Современное искусство плюс анатомия: что может из этого получиться. Основы пластической анатомии Рисунок с основами пластической анатомии

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Многим начинающим художникам не составит труда нарисовать цветы, деревья, дома. Но когда приходит время изображать на бумаге людей, они теряются. Потому что не знают, как правильно рисовать тело человека. Если у вас тоже не получается, даже не думайте опускать руки. Благодаря нескольким техникам можно быстро этому научиться.

Они довольны просты. Одновременно эти полезные советы помогут вам справиться с необходимым заданием:

  • Даже если вы не планируете превращать свои наброски в цветные иллюстрации, в самом начале все равно пользуйтесь карандашом. Он в любое время позволит исправить рисунок.
  • Сильно не давите. Все движения проделывайте только легкими штрихами. Если вы ошибетесь или захотите перерисовать элемент картины, вам не придется мучиться, стирая резинкой толстые линии.
  • Практикуйтесь каждый день. Не расстраивайтесь, если вы не знаете, как рисовать тело. Верьте в себя!
  • Следите за своей осанкой. Вы не сможете отдать все свое внимание рисунку, сидя неправильно.
  • Если вы всерьез увлекаетесь искусством, изучайте технику других людей, ходите в художественные галереи, покупайте тематические книги. Опытные художники хорошо знакомы с тем, как рисовать тело человека.
  • Если вы срисовываете с уже готового рисунка, не бойтесь делать ошибки. Помните, что вам не обязательно изображать точно такого же персонажа. Будет намного лучше, если он получится другим.

Пропорции тела

Во все времена особое внимание уделялось соотношению между фигуры. Перед тем как рисовать тело, нужно знать его правильные пропорции. Высота фигуры взрослого - 8 его голов, тинейджера - 7. Эту часть тела школьника можно расположить в длину 5 раз, младенца - 4. Размер рук должен доходить до середины бедра, при этом локти должны располагаться на одной ступени с талией, а колени - точно посередине ноги. Длина ног - 4 головы, а голова вместе с туловищем - это половина высоты всей фигуры. Пальцы опущенной руки располагаются в районе середины бедра. Высота стопы - размер носа. А ее длина такая же, как и у предплечья. Высота женской головы равна расстоянию между выдающимися точками груди, мужской - половине ширины плеч.

Различия мужских и женских параметров

Средний рост мужчины - около 170 см, женщины - 160. Руки у сильной половины человечества длинные и мускулистые, когда так руки девушек немного короче. А вот ноги у женщин длиннее (по отношению к туловищу). Мужчины обладают крепким телосложением, широкими плечами и коротким туловищем. Женское тело длиннее, плечи часто короче бедер. Мужчины имеют толстую шею, девушки - наоборот, тонкую. Что касается мускулатуры, у мужчин она обозначена сильно. При этом контуры тела резкие. Одновременно у женщин очертания мягкие, формы круглые, жировая прослойка больше. Мужская стопа - массивная, крупная, женская - намного меньше по размеру.

Рисуем мужчину

Следующий мастер-класс показывает, как рисовать тело мужчины:

  1. Начните сверху. Изобразите небольшой круг, снизу проведите кривую линию. Должна получиться форма яйца, только перевернутого.
  2. Нарисуйте шею, набросав две прямые линии. Как ориентир возьмите расстояние от уха до уха.
  3. Нарисуйте длинную (2-3 ширины головы) горизонтальную линию, чтобы она оказалась перпендикулярна шее. Она определяет местоположение ключиц.
  4. У завершения двух линий нарисуйте небольшие круги одинакового размера - это плечи. Немного ниже набросайте два овала, чуть-чуть длиннее, чем высота головы - это бицепсы.
  5. В месте, где начинаются бицепсы, очертите корпус тела. Геометрически это будет выглядеть так: перевёрнутый трапецоид - грудь, вертикальные прямые - торс, перевернутый треугольник - таз. Место выше последней геометрической фигуры пометьте точкой - там будет пупок.
  6. По обеим сторонам треугольника нарисуйте два круга (большая часть должна находиться снаружи), а сразу ниже их - длинные овалы. Они будут бедрами.
  7. Ниже - два небольших овала для коленей. Пусть немного переплетаются с бедрами. А еще ниже - для голеней.
  8. Для ног начертите два треугольника, в самом низу.
  9. Попробуйте нарисовать конкуры тела, добавьте детали, придумайте вашему персонажу одежду.

Рисуем женщину

Теперь, когда вы знаете основные и научились работать с мужским силуэтом, можно изучить, как рисовать женское тело:

  1. Начните с самого главного - нарисуйте вертикальную линию. Для обозначения торса поместите перевернутый треугольник в верхнюю ее часть.
  2. Внутри получившегося треугольника нарисуйте еще один, смотрящий вверх. На углах внутренней фигуры очертите два круга, обозначая груди. Если вы все сделали правильно, первый из них должен оказаться справа, а другой слева от проведенной ранее линии.
  3. Чуть ниже основного треугольника нарисуйте равнозначный по размерам круг. Его верхняя часть должна немного заходить за треугольник. Это будет таз.
  4. Для прорисовки бедер и ног проведите две изогнутые линии из вершины круга. А ниже - еще две, но уже короче. Одни должны выглядеть, как скобки.
  5. Добавьте линии и детали, оденьте девушку.

Готово, теперь вы знаете, как рисовать тело девушки.

Подводим итоги

По техникам, представленным выше, можно нарисовать практически любого человека - взрослых мужчину и женщину, подростка, ребенка. Главное, что нужно делать - следовать инструкциям, научиться работать по схеме. Через некоторое время вы сами, без чьей-либо помощи, будете изображать на бумаге красивых и пропорционально правильных персонажей. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. В любой момент вы можете попробовать еще раз.

Помните еще одно важное правило: работа художника не заканчивается в момент, когда он понимает, как рисовать тело. Необходимо также продумать прическу персонажа, его стиль, наделить его эмоциями, изобразить характер. Другими словами, с помощью карандаша «вдохнуть» в него жизнь. Обучайтесь искусству рисования, совершенствуйте свои навыки - и у вас все обязательно все получится!

Художник должен знать то, что он рисует, но рисовать то, что он видит.

Леонардо да Винчи

Представьте себе, что вы управляете пароходом, не имея представления о рельефе дна реки. Скорее всего вы посадите судно на мель.

Нечто похожее произойдет и с портретистом, не знающим анатомии человека. Он будет работать вслепую, передавая лишь выступы и впадины лица, головы, шеи вне связи с их внутренней конструкцией и наверняка «сядет на мель», допустив в рисунке серьезные ошибки, особенно если взялся за передачу мимики.

И. Е. Репин говорил: «Где наука не пришла на помощь искусству, там искусства нет, там есть только передняя искусства — ремесло». Творческий опыт известных мастеров изобразительного искусства убеждает, что время, затраченное на изучение анатомии, всегда возмещается сторицей.

Основа изучения пластической анатомии — наблюдение живой натуры. Необходимыми пособиями служат атласы, таблицы, учебные руководства, а также муляжи и гипсы, которые следует изображать в различных поворотах с натуры, а затем — по памяти. Огромную пользу приносит анатомический анализ живой модели: рисунок, сделанный с натуры, заполняется внутри контуров рисунком мышц и костей.

Сегодня мы продолжаем курс пластической анатомии человека, расскажем о мышцах головы и шеи.

МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Строение и функции мышц головы отличаются значительной сложностью. Они подразделяются на две основные группы: мышцы жевательные и мышцы мимические. Первые — крупные и сильные, вторые — тонкие и сравнительно слабые.

Поверхностно расположенных жевательных мышц две — височная и собственно жевательная. Височная мышца заполняет височную ямку. Она легко прощупывается под кожей. Ее сокращение хорошо видно во время жевательных движений. Будучи прикрепленной к венечному отростку нижнечелюстной кости, височная мышца при своем сокращении поднимает нижнечелюстную кость и закрывает рот.

Собственно жевательная мышца, как и височная, играет очень большую роль в пластической анатомии. Она идет от скуловой дуги и скуловой кости назад и вниз, прикрепляясь к нижнечелюстной кости в области ее угла. Эта мышца поднимает нижнечелюстную кость и смыкает зубы. При сокращении собственно жевательная мышца хорошо заметна под кожей и легко прощупывается.

Мимические мышцы приводят в движение кожу лица и всей головы, прежде всего содействуя закрыванию и открыванию глаз, рта, некоторому изменению просвета ноздрей.

Без мимических мышц лицо человека не смогло бы выражать самые разнообразные эмоции. В зависимости от расположения мимических мышц в верхней, средней и нижней частях лица их делят на три группы.

К первой относится прежде всего лобная мышца. Она идет в вертикальном направлении, от кожи в области бровей к так называемому сухожильному шлему, покрывающему крышу черепа. Сзади к этому шлему прикрепляется небольшая затылочная мышца. В общей сложности получается надчерепная мышца.

Сокращаясь, лобная мышца поднимает брови или смещает кожу головы, а вместе с ней и волосы, вперед и вниз. При этом сокращении на коже лба образуются складки. Если кожа тонка — их много и они мелкие. Если толста — складок образуется мало, но зато они глубокие.

Под лобной мышцей у внутреннего конца брови располагается мышца — сморщиватель брови (бровная мышца). Прикрепляясь к кости своим внутренним концом, а к коже брови наружным концом, эта мышца сближает брови образуя между ними вертикальные складки — одну, две и даже несколько.

Продолжением лобной мышцы на корень носа является пирамидальная мышца (мышца гордецов). Она сдвигает вниз концы бровей и образует между ними поперечные складки.

В области глазницы находится круговая мышца глаза, волокна которой имеют круговое направление. Эта мышца, сокращаясь, опускает брови и, кроме того, способствует закрыванию глаз.

Единственная мышца, смыкающая губы,— окружающая ротовое отверстие сильная круговая мышца рта. В зависимости от того, сокращается ли только наружная или только внутренняя часть круговой мышцы рта, губы выдвигаются вперед или же плотно смыкаются.

Идущие как бы по радиусам в большом количестве и во все стороны от ротового отверстия мышцы способствуют открыванию рта.

Скуловая мышца идет от скуловой дуги и вплетается в кожу угла рта. Она тянет угол рта назад и кверху.

Квадратная мышца верхней губы начинается от скуловой кости и вплетается в кожу носогубной складки. Один пучок этой мышцы начинается от нижнего края глазницы и, спускаясь почти вертикально, частично прикрепляется к крылу носа, а частично к верхней губе. При сокращении эта мышца поднимает верхнюю губу, расширяет ноздри и углубляет носогубную складку, отчего лицо приобретает плаксивое или недовольное выражение. Поэтому квадратную мышцу верхней губы иногда называют мышцей плача.

Носовая мышца делится на два пучка: поперечный (идущий поперек носа) и крыльный. Иногда они описываются как самостоятельные мышцы. Поперечный пучок носовой мышцы сжимает хрящевую часть носа, отчего на боковой поверхности носа образуются складки кожи. Кроме того, он поднимает крылья носа и расширяет ноздри. Крыльный пучок опускает крылья носа и суживает ноздри.

Треугольная мышца подбородка располагается по обе стороны подбородка ниже углов рта. Она тянет вниз конец носогубной складки и опускает угол рта, отчего на лице появляется выражение неудовольствия и презрения.

Квадратная мышца нижней губы, сокращаясь, опускает нижнюю губу, что придает лицу выражение отвращения.

Отдельные мимические мышцы могут действовать как самостоятельно, так и заодно с другими. Некоторые, например лобная мышца, сокращаются и своими отдельными пучками.

Мимическим мышцам мы обязаны тем, что наше лицо способно выражать радость и печаль, гордость и презрение, восторг и гнев, сложнейшие оттенки переживаний.

Сочетание мышечных сокращений бесконечно разнообразно. Так, при выражении вопроса, сомнения, недоверия, недоумения, усмешки, иронии можно наблюдать, что на одной половине лица действуют одни мышцы, а на другой — иные. Мимика тем разнообразней и богаче, чем эмоциональней человек.

Все мимические мышцы, как и относящиеся к так называемой скелетной мускулатуре, поддаются тренировке. Вам, наверное, приходилось видеть на сцене мимов — актеров, пользующихся исключительно мимикой (в пантомиме или балете). Мышцы, особенно крупные, можно настолько развить, что они будут сокращаться только своими отдельными частями.

К числу мышц, не являющихся мимическими, но участвующих в мимических движениях, принадлежит мышца — подниматель верхнего века. Она находится в глазнице и прикрепляется к верхнему веку, которое и поднимает.

У нижнего века аналогичной мышцы не существует — потому оно значительно менее подвижно, чем верхнее. Мышца — подниматель верхнего века и вековая часть круговой мышцы (находящаяся непосредственно под кожей, в области верхнего и нижнего века) действуют противоположно. Своими попеременными сокращениями обе мышцы производят мигательные движения, при которых передняя поверхность глазного яблока увлажняется слезой, что предупреждает его высыхание.

При сокращении скуловой мышцы, квадратной мышцы верхней губы и отчасти собачьей мышцы увеличивается носогубная борозда, идущая от крыла носа к углу рта.

Между нижней губой и подбородком находится поперечно идущая подбородочногубная борозда, а в области верхней губы, книзу от перегородки носа, проходит вертикальная плоская борозда, называемая фильтром. Форма этих борозд изменяется в зависимости от сокращения находящихся здесь мышц.

МЫШЦЫ ШЕИ

Для правильного изображения шеи необходимо учитывать расположение наиболее крупных поверхностно лежащих мышц, подъязычной кости и тех органов, которые находятся в средней части шеи.

Непосредственно под кожей располагается подкожная мышца шеи (рис. 2) . Она представляет собой тонкую мышечную пластинку и идет сверху вниз, в наружную сторону, по передней и отчасти по боковой поверхности шеи, отсутствуя только на ее узком переднем участке. Мышца поднимается несколько выше основания нижнечелюстной кости; опускаясь, она переходит через ключицу в область верхнего отдела грудной клетки. При сокращении подкожной мышцы часто можно видеть расположение ее пучков под кожей. Передний край мышцы образует на шее типичную складку, особенно заметную у пожилых людей, слегка оттягивающую вперед кожу шеи.

Рис. № 1. Мышцы головы и шеи спереди.

1 — лобная мышца; 2 — круговая мышца глаза; 3 — мышца гордецов; 4 — скуловая мышца; 5 — квадратная мышца верхней губы; 6 — круговая мышца рта; 7 — треугольная мышца; 8 — подкожная мышца шеи; 9 — мышца смеха; 10 — собачья мышца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — височная мышца.


Грудиноключичнососцевидная мышца (рис. 2) самое крупное образование мышечной системы в области шеи. Она начинается двумя головками от грудины и от ключицы, идет вверх и назад и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Хорошо видна на всем своем протяжении. В нижнем отделе мышцы образуется малая надключичная ямка, в которой можно прощупать щель грудиноключичного сустава.

При сокращении мышцы справа голова наклоняется в ту же сторону, при сокращении слева — соответственно налево. Если мышца одновременно сокращается с обеих сторон, она способствует сгибанию шейного отдела позвоночного столба.

Прослеживая среднюю линию шеи сверху вниз, можно прощупать основание нижнечелюстной кости в области подбородка, подъязычную кость, щитовидный хрящ, перстневидный хрящ, перешеек щитовидной железы и, наконец, яремную вырезку грудины. Непосредственно над этой вырезкой находится яремная ямка, ограниченная справа и слева грудинными головками грудиноключичнососцевидных мышц.

Рис. № 2. Мышцы головы и шеи сбоку.

1 — височная мышца; 2 — грудиноключичнососцевидна я мышца; 3 — трапециевидная мышца; 4 — малая надключичная ямка; 4а — большая надключичная ямка; 5 — грудиноключичнососцевидная мышца (ее внутренняя головка, идущая от грудины и покрывающая наружную головку, начинающуюся от ключицы); 6 — подъязычная кость; 7 — двубрюшная мышца, переднее брюшко; 8 — треугольная мышца подбородка; 9 — круговая мышца рта; 10 — щечная мыш-ца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — скуловая мышца; 13 — квад-ратная мышца верхней губы; 14 — круговая мышца глаза; 15 — лобная мыш-ца; 16 — пирамидальная мышца; 17а — поперечный пучок носовой мышцы; 17б — крыльный пучок носовой мышцы.

К подъязычной кости прикрепляется целый ряд мышц, которые оттягивают ее как кверху, так и книзу. При глотании эта кость поднимается кверху, увлекая за собой хрящи гортани, в частности щитовидный хрящ, движения которого легко проследить.

Двубрюшная мышца, поднимающая подъязычную кость, начинается от нижнечелюстной кости и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Имеет два брюшка — переднее и заднее, между которыми находится сухожилие, прикрепляющееся путем петли к подъязычной кости. Двубрюшная мышца способствует также опусканию нижней челюсти.

К нижней поверхности подъязычной кости прикрепляются мышцы, идущие от грудины, лопатки и щитовидного хряща. Эти мышцы оттягивают подъязычную кость книзу.

С наружной стороны грудиноключичнососцевидной мышцы, отчасти позади нее, находится большая надключичная ямка. Она ограничена сзади и с наружной стороны трапециевидной мышцей, а спереди и снизу — ключицей. В области этой ямки находится несколько мышц. С внутренней стороны к ней примыкают три лестничные мышцы, идущие от поперечных отростков шейных позвонков к первому и второму ребрам. Позади лестничных мышц расположена мышца — подниматель лопатки, которая идет от этих отростков к внутреннему углу лопатки.

Форма шеи отличается большим разнообразием: длинная, узкая и короткая, широкая.

При рисовании шеи нельзя оставить без внимания положение и форму щитовидного хряща, который выступает под кожей и хорошо прощупывается. Его выступ, так называемое гортанное возвышение, у разных людей выражен по-разному. У мужчин он более значителен, чем у женщин и детей.

По сторонам и несколько выше щитовидного хряща, спереди от грудиноключичнососцевидной мышцы, видно углубление — сонная ямка, в области которой иногда можно заметить пульсацию общей сонной артерии.

На рисунках 1 и 2 показаны наиболее значительные мышцы головы и шеи. Постарайтесь найти их на остальных рисунках.

Теперь, когда вы в общих чертах познакомились с расположением мышц головы и шеи, советуем самостоятельно углубиться в изучение этого важного раздела пластической анатомии. Помните, что успеха можно добиться лишь в том случае, если овладение теоретическими знаниями будет сочетаться с ежедневной серьезной практической работой — прежде всего рисованием человека с натуры. Лишь в этом случае вы будете изображать не только то, что видите, но и что знаете.

Журнал "Юный художник", №2, 1984

А.Ашарин

(А.Д.Алехин ряд статей писал под псевдонимом своей матери)

Курс представляет собой детальный адаптированный разбор схем гениального художника-анатома Готфрида Баммеса иллюстратором Ярославой Клепиковой и уроки по рисованию с натуры преподавателя МХПА им. С. Г. Строганова Александра Безина. Погружение в логику этих схем, изучение объемов и плоскостей человеческого тела, их расположение в трехмерном пространстве, изучение силовых линий и принципов механики движений позволит вам осмысленно и реалистично рисовать человеческое тело, а выполнение заданий по рисунку с натуры позволит лучше понять особенности применения своих знаний на практике.

  • 34 урока
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 11 недель

Чему вы научитесь

  1. Научитесь рисовать фигуру человека с натуры или по фото.
  2. Разберетесь в особенностях человеческой анатомии.
  3. Подробно разберете рисунки и схемы тела и лица человека с учетом пропорции, строения, мимики и изменения в движении.
  4. Получите необходимые для практической работы научные сведения.

Расписание

  1. Основные пропорции человека. Вид спереди, вид сбоку. Основные объемы. S-образная линия позвоночника.
  2. Контрапост. Изменение основных линий плечевого и тазобедренного поясов.
  3. Рисунок фигуры человека стоя с опорой на одну ногу. Эскизная часть.
  4. Композиционный поиск в листе. Соотношение пропорций. Конструктивное построение.
  5. Сравнение мужской и женской фигур. Пропорции, основные объемы, их различия.
  6. Введение в законы линейной перспективы. Куб как универсальная модель трехплоскостного пространства. Принципы параллельных прямых в рисунке.
  7. Фигура человека в перспективе. Основные линии тела в линейной перспективе.
  8. Поза человека со скручиванием. Изменение объемов груди и таза относительно друг друга. Основные плоскости.
  9. Основные пропорции лица человека. Плоскости лица. Принципы построения глазниц, нижней челюсти, носа и рта.
  10. Основные пропорции лица человека. Фронтальный и боковой ракурсы.
  11. Быстрые наброски головы: лицо направлено вверх, ракурс сзади, ракурс сверху. Особенности реализации объема.
  12. Рисование головы с натуры. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  13. Грудная клетка. Вид спереди и сбоку. Чем образован плечевой сустав. Ребра. Ключицы. Основные плоскости.
  14. Грудная клетка. Вид сзади. Лопатки. Ребра. Основные плоскости.
  15. Плечевой пояс. Вид сверху. Движение лопаток и ключиц при приведении и отведении рук.
  16. Рисунок портрета с плечевым поясом в цвете. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  17. Кости таза. Особенности строения. Основные плоскости.
  18. Строение таза. Вид сзади и снизу. Основные плоскости. Направляющие. Подвздошная, седалищная и лобковая кости.
  19. Торс, вид сзади. Мышечные объемы грудной клетки и таза.
  20. Торс, основные мышечные группы. Формирование плоскостей и объемов груди, живота, руки.
  21. Женский торс. Грудные железы. Принципы построения.
  22. Скручивание плеча и предплечья. Основные объемы и плоскости.
  23. Локтевой сустав. Вид сзади, вид спереди. Наружная и внутренняя стороны руки. Вращение локтевого сустава. Схемы построения.
  24. Кисть руки. Принципы построения. Основные плоскости. Общие плоскости пальцев. Большой палец антагонист.
  25. Различные положения кисти руки. Скручивание. Отношение плоскостей плеча и предплечья друг к другу.
  26. Кисть руки. Различные положения пальцев. Особенности построения. Поворот кисти. Кулак.
  27. Обзор ноги от бедра до стопы. Объемы, рельефы, пропорции. Костный состав. Объем мягких тканей. S-образная дуга. Силовая линия. Вид спереди. Вид сзади.
  28. Коленный сустав. Большая и малая берцовые кости.
  29. Коленная чашечка. Положение коленной чашечки при сгибании и разгибании коленного сустава.
  30. Стопа. Состав и расположение основных костей стопы. Пяточная кость, предплюсна, плюсна, пальцы.
  31. Особенности формы. Основные плоскости.
  32. Движение голеностопного сустава: отношение костей стопы, большой и малой берцовых костей.
  33. Вид голеностопного сустава при различных положениях стопы.
  34. Общий вид стопы. Особенности построения плоскостей. Своды стопы. Создание объема.
  35. Изменение положения стопы: на мысок, на пятку. Точки опоры. Дуга свода стопы. Основные плоскости. Схемы построения. Пальцы ног.

Необходимые материалы и инструменты

  • Пачка офисной бумаги А4
  • Альбом А3 перекидной на пружине с твердой обложкой (для того, чтобы использовать как подложку)
  • Уголь пресованный упаковка
  • Уголь в карандаше: мягкий
  • Карандаши: 2Н, Н, НВ, В, 2В
  • Ластик Kohinoor
  • Клячка

Как проходит обучение

Обучение проходит в группе Фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. Нужно смотреть лекции, задавать вопросы в Фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. После прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Усвоение сложного материала через работу над неизбежными ошибками. Освоение базовой анатомии, что качественно улучшит ваш навык рисования, сделает его более точным и профессиональным, даст хорошую основу для новых художественных экспериментов.

Преподаватели работали для


Примеры работ преподавателей

Работы студентов

Мнения выпускников

Юлия Чистякова

Ярослава, огромное спасибо вам за этот курс! Даже не верится, что он уже закончился. Вы научили меня по-другому смотреть на человеческое тело, видеть закономерности на месте «случайных» форм. Осталось собрать все знания воедино и научиться применять их на практике:)

Юлия Езопова

За время занятий рука стала себя вести более увереннее и совсем иначе наносить линии, многие вопросы разложились по полочкам в голове:) Со временем конечно в нашем бешенном ритме мегаполиса тяжело, особенно в самом начале занятий. Но потом удалось найти необходимое количество времени и задать хороший темп для выполнения работ. :) На самом деле, весь период обучения со мной в рюкзаке всегда были карандаши и бумага, чтобы в свободную минутку уделить им время:) Даже в отпуске я весь набор начинающего художники собрала с собой:) И это было потрясающе!!!:) До сих пор со мной всегда и везде бумага и карандаши:) Я долгое время пыталась самостоятельно изучить рисунок человека (около 5 лет!!!), но пробелы в знаниях и опыте все же оказались огромными! А осенью предыдущего года я стала студентом библиотеки bangbangeducation и записалась на курс анатомии человека:) Вот тут мои горизонты и расширились!!!:) После курса анатомии пришло жгучее желание развиваться дальше как и в академическом рисунке так и в творчестве вцелом:) Я стала более решительная в своем желании сменить род деятельности (я инженер) и потихонечку к этому иду:) Спасибо Вам за прекрасную школу, отличный курс анатомии и внимательное отношение к ученикам:)

Мара Фрибус

Хотелось бы сказать вам огромное спасибо за внятные и подробные объяснения, за информативные поправки, ответы на вопросы и много полученных знаний в течение этого курса! Мне кажется, я получила самое главное — как правильно думать, чтобы что-то нарисовать. Спасибо!

Александр Карпов

Юлия Зильберт

С самого детства я мечтала научиться рисовать, но в моем плотном графике (хореография, английский, музыкальная школа) никогда не было на это времени, и в какой-то момент я уже смирилась с тем, что рисовать мне не дано, но рискнула и записалась на курс Лены Кер по фэшн-иллюстрации. Как говорится, была-не была, притом, что график с годами легче не стал, но тут, в первую очередь, меня привлекла возможность заниматься удаленно, в удобное для меня время смотреть видео-уроки, выполнять домашние задания и, конечно же, прекрасная обратная связь с преподавателем. За месяц я сделала не просто шаг, а огромный прыжок в моем стремлении научиться рисовать. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу так, я бы ему не поверила. Я до сих пор не верю, что это рисую я! Тот человек, который и карандаш в руках держать толком не умел, а уж человека нарисовать было для меня за гранью.

Маргарита Стрелковская

Я выбрала курс потому, что чувствовала нехватку в крепкой базе. Я училась только в художественной школе, а там упор был в основном на построении головы, других подробностей не хватало. Заметила, что часто не получается перенести на бумагу образы из воображения: человеческие фигуры будто распадаются, в них отсутствовует цельность. Больше всего я ждала видео о построении стоп и кистей: с этим у меня были особые проблемы. Ошибочно думала, что остальное будет более понятно и легко. Однако в итоге самыми полезными для меня стали упражнения с вращением-скручиванием и построением таза в разных ракурсах. Оказывается, о тазе я вообще не имела никакого представления. Большое спасибо за курс! Думаю, для добросовестных новичков это просто клад. Но я на всякий случай буду рекомендовать его тем, кто уже выработал привычку рисовать каждый день.

Людмила Заякина

Хочу поблагодарить за мегаполезный курс! Для меня учиться на нем было сплошным удовольствием. Особенно радовали подсказки преподавателя к домашним заданиям: нюансы, которые помогали лучше понимать схемы и как их рисовать. Домашнее задание поначалу занимало много времени: было ощущение, что я вообще первый раз карандаш в руку взяла. Но зато стала смелее «в линии». Многое в фигуре человека стало понятным: какие линии какими хрящиками-косточками объясняются. Очень понравились задания, где нужно было по аналогии со схемами с урока нарисовать другие ракурсы. Жаль только, таких заданий было немного. Сейчас я уверенней рисую человека с натуры, независимо от позы, которую этот человек принимает. Прежде сложные ракурсы вызывали у меня ужас, и я старалась их по возможности избегать. С удовольствием продолжу практиковать полученную теорию, чтобы загрузить ее поглубже на подкорку.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх