Русские писатели 19 века и их произведения. Смотреть что такое "Русские поэты XIX века" в других словарях

Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.

Мамин-Сибиряк не явился открывателем рабочей темы в родной литературе. Романы Решетникова о горнозаводском Урале, о бедах, нужде и беспросветном быте рабочих, об их поисках лучшей жизни были тем фундаментом, на котором возникли и «горнозаводские» романы Мамина («Приваловские миллионы», 1883; «Горное гнездо», 1884; «Три конца», 1890), и романы, в которых действие развивается на золотых приисках Урала («Дикое счастье», 1884; «Золото», 1892).

Для Решетникова основная проблема сводилась к изображению всей «трезвой правды» о рабочем люде. Мамин-Сибиряк, воспроизводя эту правду, помещает в центре своих романов некий социальный механизм (завод, прииск).

Анализ такого механизма и капиталистических отношений, сложившихся и развивающихся в нем, является главной задачей автора. Этот принцип изображения отчасти напоминает некоторые романы Золя («Чрево Парижа», «Дамское счастье»). Но сходство здесь чисто внешнее.

В романах Мамина-Сибиряка социальные вопросы заслоняют проблемы биологические, а критика капиталистических отношений и крепостнических пережитков приводит к мысли о насущной потребности переустройства жизни, что противоречит принципам жесткого детерминизма, принятым в эстетике французских натуралистов как незыблемый постулат. И пафос, и критика, и подчеркнутая социальность — все это прочно связывает творчество «певца Урала» с традициями русской революционно-демократической литературы.

Мамин-Сибиряк не избежал влияния народничества (свидетельство тому роман «Хлеб», 1895). Однако анализ фактов самой действительности постепенно убеждал писателя, что капитализм — явление закономерное и уже утвердившееся в русской жизни, и потому его романы противостоят народническим идеям.

Полемика с народническими концепциями органически включается в романы «Приваловские миллионы», «Три конца» и другие произведения. Главное, однако, в них не полемика, а постижение сложных социально-экономических вопросов, связанных с проблемой современного развития России.

Сергей Привалов, главный герой «Приваловских миллионов», «не любит заводского дела и считает его искусственно созданной отраслью промышленности». Привалов мечтает о рациональной организации хлебной торговли, которая оказалась бы полезной и крестьянской общине и рабочему люду, но его начинание терпит крах, так как оказывается в кругу все тех же бесчеловечных капиталистических отношений.

Изображение борьбы за приваловские миллионы дает возможность ввести в роман множество лиц, воплотивших в себе разнообразные черты быстро капитализирующейся жизни. Своеобразным ориентиром в этом сложном мире людских страстей, тщеславия и противоречивых побуждений служат многочисленные публицистические отступления и исторические экскурсы, характеризующие жизнь Урала.

В последующих романах писателя акцент постепенно переносится на изображение жизни народа. В «Горном гнезде» основным становится вопрос о несовместимости интересов капиталистов и рабочих, а в «уральской летописи», романе «Три конца», он получает свое наибольшее выражение. Роман этот интересен как попытка Мамина-Сибиряка создать современный «народный роман».

В 80-е гг. такую же попытку предпринял Эртель, воссоздавший широкую картину народной жизни юга России («Гарденины»). Оба писателя стремятся сказать об итогах пореформенного развития страны и, воссоздавая историю своего края, стараются уловить в своеобразном народном быте конкретного района те закономерности исторического процесса, которые характерны для России в целом.

В романе Мамина-Сибиряка сменяют друг друга три поколения, судьба, мысли и настроения которых воплощают переход от России крепостнической к России капиталистической. Писатель говорит и о разночинной интеллигенции, и о забастовках, в которых выражен стихийный протест против бесправия и эксплуатации.

«Кто хочет познать историю существующих отношений на Урале двух классов, — писала в 1912 г. большевистская «Правда», — горнозаводского рабочего населения и хищников Урала, посессионеров и иных, — тот найдет в сочинениях Мамина-Сибиряка яркую иллюстрацию к сухим страницам истории».

Своей общей тенденцией романы Мамина-Сибиряка противостоят романам Боборыкина. Его творчество развивалось в общем русле демократической литературы второй половины XIX в.: оно восприняло ее критический пафос и стремление к преображению жизни. Концепция натурализма не нашла своего последователя в лице Мамина-Сибиряка.

В то же время нельзя, конечно, полагать, что знакомство с теорией и творчеством Золя и его последователей прошло бесследно для русской литературы. В статьях, письмах, зафиксированных мемуаристами высказываниях крупнейшие литераторы в той или иной мере откликнулись на выдвинутые Золя положения,которые несомненно оказали на них творческое воздействие.

Молодое поколение писателей решительно выступило за расширение проблематики литературы. Вся жизнь с ее светлыми и темными сторонами должна была включаться в поле зрения пишущего. Весьма характерен ответ Чехова 1886 г. на письмо, читательницы, сетующей на «грязь обстановки» в рассказе «Тина» и на то, что автор не нашел, не извлек «жемчужного зерна» из привлекшей его внимание навозной кучи.

Чехов ответил: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная. Суживать ее функции такою специальностью, как добывание „зерен“, так же для нее смертельно, как если бы Вы заставили Левитана рисовать дерево, приказав ему не трогать грязной коры и пожелтевшей листвы <...> Для химиков на земле нет ничего нечистого.

Литератор должен быть так же объективен, как химик; он должен отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые».

Чехов говорит о праве писателя изображать темные и грязные стороны жизни; это право настойчиво отстаивалось беллетристами 80-х гг. На это обратил внимание Р. Дистерло, который, характеризуя основную тенденцию творчества представителей нового литературного поколения, писал, что они стремятся рисовать действительность, «как она есть, в том виде, как она проявляется в конкретном человеке и в конкретных случаях жизни». Критик соотносил такую тенденцию с натурализмом Золя.

Беллетристы действительно обратились к таким темам и сюжетам, к тем сторонам жизни, которых ранее не касалась или почти не касалась русская литература. При этом некоторые писатели увлеклись воспроизведением «изнанки жизни», ее сугубо интимных сторон, и именно это послужило основанием для сближения их с писателями-натуралистами.

Дистерло оговаривался в своем отзыве, что «сходство это чисто внешнее»,106 другие критики были более категоричны в своих суждениях и говорили о появлении русских натуралистов. Чаще всего подобные суждения относились к произведениям определенного рода — к романам типа «Краденое счастье» (1881) Вас. И. Немировича-Данченко или «Содом» (1880) Н. Морского (Н. К. Лебедева).

В статье «О порнографии» Михайловский рассматривал оба эти романа как рабское подражание Золя, как произведения, потакающие низменным вкусам мещанства.

Однако романы Морскогои Немировича-Данченко к натурализму как литературному течению отношения не имеют и могут быть названы натуралистическими лишь в самом обыденном, вульгарном смысле этого слова. Это натурализм пикантных сцен и ситуаций, в которых и заключен основной смысл изображаемого.

Среди авторов, уделивших большое внимание «жизни плоти», оказались и не лишенные таланта писатели. В связи с этим критика заговорила о «нравственном индифферентизме», возникшем на почве «утонченно-развращенных ощущений», как о характерной черте эпохи безвременья. С. А. Венгеров, которому принадлежат эти слова, имел в виду творчество И. Ясинского и В. Бибикова. Роман последнего «Чистая любовь» (1887) наиболее интересен в этом смысле.

По теме он близок гаршинскому «Происшествию»: провинциальная кокотка Мария Ивановна Виленская, главная героиня романа, сама устанавливает свое духовное родство с героиней Гаршина, но родство это чисто внешнее. Роман Бибикова лишен того острого протеста против общественного строя, который составляет основу «Происшествия».

Судьба Виленской изображена автором как результат стечения особых обстоятельств и воспитания. Отец не интересовался дочерью, а гувернантка из парижских певичек пробудила в молодой девушке нездоровые чувства; она влюбилась в помощника бухгалтера Милевского, который соблазнил ее и бросил, а отец — выгнал из дома. У героини Бибикова появилось много богатых и обаятельных покровителей, но она мечтает о чистой любви. Ей не удается найти ее, и она кончает жизнь самоубийством.

Бибикова не интересуют моральные проблемы, традиционно связанные с темой «падения» в русской литературе. Его герои — люди, влекомые естественным природным чувством, а потому, по мысли автора, не могут быть ни осуждены, ни оправданы. Влечение полов, разврат и любовь могут быть и «чистыми», и «грязными», но и в том, и в другом случае они для него нравственны.

«Чистая любовь» не случайно была посвящена Ясинскому, который также отдал дань подобным взглядам. Ясинский тоже исследует любовь и страсть как естественные природные влечения, не отягощенные «моральным грузом», его многочисленные романы часто построены именно на этом мотиве.

Бибикова и Ясинского можно считать непосредственными предшественниками декадентской литературы начала XX в. Искусство, по их понятиям, должно быть свободно от любых «тенденциозных» вопросов; оба провозгласили культ красоты как культ чувства, свободного от традиционных нравственных «условностей».

Как уже говорилось, Ясинский стоял у истоков русского декаданса; добавим к этому, что он был и одним из первых, кто эстетизировал в русской литературе безобразное. Мотивы такого рода можно встретить в романе «Свет погас», герой которого пишет картину «Пир уродов». Перу Ясинского принадлежит роман под характерным названием «Прекрасные уроды» (1900). Но эти процессы к натурализму как течению тоже прямого отношения не имеют.

Натурализм — особое литературно-эстетическое течение, органически сложившееся в определенный исторический период и исчерпавшее себя как система, как творческий метод к началу XX в. Его возникновение во Франции было обусловлено кризисом Второй империи, а развитие связано с поражением Парижской Коммуны и рождением Третьей республики, этой «республики без республиканцев».

Условия и особенности исторического развития России во второй половине XIX в. были существенно иными. Иными были и судьбы буржуазности, и поиски путей обновления мира. Это создало предпосылки для отрицательного отношения русской прогрессивной эстетической мысли к теории и практике натурализма.

Не случайно русская критика была почти единодушна в своем неприятии натурализма. Когда Михайловский писал, что в критических статьях Золя «было кое-что хорошее и кое-что новое, но все хорошее было для нас, русских, не ново, а все новое нехорошо», он выражал именно эту общую мысль. То, что в России натурализм не нашел почву для своего укоренения и развития, было одним из свидетельств глубокого национального своеобразия ее литературы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

    Слайд 1

    Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов А.В. 5. Крылов И.А. 6. Лермонтов М.Ю. 7. Маршак С.Я. 8. Некрасов Н.А. 9. Никитин И.С. 10.Пришвин М.М. 11.Пушкин А.С. 12.Толстой Л.Н. 13.Толстой А.К. 14.Тютчев Ф.И. 15.Ушинский К.Д. 16.Фет А.А. 17. Чехов А.П. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 2

    Сергей Трофимович Аксаков Знаменитый русский писатель. Родился в дворянской семье знаменитого рода Шимона. Любовь к природе - будущий писатель унаследовал от отца. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Его книга "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука". Усадьба в Оренбурге музей Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 3

    Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 г. в Тобольской губернии в семье чиновника. Русский поэт, писатель, драматург. Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель». Известность Ершову принесла его сказка «Конёк- горбунок» Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 4

    Василий Андреевич Жуковский Родился 29 января в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных. В 14 лет отвезли в Москву и отдали в Благородный пансион. Там жил и учился 3 года. Изучал русскую и иностранную литературу. В 1812 году был в Бородино, написал о героях битвы. Его книги: Мальчик с пальчик, Родного неба нет милей, Жаворонок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 5

    Алексей Васильевич Кольцов А.В. Кольцов – русский поэт. Родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в купеческой семье. Отец был торговцем. Алексей Кольцов вникал изнутри в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика такая жизнь воспитала широту души и многосторонность интересов, непосредственное знание деревенского быта, крестьянского труда и народной культуры. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Стал писать в 16 лет. Много написал о труде, о земле, о природе: Косарь, Урожай, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 6

    Иван Андреевич Крылов И.А. Крылов - великий баснописец. Родился 2 февраля 1769 г. в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. 10 лет было Крылову, когда умер отец и ему пришлось работать. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В Петербурге в Летнем саду находится бронзовый памятник, где баснописец окружен зверьми. Его произведения: Лебедь, Щука и Рак. Чиж и Голубь. Ворона и Лисица. антикварная книга Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 7

    Михаил Юрьевич Лермонтов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Родился в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой. Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Затем семья переезжает в Москву и Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

    Слайд 8

    Самуил Яковлевич Маршак С.Я. Маршак – русский поэт. Родился 22 октября 1887 г. в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. В 4 года сам сочинял стихи. Хороший переводчик с английского языка, русский поэт. Маршак был знаком с М. Горьким. Учился в Англии в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений. , Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 9

    Николай Алексеевич Некрасов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Николай Алексеевич Некрасов - знаменитый русский поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Подольской губернии. У Некрасова было 13 братьев и сестер. Все детство и юность поэта протекли в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева Ярославской губернии, на берегу Волги. Он видел тяжелый труд людей. Они тянули баржи по воде. Много стихов посвятил жизни людей в царской России: Зеленый шум, Соловьи, Крестьянские дети, Дедушка Мазай и зайцы, Родина и др.

    Слайд 10

    Иван Саввич Никитин Русский поэт, родился в Воронеже в семье богатого торговца, владельца свечного завода. Никитин учился в духовном училище, в семинарии. Мечтал окончить университет, но семья разорилась. Иван Саввич продолжил образование сам. Сочинял стихи: Русь, Утро, Встреча зимы, Гнездо ласточки, Дедушка. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Памятник Никитину И. С.

    Слайд 11

    Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Отец Пришвина из коренного купеческого рода города Ельца. Михаил Михайловичполучает образование агроном, пишет научную книгу о картофеле. Позже уезжает на Север собирать фольклор из народной жизни. Очень любил природу. Хорошо знал жизнь леса, его обитателей. Умел передать свои чувства читателям. Он писал: Охранять природу – значит охранять Родину! Его книги: Ребята и утята, Кладовая солнца, Календарь природы, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 12

    Александр Сергеевич Пушкин Родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович происходил из богатой семьи, но от имений предков (в Нижегородской губернии) до Пушкина дошло немного. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Маленький Саша рос под присмотром няни Арины Родионовны. Он очень любил природу, свою Родину. Написал много стихотворений, сказок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 13

    Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич – великий русский писатель. Написал для детей первую Азбуку и четыре Русские книги для чтения. В Ясной поляне открыл школу и сам учил детей. Он много работал и любил труд. Сам пахал землю, косил траву, шил сапоги, строил избы. Его произведения: Рассказы о детях, Малышам, Филипок, Акула, Котенок, Лев и собачка, Лебеди, Старый дед и внучек. Дом в Ясной поляне Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 14

    Алексей Константинович Толстой Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область А.К.Толстой родился в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии. В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив министерства иностранных дел. С 1837г. он служил в русской миссии в Германии, в 1840г. получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Стихи: Вот уж снег последний тает, Журавли, Лесное озеро, осень и др.

    Слайд 15

    Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович – русскийпоэт, дипломат.Родился 23 ноября 1803г.в Орловской губернии в деревне Овстуг. В детстве обучался дома. Его учителем был Семен Егорович Раич, который прививал любовь к природе. В 15 лет Фёдор Ивановичбыл студентом Московского университета. Много написал о русской природе: Весенние воды, Чародейкою зимою, Люблю грозу в начале мая, Листья, Есть в осени первоначальной. 15 июля 1873 г. в царском селе Тютчев скончался. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Музей-усадьбаФ. И. Тютчева в селе Овстуг.

    Слайд 16

    Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского- отставного офицера, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Константин Дмитриевичбыл педагогом, сам создавал книги. Он назвал их « Детский мир» и « Родное слово». Учил любить родной народ и природу. Его произведения: Учёный медведь, Четыре желания, Гуси и журавли, Орёл, Как рубашка в поле выросла. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 17

    Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич - русский поэт-лирик, переводчик. Родился в усадьбе НовосёлкиОрловской губернии. С детства любил стихи А.С. Пушкина. В 14 лет отвезли учиться в Петербург. Свои стихи показал Гоголю. В 1840 г. была напечатана первая книжка. Его стихи: Чудная картина, Ласточки пропали, Весенний дождь. Последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 18

    Антон Павлович Чехов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Родился 17 января 1860 в Таганроге Екатеринославской губернии. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы сторожил лавку отца, а в 5 утра каждый день вставал петь в церковном хоре. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. Его произведения: Белолобый, Каштанка, Весной, Весенние воды, и др.

Посмотреть все слайды

(оценок: 50 , среднее: 4,00 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх