В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями? Понятия "социализм", "либерализм", "консерватизм" В чем различия между либералами и консерваторами.

Либерализм (либеральная идеология) - учение и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности (от лат. liberalis - свободный, касающийся свободы, присущий свободному человеку), ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Основные идеи и положения либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв. Мировоззренческие истоки либерализма лежат в римском праве, идеях автономности и самоценности личности, космополитизма, терпимости, гуманизма, индивидуализма и демократии. В политической области либерализм исходит из представления о юридическом равенстве граждан, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции, а также неразрывности свободы и ответственности личности, составляющих предпосылку и основу гражданского общества и правового государства.


Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, о «врожденных» неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность), получивших свое наиболее конкретизированное выражение в политической философии Локка, учениях Джефферсона и А. Смита, в этике и правовой философии Канта. В XIX-XX вв. идеи либерализма получили развитие в философской, социологической и политической мысли Спенсера, Милля, Бентама, Поппера, Хайека.

Современный либерализм (неолиберализм) характеризуется рядом новых черт: он более терпимо относится к государственному вмешательству, усиливает акцент на проблемах равенства и справедливости, на значении этических требований к политическому поведению граждан. Все это придает современным версиям либерализма некоторый социал-демократический оттенок. Вместе с тем, рационализм, индивидуализм, антиэтатизм и сегодня остаются наиболее характерными чертами либеральной идеологии. Ее важнейшими принципами являются идеи плюрализма, принцип многообразия во всех сферах жизни, основанный на признании существования социальных различий в обществе и между людьми как реальности и как положительного фактора.


Консерватизм (от лат. conservare - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) представляет собой разновидность идейно-политического течения и политическую идеологию, ориентирующихся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни и прежде всего морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, семье, собственности.


Политическому консерватизму как мировоззренческой структуре и социальной философии исторически предшествует традиционализм, как определенный тип сознания и общечеловеческая склонность держаться за прошлое и опасаться любых нововведений.


В отличие от либерализма и социализма, возникших в качестве классовых идейно-политических течений (как идеология буржуазии и идеология рабочего класса), консерватизм прямо не связан с интересами тех или иных социальных классов и групп и принимает разные формы в разные исторические периоды.


Идейная основа консерватизма формировалась в полемике с рационалистическими идеями Просвещения, подготовившими буржуазные революции и широко распространившимися в Европе. В противовес рационалистической идеологии Просвещения теоретики консерватизма конца XVIII-начала XIX в. (Э. Берк, Ж. Де Местр, А. Мюллер, Ф. Новалис, Ф. Ламенне и др.) исходили из мысли о противоестественности радикального переустройства общества и отдавали предпочтение идеям преемственности.


Ключевыми для консерватизма являются два основных положения: идея традиции и взгляд на мир как на сложную иерархическую структуру соподчиненных понятий, образующих систему безусловных (абсолютных) ценностей (таких, как жизнь, достоинство личности, нация, историческая государственность, человечество и др.), которые нельзя приносить в жертву проектам социального переустройства ни при каких условиях.


В послевоенный период XX в. консерватизм видоизменил содержание некоторых своих положений, сблизивших по ряду позиций с либерализмом (в части смягчения отношения к государственному регулированию производства и участия населения в управлении). Вместе с тем, новые явления в экономике, социальной и политической жизни (демократия, развитие акционерных форм капитала и др.) побудили консерватизм усилить акцент на проблемах укрепления законности, порядка и стабильности системы, придав ему форму современного неоконсерватизма.


Современный социализм как идеология, которую большинство ученых справедливо противопоставляют «реальному социализму», осуществлявшемуся в СССР и других социалистических странах, является наследником многих социальных утопий, содержанием которых была борьба бедных против богатых, униженных против сильных, призыв к разрушению одного общества и построения на его месте другого, придуманного общества (утопии, как несуществующего места). Главным его требованием была идея равенства и социальной справедливости. Однако эти требования часто приобретали форму эгалитаризма (уравнительности), призыва не к равенству возможностей (на чем основана современная демократия), а к равному распределению общественного богатства, которое должно было осуществиться с помощью государства, призванного уничтожить все различия, все проявления неравенства. В этом случае путались такие понятия, как «несправедливость» и «неравенство» (борьба с несправедливостью необходима, но неравенство никогда не может быть преодолено, так как оно вытекает из самой природы человека и иерархического характера любого общества). Осуществить социальное равенство предполагалось, как правило, с помощью революции.


Однако исторический опыт показал, что всякая попытка насильственно упразднить естественное для человеческого общества неравенство неизбежно приводит к террору, тоталитарному государству. Поэтому социализм постепенно перерастал в социал-демократию , отказавшуюся от политической революции и приобретшую характер моральной доктрины.

Нет консервативного либерализма, есть либерализм и консерватизм.

Либерализм - это одна из первых больших, фундаментальных доктрин Нового времени, авторами которой были ведущие деятели Просвещения – Дж.Локк, А.Смит, Дж. Мильтон, Ш.-Л. Монтескье и др. Их идеи впоследствии были развиты многими выдающимися мыслителями на протяжении XIX и XX вв. (Дж. Стюарт Милль, Дж. Актон, Т. Джефферсон, А. Токвиль, Ф. Бастиа, Ж.-Б. Сэй, К.Менгер, Л.Мизес, Ф. Хайек и др.).

Эта доктрина имеет глубоко проработанную теоретическую основу в политэкономии и обществознании. Ее базовые элементы включают признание естественных прав и свобод человека, его индивидуализма, рыночную экономику, свободу предпринимательства, демократическое устройство государства на основе разделения властей, ограничение роли государства как в экономике, так и в общественной жизни.

Либеральные идеи двигали Американской и Французской революциями и легли в основу современной либерально-демократической системы власти.

С 1930х либералами стали называть себя демократы в США, а в широком смысле этот термин стали применять к социал-демократам, чьи взгляды лишь частично соответствуют либеральным в политике и экономике (права человека и рыночная экономика), однако, существенно расходятся с ними в том, что касается роли государства.

В результате этого смешения понятий появилась необходимость сохранения изначальной, локкеанской традицией либерализма, которую стали обозначать термином "классический либерализм".

В отличие от либерализма консерватизм представляет собой лишь одну из политических идеологий, которая структурировалась в Англии в конце XIX в. в деятельности Консервативной партии, а в США принята в середине 1950х республиканцами. Консерватизм оперирует прикладным набором общественных ценностей (политико-экономическая стабильность, антикоммунизм, признание роли христианской церкви и ее ценностей), в то время как фундаментальные принципы политики в экономической и общественной сфере полностью заимствованы у либерализма.

Поэтому в современной партийно-политической практике республиканцы в США и консерваторы и демохристиане в Европе являются носителями либеральных идей, однако, доктрина либерализма далеко не сводится к консерватизму.

Спасибо Вам за подробный ответ! Но есть следующая мысль. Если привести в пример премьер-министра Нидерландов Рютте, который как раз считает себя консервативным либералом, возглавляет консервативно-либеральную правящую партию. Такими же взглядами обладает и премьер Бельгии Шарль Мишель, если я не ошибаюсь. И последний маленький вопрос. Можно ли Черчилля отнести к консервативным либералам?

Ответить

Насчёт Черчилля: безусловно, это был либерал. В современной истории трудно различить более ясный и твёрдый голос в защиту свободы человека и в осуждение и развенчание тоталитаризма, чем голос Черчилля. Он не только говорил и писал, он ещё и действовал: он создал антигитлеровскую коалицию, вёл непримиримую борьбу с большевизмом.

Вместе с тем, он никак не проявил себя в качестве либерала в экономике. Понятно, что военные годы не давали ему выбора, однако, и в своё второе премьерство в середине 1950х, Черчилль конформистски продолжил экономическую политику высоких налогов и госрасходов своих предшественников - лейбористов, что вызывает недоумение. Именно эта политика в конце концов завела Великобританию в социально-экономический тупик, из которого её выводила Тэтчер, боготворившая Черчилля.

Черчилль все-таки прежде всего был консерватором.

В том, что касается Рютте и Мишеля, надо исходить из того, что бирками-самоназваниями они хотят послать определенный сигнал своим избирателям, сделать какие-то политические акценты, не более того. Мы же говорим здесь о вещах фундаментальных и постоянных. Нигде в либеральной теории, формулировавшейся многими мыслителями, Вы не найдёте ничего, что вычленяло бы консерватизм в качестве сущностного понятия.

Рынок, демократия, свобода, в целом и в деталях, - это либеральная концепция, принятая консерваторами. Либералы не для консерваторов формулировали и развивали эти идеи.

Ответить

Прокомментировать

Существует множество различных политических течений и все они имеют свои особенности. Однако противостояние консерваторов и либералов никогда не закончится, так как обе эти идеологии предназначены привносить в общество совершенно разные смыслы.

Что такое консерватизм?

Эта идеология подразумевает сохранения старого порядка , противостояние переменам. Любой последовательный консерватор в каждой сфере жизни будет стремиться избегать новшеств и изменений. Наоборот он будет стремиться сохранить то, что есть, вплоть до привычек, обычаев, традиций и так далее.

С политической точки зрения, консерватизм подразумевает исповедование одним и тем же идеалам. Это может иметь и негативные, и положительные последствия. Например, в первобытном обществе дурным тоном и отвратительным новшеством считалось мытье рук. Многие погибали от инфекций, но непонимание процессов и невозможность связать предпосылку с актом смерти толкала консерваторов запрещать и презирать водные процедуры. С другой стороны, если бы последователям этой идеологии удалось сохранить античную религию в Европе, новаторское христианство не сожгло бы на кострах десятки тысяч женщин и не убивало людей в крестовых походах.

В некоторых кругах принято считать, что консерватизм это плохо, он требует от последователя стоять на месте и избегать перемен. Однако только при достойной проверке консерваторов и понимании изменяемого процесса новшество может быть действительно полезным, как с мытьем рук. В других случаях последствия могут быть плачевными. Научные теории, направления искусства и многое другое сначала сталкиваются, даже основываются на традиционном порядке и только потом имеют право на жизнь. Консерватизм как раз и создан для того, чтобы поддерживать стабильный порядок вещей не превращая жизнь в хаос.

Что такое либерализм?

Либералы – народ более легковерный, они пропагандируют новаторство во всем . Как политическое течение, либерализм требует отказа от любых других ценностей кроме людей, граждан той или иной страны, если речь идет об этой идеологии, как государственном направлении.

Надо сказать, что либерализм появился значительно позже консерватизма, даже вопреки ему. В сущности, либерализм требует от политиков, экономистов и так далее реформ, направленных на улучшение жизни человека в ущерб всему. Причем фактически в каждой стране эта идея пропагандируется для жителей этой страны, не заботясь о чужих гражданах, а возможно и за их счет.

С другой стороны либерализм принес мировому сообществу массу пользы. Например, сюда входит и отмена рабства, и свободный рынок, новые возможности в социологии и так далее.

Общее у консерватизма и либерализма

Это противоположные течения объединяются в одном. Обе идеологии и их последователи уверенны в том, что именно либерализм или консерватизм сможет решить проблемы человечества. На самом деле оба эти направления должны присутствовать в изучении любого вопроса, так как прошлое как основа и развитие, как стремление к будущему всегда взаимодействуют, опираясь друг на друга.

Баланс между этими точками зрения и есть наилучшая идея для полноценного развития общества, экономики, политики и так далее. Крайние либералы или консерваторы часто пропагандируют довольно острые и кардинальные идеи, которые невозможно, не рентабельно воплотить в жизнь, поэтому такие проявления чаще всего так и остаются простыми словами и заявлениям. Если же это осуществляют, то появление таких явлений, как гитлеровская захватническая компания или сжигание книг можно ожидать в ближайшее время.

Различия между либерализмом и консерватизмом

Так чем же фактически отличаются эти два течения в различных направлениях человеческой жизни:

  1. В реформаторской деятельности консерваторы всегда усмотрят плохие мотивы, идеи, желании переворота существующей мысли и порядка. Они противостоят всем коренным новаторским предложениям. При этом консерватизм подразумевает уточняющие реформы, устраняют в них ошибки, работают над тем и с тем, что уже есть. При этом основные догмы остаются незыблемыми. Либералы же стремятся менять общество в самой своей сути, подробности и мелкие законодательные изменения или уступки интересуют их мало. Их цель достичь своей идеи кардинальными переменами.
  2. В экономике консерваторы не любят чужаков, любые попытки вмешаться в их экономическое пространство пресекаются, даже если вносимое предложение более любопытно и выгодно (современная Европа, в особенности Германия). Либералы пропагандируют открытый рынок и свободные экономические отношения.
  3. Консерваторы требуют от религии незыблемости. Никакие другие вероисповедания не принимаются, отвергаются и так далее. Либерализм требует одного – свободы совести человека. Эта идеология ставит каждую конкретную личность во главу угла, а религии значит, явление второстепенное и только по желанию.
  4. С социальной точки зрения либерализм пропагандирует абсолютную свободу. Если мужчины хотят вступать в брак, дети заниматься сексом или прокалывать себе все возможное – пожалуйста. При этом, каждый может говорить что хочет, думать, что хочет и делать соответственно то же самое. Консерватизм требует придерживаться установленных норм и приличий, соблюдать законы этикета и так далее.

С помощью своих отличий, две эти идеологии замечательно друг друга дополняют, позволяя обществу добиваться высоких результатов не теряя голову.

Консерватизм - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции». Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства.

В России движение консерваторов активно развивалось в XIX веке. Как правило, они были против обучения в Европе, вообще «европизации» России, а также против реформ. Несмотря на то, что при Александре II они потеряли место при дворе, после его смерти (1881) им удалось восстановиться. Этому способствовали Польское восстание 1863, «Нечаевщина», террор Народной воли и убийство Александра II.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан.

Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.

В России западные буржуазные либеральные идеи появилось в XVIII веке и, попав на российскую почву, в течение XIX века существенно изменялись.

Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е гг. XIX в.


Одними из первых в России с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами и закрепления их в Конституции выступали декабристы.

Во 2-ой пол. XIX в. капитализм в России ещё только начал развиваться, поэтому русский либерализм формировался под сильным воздействием западноевропейской либеральной мысли, но с коррективами на особенности русской действительности.

Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию и пр.

Русские же либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.

Они требовали ликвидации сословных привилегий, создание волостного земства, понижение выкупных платежей, реформу Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности и т.п.

Эти требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.

Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консервативизм . Поэтому главными носителями либеральных идей в России были прогрессивное дворянство и интеллигенция, что лишь усиливало промонархические оттенки этого общественно-политического движения.

Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы Александра II 60-70 гг.

Общее раскрепощение общества привело к расширению либерального движения за счёт русской интеллигенции, которая внесла изменения в тактику движения. Сохраняя, в большинстве своём, монархические взгляды, либеральная интеллигенция считала необходимым усилить давление на власть.Они использовали полулегальные методы: письма на высочайшее имя, пропаганда новых идей в студенческих аудиториях, поддержка мирных политических выступлений (забастовок, демонстраций и т.п.).

Слабость русского либерального движения была и в том, что оно оставалось разобщённым, и потому слабым. Они не смогли не то что объединиться с народниками, но и даже создать единого либерального фронта.

Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.

Во все времена люди преследовали свои взгляды, и к власти приходили те социально-политические группы, которые были лучше всего приспособлены к определённым условиям. Либералы и консерваторы отличаются друг от друга так же сильно, как день от ночи, а коллекторы – от судебных исполнителей. Так, первые всегда выступают за проведение смелых реформ, расширение прав и свобод граждан, вторые – за сохранение статус-кво и традиций, которые считаются основой мироздания.

Либерализм – это политическая идеология, в соответствии с которой основной ценностью государства признаются его граждане. Само понятие происходит от слова «свобода» или «вольнодумство». Появившись в качестве антипода консерватизму, политическая доктрина ставила основной целью разрушение имеющихся порядков для проведения реформ. Так, именно либерализму мы обязаны наличием равноправия в обществе, появлением выборов и свободного рынка.

Консерватизм – это политическая идеология, которая ставит во главу угла имеющиеся ценности и не желает их изменения. Понятие происходит от слова «сохранение», «неизменное состояние». Традиционный порядок считается идеальным, в то время как реформы — губительными для страны и общества. Консерваторы склонны защищать свой рынок от иностранных товаров, общество – от инородцев, религию – от враждебных течений.

Как либерализм, так и консерватизм обусловлены пространственно-временными рамками. Так, воззрения либералов конца 17-го века в Великобритании серьёзно отличаются от их единомышленников 21-го века из США. Но неизменным является одно: консерваторы во все времена противились реформам, считали возможным использовать протекционистские меры, подавлять народные волнения. Либералы считают, что именно государство должно служить человеку, а не наоборот.

Консерватизм – образ мышления, который переносится на экономику, политику, искусство. Либерализм – способность к действию, благодаря которой вчерашняя ересь становится аксиомой. В проекции на современную жизнь, создание Всемирной торговой организации можно считать либеральной вехой развития экономики, создание закрытых союзов (вроде ЕЭП) – консервативными мерами, направленными на защиту традиционных рынков.

Выводы сайт

  1. Политика. Консервативная идеология считает проведение коренных реформ неприемлемым, ограничиваясь лишь косметическими изменениями. Либеральные партии всегда выступают за реформы, расширение прав и свобод граждан, повышение социальных гарантий.
  2. Экономика. Если либералы провозглашают открытый рынок, то их идеологические соперники – напротив, стремятся закрыть своё экономическое пространство от чужого тлетворного влияния.
  3. Религия и ценности. Основная ценность консерватизма – традиционный уклад: семья, церковь, порядок. Либерализм провозглашает свободу совести, отказ от предрассудков, пережитков прошлого.
  4. Общество. Консерватизм уделяет повышенное внимание формализму: форме одежды, социальному поведению, иерархии. Либерализм, напротив, приветствует свободу самовыражения, свободу брака (вплоть до создания однополых семей), широкие связи внутри общества.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх