Джон Брамблитт — слепой художник удививший мир. Слепой художник

Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.

Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей. Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства. Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…

Сергей Поползин

Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Пришлось в силу обстоятельств бросить, потом снова поступать. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. Пытался создать из всего этого что-то новое, еще невиданное. Его не поняли. О выставках (а следовательно, и заработках) тогда, в конце 1980-х не могло быть и речи. Люди по-разному реагируют на подобные испытания…

Сергей пытался застрелиться. Выжил, но остался полностью слепым. Пуля прошла навылет… Он сжег все свои картины, а спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии работы.

Набросок будущей работы он «рисует» исключительно в собственном воображении, продумывая все до мельчайших деталей. В первое время Поползин мог писать только очень быстро – всю картину за один раз. Чтобы получить возможность работать медленнее и скрупулезнее, надо было осваивать новые техники. Сегодня он использует в работе два противоположных приема: лессировку и пастозную живопись. Первый применяется для смешивания красок не на палитре, а на самом холсте, для чего они наносятся тонкими, полупрозрачными слоями. Второй – это, напротив, практически рельефная живопись, которую можно потом пощупать: неразведенные краски наносятся плотными мазками.

Чтобы ориентироваться в пространстве будущего полотна, художник втыкает в холст иголки, а иногда пользуется вырезанными из картона трафаретами. Чтобы различать тюбики с краской, нанес на колпачки надрезы разной формы.

Уже через год у Поползина состоялась первая выставка – небольшая, местного значения. Многие тогда отказывались верить, что представленные на ней работы мог нарисовать человек, лишенный зрения.

После выставки последовали приглашения от московских, а затем и зарубежных галерейщиков. В 1993 году о Сергее Поползине сняли документальный фильм, на него обратили внимание журналисты. В 1996 году художник женился на австрийке и уехал в Вену, где живет и сейчас.

Терри Хопвуд Джексон

Он не является выдающимся художником, зато учитель мистер Джексон – превосходный. Он полностью ослеп 1979 году и с тех пор не только научился рисовать сам, но и делает все, чтобы и другие незрячие люди овладевали изобразительными искусствами.

Терри Джексон создал сайт Art Sight, предназначенный для людей с любой степенью слепоты, любых возрастов, которые хотят научиться рисовать. (Естественно, сайт доступен в специальной версии для незрячих). Он создает свои работы с помощью собственной методики: сначала делает набросок пластилином, используя его для разделения друг от друга разных участков полотна, а после заполняет его акриловыми красками.

Почему акриловыми? «С ними меньше возни, и они не так пачкаются. Только помните, что когда они высохнут, то будут немного темнее, чем были мокрыми, так что надо накладывать более светлый тон, чем вы хотите, чтобы картина выглядела как можно более реалистично…» Из подобных советов состоит весь этот удивительный сайт. Для Терри нет ненужных деталей. Он знает, что когда человек решится начать рисовать, каждая такая мелочь может обернуться непреодолимым препятствием.

Он рассказывает о сортах пластилина и красок, где их можно купить и в какой упаковке будет удобнее. Предостерегает от использования белого пластилина: «На холсте потом останутся белые полоски, которые вы не увидите, естественно, а другие могут и не сказать». Сам он чаще всего пользуется зеленым пластилином, так как рисует преимущественно пейзажи.

«Смешивать краски, будучи полностью слепым, очень сложно, – длится опытом художник. – Для этого вам понадобится помощник, которому вы будете полностью доверять, или абсолютная память на цвет, или феноменальное воображение, позволяющее вам представить нужный цвет. А лучше – все вместе».

На сайте Терри дает будущим художникам конкретные, сугубо ремесленные рекомендации по изображению травы, неба (хорошо сразу загрунтовать холст голубым, а после оставить нетронутым кусок), воды, камней. Многие из этих советов вполне могут пригодиться и даже вполне зрячим «чайникам», желающим попробовать свои силы в рисовании.

Эсреф Армаган

60-летний Эсреф – национальная гордость Турции. Он родился слепым в бедной семье, никогда не учился не то что живописи, но даже грамоте. Сам научился писать и печатать на клавиатуре. А когда ему было 25, он попробовал рисовать масляными красками. Вместо кистей Эсреф использует собственные пальцы.

Главное условие для работы художника – полная тишина. Иначе он не будет способен сотворить невозможное. Эсреф должен почувствовать, что находится «внутри» своей будущей картины. Он говорит, что когда рисует море, иногда даже боится утонуть в нем – настолько живо представляет он бушующую стихию. Сначала с помощью стилоса для брайлевского письма Армаган делает набросок будущего изображения. Потом наносит пальцами первый цвет на холст – и ждет, пока тот абсолютно высохнет. Этот процесс занимает 2-3 дня. После этого наносит следующий цвет и т.д. Это делается для того, чтобы краски не размазывались по холсту.

От любой посторонней помощи в создании работ Армаган отказывается, если только речь не идет о создании портретов. Для создания произведения этого жанра художник разработал свой собственный способ. Он просит зрячего человека обвести шариковой ручкой контур фотографии, потом переворачивает снимок, водит по нему левой рукой, одновременно перенося правой контур на другой листок бумаги. А после добавляет цвет – только и всего. «Кисти», точнее, пальцам художника принадлежат портреты премьер-министра и президента Турции, а также бывшей первой леди страны.

Армаганом заинтересовались ученые. Один из самых интересных экспериментов провели в 2008 году двое исследователей из Гарварда – Амир Амеди и Алваро Паскуаль-Леоне. Глядя на результаты сканирования мозга Армагана во время работы над картиной и ничего не зная о пациенте, можно было решить, что он – человек зрячий. Сигналы, поступавшие от мозга, были такими же, как если бы он видел нечто на самом деле, а не просто представлял.

Художник женат, у него двое детей. Его работы выставлялись на 20 с лишним выставках в Турции, Китае, Италии, Голландии, Чехии.

Кит Салмон

Любимое занятие Кита – пешие прогулки по горам, а главный сюжет полотен и графических работ – почерпнутые во время них впечатления. 55-летний Салмон покорил более ста вершин шотландских гор высотой более 900 метров (так называемых мунро). Многие из них представлены на его полотнах.

Он родился в Эссексе, изучал изобразительное искусство в колледже, стал скульптором, делал работы из стали, дерева и цемента, выставлялся, имел успех. Но потом его зрение начало очень быстро ухудшаться, и спустя несколько лет он вынужден был прекратить занятия скульптурой. Кит знал, что скоро потеряет зрение полностью, и решил использовать время, пока еще видел хоть что-то, для того, чтобы овладеть методами рисования и живописи вслепую. Вскоре он переехал в Шотландию и решился там впервые выставить свои работы, которые создал, будучи уже почти полностью слепым.

В то время творчество его развивалось в двух разных направлениях – рисунки (в основном, пастелью) и живопись – размашистые мазки маслом или акриловыми красками. В последнее время он начал соединять эти две техники, говоря, что так он «хоть немного может передать дух этих чудесных диких мест». Он регулярно выставляется, получил награду Джоломо (она присуждается художникам, воспевающим шотландский пейзаж).

Джон Брамлитт

Его работы с успехом продавались в 20 странах мира. Он является автором книги «Кричащий во тьме», в которой описал свою жизнь как путешествие по новой территории – территории слепоты. Рисовать Джон начал, чтобы преобразовать свою жизнь – и сумел заново обрести утраченную было радость, снова вернуться в мир людей.

43-летний техасец потерял зрение в 2001 году. Этот долгий мучительный процесс – следствие эпилептической болезни – начался, когда Джону было девять лет. До этого Джон учился в Университете Северного Техаса в своем родном городе Дентон, который закончил с отличием. Он хотел быть учителем, преподавать писательское мастерство, но когда ослеп, с этой мечтой пришлось распрощаться.

Брамлитт впал в глубокую депрессию. Он почувствовал себя очень одиноким; казалось, что глубокая пропасть отделяет его теперь даже от самых близких людей – семьи, друзей, родственников. Но потом случилось нечто удивительное: он открыл для себя рисование. Оказывается, краски разного цвета отличаются на ощупь, о чем даже не подозреваем мы, зрячие. Рисовать Джон учился сам, ориентируясь по текстуре холста, а также с помощью так называемой «тактильной визуализации», позволяющей ему видеть внутренним взором объекты, которые он трогает. На этих двух методах, как правило, и строятся методики обучения незрячих рисованию.

Все работы Брамлитта являются глубоко личными: он изображает либо события своей жизни, либо людей, которых хорошо знает. Портретное сходство поражает. «Живопись перевернула всю мою жизнь», – говорит Джон. – У каждого человека внутри живет художник, надо лишь немножко помочь ему выйти на свет».

И он помогает. Джон Брамлитт работает консультантом для музейных развивающих программ. Студии, которые он организует, уникальны: здесь на равных присутствуют не только любители и профессиональные художники, но и люди с ограниченными возможностями, для которых Брамлитт открывает мир искусства благодаря опробованным на себе адаптивным техникам и методам.

Екатерина Савостьянова

Раньше у Эсрефа Армагана на одну картину уходило два месяца. Теперь - 3-4 дня: как он хвастается, «освоил новую методику». Критики расходятся во мнениях: кто-то считает, что рисунки по-детски красочные и наивные, кто-то называет их «новым словом в искусстве». На картинах, и верно, настоящее буйство красок. Однако привлекает не качество, а факт: художник Эсреф слепой от рождения. Он в жизни не видел того, что рисует. Все рисунки - результат видений, которые рождает его необычный мозг.

Дельфин, играющий на скрипке

…Слава пришла к Эсрефу, когда о нём сделал фильм телеканал «Дискавери». К нему в студию толпами зачастили журналисты, наперебой начали приглашать самые известные университеты мира. Всем хотелось выяснить, в чём же причина подобного чуда? Несколько лет назад художник согласился на исследование: его мозг подвергли сканированию в Гарварде. Вывод учёных оказался, мягко говоря, весьма неожиданным.

Дело в том, что в мозгу существует особый участок, - объясняет Армаган. - У зрячих людей он отвечает за зрение. И если человек слепнет, то мозг восполняет его, наращивая нейроны. Мой череп сканировали 7 часов подряд и выяснили: этот участок в моём мозгу развит очень сильно, даже ненормально. Он как бы мутировал. Именно поэтому я вижу вещи, которых в реальности никогда не видел. Мозг - как бы мои глаза. Мне достаточно хорошо ощупать любой предмет, и я тут же представляю его в голове.

Эсреф предлагает мне нарисовать что-нибудь. Я соглашаюсь. На столе у него лежит морская раковина. Он берёт её, гладит пальцами и быстро рисует карандашом. Для картин он не пользуется кистью - говорит, что в таком случае не чувствует рисунок.

Обмакивает пальцы в краски и водит по холсту, используя при этом обе руки. «Мы с картиной единое целое, я чувствую её, как будто она живая». Особая гордость Армагана: он умеет рисовать вертолёт. Как-то раз ему позволили ощупать всю машину целиком, на взлётной площадке.

- Я пытался делать рисунки с шестилетнего возраста, - рассказывает он. - Но мои родители считали, что это блажь слепого ребёнка. В 12 лет я нарисовал бабочку, и они удивились. Спросили: кто объяснил тебе, как выглядит бабочка? Я ответил, что никто - просто я её так вижу. А потом нарисовал кота. И корову. Они перестали удивляться.

Странно, но мозг очень редко показывает Армагану людей. Чаще всего - цветы, море, лес в снегу, разных животных. Иногда он «видит» загадочных существ - например, зубастого монстра, якобы обитающего в озере Ван, или дельфина, который играет… на скрипке.

Профессор Джон Кеннеди из университета Торонто называет случай Армагана уникальным. «Он - один на сто миллионов. В моей практике уже было, когда люди, ослепшие в 10-15 лет, могли рисовать. Но если человек в жизни своей не видел предмет, однако рисует его, это просто чудо». Часть учёных и вовсе считает, что у Эсрефа в мозгу опухоль - якобы она и дала столь необычный результат, «надавив» на лобные доли.

…Я спрашиваю Эсрефа про суматошное буйство красок в его картинах. Он пожимает плечами - любой цвет для него пустой звук: Армаган не знает, как отличить зелёный от красного. Он просто в курсе, что море «голубое», - когда рисует, говорит зрячему помощнику: «Подай мне голубую краску». Удивительно, Эсреф изображает море на холсте, не видя при этом ни моря, ни холста. То же самое с животными. Мозг позволяет ему не только «разглядеть» кота, но и достоверно перенести образ в картину. Нет слов.

«Я могу потрогать мир руками»

- Вы «видите» лица людей, если дотрагиваетесь до них?

Нет. Мне это почему-то неподвластно.

- Как выглядит ваш мир?

Закройте глаза и представьте то, что вы не видели. Существо с Марса, например. Тогда вы поймёте меня. Не так уж трудно познавать мир через воображение. Я просто человек, который может коснуться тайн сознания… потрогать их руками.

На столе у художника сувенир - маленькая копия храма Святой Софии: в 1453 году султан Мехмед II перестроил его в мечеть. Он прощупывает купол здания, всего несколько штрихов карандашом - и на бумаге вырастают минареты. Эсреф считает: если других слепых учить, развивая «зрячий» участок мозга, то и они будут «видеть». «Всё возможно. Сначала я страшно уставал, когда рисовал картину - дрожали пальцы, но сейчас это мне даётся легко». Странно, но Армаган не испытывает сожаления, что родился слепым. «Иначе я был бы самым обычным человеком. Тяжело ослепнуть, когда ты уже видел мир, - тогда ты знаешь, что потерял. Моя жена тоже слепая, но она ослепла в 16 лет, и ей сложнее. Зато я не знаю ничего другого, кроме тьмы и ярких образов в мозгу». От первого брака у Эсрефа есть двое детей: с прекрасным зрением, но без тяги к рисованию.

…Раньше Армагана обижало, что его подозревают в жульничестве. «Люди даже не хотели разбираться. Они просто говорили: „Не может быть, чтобы слепой рисовал картины!“ Им было наплевать, что меня исследовали профессора, и их вердикт: я СЛЕПОЙ, а университет в Гарварде выпустил книгу по исследованию моего феномена. Теперь обид нет. Говорят, что я жулик? Идут споры? Отлично, это лишь реклама моим картинам».

- А вы можете «видеть», скажем, люки на мостовой?

- (Смеётся.) Увы, нет: поэтому мне требуется поводырь.

Вы не можете ощупать руками целый город - вроде того же Стамбула. Каким «зрячему» участку вашего мозга представляется современный мегаполис?

Он вспыхивает то мрачными, то яркими красками. Завораживает. Взрывается каскадом, превращается во тьму. Наверное, таков любой город. Может, когда-нибудь я нарисую, как его «вижу». Для меня картина - живое существо, она умеет дышать.

…В конце беседы Эсреф дарит мне пару своих рисунков. Он надеется: его вдохновение никогда не пропадёт. «Иногда я с ужасом просыпаюсь и думаю: мои видения исчезнут. Я не увижу своих миров, больше не смогу обмакнуть пальцы в краски. Ослепну второй раз, но только уже в мозгу. Как я буду жить без цветов, кошек и дельфинов? Но потом успокаиваюсь. У меня много дел. Вы же помните - я должен нарисовать целый город…»

Поистине удивительные люди встречаются на Земле, и один из них — слепой худодник по имени Эшреф Армаган. Художник этот заслуживает упоминания и всеобщей известности, поскольку слеп он с самого рождения! Но уже на протяжение 35 лет Эшреф Армаган рисует свои картины (готовые поспорить с мазнёй некоторых зрячих мастеров), не имея никаких визуальных представлений об окружающем мире, о свете и цвете! Причём, случай уникален как в истории живописи, так и в истории науки.

Эшреф родом из Турции, образования он не получал, т.к. семья была бедна. Однако мальчик самостоятельно выучился писать, а позже проявил и талант в живописи. никогда не использовал кистей, их ему заменяют чувствительные пальцы! С помощью масляных красок он наносит мазки на холст, пользуясь лишь пальцами, чтобы в точности представлять всю композицию на картине, чтобы погрузиться в неё и «видеть» изображаемый мир. Такой подход глубокого погружения не обходится и без конфузов, так, например, работая над изображением моря, художник одевает спасательный жилет — столь сильна связь творца и его детища.

Сейчас Эшрефу Армагану 42 года, он женат и у него двое детей, а работы выставлялись более чем на 20 выставках по всему миру. Вот так инвалид от рождения сумел добиться в жизни того, о чём никто не мог бы и подумать, и я считаю, жизнь этого человека можно назвать подвигом в полном смысле этого слова.

___________________________________

Ремесло художника всегда останется востребованным. Ведь картины и портреты неизменно будут актуальны в интерьере, каждый человек стремиться к прекрасному.

В наше время огромный плюс для заказчика, состоит в том, что произведение искусства не нужно ждать месяцы, а то годы, как в прошлые века, всего несколько дней или часов. Эскиз же можно посмотреть заранее и высказать свои пожелания. Нужно всего лишь зайти на сайт лаборатории авторских портретов wowportret24.ru , где каждый может заказать портрет на основе фото, подарить себе любимому или родным, коллегам, в любой стилистике, образе и любого размера. Фото на холсте — это всегда оригинальный, интересный подарок, с которым дарителю обеспечена восторженная благодарность.

Даже просто посмотреть на результаты работы лаборатории WowPortret очень любопытно в инстаграм ,

Из всех инвалидных заболеваний именно слепота считается самой сложной в своих особенностях. Некоторые слабовидящие опускают руки, но есть и те, кто вопреки своему недугу продолжают бороться и творить. Яркое тому доказательство – 4 художника, не оставившие свою профессию.

KEITH SALMON

Британский художник Кит Сэлмон долгое время путешествовал по разным частям Соединенного Королевства – от Уэльса до Шотландии, контрастные ландшафты и природа которых вдохновили художника на создание своих ярких работ. Несколько лет назад художнику диагностировали диабетическую ретинопатию, вследствие которой он ослеп, однако это только способствовало развитию его художественного видения. Его пейзажи красивы, абстрактны и узнаваемы по использованию яркого цвета.

JOHN BRAMBLITT

Джон Брамблитт – американский художник, чьи работы, оформлены яркими массивами цвета и классической американской иконографией. Он ослеп десять лет назад из-за осложнений от эпилепсии, но это не остановило его от творчества, более того – художник стал вдохновляющей фигурой для всех инвалидов в своем родном штате Техас.


SARGY MANN

В свои тридцать лет британский художник Сарджи Манн начал слепнуть от катаракты, но не смотря на это он еще один художник, не оставивший свое призвание. Его упорство окупилось, сегодня его полотна продают более, чем за £ 50,000. Художник говорил, что, став слепым, его произведения стали более сложными и таинственными. Художник, к сожалению, скончался 5 апреля 2015 .


JEFF HANSON

Сильный цветовая палитра и сложная техника – то, что сразу бросается в глаза, увидев работы американского художника Джеффа Хэнсона. Используя повторяющиеся геометрические фигуры, он черпает вдохновение из мира природы.


Смешивая краски, художник Джон Брамблитт (John Bramblitt) сравнивает себя с кулинаром, который добавляет в блюдо нужное количество ингредиентов точно по рецепту. А все потому, что увидеть, каков же результат его стараний Джоан не может. Он слеп , но пишет картины, чувствуя на ощупь, какими красками пользуется и как кладет мазки.




Джон Брамблитт – талантливый художник, который не знает, как выглядят его картины. Он потерял зрение из-за эпилепсии, симптомы болезни впервые появились в 11 лет, и к 30 годам он перестал видеть. Казалось, что жизнь потеряла смысл, ведь все мечты оказались несостоятельными, а планы на будущее были разрушены. Художник вспоминает, что у него была сильнейшая депрессия, и он не видел выхода из этого состояния.



Чтобы побороть отчаяние, Джону Брамблитту понадобился год. Он решил для себя, что найдет способ рисовать, чего бы это ему не стоило, и действительно научился работать с красками, накладывая мазки так, чтобы они были ощутимы на ощупь. По словам самого Джона, его первый рисунок был совершенно неуклюжим, но сам факт, что он сумел соединить разрозненные линии воедино и создать целостное изображение, вселил в него веру. Эта была искра надежды в темном мире его отчаяния.



С тех пор художник совершенствует свое мастерство, и сегодня в его коллекции немало ярких, динамичных картин, которые вызывают восхищение у зрителей. Джоан Брамблитт живет в Дентоне (штат Техас, США), он хорошо известен не только в Америке, но и за ее пределами.





Приступая к работе, художник вначале детально продумывает в уме композицию. Материалы Джон Брамблитт подбирает тоже особенно: он утверждает, что разные цвета масляных красок имеют различную консистенцию. Например, белая краска густая и напоминает зубную пасту, а черная более жидкая. Кроме того, тюбики в мастерской подписаны шрифтом Брайля, так что Джон может ориентироваться, какой цвет держит в руках.





Талантливый мастер пишет картины уже более 10 лет, за эти годы о нем неоднократно рассказывали в прессе, он получал награды на всевозможных конкурсах и выставках. А сам Джон Брамблитт признается, что в какой-то мере даже благодарен судьбе за то, что ослеп. Начав бороться с недугом, он открыл в себе настоящий талант, сумел самореализоваться и найти цель в жизни.

Похожая история произошла и с харьковчанином Дмитрием Дидоренко. С той лишь разницей, что ослеп он, подорвавшись на немецкой мине времен Второй мировой войны. Мир, оживающий на его полотнах, - еще одно откровение. Убедитесь в этом сами, посмотрев .


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх