Танец навки в образе узницы освенцима. Навка и авербух прокомментировали танец про узников концлагеря, вызвавший споры

Из переписки на фейсбуке:

"Абсолютно понятна тема передачи - иностранное кино - и задачи, стоявшие перед постановщиками танцев на льду. Авербух, в меру своих способностей предпринял неудачную попытку воссоздать тему очень тонкого и несомненно талантливого фильма. Почему неудачную, попытаюсь объяснить. Любая реплика с гениального художественного произведения - это скользкий и опасный путь. Потому что попытаться "перепеть" гения практически невозможно. Нет в истории искусств таких примеров. Тем не менее, произведения, заранее нацеленные на "подражание" автору-гению существуют. И не менее гениальные. Должно лишь быть соблюдено одно условие - смена жанра. Классика/экспрессионизм, постклассицизм/модерн, модерн/поп-арт и тп...И здесь вступают в игру законы художественной этики, которые неразрывно сопровождают любое эстетическое произведение, которое предлагается вниманию публики. Есть круг тем, которые, по умолчанию, по сложившимся законам этики (я говорю о нашей с Вами современности, возможно лет через двести они будут скорректированы, даже вероятнее всего!) невозможны для подобных "упражнений". Это, к примеру, сцены крайней жестокости - расчлененка, сцены сексуального насилия, изображение детской наготы с сексуальным подтекстом, изображение глумления над физическими недостатками и тп. Это не говорит о том, что те же темы не могут быть освещены в творчестве в виде аллегорий или ассоциаций, не касающихся тематики напрямую!

Тема геноцида не является абсолютным табу, но Холокост имеет свои рамки изображения и интерпретации. Почему? Потому, что любой геноцид - это следствие не только массового истребления людей, но и следствие массового участия людей в этом истреблении. Телевидение - это масс-медиа, не только развлекающее, но и формирующее вкусы, предпочтения и мировоззрение у телезрителей, воспитывающее в определенном ключе. На этот счет существует целая наука - о воздействии на мировоззрение аудио-визуальных информационных источников. Поэтому то, как тема Холокоста преподносится с экрана, должно быть строжайшим образом подвергнуто внутренней цензуре автора (либо цензуре редакторской) и соответствующими законодательными актами, касающимися этого. В цивилизованных странах дела обстоят именно так.
В случае с Авербухом было нарушено множество вышеуказанных традиций: неуместность, предметное изображение образов узников в нестереотипном (нестандартном) виде, отрыв от пропорции изображения трагедии, которая была соблюдена в оригинале (фильме), безвкусица в изображении/постановке и нечистоплотное использование заведомо выигрышной тематики с целью получения личных дивидендов. Все это никак не увязывается с традиционным использованием темы Холокоста ни в искусстве, ни в спорте(!) (То, как тема была использована в олимпийском выступлении Липницкой, где именно использовалась аллегория - подобная той, которую использовал в своем фильме Стивен Спилберг, но не менее талантливая!). Воспитательный момент, цель которая традиционно преследуется в изображении Холокоста, отсутствовал, а любая другая цель - это надругательство над темой."

Такой вот развернутый ответ искусствоведа.

Хоть спорь, хоть нет - таких слов не найти все равно.

0 28 ноября 2016, 12:18


Субботний выпуск шоу "Ледниковый период" на Первом канале привлек внимание не только российских, но и мировых СМИ. Западная пресса весьма неоднозначно воприняла номер Татьяны Навки и Андрея Бурковского, посвященный Холокосту.

Перед зрителями артисты предстали в образах узников Освенцима — в полосатых робах и с нашитыми желтыми звездами Давида. Однако, как отмечают зарубежные журналисты, номер, затрагивающий такую непростую тему, многим показался возмутительно легкомысленным.


Как объяснила сама фигуристка, танец был вдохновлен фильмом "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи, рассказывающего о пребывании итальянского еврея в лагере смерти. Музыка из фильма Beautiful That Way также звучала в номере.

Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. PS: Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь — даст Бог, они никогда не узнают (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.),

— написала Навка на своей странице в Instagram.

Мнения публики, в том числе и российской, разделились: одни считают, что ничего оскорбительного в катании на льду в образе узника концлагеря нет, другие называют подобное сценической действо недопустимым.

Израильское издание Haaretz обратило внимание, что это уже не первый раз, когда на российском телевидении затрагивается сложная военная тема в развлекательных программах. Так, например, в 2016 году продюсерам шоу "Танцы со звездами" пришлось приносить извинения за номер, в котором рассказывалось о любви немецкого солдата времен Второй мировой войны и русской девушки.

Причина в том, что Навка и её партнер выбрали для выступления редко используемую в подобном контексте тему Холокоста.

Сама Навка заявила, что танец в робах заключенных с нашитой на них звездой Давида (использовавшейся для обозначения узников концлагерей еврейского происхождения) был попыткой переноса настроения и эстетики итальянского оскароносного фильма "Жизнь прекрасна" на лед: "Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно [!] Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь-даст Бог, они никогда не узнают".

Танцевальная пара - и Андрей Бурковский - выступали под песню Beautiful That Way Николы Пьовани из этого же фильма Роберто Бениньи, повествующего о мальчике и его отце-еврее и их пребывании в концлагере.

Судьи телешоу танец оценили высоко: дуэт получил 12 баллов по результатам выступления 26 ноября, что вывело их в лидеры рейтинга седьмого сезона "Ледникового периода".

Видеоролик с танцем быстро разошелся по интернету и вызвал шквал комментариев у пользователей по всему миру.

"Ох уж эти дурацкие жертвы Холокоста", - написала в "Твиттере" американская юмористка с еврейскими корнями Сара Сильверман.

"Как по-русски сказать "отвратительно, оскорбительно безвкусный", - спрашивает у подписчиков актер и писатель Ричард Бельзер.

"Неважно, какой был план - это было неуместно", - пишет колумнист Times, подписывающийся только именем Яшар.

В израильской блогосфере выполнение Бурковским и Навкой номера не вызвало больших дискуссий, рассказал Русской службе Би-би-си журналист Евгений Сова.

"Никакой реакции, не считая нескольких человек, бурных активистов в соцсетях. Фильм итальянский, тема Холокоста... У Израиля нет монополии на тему Холокоста. За исключением нескольких десятков русскоязычных комментаторов, никто не отреагировал. В понедельник межфракционный день, я пытался узнать у фракций - так вот, они вообще не понимают, о чем идет речь. Может быть, по итогам сюжета Си-эн-эн кто-то заметит, но пока на официальном уровне ничего не было. Официальные лица вообще не понимают, что это за шоу - ну, откатали шоу. Я даже не вступаю на перепалки на эту тему в "Фейсбуке". Ни один политик не поймет, что это. Может быть, не надо педалировать тему Холокоста в виде танца, но это их право. Реакции Израиля просто нет".

Для наряда танцоров сразу же нашлось новое слово - "холокостюм" (holocaustume).

В соцсетях вспомнили о выступлении хореографа Анастасии Антелавы и актера московского театра имени Ермоловой Александра Петрова на похожем проекте "Танцы со звездами", где дуэт исполнил романтический номер о нацистском военном и жительнице оккупированной территории.

Пара станцевала фокстрот под Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, в финале композиции оба героя погибают.

"Только на российском ТВ зрители развлекательных шоу могут увидеть холокост на коньках и танцующих нацистов", - сопоставляют оба события в "Твиттере".

"90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чем шла речь, и для таких людей я готов еще раз объяснить: тема программы была "Мировое кино", номер поставлен целиком по великому кино "Жизнь прекрасна" режиссера Роберто Бениньи, который получил три "Оскара", - сказал в интервью "Бизнес-FM" фигурист Илья Авербух, ставивший танец.

В России комментаторы обратили внимание, что многие западные СМИ, рассказывая о выступлении, выносили в заголовок то, что Навка замужем за пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым.

Песков не стал комментировать выступление своей супруги развернуто

"Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать", - заявил он РИА Новости.

Зрители разделились в оценках ее номера

Бурное обсуждение на протяжении минувших выходных вызвал показанный 26 ноября в телешоу «Ледниковый период» номер жены пресс-секретаря Татьяны Навки и ее партнера Андрея Бурковского. В номере его участники воплотили образы узников концлагеря во времена Холокоста.

Выступление Навки и Бурковского было диаметрально противоположно воспринято публикой: одни обвиняли их в «глумлении» над памятью погибших, другие же указывали, что тема Холокоста заслуживает в том числе и подобного осмысления. При этом ряд зрителей судил лишь по фотографиям, на которых Навка и Бурковский запечатлены в «лагерных робах».

На ситуацию обратили внимание в том числе и зарубежные издания, в частности - Daily Mail .

Автор номера, Илья Авербух, пояснил «Комсомольской правде» причины «радости» исполнителей: по его словам, очередной выпуск шоу был посвящен теме мирового кино, в связи с чем на льду был воплощен сюжет фильма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Его герои - еврейская семья, попавшая в концлагерь, - имитируют для своего сына атмосферу игры, чтобы тот прятался и не попал на глаза охранникам. В конце фильма происходит освобождение концлагеря американскими войсками, однако глава семьи погибает от пули нациста.

По словам Авербуха, подобный сюжет и его воплощение на льду заставляют еще сильнее почувствовать трагедию Холокоста.

Отметим, что президент фонда «Холокост» Алла Гербер также в отличие от интернет-аудитории воздержалась от критики сюжета. Она заявила, что, хотя при освещении темы Холокоста не должно быть иронии, улыбка допустима, так как даже в условиях концлагеря люди продолжали жить и любить.

А вот комментарий к сюжету в Сети одного из зрителей: "Вы с ума посходили! Улыбочки в робах с желтыми звездами! Зал, взрывающийся аплодисментами... Ни вкуса, ни такта, ни понимания".

Сама Навка, по ее словам, закладывала в номер совершенно определенный смысл. «Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь, даст Бог, они никогда не узнают!» - написала она в своем инстаграме.

Танец Навки и Бурковского про Холокост вызвал критику в западных СМИ.

Танец, который исполнили Татьяна Навка и Андрей Бурковский в программе «Ледниковый период», вызвал массу критики и непонимания. После выпуска очередной передачи, в которой Навка и Бурковский исполнили номер на тему Холокоста , в сети и западной прессе появились нелестные отзывы о тематике и характере выступления.

Основной причиной того, что некоторые пользователи и журналисты стали писать негативные, а порой даже и оскорбительные отзывы в адрес участников «Ледникового периода», стало банальное незнание и невнимательность. В данном танце бросается в глаза то, что танцоры, переодевшиеся в робу заключённых концлагеря со звездой Давида на груди, улыбаются, веселятся и как будто дурачатся. Насмехательством над темой Холокоста это может показаться только тому, кто не знал, что за основу для своего выступления Навка и Бурковский взяли известный фильм, трагикомедию Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна », который получил сразу три «Оскара». По сюжету фильма, отец и сын попадают в концлагерь нацистов, где детей и стариков убивают в газовых камерах. Чтобы спасти своего сына и уберечь от всех тех ужасов, что происходят вокруг, отец убеждает ребёнка, что всё вокруг - лишь забавная игра. Чтобы стать победителем этой игры, нужно соблюдать определённые правила - не плакать, не жаловаться, не просить есть, не показываться на глаза солдатам.

Однако, несмотря на то, что фильм был обозначен в выступлении, как основной сюжет, некоторые зарубежные СМИ, в числе которых CNN, BBC, The New York Times, The Guardian, опубликовывали нелестные комментарии о выступлении, не преминув при этом сказать, что Татьяна Навка является женой пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.

Татьяна Навка и Андрей Бурковский танец «Жизнь прекрасна» видео



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх