Ивановна. Вместе с Лешей они обсуждают проект побега Мити и Грушеньки в Америку, который еще ранее запланировал Иван.

II. На минутку ложь стала правдой

Митя лежит в больнице – после оглашения приговора он « заболел нервною лихорадкой ». Алеша предлагает брату бежать, и тот соглашается.

К Мите приходит Катерина Ивановна, и они в слезах просят друг у друга прощения.

III. Похороны Илюшечки. Речь у камня

На похороны Илюшечки приходят его школьные товарищи и Алеша. Возле камня, где так любил сидеть мальчик, они дают клятву никогда не забывать Илюшу и друг друга. Алеша призывает их всем сердцем любить жизнь и совершать добрые поступки, поскольку жизнь невообразимо прекрасна, особенно когда « что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое ».

Заключение

Произведение Достоевского имеет сложную многоплановую структуру. Точно определить его жанр невозможно, поскольку в нем присутствуют признаки социально-бытового, философского, любовного и даже детективного романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Братьев Карамазовых» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 265.

«Братья Карамазовы» Достоевского - шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания - после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени - здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа - прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин - это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь - писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша - добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину - Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге - жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.

Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли - способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.


Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.


Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

Публикация:

ноябрь 1880 г.

в Викитеке

«Бра́тья Карама́зовы» - последний роман Ф. М. Достоевского , который автор писал два года. Роман был напечатан частями в Русском вестнике . Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Роман был окончен в ноябре 1880 года . Писатель умер через четыре месяца после публикации.

Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге , свободе , морали .

История создания

Достоевский начал делать первые зарисовки романа в апреле 1878 года. Известное влияние оказал на него русский мыслитель Николай Фёдоров . Стоит отметить, что некоторые задумки для продолжения романа Достоевский высказывал публично.

Структура

Хотя роман был написан в 19 веке, в нём присутствует много современных элементов. Достоевский использовал несколько литературных техник, что позволило критикам упрекнуть его в небрежности. Повествование ведётся от третьего лица. Как утверждает философ Михаил Бахтин (см. «Проблемы творчества Достоевского» (1929)), в романе нет авторского голоса, тем самым повышается правдоподобность повествования. У каждого из персонажей своя манера говорить, что усиливает индивидуальность человека.

Сюжет

Действие романа происходит в небольшом русском городе Скотопригоньевске (за основу Достоевский взял Старую Руссу). Фёдор Павлович Карамазов , 55-летний прожига, женился на богатой женщине, Аделаиде Ивановне Миусовой, и стал распоряжаться её состоянием. В конечном счёте жена уехала от него в Петербург, оставив отцу совсем малолетнего сына - Дмитрия. Не успев распорядиться своим состоянием, она умерла в Петербурге, и Фёдор Павлович получил возможность распоряжаться всем капиталом покойной. Он благополучно забыл о сыне, предаваясь спекуляциям и оргиям различного рода. Через некоторое время женился вторично - на красивой сироте Софье Ивановне, воспитаннице знатной вдовы генеральши-старухи Вороховой, и прижил с ней двух детей - старшего Ивана и младшего Алексея. Издеваясь над своей женой из-за отсутствия у ней приданного, и не прекращая во время брака распутной жизни, в конечном счёте он довёл её до умопомешательства и свёл в могилу. В итоге, у Фёдора Павловича осталось трое детей - Дмитрий от первого брака, Иван и Алексей от второго.

Дети воспитывались сначала слугой Карамазова Григорием, затем были отданы к опекунам. Дмитрий, когда подрос, бросил гимназию, поступил в военную школу, а потом очутился на Кавказе, неплохо выслужился, но подрался на дуэли, был разжалован, а потом опять выслужился, и начал кутить. Иван и Алексей были отправлены учиться в университет, причем первый в итоге пристрастился к журналистике, а второй, будучи человеком тихим и набожным, решил стать монахом. Всё это время Фёдор Павлович о своих детях не вспоминал. Дмитрий наследовал часть состояния своей матери, на деле же периодически получал деньги от отца, однако, не имея точного представления о размерах своего наследства, быстро всё прожил и, по мнению Фёдора Павловича, ещё и остался ему должен. Иван во время своего обучения денег у отца не брал и даже сумел добиться финансовой самостоятельности. Алексей бросил курс гимназии и ушёл послушником в монастырь. Его наставник, Старец Зосима, согласился рассудить отца и сына. Алёша больше всего боялся, что родственники поведут себя недостойно перед старцем, - так и случилось. Встреча их в монастыре закончилась скандалом, который учинил Фёдор Павлович. Распря отца с сыном, помимо материальной части, заключала в себе конфликт на любовной почве: оба ухаживали за Аграфеной Александровной Светловой (Грушенькой) - своенравной мещанкой с определёнными средствами. Почти сразу после скандала старец Зосима умирает, отправляя Алексея «на служение в миру».

Дмитрий открывает Алёше, что его тяготят не только враждебные отношения с отцом и неопределённые с Грушенькой, но также и то, что у него есть долг перед Екатериной Ивановной Верховцевой - его невестой, которую он бросил из-за того, что считает себя недостойным её (так как она хочет стать его женой, чтобы спасти Митю «от самого себя», считая себя обязанной ему за то, что помог её отцу избежать позора за расстрату казённых денег). Она дала ему три тысячи, чтобы он передал эти деньги её родственнице в Москве, а он их растратил на кутёж с Грушей в селе Мокрое. Теперь Дмитрий надеется получить с отца три тысячи в счёт недоданного ему, а Фёдор Павлович именно такую сумму из злости решил употребить на совращение Груши. Эти деньги он завернул в бумагу, обвязал ленточкой, написал даже умилительную надпись Грушеньке, и спрятал, по словам Дмитрия, под подушку.

Находясь в сильном душевном расстройстве, и думая, что Аграфена согласится прийти к Фёдору Павловичу, Дмитрий ночью прокрадывается к дому отца, подбегает к окну с намерением отвлечь его тайным сигналом и узнать, там ли Грушенька, однако, в последний момент дурные мысли оставляют его и он сломя голову несётся к забору. Его настигает слуга Григорий, который посчитал Дмитрия «отцеубийцей». В порыве Дмитрий ранит Григория металлическим пестиком по голове. От этой раны слуга теряет сознание, и Дмитрий думая, что тот мёртв, с горечью оставляет его там же у забора. Через некоторое время оказывается, что подозрения Григория о смерти барина Фёдора Павловича не напрасны. Его действительно находят мёртвым в своей комнате, и, естественно, обвиняют в преступлении Дмитрия Карамазова.

Дмитрий той же ночью мчится в село Мокрое, узнав, что Грушенька уехала туда, к своему возлюбленному, который, обманув её, исчез ещё 5 лет назад. По приезде Дмитрий обнаруживает возлюбленную в компании с «единственным», как она сама его называет; однако Грушенька сидит расстроенной, поскольку чувств к этому человеку у неё давно нет. К тому же от пылкого, интересного офицера, которого она знала раньше, не осталось и следа. Дмитрий предлагает пану (возлюбленному - бывшему офицеру) 3 тысячи с тем, чтобы тот убрался тотчас и больше не искал Грушеньку. Пан не соглашается, потому что Дмитрий не готов отдать всю сумму сразу. Происходит скандал из-за игры в карты (играют Дмитрий и пан), поскольку пан совершает подмену колоды. Пан требует от Грушеньки, чтобы она уняла Дмитрия, Грушенька прогоняет пана. На постоялый двор, где находятся Дмитрий, Груша и польские паны, приходят деревенские девки и мужики, все поют и танцуют, деньги раздаются направо и налево - начинается пьяный кутеж. Грушенька говорит Дмитрию, что любит его, готова с ним уехать и начать новую, честную жизнь. Дмитрий окрылен, просит Бога, чтобы старик Григорий, которого он случайно ударил, остался жить.

Совершенно неожиданно появляется полиция, арестовывает Дмитрия. Начинается предварительное следствие, где Дмитрий клянется в том, что не убивал отца. Следователям Дмитрий рассказывает, что действительно был в саду у отца, думая, что Груша находится у него. Удостоверившись, что её там нет, он бросается вон из сада; когда он перелезал через забор, его схватил за одежду слуга Григорий, а Дмитрий, находясь в сильном возбуждении, ударил его по голове. Увидев кровь (вот откуда кровь на его руках), он спрыгнул, чтобы посмотреть, жив ли старик. Когда Дмиртию сообщают, что Григорий не умер, Карамазов будто оживает, говорит «нет на моих руках крови». После происшествия в саду (по словам Дмитрия), он бросился в Мокрое. На вопрос следователя, откуда у него деньги, Дмитрий не хочет отвечать из соображений чести, однако, потом рассказывает, как взял взаймы у гос-жи Верховцовой 3 тысячи, но растратил только половину, а другую половину зашил в ладанке на шее. Загвоздка в том, что при первом кутеже в Мокром Дмиртий сам всем и каждому говорил, что привёз потратить именно 3 тысячи (хотя на деле в 2 раза меньше), все это подтверждают. Следователь говорит, что на месте преступления обнаружен конверт из-под денег, которые старик приберег для Груши. Дмитрий говорит, что слышал про этот конверт, но никогда не видел и денег не брал. Но все улики и показания других людей говорят против него. В завершении допроса Дмитрия берут под стражу, заключают в острог.

Возвращается Иван, он уверен, что убийца его брат Дмитрий. Алеша убежден, что Дмитрий не виновен. Сам Дмитрий уверен, что убил Смердяков, который был в доме в ночь убийства, но Смердяков в этот день симулирует эпилептический припадок и его «алиби» подтверждают врачи. Тем временем Ивана мучает совесть, ему кажется, что виноват в содеянном он, так как желал смерти отцу, возможно повлиял на Смердякова (Иван не мог определиться во мнении, кто убил). Иван идет к Смердякову, который находится в больнице вследствие длительного припадка эпилепсии; разговаривает с Иваном нагло, смеется. Иван ходит снова и снова. В конце концов Смердяков говорит, что это он убил барина, но истинный убийца - Иван, потому что научил Смердякова («все дозволено», «что из того, что одна гадина сожрет другую?») и не препятствовал преступлению, хотя догадывался, что оно свершится. Отдает деньги (3 тысячи). Иван в ужасе кричит, что завтра (в день суда) выдаст Смердякова. Дома у Ивана начинается горячка (в продолжении нервных припадков с галлюцинациями), Смердяков вешается.

На суде Катерина Ивановна, бывшая невеста Дмитрия, предъявляет суду письмо, написанное Дмитрием в пьяном виде, где он обещает найти деньги, которые взял в долг. Отдаст обязательно, даже если придётся убить отца, он это сделает. Катерина Ивановна делает это, чтобы спасти Ивана, которого она любит. Врывается Иван, кричит, что убийца - Смердяков, но Иван к этому времени уже сходит с ума, ему никто не верит. Однако, казалось бы, присяжные верят в невиновность Дмитрия, все ждут помилования, но присяжные выносят приговор «виновен». Дмитрия приговаривают к 20 годам каторги.

Роман заканчивается тем, что Алёша помогает в разработке плана побега Дмитрия, считая приговор несправедливым.

Персонажи

Инсценировки

  • Братья Карамазовы (опера Еремиаша) (1932) - опера чешского композитора Отакара Еремиаша .
  • Карамазовы и ад (театр Современник) (1996) - композиция и режиссура Валерия Фокина, пьеса Николая Климонтовича, действующие лица и исполнители: Папаша Карамазов - Игорь Кваша, Старший брат - Сергей Гармаш, Средний брат - Евгений Миронов.
  • Братья Карамазовы (опера Смелкова) (2008) - опера русского композитора Александра Смелкова.
  • Карамазовы (балет) (1995) - балет русского хореографа Бориса Эйфмана .
  • Братья Карамазовы (мюзикл) (2008) - японский мюзикл, режиссёр Saitou Yoshimasa, композитор - Terashima Tamiya.

Экранизация

Экранизации романа производятся с 1915 года .
Среди них:

  • Братья Карамазовы () (Россия , режиссёр Виктор Турянский)
  • Братья Карамазовы (нем. Die Brüder Karamasoff , ) (Германия , режиссёры Карл Фрелих, Дмитрий Буховецкий)
  • Братья Карамазовы (итал. I fratelli Karamazoff , ) (Италия , режиссёр Джакомо Джентильомо)
  • Братья Карамазовы (англ. The Brothers Karamazov , ) (США , режиссёр Ричард Брукс)
  • Братья Карамазовы (телевизионный фильм, 1969) (Франция, режиссёр Марсель Блюваль / Marcel Bluwal)
  • Братья Карамазовы (сериал, 1969) (Италия, режиссёр Сандро Больки)
  • Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, режиссёры Иван Пырьев , Михаил Ульянов , Кирилл Лавров) -
  • Мальчики (фильм, 1990) (СССР, режиссёр Ренита Григорьева) - по одноимённой десятой книге романа
  • Братья Карамазовы (сериал, 2008) (Россия, режиссёр Юрий Мороз)
  • Карамазовы (фильм, 2008) (Чехия, режиссёр Пётр Зеленка)
  • Братья Карамазовы (фильм, 2008) (США)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» известен каждому образованному человеку. Все помнят, что самый позитивный, светлый герой этого романа - молодой послушник Алеша Карамазов. Но не все так просто. Историкам русской литературы известно, что «Братья Карамазовы», по замыслу Достоевского, лишь первая часть дилогии «История великого грешника». Федор Михайлович умер спустя два месяца после издания «Братьев Карамазовых», и как дальше сложились бы судьбы героев, остается лишь гадать. Тем не менее, среди версий есть и шокирующая - что, повзрослев, Алеша Карамазов станет революционером и будет казнен за попытку цареубийства.

Насколько обосновано такое мнение? Отвечает доктор филологических наук Татьяна Касаткина.

Свидетельство Суворина

Начнем с того, откуда вообще взялась версия о том, что Алеша Карамазов станет цареубийцей. Она основана на дневниковой записи известного литератора и издателя Алексея Сергеевича Суворина (1834–1912), много общавшегося с Достоевским.

Согласно записи Суворина, Достоевский «сказал, что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…» («Дневник» (М.-Пг., 1923)).

Что такая запись действительно была - это несомненный факт. Вопрос в том, как его трактовать.

Алексей Суворин, 1865 год

Есть две наиболее известные версии. Первая - это предположение, что Алеша совершит государственное преступление, а именно, цареубийство. Вот что писал известный исследователь творчества Достоевского Леонид Гроссман в своей книге о Достоевском в серии ЖЗЛ (издана в 1962 году):

«Главным героем эпопеи “Братья Карамазовы” Достоевский мыслил Алешу. Это был, видимо, жертвенный образ революционера-мученика. Страстный правдоискатель, он в юности прошел через увлечение религией и личностью Христа. Но из монастыря он пошел в мир, познал его страсти и страдания. Пережил бурный и мучительный роман с Лизой Хохлаковой. Душевно разбитый, он ищет смысла жизни в деятельности на пользу ближних. Ему нужны активность и подвиг. В общественной атмосфере конца 70-х годов он становится революционером. Его увлекает идея цареубийства как возбуждения всенародного восстания, в котором потонут все бедствия страны. Созерцательный инок становится активнейшим политическим деятелем. Он принимает участие в одном из покушений на Александра II. Он всходит на эшафот. Главный герой эпопеи о современной России раскрывает трагедию целой эпохи с ее обреченной властью и жертвенным молодым поколением».

Того же мнения придерживается доктор филологических наук Игорь Волгин в своей книге «Последний год жизни Достоевского» (издана в 2010 году). Там он приводит заметку от 26 мая 1880 года в одесской газете «Новороссийский телеграф»: «…из кое-каких слухов о дальнейшем содержании романа, слухов, распространившихся в петербургских литературных кружках, я могу сказать… что Алексей делается со временем сельским учителем и под влиянием каких-то особых психических процессов, совершающихся в его душе, он доходит даже до идеи о цареубийстве».

Но другие исследователи, напротив, склонны отвергать свидетельство Суворина, утверждая, что логика художественного развития героя и романа совершенно исключают возможность такого развития событий.

Мне же самой думается, что свидетельство Суворина абсолютно точно, логика текста и характера предполагает именно такое развитие событий, как описано у Суворина - но при этом ни в коем случае не такое, как считают сторонники версии о цареубийстве. Давайте разберемся, почему.

Отражение Христа

Из текста «Братьев Карамазовых» вполне убедительно следует, что в образе Алеши Карамазова прослеживаются параллели со Христом (вспомним, кстати, что такие же параллели Достоевский подразумевал и в романе «Идиот» применительно к его главному герою князю Льву Николаевичу Мышкину - то есть в «Братьях Карамазовых» он по-новому пытался решить ту же задачу).

Достаточно прозрачные намеки на это содержатся в предисловии к роману, «от автора» - тут мы видим голос самого Достоевского, а все последующее повествование идет уже от рассказчика, который, конечно, не тождественен автору.

Во-первых, на протяжении всего предисловия Достоевский именует своего героя, несмотря на юный возраст, по имени-отчеству, Алексеем Федоровичем. А если перевести это с греческого, то получится буквально «Защитник Божиего дара», что само по себе может служить описательным именованием Христа, принимающего смерть, чтобы восстановить в растлевшемся грехом человечестве и каждом человеческом теле целительное действие образа Божия - главного Божиего дара человеку.

Великий инквизитор. Илья Глазунов. 1985.
Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Во-вторых, характеризуя своего героя, Достоевский употребляет слово «деятель». Но слово «деятель» в русском языке того времени имело несколько иные оттенки, чем сейчас - оно означало прежде всего «преобразователь». А преобразователь чего? Достоевский говорит, что он «деятель, но деятель неопределенный, не выяснившийся» - то есть не деятель в какой-нибудь области или сфере , а деятель вообще , над сферами и областями, деятель в целом . Как выяснится в главе «Кана Галилейская» - деятель над всею землею . Итак, перед нами преобразователь всей земли, то есть мира. Это тоже внятный намек на Христа.

В-третьих, приведу пространную цитату из предисловия: «это человек странный, даже чудак. Но странность и чудачество скорее вредят, чем дают право на внимание, особенно когда все стремятся к тому, чтоб объединить частности и найти хоть какой-нибудь общий толк во всеобщей бестолочи. Чудак же в большинстве случаев частность и обособление. Не так ли? Вот если вы не согласитесь с этим последним тезисом, и ответите: “Не так” или “не всегда так”, то я пожалуй и ободрюсь духом на счет значения героя моего Алексея Федоровича. Ибо не только чудак “не всегда” частность и обособление, а напротив бывает так, что он-то пожалуй и носит в себе иной раз сердцевину целого , а остальные люди его эпохи - все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…».

Собственно, перед нами довольно очевидное и адекватное описание Христа по отношению к людям: Он есть тот, кто несет в себе истинную человечность и истинную неповрежденную природу человека, «сердцевину целого» - а все остальные люди «каким-то наплывным ветром на время от него оторвались». Суть пришествия Христова именно в том, чтобы восстановить эту оборвавшуюся связь.

Таким образом, Достоевский отчетливо и почти прямолинейно настраивает нас в предисловии на восприятие героя как христоподобного, проходящего путем Христа.

Политический преступник

Итак, по свидетельству Суворина, Достоевский собирался сделать Алешу политическим преступником, а вместе с тем Алеша уподобляется Христу. Противоречие? Ничуть! Вспомним, что Христос - это, с точки зрения Рима, политический преступник, и казнен Он именно как политический преступник. Над Его головой прибивают табличку «Иисус Назарянин Царь Иудейский», что означает обвинение по политическому мотиву (посягательство на власть правящего императора) и казнь по политическому мотиву.

Сторонники «версии цареубийства» делают акцент на убийстве , которые они домыслили, но сам Достоевский делает акцент на казни героя. Алеша должен умереть так же, как Тот умер на кресте.

В чем же ошибка упомянутых исследователей? Скорее всего, в неверном представлении о тогдашней квалификации преступлений. Достоевский, судя по записи Суворина, говорит именно о политическом преступлении, но цареубийство-то как раз и не квалифицировалось как политическое преступление. Оно квалифицировалось как преступление уголовное. В Российской империи в период написания и действия романа цареубийством занимался верховный уголовный суд.

Актер Владимир Готовцев в роли Алеши
в спектакле «Братья Карамазовы»

Тут надо сделать историко-юридическое пояснение. С 1867 года (кстати, как раз год действия «Братьев Карамазовых») Россия, как и большинство европейских стран, принимает так называемую «бельгийскую формулу». В двух словах это означает, что политических преступников, скрывшихся в другой стране, не выдают. Однако убийство главы государства или его родственников политическим преступлением не считается, а считается преступлением уголовным. В пояснениях к этому законопроекту говорилось: «Цареубийство во всех отношениях должно считаться равным с посягательством на жизнь частного лица. Жизнь иностранного монарха должна пользоваться покровительством наравне с жизнью всякого иностранца, не более, но и не менее».

Достоевский был прекрасно осведомлен о тонкостях российского законодательства (и проблемы реформы которого, относительно церковного суда, нашли прямое отражение в тексте «Братьев Карамазовых»). Поэтому под политическим преступлением, за которое Алеша будет казнен, он никак не мог подразумевать цареубийство (равно как и любое другое убийство).

Говоря об Алеше как о политическом преступнике, Достоевский имел в виду не членов «Народной расправы» или «Народной воли» - а себя, боровшегося с несправедливостью именно политическими методами. Он за чтение и за недонесение о распространении «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» был приговорен к расстрелу. Для него политическое преступление связано с собственной историей - и с историей Христа, наказанного смертью за слова.

В понятие политического преступления для Достоевского непременно включалось представление о неравенстве сторон в их взаимодействии, о неравенстве употребляемых ими средств: о словесной проповеди иного, высшего, братского способа существования человечества с одной стороны - и защиты режима путем убийства проповедников с другой.

Кроме того, заметим, что в первом романе (то есть, собственно, в известных нам «Братьях Карамазовых») старец Зосима так формулирует главный принцип человеческого бытия: «каждый перед всеми за всех и за все виноват». И Алешин брат Митя оказывается осужден за преступление другого, но страдает он за чужое преступление невольно.

И тут можно догадаться, что во втором романе Алеша, скорее всего, тоже должен был взять на себя чью-то вину - как это сделал и Христос, умерев за грехи всех в человечестве. Разница с первым романом заключалась бы в том, что Алеша взял бы на себя чужую вину по своей воле, повторив буквально последние дни жизненного пути Христа.

Надо сказать, что Достоевский на протяжении многих лет продумывал ситуацию казни Христа именно как политического преступника. Его сильно впечатлила история, случившаяся в Англии в конце XVIII века, о которой он на протяжении двух лет упоминал в записях к роману «Подросток». В тексте «Подростка» эту историю рассказывает Версилов как некий курьез, но видно, что Достоевского она всерьез зацепила: «Представь, Петр Ипполитович вдруг сейчас стал там уверять этого другого рябого постояльца, что в английском парламенте, в прошлом столетии, нарочно назначена была комиссия из юристов, чтоб рассмотреть весь процесс Христа перед первосвященником и Пилатом, единственно чтоб узнать, как теперь это будет по нашим законам, и что все было произведено со всею торжественностью, с адвокатами, прокурорами и с прочим… ну и что присяжные принуждены были вынести обвинительный приговор… Удивительно что такое!»

Таким образом, в этой будоражащей до сих пор умы записи Суворина о возможном продолжении «Братьев Карамазовых» не сказано ничего невозможного и неожиданного для того Достоевского, которого мы знаем. В ней выражено лишь намерение завершить, наконец, роман о Христе, проходящий единой линией через все творчество Достоевского.

Но есть в этой истории еще одно странное обстоятельство. О втором романе нам, прежде всего, известно из разобранного выше авторского предисловия к «Братьям Карамазовым». Вот как Достоевский его продолжает: «Я бы, впрочем, не пускался в эти весьма нелюбопытные и смутные объяснения и начал бы просто-запросто без предисловия: понравится - так и так прочтут; но беда в том, что жизнеописание-то у меня одно, а романов два. Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя. Обойтись мне без этого первого романа невозможно, потому что многое во втором романе стало бы непонятным. Но таким образом еще усложняется первоначальное мое затруднение: если уж я, то есть сам биограф, нахожу, что и одного-то романа, может быть, было бы для такого скромного и неопределенного героя излишне, то каково же являться с двумя и чем объяснить такую с моей стороны заносчивость?»

Итак, сам писатель объявляет второй роман - главным, и говорит, что первый роман - это недавняя предварительная история, а главный - не просто современность, а прямо-таки «текущий момент».

Однако писатель не только не успел написать второй роман, но, судя по его письмам к друзьям, и не мог рассчитывать его написать. Достоевский к моменту завершения «Братьев Карамазовых» болен двумя смертельными болезнями, от одной из которых он вскоре и умрет, и его письма последних двух лет полны страха за близких, которых он оставляет с малыми средствами для жизни, в неустойчивом положении. Он хотел и молил о времени лишь на то, чтобы закончить «первый роман». Насколько я помню, Павел Фокин (филолог, автор-составитель книжной серии «Классики без глянца») первый предположил, что мы можем сказать: «второй роман», происходящий в момент, когда главному герою исполняется 33 года, написан намного раньше первого - он и есть Евангелие.

И действительно, Евангелие - это главный «роман» нашей культуры, который никак не может быть отнесен верующим человеком в область истории, действие которого всегда - здесь и сейчас, в самый «текущий момент». Показать это присутствие и действие Евангелия в самых насущных событиях современности всегда было главной творческой задачей Достоевского, определяло его способ создания образа.

Можно добавить, что перед «Братьями Карамазовыми» Достоевский пишет роман «Подросток», в котором подростку, главному герою и повествователю романа - те же 19-20 лет, как и Алеше в последнем романе. «Подросток» Алеша в «Братьях Карамазовых» - словно первый эпизод, приведенный в Евангелии из жизни взрослеющего Христа: о бегстве отрока Иисуса от родителей в Иерусалимский храм. После этого эпизода и начинается основная история, «главный роман» Евангелия. Христос для Достоевского - главный революционер, ибо он переворачивает самые основы, базовые принципы человеческой жизни до Него и без Него. Истинное обращение в христианство - это, по мысли Достоевского, и в жизни каждого человека радикальная революция: смена желания взять на желание отдавать, смена ощущения собственной скудости на ощущение себя преизобильным источником для любого нуждающегося. Настоящий поиск правды, по Достоевскому, всегда ведет человека к тому, чтобы он стал таким революционером, переворачивающим жизнь других, - ибо они, глядя на него, тоже начинают хотеть и стремиться стать не поглощающими всё, до чего могут дотянуться, безднами - а источниками жизни и радости для всех.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх