Психология рисунков взрослых значение цветов. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? О чем говорят нарисованные предметы

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Неосознанные каракули могут многое рассказать о психологическом состоянии человека

Разберем те рисунки , которые мы изображаем автоматически на совещаниях или за деловыми разговорами по телефону.

На работе мы совершаем множество звонков. Перед нами, как правило, лежит блокнот, в котором мы во время разговора автоматически рисуем различные фигуры, линии и даже целые картины. Да и на совещаниях часто рука выводит на листах бумаги узоры. Оказывается, каждый такой знак может обозначать скрытые переживания, радости, а некоторые - даже предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

Изображения, которые мы выводим на бумаге, отражают внутреннее состояние человека, - говорит практикующий психолог Вера Бекреева. - В жизни каждого случаются события, а также определенные эмоциональные реакции на эти события. Потребность в рисовании - это потребность эти эмоции перенести наружу. Рисунки мы делаем бессознательно, когда заняты каким-либо делом. Вот когда мы от этого дела автоматически отвлекаемся, тогда мы проявляем то, что на самом деле у нас внутри.

Рассмотрим группы рисунков, которые могут рассказать о вашем эмоциональном состоянии.

Геометрические фигуры - фигуры наших эмоциональных реакций. Есть даже такой психогеометрический тест, по которому определяется тип человека по эмоциональному состоянию: человек-треугольник, круг, квадрат и т. д. Также можно определить эмоции человека по рисункам на автомате .


Кругляшки или обведенная в круг информация - такому человеку свойственно сглаживать углы, уходить от конфликтов и сложностей, они за то, чтобы не провоцировать какой-либо конфликт, сложную ситуацию. Но у любого рисунка есть две полярности. Вторая интерпретация изображения кругов - это то, что человек не может справиться со сложившейся ситуацией, задачей, старается обвести ее в круг, чтобы придать целостность. Негативные ощущения, переживания, связанные с надписью, он как бы обводит в круг.

Квадрат - исполнительность, системность, целенаправленность, четкость, последовательность. Люди, которые изображают подобные рисунки, привыкли жить по плану, им не свойственна спонтанная эмоциональность и непредсказуемые реакции на события. Такие люди в большей степени предсказуемы сами и того же хотят от других. Любое событие, которое выходит за рамки системы, вызывает у них внутренний дискомфорт. Обычно они выбирают профессии, в которых ставятся конкретные решаемые проблемы. Причем когда таким людям вместо конкретных ставят задачи на эмоциях, они теряются. Например, к этому типу относятся системные администраторы. Им лучше давать четкие задания: не работает клавиатура, мышка и т. д. В этом случае специалист быстро все решит. Если же звонят и говорят: «У меня здесь что-то сломалось, не могу понять что, на экране какая-то ерунда» - в общем, дают эмоции, - то сисадмин не поймет, что от него хотят.

Треугольники - люди, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Они устремлены к достижению цели. Если треугольники на автомате рисует руководитель, то он двигается к поставленной цели, у подчиненных в данном случае проявляется невыраженная способность показать свои возможности. Это люди, которые много чего могут, но не знают, как об этом сказать. Боясь себя вообще никак не проявить, они хватаются за многие дела. Таким людям необходимо четко определять вектор своего движения и направить все силы туда, где им легко можно сделать успешную карьеру.

Прямые линии - человеку хочется спокойствия и уравновешенных мыслей. У таких людей очень много переживаний в голове, они много на себя берут. Рисование линий успокаивает их, тем самым они уравновешивают себя, ставят все на свои места, в свои рамки.


Картины природы (цветы, растения, солнце) - люди с положительной эмоциональностью, энергетически сильные, внутренне настроены на постоянный позитив, нацелены идти вперед. У таких людей всегда есть потребность в красоте, радости, они стремятся внести в свою жизнь положительные эмоции. Если на совещании человек начинает рисовать цветы или солнце, это говорит о том, что ему поскорее хочется завершить это дело, он хочет, чтобы все благополучно закончилось. Такому работнику не свойственно зависать в одном состоянии, он не любит долгих переговоров или совещаний, ему требуется смена деятельности.

Если на рисунке часто вместе встречаются солнце и цветы, то таких людей обычно называют «спасителями человечества». Они готовы отдать всю свою энергию другим, сделать их счастливыми. Иногда эта потребность сделать счастливыми всех переходит в понятие самоотверженности и жертвенности. Но не следует забывать, что, если вы хотите сделать счастливыми других, вы, в первую очередь, должны быть счастливы сами. Отдавая энергию людям, в конечном итоге вы сами будете нуждаться в подпитке, а другие к этому уже не готовы: вы ведь даете им энергию, они видят в вас исключительно дающего. Необходимо любить себя, и тогда другим вы будете непроизвольно дарить радость, думайте о себе.


Абстракции рисуют обычно творческие люди, которые в обычных вещах могут найти необычное. Такие люди могут смотреть на вещи под другим углом. Работать в системе крайне сложно, потому что они могут добиться результата в работе разными способами. Например, начальник дает задание, а люди, рисующие абстракцию, могут добиться цели, используя разные пути решения. Они не привыкли работать по заданному графику, они смогут быть успешными в такой работе, где важен результат. Творческие сотрудники будут находить свои пути достижения цели. Поэтому для начальника важно видеть таких людей и позволять им творить.


Образы, лица, смайлики - человек-наблюдатель. Для него важно внутреннее состояние, эмоции, он больше находится внутри себя, создает защитную оболочку - свои переживания и впечатления не выносит наружу, не готов ими делиться с окружающими. Рисунки лиц - это поиск себя, новых граней своей души. Смайлик - фиксированные эмоции, чаще всего люди рисуют улыбающиеся смайлики, когда им хорошо и спокойно.

Обведенные даты, числа, имена - потребность к акцентированию внимания на этом, «я хочу это запомнить». Написание и обведение собственного имени говорит о недостаточном внимании к себе, человек сам себя не ценит. Поэтому необходимо уважать свои поступки, хвалить себя за них, больше внимания обращать на себя, чем на других людей.

Не рисуют на автомате вообще - люди максимально скрытны, все держат в себе, все контролируют. Такие люди боятся, что их действия могут оценить и применить против них. Поэтому они не рисуют, не показывают своих чувств и эмоций, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не рассекретил их. Они также скрытны и в жизни, живут так, чтобы соответствовать общим требованиям и нормам, особо не выделяясь, быть хорошими и правильными.

Кстати

Человек может выявить закономерность в своих рисунках, - подводит итог Вера Бекреева. - Если на протяжении нескольких лет он рисует одни и те же образы, значит, привык к такому состоянию и в нем пребывает, ему нужно пересмотреть отношение к своей жизни. Также одни и те же рисунки, долгое время сопровождающие вашу жизнь, могут говорить о том, что вы не хотите ничего в ней менять, что у вас нет потребности выделиться и вы не знаете, как вести себя, если проявите инициативу.

Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.

Психология рисунка взрослого человека

Изображения, сделанные взрослым, могут указывать на неурядицы в личной жизни, работе, радостном или печальном настроении. Особенно ценны наброски, которые особа выводит на листке бумаги автоматически, не задумываясь о том, что она конкретно рисует (например, когда сидит на утомительном совещании). Психология рисунка такова:

  • преобладают волнистые линии, предметы - признак кризиса, серьезных проблем, тяжелого запутанного положения, из которого трудно выбраться. О том же говорит сетка или шахматная доска (квадратики). Но ситуация некритична, выход есть (правда, малоприятный);
  • пчелиные соты - это умиротворенность духа, спокойствие;
  • нарисованные человечки указывают на то, что личности очень нужна поддержка других, что собственными силами побороть неприятности получается плохо;
  • скуку изображают повторяющимся орнаментом;
  • наличие «веселых» рисунков в психологии необязательно намекает на отличное настроение, отсутствие неприятностей. Солнце - признак грусти, ностальгии, отсутствия человеческого тепла, радости, недостатка общения;
  • сердечка указывают на радостное настроение;
  • квадраты любят рисовать последовательные, целеустремленные неэмоциональные личности, трудно переносящие спонтанность, живущие по четкому плану;
  • треугольники создают преисполненные амбиций. Такие особы готовы многим рисковать ради достижения поставленной цели;
  • округлые предметы любят рисовать те, кто всегда уступает, опасается конфликтов;
  • переплетенные круги изображают те, кому недостает движения, активности.

Если человек рисует цельные геометрические фигуры, психология утверждает, что он относится к индивидуумам, которые твердо решили поступить определенным образом. Такие люди отличаются внутренней уверенностью, непоколебимостью.

Расшифровка детских рисунков - трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша - «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи - деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом - признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она ;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

  1. Цвет рисунков
    Цвет объектов может сказать о многом:
  • красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
  • - отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
  • синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
  • преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
  • много зеленого - особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
  • розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
  • преобладание серого, черного - признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.

  1. Расположение

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает, что О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.

  1. Размер

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение - признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое - признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии - еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии - это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов - помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на

Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать при интерпретации рисунков.

Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как: манера, характер, изображений, качество линий. Всё это имеет такое же значение, как и содержание рисунков.

При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих, характеристик.

Качество линий (нажим)

Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения и. высокого энергетического уровня, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления.

Очень легкие, слабые, поверхностные отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывается на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и, дефицит самоуважения.

В рисунках детей легкий нажим может. отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень, энергетики.

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.

Необычно, большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность.

Маленькие рисунки отражают, чувства приниженности робости, беззащитности и неэффективности.

Дети, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигуры могут также указывать на депрессивное и «зажатое» поведение в результате стресса.

Расположение рисунка на листе

Если рисунок занимает центральное положение на листе, это указывает на нормальную чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Особенно, если при, этом на листе изображено еще несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. Если рисунок расположен в правой части листа, то это указывает на то. Что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности, тогда как, если рисунок в левой стороне листа, склонность к импульсивным эмоциональным поступкам. Расположение рисунка в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений, оптимизм, тогда как если рисунок в нижней части листа - то это связано с чувством беззащитности, низкой самооценкой и дефицитом самоуважения.

Упорядоченность рисунков

Дети с хорошей психологической организацией обычно, рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

Дети, находящиеся в депрессивном состоянии или с низким интеллектуальным уровнем часто, изображают несвязанные, фигуры, или фигуры, связи между которыми минимальны.

Стирание нарисованного

Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило это дети с низким уровнем внимания. расторможенные, гиперактивные.

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать . В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры . Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи. Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой , руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках .

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе :

в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

в нижней части листа – заниженная самооценка;

в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш :

сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

слабый нажим , линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии .

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов .

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях . О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной. Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты , это указывает на сильную потребность в общении , которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением .

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале. Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях. Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка , может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию . Сильно уменьшенный размер головы , наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке , а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка , о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука о склонности к применению физической силы .

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Любите и берегите себя!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх