Поучительные сказки для детей. В

Василий Сухомлинский

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Большая берёза

Н. М. Артюхова

Мама стояла на кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

Тётя Зина! Тётя Зина! - крикнул он. - Твой Алёшка сошёл с ума!

Зинаида Львовна! - заглянул в другое окно Володя. - Ваш Алёшка залез на большую берёзу!

Ведь он же может сорваться! - плачущим голосом продолжал Глеб. - И разобьётся...

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

Вдребезги! - закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.

Мама выбежала на террасу, пошла к калитке:

Где он?

Да вот, на берёзе!

Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.

Глупые шутки, ребята! - сказала она и пошла к дому.

Да нет же, мы же правду говорим! - закричал Глеб. - Он там, на самом верху! Там, где ветки!

Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу. Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое как этот ровный берёзовый ствол.

С ума сошёл! - повторил Глеб.

Молчи! - сказала мама тихо и очень строго. - Идите оба домой и сидите там.

Она подошла к дереву.

Ну как, Алёша, - сказала она, - хорошо у тебя?

Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.

Здесь хорошо, - сказал он. - Только мне очень жарко, мамочка.

Это ничего, - сказала мама, - посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку... Отдохнул? - спросила она через минуту.

Отдохнул.

Ну тогда спускайся.

Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. В это время на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:

Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.

Не так, - сказала мама. - Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!

Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова. Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.

Передохни, - сказала мама. - Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок... Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее... Так, так, не спеши.

Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.

Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:

Ну-ну! Парашютистом будешь!

А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ножки и крикнула:

Алёшка, обещай мне, что никогда, никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она быстро пошла к дому. На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села в траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней, смущённый и растерянный. Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:

Ну, мамочка, ну, успокойся... Я не буду так высоко! Ну, успокойся!

Он в первый раз видел, как плакала мама.

Ну-ка, взгляни, что за гость у нас! - громко позвал меня папа, когда я ещё копался с сандаликами в коридоре, придя с улицы.

Все добрые люди – одна семья

Василий Сухомлинский

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Горбушка

Борис Алмазов

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все?

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Именинный обед

Василий Сухомлинский

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка.

Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать.

Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Как Соловьиха поит своих деток

Василий Сухомлинский

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Как родился Василько

Василий Сухомлинский

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Кто кого ведет домой

Василий Сухомлинский

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Самые ласковые руки

Василий Сухомлинский

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Седьмая дочь

Василий Сухомлинский

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Сказка о Гусыне

Василий Сухомлинский

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

У каждого свое счастье

Тамара Ломбина

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Юрко – тимуровец

Василий Сухомлинский

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Я больше не буду

Василий Сухомлинский

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Кто был Василий Сухомлинский? Хотя слово «был» неприемлемо к этому замечательному творческому человеку, его труды и добрые рассказы для детей живут по сей день, воспитывая в подрастающем поколении самые прекрасные качества и черты характера.

За свою жизнь автор написал более 30 книг для детей. Все сказки и рассказы Сухомлинского — это настоящая кладезь знаний и интересных открытий. Его биография — творческий путь посвященный детям. Даже его самые короткие произведения, несут в себе огромный смысл… Предлагаем вам в этом убедиться, и познакомится с творчеством Василий Андреевича Сухомлинского.

В. Сухомлинский: список сказок и детских рассказов

Ландыш в саду Заяц и морковка
Мальчик и Колокольчик Ландыша Как Река разозлилась на дождик
Поющая перинка Как Кот рыбу ловил
Дятел и девочка Глупый Карась
Пролесок и жаворонок Солнечный зайчик Как Паучиха продавала паутину
Где берется капелька Красногрудые снегири Почему Воробей убежал
Утренняя зоря Про что пел крысёныш Перепел и Кулик
Цветущая вишня Как мы спасли жаворонков Сорока-белобока
Солнышко восходит Когда прилетают птицы Прилетели жаворонки
Бабочка с росой на крыле Фиалка и Пчелка Неунывающий вьюн
Утренний ветерок Белка и сойка Белое перышко
Утром на пасеке Как Шмель накормил Пчелу Гудят, а мед не приносят
Как синичка будет меня утром Ромашка и пчела Как Пчела стала золотой
Как пчелу дождь застал в цветке Лисица и еж И чего не идет снег?
Шмель проснулся Как ёжик к зиме готовился Лисичий хвост
Как проснулась зеленая Травка Негде прилепиться капельке росы Лисицыны фонарики
Акация подсказала Хризантема и Луковица Красота, Вдохновение, Радость и Тайна
Почему опадают листья с деревьев? Жук-усач Волчьи клыки
Кто свечки засветил? Боль словно рукой сняло Куст волчьих ягод
Белые полотна Как дети радовались, а Ёлочка плакала Дуб и Лоза
Как проснулся пролесок Ласточка и Воробей А что там за лесом?
Про что теперь щебечут ласточки Дрозд прилетел Лепесток и Цветок
Осенний цветок и весенний цветок Наилучшая мама Ромашка и метла
Красная бабочка Как пчела ночевала в цветке Пахарь и Крот
А она улыбается Как ежиха приголубила своих детей Крот и Солнце
Как узнают муравьишки, что будет дождь Как ежик печь построил Пшеничный жаворонок
Птичья кладовая Лисица и Миша Скрипка и Лунный Луч
Туман над ставками Что случилось с моими детками? Петух и Солнце
И будет в тебе надежда Цыплята Напыщенный Петух
Ива, словно девушка златовласая Весенний дождь Ласточка делает гнездо
Дуб и ива Куда торопились муравьи Почему синичка плачет?
Первый лед на ставке Сорока кашу варила Жаба и Соловей
Сообразительный стекольщик Кукушкина печаль Чайки и Рак
Белка и Добрый Человек Будешь из гнезда выпадать? Что тяжелее журавлям
Как белочка дятла спасла Материнское счастье Дедушкина колыбель

Творчество для детей

  • «Все добрые люди — одна семья! » — современный сборник сказок и коротких рассказов В. А. Сухомлинского, предназначенный для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста, 2013.
  • «Цветок солнца » — в книжке собраны самые лучшие произведения автора притчи, сказки и детские рассказы. Рекомендуется для чтения детям младшего и среднего школьного возраста, 2012.
  • «Пусть будут и соловей, и жук » — сборник детских рассказов, опубликованный в 1977 году издательством «Малыш».
  • «Поющее перышко » — подборка сказок и рассказов, 1974 год.

Распечатать текст

Волчьи зубы

Жил-был на свете Волк. Злой-презлой. В пасти у него страш­ные зубы - как ножи. Схватит зубами овцу и сразу же разорвет. Все боялись Волка. А когда Волк был сыт, Баран, проходя мимо него, низко кланялся. Ему хотелось чем-нибудь задобрить Волка. Он гово­рил:

Волк-Волчище, какой ты сильный и мудрый! Я обожаю тебя.
Несколько раз Баран пригонял к Волку маленьких ягнят на ужин.

Но вот Волк постарел. У него выпали все зубы, и он не мог съесть даже цыпленка. Стал Волк охотиться на лягушек.

Заметил Баран, что Волк теперь не страшен, пришел к нему од­нажды и насмехается:

Волк-Волчище, теперь я тебя не боюсь. Я ненавижу тебя. Жалкая ты развалина.

Изумленный Волк ответил:

Значит, ты хвалил не меня, а мои зубы?

Вопросы:

Как влияет страх на отношения героев сказки?

Почему волк изумился, узнав, что Баран его ненавидит?

Летняя гроза

Однажды в выходной день пошли в лес всей семьей - отец, мать, пятиклассник Толя и четырехлетний Саша.

В лесу было красиво и весело. Родители показали детям поля­ну, на которой цвели ландыши.

Рядом с поляной рос куст шиповника. На нем зацвел первый цветок - розовый, ароматный. Вся семья села под куст. Отец читал интересную книгу.

Вдруг послышался грохот грома. Упали первые крупные капли, а потом дождь полил как из ведра.

Тато отдал свой плащ маме, и дождь ей был не страшен.

Мама отдала свой плащ Толе, и дождь был ему не страшен.

Толя отдал свой плащ Саше, и дождь ему был не страшен.

Саша спросил:

Мама, почему это так: вам отдал свой плащ тато, Толю оде­ли своим плащом вы, а меня одел своим плащом Толя? Почему каждый не надел свой плащ?

Каждый должен защищать того, кто слабее, - ответила мама.

А я почему никого не защищаю? - спросил Саша. - Зна­чит, я самый слабый?

Если ты никого не защищаешь, ты действительно слабый, -
с улыбкой ответила мама.

Но я не хочу быть самым слабым! - решительно сказал
Саша.

Он подошел к кусту шиповника, отвернул полу плаща и прикрыл розовый цветок шиповника: ливнем уже оторвало два лепестка, цветок поник - слабый, беззащитный.

Теперь я не самый слабый, мама? - спросил Саша.

Да, теперь ты сильный и мужественный, - ответила мать.

Вопросы:

Зачем Саша укрыл цветок шиповника?

Что бы сделал ты на месте Саши?

Спросил у бабушки...

У Павлика, живого и озорного четвероклассника, дедушка погиб на фронте. Дома, в старинном сундуке, бабушка хранит его ордена и медали.

А не так давно нарисовали большой портрет дедушки и повесили в классе, возле Павликовой парты. У Павлика зажглись радостные огоньки в глазах, когда он увидел дедушку - как живого, грудь в орденах, на пилотке красная звезда.

Но скоро радость сменилась горечью. Бывает же такое - не вы­полнишь задание, учитель сразу же укоряет:

Как же тебе не стыдно, у тебя же дедушка - герой, ты ведь сидишь рядом с его портретом.

Однажды Павлик поставил на парту осколок зеркальца и стал пускать солнечных зайчиков. Соседка по парте, председатель совета пионерского отряда Аленка шепчет:

Разве можно так вести себя на уроке? Разве твой дедушка пускал солнечных зайчиков?

Горько и тяжело стало Павлику. В субботу учительница сказала:

Сегодня пойдем в лес. Бегите быстренько домой, отнесите книги и возьмите еду.

Павлик подошел к открытому окну, выпрыгнул и уже хотел до­мой бежать, как навстречу ему идет учительница (и когда она успе­ла выйти из класса) и стыдит:

Разве так пионеры делают? Спроси у бабушки: прыгал ли когда-нибудь в окно твой дедушка?

На следующий день Павлик поднял руку:

Я спрашивал у бабушки...

О чем? - забыла учительница...

Спрашивал, не прыгал ли дедушка в окно?

Ну, что же рассказала бабушка?

Дедушка однажды в трубу вылез, когда его после уроков оставили.

Вопросы:

Каким герой-дедушка Павлика был в детстве?

Почему Павлику было важно сказать ребятам и педагогу, что дедушка однажды вылез в трубу?

Я не боюсь ни грома, ни молнии

Был жаркий июньский день. Пятиклассники пошли на целый день в лес.

Весело было в лесу. Дети играли, читали интересную книгу, варили кашу.

К вечеру из-за леса набежали черные тучи, загремел гром. От дождя дети убежали в курень к пастухам. Витя тоже побежал. Но вдруг сверкнула молния, и раздался такой оглушительный гром, что Витя от испуга присел под большим дубом, закрыл глаза и чуть не расплакался. Он уже открыл рот, чтобы закричать, призы­вая на помощь, но увидел рядом одноклассницу Валю.

Это ты, Витя? Ой, как хорошо, что я не одна. Теперь мне не страшно.

Витя перевел дыхание, оглянулся. Лес утонул в струях дождя. Сверкала молния, озаряя на мгновение своим светом деревья и кус­ты. Лес шумел, стонал. Вите казалось, что в мире нет никого, кро­ме него и Вали.

Ему стало стыдно бояться. Разве можно бояться, когда рядом с тобой девочка и ты отвечаешь за нее?

Не бойся, Валя, - сказал Витя. - Я не боюсь ни грома, ни молнии.

Витя прикоснулся рукой к ее белой косе. Теперь он уже совсем ничего не боялся.

Вопросы:

Боялся ли Витя грозы?

Почему Витя сказал Вале “Я не боюсь ни грома, ни молнии”?

Почему прикоснувшись рукой к её белой косе, он стал совсем ничего не бояться?

Как Нина гусака не испугалась

Пятилетняя Нина шла в детский сад. На тропинке, по которой шла девочка, сидел большой белый гусак. А рядом с ним - десяток поменьше и десятка три маленьких гусят.

Нина со страхом посмотрела на гусака. Какой он огромный и страшный! Какой у него длинный клюв!

Боязливо озираясь, Нина сошла с тропинки, чтобы обойти гуся. Но он поднял голову, зашипел, подбежал к девочке и ущипнул ее ногу. Гуси весело гоготали.

Нина заплакала и побежала домой.

Она рассказала маме о том, как на нее напал гусак.

Мама сказала дочке:

Не надо бояться, он и не будет нападать. Смотри на него смело, иди прямо на него, не обходи.

Нина опять пошла той же тропинкой. На ней опять сидел гусак, а рядом с ним - гуси и гусята.

Нина смело посмотрела на гусака. Он сидел на тропинке и будто ждал: что же будет?

А Нина все шла и шла на него, смотрела смело и думала: «Не боюсь я тебя, гусак».

Гусак испугался, сошел с тропинки, побежал, оглядываясь, по траве, а за ним побежали гуси и гусята.

Нина смело шла вперед.

Вопросы:
Почему гусак повёл себя так по-разному: то напал на девочку, ущипнул её за ногу, то испугался и убежал, оглядываясь?

Почему мама не пошла по тропинке вместе с Ниной?

Как Коля стал храбрым

Третьеклассник Коля пришел сегодня в школу очень рано. На лав­ке под тополем сидели две девочки. Они смотрели на дерево. В их глазах мальчик заметил тревогу.

Вдруг над большой тополиной веткой поднялась птичка, запи­щала тревожно. И в то же мгновение у лавки упал маленький пте­нец. Коля понял, что птенец выпал из гнезда, а мать его - в отчая­нии.

Девочка подняла птенца и сказала:

Если бы кто смелый сейчас был в школе... полез бы на дере­во и положил бы птенца в гнездо.

Коля был очень боязливым. Как только темнело, он боялся выйти из хаты. Однажды мама послала его в огород за вилком капусты, он увидел мышонка, испугался и прибежал к маме. Но слова девочки задели его. Неужели она считает его трусишкой?

Я полезу, - сказал Коля.

Ты? - спросили девочки и с удивлением посмотрели на маль­чика.

Коля спрятал птенца под рубашку и полез на тополь. От страха у него дрожали руки и ноги, но он лез все выше и выше. Мальчик положил птенца в гнездо и слез на землю.

Девочки смотрели на него с восхищением. А он взял портфель и пошел встречать одноклассников.

Вопросы:

Почему Коля испугался мышонка и не испугался залезть на дерево?

Почему, когда он лез на дерево, то руки и ноги дрожали? Почему он не перестал лезть вверх?

Испугается ли он теперь мышонка? Почему?

Несмелый мальчик

В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В пер­вый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.

Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший от­вет. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить за­дания и отвечать на вопросы».

От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.

Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ. Попросишь - всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый...»

Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.

Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но бы­страя и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.

Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного - и девочка погибла бы.

Держись за мою рубашку! - крикнул Николай.

Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

Вопросы:

Смелым или несмелым был Николай?

Что же такое смелость?

Всегда ли она проявляется?

инна попова
Проект «Сказки о главном» (по произведениям В. А. Сухомлинского)

Проект : «Сказки о главном »

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель группы, родители.

Срок проекта :5 месяцев.

Характер контактов : взаимодействие в рамках одной группы.

Форма работы : фронтальная, групповая.

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осудить

Ну, а слабый, его защитить

Дети учатся думать, мечтать

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Создание данного проекта вызвано необходимостью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя :

В изучении наследия В. А. Сухомлинского ;

В расширении познания детского мировоззрения через сказку ;

В воспитании нравственных качеств у дошкольников;

В создании единой развивающей среды, включая детей, педагогов и родителей.

Актуальность проекта .

Одной из самых острых проблем общества на современном этапе его развития является падение уровня морали, потеря духовных ориентаций, неспособность людей к самопознанию, отсутствие потребности в самосовершенствовании, саморазвитии. Теряются такие ценности как добро, любовь, красота, достоинство, верность.

По мнению В. А. Сухомлинского , глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто способен понять сложную, часто полную противоречий душу ребенка, и лелеять в ней ростки духовности. Большая роль в этом принадлежит мудрому Слову, что выходит из народных уст, родному слову. И особая роль в этом отношении принадлежит сказке .

Без сказки -живой и яркой , обладающей сознанием и чувствами ребенка- невозможно представить детское мышление и детский язык. Очень важно чтобы дети не только слушали сказку , но и сами ее творили. Через сказку , через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Герои сказок известного педагога - это окружающий мир, который должен войти в душу ребенка и остаться в ней навсегда, чтобы потом прорасти отзывчивостью, добротой, заботой, человечностью и ответственностью.

Данная проблема актуальна, так как художественные произведения выдающегося педагога - писателя побуждают чувства детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев произведений , а также собственного поведения. В обращении к детям В. А. Сухомлинский писал : «Не наноси своими поступками, своим поведением боли, обиды, заботы, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека» [т. 2-с. 253]. Если художественное произведение удачно выбрано , можно быть уверенным в том, что оно найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию у детей нравственных качеств.

Цель проекта :

Раскрытие сущности нравственных понятий через литературное наследие В. А. Сухомлинского ;

Расширение познания детского мировоззрения через призму действий сказочных героев ;

Создание условий для наиболее полного и свободного раскрытия творческих способностей;

Активизация коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста;

Формирование у детей навыков ориентироваться в мире взаимоотношений.

Задачи проекта :

Обогащение опыта детей по темам : «Осенний калейдоскоп» , «Родной дом» , «Одежда и обувь» , «Перелетные птицы» , через знакомство с произведениями А . Сухомлинского .

Развивать умение малышей оценивать действия и поступки героев, придумывать собственные окончания сказок и литературных произведений ;

Помочь дошкольникам самореализоваться, и самоутвердиться через осознание нравственных понятий;

Развивать культуру общения, навыки коллективного и группового взаимодействия.

Ожидаемый результат :

Наличие у детей умений коллективно-групповой деятельности, коммуникативных умений;

Развитие морально-эмоциональных чувств, социальных навыков поведения;

Повышение активизации работы с родителями воспитанников;

Устойчивый интерес детей к произведениям В . А. Сухомлинского .

Этапы работы по проекту

I. Подготовительный этап

Задачи :

1. Определить цели и задачи проекта .

2. Изучить и создать информационную базу по проекту .

3. Составить план проекта .

4. Привлечь родителей для помощи проведения данного проекта .

5. Провести анкетирование родителей «Морально - нравственное воспитание»

II. Основной этап

Задачи :

1. Познакомить детей с произведениями В . А. Сухомлинского .

2. Формировать умение понимать главную идею произведения , верно оценивать поступки героев.

3. Обогащать и активизировать словарный запас.

4. Развивать связную речь.

5. Развивать интерес к художественным произведениям , сказкам .

6. Развивать творческие способности детей.

7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение)

8. Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

9. Воспитывать активность и самостоятельность.

10. Создать развивающую среду по данной теме.

11. Оформить выставку рисунков по сказкам А . Сухомлинского .

III. Рефлексивно - оценочный этап

Демонстрация того, что сделали своими руками к прочитанным сказкам : рисунки к сказкам , изделия. Инсценировка сказки «Солнышко и солнце» . Применять накопленный опыт в новых условиях, обогащать его разнообразными жизненными впечатлениями, испытывать удовольствие от собственной способности. Производить элементарные самостоятельные суждения, последовательно излагать свои мысли.

Реализация проекта

1. Беседы.

2. Чтение художественных произведений , сказок В . А. Сухомлинского .

3. Рассматривание иллюстраций к сказкам .

4. Дидактические игры.

5. Подвижные игры.

6. Логические игры.

7. Физкультминутки.

8. Загадки.

9. Творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

10. Создание выставок.

11. Работа с родителями.

12. Презентация.

Организационные формы работы

Тема 1Осенний калейдоскоп (сентябрь-октябрь)

Худ. произведения , сказки В . О. Сухомлинського «Как начинается осень?» ,«Осенние сны клена» ,«Как ежик к зиме готовился» ,«Птичья кладовая» .

Виды деятельности

Психогимнастика «Я-листочек»

Загадка об осени.

Чтение произведения В . А. Сухомлинского .

Физкультминутка.

Игра «Звуки осени» .

Творческая работа (лепка) «Маленькие листочки» .

Беседа «Осень-художница»

Этюд «Танец осенних листьев»

Д / И «Скажи какой?»

Логическая игра «Посчитай»

Творческая работа (рисование)

«Кружатся листья золотые»

Беседа «Щедрая осень» .

Загадка про ежика.

Д / И «Узнай по вкусу» .

Ролевая игра «Ежик и садовник»

Психогимнастика «Я-птичка» .

Загадки о птицах.

Д / И «Что это за птица?»

Д / И «Гостинцы для птиц»

Творческая работа (рисование)

«Печальное осеннее дерево»

«Гроздь Рябины, кисть Калины"

Тема 2 Родной дом (ноябрь)

Худ. произведения , сказки В . О. Сухомлинського «Безродный дятел» ,«Какой след должен оставить человек на земле?» ,«Почему воробей Убежал?»

Виды деятельности

Беседа «Есть у каждого свой дом» .

Физкультминутка. «Мой дом»

Творческая работа (конструирование)

«Домик для птиц»

Пальчиковая гимнастика «Дом с воротами»

Д / И «Родной дом»

Изобразительная игра «Составь дом»

Творческая работа (аппликация)

«Мой дом»

Психогимнастика «Я-птичка»

Беседа «Перелетные и зимующие птицы»

Физкультминутка «Воробышки на ветвях»

П /И «Птички в домиках»

Д / И «Что это за птица?»

Конструирование дома из геометрических фигур.

Тема 3 Одежда и обувь (декабрь)

Худ. произведения , сказки В . О. Сухомлинського «Платочек для бабушки» ,«Журавль и девочка» ,«Пекарь и портной» ,«Зеленые рукавички» ,«Наложите и мне заплату»

Виды деятельности

Логическая игра «Хорошо или плохо?»

Загадки о головных уборах.

П / И «Платочек»

Рисование «Платок»

Аппликация «Красивый платочек»

Ритмическая гимнастика «Я иду, я иду поднимаю ножки»

Загадки об обуви

Д /И «Покупаем обувь для кукол»

Д / И «Мы портные»

Д / И «Подбери одежду кукле»

Рисование «постирайте платочки и полотенечки»

Загадки о рукавичках.

Д / И «Найди пару»

Декоративное рисование с элементами аппликации «Перчатки и котята»

Д / И «Найди и исправь ошибку»

Логико-математическая игра «Наши пуговицы» Л/И «Хорошо или плохо?»

Декоративное рисование «Украсим кукле платье»

Тема 4 Перелетные птицы (январь)

Худ. произведения , сказки В . О. Сухомлинського «Я хочу сказать свое слово » ,«Деркач и ласточка» ,«Ласточка прощается с родной стороной» ,«Журавль и попугай»

Виды деятельности

Беседа о перелетных птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.

Рисование «Золотая осень»

Трудовая деятельность. «Сбор зернышек различных растений для птиц»

Беседа «Кто с нами попрощался?»

П / и «Мы-птички»

Д/ игра «Опиши перелетную птицу»

Лепка «Птичка»

П / и «Мы - птички»

Логическая игра «Перелетные - зимующие»

Чтение стихотворения М. Підгірянка

«Мальчик и ласточка»

Загадка о ласточках

Д / И «Птенцы»

Заучивание стихотворения «Где чей дом»

Стихотворение Т. Майданович «Прощание»

Физкультминутка «Шел аист по болоту»

Д / И «Как птицы поют»

Аппликация «Птицы на ветвях»

Рисование «Цветные птицы»

Работа с родителями

Консультация «Развитие речевого творчества детей в процессе работы со сказкой в семье »

Анкетирование родителей по нравственному воспитанию детей. Консультация «Знакомство со сказками » . Папка – передвижка «сказки Сухомлинского в системе воспитания дошкольников.» Участие родителей в образовательной деятельности. Организация выставки рисунков совместно с родителями : «Моя любимая сказка » Помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками ; домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам ) ;чтение сказок с детьми дома ;



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх