Урок литературного чтения Тема: Джанни Родари «Солнце и туча. Конспект урока литературного чтения на тему: Дж.Родари

Класс: 2

1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.

Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

2. Жанр: сказка-ноктюрн.

3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)

4. Цели урока:

  • познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
  • проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
  • понаблюдать за отношением автора к героям сказки.

5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.

Этап антиципации

Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”

О чём идёт речь?

Что помогло определить?

Колесница (большой колесный экипаж).

Как солнце могло путешествовать в колеснице?

Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.

А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)

На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?

Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.

Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.

Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.

Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)

Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)

Рассмотрите иллюстрацию

Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)

Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)

Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

2. Обобщающая беседа.

Чему удивилась туча?

Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)

А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?

Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.

Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)

Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.

Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

3. Выразительное чтение

4. Работа с текстом после чтения

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)

На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)

Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.

5. Работа в группах.

Солнце и туча (рассказ)

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Божко Наталия Александровна

Костанайская область,

Алтынсаринский район,

с. Большая Чураковка

КГУ «Больше – Чураковская средняя школа

отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Аннотация

Наша школа находится в республиканском пилотном проекте по интеграции программы «Самопознание» в учебно – воспитательный процесс.

Основная цель пилотного проекта - создание целостной воспитывающей среды, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Направление духовно - нравственного воспитания пронизывает весь учебно-воспитательный процесс в школе.

В начале каждой недели классные руководители проводят Круги радости с детьми по возрастным ступеням школы, а также отдельно в каждом классе. На каждом уроке присутствуют элементы предмета самопознания в виде игр, упражнений, творческих заданий.

Предоставленные мной творческие задания я объединяла в один урок внеклассного чтения по литературе. Можно использовать предложенные задания изолированно друг от друга. Думаю, что коллегам будет удобнее использовать их в своей практике, видя целостную картину и место каждого задания в учебном процессе.

Творческие задания «Секреты счастья»

Эмоциональный настрой

для повышения внимания к предлагаемому материалу

Дети, кому пришло письмо?

Учащимся 2 класса.

А вы знаете, что в нём?

Нет!

Значит ЭТО ……….. ! (молча поворачиваю конверт)

Дети читают слово «СЕКРЕТ»

Все ли секреты можно раскрывать?

Нет!

А ПОЧЕМУ?

Дети высказывают свои предположения.

А этот секрет МОЖНО!

О каком секрете пойдёт речь вам подскажет МУЛЬТФИЛЬМ.

Присаживайтесь, посмотрим.

Творческое задание № 1.

Название: «Букет радости»

Цель: раскрытие одного из «секретов счастья» - хорошо радоваться самому и радовать других, через просмотр кинофрагмента с последующим обсуждением в общем кругу

Форма проведения: кинометафора

Оборудование: письмо с секретом, фрагмент мультфильма «Просто так», сюжетные картинки к мультфильму, картинка «Букет».

Просмотр фрагмента мультфильма «ПРОСТО ТАК».

О чём был просмотренный вами фрагмент? Расскажите своими словами.

Дети рассказывают, дополняют друг друга.

Работа в группах.

Инструкция:

    Расположите картинки по порядку.

    Напишите – КАКОЕ настроение у героев мультфильма.

Дети работают в группах и объясняют свой выбор.

Настроение

____________________

Настроение

_________________________

Настроение

_________________________

Настроение

_________________________

Продолжая работу, акцентируем внимание на изменение внутреннего состояния героев, а не назывании видов настроения.

Какое настроение было у МАЛЬЧИКА? (весёлое)

Какое настроение было у ОСЛИКА? (грустное)

Как изменилось настроение ОСЛИКА? (СТАЛО весёлое)

Как изменилось настроение МАЛЬЧИКА? (ОСТАЛСЯ весёлым)

Стал ли ослик счастливым?

ДА!

Подумайте, ЧТО именно сделало ослика счастливым?

Ослик получил цветы.

ОН ПОЛУЧИЛ ЦВЕТЫ. И всё на этом закончилось?

НЕТ, он отдал цветы собачке, собачка мишке, мишка белке.

Продолжите одну мысль:

Наши герои СТАНОВИЛИСЬ СЧАСТЛИВЫМИ, тогда,

когда ………... (получали цветы) и тогда, ……….... (когда отдавали их).

В чём секрет ИХ счастья?

Они отдавали то, что у них было, и становились счастливее – веселее.

Вот и первый секрет из нашего конверта!

БУКЕТ РАДОСТИ.

Как можно ещё его назвать?

Букет РАДОСТИ, СЧАСТЬЯ, ДРУЖБЫ …

Рефлексия «Букет радости»

Цель: формирование способности анализировать и фиксировать свои эмоции и чувства в состоянии радости

Круг радости

Есть ли среди вас дети, которые хотят ПРОДОЛЖИТЬ РАССКРЫВАТЬ СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ?

- Да!

Давайте начнём его раскрывать.

Дети встанем в круг – ПРОСТО ТАК.

Продолжим путешествие цветка как в мультфильме:

Учитель даёт букет ученице:

« Арина! Я даю тебе букет ПРОСТО ТАК ….» (протягивает букет Арине).

Арина отвечает и даёт букет Саше:

« Спасибо! Саша! Я даю тебе букет ПРОСТО ТАК ….» (протягивает букет Саше).

Круг радости продолжается, и букет возвращается к учителю.

Учитель:

А я поставлю букет на место. КРАСИВО?

Почему мы не оставляли букет себе, а передавали дальше.

МЫ ДЕЛАЛИ ЭТО ПРОСТО ТАК!

Кому из вас было приятно получать цветок? Почему?

А когда вы ОТДАВАЛИ цветок, что вы чувствовали? Почему?

В итоге у кого остался цветок?

Ни у кого.

Но ЧТО у нас осталось?

Настроение! ОТЛИЧНОЕ, ВЕСЁЛОЕ, РАДОСТНОЕ ….

Вывод: когда ты радуешь других, то и тебе становится радостно.

В чём же заключался НАШ секрет счастья?

Мы радовали друг друга, нам было приятно передавать цветок!

Вот и второй секрет из нашего конверта!

БУКЕТ для вас от всего сердца.

Как можно ещё дарить букет?

Дарить от ДУШИ, с РАДОСТЬЮ, ….

Творческое задание № 2 - 3.

Название: «Щедрость»

Цель: формирование нравственного аспекта щедрости по отношению к окружающим через изучение и анализ сказки «Солнце и туча»

Форма проведения: тематическое упражнение

Оборудование: письмо с секретом, карточки для деления на группы и с заданиями, сказка «Солнце и туча», загадки, картинка «Сердце».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Деление на группы и вхождение в тему

Дети выбирают жёлтые и синие карточки, рассаживаются по местам.

Инструкция.

    Работа с карточками: на обратной стороне картинка. Соберите её (не показывать другой группе).

    Работа с загадками: выберите загадку относящуюся к вашей картинке.

    Серая на небе вата

    Слишком стала мокровата.
    Из неё, того и жди,
    Сеять вниз начнут дожди.
    Ветер, ты-то ведь могучий,
    Разгони на небе …

    Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнца свет -
    Рухнул мост, и щепок нет.

    Над рекой остановился
    Шар воздушный, золотой.
    А потом за лесом скрылся,
    Покачавшись над водой.

    Загадайте выбранную загадку другой группе.

    Другая г руппа отгадывает загадку.

По ходу работы учитель акцентирует внимание учащихся на доказательствах из загадки?

Почему солнце? Докажите примерами из загадки.

Шар золотой, скрывается за лесом (за горизонтом)…

Почему туча? Докажите примерами из загадки.

Серая вата (туча сера)я, из неё идут дожди, ветер разгоняет тучи …

Дети рассаживаются по своим местам.

Не случайно вы разгадывали эти загадки…….

Дома вы читали сказку, но название сказки было пропущено.

___________________________ и ___________________________

Кто – нибудь из вас знает или догадался: как ПРАВИЛЬНО называется эта сказка?

Дети говорят свои варианты ответов.

Сейчас проверим!

Расшифровав запись, вы узнаете правильное название произведения.

Дети разгадывают название «Солнце и туча».

Возьмите ручку и запишите название сказки на вашем листке.

СОЛНЦЕ и ТУЧА.

А кто знает, кто написал эту сказку?

ДЖАННИ РОДАРИ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Цель: активизация познавательной деятельности талантливых детей.

Я попросила Софию и Ксюшу помочь мне рассказать о Джанни Родари.

Но сделать это надо необычно - от имени писателя.

Девочки по очереди ведут рассказ от имени автора.

«Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, расположенном на севере Италии. Настоящее полное имя писателя – Джованни Франческо Родари.»

Пример рассказа:

Меня зовут Джанни Родари. Я родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, оно расположено на севере Италии. Моё полное имя - Джованни Франческо Родари.

«Его папа, Джузеппе Родари, трудился булочником, его рано не стало, когда Джанни было всего 10 лет».

«Семья была бедной, жалования отца не хватало, и мама, Маддалена Ариокки, подрабатывала служанкой в богатых домах».

«В семье росли ещё два сына – Марио и Чезаре. После смерти отца мать с тремя детьми вернулась в свою родную деревню Варесотто, где и прошло детство мальчишек».

«Джанни с ранних лет рос болезненным и ослабленным ребёнком. Очень сильно ему нравилась музыка, он даже брал несколько уроков игры на скрипке.

Но ещё больше он любил книжки. Правда, читал мальчик далеко не детскую литературу, а серьёзные книги».

«Несмотря на бедность, Джанни рос талантливым и добрым мальчишкой. Он был невероятным фантазёром, постоянно мечтал и верил в лучшее.

Возможно, именно это и сделало из него писателя – лучшего друга детей во всём мире».

ЗАДАДИМ ВОПРОСЫ

Незапланированное задание для рассказчиц.

Задайте своим одноклассникам по три вопроса о том, что вы рассказали.
(Момент неожиданности активизирует их деятельность и деятельность своих одноклассников).

Продолжаем работу. ЧТО вы заметили рядом с фамилией автора?

ТЕЛЕФОН.

И у меня есть телефон! Посмотрите, сколько высыпалось сказок из трубки этого телефона! Это всё сказки Джанни Родари! Они записаны в книге «Сказки по телефону». Их около сотни.

Среди них есть и наша сказка «Солнце и туча». Давайте прочитаем её ещё раз.

Солнце и туча.

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

ДЖАНИ РОДАРИ

Работа в группе

Инструкция

    Нарисуй быстро солнце (тучу).

    Соедини стрелкой солнце (тучу) и слова, которые к нему относятся.

Рефлексия «Щедрость»

Цель: формирование умение представлять и фиксировать свои знания с помощью воображения.

Вы определили то, что хотел автор рассказать о солнце и туче.

Как вы думаете, кто из них был счастливее – солнце или туча? Почему?

(Солнце протягивало свои лучики ко всем, у него было много друзей.

А туча закрывалась от всех и ничего не отдавала).

Вы хорошо охарактеризовали героев. Вам нужно показать состояние героев.

- Группа «СОЛНЦЕ», не вставая с места, с помощью рук изобразите щедрость солнца.

Ключевая идея: Солнце весело и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

Предположительный показ: показывают руками лучи – руки в стороны, на столе внутри хорошо видно солнце (собранная ранее картинка).

Что вы чувствуете, став солнцем?

СВЕТ, ОТКРЫТОСТЬ, ЛЁГКОСТЬ …

Хорошо ли вашему солнцу? Удобно ли вашим рукам?

- Группа «ТУЧА», не вставая с места, с помощью рук изобразите жадность тучи.

Ключевая идея: Туча злилась и копила в себе капли, пока не лопнула!

Предположительно: собирают руки вместе (в кучу), на столе не видно тучи (собранная ранее картинка).

Удобно ли вам смотреть на картинку?

Что вы чувствуете, став тучей?

ТЬМА, ЗАКРЫТОСТЬ, ТЯЖЕСТЬ, НЕУДОБНО ….

Хорошо ли вашей туче? Удобно ли вашим рукам?

Делаем вывод: У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.

А туча только злилась. Она была одинока.

В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

В чём заключается секрет счастья ЭТОЙ сказки?

Быть щедрым, как бесконечные лучики солнца!

Вот и третий секрет из нашего конверта!

ЩЕДРОЕ СОЛНЦЕ.

ЧТО можно щедро раздаривать?

Дарить ДОБРО, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, …

Творческое задание № 3.

Название: «Не жадность и не щедрость»

Цель: раскрытие важного аспекта щедрости – всегда ли нужно делиться всем что имеешь.

Форма проведения: ролевая игра

Оборудование: письмо с секретом, сценка с реквизитами, картинка «Дерево».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Дети показывают инсценировку

Сценка «Подружки»

Юля пришла в гости к Вике. Когда они играли, с ее косички слетела резинка.

- Дай мне расческу, я сделаю хвостик, - попросила Юля.

- Извини, Юля, расческу я тебе дать не могу, - ответила Вика..

- Жадина! – обиделась Юля.

Дети, можно ли Юлю назвать жадиной? А щедрой? Почему?
(Личными вещами человек делиться не должен – это негигиенично)

Какие личные вещи еще есть у человека?

(Зубная щетка, полотенце, носовой платок)

Работа в группах.

А может ли Оля проявить щедрость и отдать Вике свою расчёску?

Инструкция

    Продолжите мысль: Наверное, нет, так как ………… (это была её личная вещь, она ей уже пользовалась).

    Продолжите мысль: Наверное, да, если ………… (помыть расческу и быть уверенным в соблюдении правил личной гигиены).

    Укажите причину: почему мы не всегда можем быть щедрыми и не жадными.

Общий вывод: Есть в жизни правила, которые не позволяют проявить щедрость, и не делают человека жадиной.

- Какой секрет счастья мы откроем девочкам, чтобы их дружба была счастливой?

Не всегда жадность – это жадность.

Не всегда уместно проявлять щедрость!

ЭТО НАДО ПОНИМАТЬ!

Вот и четвёртый секрет из нашего конверта!

ДЕРЕВО ЩЕДРОСТИ.

ЧТО на нём может расти?

ДОБРО, ЛАСКА, ВНИМАНИЕ …

А ЧТО не вырастет никогда?

ГРУБОСТЬ, ЗЛО, ЖАДНОСТЬ …

Творческое задание № 5.

Название: «Щедрость души»

Цель: раскрытие одного из «секретов счастья» - проявляя щедрость к своим близким, с ам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

Форма проведения: кинометафора

Оборудование: письмо с секретом, видеоролик «Бусы из бирюзы» и фото героев, плакат, жёлтые шляпы с надписью «Щедрость», клей, фломастеры, картинка «Радуга».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Дети, приглашаю вас посмотреть один видеоролик

Просмотр видеоролика «Бусы из бирюзы»

Содержание ролика.

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга. Она вошла в магазин и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

- Я хочу купить эти бусы для сестры. У вас есть красивая упаковка к ним? - спросила девчушка.
Владелец лавки недоверчиво посмотрел на девочку и поинтересовался:
- А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
- Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Но девчушка с вдохновением продолжала:
- Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. Наша мама давно умерла, и с тех пор только она заботится о нас. На себя у неё совсем не остаётся времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
- Возьми! - сказал он девочке. - И неси осторожно!

Девочка выбежала из магазина и радостно помчалась к дому. В конце рабочего дня порог того же магазина переступила красивая молодая девушка. Владелец лавки сразу же отметил небольшое семейное сходство с маленькой посетительницей, купившей бусы днём. Она достала из сумочки и положила на прилавок знакомый продавцу футляр, затем оберточную бумагу и развязанный бант.

- Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
- А! - воскликнул владелец, - цена любого товара в моей лавке - это всегда конфиденциальное соглашение между мной и покупателем.

Девушка заявила:
- Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы ведь из настоящей бирюзы? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.

Мужчина подошел к прилавку, взял бусы, с нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
- Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

О чём идёт речь в ролике? Расскажите СВОИМИ СЛОВАМИ.

Какой момент затронул вас больше всего?

Видеоролик очень проникновенный. Исходя из свежих впечатлений, сохраняя хрупкий мостик между только что увиденным и предстоящей работой, детям сразу предлагается следующее задание.

Работа в группах

Инструкция

    Назовите главных героев фильма.

Продавец, маленькая девочка, старшая сестра.




ПОЧЕМУ? ____________________

ПОЧЕМУ? ____________________

ПОЧЕМУ? ____________________

Защита групп проходит в форме группового обсуждения. Учитель должен умело вести данное обсуждение. Так как учащиеся 2 класса не всё понимают как взрослые. И важно сохранить их мнение.

Наблюдение: при выполнении этого задания дети посчитали продавца и маленькую девочку – щедрыми, а старшую сестру строгой и жадной.

Считаю это задание актуальным, так как нужно обратить внимание детей на скрытую щедрость (которую не держали в руках) – это щедрость души старшей сестры, так как она отдавала все свои силы, любовь на заботу о всех членах своей семьи. А пришла в магазин вернуть ожерелье, так как не могла позволить себе роскошь, когда у них не хватает средств на существование.

Вывод: Быть щедрым по отношению к окружающим – это хорошо. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

В чём секрет счастья ГЕРОЕВ видеорлика?

Они отдавали то, что у них было, и не просили ничего взамен.

Вот и пятый секрет из нашего конверта!

ЩЕДРОСТЬ ДУШИ.

Какие КРАСКИ щедрой души?

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ….

ИСТОЧНИКИ

    Мультфильм «Просто так» (время просмотра с 00:35по 02:15)

    Краткая биография о Джанни Родари

    Книга Джанни Родари «Солнце и туча»

    Сценка «Подружки»

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа 2100».

Учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», часть 2.

Учитель МОУ СОШ №32 Рогова Галина Борисовна , г. Комсомольск – на – Амуре.

Адрес: e-mail: [email protected]

Тема: Джанни Родари «Солнце и тучи».

Цель: Познакомить с приёмом аллегории, повторить роды и жанры литературы. Побуждать учащихся мыслить и делать самостоятельно выводы, находить ответы на возникающие вопросы. Использование приёмов креативной техники для понимания и запоминания текста, развития монологической речи. Прививать интерес к чтению, учить быть вдумчивым читателем.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1. Инсценирование сказки «Маленький принц».

Какие слова сказки запомнились?

2.Чтение наизусть отрывков из сказки.

Как о таких сказках сказал Б. Заходер? Прочитаем ещё раз эти слова (с. 121).

«… Но бывают другие сказки. В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов , ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными , как будто они живые и родные нам».

4. Повторение рода и жанров литературы. (Работа по ментальной карте) (Приложение №1)

К какому роду литературы относится сказка «Маленький принц»?

II. Работа над темой урока.

Работа до чтения текста.

1.Отгадав загадки, вы узнаете героев нашей следующей сказки.

Ну-ка, кто из вас ответит: Летит орлица по синему небу,

Не огонь, а больно жжёт, Крылья распластала, солнышко застлала.

Не фонарь, а ярко светит, (туча)

И не пекарь, а печёт (солнце).

2. Чтение заглавия , автора сказки.

3. Рассмотрение иллюстрации.

Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное.)

Что же может произойти между солнцем и тучей? (Предположения детей)

4.Работа в тетради по чтению (с.47 №1)

Прочитайте ключевые слова и выполните задание:

солнце туча

лучи злилась

щедро ворчала

весело рассыпалась градом

Почему слова разбиты на две группы? Что нужно сделать потом?

5. Попробуйте составить свою историю, используя «Приём пять слов»:

солнце, щедро, туча, злилась, рассыпалась. (Рассказы детей)

III. Физминутка.

IV. Работа с текстом во время чтения.

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?

2. Чтение текста про себя. (Использование «Приёма инсерт», подчёркивание непонятных слов, выяснение их значения).

Подтвердились ваши предположения?

3. Словарная работа.

Колесница – большой колёсный экипаж.

Транжира - тот, кто тратит деньги без разбора, (в сказке в переносном значении).

Горделиво – выражающий гордость и достоинство, надменный.

Щедро – охотно тратит на других , не скупо.

Бултыхнулось – упало, бросилось в воду.

4. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Почему все радовались солнечным лучам?

Что значит грозовое настроение?

Чему удивилась туча? Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым)

5. Подготовка к выразительному чтению.

а) Групповая работа, составление кластера.

Ребята работают в группах по 6 человек. Задание группам.

1 – 2 группы. Каким было солнце?

3 – 4 группы. Что делала туча? Выбрать глаголы. (Приложение №2)

б) Выступление спикеров по защите кластеров.

в) Выразительное чтение.

V. Работа с текстом после чтения.

1.Ребята, назовите одним (самым точным!) словом, какое было солнце в этой сказке? Если вам трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое , милое, тёплое.

2. Что хотел сказать Д.Родари, когда в конце сказки написал , что лучей у солнца не убавилось?

3. Работа в тетради (С.47 №3). Уточнение значений слов:

Добрый – тот, кто делает добро другим, отзывчивый.

Щедрый – тот, кто помогает другим, тратится на других, не скупой.

4. Пересказ сказки близко к тексту.

VI. Итог урока.

Кто вам понравился? Почему?На чьей стороне симпатия автора?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью?

(Людей, которые бывают щедрыми как солнце и жадными , недовольными, как туча.)

Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)

Какой вывод вы сделали для себя?

Домашнее задание.


  1. Читать с.122-123

  2. Пересказать сказку с опорой на ключевые слова.

  3. Сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы»,»Вода и огонь», «Море и звёзды» или придумать свою тему. Записать сказку в тетради с. 48 №6.
Приложение №1

Приложение №2 . Примерные кластеры.

Весело бултыхнулось

Открытый урок по теме: Джанни Родари «Солнце и туча»

2 класс, программа «Школа 2100»

МБОУ СОШ №1 г. Константиновска

Учитель: В.В. Фандеева

Цель урока:

Познакомить с произведением Джанни Родари «Солнце и туча», с новым литературным жанром-(сказка- ноктюрн) , литературным приемом (аллегория).

Развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений разгадывать секреты автора, сравнивать и делать выводы.

Проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что значит быть щедрым.

Воспитывать чувство взаимопонимания, взаимоподдержки, слышать и слушать, работать в группах.

Оборудование:

Учебник чтения «Маленькая дверь в большой мир»- автор Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 класс, толковый словарь, карточки-задания по группам, электронная презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Работа с текстом произведения до чтения.

    Прочитайте предложение, записанное на доске.

(«Оно путешествовало по небе на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи во все стороны»)

О чем идет речь?

Что помогло определить?

Что такое «колесница» ? (Большой колесный экипаж)

Как солнце могло путешествовать на колеснице?

    (на интерактивной доске)

Подберите слова к слову «солнце» (лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, распалась, градом, весело, злилась)

Солнце

Лучи

Щедро

Весело

А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

Туча

Ворчала

Рассыпалась

Градом

Злилась

А туча может ворчать, злиться? (переносное значение)

На мой взгляд слова ворчать, злиться- это слова синонимы. А вы как думаете?

- «Солнце и туча»- это и есть заглавие нового произведения (слайд 1)

Кто же главные герои произведения?

Судя по ключевым словам, предположите какие будут герои произведения?

    Откройте учебник стр. 122

Судя по фамилии, вы не могли бы предположить в какой стране жил автор? (В Италии) слайд 2

Что можете сказать о стране, судя по картине?

б) – Биографическое сообщение, подготовленное ребенком. (слайд 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9)

Джанни Родари – известный итальянский детский писатель и журналист. Он родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья (Северная Италия). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только 10 лет.

У Родари было два брата, Чезаре и Марио.

Рос Джанни в родной деревне матери, Варисотто. Болезненный и слабый мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке)

После трех лет учебы в семинарии Дж. Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах сельской школы.

Произведения Дж. Родари: «Путешествие голубой стрелы», «Сказки по телефону», «Горшочек каши», «Приключения Чиполлино», «Чем пахнут ремесла» и др.

в) – Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно ли по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн .

Что непонятно в определении?

( Ноктюрн - небольшое лирическое произведение)

Понятно ли теперь все?

(Лирическое произведение - это произведение, выражающее чувства, переживания.)

г) – Рассмотрите иллюстрацию.

Это сказка. А что сказочного на ней? (нет ничего сказочного)

Обратите внимание на природу, изображенную на иллюстрации. Это Италия.

Какое солнце на картинке? (Яркое, ласковое, праздничное)

Что же может произойти между солнцем и тучей? (предположение)

Работа с текстом во время чтения

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

    Обобщающая беседа:

Подтвердились ли ваши предположения?

А чему удивилась туча?

Каким было солнце в конце дня? (Веселым, счастливым, добрым, щедрым)

А разве «добрый, щедрый»- это не одно и то же?

Уточним значение слов. (Рабочая тетрадь стр.47 №3)

Какое же определение для солнца самое точное? (слайд 11)

(Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, теплое)

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?

(Щедро раздаривало лучи)

    Выборочное чтение (по вариантам)

1 вариант

Вы сказали, что солнце было щедрым и добрым. Отметьте опорные слова в тексте, подтверждающие это.

(Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалось ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось)

2 вариант

Что делала туча?

(Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

(Надменно, насмешливо, с укоризной)

    Выразительное чтение в лицах (автор по ходу чтения меняется)

    Работа с текстом после чтения

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей)

Аллегория- выражение, содержащее скрытый смысл.

Какой же скрытый смысл содержится в сказке?

(Очень хорошо быть щедрым к окружающим)

На какой же вопрос мы попытались ответить на уроке? (Что значит быть щедрым?)

Так что значит быть щедрым?

(Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обедняет, а станет богаче духовно.)

    Работа в группах (задание на карточках).

1-я, 2-я группы- Прочитайте выделенный отрывок сказки по ролям. Используя рисунки, жесты, мимику, проинсценируйте сказку.

3-я группа- Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение. Ищите помощи у автора.)

4-я группа- Какие из этих пословиц предназначены для Солнца, а какие для Тучи.

Рефлексия

    Что необычного увидел Джанни Родари в обыкновенных явлениях природы?

    Самооценка.

Каждый из вас много трудился на уроке. Оцените свою работу, используя цветовые карточки.

Д/З – Сочините сказку на тему: «Вода и огонь»;

«Роза и шипы».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх