Судьба человека шолохов почему. Cочинение «Смысл названия рассказа «Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)
Повесть «Обелиск» В. Быкова, опубликованная в начале 70-х годов, посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Назначенный в село учителем сразу после освобождения западных областей Белоруссии от гнета панской Польши, Мороз своим деятельным участием в строительстве новой жизни, активным стремлением делать людям добро, быстро снискал уважение и любовь как своих учеников, так и взрослых жителей деревни. Началась война. Сельцо заняли гитлеровцы. Мороз мог уйти в лес, где уже сколачивались группы и отряды народных мстителей. Но он здраво рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота, затрудняющая движение) большой пользы от него не будет.тИ Мороз решает остаться, с тем чтобы продолжать воспитывать и обучать ребятишек.
Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».
И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками…
В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________
Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие.
В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви.
В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека:
Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: / Сидят людей половины.
Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности.
Как видим, В.В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем.
- Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо-дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
- В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
- Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро-буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
- Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
- Встреча рассказчика с Андреем Соко-ловым и Ваней. Начало повествования.
- Довоенная жизнь героя.
- Прощание с семьей.
- Пленение.
- В церкви.
- Побег.
- Противостояние Соколова и Мюллера.
- Подвиг и освобождение.
- Известие о гибели семьи.
- Вести о сыне. Гибель сына.
- Встреча с Ванюшкой.
- Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.
- Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко-лова.
В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер-ка по предлагаемому плану. Можно пред-ложить свое видение внешности героя, ос-новных эпизодов рассказа, характеристи-ки Андрея Соколова.
- Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта
- Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь-ба человека»?
Словари толкуют судьбу в разных зна-чениях. Наиболее распространены сле-дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте-чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо-жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос-ти человека. Мне близко несколько эклек-тичное понимание судьбы как закономер-ной предопределенности свыше жизни от-дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед-ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст-венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро-лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром-ными талантами, которыми судьба даро-вала нашу землю и которые помогают вы-живать даже в самых сложных обсто-ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.
Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче-ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ-ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.
Слова «фатум», «рок» означают неиз-бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко-вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино-нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает-ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо-склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже-ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на-роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст-ливце баловень судьбы, можно опреде-лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче-тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже-лых испытаний для всего советского наро-да, в период Великой Отечественной вой-ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со-временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле-на, потерю близких, погибших на передо-вой и в тылу, людей, не сломленных ду-ховно и физически, пытавшихся и с успе-хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по-лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та-ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы-шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре-мящийся поддержать только что начав-шуюся жизнь сироты Вани.
С другой стороны, в рассказе перед на-ми предстает трагическая в самом высо-ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж-дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.
План
Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци-ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни-ками. Несомненно, в этом отношении по-казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело-веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор-дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по-глядывают вроде помягче». Кульминаци-ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна-ко трагические события, и в этом особен-ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те-ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо-жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че-ловеку? «И если в столкновениях с гит-леровцами Андрей сохранил свое чело-веческое достоинство, свою сопротивля-емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен-ную чуткость, невытравленную потреб-ность дарить тепло и заботу другим». Та-ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на-чалом новой жизни и новой судьбы Анд-рея Соколова.
Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто-го рабочего человека, плоть от плоти чело-века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци-ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк-лору.
Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от-ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо-ра: «В заду плечистый, как справная ба-ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.
Трагические моменты также окраши-ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи-ла? За что так исказнила? Нету мне отве-та ни в темноте, ни при ясном солныш-ке» и др.
В композиции рассказа Андрея Соколо-ва можно выделить приемы, свойствен-ные русскому фольклору: зачин, присказ-ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра-дального русского человека.
В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та-кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой-ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на-ционального характера.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- кульминация судьба человека
- тест по рассказу судьба человека
- почему рассказ судьба человека о трагической судьбе героя не вызывает ощущения безходности
- противостояние Соколова и Миллера в повести Судь
- рассказ шолохова судьба человека вопросы и ответы после него
Русские не сдаются.
М.А. Шолохов, известный советский писатель, написал рассказ «Судьба человека». Это произведение Шолохов посвятил трагическому событию первой половины двадцатого века - Великой Отечественной войне. Но в чём же всё-таки заключается смысл названия?
Мы знакомимся с этим героем в послевоенные годы. Он сам рассказывает трагическую историю своей жизни, опалённую войной. Судьба Андрей Соколова - это собирательный пример судеб многих русских людей, оказавшихся в пламени войны.
До войны Андрей Соколов, как и многие другие люди, был простым рабочим, простым человеком, который добросовестно работал, завёл семью и родил детей. И мечтал, как все советские люди, о мирной жизни.
Но всё перечеркнул тысяча девятьсот сорок первый год, и Соколов оказался на войне. На фронте он простой солдат, выполнявший непростую работу - перевозка боеприпасов. Но будучи раненым, он оказывается в плену. Писатель проводит своего героя по мукам ада: Соколову пришлось испытать нечеловеческие испытания, тяготы, терзания; два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы концлагерей.
В плену у Андрея Соколова, как и у его товарищей по несчастью, проявляется настоящий русский характер.
Но какой же он на самом деле русский характер? Прежде всего потрясает то, что военнопленные не бросали друг друга, что в ужасных условиях не разучились быть щедрыми и, конечно же, то, что все они оставались людьми! Русский человек – это гордый человек. Вспомнить, к примеру, эпизод, где Андрей Соколов предстал перед Мюллером, фашистом, который грозил Соколову расстрелом, но комендант, потрясённый мужеством и несломленным человеческим достоинством военнопленного, сохраняет ему жизнь, сказав, что он уважает достойного противника.
Много горя пережил наш герой: гибель жены с маленькими дочерьми, гибель сына в последний день войны… Но всё это не сломило русский дух Андрея Соколова, он по-прежнему остался человеком, которому судьба послала мальчика-сироту, детство которого тоже было сломлено войной.
И русский человек, переживший много испытаний, не будет сломлен своей непростой жизнью, а будет верить в себя, найдёт в себе силы продолжать жить дальше! В этом-то и заключается смысл названия рассказа "Судьба человека"
Обновлено: 2017-05-16
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из известнейших произведений отечественной литературы. В нем повествуется о жизни отдельно взятого человека, Андрея Соколова, на судьбу которого выпали самые страшные эпохальные события: революция, война, искалечившие жизнь человека, которые, на мой взгляд, и подсказали автору название рассказа.
Только судьба поистине достойного человека могла быть описана в произведении. Трудная жизнь Соколова, сумевшего пройти через суровые испытания, сохранившего свою человечность и доброту, веру и надежду, стойкость и собственное достоинство, любовь к жизни и людям, годилась для этого.
Трижды Соколов, уроженец Воронежской губернии, испытывает потери. И какие! В голодный 22-й год теряет родителей, но находит силы жить, работать, любить. Андрей встречает свою единственную Иринку. Счастье познает он в ту пору: свой дом, любимые дети. Счастье, которое разрушит война.
С первых дней Великой Отечественной Соколов на фронте. Воюет геройски, но попадает в плен. Но и в неволе он остается Человеком, не теряет достоинства, гордости русского солдата. Сколько благородства звучит в его словах «… в скотину они меня не превратили, как ни старались». А как Андрей переживает встречу с родной землей после удачного побега из немецкого плена. Вот он вспоминает: «…упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…». Свобода! Свои люди вокруг! И вдруг страшный удар судьбы: в его дом в Воронеже попала бомба. Жена и дочка погибли. Словно зачерствеет сердце у Андрея, и только вера в сына Анатолия и совместную жизнь с ним давала солдату силы.
Последние дни войны… Победа! Какая радость! А у Соколова горе: убьют проклятые фашисты в дни торжества его геройского сына. Вот она, судьба!
Но не сдается советский человек: не все еще окаменело в его сердце! Решится он усыновить мальчишку, дитя войны. « Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» находят друг-друга по иронии злой судьбы и становятся самыми близкими людьми.
Таким образом, М.А.Шолохов, формируя новые взгляды и изображая во всей достоверности судьбу отдельно взятого человека эпохи, изображает судьбу всей страны. Потеряв по злому року близких людей, возможность быть счастливым, русский человек не потерял самого главного, человеческого достоинства и желания жить.Думаю поэтому так и назван рассказ М.А.Шолохова.
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.
Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.
М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.
Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.
Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.
Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития