Судьба человека шолохов почему. Cочинение «Смысл названия рассказа «Судьба человека

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Повесть «Обелиск» В. Быкова, опубликованная в начале 70-х годов, посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Назначенный в село учителем сразу после освобождения западных областей Белоруссии от гнета панской Польши, Мороз своим деятельным участием в строительстве новой жизни, активным стремлением делать людям добро, быстро снискал уважение и любовь как своих учеников, так и взрослых жителей деревни. Началась война. Сельцо заняли гитлеровцы. Мороз мог уйти в лес, где уже сколачивались группы и отряды народных мстителей. Но он здраво рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота, затрудняющая движение) большой пользы от него не будет.тИ Мороз решает остаться, с тем чтобы продолжать воспитывать и обучать ребятишек.



Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками…

В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________



Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие.

В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви.
В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека:
Взъяренный,

На заседание
Врываюсь лавиной
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: / Сидят людей половины.
Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности.
Как видим, В.В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем.

  1. Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо-дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
  2. Словари толкуют судьбу в разных зна-чениях. Наиболее распространены сле-дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте-чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо-жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос-ти человека. Мне близко несколько эклек-тичное понимание судьбы как закономер-ной предопределенности свыше жизни от-дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед-ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст-венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро-лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром-ными талантами, которыми судьба даро-вала нашу землю и которые помогают вы-живать даже в самых сложных обсто-ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

    Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче-ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ-ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

  3. В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
  4. Слова «фатум», «рок» означают неиз-бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко-вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино-нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает-ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо-склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже-ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на-роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст-ливце баловень судьбы, можно опреде-лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче-тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

  5. Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро-буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
  6. В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже-лых испытаний для всего советского наро-да, в период Великой Отечественной вой-ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со-временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле-на, потерю близких, погибших на передо-вой и в тылу, людей, не сломленных ду-ховно и физически, пытавшихся и с успе-хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по-лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та-ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы-шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре-мящийся поддержать только что начав-шуюся жизнь сироты Вани.

    С другой стороны, в рассказе перед на-ми предстает трагическая в самом высо-ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж-дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

  7. Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
  8. План

    1. Встреча рассказчика с Андреем Соко-ловым и Ваней. Начало повествования.
    2. Довоенная жизнь героя.
    3. Прощание с семьей.
    4. Пленение.
    5. В церкви.
    6. Побег.
    7. Противостояние Соколова и Мюллера.
    8. Подвиг и освобождение.
    9. Известие о гибели семьи.
    10. Вести о сыне. Гибель сына.
    11. Встреча с Ванюшкой.
    12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

    Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци-ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни-ками. Несомненно, в этом отношении по-казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело-веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор-дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по-глядывают вроде помягче». Кульминаци-ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна-ко трагические события, и в этом особен-ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те-ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо-жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че-ловеку? «И если в столкновениях с гит-леровцами Андрей сохранил свое чело-веческое достоинство, свою сопротивля-емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен-ную чуткость, невытравленную потреб-ность дарить тепло и заботу другим». Та-ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на-чалом новой жизни и новой судьбы Анд-рея Соколова.

  9. Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко-лова.

    В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер-ка по предлагаемому плану. Можно пред-ложить свое видение внешности героя, ос-новных эпизодов рассказа, характеристи-ки Андрея Соколова.

  10. Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта
  11. Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто-го рабочего человека, плоть от плоти чело-века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци-ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк-лору.

    Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от-ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо-ра: «В заду плечистый, как справная ба-ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

    Трагические моменты также окраши-ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи-ла? За что так исказнила? Нету мне отве-та ни в темноте, ни при ясном солныш-ке» и др.

    В композиции рассказа Андрея Соколо-ва можно выделить приемы, свойствен-ные русскому фольклору: зачин, присказ-ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра-дального русского человека.

  12. Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь-ба человека»?
  13. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та-кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой-ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на-ционального характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кульминация судьба человека
  • тест по рассказу судьба человека
  • почему рассказ судьба человека о трагической судьбе героя не вызывает ощущения безходности
  • противостояние Соколова и Миллера в повести Судь
  • рассказ шолохова судьба человека вопросы и ответы после него

Русские не сдаются.

М.А. Шолохов, известный советский писатель, написал рассказ «Судьба человека». Это произведение Шолохов посвятил трагическому событию первой половины двадцатого века - Великой Отечественной войне. Но в чём же всё-таки заключается смысл названия?

Мы знакомимся с этим героем в послевоенные годы. Он сам рассказывает трагическую историю своей жизни, опалённую войной. Судьба Андрей Соколова - это собирательный пример судеб многих русских людей, оказавшихся в пламени войны.

До войны Андрей Соколов, как и многие другие люди, был простым рабочим, простым человеком, который добросовестно работал, завёл семью и родил детей. И мечтал, как все советские люди, о мирной жизни.

Но всё перечеркнул тысяча девятьсот сорок первый год, и Соколов оказался на войне. На фронте он простой солдат, выполнявший непростую работу - перевозка боеприпасов. Но будучи раненым, он оказывается в плену. Писатель проводит своего героя по мукам ада: Соколову пришлось испытать нечеловеческие испытания, тяготы, терзания; два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы концлагерей.

В плену у Андрея Соколова, как и у его товарищей по несчастью, проявляется настоящий русский характер.

Но какой же он на самом деле русский характер? Прежде всего потрясает то, что военнопленные не бросали друг друга, что в ужасных условиях не разучились быть щедрыми и, конечно же, то, что все они оставались людьми! Русский человек – это гордый человек. Вспомнить, к примеру, эпизод, где Андрей Соколов предстал перед Мюллером, фашистом, который грозил Соколову расстрелом, но комендант, потрясённый мужеством и несломленным человеческим достоинством военнопленного, сохраняет ему жизнь, сказав, что он уважает достойного противника.

Много горя пережил наш герой: гибель жены с маленькими дочерьми, гибель сына в последний день войны… Но всё это не сломило русский дух Андрея Соколова, он по-прежнему остался человеком, которому судьба послала мальчика-сироту, детство которого тоже было сломлено войной.

И русский человек, переживший много испытаний, не будет сломлен своей непростой жизнью, а будет верить в себя, найдёт в себе силы продолжать жить дальше! В этом-то и заключается смысл названия рассказа "Судьба человека"

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из известнейших произведений отечественной литературы. В нем повествуется о жизни отдельно взятого человека, Андрея Соколова, на судьбу которого выпали самые страшные эпохальные события: революция, война, искалечившие жизнь человека, которые, на мой взгляд, и подсказали автору название рассказа.

Только судьба поистине достойного человека могла быть описана в произведении. Трудная жизнь Соколова, сумевшего пройти через суровые испытания, сохранившего свою человечность и доброту, веру и надежду, стойкость и собственное достоинство, любовь к жизни и людям, годилась для этого.

Трижды Соколов, уроженец Воронежской губернии, испытывает потери. И какие! В голодный 22-й год теряет родителей, но находит силы жить, работать, любить. Андрей встречает свою единственную Иринку. Счастье познает он в ту пору: свой дом, любимые дети. Счастье, которое разрушит война.

С первых дней Великой Отечественной Соколов на фронте. Воюет геройски, но попадает в плен. Но и в неволе он остается Человеком, не теряет достоинства, гордости русского солдата. Сколько благородства звучит в его словах «… в скотину они меня не превратили, как ни старались». А как Андрей переживает встречу с родной землей после удачного побега из немецкого плена. Вот он вспоминает: «…упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…». Свобода! Свои люди вокруг! И вдруг страшный удар судьбы: в его дом в Воронеже попала бомба. Жена и дочка погибли. Словно зачерствеет сердце у Андрея, и только вера в сына Анатолия и совместную жизнь с ним давала солдату силы.

Последние дни войны… Победа! Какая радость! А у Соколова горе: убьют проклятые фашисты в дни торжества его геройского сына. Вот она, судьба!

Но не сдается советский человек: не все еще окаменело в его сердце! Решится он усыновить мальчишку, дитя войны. « Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» находят друг-друга по иронии злой судьбы и становятся самыми близкими людьми.

Таким образом, М.А.Шолохов, формируя новые взгляды и изображая во всей достоверности судьбу отдельно взятого человека эпохи, изображает судьбу всей страны. Потеряв по злому року близких людей, возможность быть счастливым, русский человек не потерял самого главного, человеческого достоинства и желания жить.Думаю поэтому так и назван рассказ М.А.Шолохова.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх