Объяснение в любви базарова к одинцовой анализ. Объяснение Базарова с Одинцовой

Объяснение Базарова с Одинцовой - один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности Базарова. Это не только нигилист, но и человек, способный на многое ради возлюбленной. Нигилистическое его восприятие мира начинает рушится, т.к. он, сам того не желая, влюбился в женщину, что по его понятиям есть «романтизм». Также раскрывается натура Одинцовой, для которой «спокойствие превыше всего». Она эгоистична, думает только о себе. Ей ничего не нужно, кроме комфорта в жизни. Невольно начинается сопоставление Одинцовой и Базарова, и, конечно, Евгений кажется намного человечнее на ее фоне.

Эпизод разделен на две части, содержащие диалоги, происходящие утром и вечером. Диалоги взаимосвязаны. Интересно,что герои разговаривают поздно вечером, вопреки заведенному Одинцовой распорядку дня. В начале появляется мотив дороги: Базаров собирается уезжать. Но если дорога для него - это вечное движение, невозможность усидеть на месте, то перед Одинцовой «длинная, длинная дорога, а цели нет...». Ей и «не хочется идти».

Уже здесь намечается какой-то конфликт, непонимание героями друг друга. В самом Базарове, который говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», а потом признается в любви, уже намечается перемена. Нигилизм – это не стихия Базарова; он шире и глубже «отрицания всего». Одинцова не замечает этого в Базарове, он интересен ей именно как нигилист, она, так же, как и Анна Павловна Шерер в «Войне и мире», «угощается» своим гостем, т.е. как человек, молодой мужчина он ее не интересует.

Одинцова – рационалистка, устроившая свою жизнь «непогрешительно-правильно», так, что в ней нет места «ни скуке, ни другим тяжелым чувствам» (например, любви, ведь у Базарова это «тяжелая страсть»). И когда, в угоду Базарову, она разрешает ему остаться, то все равно это исключение, которого более никогда не будет.

Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря пейзажу, имеющему романтический характер. Порыв ветра, ночь, темное небо – все располагает к признанию. Но Одинцова не способна понять, почувствовать этого, она любопытна, но, как мне кажется, не жалеет об отъезде Базарова. Евгений, в котором бьется тяжелая страсть, ждет от нее не вопросов о его биографии. В нем просыпается гордость за отца, за себя и потому он говорит: «Мы люди темные...». Несмотря на то, что оба они образованны, Базаров мыслит себя с крестьянами, народом. Особенно ему тяжело оттого, что он влюблен в «аристократку», весьма похожую на Павла Павловича, «живого мертвеца», но в отличие от него, никогда не любившую, поэтому ей так легко разговаривать с ним.

Одинцова умело вставляет в свою речь мысли Базарова, но так, что они принимают другой оттенок, искажаются («Я вижу, вы меня знаете мало, хотя вы и уверены, что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит...»). Базаров опять противоречит своим принципам, отвечая, что «всякий человек - загадка». Одинцову можно сопоставить с княгиней Р, «сфинксом», но без тайн. Одинцова гораздо проще, она схематичнее, поселилась в деревне, как Павел Павлович, но не из-за несчастной любви, а потому, что любит «комфорт жизни».


На следующий день Базаров признается в любви Одинцовой, делая это весьма нетрадиционно. Признание - необходимая часть многих романов, но если в «Евгении Онегине» Татьяна «стыдом и страхом» замирала, то Базаров испытывает досаду. Вообще в романе показано несколько признаний, например, Аркадия Катерине. Оно традиционно: герои отвечают друг другу взаимностью. Отношение Базарова с Одинцовой вовсе не предполагают удачного завершения. Никто из них не понимает любовь как высокое чувство, скорее наоборот: для Анны Сергеевны - это излишнее беспокойство, а для Базарова - «страсть, похожая на злобу». Перед признанием Евгений говорит пророческие и вместе с тем очевидные слова про будущее, «которое большею частию не от нас зависит» (вспомним смерть Базарова). Одинцова в некотором роде становится Базаровым, она берет от него, возможно, самое плохое, нигилистическое начало. Если в Базарове есть какая-то деликатность к мыслям, чувствам, то Одинцова прямо говорит, что желает разобраться, что в Базарове «теперь происходит». Даже Евгений, достаточно циничный, возмущается, говоря: «Что я государство какое?». С другой стороны, у него появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны: Одинцова желает узнать о его чувствах с такой простотой, будто речь идет о лягушках, которых резал Евгений. Только Базаров лез в материальную сферу жизни и ее явлений, а Одинцова - в душевную. Если рассматривать Одинцову с этой позиции, то она сродни еще одному последователю Базарова, Ситникову, тоже «коверкающему» идеи учителя.

После признания Базаров косвенно сравнивается с Аркадием, который испытал«трепетание юношеской робости» и «сладкий ужас первого признания».

Порыв Базарова - это не порыв нигилиста, но человека, вырвавшегося на какое-то время из границ разума. Он повинуется инстинктам. У него было «почти зверское лицо», не случайно подчеркивается это сходство. Важно определение Катерины, говорящей, что сестра с Базаровым «дикие». На протяжении всего романа прослеживается сопоставление «диких» и «ручных».

Как ни странно, в этой ситуации поражение терпит Одинцова, а не неудачник любовник. Твердо решив, что она понимает все и всякого, она просчитывается вдвойне: Базаров и Аркадий превосходят все ее ожидания. Даже обдумывая для себя возможное счастье с Евгением, она думает только о себе, при этом как всякая светская дама (что полностью развенчивает тургеневское утверждение о том, что «характер у нее был свободный и решительный») всплакнула, но не испытала жалости, просто почувствовала себя виноватой. Виновата не Одинцова. Нельзя искать в любви виноватого, как она это делает. Влюбиться можно, но заставить себя это сделать нельзя. Одинцова руководствуется принципом «спокойствие превыше всего». «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие», - пишет Тургенев.

Таким образом, Одинцова, так же как и Павел Павлович – представитель интеллигенции, ближе к «отцам», «живой мертвец». Базаров сумел-таки нарушить покой мирной жизни Одинцовой, вывести ее из состояния душевной спячки хотя бы на несколько мгновений, дав ей понять или хотя бы заставив почувствовать ее нравственное несовершенство по сравнению с другими людьми. Ее проблема в том, что она не хочет другой жизни, ей проще говорить о дороге без пути и о прочем «романтизме», не видя реалий жизни.

В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях.

Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает,

Как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж - нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то - двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.

Любовь и нигилизм

Анна Сергеевна Одинцова

Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.

Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.

Отношения Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой - очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.

А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.

Трагедия нигилиста

Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.

Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.

Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.

В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях. Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает, как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх