Разработка урока по истории на тему "татаро-монголы". Рассказ о самых древних предках монголов – о великах гуннах Битва на реке Калке произошла

Так как монголы издавна испытывали сильнейшее тюркское культурное влияние и долгое время жили под властью тюрков, то их язык, общественное устройство и правовые взгляды также оказались под воздействием тюркского языка и тюркского права.

Родо-племенной строй монголов практически ничем не отличается от такового у тюрков.

В то же время у монголов существовали некоторые специфические черты, которые не были присущи тюркскому родо- племенному устройству.

Как было показано выше, общественный строй древних тюрков был демократичным, базировался на народных принципах. За исключением рабов, все тюрки были свободными людьми. Не было групп, пользовавшихся особенными привилегиями. А вот монгольский родо-племенной строй уже с самых древних времен характеризовался тем, что у монголов наряду со свободными родами существовали роды, подчиненные другим родам, т.е. роды, состоявшие из рабов.

Древнетюркское право признавало свободу и равенство народа, у монголов же господствовал принцип подчинения одних другим, право осуждения одних другими.

Другими словами, основная тенденция древнетюркского права - демократичность, в то время как монгольское право пропитано духом аристократизма, избранности (938).

Выше мы рассказывали о родовом устройстве якутов и киргиз-кай- саков (казах-кыргызов). Укажем на черты сходства между монгольской и тюркской родо-племенными системами.

Основной ячейкой общества у древних монголов был род («обог»). Родовой строй монголов также основывался на принципе главенства отца семьи. Монгольская семья имела патриархальный характер, родство определялось по отцовской линии. Главой семьи был отец. Род также формировался на принципах патриархата, его главой считался самый старший в роду мужчина. Род состоял из людей, ведших происхождение от общего предка (эбюге) (939).

Когда число членов рода сильно увеличивалось, от него «отпочковывались» новые роды. Всех их объединяло происхождение от общего предка. Вообще, род как единица общества играл важную роль у монголов.

Браки между членами одного рода запрещались. Браки не допускались даже между членами разных родов, но имевших единого предка.

В монгольских семьях ребенку с малых лет говорили, к какому роду и племени он принадлежит. Не было монголов, которые бы не знали названия своего рода и племени (940). Принесение животных в жертву происходило только в присутствии членов одного и того же рода (941).

У монголов существовал закон кровной мести (942). Самый старший по возрасту в роду обладал целым рядом прав и привилегий. У каждого рода были только ему присущие религиозные обряды, и старейшина руководил ими (943).

Для обсуждения общих вопросов жизни рода устраивались родовые собрания (944).

У монголов существовал обычай многоженства. Одна из жен получала название «старшей» (945). Также для монголов был характерен обычай, при котором братья обязательно женились на женах умерших братьев (левират) (946).

При первом представлении снохи свекру и свекрови она вручала им подарки. При этом устраивалась определенная церемония (обряд). Все это - свидетельство того, что монгольская семья была патриархальной (947).

Зять обязан был выплатить родственникам жены калым, в то же вре- мя невестка приходила в дом мужа с приданым (948).

Согласно древним монгольским законам, дети, родившиеся от всех жен, считались в равной степени законными.

Собственность и наследство.

Монголы обладали правом собственности на движимое имущество (949). Земля находилась в родовой собственности, т.е. у каждого рода были свои земли. У монголов они назывались «нутук» (950).

Отцовское и материнское наследство делилось между сыновьями. Младший сын (отчигин) наследовал отцовский дом и его имущество. Братья делили между собой стадо (951).

Племена. Роды (обог) объединялись в племена, которые у монголов назывались «ирген». В большинстве случаев племена формировались во время войн. С прекращением военных действий племена распадались. Таким образом, «ирген» - это военно-политическая единица, созданная для нападения или защиты.

Подобно родовым, созывались и племенные собрания (курултаи). Они символизировали единство племени, общую волю родов, его составляющих. Главными членами курултая были главы родов. Наряду с ними, в собраниях могли принимать участие другие авторитетные представители всех родов, входивших в племя. У монголов (952) курултай не был постоянным органом, а собирался от случая к случаю по разным поводам. На курултае обсуждались наиболее актуальные проблемы жизни племени (953).

Присутствие на курултае было не обязательным, а добровольным (954).

На курултаях выбирались воинские начальники, которые продолжительное время занимали свои посты. Иногда они даже именовались ханами. В то же время политическое влияние этих выборных начальников было сравнительно ограниченным. Считалось, что полнота политической власти принадлежит родам, входящим в племя. Как объединение родов (ирген) не было государством, так и предводитель племени не был правителем, государем.

В некоторых случаях глава племени (военачальник) занимал этот пост в течение всей жизни, и власть его могла переходить по наследству.

В результате межплеменной борьбы нередко одно родовое объединение (ирген) подчиняло себе другое. Таким образом образовывались более крупные военно-политические объединения, союзы племен (955).

Феномен появления таких военно-политических фигур, как Чингиз

объясняется именно этим процессом.

Институт «унаган-боголов». Большинство рассмотренных выше явлений общественной жизни монголов, их правовые представления (956) идентичны социальным феноменам и явлениям, присущим многим тюркским народам. Однако у монголов были некоторые общественные институты, не характерные для тюрков. Одним из них был институт «унаган-боголов».

«Унаган богол» это человек либо род, который из поколения в поколение был подданным, подвластным тому или иному роду.

У монголов отдельный человек или целый род мог быть в рабстве у другого рода. Однако «унаган-богол» не был рабом в полном смысле этого слова. Его положение более напоминало статус серва (полураба) средневековой Европы. Впрочем, и здесь существуют различия. Если серв был подвластен отдельному лицу, сеньору, то анаган-богол находился под властью рода.

Мы уже говорили о том, что унаган-богол не был рабом в настоящем смысле слова. Он мог жениться, обзавестись семьей, иметь частную собственность. Унаган-боголу причиталась часть произведенного им продукта. Он обладал известной долей личной свободы (957).

В некоторых случаях в положение унаган-богола попадали целые роды.

Унаган-богол, будь то отдельный человек или род, обязан был работать и в мирное, и в военное время на род, которому он подчинялся. Если род перекочевывал, унаган-богол кочевал вместе с ним. Основными обязанностями унаган-богола была пастьба скота, принадлежащего роду, гон диких животных во время облавных охот.

Иногда между родом-властителем и подчиненным родом завязывались родственные отношения, т.е. заключались межродовые браки.

Помощники, ближайшие соратники монгольских военачальников набирались обычно из унаган-боголов (958). Русский ученый Владимирцев приравнивает отношения между уна- ган-боголами и властвующим родом отношениям сеньора с вассалом в средневековой Европе (959). По нашему мнению, это неверно. Дело в том, что в Европе подчинение имело личный характер (вассал подчинялся сеньору) (960) и определялось соответствующим договором. Между тем унаган-богол подвластен целому роду, и подчинение это не опирается на договор, а является принудительным по существу. Институт «унаган-богол» был вызван к жизни хозяйственной необходимостью и более напоминал систему «колоната» в Древнем Риме периода его упадка, нежели вассальные отношения в Европе средних веков (961).

Институт «обиндже». Для правовых отношений древней Монголии был характерен также институт «обиндже». «Обиндже» - это подневольный человек, которого родители, принадлежавшие к свободному роду, передавали в качестве «приданого» дочери, выдававшейся замуж. В дальнейшем он считался членом рода мужа. «Обиндже» также не были в полном смысле этого слова рабами. Их положение приближалось к статусу унаган-богола. Главное различие между ними в том, что унаган- богол был рабом рода (962), в то время как «обиндже» - человеком, служившим отдельной семье.

Кроме этих двух групп подневольных людей, в монгольском обществе существовали и собственно рабы. Их называли «джалу» или «оте- ле-богол» (963).

Нукеры. Институт нукерства является отличительной чертой древ- немонгольского общества. Само слово «нукер» переводится как «друг».

Институт нукеров в известной степени напоминает «comitatus» древних германцев (964).

Нукеры были ближайшим окружением военачальников и находились в его непосредственном распоряжении. Однако служба нукеров тому или иному военачальнику определялась их личным желанием. Они являлись его верными сподвижниками. Нукер - это не унаган-богол, не раб и даже не наемный солдат. Нукер - свободный воин (965). В то же время уна- ган-боголы могли переходить в разряд нукеров.

Нукер - своего рода адъютант и одновременно ординарец воинского начальника у монголов. Он постоянно находится возле своего командира. Также как «comitatus» у древних германцев, нукерство было ступенью к продвижению по лестнице воинских рангов, т.е. это был институт по подготовке военачальников. В военное время они назначались командирами воинских отрядов, формировавшихся из населения.

Таким образом, нукерство было своего рода школой подготовки командного состава. В мирное время военачальники возлагали на своих нукеров также и почетные гражданские обязанности.

Так как отношения нукерства оформлялись добровольным соглашением, то на обе стороны накладывались определенные обязательства. Так, например, военачальник должен был: 1) оказывать всестороннее покровительство нукеру; 2) снабжать его продовольствием; 3) обеспечивать одеждой и оружием.

Хотя нукер был связан со своим военачальником клятвой, при определенных условиях он мог покинуть его и перейти к другому. И это не считалось предательством (966).

Исследователями был выдвинут тезис о том, что институт нукеров появился в период разложения родового строя (967), однако он ничем не подтвержден. Например, у древних германцев даже в период расцвета родовой организации (sippe) общества институт «comitatus» уже существовал (968).

Рождение Монгольской империи. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Их доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монголо-татары .

Во второй половине XII— начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название — «татары» — закрепилось за всеми монгольскими племенами. Во второй половине XII в. у монголов происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V—VII вв., и среди восточных славян в VIII — IX вв. Шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья. Но разница во времени была велика. Монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью на четыре века, не говоря уже о западноевропейских странах. Имелось и другое различие. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах.

Среди монголов выделялись вожди — ханы. Рядом с ними встали племенные старейшины — нойоны. Им принадлежало огромное количество скота, они захватывали себе лучшие пастбища. Ханы и нойоны могли содержать боевые дружины, подчинять себе простых соплеменников — аратов. У крупных ханов появилась своя отборная гвардия — нукеры.

В монгольском обществе, как и у других средневековых народов, зарождались феодальные отношения и государственность. Но здесь мерилом богатства, власти, основой господства одних людей над другими были скот и пастбища. Здесь велось кочевое хозяйство и не строились города. Все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.

С самого начала зарождения монгольской государственности она носила военизированный характер, и не потому, что монголы воинственны от природы больше, чем другие народы. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью — иначе им грозила смерть от голода. Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами, бросая их на скаку по цели. Их низкорослые мохнатые лошади были исключительно выносливы, неприхотливы и переносили всадников без отдыха на большие расстояния.

Ханы в полной мере использовали особенности своих соплеменников — их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Те, кто побеждали, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их междоусобицами.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары отравили его, и объединение Есугэя распалось.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать свою дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон «Хамаг монгол улуса» , т. е. всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Подобными качествами обладали и другие вожди — создатели единых государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот его брат Ярополк.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации армии и всего общества — все взрослое население делилось на тумены («тьмы» ) по 10 тысяч воинов, тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Суровыми мерами поддерживалась железная дисциплина: за бегство с поля боя одного воина смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Тэмучэн создал личную гвардию, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не признававшие его власти. Одним из последних было подчинено племя татар.

На курултае (съезде вождей) в 1204—1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т. е. великим ханом. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.


Максимальные границы Монгольской Империи 1227-1405гг .

Завоевания монголов. Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда обрушился на Северный Китай и в течение нескольких лет завоевал его. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных «варварских» государств, образовавшихся на ее развалинах. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роль разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После похода на Китай монголы повернули на запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219—1220 гг. Чингисхан захватил Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло в Азербайджан и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Крыму они овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком).

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

10 класс Тест по теме:

«Феодальная раздробленность».«Монголо татарское нашествие на Русь»

Вариант 1

А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?

1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия

3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир

А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности

А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан

А.6 Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

А) 1212 – 1213гг в) 1219 – 1220гг б) 1216 – 1217гг г) 1222 – 1223гг

А.7. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав Святославич

А.8. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220г в) 1222г

Б) 1221г г) 1223г

А.9 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны

А.10Ростово-Суздальское княжество:

1) феодальная республика;

2) раннефеодальная монархия;

3) абсолютная монархия;

4) сословно-представительная монархия.

А.11. Из логического ряда выпадает имя …

1) Мстислава Великого;

2) Юрия Долгорукого;

3) Андрея Боголюбского;

4) Всеволода Большое Гнездо

А.12. К последствиям татаро-монгольского

нашествия нельзя отнести …

1) гибель значительной части населения

страны;

2) замедление темпов развития ремесла и

торговли;

3) окончательное перемещение

политического центра русских земель из

Киева во Владимир;

4) прекращение княжеских междоусобиц.

13. Современниками были …

1) Александр Невский и Чингисхан;

2) Юрий Долгорукий и Даниил Галицкий;

3) Даниил Галицкий и Александр Невский

4) Всеволод Большое Гнездо и Батый

В1. Основатель Монгольского государства _______________________________

В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»

В.3 Укажите, какие даты относятся к:

  1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
  2. Периоду монголо-татарского завоевания.

ж) 1202 г. з) 1240 г.

в.4. Дайте определение понятиям

Баскак, улус, старшая дружина, тысяцкий, посадник «ордынский выход»

Вариант 2

А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень

А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.

A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам

А4. Почему монголо-татары не смогли завоевать страны Центральной Европы?

1) они не умели преодолевать водные преграды 2) они имели малочисленное войско 3) русский народ оказал ожесточенное сопротивление захватчикам 4) жителям Центральной Европы помогли норманны

А.5. Курултай –это:

А) территория в) город

б) съезд вождей г) военная единица

А.6. В 1211г Чингисхан обрушился на:

А) Северный Иран в) Северный Китай б) Азербайджан г) Северный Кавказ

А.7 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

А) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг

А.8. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

А) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г

А.9. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) Субэдэ

А.10. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:

1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;

3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.


А.11 При нём Галицкое княжество достигло

своего наивысшего расцвета:

1) Юрий Долгорукий

2) Роман Мстиславич;

3) Даниил Романович;

4) Ярослав Осмомысл

А12. Александр Невский имел титул …

1) новгородского посадника;

2) великого князя Владимирского;

3) царя;

4) хана.

В1. Город, который Батый назвал «злым», -

В2. . О каком событии повествует летописец?

«И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,

приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись

оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не

видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и

пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»

В.3Укажите, какие причины вызвали:

Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

а) Жесткая дисциплина монголо-татар;

б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;

в) Отсутствие единства русских княжеств;

г) Необходимость расширения пастбищ;

д) Возможность обогащения в результате военных походов;

е) Княжеские усобицы.

В.4 Дать определение понятиям

Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, крестово-купольное строение, ярлык,


ГЛАВА 9. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

§ 1. Рождение монгольской державы

В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведе­ния доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вско­ре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монго- ло-татары.

О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать осо­бо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные мон­гольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя даю потом обобшенное имя всему монгольскому госу­дарству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Ру­си именно это название - «татары» закрепилось за народами нового госу­дарства.

Во второй половине XII в. среди монгольских племен, с учетом коче­вой специфики, происходили примерно те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв., у восточных славян - в VIII-IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собст­венность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов За­падной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Се­верные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном зани­мались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространст­вах монгольских земель не было равномерного развития отдельных пле­мен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные паст- биша давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйст­венном отношении. В первую очередь такую возможность получали пле­менные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота, которые либо пу­тем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наибо­лее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще по­падала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

Раньше монголы кочевали общинами - «куренями», или «кольцами», которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находи­лась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями-аилами, хо­тя в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет на­копленных богатств нанимать к себе на службу дружинников-нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров, которые помо­гали осуществлять контроль над собственным племенем, являлись ударной силой племени во время войн. И в этом смысле монгольское общество на­поминало европейцев.

С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появле­ние власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный ха­рактер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономер­ностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.

С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастачи крепкими, ловки­ми, смелыми. Начало социального расслоения общества, появление все­сильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в пол­ной мере использовали бытовые особенности жизни монголов - их воен­ную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась меж­племенная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Лидерами здесь стали степные, более развитые, лучше сна­ряженные и вооруженные племена. Те, кто побеждач, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту по­ру перехода от первобытнообщинного строя к государству захватил мон­гольское общество. Точно так же как рождение государства Русь сопровож­далось кровопролитными войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой - такие же процессы протекачи в монгольской среде второй половины XII - начала XIII в.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей, богатуру (герою) Есугэю из племени тайджиут, удалось объединить под своей ачастью большинство монгольских племен. В ту пору в его семье в 1155 г. родился старший сын Тэмучэн (Тэмуджин, Темучин), будущий Чингисхан. Однако Есугэй не долго был наверху. Враждовавшие с ним та­тары сумели отравить его. После этого улус Есугэя распался. Его дети были малолетними, не нашлось крепкой руки, чтобы поддержать его непрочную власть. Нукеры Есугэя разошлись к другим вождям.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по мон­гольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину и приступить к воссозданию отцовских завоеваний. К 1190 г., ко­гда ему не было и 30 лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон хана - «Хамаг монгол улуса», т. е. хана всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрас­судства. Современники рассказывают, как, будучи еще совсем молодым человеком, он бежал из плена с тяжелой деревянной колодкой на шее, а за­тем, скрываясь от врагов, просидел долгое время под водой, ухитрившись дышать ртом, чуть выступавшим над водной гладью.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, от­ступать, когда этого требовали обстоятельства. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в политической интри­ге против себя.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с айлой, т. е. семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на «ночную» и «дневную», окружил се­бя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких натогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племе­на, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар, убившее его отца.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэму­чэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана - «великого хана». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раз­диралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая централизованная империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх