Эссе зачем мне нужен mba. Эссе для MBA

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с «реальными» ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распространение получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. «Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу».

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дипломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся «топовыми» на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
  • НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"»;
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рейтинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла 36-е место.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. «Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области».

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA порядка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным. Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнесшколу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line компьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

    Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"».

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). «Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе». Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). «Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими». Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment banking, ему лучше получить MBA в «топовой» западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?

Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной западной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно говорить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.

В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского бизнес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.

Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

«Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль», - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.

Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в одной из «топовых» школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают, что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов самыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: «в разы», «на 30%», «на 50%». Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.

Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него принципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией «финансы», устроилась на работу младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы минимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.

Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три.

Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отраслевой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские работодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не признает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.

Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной российской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увеличит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы «обновить стандарты», получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам.

Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез

Бизнес, бизнес, бизнес…

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность «посмотреть на вещи свежим взглядом», найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, «дурацких» решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.

Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального студента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской программой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.

"Каковы ваши дальнейшие профессиональные цели?"
– классический вопрос от приёмных комиссий большинства бизнес школ. Часто этот вопрос сопровождается вариациями: "Зачем вам нужно MBA образование?", "Каким образом MBA именно в нашей школе поможет вам достичь ваших целей?" и т.п. Как рассказать о ваших целях таким образом, чтобы, во-первых, ответить на все явные и скрытые вопросы приёмной комиссии; во-вторых, заинтересовать её; и в-третьих, подать свой профессиональный путь в "перспективе", где прошлый опыт логично увязан с будущими целями (или наоборот, показана поворотная точка, где вы решили поменять свой профессиональный путь), при этом сохранив четкую структуру изложения?

Цели, о которых вы будете рассказывать приемной комиссии, должны быть основаны на вашем прошлом опыте. Иначе в них трудно поверить. Если вы продолжаете карьеру в определённом направлении – достаточно вкратце описать, где вы сейчас, что вы хотите, что у вас для этого есть и зачем нужно MBA, чтобы это воплотить. MBA здесь выступит в качестве необходимой ступени для развития определённых навыков либо получения определённых знаний или опыта. Ваша задача – показать, как с получением вы ускорите свою карьеру или сможете действовать в новой функции или в новой компании в своей отрасли.

Career changers: рассказ о целях с двумя неизвестными

У кандидатов, которые планируют сменить индустрию или функцию, часто возникает вопрос: "Как сделать свои цели правдоподобными и убедить приемную комиссию, что я могу стать агентом изменений в области, где еще не работал(а)?"

Согласитесь, трудно описать свой путь на несколько лет вперед в совершенно новой области. Трудно предсказать, как она будет развиваться, тем более если вы в ней не специалист. Что здесь важно? Прежде всего, убедитесь, что вы в курсе последних новостей, тенденций и событий в этой области. Если вы никогда не пересекались с ней, постарайтесь поговорить с людьми, которые там работают, возможно, на должности, которая вам интересна. Таким образом, вы сможете понять, чем занимается человек на желаемой позиции и какие перспективы могут ждать вас. Для полной картины желательно также поговорить с человеком на более высокой позиции. Словом, будьте готовы узнать и рассказать при необходимости: куда движется отрасль и куда будет двигаться через 2-3 года? Какие компании работают в ней? Какая из них вас привлекает и почему? Какие крупные события недавно произошли в этой отрасли? Почему она для вас привлекательна?

Кандидаты, которые действительно заинтересованы в смене отрасли или функции, как правило, приходят на консультации уже со знанием последних новостей по своей индустрии или с пониманием того, чем занимаются люди на желаемой должности.

Во-вторых, необходимо показать, как именно вы собираетесь себя проявить в этой новой для вас области, рассказать, каких результатов вы планируете добиться и каким образом. То есть уделить больше внимания второй части "перспективы", опять же, наглядно продемонстрировав, зачем в ней нужно MBA . Только так вам удастся убедить приемную комиссию, что у вас есть конкретные цели, а не голословные мечтания, и более того – план по их достижению.

Домашняя работа: SMART и SWOT

Российские реалии закладывают в наш менталитет гибкость реагирования на часто меняющиеся обстоятельства – иногда в ущерб долгосрочному планированию. Часто нам приходится проводить брэйнсторминги, где совместно с кандидатами мы прорабатываем варианты и целеполагание в эссе.

Поэтому прежде чем формулировать свои цели для бизнес школы, попробуйте применить технику SMART . Ведь именно такой ответ на вопрос о ваших целях хочет получить приемная комиссия: чтобы они были конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и привязанные к определенному времени.

Кроме того, прежде чем писать эссе, в том числе эссе о целях, многие кандидаты сначала делают SWOT своей кандидатуры. Можно отталкиваться от того, что у вас есть на настоящий момент: какой профессиональный и личный опыт вы имеете (работа, членство в организациях, клубах, благотворительность и прочее). На основе этого, какие сильные и слабые стороны вы можете отметить в себе? Какие возможности у вас есть? Какие угрозы существуют для вашего карьерного роста? Полезно сделать такой же анализ своего профиля на момент окончания обучения, чтобы представлять разницу. Это бывает сложно, потому что вы не всегда уверены, останутся ли ваши стремления такими же, как сегодня, или изменятся под влиянием курсов по выбору / стажировки / карьерных возможностей на кампусе / общением с коллегами по группе и прочих факторов, которые возникнут в процессе обучения. Тем не менее, представьте себя после окончания обучения и постарайтесь заполнить матрицу. Если в ней получилось слишком много неизвестных, воспользуйтесь помощью (или консультанта).

Зачем вам нужно MBA именно этой школы?

Имплицированные вопросы – зачем вы поступаете на MBA, почему именно сейчас и почему именно в эту школу – должны быть адресованы в эссе о целях (если, конечно, школа открыто не выделяет их в отдельные эссе). При этом выбору школ в эссе должно быть уделено особое внимание, вне зависимости от ограничения текста по словам или знакам.

Повторяющийся, но неубедительный аргумент в рассказе о выборе школы – «топовость» школы. Представьте, какое количество эссе читают члены приемной комиссии. Наверное, каждый из кандидатов мог бы привести этот аргумент. Чем отличаются кандидаты друг от друга? Здесь необходимо убедить приемную комиссию, что данная школа поможет вам стать агентом изменений. Что вы привнесете в школу? Как вы используете её широкие возможности? Каким образом программа именно этой школы повысит ваши шансы на реализацию целей?

Полезны ли MBA-программы, что дает диплом магистра делового администрирования тем, кто работает в IT? Мы спросили выпускников американских, британской, испанской и норвежской бизнес-школ.

В закладки

Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt , Львов

IE Business School, Испания

Остап Гулько (в шляпе) с однокурсниками из IE

Выбор школы

Когда я решил подавать документы, мне было 28 лет, у меня уже был довольно серьезный опыт в корпоративном мире, и будущее выглядело прогнозируемым. Захотелось попробовать себя в другой роли, отрасли, а если повезет, - стране.

Я искал годичную программу full-time с хорошими отзывами. Согласно рейтингу Financial Times, IE Business school входит в десятку лучших в мире, кроме того, была возможность закончить программу, совместную с MIT. Когда узнал, что помимо прочего, получил стипендию на 40 % стоимости обучения и льготный кредит на 20 % - выбор был очевиден.

Впечатления

Порадовали качество образования, гибкая структура программы и упор на мультикультурное разнообразие - отличная смесь. Из недостатков: школа молодая, бренд пока уступает именитым американским учебным заведениям, а расположение в Испании накладывает отпечаток на процесс трудоустройства: большое значение приобретают локальный опыт и гражданство Евросоюза. Поэтому я с самого начала был настроен на возвращение в консалтинг в Москве или Киеве.

IE считается самой сильной бизнес-школой в Европе именно по части обучения предпринимательству. Она заточена под работу с высокими технологиями и венчурный капитал, многие выпускники уходят пилить свои стартапы, над которыми начинают работать еще в школе, или присоединяются к уже существующим.

Во многом MBA - уникальный опыт. Никакие книги и вебинары не научат тебя работать с ребятами из 55 стран с самым разным бэкграундом. Инструктор-морпех из Калифорнии, серийный предприниматель из Сан-Паулу, спец по борьбе с эпидемиями, работающая в ООН. Список можно продолжать. Все участники процесса, как писали в советских газетах, люди интересной судьбы.

Главное, что я приобрел, наверное, бесстрашие. Из-за жутких нагрузок, когда нужно успеть все в срок, повышается толерантность к риску. Ты учишься жить в атмосфере неопределенности, характерной для современного VUCA-мира.

После выпуска

Работу я нашел через два месяца после выпуска, а активный поиск начал еще во время учебы. В школе есть центр трудоустройства c отраслевыми консультантами, а ближе к концу учебного года проходит ярмарка вакансий. Инвестиции в обучение окупились приблизительно через три года - доход после выпуска подскочил где-то в два раза.

В MBA-тусовке есть расхожая шутка, что правильный ответ на любой вопрос - “it depends”. Да, степень от хорошей школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому, диплом сам по себе - не серебряная пуля. Вы можете многое попробовать, терпеть неудачи, менять приоритеты, искать то, что подходит лично вам, благо кастомизация обучения это позволяет.

Сейчас часто говорят о феномене свитчеров - людей, приходящих в IT-сферу извне. Иногда с негативной коннотацией, что отчасти оправдано нехваткой навыков и знаний, нужных, чтобы сразу включиться в работу.

В свою очередь, человеку с техническим бэкграундом сложно перейти на управленческую должность, ввиду отсутствия бизнес-знаний и коммуникативных навыков. MBA - стрессовый, но эффективный способ закрыть пробелы за относительно короткий промежуток времени.

Ярослав Дятчик, директор офиса DataArt , Люблин

University of Illinois, США

Ярослав (крайний справа) на вручении диплома

Выбор школы

Я окончил политехнический институт, но, начиная с 2005 года, фокус деятельности все больше сдвигался в сторону бизнеса. Многие решения принимал интуитивно, без фактического анализа. Но мне хотелось более детально понимать процессы, изучить методы и инструменты, которые смогли бы помочь принимать верные решения.

К выбору программы MBA подошел прагматически - проанализировал рейтинги, рекомендации, преподавателей, цены. Поскольку я уже имел опыт в IT, старался найти наиболее обширный курс, без привязки к конкретной отрасли.

Впечатления

Трудно сказать, насколько удачным был мой выбор - нет реальной возможности самому оценить программы других университетов. Мне понравился интердисциплинарный подбор лекторов: от академических преподавателей до чистой воды практиков из различных областей. К минусам отнес бы подход американских преподавателей к передаче знаний: всегда чувствовал, что они делятся необходимым минимумом, многое оставалось за кадром.

Я не подсчитывал, как быстро MBA себя окупил. Думаю, важно, чтобы то, что мы делаем и чему учимся, приносило удовольствие, вызывало интерес, генерировало новые идеи.

Могу определенно сказать, что программа MBA позволила упорядочить понятия и систематизировать подход к работе. Не следует рассматривать MBA как полный курс, скорее, это некое обобщение, которое открывает тебе новые горизонты.

MBA будет прекрасным дополнением к любому образованию, вне зависимости от отрасли, если вы не экономист. Кроме того, в индустрии разработки ПО нет чистого IT, каждое решение относится к конкретной области бизнеса: финансам, туризму, здравоохранению и т. п.

Более глубокое понимание происходящих в бизнесе процессов позволяет взглянуть на свою работу, приоритеты и цели в несколько иной перспективе. Во многом это умение недооценено, далеко не каждый может выйти на новый уровень абстракции и оценить свои действия со стороны.

Мария Кузенкова, бизнес-аналитик DataArt , Воронеж

Saint Mary"s University of Minnesota, США

Выбор школы

Когда я задумалась о получении MBA, у меня уже было высшее математическое образование. Два года я проработала в крупной российской IT-компании, но поняла, что для дальнейшего карьерного роста не хватает бизнес-образования.

К тому же, на тот момент я уже несколько раз побывала в США, и мысль, что я хотела бы переехать туда, не оставляла. MBA в Штатах было хорошей возможностью, с одной стороны, получить необходимые знания, с другой - пожить там достаточно долго, чтобы понять, хотела бы я остаться насовсем. В случае выбора в пользу в Америки, у меня был бы американский диплом, что повысило бы шансы найти достойную работу.

Я выбрала Saint Mary"s University of Minnesota в небольшом городке Рочестер, поскольку он находится в непосредственной близости от городка, в котором я по обмену училась в школе и где у меня много друзей и знакомых. Вторым пунктом в пользу этого университета была относительно низкая стоимость обучения по сравнению с другими программами.

Впечатления

Я осталась очень довольна университетом и программой. Большинство преподавателей работали на руководящих должностях в крупных компаниях (в основном в Mayo Clinic - градообразующем предприятии Рочестера), поэтому программа была насыщена примерами из реальной жизни.

Мне очень понравилось, что практических занятий было больше, чем теории. К примеру, в качестве дипломной работы я вместе еще с несколькими студентами составляла бизнес-план для небольшой местной благотворительной организации. Особенно приятно было узнать, что многие идеи из разработанного нами бизнес-плана были реализованы и принесли плоды.

Программа MBA не была привязана к IT. Можно было выбирать между Finance, Healthсare Administration, Project Management, Human Resource Management, или же general MBA без привязки к определенной специализации. Я сделала выбор в пользу последней опции и не пожалела. Выбирать узкую специализацию лучше, когда знаешь, в какой именно сфере хочешь работать, а у меня на тот момент еще не было определённости на этот счёт.

Программа MBA дала мне полный комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту. Кроме того, она помогла мне усовершенствовать навыки владения устным и письменным английским, получить опыт создания презентаций и публичных выступлений, научила работать в команде и не бояться быть лидером. Но самое главное, на мой взгляд, что я извлекла из обучения, - умение мыслить "out of the box" и решать сложные и нестандартные задачи.

После выпуска

Несмотря на сравнительно низкую стоимость программы, инвестиции по российским меркам потребовались немалые. Но для меня эти вложения окупились с лихвой.

Во-первых, я приняла очень важное для себя решение вернуться на родину. Я поняла, что добиться успехов и изменить свою жизнь к лучшему можно везде, а быть рядом с родными и близкими - бесценно.

Во-вторых, американский диплом MBA помог мне устроиться на работу в России. Полученное образование дало значительное преимущество перед другими кандидатами и возможность выбирать между лучшими компаниями в нашем городе. В результате уровень моих доходов заметно вырос.

Пригодилось ли данное образование в моей текущей профессии в IT? Однозначно. Бизнес-аналитику очень важно понимать законы бизнеса и бизнес-процессы, мыслить глобально и эффективно, иметь навыки общения с топ-менеджментом и командой, уметь проводить воркшопы и презентовать идеи. Полученный опыт помогает мне успешно справляться со всеми стоящими передо мной задачами и быть уверенной в своих силах.

Марина Семилетова, менеджер проектов DataArt , Санкт-Петербург

Выбор программы

Я поступила в программу в 1998 году. Мой диплом называется Master of Business in Science, в России он приравнивается к MBA. Как таковой цели получить MBA у меня не было, был интерес иметь хорошее экономическое образование.

Я получила грант и стипендию от норвежского правительства и поехала учиться в город Будё в университете провинции Нурдланд. После MBA я получила повторный грант еще на два года и продолжила обучение на Advanced Master (это ступень, предшествующая PhD).

Впечатления

Я была довольна выбранной школой и образованием в целом. Оно заметно отличалось от российского - до этого я три года училась в БГТУ (СПб). Самое главное, что я получила, это способность применять теорию на практике. А процессе обучения мы проходили много кейс-стади, и это помогло в бизнесе.

Евгений Веселов, Delivery Manager DataArt , Люблин

Edinburgh Business School, Шотландия

Выбор школы

До MBA у меня за плечами уже были 12 лет работы в индустрии и магистерский диплом направления компьютерных наук. Я задумался об MBA, так как хотел получить новые знания, которые бы помогали делать работу лучше и расти профессионально. Кроме всего прочего, было интересно систематизировать знания и встретить новых людей.

Edinburgh Business School я выбрал, т. к. она была доступна финансово, университет входил в топ-300 в мире и на выходе давал британский диплом.

Впечатления

В целом я доволен программой, получил довольно интересные и практически применимые знания, встретил много новых друзей из разных сфер: юриспруденции, сельского хозяйства, ритейла, финансов, фармакологии. Узнал, что их проблемы очень похожи на наши. Например, если вы думаете, что сложно найти Java-архитектора, вы наверняка не искали высококвалифицированного сварщика. Жуткий восторг вызвали экскурсии на предприятия реального сектора, например, мы посмотрели изнутри, как работает пивзавод.

Евгений Веселов во время экскурсии на пивзаводе

После выпуска

Работу после бизнес-школы я нашел довольно быстро. Через месяц после получения диплома на меня вышли рекрутеры DataArt. В целом, жить и работать стало интереснее. Самое ценное, что мне дала MBA, - умение смотреть на вещи с позиции работающей системы, где каждая деталь может быть важна. При всем этом пришло осознание того, что очень часто приходится рисковать и принимать решения, основываясь на неполной картине мира.

Я думаю, что на позициях в IT уровня Delivery Manager и выше знания, которые дает МBA, просто необходимы. Например, финансовый менеджмент и основы бухгалтерского учета, маркетинг и стратегический менеджмент, основы переговоров и HR. Другой вопрос, что все это можно изучать самостоятельно, вне определенной бизнес-школы, но это будет не так увлекательно и эффективно.

Написать

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:

Зачем получать степень MBA, как быстро можно вернуть вложенные в обучение деньги, чем программа обучения в России отличается от подходов на Западе и что нужно учитывать до поступления - эксперты в области образования и выпускники бизнес-школ рассказывают все, что нужно знать об MBA.

МВА в России и на Западе

Официально программа МВА была запущена в России в 1999 году: тогда были сформулированы государственные требования, основанные на международных стандартах, и стали проводить национальный аудит качества обучения. Тем не менее, как объясняет Лариса Карташова, декан Плехановской школы бизнеса Integral, и до этого в 90-е годы было запущено несколько программ MBA. Однако профессор добавляет, что «сейчас сложно судить, соответствовали ли эти программы требованиям МВА или были обычными программами переподготовки».

Основная цель МВА - обучение навыкам управления бизнесом. Единого стандарта программы не существует, есть только набор критериев, по которым проходит аккредитация учебного заведения. В западных вузах и бизнес-школах программа существует дольше, чем в России, поэтому эксперты выделяют несколько отличий.

Лариса Карташова , профессор, д. э. н., декан Плехановской школы бизнеса Integral:

По моим наблюдениям, выпускники ведущих зарубежных школ после окончания FT МВА (Full-time MBA - прим. «Бумаги» ) зачастую занимают в России достаточно скромные управленческие позиции. Выпускники зрелых российских школ МВА нередко чувствуют себя увереннее и занимают достаточно высокие позиции в стране.

Во-первых, западный рынок образования в этой области более однородный, в России, по оценкам Ларисы Карташовой, существует пять-семь лидеров, остальные вузы сильно от них отстают. Во-вторых, в России студенты чаще выбирают Part-time MBA, то есть совмещают с работой, в Европе больше приняты программы полного погружения. Стоимость обучения в России ниже, но менее распространены гранты на образование.

В конце января 2015 года международное рейтинговое агентство QS выпустило отчет о том, как быстро выпускники европейских бизнес-школ смогут окупить свое обучение. По оценкам экспертов QS, в большинстве случаев это удастся сделать за 2,5 года, хотя после некоторых школ выпускникам нужно 15–20 месяцев, чтобы вернуть вложенное.

Как выбрать школу

Ирина Толстова

Перед тем как идти на МВА, кандидат должен, конечно, определить для себя базовые вещи: где он хочет работать и жить, какая именно программа ему необходима. При выборе желательно учитывать места в рейтинге, аккредитацию школы или университета. Наши консультанты иногда даже рекомендуют сходить в кампус, познакомиться с атмосферой бизнес-школы, чтобы понять, подходит ли это для кандидата.

Важно также понимать, что у каждой бизнес-школы есть своя миссия: некоторые из них концентрируются на предпринимательстве, другие - на инновациях, третьи - на лидерстве. Это необходимо учитывать в эссе, которое кандидаты пишут при подаче заявки, и проиллюстрировать свои сильные стороны яркими примерами. Если нет возможности побывать в кампусе, стоит сходить на образовательные мероприятия, пообщаться с представителями бизнес-школ и задать все свои вопросы.

Кандидат также должен выяснить стоимость обучения и определить, каким способом оно будет оплачено. Часто скидки и стипендии предоставляют сами бизнес-школы, также можно найти фонды и организации, которые могут покрыть расходы на обучение частично или полностью. Например, составляет 1 700 000 $.

До того как подать заявку, необходимо сдать экзамен GMAT. Если в результате будет менее 400 баллов, на подготовку и сдачу потребуется минимум шесть месяцев, а также два запасных месяца в случае пересдачи. Большинство бизнес-школ требует балл по GMAT - 700 и выше.

Также нужно понимать, что, если кандидат идет на Full-time MBA, придется провести за рубежом год - в европейской бизнес-школе, два - если школа в США. Само обучение требует кропотливой работы по восемь-десять часов в день. И нужно быть готовым к тому, что до 70 % знаний на МВА кандидаты получат не от профессоров, а от других студентов в процессе общения и обсуждения своего опыта. Зарубежный диплом МВА дает не только возможность трудоустройства за рубежом, но и конкурентное преимущество в России.

Что говорят выпускники

Цели пойти учиться в Стокгольмскую школу экономики было две: научиться маркетингу и найти вдохновение для запуска следующего бизнеса. Сервис «Дома вкуснее » я открыл сразу после МВА. Сейчас в компании занимаюсь в основном маркетингом. Школа дала мне две важные вещи, о которых я не думал, когда поступал.

Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше

Во-первых, дружба с однокурсниками и связи в alumni community - это бесценно и на всю жизнь. Не надо делать бизнес с друзьями, лучше искать друзей в бизнесе. Выпускники SSE друг другу помогают, советуют, консультируют, сотрудничают, ищут работу через alumni community. Мы развлекаемся вместе, пьем вино. У нас есть «Неофициальный клуб выпускников SSE», то есть сложилась тусовка.

Во-вторых, я по-другому стал смотреть на свои возможности. МВА расширяет горизонты и открывает тебе глаза шире. Если до учебы я практически был уверен, что проработаю всю жизнь только в России, то после учебы я смотрю на Россию как на одну из стран, которая создает 3 % мирового ВВП. Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше.

Таким образом, целей я достиг: основам современного маркетинга научился, новый бизнес открыл. Сейчас «Дома Вкуснее» - абсолютный лидер российского рынка доставки продуктовых корзин с рецептами. В скором будущем мы планируем выйти на европейский рынок.

Инга Корчагина

Бизнес-тренер, эксперт CBSD Thunderbird Russia, выпускница Instituto de Empresa

В 2006 году я окончила международную программу International MBA Instituto de Empresa в Мадриде по специальности General Management. К тому времени я уже работала маркетологом. В 28 лет стала руководителем в компании Estee Lauder , заняв позицию директора по маркетингу по России и СНГ. В процессе стало ясно, что специалистом в своей области быть - это одно, а руководителем - совсем другое. Тут требуется совершенно другой набор навыков и знаний. Когда человек становится руководителем, ему нужно учиться управлять людьми.

Учиться за рубежом было принципиально, потому что в России с образованием в области менеджмента на тот момент все было очень грустно, впрочем, как и сейчас. Того, что умеют делать наши менеджеры, недостаточно, в силу короткой истории бизнеса в нашей стране, поэтому в России учиться бесполезно. Лучше делать это за границей среди опытных и знающих.

Люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад

Обучение на программе помогает выработать системный взгляд на всю компанию. Работая, например, в маркетинге, ты знаешь систему своего отдела и своего сегмента. MBA дает представление об управлении всей компанией: и финансы, и организационная структура, и работа с персоналом. Руководитель должен знать, как устроена вся цепочка. Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми. В бизнесе и компании, на мой взгляд, это больше половины успеха. Именно российский бизнес страдает от отсутствия правильной коммуникации между людьми: линейными менеджерами, руководителями и подчиненными и так далее.

Ожидания всегда расходятся с реальностью. До начала обучения они всегда завышены. Кроме того, важный фактор - отсутствие информации, либо нежелание эту информацию получить. Все вместе это провоцирует ряд разочарований: люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад. В другой стране другая культура, более жесткие условия учебы.

Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми

Сама система обучения радикальным образом отличается от системы обучения в России. Мы постоянно работали, спали по пять часов на протяжении полутора лет, много читали и учились общаться с различными людьми - это большое моральное напряжение. Плюс тебя все время оценивают, ты постоянно ощущаешь конкуренцию. Поэтому нужно морально готовить себя к тому, что это, с одной стороны, очень интересное время, но с другой стороны, это вызов.

Я бы ввела наставников при организациях, которые предлагают обучение на курсах MBA. Самая большая проблема в том, что ты не знаешь, какие вопросы задавать. Благодаря наставнику человек сможет сориентироваться в темах, которые интересуют лично его, получить максимум данных о том, что на самом деле его ждет во время обучения. Главное, чтобы такой человек был честен с тобой, принимал во внимание твои цели и формировал правильные ожидания.

Как получить больше информации

Международное рейтинговое агентство QS проведет традиционное мероприятие TopMBA Connect 1-2-1 16 марта в и 18 марта в . Это серия индивидуальных 30-минутных интервью с представителями приемных комиссий лучших бизнес-школ мира. Эксперты рассмотрят резюме каждого кандидата и предложат оптимальные варианты для получения степени MBA. Консультации бесплатные, однако для участия необходима предварительная регистрация.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх