Где происходила борьба русских княжеств с кочевниками. Пособие по истории отечества

Между Черным морем и лесной частью Русской равнины простиралась бескрайняя степь, по которой многие века бесчисленные кочевые племена совершали набеги на Европу. По этому пути, проходившему через Северное Причерноморье, примерно один раз в 150-200 лет прокатывалась «волна» завоевателей из Азии.

Многие кочевые племена пытались задержаться на этих землях и вступали в борьбу с оседлыми племенами пограничной зоны между лесом и степью. В течение длительного времени шла борьба между земледельцами и скотоводами за обладание южнорусскими степями.

В 5 в. до н. э. в Северном Причерноземье появились скифы-пахари, которые откололись от соплеменников кочевников. В 3 в. до н.э. они были разгромлены ираноязычными кочевниками - сарматами. Именно в это время появились первые упоминания о славянах.

Многие историки предполагают, что скифы-пахари были предками восточных славян. Это было время «великого переселения народов», которое началось в связи с развалом Римской империи и освоения ее территории варварскими народами.

В 4 в. в Причерноморье пришли древнегерманские племена готов, которым удалось подчинить себе славян (антов).

Однако уже во второй половине 4 в. в степи Восточной Европы вторглись и многочисленные монгольские и тюркские племена - гунны. Их власть просуществовала несколько десятилетий. За это время племена антов освоили территории между Днестром и Днепром.

Однако на смену гуннам пришло еще более мощное племя завоевателей - аваров. Пришельцы, подчинив племена славян, образовали мощное государство - Аварский каганат. Авары вовлекли часть славянских племен в завоевательные походы на Константинополь.

Отдельные племена славян были полностью порабощены аварами и вынуждены были платить дань. Они вели беспрерывные войны с угнетателями, что в конечном итоге привело к их упадку и гибели.

7-8 столетия были временем активного освоения новых земель восточными славянами. Их племена появились в пойме Дуная, устье Южного Буга, Днестра и Дуная. При этом продвижении часть славянских племен попала под власть мощного полукочевого государства - Хазарского каганата, возникшего на Северном Кавказе в 7 в.

Зависимость многих славянских племен сохранялась до середины 10 в., когда каганат был разгромлен киевским князем Святославом.

В 875 г. в летописи Аскольда упоминается о множестве тюркских племен, пришедших из Средней Азии, - печенегах. Они обошли с севера владения хазар и обратили в бегство многие племена, которые стали отходить на запад.

Отношения Руси с печенегами отличались неустойчивостью. Они выглядели как сплошная череда мира, грабительских набегов, династических браков, наемничества и участия сторон в междоусобицах.

При Владимире I для борьбы с печенегами были построены оборонительные рубежи с засечными чертами по рекам Десне, Остру, Трубежу и Суле. Преемники Владимира I на киевском престоле активно использовали печенегов в распрях и борьбе за власть. Печенегов удалось подавить к концу 11 в.

В это время у Руси появился новый опасный соперник - половцы (куманы). Вытеснив из приграничья печенегов, они стали совершать постоянные набеги на русские земли. В 1068 г. они разгромили русские дружины на реке Альте.

Вопрос о половецкой опасности неоднократно поднимался на княжеских съездах. В 1103 г. на Долобском съезде было принято решение о совместном походе против половцев. В 1111 г. Владимир Мономах в походе в глубь половецких степей нанес половцам поражение, взяв их столицу г. Шарукань. Однако для полной победы понадобились многие годы и сплочение между русскими князьями.

Древняя Русь после принятия христианства оказалась на позиции внешнеполитического форпоста христианского мира на Востоке и приняла на себя всю тяжесть борьбы с кочевниками.

Европейский восток долго не имел постоянного населения, лишь кочевые племена порою перемещались с места на место, устраивая временные поселения. Образовавшиеся со временем оседлые племена занимались земледелием и были значительно богаче кочевников. Потому многие века кочевые племена из Азии совершали набеги на Европу, считая грабеж самым легким способом приобретения жизненных благ.

В V веке до н.э. жителями южной степи были скифы-кочевники, а к северу от них вверх по Днепру жили подвластные им скифы-пахари.

Со временем сарматы, обитавшие в Азии, вступили в Скифию и присоединили ее жителей к своему народу.

Между Каспийским и Черным морем жил еще один кочующий народ, алане. Алане вытеснили сарматов из юго-восточной России.

В III веке стали свирепствовать готы, народ германского племени. В IV веке в юго-западной части нашего отечества готы образовали сильное государство. Их царь, Эрманарих, также подчинил себе и венедов, которые, по мнению некоторых ученых, были единоплеменниками славян.

В конце IV века азиатские кочевники, гунны, нападают на алан, готов и римские владения, в результате чего великая империя готов была уничтожена. История также упоминает антов, которые вместе с венедами принадлежали к славянскому народу. Анты и венеды признали над собой власть гуннов. Но со смертью их царя Аттилы прекратилось и владычество гуннов.

В VI веке новый азиатский народ открыл себе путь к Черному морю. Авары соединились с другими единоплеменными ордами и завоевали всю южную Сибирь. Угры, болгары, анты признали власть аварского хана Баяна. В 568 году область, завоеванная аварами, простиралась от Волги до Эльбы. Хан Баян добился также и покорения славян.

Наконец, доведенные до отчаяния, богемские славяне вступили в борьбу с кочевниками, усмирили аваров и вернули свою независимость. В VII-VIII веках славяне продвинулись вглубь степи, в юго-восточном направлении от среднего Приднепровья, заняв Дон, устье Южного Буга, Днестра, Дуная. В начале VII столетия, заключив союз с Константинополем, изгнали оттуда аваров. Могущество этого азиатского народа ослабело.

По соседству с восточными славянами на западной стороне Каспийского моря жили хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хазары вели торговлю с азиатскими народами и восточными славянами, а некоторых из них принудили платить себе дань. Славянские племена без борьбы попали под власть Хазарского каганата, возникшего в VII веке на Северном Кавказе. Иго этих завоевателей не угнетало славян. Хазары преградили доступ к ним кочевым ордам, напиравшим с востока, а со славянами установили мирные отношения. Но иное отношение к хазарам было у полян, радимичей, северян, вятичей. Они платили немалую дань, но хазары не могли защитить их от нападения болгар. Хазарский каганат был уничтожен князем Святославом.

Во второй половине IX века началась новая волна вторжений азиатских кочевников, на этот раз печенегов, тюркских племен. В конце VIII – начале IX века под давлением гузов печенеги двинулись на запад, захватили степи между Волгой и Уралом, образовав здесь мощное племенное объединение. В конце IX века печенежская орда оттеснила угров (венгров), а к началу X века завладела всей степной частью Северного Причерноморья. Орда печенегов стала серьезной опасностью для соседей. В 915 году печенеги, заключив союз с князем Игорем, пять лет не тревожили Русь. В 920 году между ними произошла битва, исход которой неизвестен истории. После этого печенеги исчезают из истории на 25 лет.

Не раз приходилось отражать печенежские набеги князю Святославу . Тяжелая война с печенегами продолжалась и до самой смерти князя Владимира и, судя по летописным известиям, не принесла Руси решающих успехов.

Только Ярославу удалось окончательно победить печенегов. Последняя ожесточенная битва состоялась в 1036 году, в которой печенеги были разгромлены. Борьба с печенегами длилась несколько десятилетий и была основной внешнеполитической задачей Древней Руси.

В 1054 году у русских границ печенегов сменили торки (гузы). Силы торков были невелики, и, чтобы они не вступали в союз с половцами против Руси, братья Ярославичи разгромили их, устранив внешнеполитическую проблему.

В середине XI века для Руси возникла страшная опасность в лице половцев, которые захватили всю степную полосу от Волги до Дуная. Во второй половине XI века у половцев сложились большие объединения, во главе которых стояли ханы. Первое столкновение Киевской Руси с половцами случилось в 1061 году. Через три года после этого начинаются усобицы между русскими князьями, сыновьями Ярослава. Разделение на уделы ослабило Русскую землю, чем не преминули воспользоваться враги славян. Только в 1111 году Владимиру Мономаху, удалось сломить неприятелей. После этого поражения половцы долго не тревожили Русь.

Борьба с кочевниками-половцами длилась полтора века. С 1061 по 1210 г. половцы совершили 46 больших походов на Русь, не считая множества мелких набегов.

Половецкие кочевники были разгромлены монголо-татарскими завоевателями, вторгшимися в причерноморские степи в 1222-1223 гг. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие…

В 1238 году к границам древнерусского государства подошел хан Батый. Завоевывая один город за другим, вся территория Киевской Руси оказалась под его властью. Начались годы еще более тяжелой и кровопролитной борьбы.

Постоянная угроза со стороны кочевников сумела объединить силы славян в борьбе против общего врага, что способствовало образованию могучего Древнерусского государства.

Расселение славян и столкновения с кочевниками

Замечание 1

На протяжении $VIII-IX$ веков славяне весьма успешно боролись с кочевыми племенами степей. Поселения славян появлялись на Дону, Северном Донце, в степях Приазовья, на Тамани – таким образом распространение скотоводства сокращалось, поскольку славяне были земледельцами.

Невозможность заниматься скотоводством подрывала экономику кочевников. Активное заселение земель славянами влияло на самих кочевников, ассимилируя их, поскольку славяне находились на более высокой ступени развития.

Набеги венгров и болгар были эпизодическими, направленными на грабеж и захват пленных, но общей ситуации они переломить не могли. Так в Причерноморье устанавливалось господство славян.

Хазары и славяне

Соседями славян на западе от Каспия были хазары. Этот этнос имел турецко-татарское происхождение. Хазары вели успешную торговлю с народами Азии, а также со славянами. Некоторые из этих народов платили им дань. Хазарский каганат оформился на Северном Кавказе в $VII$ веке. Славяне попали под его власть без войны, вероятно, такая зависимость их не угнетала. Дело в том, что довольно сильный каганат остановил поток других кочевников, рвавшихся на запад с востока. С некоторыми славянами у хазар были абсолютно мирные отношения. Но поляне, радимичи, вятичи и северяне о хазарах были иного мнения, поскольку, вынужденные платить им дань, они не были защищены от набегов болгар. Падение Хазарского каганата связано с именем князя Святослава, который около $970$ года окончательно уничтожил это государственное объединение, включив эти территории в состав Древнерусского государства.

Печенеги

Но в $X$ веке в степи у Черного моря пришла волна новых кочевников. Однако и противостояние теперь было не между племенами, а между кочевым племенем и Древнерусским государством. Этими кочевниками были печенеги, пришедшие из Средней Азии. Прародиной печенегов считают район севернее Аральского моря, а также нижнее и среднее течение Сыр-Дарьи.

Рисунок 1.

В начале $IX$ века печенеги заняли степи между Волгой и Уралом. Так оформилось мощное племенное объединение. В него вошли местные сарматы и некоторые финно-угорские племена. Племенной союз ограничивался Волгой, рекой Урал, Уральским хребтом и Жигулевскими горами. На печенегов наседали огузский и кыпчакский племенные союзы, это вынудило их перейти Волгу, обойти Хазарию и вторгнуться в Причерноморье в конце $IX$ века. Константин Порфирородный писал, что печенеги пришли в степи Причерноморья в $90$-х годах $IX$ столетия.

Печенегам сразу удалось занять полосу степей, разделявшую Древнерусское государство от Хазарии, также они нанесли поражение венграм, и те ушли на запад. В начале $X$ века печенеги владели всеми степями у Черного моря от Волги до Прута. Печенежская орда стала серьезной опасностью. Известно, что в $915$ году князь Игорь заключил с ними некий договор, после чего эти кочевники не беспокоили Русь в течение пяти лет. В $920$ году произошла битва, но ее результат неизвестен, кроме того, что после этого печенеги пропадают на $25$ лет.

Активно боролся с печенегами князь-воин Святослав, тяжело и беспрестанно боролся с ними князь Владимир, но, судя по всему безуспешно. Окончательный разгром печенегам удалось нанести только Ярославу Мудрому, известна последняя тяжелая битва $1036$ года. Вскоре печенеги покинули русские степи, и ушли на Балканы. Таким образом, борьба Руси с печенегами была приоритетной задачей внешней политики на протяжении нескольких десятилетий.

Половцы

В $1054$ году на место печенегов пришли торки. Но эти кочевники были немногочисленны, а чтобы не допустить их союза с половцами, сыновья Ярослава Мудрого разгромили торков. Кроме торков в южных степях жили еще черные болгары и берендеи. Князья часто обращались к этим кочевникам, используя их как наемников. Например, у торков была легкая конница, которая принимала активное участие в походах князей.

Рисунок 2.

В середине $XI$ века новой серьезной опасностью для Древнерусского государства стали половцы. Они имели тюркское происхождение. Эти кочевники заняли всю степь от Волги до Дуная. К концу $XI$ века половцы оформились в большие объединения с ханами во главе.

Замечание 2

Любопытно, что половцы имели европеоидный тип внешности с некоторой примесью монголоидности. Название «половцы» для этих кочевников употребляли только на Руси, европейцы называли их куманами, а арабские источники – кыпчаками. Первый конфликт Руси с половцами произошел в $1061$ году. Следом за этим наступает период раздоров между Ярославичами. Распри и разделение государства на уделы значительно ослабили его боевую мощь.

С $1061$ по $1210$ годы половцы совершили $46$ крупных набегов на Русь, но общее количество посчитать невозможно, потому что мелкие стычки были слишком многочисленны. Значительных успехов в борьбе с половцами добился Владимир Мономах. В $90$е годы $XI$ века натиск половцев на Русь был колоссальным, некоторым удалось буквально вплотную достичь Киева. Владимир Мономах смог организовать несколько походов вглубь степей и разбить половецкие войска. Он отвоевал города, захваченные кочевниками.

Особенно важным был поход $1111$ года, потому что тогда русские войска смогли взять столицу одного из ханов, Шарукань. Разбитые половцы покинули донецкие степи, а оттуда двинулись на Северный Кавказ и далее в Грузию.

После Владимира Мономаха междоусобицы не прекратились, его сын Мстислав Великий еще твердо правил, но распад государства было не остановить. Половцам это помогло оправиться от поражения $1111$ года и усилить свою мощь. Они активным потоком напирали на окраины государства. Ответные действия князей становились более разрозненными и менее удачными.

Пример 1

Например, в $1185$ году князья Игорь и Всеволод Святославичи двинулись в поход на половецкие степи, но для них это окончилось разгромом и пленением. Мы знаем об этой печальной странице русской истории из народной песни «Слова о полку Игореве». Население Древнерусского государства отчетливо понимало, что причина их бед в невозможности князей действовать слаженно, в их вечных распрях. Упреки князьям совершенно явственно звучат в строках «Слова о полку Игореве».

Во второй половине $XII$ века Переяславское княжество, находившееся ближе всех к половцам, фактически было занято половцами, они уже не приходили туда грабить, а просто жили там. Древнерусское государство потеряло территории на Азовском море, поскольку они были заняты половцами. Также и дороги в степи были практически полностью под властью кочевников. Купцы пробирались с великим трудом, поэтому торговля с Византией переживала сильный упадок, пока совсем не прекратилась.

В результате всего этого и положение Киева как центра, столицы упало. Город был отрезан от моря, не мог действовать в качестве посредника при торговле Европы с Византией и другими странами востока. Европейцы открыли новые торговые пути с помощью крестовых походов. А Киев оказался не у дел. Население стало массово переселяться в более спокойные районы, на северо-восток.

Половцы были побеждены только новым бедствием для Древнерусского государства. Их разгромили монголо-татары, которые вошли в степи Причерноморья в $1222-1223$ годах, при этом, требуется отметить, что половцы ассимилировали монголо-татар, поскольку передали им свой язык.

В $1238$ году хан Батый вышел на границу Древней Руси и стал занимать города один за другим. Для русского государства наступили еще более тяжелые времена.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.

Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, Керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.

Во второй половине X в. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским портом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Х в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

Борьба против кочевников

В X и начале XI вв. на правом и левомберегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершалибыстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.

В 969 г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стугне, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") различных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей.

После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.

В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они занимали Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.

Завоевание Китая монголами

В XII в. на территории современного Китая сосуществовали четыре государства, на севере - чжурчжэньская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство Западное Ся, на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао (Дали) в Юньнани.

Эта расстановка сил стала итогом иноземных вторжений кочевых племен, обосновавшихся на китайских землях. Единого Китая уже не было Более того, когда в начале XIII в. над страной нависла опасность монгольского завоевания, каждое из государств оказалось крайне ослабленным внутренними неурядицами и было не в состоянии отстоять свою независимость

Природные условия мест обитания монголов обусловили занятие кочевым скотоводством, выделившимся из первобытного комплекса земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства. В поисках пастбищ, богатых травой и водой, пригодных для выпаса крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, монгольские Племена кочевали по бескрайним просторам Великой степи. Домашние животные снабжали кочевников продуктами питания. Из шерсти выделывался войлок - строительный материал для юрт, из кожи изготовлялись обувь и предметы домашнего обихода. Ремесленная продукция шла на внутреннее потребление, в то время как скот обменивался на необходимые кочевникам продукты земледелия и городского ремесла оседлых соседей. Значение этой торговли было тем более весомым, чем более многоотраслевым становилось кочевое скотоводство. Развитие монгольского общества во многом стимулировалось связями с Китаем. Так, именно оттуда в монгольские степи проникали изделия из железа Опыт кузнечных дел мастеров Китая, примененный монголами для изготовления оружия, был применен ими в борьбе за пастбища и рабов

Центральной фигурой монгольского общества были лично свободные араты. В условиях экстенсивного кочевого скотоводства эти рядовые кочевники пасли скот, занимались стрижкой овец, изготовляли традиционные ковры, необходимые в каждой юрте. В их хозяйстве порой использовался труд обращенных в рабство военнопленных.

В кочевом обществе монголов со временем произошла значительная трансформация. Первоначально свято соблюдались традиции родовой общины. Так, например, во время постоянного кочевья все население рода на стоянках располагалось по кругу вокруг юрты родового старейшины, составляя тем самым своеобразный лагерь-курень. Именно эта традиция пространственной организации социума помогала выжить в трудных, порой опасных для жизни степных условиях, когда сообщество кочевников было еще недостаточно развито и нуждалось в постоянном сотрудничестве всех его членов. Начиная же с конца XII в. с ростом имущественного неравенства монголы стали кочевать аилами, т.е. небольшими семейными группами, связанными узами кровного родства. С разложением рода в ходе длительной борьбы за власть складывались первые племенные союзы, во главе которых стояли наследственные правители, выражавшие волю племенной знати - нойонов, людей «белой кости».

Среди глав родов особенно возвысился Есугэй-батур (из рода Борджигин), кочевавший в степных просторах к востоку и северу от Улан-Батора и ставший вождем-каганом мощного рода - племенного объединения. Преемником Есугэй-батура стал его сын Темучин. Унаследовав воинственный характер отца, он постепенно подчинил себе земли на Западе - до Алтайского хребта и на Востоке - до верховья Хэйлунцзяна, объединив почти всю территорию современной Монголии. В 1203 г. ему удалось одержать верх над своими политическими соперниками - ханом Джамуху, а затем и над Ван-ханом.

В 1206 г. на съезде нойонов - курултае - Темучин был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингис-хана (ок. 1155-1227). Он назвал свое государство монгольским и сразу же начал завоевательные походы. Была принята так называемая Яса Чингис-хана, узаконившая захватнические войны как образ жизни монголов. В этом ставшем повседневным для них занятии центральная роль отводилась конному войску, закаленному постоянной кочевой жизнью.

Ярко выраженный военный образ жизни монголов породил своеобразный институт нукерства - вооруженных дружинников на службе нойонов, комплектовавшихся по преимуществу из родоплеменной знати. Из этих родовых дружин создавались вооруженные силы монголов, скрепленные кровными родовыми связями и возглавляемые испытанными в долгих изнурительных походах руководителями. Кроме того, покоренные народы нередко вливались в войска, усиливая мощь монгольской армии.

Захватнические войны начались с нашествия монголов в 1209 г. на государство Западное Ся. Тангуты были вынуждены не только признать себя вассалами Чингис-хана, но и выступить на стороне монголов в борьбе против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях на сторону Чингис-хана перешло и южносунское правительство: пытаясь воспользоваться ситуацией, оно прекратило выплачивать дань чжурчжэням и заключило соглашение с Чингис-ханом. Между тем монголы стали активно устанавливать свою власть над Северным Китаем. В 1210 г. они вторглись в пределы государства Цзинь (в пров. Шаньси).

В конце XII - начале XIII в. в империи Цзинь произошли большие изменения. Часть чжурчжэней стала вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Процесс размежевания в чжурчжэньском этносе резко обострил противоречия внутри него. Утрата монолитного единства и прежней боеспособности стала одной из причин поражения чжурчжэней в войне с монголами. В 1215 г. Чингис-хан после длительной осады овладел Пекином. Его полководцы повели свои войска в Шаньдун. Затем часть войск двинулась на северо-восток в направлении Кореи. Но главные силы монгольского войска вернулись на родину, откуда в 1218 г. начали поход на Запад. В 1218 г., овладев прежними землями Западного Ляо, монголы вышли к границам Хорезмского государства в Средней Азии.

В 1217 г. Чингис-хан снова напал на Западное Ся, а затем восемь лет спустя начал решающее наступление на тангутов, учинив им кровавый погром. Завоевание монголами Западного Ся закончилось в 1227 г. Тангутов вырезали почти поголовно. В их уничтожении участвовал сам Чингис-хан. Возвращаясь домой из этого похода, Чингис-хан умер. Монгольское государство временно возглавил его младший сын Тулуй.

В 1229 г. великим ханом был провозглашен третий сын Чингис-хана Угэдэй. Столицей империи стал Каракорум (к юго-западу от современного Улан-Батора).

Затем монгольская конница направилась к югу от Великой китайской стены, захватывая земли, оставшиеся под властью чжурчжэней. Именно в это трудное для государства время Угэдэй заключил античжурчжэньский военный союз с южносунским императором, посулив ему земли Хэнани. Идя на этот союз, китайское правительство рассчитывало с помощью монголов разгромить давних врагов - чжурчжэней и вернуть захваченные ими земли. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Война в Северном Китае продолжалась до 1234 г. и закончилась полным разгромом чжурчжэньского царства. Страна была страшно опустошена. Едва закончив войну с чжурчжэнями, монгольские ханы развязали военные действия против южных Сунов, расторгнув договор с ними. Началась ожесточенная война, длившаяся около столетия. Когда монгольские войска в 1235 г. вторглись в пределы Сунской империи, они встретили ожесточенный отпор населения. Осажденные города упорно защищались. В 1251 г. было решено послать в Китай большое войско во главе с Хубилаем. В одном из походов участвовал великий хан Мункэ, который погиб в Сычуани.

Начиная с 1257 г. монголы наступали на Южносунскую империю с разных сторон, особенно после того, как их войска прошли к фаницам Дайвьета и подчинили себе Тибет и государство Наньчжао. Однако занять южнокитайскую столицу Ханчжоу монголам удалось лишь в 1276 г. Но и после этого отряды китайских добровольцев продолжали сражаться. Ожесточенное сопротивление захватчикам оказывала, в частности, армия во главе с крупным сановником Вэнь Тяньсяном (1236-1282).

После длительной обороны в Цзянси в 1276 г. Вэнь Тяньсян потерпел поражение и попал в плен. Службе Хубилаю он предпочел смертную казнь. Патриотические стихи и песни, созданные им в заключении, получили широкую известность. В 1280 г. в боях на море монголы разгромили остатки китайских войск.

Свержение монгольского ига

К середине XIV в. империя Юань пришла в полный упадок. Политика властей разрушительно действовала на жизнь города и деревни Северного Китая. К тому же разразившиеся стихийные бедствия - разливы рек, изменение русла Хуанхэ, затопление обширных равнин - сокращали посевные площади и вели к разорению земледельцев. Городские рынки опустели, мастерские и лавки ремесленников закрылись. Обстановка в стране чрезвычайно накалилась. Юаньские власти, опасаясь массового взрыва, запретили народу хранить оружие. При дворе был даже выработан проект истребления большой части китайцев - обладателей пяти наиболее распространенных в стране фамилий.

В 30-х гг. XIV в. крестьяне повсеместно брались за оружие. Их поддерживали горожане и народности Юга. В песнях, популярных рассказах бродячих сказителей воспевались непобедимые герои, храбрые полководцы, отважные силачи и справедливые мужи прошлого. На эти темы разыгрывались театральные представления. Именно тогда появился роман «Троецарствие», воспевавший славное прошлое китайского этноса, и прежде всего воинскую доблесть, необычайное мастерство древних китайских военачальников. Ученые-астрологи сообщали о зловещих небесных знамениях, а гадатели прорицали конец власти иноземцев.

Среди тайных религиозных учений разных толков и направлений особо популярной была мессианская идея о пришествии «Будды будущего» - Майтрейи (Милэфо) - и начале новой счастливой эры, а также учение о свете манихейского толка. Тайное буддийское «Общество Белого лотоса» призывало к борьбе с захватчиками и формировало «красные войска» (красный цвет - символ Майтрейи).

«Общество Белого лотоса» выдвинуло идею воссоздания китайского государства и восстановления власти династии Сун. Один из руководителей восставших Хань Шаньтун, будучи объявлен потомком некогда царствовавшего дома, был провозглашен сунским императором. Руководство военными действиями принял на себя один из вождей тайного братства Лю Футун. Предводители восстания обличали монгольских правителей, утверждая, что у власти в стране стоят «подлость и лесть», что «воры стали чиновниками, а чиновники - ворами». Восстание «красных войск» охватило почти весь север страны. Повстанцы заняли Кайфын, Датун и другие крупные города, достигли Великой китайской стены, приблизились к столице. Правительственные же войска терпели поражение.

В 1351 г. восстания охватили и центральные районы Китая, где также проповедовалось пришествие Майтрейи. В Аньхуэе восставших возглавил Го Цзясин. В 1355 г. после смерти Го Цзясина командование войском принял на себя Чжу Юаньчжан - сын крестьянина, в прошлом бродячий монах. Одержав победу над соперниками, Чжу Юаньчжан отправил войско на север и в 1368 г. занял Пекин Последний из правящих в Китае потомков Чингис-хана бежал на север. Чжу Юаньчжан, провозглашенный в Нанкине императором новой династии Мин, еще около 20 лет отвоевывал территории страны

Младшая династия Хань

Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения простого люда. Это выразилось и в конкретных действиях Гуан У-ди, который:

Освободил всех государственных рабов и часть частных;

Принял меры по смягчению положения оставшихся рабов (отменил клеймение, право хозяина на убийство раба и др.);

Активно восстанавливал систему дамб и ирригационных сооружений;

Упорядочил денежное обращение, пытаясь ликвидировать последствия предыдущих денежных реформ;

Уменьшил налоги;

Поощрял земледелие и шелководство;

Бедноте выделял на льготных условиях государственные поля, в том числе и земли опальных «сильных домов».

Все эти меры дали результаты и экономика страны стала постепенно восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении набегов сюнну и открытии вновь в 73 г. Великого шелкового пути. Столицей империи стал Лоян.

Проведенная перепись населения показала прирост – с 21 млн.человек в начале правления Младшей Хань до 53 млн. человек через 80 лет. Однако эта стабилизация продолжалась недолго и с начала II в. положение в стране стало заметно ухудшаться. В руках немногих крупнейших землевладельцев вновь стали скапливаться несметные богатства, а масса мелких и средних собственников нищала. В политическом отношении упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими «временщиками» и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно снижалась, а вместе с тем сокращались и налоговые поступления в казну. Создавшееся положение многие политические деятели рассматривали как катастрофу для государства и связывали ее с распространением товарно-денежных отношений. В докладах на высочайшее имя появились советы запретить деньги и изъять металлическую монету из обращения.

Число налогоплательщиков сокращалось, казна теряла доходы, на оставшихся выпадали более тяжелые налоги и повинности. Сокращение налогоплательщиков не означало их физической гибели, это была гибель «гражданская», так как они отдавали себя под покровительство покровительство «сильных домов», то есть частных лиц. Из подданных государства, его свободных граждан, попавшие в зависимость (из-за долгов) люди превращались в лично- и поземельно-зависимых, выпавших из налогообложения. Поместья «сильных домов» все в большей мере становились экономически замкнутыми, товарно-денежные отношения пришли в упадок, городская жизнь замирала. В начале 20-х гг. III в. во многих местах монета была отменена, и средством обмена стал шелк или зерно. Из-за дезорганизации центрального аппарата прекратились регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Бюрократический аппарат, выросший до колоссальных размеров разъедался коррупцией и стал самодовлеющей силой, поглощающей все доходы государства.

В этой обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось мощное общественное движение, известное как восстание «желтых повязок». Это движение готовилось планомерно в течение 10 лет религиозной сектой даосского толка «Путь Великого благоденствия». Руководил сектой, а затем восстанием Чжан Цзюэ. В своих проповедях он назвал точную дату – 4 апреля 184 г., когда на земле наступит эра благоденствия. В этот день, по его предсказанию, погибнет «Синее Небо», то есть династия Хань, и воцарится «Желтое Небо» (то есть царство справедливости). В качестве символа восставшие носили желтые повязки. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории страны, создали 36 религиозных центров. Проповеди-воззвания обещали всем избавление от страданий и счастье в самом ближайшем будущем. Это, конечно, привлекало толпы восставших. Велась организованная военная подготовка и количество бойцов доходило до 360 тысяч. Есть данные, что 2/3 страны находились под влиянием учения Чжан Цзюэ, поэтому власти опасались арестовывать проповедника, хотя и знали о его роли. Это движение было отлично подготовлено и организовано, в отличие от предыдущих, а также имело свою идеологию. Действия восставших были типичными – они громили правительственные учреждения, уничтожали представителей власти как представителей вселенского зла. Это восстание является своеобразным рубежом в истории Китая, так как уже к 192 г. можно говорить о фактическом исчезновении единства империи. В течение последующих 30 лет ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался воспользовался авторитетом ханьского дома, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. Формальным завершением Ханьской династии принято считать 220 г., когда Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.

Воп. Борьба Китая против нашествия кочевников в XI-XII вв.

Новые могущественные соседи Китая – кидани – усилились в начале X в. на северо-восточных рубежах. Кидани – кочевой народ, переживавший стадию разложения родоплеменного строя и становления государства. В 916 г. их вождь Апоки из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгласил себя императором. В 937 г. новое государство киданей в Маньчжурии и Внутренней Монголии стало называться Ляо . Его глава широко привлекал китайских чиновников, попавших в плен, к строительству государственного аппарата. Кидани, основавшие государство Ляо в, быстро восприняли культуру своих соседей. Они заимствовали китайские обычаи, забросили кочевую жизнь ради комфортабельных постоянных жилищ и городов, изучили язык и литературу Китая. По китайскому образцу была создана и киданьская письменность.

Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. Сунское правительство, занятое внутренними проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю политику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношений с киданями. Той же политике следовали и его преемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору 1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать киданям огромную дань в 200 тыс. отрезов шелка и 100 тыс. лян серебра. Для этого потребовалось резко увеличить налоги. По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существования династии в 3,6 раза.

В первой четверти XI в. киданям удалось захватить северные территории Сунской империи и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с Кореей. Под властью киданьского государства Ляо оказались 16 округов Китая. В последующее время, по новому договору, выплаты китайцами дани увеличились до 300 тыс. отрезов шелка и 200 тыс. лянов серебра. Однако перенимая китайскую культуру, кидани потеряли боевой дух и мужество. Китайская культура принесла кочевникам гибель. Вскоре кидани утратили престиж среди диких северных племен.

В к.X–н.XI вв. на северо-западе появился новый опасный противник – тангутское государство Западное Ся . Сначала китайские правители считали его вассалом. Но когда тангуты заняли провинцию Ганьсу и северную часть Шэньси (на северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуация изменилась. Уже в начале XI в. Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 г. принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница. Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. После редких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутов мешала торговле по Великому Шелковому пути с Индией и Средней Азией. Неоднократные попытки китайцев открыть новые караванные пути через северо-восточный Тибет и Наньшань закончились неудачей. В 1043 г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодно уплачивать тангутам 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзиней чая. Однако и эта перемирие не принесло желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся и империи Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно с другим противником Китая – киданьским государством Ляо.

В 1114 г. чжурчжэни , одно из родственных вассальных племен, ветвь тунгусских племен, отказались повиноваться киданьским правителям и начали войну против бывших хозяев. Кидани не смогли отразить нападение воинственных противников, поэтому в 1115 г . чжурчжэни провозгласили себя империей Цзинь (Золотая). Китай вступил с ней в союз для совместных действий против Ляо, рассчитывая вернуть 16 северных округов. К 1123 г. китайцам удалось вернуть часть этих земель, но при условии передачи чжурчжэням дани, которая прежде платилась киданям.

В 1125 г. киданьская империя Ляо окончательно пала, кидани бежали в Западный Туркестан и народам Западной Азии и Европы стали известны как кераиты, кара-кидани или кара-китаи, откуда и произошло название «Китай». Западные кидани приняли несторианство, а их государство было уничтожено монголами.

Натиск чжурчжэней после этого обратился на Китай. Вскоре чжурчжэни дошли до столицы Сун и в начале 1127 г. взяли ее. Император был пленен и увезен на север. Династия практически пала. Однако один из братьев бывшего императора, находившийся вне столицы, отошел на юг и был провозглашен императором. Возродившаяся династия получила название Южная Сун. Столицей империи империи стал г. Ханьчжоу. Ее власть распространялась лишь на южные районы страны.

В течение последующих 15 лет империя Цзинь пыталась уничтожить Южную Сун, а та – отвоевать утраченные северные районы. В 1141 г. это противостояние обернулось заключением самого тяжелого для Китая соглашения, по которому война прекращалась и Китай выплачивал огромную дань, при этом сохранялось разделение Китая на север и юг. Китайский император Цинь Гуй, заключивший этот мир и его жена считаются в Китае национальными предателями, и в их изображения люди плюют до сих пор в знак презрения.

Обрисованная ситуация приходила в явное противоречие с традиционной концепцией об универсальности китайской империи и ее преобладании над всеми иноземцами. Это вызвало у некоторых идеологов стремление отойти от заданной схемы и более реально посмотреть на вещи. Однако власти не одобряли таких взглядов и продолжали политику замалчивания.

Реформы XI в. и мирное урегулирование взаимоотношений с чжурчжэнями в XII в. позволили сунскому Китаю, пусть территориально ограниченному, просуществовать еще свыше столетия. Южносунская империя со столицей в великолепном городе Ханчжоу стала центром дальневосточной государственности и культуры. Хотя конфуцианские историки и обвиняли императоров Южной Сун в том, что они не пытались вернуть север и не оказали покровительство философу Чжу Си, государство процветало, а народ был доволен. Мир продолжался, пока из-за внешней политики императора Ли-цзуна на империю не обрушились монголы. В 1279 г. последний претендент на сунский престол был заперт со своим флотом в ловушку около побережья Гуандуна (в районе современного Гонконга). Чтобы избежать плена, он со своей семьей и министрами бросился в море. Сунская династия погибла вместе с ним. Фактически это императрица-мать бросилась с малолетним государем на руках. Во Вьетнаме впоследствии существовала легенда, что они чудесным образом спаслись, приплыли во Вьетнам и прожили мирно оставшуюся жизнь.

18воп. Восточное Чжоу:причины слабости династии,особенности периода

С самого начала своего существования Западно-Чжоуское государство было поставлено перед необходимостью отражать набеги окружающих племен, особенно на северо-западе и юго-востоке, и до поры справлялось с этой задачей. С ростом сепаратизма чжухоу ослаблялась военная мощь ванов, падал авторитет царской власти. Чжоуские правители все с большим трудом сдерживали натиск племен, ставший особенно сильным на северо-западе и юго-востоке страны. В VIII в. до х.э. под напором непрекращающихся вторжений западных кочевых племен из глубин Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу (770-256 гг. до х.э.). Его начальный этап, охватывающий период с VII до V в. до х.э., по летописной традиции называют периодом "Чуньцю" ("Весен и осеней").

Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (722-481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. Сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название срединные государства Чжунго. Этот термин и в настоящее время служит официальным названием Китая. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, основания, относят к категории городов-государств. И вообще, представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной критике. Раннечжоуские царства древнего Китая (которые огульно нельзя относить к числу протодревнекитайских, ибо в них консолидировались различные этнические общности, а не только протоханьцы) располагались с запада на восток от долины р. Вэйхэ до п-ова Шаньдун, включая Великую Китайскую равнину, на юге и юго-востоке они захватывали долину нижнего и среднего течения р. Янцзы, а на севере достигали района современного Пекина. Их окружали враждебные племена, известные под обобщающими названиями: ди (северные племена), и (восточные племена), мань (южные племена), жун (западные племена).

Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. По сравнению с шанскими культами предков и сил природы культ Неба и Сына Неба, как его земного воплощения, был надплеменным, межэтническим, совместимым с местными общинными культами, но возвышающимся над ними. Вместе с учением о Воле (Мандате) Неба (Тяньмин - "Божественной инвеституре") он служил идее харизмы власти вана и легитимации права династии Чжоу на господство в Поднебесной (Тянься - Страна под Небом). Хотя Восточно-Чжоуское царство в это время было отнюдь не самым крупным и далеко не самым сильным в военном отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством "чжоуского мира" в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти его правителей. Оно играло большую роль в установлении дипломатических отношений между "срединными царствами" на всем протяжении периода "Чуньцю".

Кроме "срединных царств" на территории "чжоуского мира" находились и другие государства, нисколько не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню культурного развития. Среди них выделялись южные царства Чу (в среднем течении Янцзы), У (в дельте Янцзы) и южнее их - Юэ. Их население было родственно предкам вьетнамцев, чжуан, мяо, яо, таи и других народов Юго-Восточной Азии. К VII в. до х.э. Чу оказалось в числе самых сильных царств, его правители присвоили себе титул ванов и, возглавив коалицию южных царств, активно включились в борьбу древнекитайских царств за гегемонию в Поднебесной.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). "Чуньцю" было периодом развитого бронзового века в Китае. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эпоха "Чуньцю" была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как культурно-политических центров; они, как правило, остаются небольшими, но возникают и города с населением 5-15 тыс. человек.

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве Лу (в 594 г. до х.э.), потом в Чу (в 548 г. до х.э.), а затем и в других государствах система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

Из представителей общинных органов самоуправления нам известны: старейшины фулоо, избираемые простым народом (шужэнь) в общинах (ли), коллегия трех главных старейшин (соньлоо) и староста, или городской голова (личжэн). Органы самоуправления, по-видимому, активно функционировали в городах и общинных объединениях (и). Представители общинных органов самоуправления отвечали за выполнение трудовых повинностей, за сбор налогов, за поддержание порядка в общине, исполнение межобщинного культа (в частности, саньлао). Они могли созывать местное ополчение, организовывать городскую оборону, вершить суд над людьми общины и даже приговаривать их к смерти. В ряде царств они могли самостоятельно сноситься с внешним миром, с помощью местного ополчения могли оказывать влияние на исход междоусобной борьбы претендентов на царский трон. В общественно-политической жизни периода "Чуньцю" активную роль играл слой гожэнь - "свободных людей", "полноправных граждан города-государства", обязанных военной службой, уплатой податей и несением ряда повинностей. Иногда они выступают на стороне правителя в его борьбе с могущественной знатью, их активное вмешательство в дела внутренней и внешней политики царств заставляет предположить наличие там пережитков института народного собрания. Сведения о гожэнь в царствах Чжэн, Вэй, Цзинь, Ци, Сун, Чэнь, Лу, Цзюй могут быть свидетельством того, что эти государства сохраняли известные черты демократического устройства. В ряде случаев правители царств даже заключали с гожэнь договоры о взаимной поддержке. Однако роль гожэнь в политической жизни царств к середине I тысячелетия до х.э. повсюду сходила на нет.

В этот период появляются факты отчуждения частных усадеб и огородов, но сколько-нибудь заметного распространения сделки с землей все еще не получают. С углублением процесса расслоения общины развивается долговое рабство, сначала под видом "усыновления", "залога" детей. Заложников-чжуйцзы с целью сохранить в хозяйстве работника нередко женили на дочери хозяина. В частных хозяйствах общинников было распространено патриархальное рабство. Для домашней работы использовались нучаньцзы - рабы, прижитые в доме от рабынь. Рабский труд находил применение и в земледелии. В отдельных случаях у частных лиц скапливалось множество рабов. Так, например, по данным нарративных памятников, в 593 г. до х.э. цзиньский полководец получил тысячу семей из числа захваченных в плен "варваров" из племени "красных ди". Даже если это число значительно преувеличено источником, все же оно очень велико. Столь большое число работников едва ли могло единовременно быть использовано в частном хозяйстве. Видимо, расчет был на их реализацию, что заставляет предполагать развитие работорговли. Однако в целом частное рабство в этот период еще не получило заметного развития. Источниками государственного рабства оставались захват военнопленных и порабощение по суду. Рабов часто называли по профессиям (конюх, дровосек, носильщик, пастух, уборщик, ремесленник) или применяли по отношению к ним общие наименования, например "слуга", "отрок". Подневольные работники, используемые в производстве, обозначались также собирательными терминами -ли и пу,- относившимися к лицам, утратившим статус, гарантирующий личную свободу. Показательно, что в этот период утверждается "классический" термин для обозначения раба - ну, ставший затем стандартным для всех дальнейших периодов истории Китая. Характерной чертой рабовладения восточночжоуского общества было сохранение многими категориями рабов признаков субъекта права.

На территории "срединных царств" шел процесс формирования этнокультурной общности хуася, в ходе которого возникает представление об исключительности и культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией - "варварами четырех сторон света" (сы и). Причем в этой восточночжоуской этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не этноразличительные, а культурно-различительные признаки. Идея абсолютного культурного приоритета чжунго жэнь ("людей срединных царств") становится с этого времени важнейшим компонентом этнического самосознания древних китайцев. Однако уже тогда она решительно оспаривалась теми древнекитайскими мыслителями, которые осознавали ее полное несоответствие современной им действительности. Как уже говорилось, кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные государства, в чем-то даже опережавшие их в общественном развитии. О высокой культуре нехуасяских царств Чу, У и Юэ уже сравнительно давно стало известно из материалов раскопок, и археологи получают все новые данные, подтверждающие это. В последние годы благодаря их усилиям были открыты памятники до этого почти неизвестного по письменным источникам восточночжоуского царства Чжувшань, основанного племенами "белые ди" в Северном Китае (в Хэбэе), обладавшего высокой оригинальной культурой; чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолигейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до х.э. Однако в летописных памятниках о царстве Чжуншань упоминается лишь вскользь, поскольку оно не выдержало натиска "срединных царств". Известно также, что кроме Чжувшань "белыми ди" в том же регионе в эпоху "Чуньцю" были созданы еще два царства - Фэй и Гу.

Противостояние хуасяских царств всем "варварам четырех сторон света" ярко проявляется во взаимоотношениях царств в период "Чуньцю": взаимоуважительных - "братских, родственных" между хуася, связанных особыми правилами ведения междоусобных войн, - с одной стороны, и исполненных презрительного отношения хуасяских царств к "ничтожным варварам" - с другой. Между тем с конца VII - начала VI в. до х.э. окраинные нехуасяские царства выдвигаются на первый план политической конъюнктуры в качестве "гегемонов" (ба), фактически диктующих свою волю Поднебесной в период "Чуньцю". Среди них древнекитайская историческая традиция называе



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх