Народная и авторская сказка презентация. Композиция народной сказки

Литературная сказка как жанр эпоса Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: a) вымышленные, невероятные события и сказочные герои b) Повествование от лица рассказчика: c) Он повествует о том, что видит и слышит


Авторские сказки Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.








Народная сказкаЛитературная сказка Постоянство функций Русалка – существа вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы. Непостоянство функций Русалка в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» добрая, отзывчивая, спасает возлюбленного.


Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек.


Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.




Вывод Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».








Поиск сказок-прототипов НародныеАвторские «Морозко»«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский «Царевич Нехитер- Немудер» «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкин «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро, «Шиповничек» в обработке братьев Гримм. «Сказка о спящей царевне.» В.А.Жуковский


Поиск сказок - прототипов к сказкам Г. Х. Андерсена. 200-летию со дня рождения посвящается Народные «Огниво» «Принцесса на горошине» «Одиннадцать лебедей» «Нищий» По мотивам арабских сказок Авторские «Огниво» «Принцесса на горошине» «Дикие лебеди» «Свинопас» «Сундук-самолет»




Сравнение сказок - прототипов таблица Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро Сказка «Спящая царевна» Жуковского 1. Имена героев Имена не упоминаютсяРусское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду) 2. Сюжет Сюжет практически одинаковый Сюжет практически одинаковый 3. Детали быта 1) королевский дворец-замок со множеством комнат 2) кровать красавицы с пологом царский терем-чудо старины с винтовой лестницей 4. Речевой колорит Рыцари, латники, фея, залыЦаревич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы 5. Концовки Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню Концовка, характерная для русских народных сказок 6. Форма Сказка в прозеСказка в стихах










Предписание или запрет нарушение отъезд героя встречи с дарителями появление противника борьба победа испытания по пути домой узнавание героя свадьба Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.




Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься... На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало... Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать... Концовка


Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.








Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.


Вывод В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе. Проба пера «Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса») Жил-был в лесу Сибирский кот. Был он хитёр, Нос лапкой потёр, На охоту побрёл. Встретил в лесу Котик рыжую лису. И так её испугался, Что убежать от неё Он собрался. Но лиса была Уж больно хитра, Быстро спросила у кота: «Кто ты? И идёшь куда?» Ласково ей котик отвечает: «Я души в тебе не чаю, Где я только не бывал А красу такую не видал!» Лиса уши развела, Жениха себе нашла, Под венец повела. Жили в доме у кота: После вкусного обеда Спать улегся непоседа, А лиса, всё прибирая, Сладко песню напевая, Не спросивши муженька, Гулять по лесу пошла одна. Волка встретила она. Говорит ей волк: «Привет! Выслушай меня, мой свет: Холост я и ты девица, Вот надумал на тебе жениться». -«Опоздал ты, серый волк, От тебя какой же толк! Вышла замуж я вчера За сибирского кота». -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай козлёнка мне, Котофеевой жене, Положи позадь забора, Сделай воздуха глоток, Да и прячься под кусток. Как заметит он тебя, Так беги как от огня! А не-то он загрызёт, Поколотит и побьёт!»


Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут. Послав зайку за лисой, Стали прятаться гурьбой. Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.

Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.

-«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут.

Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?»

Алина Манакова
Проект «В мире волшебной авторской сказки»

Вид проекта : краткосрочный, исследовательско - творческий;

Продолжительность проекта : 1 неделя;

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.

Цель : Приобщать детей к cовременной художественной литературе на примере чтения и анализа авторского произведения Манаковой А. П. «Украденная сказка » , формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к авторскому творчеству , раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи :

1. Знакомить с различными видами современных авторских сказочных произведений , учить узнавать персонажи сказок , знать название и автора , пересказывать содержание , высказывать свое отношение к героям сказки ;

2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации творчества сочинительства, в создании и передаче образов, традиции семейного чтения.

3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Гипотеза.

- Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

- Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Актуальность темы.

Огромной любовью пользуется у детей сказка .

- Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Предполагаемый результат.

Дети должны :

Знать и называть прочитанные современные сказочные произведения , их авторов , тексты, персонажей, мораль;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Реализация проекта

Дни неде-ли Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятель-ная деятельность детей Взаимо-действие с родителями

Образова-тельная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образователь-ная деятельность, осуществляе-мая в ходе режимных моментов

Поне-дель-ник Знакомство с принципами авторского пересказа сказки Беседа «Что такое сказка

Цель : научить детей основным принципам сказочного творчества . Рассматривание иллюстративных книг.

Цель : формировать представления детей о способах иллюстрирова-ния сказки . Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о сказке .

Цель : создание положительных установок при чтении. «Умение слушать и понимать!»

(акцент на организацию моментов слушания и понимания текста) Просмотр иллюстраций

«Украденной сказки »

Цель : формировать у детей понимание иллюстриро-вания художествен-ного текста Совместное с детьми чтение сказок дома .

Среда Игра -соревнование

«Собери елочку к Рождеству»

(игры, эстафеты и т. д.) Загадывание загадок, чтение пословиц о Рождестве и о Новом годе.

Цель : учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Сюжетно – ролевая игра

«Писатель и слушатели»

Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании творческих действий писателя. Оформление рисунков для родителей

«Что такое Новый год?»

Интегративное занятие

(музыкально – художествен-ная деятельность и рисование)

«Создаю свою сказку » .

Цель : отразить свое творчество в рисунке и слове. Рассматривание иллюстраций к сказкам , проговаривание основных элементов сочинительства

Цель : познакомить детей с вариативностью иллюстриро-вания и сочинительства

Цель : активизация словаря, классификация, развитие речи. Просмотр мультфильма

«Как приучить дракона» (или иных мультфильмов с использованием элементов фэнтази») Подготовка консультации для родителей

«Как написать современную сказку ? Советы сотворчества» .

Пятни-ца Подготовка к домашнему заданию :

Цель : подготовить детей к созданию авторского произведения . «Мы -писатели!»

Цель : формировать установки на ответственное выполнение заданий и полученных знаний о способах написания сказочного произведения и способах его иллюстри –рования. Дидактические и настольно – печатные игры –сказочной тематики :

- «В гостях у сказки »

Рисование на тематику своей сказки .

Совместное творчество при сочинении и иллюстриро-вании авторской сказки

Сказка авторская - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Авторская сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов.

Александр Сергеевич Пушкин Всемирно известный русский классик литературы. А. С. Пушкин известен не только как непревзойденный поэт и блестящий прозаик, но и как автор сказок. Сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царе Салтане»

Лев Николаевич Толстой Классик мировой литературы, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы. Наиболее известные его произведения: романы «Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение» , трилогия «Детство» , «Отрочество» , «Юность» , повести «Казаки» , «Смерть Ивана Ильича» , «Крейцерова соната» , «Хаджи-Мурат» , цикл очерков «Севастопольские рассказы» , драмы «Живой труп» и «Власть тьмы» , автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера? » и другие.

Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх