Ветхий завет как источник сюжетов для мировой культуры. Основные сюжеты ветхого завета Библейские сюжеты ветхого завета

Введение

Ветхий Завет - первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапямятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество мировых религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его.

Повествование начинается с сотворения мира Богом, когда весь свет был создан Им за 6 дней. А 7-й день был оставлен для молитвы, чтобы помнить, что несмотря на то, что вокруг превыше всего все же стоит Бог. После создания мира Бог сотворил человека по образу и подобию своему, потому что миру чего то не хватало. Следовательно, человек сначала был в полной гармонии с миром. А кто лучше всего вписывается в мир? - конечно, ребенок. Именно детьми в духовном смысле этого слова были Адам и Ева. Но после вкушения плода они разорвали гармонию между собой и миром, за что и были изгнаны из Рая.

Сквозь всю ткань повествования проглядывает противостояние добра и зла. Божественное повеление выражает добро, искушение воплощает зло. Но что есть зло и что есть добро? Неизвестные авторы пытаются нам это объяснить в каждом своём слове. И только после того как раз за разом читаешь эти священные слова, сквозь них проскальзывает истина. Истина, что зло неотделимо от добра, как свет и тень, как две стороны одной медали, что человек всегда через зло познаёт добро.

1. Сотворение мира.

Первым и одним из главных сюжетов Библии в целом и Ветхого Завета в частности является сотворение мира и человека. За время изучения Библии было написано немало толкований глав Священной Истории, посвященных этому событию, немало споров и философских теорий строились на них. Это объясняется тем, что первые страницы Библии, простые по форме, чрезвычайно трудны для понимания. История сотворения мира вкратце такова:

Сначала ничего не было, был только один Господь Бог. Бог сотворил весь мир. Бог сотворил видимый мир в шесть дней

Было совсем темно. Была ночь. Бог сказал: "пусть будет свет!" и настал первый день.

На второй день Бог сотворил небо. На третий день вся вода собралась в реки, озера и моря, а земля покрылась горами, лесами и лугами. На четвертый день появились на небе звезды, солнце и месяц. На пятый день в воде стали жить рыбы и всякия твари, а на земле появились всякия птицы. На шестой день появились животные на четырех ногах, и после всех, в шестой же день, Бог сотворил человека. Все Бог творил только Своим - словом; скажет Бог: пусть будет, и все родится по слову Божьему.

Человека Бог сотворил не так. Бог сначала создал из земли тело человека, а потом вдунул в это тело душу. Тело у человека умирает, а душа никогда не умрет. Своей душой человек похож на Бога. Первому человеку Бог дал имя Адам. Адам, по Божьей воле, крепко уснул. Бог вынул у него ребро и создал Адаму жену-Еву.

В восточной стороне Бог велел вырасти большому саду. Сад этот назывался - рай. Всякия деревья росли в раю. Между ними росло особенное дерево-древо жизни . Люди ели плоды с этого дерева и не знали никакой болезни, ни смерти. Бог поселил Адама и Еву в раю. Бог показал любовь к людям, нужно было и им показать чем-нибудь свою любовь к Богу. Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с одного дерева. Это дерево росло в середине рая и называлось дерево познания добра и зла.

На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта. Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.

Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения. Таких философов называли пантеистами.

Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал - Божественного и материального, - называли дуалистами.

Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.

Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом - окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.

Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. «У Господа, - возвещает нам Слово Божие, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3. 8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

Уже в первых главах книги бытия проявляется великая сила Библии как литературного произведения. То, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры - замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.

Но древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

2. Грехопадение людей и изгнание их из рая.

Следующим важным сюжетом Ветхого Завета является грехопадение и изгнание человека из рая.

Недолго люди прожили в раю. Позавидовал людям диавол и смутил их на грех. Диавол сначала был добрым ангелом, а потом загордился и стал злым. Диавол вселился в змея и спросил Еву: "правда ли будто вам Бог сказал: "Не ешьте плодов ни с одного дерева в раю?" Ева ответила: "Плоды с деревьев нам можно есть; только плодов с дерева, которое растет в середине рая, Бог нам есть не велел, потому что от них мы умрем". Змей сказал: "Нет, вы не умрете. Бог знает, что от тех плодов вы сами станете, как боги,- потому и не велел вам их есть". Забыла Ева заповедь Божию, поверила диаволу: сорвала запретный плод и съела, и Адам сделал то же.

Согрешили люди, и совесть их стала мучить. Вечером Бог явился в раю. Адам и Ева спрятались от Бога, Бог позвал Адама и спросил: "Что ты сделал?" Адам ответил: "Меня смутила жена, которую Ты сам мне дал".

Бог спросил Еву. Ева сказала: "меня змей смутил". Бог проклял змея, Адама и Еву из рая выгнал, а к раю приставил грозного ангела с огненным мечом. С той поры начали люди болеть и умирать. Земля начала родить плохо. Человеку стало трудно добывать себе пищу.

Тяжело было у Адама и Евы на душе, а диавол стал смущать людей на грехи. В утешение людям Бог обещал, что на земле родится Сын Божий и спасет людей.

Рассматривая этот сюжет стоит отдельно остановиться на двух основополагающих моментах: происхождении диавола и сути грехопадения.

До начала человеческой истории грехопадение произошло в мире духовном. Часть разумных и свободных духовных существ, созданных Богом, дурно использовала свою свободу: отдалилась от своего Творца и стала носительницей зла, соделавшись его источником для всей дальнейшей истории Вселенной. Эти духи получили название «темной силы». Сатана, диавол, демоны - вот их имена.

Для того чтобы принудить людей ослушаться Бога, диавол должен был предложить им достаточно убедительную мотивацию, выдвинуть некую очень серьезную причину. И такая причина была найдена. Змий внушает жене: Бог потому запрещает вам вкушать от этого древа, что, вкусив, вы познаете добро и зло и «будете, как боги». То есть стоит лишь вкусить от древа сего - и сделаешься как Бог.

Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? Ведь мы уже говорили о том, что уподобление творения Творцу есть цель, которую Бог поставил перед человеком. Человек призван развить все свои внутренние силы для того, чтобы уподобиться Богу, стать как Он. На первый взгляд цель одна и та же - и диавол говорит: «Будете, как боги» (Быт. 3. 5), и Бог говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). А между тем разница есть, и принципиальная. Бог призывает человека достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. Такое совершенствование требует огромного напряжения сил, жизненного подвига. И Бог помогает человеку на этом пути: подает ему Свою благодать, Свою энергию, делится с ним даром Своей Божественной жизни. Тогда как диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией. Ибо вкусить от плода, означает прибегнуть к неким силам и средствам, действующим магически, помимо Бога, и не исходящим от Него. При этом подразумевается, что человек уже не будет нуждаться в Боге, ибо сам займет Его место.

30 сентября 1452 года в Майнце Иоганном Гутенбергом напечатана первая книга — Библия. В Библии содержится множество разных сюжетов. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти самых популярных сюжетов из Библии.

Библия — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет также является священным текстом иудеев. Новый Завет — это вторая часть Библии, собрание из 27 христианских книг, дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной ее не считает.

Рождество Христово

Один из самых важных сюжетов в Новом Завете. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно закону каждый житель империи должен был явиться в свой город. И Иосиф, и Мария были потомками Давида, они направились в Вифлеем. Когда Мария и Иосиф прибыли в город, все гостиницы были уже заняты. У Марии подходил срок родов, поэтому Святое семейство укрылось в пещере недалеко от города, которая использовалась как хлев для животных, где родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисус лежал в яслях для корма для животных. Из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

Видео

Видео: TVRadostmoya

Поцелуй Иуды

Сюжет о поцелуе Иуды есть в трех версиях Евангелия. Иуда Искариот, решив предать Христа, привел множество первосвященников и вооруженный народ, затем Иуда подошел к Иисусу и предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. После этого поцелуя, который был знаком для народа, что Иисуса следует арестовать, начались следующие Страсти Христовы. Поцелуй Иуды Искариота — одна из Страстей Христовых.

Распятие Христово

Казнь проходила на Голгофе, на ней находилось распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте, рядом с ним были распяты два разбойника. Один говорил Христу, что раз Он Христос, то пусть спасет нас и Себя. Второй же разбойник защищал Иисуса и покаялся в своих грехах. Тогда Иисус сказал ему, что будет покаявшийся с Ним в раю.

Воскресение Иисуса Христа

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело полностью преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу. Было рано, на улице стояла темень. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Не обнаружив тела Иисуса Христа, они заметили ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь, и их объял ужас. Ангел же сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Библия - самая распространенная в нашем мире книга. Количество печатных копий этого священного текста сравнимо с количеством людей на планете. Не так-то просто осилить от корки до корки монументальные объемы Нового и Ветхого Заветов. Краткое содержание библейских книг - один из простых способов познакомиться со Священным Писанием.

Сложности изучения Библии

Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.

Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Библию редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.

Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы . Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.

Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы . Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.

Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.

Первые 39 книг Библии описывают события, произошедшие до рождения Христа, и объединяются в Ветхий Завет. Его краткое содержание по главам, представленное ниже, поможет составить общее представление о становлении христианства.

Части Ветхого Завета можно разделить на несколько групп по их тематике :

  • Пятикнижие Моисея (Тора) содержит хроники еврейского народа до прихода в Землю Обетованную и устанавливает основные правила религии. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
  • Исторические книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств повествуют о событиях, случившихся после смерти Моисея и до вавилонского пленения евреев.
  • Книги отдельных пророков содержат предсказания и проповеди.
  • Писания (Ктувим). Эти главы не имеют четкого порядка следования и не выделяются в особый раздел, располагаясь между другими книгами. Сюда относятся поэтические и наставляющие произведения - Псалтирь, Екклезиаст, Соломоновы Притчи, книга Иова.

Наибольшую важность представляют разделы первой группы, поскольку именно в них сосредоточен основной смысл Ветхого Завета - зарождение религии, ее законы, становление избранного Б+огом еврейского народа.

Бытие молодого мира

Начинается Библия с Бытия, сюжет которого повествует о сотворении мира. Как известно, Господь создал Вселенную, какой мы ее знаем, за 6 дней. Начал он с тверди земной и небесной и великих светил, а закончил ползучими гадами и человеком. Оставшись доволен своим творением, Бог решил денёк отдохнуть и сделал этот выходной непреложным правилом для всех будущих поколений человечества.

В Бытии вы встретитесь с широко известными мифами :

  • об Адаме и Еве, сотворенной из его ребра,
  • об Эдемском саде и коварном змее-искусителе,
  • о древе Познания добра и зла,
  • о первом братоубийстве.

Поддавшись сладким обещаниям, первые люди нарушают божественный запрет, вкушают плоды древа познания, чем и навлекают на себя гнев Создателя.

За пределами Рая люди плодятся и размножаются, заселяя пустынный мир, нравы их портятся, а Господне терпение иссякает. Наконец, точка кипения достигнута, вот-вот хлынут на землю воды Великого Потопа, смывая все грехи рода людского вместе с самими людьми.

Благочестивый Ной, предупрежденный Всевышним, в спешке строит ковчег и сгоняет в него каждой твари чистой по семь пар, а каждой нечистой - по две пары. Весь этот зоопарк спасается, а жизнь начинается заново - с обещания Господа никогда больше не устраивать глобальных «чисток».

Но люди нового поколения все так же легкомысленны и тщеславны. Они начинают грандиозную стройку, мечтая воздвигнуть башню, касающуюся небес. Создатель не одобряет проект и взамен внедряет в массы лингвистическое разнообразие. Не понимая, кто что говорит, строители вынуждены бросить работу и разбрестись по земле.

Первые патриархи. Авраам и Сара

Исаак - долгожданный поздний ребенок, которого родители любили больше жизни. Испытывая веру Авраама, Всевышний требует принести мальчика ему в жертву. Послушный отец уже готов нанести удар, но в последний момент ему позволено заменить сына на барашка. Смысл этого эпизода в том, что истинно верующий никогда не усомнится в Создателе и отдаст ему все, что имеет, по первому требованию.

Примерно в то же время происходит знаменитое уничтожение Содома и Гоморры.

С Авраама начинается история избранного Господом еврейского народа. Его сын Исаак женится на прекрасной Ревекке, у них рождаются два сына. Один из них - Иаков - вырастает, рождает 12 детей и получает от самого Бога имя «Израиль». От двенадцати детей Иакова начинаются двенадцать колен еврейского народа.

Приход евреев в Египет

Бытие заканчивается приходом евреев в Египет. Это очень занимательная история, которая началась с того, что одиннадцать сыновей Иакова-Израиля продали двенадцатого в рабство. Закончилось все хорошо, Иаков мирно почил в чужой стране, в достатке и радости.

Но все резко меняется в следующей книге Ветхого Завета - Исходе. Читая ее, узнаем, что после смерти одного фараона, который евреям благоволил, к власти пришел другой, имевший кардинально противоположные взгляды. Жизнь народа Израиля стала совершенно невыносимой. И вот здесь на сцену выходит сам Моисей, который по легенде собственноручно написал Пятикнижие.

Вместе с братом Аароном, при поддержке Всевышнего, оснащенный волшебным жезлом Моисей творит в Египте беспорядки, убеждая фараона отпустить евреев. Фараон категорически не согласен, только 10 ужасных катастроф убеждают его.

Египетские казни :

  • Превращение речных вод в кровь;
  • Нашествие жаб;
  • Нашествие кровососов;
  • Нашествие пёсьих мух;
  • Гибель египетского скота;
  • Язва;
  • Климатические катастрофы;
  • Нашествие саранчи;
  • Тьма;
  • Смерть первенцев.

Отравив воду, уничтожив посевы и скот, убив всех первенцев и собрав все драгоценности, бедные рабы покидают страну и уходят в пустыню в поисках Земли Обетованной.

Скитания в пустыне

40 лет Моисей водил свой народ по пустыне, прежде чем смог добраться до места назначения.

По пути произошло много важных событий, описанных в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Большая часть этих текстов представляет собой подробные инструкции по устройству Ковчега Завета, святилищ, организации жертвоприношений, уголовному судопроизводству, пошиву одежды для священников и прочим жизненно важным вещам. А Моисей получает скрижали с десятью заповедями.

Если вы хотите быстро ознакомиться с основными законами, установленными Всевышним для народа Израиля, прочитайте Левит. Левитами называли первосвященников- по имени их предка Левия, сына Иакова.

Немного не дойдя до Израиля, Моисей умирает. Его преемником становится Иисус Навин, история которого будет описана отдельно. Пятикнижие же на этом заканчивается.

Жизнь после Моисея

Бывшие рабы достигли Земли Обетованной, и Господь решил, что они уже достаточно настрадались. Под покровительством Всевышнего начинается борьба еврейского народа за лучшие условия существования. Все противники уничтожаются под корень, Иисус Навин пленных не берет. Стены Иерихона падают от трубного звука, города разрушаются, народы истребляются без остатка.

После Навина начинается четырехсотлетняя карусель притеснений и освобождений, описанная в Книге Судей . Господь то наказывает Израиль за непослушание, то вновь освобождает из-под гнета. Еврейский народ живет не так, как все остальные. Привычных правителей у него нет, но есть временные вожди, призванные Всевышним, чтобы возглавлять повстанческие армии. Одним из Судей был Самсон, длинноволосый силач, знаменитый своим романом с коварной Далилой.

Книги Царств Израильских

Наконец, все двенадцать колен Израиля принимают решение объединиться и выбрать себе царя. Об этом можно прочитать в Книгах Царств. Первым монархом становится Саул, затем трон переходит к его сыну Давиду.

Давид уже в юности был смекалистым малым, о чем свидетельствует миф о его битве с великаном Голиафом. Повзрослев, он стал хорошим правителем, провел множество как чисто религиозных, так и полноценных государственных реформ. Во время его сорокалетнего царствования столицей стал Иерусалим.

Сначала все шло хорошо, но затем правитель согрешил с замужней женщиной и потерял расположение Господа. Тем не менее он остается важной фигурой Ветхого Завета, апостолы в будущем говорят о нем с большим уважением и теплотой. Давидовы Псалмы, составляющие Псалтирь, - это бессмертный памятник христианской поэзии.

После Давида царем становится его сын Соломон . Каждый знает о великой мудрости этого человека, о том, как грамотно он решал споры между людьми. Легенды приписывают ему великий талант, необычные способности и сказочное богатство. Именно Соломону посроил великий Храм Господний. До этого полноценных стационарных храмов у евреев не было, только переносные скинии.

Разделение Израиля

Соломоново правление для евреев стало золотым веком, но сразу после кончины царя единое царство разделилось на два отдельных, что явно свидетельствует о внутренних проблемах. Но, возможно, новые беды избранного народа были вызваны грехопадением его мудрого правителя. Соломон любил женщин, имел целый гарем, а среди жен его было много язычниц, которым он во всем потакал. Так или иначе, на юге Святой Земли сформировалась Иудея, собрав два еврейских колена, на севере - Израиль с остальными десятью .

Долго это разделение не продлилось. С огромным войском пришел вавилонский царь Навуходоносор и объединил израильтян и иудеев под своим крылом в качестве рабов. Как всегда, оказавшись в беде, евреи воззвали к Всемогущему и стали соблюдать все его законы. После семидесяти лет их покаяния Бог сжалился, прислал персов, которые разбили вавилонян и позволили рабам вернуться домой.

В этот момент на сцену выходит Ездра, иудейский священник, которого можно считать основателем раввинистического иудаизма. Произошла небольшая религиозная революция, чудесным образом «нашлось» Второзаконие Моисеево, до этого момента неизвестное, оформилась новая духовная дисциплина, главной книгой которой стала Тора (Пятикнижие).

Пророки двух царств

Библия повествует о святых людях, учивших народ истинной вере и предсказывавших будущее. Главными пророками Иудеи считаются Даниил и Исайя, Израиля - Иона, Илия и Елисей. Каждому из них посвящена отдельная книга Священного Писания. Илия - любимый еврейский пророк, имя которого будет постоянно упоминаться в Новом Завете.

Такова история Ветхого Завета. Ее кратко изложенная версия содержит только самые основные моменты. В первоисточнике есть еще много неупомянутых сюжетов и персонажей. Изучение Священного Писания помогает лучше понять суть христианства.

Сотворение Мира. В первый день Бог отделил свет от тьмы. На следующее утро Бог создал твердь (небо). На третий день - воду и сушу. В четвёртый день Бог создал светила на «небесной тверди» . В пятый - животных и «всякую птицу пернатую» . В шестой день был создан человек. Он был комком глины, пока Бог не оживил его своим дыханием и не сделал бессмертным. А седьмой день стал днём отдохновения.

Сикстинская капелла. Ватикан бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473- 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского

Уильям Блейк. Сотворение мира Бог Саваоф склонился над бездной для того, чтобы измерить ее с помощью циркуля

Изгнание из Рая. Бог нарёк первого человека Адамом, дословно «человек» . Адам был трудолюбив и тщательно возделывал райский сад и давал имена всему тому, что создал Бог. Но был для Адама запрет: он не должен был вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Из ребра Адама Бог создал ему помощницу – Еву. Змей – искуситель соблазнил Еву откушать запретный плод, а она дала райское яблоко Адаму. Бог изгнал Адама и Еву из рая, сделав их смертными. Адам теперь должен был в «поте лица своего есть хлеб» , а Ева «в муках рожать детей» .

В чем созвучно стихотворение И. А. Бунина «Искушение» картинам В. М. Васнецова В час полуденный, зыбко сливаясь по Древу, Водит, тянется малой головкой своей, Ищет трепетным жалом нагую смущенную Еву Искушающий Змей. И стройна, высока с преклоненными взорами Ева И к бедру ее круглому гривою ластится Лев И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа О блаженном стыде искушаемых дев.

Каковы особенности передачи библейского сюжета в этих произведениях? У. БЛЕЙК «БОГ СОЗДАЕТ АДАМА М. ШАГАЛ «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Каин и Авель. Это сыновья Адама и Евы. Каин был земледельцем, Авель – скотоводом. Бог принял с благосклонностью овец Авеля, но отринул жертву Каина, что породило протест и зависть этого брата. Каин убил Авеля. Бог изгнал преступника с родной земли, что считалось одним из страшнейших наказаний. Человек стал грешен и глубоко несчастен.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ БИБЛЕЙСКОЙ ЛЕГЕНДЫ О КАИНЕ И АВЕЛЕ? В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ГЛАВНУЮ ПРИЧИНУ РАЗНОГЛАСИЙ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ? СПРАВЕДЛИВО ЛИ НАКАЗАНИЕ, ПОНЕСЕННОЕ КАИНОМ?

Всемирный потоп. Потоки хлынули… земли преступной нет; Один, путеводим предвечного очами, Возносится ковчег над бурными валами, И в нем с Надеждою таится юный свет. Бог решил истребить человеческий род за его пороки и злой нрав, дав 120 лет отсрочки. Но даже знамения, предвещавшие гибель, не остановили людей. Только Ной был благоразумен и, слывя сумасшедшим, строил свой корабль в пустыне, внимая советам Бога. Ноев ковчег был огромен: 150 м длиной, 25 м шириной, 15 м высотой. Как современный супертанкер. В трюмы ежедневно погружались животные, пища, вода. Как только Ной и его семья, поклонившись народу, взошли на корабль, тьма распространилась по земле и страшный ливень обрушился на людей. Наводнение продолжалось 40 дней. Наконец Ной решил выпустить голубя, который вернулся с масличной ветвью в клюве. Ковчег остановился, зацепившись днищем, в горах Арарата.

В чем поучительный смысл легенды о Всемирном потопе? В чем вы видите главную причину божественной кары?

Как во фреске Микеланджело «Потоп» переданы чувства людей, спасающихся от надвигающейся смерти? Оставляет ли художник им надежду на спасение?

Какой момент запечатлен в каждом произведении. В чем сходство и различие в проявлении чувств и поведении героев? Ф. БРУНИ «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» МИКЕЛАНДЖЕЛО «ПОТОП»

Вавилонская башня. Некий Нимврод уговорил своих соплеменников построить высокую башню, которая могла служить убежищем в случае наводнений. Слово «Вавилон» означало на древнееврейском языке процесс смешения. И действительно, здесь использовался труд рабов и пленных разных национальностей. Отсутствие взаимопонимания, единства между народами, гордыня, тщеславие. Вот за что Бог наказал строителей роковым разделением и смешением языков. Строительство башни прекратилось, Вавилон опустел.

Брошены торжище, стадо и пашня, Заняты руки работой иной: Камень на камень – и стройная башня Гордо и мощно встает над землей. . . Ласточка, рея в лазури бездонной, Кажется точкой для смертных очей. Или мы, с нашей мечтой окрыленной, Кроткой, воздушной певуньи слабей? К небу, где тучи играют и мчатся, Сыпля громами у ног божества, К небу, где райские реки струятся, Стелется райских лугов мурава; К жизни блаженства от жизни страданья, К звездам, сверкающим ярким огнем. . . Высьтесь же, стены гранитного зданья, Будьте нам к вечному небу путем! Полно, безумцы! Взгляните: чернеет Грозная туча на грани небес; В трепетном ужасе мир цепенеет. . . Отблеск зарницы мелькнул и исчез. . .

«Строительство Вавилонской башни» Рассмотрите иллюстрацию к «Книге времен» неизвестного автора» Какие художественные детали помогают автору передать символический смысл этой библейской легенды?

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама И призвал к себе Бог Авраама и сказал ему «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» Быт. 12. 2

Андрей Рублев «Троица» ГТГ Спокойные добрые лики, На тканях небесные блики И крылья неяркого цвета, Вы помните? – «Троица» это. И нимбов не надо Рублёву, Чтоб я позавидовал снова Простому открытому чувству, Надежде, Добру и Искусству. Глаза и улыбки погасли. Мне грустно, но всё же я счастлив. Как будто бы сердце согрето Неведомым словом и светом

В чем символический смысл сюжета о Ветхозаветной Троице? О чем он предлагает задуматься нашим современникам?

Жертвоприношение Авраама Через год исполнилось предсказание Бога. У Авраама и Сары родился мальчик, которого назвали Исааком. Но однажды Бог решил испытать веру Авраама и любовь к нему. Явился он к Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2)

"Идем же, Исаак". - "Сейчас иду". "Идем быстрей". - Но медлит тот с ответом. "Чего ты там застрял? " - "Постой". "Я жду". (Свеча горит во мраке полным светом). "Идем. Не отставай". - "Сейчас, бегу". С востока туч ползет немое войско. "Чего ты встал? " - "Глаза полны песку". "Не отставай". - "Нет-нет". - "Иди, не бойся". В пустыне Исаак и Авраам четвертый день пешком к пустому месту идут одни по всем пустым холмам, "Далеко ль нам, отец? " - "О нет, едва ль", не глядя, Авраам тотчас ответил. С бархана на бархан и снова вниз, по сторонам поспешным шаря взглядом, они бредут. Кусты простерлись ниц, но вс. Л молчат: они идут ведь рядом. Но Аврааму ясно все и так: они пришли,

Тициан «Жертвоприношение Авраама» "Зачем дрова нам утром? " Исаак потом спросил и Авраам ответил: "Затем, зачем вообще мы шли сюда (ты отставал и все спешил вдогонку, но так как мы пришли, пришла беда) мы завтра здесь должны закласть ягненка… "В пустыне этой. . . Бог ягненка сам найдет себе. . . Господь, он сам усмотрит. . . "

Рембрандт «Жертвоприношение Авраама» Горит звезда. . . На самом деле - дали рассвет уже окрасил в желтый цвет, и Авраам, ему связавши тело, его понес туда, откуда след протоптан был сюда, где пламя тлело. Весь хворост был туда давно снесен, и Исаака он на это ложе сложил сейчас - и все проникло в сон, но как же мало было с явью схоже. Он возвратился, сунул шерсть в огонь. Та вспыхнула, обдавши руку жаром, и тотчас же вокруг поплыла вонь; и Авраам свой нож с коротким жалом достал (почти оттуда, где уснул тот нож, которым хлеб резал он в доме. . .) "Ну что ж, пора", - сказал он и взглянул: на чем сейчас лежат его ладони? В одной - кинжал, в другой - родная плоть. "Сейчас соединю. . . " - и тут же замер, едва пробормотав: "Спаси, Господь". Из-за бархана быстро вышел ангел.

А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» "Довольно, Авраам", - промолвил он, и тело Авраама тотчас потным внезапно стало, он разжал ладонь, нож пал на землю, ангел быстро поднял. "Довольно, Авраам. Всему конец. Конец всему, и небу то отрадно, что ты рискнул, - хоть жертве ты отец. Ну, с этим вс. Л. Теперь пойдем обратно. Пойдем туда, где все сейчас грустят. Пускай они узрят, что в мире зла нет. Пойдем туда, где реки все блестят, как твой кинжал, но плоть ничью не ранят. Пойдем туда, где ждут твои стада травы иной, чем та, что здесь; где снится твоим шатрам тот день, число когда твоих детей с числом песка сравнится.

Через какие испытания пришлось пройти Аврааму? Почему именно ему было послано благословение, а его сыну дарована жизнь?

Сравните живописные произведения, на чем акцентирует внимание каждый художник? Какое произведение произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

Прочитайте стихотворение И. А. Бродского «Исаак и Авраам» Как вы думаете, почему автор сосредоточил внимание на печальном пути отца и сына к жертвеннику? Чем можно объяснить, что стихотворение написано в форме диалога? Почему автор использует такие короткие вопросы Авраама и не менее лаконичные ответы Исаака? Как вы объясните поэтические образы ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч» , ползущих по небу?

Чудесный сон Иакова Лег я, камень положив в возглавье, Тяжкий сон все думы погасил, И Господь явился мне во Славе, Окруженный тысячами Сил. И белея, как потоки лилий, Ангелы парили вниз и вверх… Так Господь явился мне в Вефиле И моей молитвы не отверг. С. Соловьев

Эстебана Мурильо «Сон Иакова» ИАКОВ Иаков шел в Харан и ночевал в пути, Затем что пала ночь над той пустыней древней. Царь говорит рабам: "Вот должен друг прийти. Гасите все огни, - во мраке мы душевней". Так повелел господь гасить светило дня, Чтоб тайную вести с Иаковом беседу, Чтоб звать его в ноч`и: "Восстань, бори меня И всей земле яви мой знак, мою победу! « И. А. Бунин

Иосиф и братья Двенадцать сыновей было у Иакова, Но больше всех любил он одного из младших, Иосифа, не скрывая своего предпочтения перед остальными сыновьями

Вопросы для самоконтроля 1. Почему братья возненавидели Иосифа? В чем проявились их жестокость и коварство? Как им удалось осуществить свой замысел? 2. Какое художественное воплощение получил сюжет в картине К. Флавицкого? Какими художественными средствами в ней передан драматизм происходящего? 3. В чем вы видите поучительный смысл картины А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару» ? Как переданы в ней чувства героев? Какое решение конфликта предложено автором?

Паоло Веронезе «Нахождение Моисея» В годы правления фараона Аменофида положение евреев в Египте походило на плен. Фараон, чтобы истребить их совсем, приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола. Еврейка Иохаведа решилась на отчаянный шаг, чтобы спасти своего малыша: она положила младенца в корзину, опустила её в Нил, а сама спряталась. На берег пришла дочь фараона и, увидев ребёнка, с радостью решила взять его во дворец. А кормилицей стала родная мать малыша. Ребёнка назвали Моисеем, что по-египетски значило «взятый из воды» . Воспитываясь при дворе, он сделался образованнейшим человеком, которому была уготована великая будущность.

Доменико Фетти «Моисей перед горящим кустом» Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел терновый куст, объятый пламенем. Куст горел, но не сгорал. Моисей подумал: «Так и мой народ в рабстве горит- не сгорает. И услышал Моисей глас Божий: Моисей, не подходи сюда. Сними прежде обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, есть святое место. Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова. И далее говорил Господь: - Я вижу, как тяжело израильтянам в Египте. Я слышу вопли их и решил спасти их. Итак, Моисей, иди в Египет и выведи из Египта народ Мой, детей Израиля, и введи в землю Ханаанскую, где течет мед и молоко. Услышав, что нужно идти в Египет и даже к царю, Моисей сказал: - Я слаб для этого. Господь сказал: - Я буду с тобою.

Мечты о земле обетованной Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае, Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, каждое из которых следовало после очередного отказа

Мечты о земле обетованной Таких чудес не слыхано доныне: Днем облако, а ночью столп огня, Вслед за собой толпу несметную маня, Несутся над песком зыбучим, по пустыне, И, Богом вдохновлен, маститый вождь ведет В обетованный край свой избранный народ. Л. А. Мей

И. Айвазовский «Переход евреев через Красное море» Когда Израиля в пустыне враг настиг, Чтоб путь ему пресечь в обещанные страны, Тогда господь столп облачный воздвиг, Который разделил враждующие станы. Одних он тьмой объял до утренних лучей, Другим всю ночь он лил потоки света.

Вопросы и задания Почему Моисей стал героем, которому было суждено спасти израильский народ из египетского плена? Каково происхождение Моисея? Какое художественное воплощение оно получило в известных вам произведениях искусства? В чем вы видите символический смысл легенды о неопалимой купине, несгорающем терновом кусте? Какую интерпретацию этого сюжета дает итальянский живописец Доменико Фетти в картине «Моисей перед горящим кустом» ? В чем вы видите характерные особенности воплощения сюжета о переходе евреев через Красное море в картине И. К. Айвазовского «Переход евреев через Красное море» ?

Библия на протяжении многих столетий вдохновляла художников всего мира. Являясь неисчерпаемым источником драматических сюжетов и ярких образов, Книга Книг всегда привлекала художников, писателей и поэтов, побуждая ко всё новым интерпретациям и к новому переосмыслению своих вечных тем.

Давайте вспомним самые значительные шедевры русской живописи, посвященные ветхозаветным сюжетам.

А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г.

В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком.

Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Картина мастерски скомпонована. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы - бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности - в напряженном жесте его левой руки и - строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним.

Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах - золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. В ней лишь одна яркая деталь - сброшенные одежды Исаака. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма - простота и правда воплощения натуры.

П. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г.

Картина «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» написана Петром Басиным в 1822 году во время пребывания в Италии с целью оттачивания мастерства художника после окончания учебы в Академии художеств. За итальянский период творчества им создано немало произведений на мифологические сюжеты, чего требовало направление академизма.

Согласно преданию, двое еврейских старейшин подсматривали за красавицей-женой Иоакима Сусанной, купающейся в саду своего мужа. Они сторожили ее каждый день, ожидая возможности увидеть.

Улучив момент, когда женщина после купания уже собралась уходить домой, они стали домогаться ее, причем заявляя, что если она не согласится на совокупление с ними, они обвинят ее в прелюбодеянии с любовником помоложе. Сусанна как могла, пыталась защитить себя, совсем не задумавшись о шантаже. Она начала кричать, звать на помощь. Старцы осуществили свою угрозу.

Сусанну арестовали, ей грозила смерть за прелюбодеяние, в котором она была ложно обвинена. На ее клятвы в том, что она не виновата, поначалу никто не обращал внимания, но после вмешательства юноши Даниила, который провел должное расследование и, сравнив показания изолированных друг от друга старцев, встал на защиту женщины, сумел доказать ее невиновность. Старцев осудили как лжесвидетелей. А «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».

С поразительной точностью художнику удалось передать состояние персонажей Ветхого завета. Прекрасная еврейка стыдливо старается спрятать свое обнаженное тело, ее полные ужаса глаза молят пощадить ее, не осквернять ее ни вожделенными взглядами, ни похотливыми прикосновениями, тем более не представляя себе возможным совокупление с развратными старцами.

Ф. Бруни. Медный змий. 1841 г.


В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.
Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,(её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.

К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов. 1821 г.

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.

Ближний ангел утомлен странствиями и даже держит в руках вспомогательный посох. Усталость указывает на, то, что ангелы не отличаются от людей. Они чувствуют боль и могут уставать. За их спинами белеют крылья, но они только добавляют веса и осложняют передвижение. Это живое полотно, которое достойно уважения и восхищения.

А. Иванов. Иосиф, токующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 г.


В картине воплощена тема столкновения человека с Судьбой. Сюжет взят из Библии (Книга Бытия).
Иосиф Прекрасный, проданный братьями в рабство, попал в египетскую темницу, где вместе с ним оказались заключены виночерпий и хлебодар фараона. Оба бывших царедворца видели загадочные сны, которые они и рассказали Иосифу.
Юноша предсказал скорое освобождение виночерпию и казнь хлебодару. В подтверждение своего пророчества, Иосиф указывает рукой на стену темницы, где высечен египетский рельеф – казнь четырех человек. Все исполнилось согласно словам Иосифа.
Интересно, что и виночерпий, и хлебодар написаны с одного натурщика, но в их облике художник изобразил противоположные чувства.
Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств; в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств. В 1827 году за эту картину и за картон "Лаокоон с детьми" Иванов получил от Академии художеств из средств общества поощрения художеств золотую медаль первого достоинства, а в 1828 году – звание художника.
Картина экспонировалась на академической выставке в 1827 году.

И. Айвазовский. Всемирный Потоп. 1864 г. и Сотворение мира. 1864 г.


Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины "Всемирный потоп"написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою."



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх