Проект для детей средней группы "традиции и обычаи русского народа". Проект "Быт и традиции русского народа" проект (старшая группа) на тему Проект традиции обряды и обычаи руского народа

Евгения Смирнова
Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа»

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев , традиций , праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников , старинных традиций , отражавших важные стороны жизни народа . А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции .

Конечно не все традиции дошли до наших дней , многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции , изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа , воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Актуальность темы :

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество , богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа , у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель проекта : Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа . Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ .

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа .

2. Развивать память, воображение, речь.

3. Обогащать словарный запас за счет русских слов .

4. Расширить представление о русских народных сказках , потешках, закличках.

5. Воспитывать уважение к русской культуре .

6. Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат :

1. Расширение представлений о русской культуре , обогащение представлений о традициях русского народа , обогащение жизненного опыта.

2. Знание русских народных подвижных игр .

3. Знание русских ремесел .

4. Знание русских народных сказок , потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа , интерес к культурным традициям .

Вид проекта : творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники : дети средней группы , воспитатель, родители

Срок реализации : три недели

Место проведения : МК ДОУ д\с «Теремок» п. Каменка

1 этап – подготовительный

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями .

5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками , потешками.

7. Подбор предметов народного быта .

8. Выбор формы работы с родителями.

9. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям »

3. Выставка детских поделок.

4. Выставка работ родителей.

2 этап – практический.

1 неделя проекта .

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня : «С Новым годом поздравляем»

1. д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель : Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.

2. Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год» . Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» русскими народными сказками . Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.

4. С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители) . Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5. Малоподвижная игра «Елочка» . Создать эмоционально положительный настрой.

Тема дня «Что такое Рождество»

1. Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество . Объяснить смысл непонятных слов.

2. Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.

3. Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.

4. П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм .

5. Слушание народных песен , потешек, закличек.

6. Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника .

Среда

Тема дня : «Мешок Деда Мороза»

1. Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.

2. Беседа на тему «Мешок Деда Мороза» . Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.

3. Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.

4. С\р игра «Магазин игрушек» . Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки »

1. Д\и «Ты кто?» . Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок , их отличительные признаки.

2. Д\и «Составь сказку» . Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

3. Конструирование «Теремок» . Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.

5. Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры .

Тема дня : Русская матрешка .

1. Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2. Беседа на тему «Русская матрешка » . Познакомить детей с историей создания русской матрешки . Прививать любовь к русской культуре .

3. Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки» . Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

4. Разучивание танца «Мы веселые матрешки» . Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы .

5. Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня : «Русь мастеровая»

1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству .

2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа . Воспитывать интерес к истории.

3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» . Воспитывать интерес к русским народным сказкам , беседовать по содержанию сказки.

4. Малопожвижная игра «Котик к печке подошел» . Развивать внимательность, сообразительность, память.

5. Лепка из соленого теста «Подкова» . Развивать детское творчество.

Тема дня : Русский народный костюм .

1. Беседа на тему «Что носили наши предки» . Познакомить детей с русским народным костюмом . Прививать уважение к русской народной культуре .

2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему : «Роспись кокошника» . Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4. Заучивание потешки «Посылали молодицу» . Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5. Чтение песенок, потешек, закличек.

Среда

Тема дня : «Родная природа»

1. Чтение рассказов В. Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.

4. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня : «Филимоновская игрушка» .

1. «Любимая филимоновская игрушка» . Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам .

2. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди» . Воспитывать интерес к народным играм , любовь к народным традициям .

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка» . Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.

Тема дня : «Деревянная ложка» .

1. Беседа на тему «Русские народные инструменты » . Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре .

2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки» . Прививать любовь к русской культуре , развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа .

4. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа » . Формировать представление о самобытных традициях .

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1. Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством , воспитывать любовь к русским традициям .

2. Русская народная игра «Ловишки в кругу» . Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм .

3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» . Воспитывать интерес к народному творчеству .

4. Малоподвижная игра «Ты медведя не буди» . Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.

Тема дня : «Колыбельные песни»

1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа .

2. Д\и «Собери картинку» . Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.) .

3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством .

4. С\р игра «Уложим куклу спать» . Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Среда

Тема дня : «Рукотворное чудо»

1. Д\и «Сложи узор по образцу» . Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.

2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек» . Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.

3. Рисование на тему «Украсим полотенце» . Познакомить детей с народными орнаментами . Учить воспроизводить орнамент по образцу.

4. Народная игра «Курочки» . Развивать физические качества через народную игру .

5. Чтение потешек, песенок.

Тема дня : «Дымковская игрушка» .

1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами .

2. Д\и «Парные картинки» . Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы . Воспитывать интерес к русским народным промыслами .

3. Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам . Учить выделять простейшие элементы росписи.

4. Чтеие потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

Тема дня : «Русские народные игры »

1. Игра малой подвижности «Камешек» . Продолжать знакомить детей с русскими народными играми . Воспитывать интерес к народному творчеству .

2. Хоровод «Во поле березка стояла» . Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа .

3. Спортивное развлечение «Русские народные игрища » . Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре .

3 этап – заключительный

1. Подведение итогов проекта .

2. Выставка детских работ по проекту .

3. Презентация проекта с фото .

4. Выставка работ родителей.

Используемая литература :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду» . Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры » . Москва «Просвещение» 1986г.

4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» . Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» . Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы » Издательство «Самовар» 2015г.

ГКОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Проект разработан воспитателем Волочай С.А.

с. Золино

2013 год

Краткая аннотация проекта

Данный проект – это организация работы по ознакомлению воспитанников с народами России и их традициями и обычаями, понимание значения работы по ознакомлению воспитанников с народными традициями и обычаями, понимание значения сохранить культурные ценности русского народа. Эта работа осуществлялась частично через поисково-исследовательскую, интегративную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих способностей детей, коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников, раскрытие способностей каждого воспитанника, исходя из его возможностей посредствами активизации детской жизнедеятельности во внеурочное время. При планировании работы над проектом мы создавали наиболее адекватную модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации присутствовали различные ситуации, которые ребенок в состоянии разрешить, а разрешение их направляло бы его развитие.

Актуальность

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поэтому возникла идея разработки проекта по данной теме, ведь знание обычаев и традиций народов, живущих в России, воспитание способности уважать позиции и ценности других людей имеет большое значение для формирования личности ребенка. А совместная работа приобщает ребенка с ОВЗ к труду. Дела такого ребенка невелики и несложны, но имеют огромное значение на возможности более успешной социализации в обществе.

Цель:

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с традициями и обычаями русского народа

Задачи :

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Воспитание желания познавать культуру своего народа, через знакомство с традициями и обычаями народов Севера;

развитие навыка монологической речи;

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев).

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МДОУ № 3 «Дельфинчик» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Продолжительность проекта: с 01.01.2016 г. по 31.05.2018 г.

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи реализации проекта

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Этапы реализации проекта

Этап 1 «Подготовительный» - 1.02.2017г.- 31.08.2017г.

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности;

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности;

Разработка рабочих программ по проектной деятельности;

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Этап 2 «Основной» - 01.09.2017г.- 30.04.2019г.

Внедрение проекта в образовательную деятельность;

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»;

Направление «Русские народные игры»;

Направление «Рождество»;

Направление «Масленица широкая»;

Направление « Светлая Пасха»;

Направление «Народная игрушка»;

Направление «Народно-прикладное искусство»;

Направление «История русского костюма»;

Направление «Чудесный сундучок».

Этап 3 «Заключительный» - 01.05.2019г.- 30.06.2019г.

Анализ и оценка результатов реализации проекта;

Обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;

Презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;

Трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

  1. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.

Календарный план реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Описание мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

«Подготовительный»

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности.

Изучение нормативно-правового обеспечения проекта;

определение состава рабочей группы по реализации проекта и

распределение функциональных обязанностей.

Февраль, 2017г.

Методическое объединение педагогов, желающих работать по проекту.

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности

Определение среды реализации проекта, основных проблем и

путей их решения;

анализ факторов, рисков и возможностей реализации проекта.

Определение доли родителей и воспитанников, ориентированных на получение углубленных знаний духовно-нравственной направленности.

Разработка рабочих программ по проектной деятельности.

Определение основной идеи, постановка целей и задач проекта,

выработка стратегии его реализации;

отбор проектных идей для разработки проекта;

определение сроков реализации основных мероприятий

проекта и его отдельных направлений.

Апрель, 2017г.

Разработанные рабочие программы

Корректировка рабочих программ проектной деятельности.

Откорректированные рабочие программы

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Июнь-август, 2017г.

Получение оборудования, удовлетворяющего запросы участников реализации проекта

«Основной»

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»

Беседа с детьми «Что такое фольклор?»

Досуг «Вечер загадок»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Посещение историко-краеведческого музея г.Лыткарино.

Кружок «В гостях у сказки»

Сентябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с понятием «Фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора.

Направление «Русские народные игры»

Игры с бегом:

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .

Игры с мячом:

"Мяч вверху", «Лапта».

Игры малой подвижности:

"Краски"," Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Спектакль «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки.

Кружок «В гостях у сказки».

Октябрь-ноябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с русскими народными играми, разучивание различных русских народных игр, показ театрализованного представления «Рукавичка».

Направление «Рождество»

Беседа «Новый год за собой Рождество ведет»

Чтение рассказа «Светлый праздник - Рождество Христово» Веретенниковой А.

Совместный досуг детей с родителями «Рождественские посиделки».

Музыкальное развлечение «Святки».

Лепка из солёного теста «Ангел».

Кружок «В гостях у сказки».

Декабрь-январь, 2017г.-2018г.

Развитие эстетического восприятия детей, формирование познавательного интереса к празднику Рождества. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Побуждение детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Направление «Масленица широкая»

Беседа: «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок».

Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица - сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна», Н. Губская «Радость - в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая».

Просмотр мультфильмов:

«Ишь ты, масленица!»,

«Смешарики. Масленица»,

«На масленице».

Развлечение «Масленица».

Выполнение поделки из соленого теста «Солнышко лучистое».

Кружок «В гостях у сказки».

Февраль-март, 2018г.

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Направление « Светлая Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

Игры - эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».

Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце».

Аппликация «Открытка к празднику».

Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха».

Кружок «В гостях у сказки».

Апрель-май, 2018г.

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Направление «Народная игрушка»

Презентация «Народная игрушка».

Рассматривание иллюстраций и игрушек.

Чтение художественной литературы «Матрешкины потешки».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Народные узоры», «Сенсорная коробка».

Слушание песен: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Ю. Чичкова.

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника».

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной игрушки «Малышок-голышок».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Сентябрь-октябрь, 2018г.

Знакомство детей с народной игрушкой: кукла - пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой - Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь - барабанщик., зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками.

Направление «Народно-прикладное искусство»

Беседа « Что такое народно-прикладное искусство?»

Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему.

Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».

Чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»,

«Найди отличия»,

«Составь узор».

Хороводные игры: «Каравай», «Заря-заряница»,

«Ручеек».

Музыкальный досуг «Ой вы гусли, мои гусли».

Лепка «Дымковские игрушки».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Ноябрь -декабрь, 2018г.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Направление «История русского костюма»

Презентация на тему «История русского костюма».

Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры:

«Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись».

Тематического занятие «Из истории русской вышивки».

Аппликация «Русский народный костюм».

Костюмированный досуг с родителями: «Чаепитие на Руси».

Кружок «Народный умелец».

Посещение музея русской избы.

Январь -февраль, 2019 г.

Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Расширить и уточнить представления детей о деталях русского народного костюма.

Направление «Чудесный сундучок»

Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше".

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

предметов из глины и дерева в быту русского народа».

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?».

Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

Русская народная игра «Мил ли соседушка».

Консультация для родителей «Как знакомить детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».

Кружок «Народный умелец».

Март-апрель 2019г.

Знакомство детей с историей русского быта.

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

«Заключительный»

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Итоговое родительское собрание.

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа».

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение

опыта полученного в ходе реализации проекта,

оформление результатов проекта, презентация проекта в

средствах массовой информации и в педагогическом

основных мероприятий проекта после завершения проекта,

трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Май - июнь, 2019г.

Подведение итогов работы по проекту.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области духовно-нравственного воспитания.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений на основе отечественных традиций;

Повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных общенациональных и семейных ценностей;

Изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

Ожидаемые эффекты проекта

Для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение у детей интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование у детей чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов :

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Шейн Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Брусничка"
Населённый пункт: поселение Тубинский, Усть-Илимский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитатель ВКК, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (МДОУ «Брусничка») ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Проблема:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель

проекта
: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
 Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;  Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;  Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;  Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
 Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;  Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;  Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;  Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
 Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;  Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;  Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;  Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;  Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;  Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.;  Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;  Широкое использование всех видов фольклора;  Повышение родительской компетенции.
Вид проекта:
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре
русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);  Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);  Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);  Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);  Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 2 3 4 5 Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого- педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь - Октябрь Сентябрь -Октябрь Октябрь
II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов

Образоват ельная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнени я Результат
Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». - НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие Развивать познавательную активность детей Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно – этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье. В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарно му плану «Генеал огическ ое дерево»
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; Создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Развивать творчество детей
Физическо е развитие раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» Развивать двигательную активность детей
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ
Задачи: - познакомить с историей возникновения поселка; - показать значимые места поселка; - знакомить с природными зоны поселка; - воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину. Познавател ьное развитие Социально - коммуника - Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица» - Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок» - Экскурсия «Любимое место в поселке». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка», - Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательност ями региона, в котором живут дети. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану «Макет поселка»
тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Физическо е развитие деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый. - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок» Пешие прогулки по поселку.
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познавател ьное развитие - Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В течение Альбомы (с символик ой, презента ции)
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», - НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательн ости Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры - НОД Рассматривание картины «Богатыри» - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. Формирование 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану
развитие. Физическо е развитие стихотворений известных писателей о Родине. - НОД Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развитие двигательной активности
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Познавател ьное развитие Социально - НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках В течение Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы
- коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнять литературный багаж детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ - Познавательные беседы «История русского костюма» - НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме» - - Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок) - Составление и разгадывание загадок Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества Развитие пред- посылок ценностно- В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану Тематиче ские альбомы; куклы в национал ьных костюмах
ое развитие. Физическо е развитие - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья смыслового восприятия и понимания произведений искусства Овладение подвижными играми с правилами
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров »; коллекци и
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения Развитие речевого творчества, литературной речи. Развитие детского художественного творчества Развитие двигательной активности
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. Познавател ьное развитие - Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала Развивать познавательную активность Тематиче ские альбомы малых фольклор ных форм
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Картотек а народных подвижн ых игр; оборудов ание участка в народном стиле
Физическо е развитие инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», Развивать познавательную активность детей. Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. Развивать связную В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Комната сказок»; показ театра
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах Разные виды игры речь, интонационную выразительность Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. 1 раз в месяц 1 раз в квартал
дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно- тематическому плану В течение учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 Педагогический мониторинг Выявить уровень Май 2015г
2 Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. Май 2015г.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005. 3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000 4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010 6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001. 7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм. 8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма. 9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

ПРОЕКТ

«Семейные традиции и обычаи»

Методический паспорт проекта.

Руководитель проекта: учитель начальных классов Латышева А.Н.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Состав проектной группы: 25 человек.

Название проекта: « Семейные обычаи и традиции».

Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий

Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой.

Постановка проблемы: Сохранение традиций в семье, которые ведут к укреплению семейных отношений, к формированию личности человека.

Цель проекта:

Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.

Задачи проекта:

    Расширить знания об истории своей семьи,

    Формировать понимание ценности семьи;

    Расширить кругозор и обогатить словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

    Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные : расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.

Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные : формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему проекта. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Конечные результаты :

Воспитания чувства гордости у обучающихся за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, семейных обычаев и традиций.

Создание системы совместной деятельности: «ребенок-педагог» и «ребенок- родитель» по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями обучающихся, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Продукт проекта:

    Создание альбома семейных обычаев и традиций.

Сроки реализации проекта :

Сроки проведения: 12.11.2016 – 19.10.2017 г.

Организация родительского собрания;

Сбор информации об увлечениях и занятиях членов семьи обучающихся;

Конкурс рисунков «Моя семья»;

Классный час «Семейные обычаи и традиции».

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап (12.11.12)

Задачи этапа: создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных обычаях и традициях.

    Анкетирование родителей и детей

    Беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

    Реализация проекта (проектно-ориентировочная, исследовательская работа) 14 .11.2016-14.09.2017

Задачи этапа: Знакомство родителей и детей с семейными традициями через разные формы работы (художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной направленности.

    Экскурсия совместно с родителями.

    Беседа с детьми «В семейном кругу»

    Консультации для родителей: «Семейные традиции и праздники» (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);

    Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»

    Создание презентаций о семейных традициях и обычаях.

    Создание альбома «Семейные обычаи и традиции», выполнение генеалогического древа.

    Аналитический этап. Рефлексия. 14.09.2017

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

    Перспектива развития проекта.

Представление работы в образовательных сетях, учреждении.

    Заключительный этап. 19.10.2017

Представить продукт творческого проекта на семинаре.

В начале прошлого учебного года, на перемене я услышала, как увлекательно ребята рассказывали друг-другу о своей поездке на отдых семьями. Оказалось, что ребята и их родители дружат и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семейные традиции и обычаи».

И на протяжении года мы работали над этим проектом «Семейные традиции и обычаи». Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступая в роли историков, были антикварами и археологами- когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, о традициях и обычаях своей семьи.

Этот проект раскрыл для нас значимость семейных традиций, позволил познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи.

На первом этапе нашей работы, мы провели опрос и анкетирование среди ребят и родителей где прозвучали такие вопросы как: «Что дети знают о семейных традициях и обычаях? Что такое семейные реликвии? Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?» и.т.д.

Провели беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

Семейные реликвии

Семейные обычаи

Семейные традиции

Традиционные блюда

Подумав мы решили, что продуктом нашего проекта будут презентации и создание альбома «Семейные традиции и обычаи» которые сейчас и представят ребята.

Итак я приглашаю - Суханову Дарью которая расскажет нам о своем проекте «Семейные реликвии».

Семья Гордеевой Карины выполнила самую объёмную работу о родословном древе.

Семья Поваренкина Даниила выполнили работу о семейных традициях.

Семья Кадникой Ульяны расскажут нам о традиционном блюде.

И семья Соловьева Алексея представила нам работу о семейных обычаях.

Спасибо за выступление.

Ребята скажите, пожалуйста, а кто еще может рассказать о традициях и обычаях своей семьи? (рассказы ребят о традициях)

А сейчас ребята давайте подведем итоги.

Подводя итог нашей работы, смело можем сказать, что мы достигли нашей поставленной цели и задачи. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники. Мы уточнили понятие «традиция».

Гипотеза нашего проекта о том, что «Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой» подтвердилась.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции и обычаи для человека имеют большое значение. Пусть у каждого народа они разные, но они объединяют и сплачивают нас.

Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми.

Нельзя быть равнодушным к традициям и обычаям своего народа, своей семьи. Мы должны знать и беречь наши традиции, обычаи и свою историю.

А теперь я предлагаю посмотреть видео, в котором ваши родители скажут свое мнение о работе над этим проектом.

Еще ранее я сказала, что продуктом нашего проекта кроме презентаций будет еще альбом, который мы подарим нашему музею в память о нашем классе. И конечно наши гости тоже могут просмотреть. И я думаю, что это не последний наш проект.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх