В помощь начинающим гитаристам: как играть гамму До мажор. Гамма ми-минор на грифе гитары, по позициям Гаммы для классической гитары

Гамма - это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 - мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное - это название. К примеру, Ми минор - это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор - это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше - никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду "б.2", а малую "м.2". Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад - натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше - это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон - это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона - это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:

Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа ... стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез ). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез . То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль . Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму , звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО :


Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы для гитары?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм для гитары было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, и продублировал ноты для гитары табулатурами (табами).

На базе гаммы Ля-минор построено очень много песен. С одной стороны она - мать Ля-минорной пентатоники, которая очень часто используется, с другой Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор, которая является родным домом для каждого музыканта.

Звуки, входящие в гамму Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ля-минор

Последовательность звуков гаммы Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Фа(F) – Соль(G)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Гамму Ля-минор, по моему мнению, очень хорошо разучивать короткими кусочками, в которых на каждой струне находятся по 3 ноты. Таким образом выучил её я и таким же образом учат гамму мои ученики. Ты можешь учить представленные позиции одну за другой, неделя за неделей – до тех пор, пока не сможешь играть гамму Ля-минор по всему грифу.

Гамма Ля-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ля-минор

Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор. Это означает, что ты можешь использовать звуки из гаммы Ля-минор для песен, написанных в тональности До-мажор.

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,- этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До диез минор

До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре диез минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

В сегодняшней статье я хотел бы поговорить с вами о том, как можно обогатить собственное звучание при игре на гитаре, используя лишь ноты какой-то конкретной гаммы и чисто математический подход. Начнем с того что определимся с гаммой, это будет, конечно же, С мажор (C,D,E,F,G,A,B). Заствьте себя запомнить интервальный состав гаммы (1 тон – 1 тон – ½ тона — 1 тон — 1 тон — 1 тон — ½ тона), подробнее об интервалах вы можете почитать .

Помните, что знание строения интервалов и аккордов помогает вам изучить . Это поможет вам строить интервалы от различных ступеней гаммы. Для тех, кто не знаком с азами теории музыки могу посоветовать почитать статьи на сайте www.7not.ru .

Теперь собственно приступим.

Сыграем гамму С мажор на пятой струне, думаю это труда не составит.

А теперь давайте возьмем ручку и лист с нотным станом. Нарисуем все ноты входящие в гамму, и нарисуем над каждой из них еще по две ноты, но не абы как, а пропуская по одной, таким образом мы будем от каждой ноты в рамках гаммы строить интервал терция. То есть С – (D пропускаем) – Е – (F пропускаем) – G, и так с каждой нотой. В итоге мы получим гамму С мажор гармонизованную аккордами. Сыграем этот пример.

Мы получили семь аккордов, на первой четвертой и пятой ступенях – мажорные трезвучия (), на второй, третьей и шестой ступенях – минорные (), и на седьмой ступени – уменьшенное трезвучие.

Изучение строения аккордов и интервалов поможет вам быстрее выучить расположение нот на гитаре, зачем заниматься изучением нот почитайте .

Обратите внимание, что каждая группа аккордов имеет разный интервальный состав:

  • Мажорные – 2 тона + 1 ½ тона (большая терция + малая терция).
  • Минорные – 1 ½ тона +2 тона (малая терция + большая терция).
  • Уменьшенные – 1 ½ тона + 1 ½ тона (малая терция + малая терция).

После того как вы сыграете этот небольшой пример, так же выучите формы к указанным нотам гаммы C мажор, руководствуясь .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх