Персонифицированная модель образования. Персонифицированная модель повышения квалификации учителя

Ганеева М.Р.

директор МОУ «Кировская гимназия

имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

г.Кировск, Ленинградская область

Персонифицированная система квалификации

возможности и результаты

Переход на новую – персонифицированную систему повышения квалификации 1 – это общая стратегия государственной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школы является таким актуальным.

В настоящее время система повышения квалификации (ПК) состоит из двух составляющих . Первая – это общепедагогическая . Без этого, по сути, не может быть персонификации. Персонифицированная – это значит адресная , ориентированная на конкретного учителя, его потребности и дефициты профессиональных компетентностей.

Второй момент . Она персонифицирована с точки зрения того технического задания , которое предполагает школа, т.е. в зависимости от программы развития школы, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, и в которые включен учитель. Это вторая, очень важная часть. Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности в школе каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива.

Итак, персонификация – это реализация права раз в пять лет повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель образовательного учреждения ставит перед учителем. И ответственность за предоставление школе по результатам того продукта, который школа ждет от учителя.

При переходе на новый формат ПК апробируется и новый финансово-экономический механизм : определяется базовая услуга ПК и просчитывается ее стоимость. Например, базовая услуга ПК при переходе на ФГОС включает в себя – 72 часа в начальной школе и 144 часа – в старшей. Деньги выделяются в рамках средств субсидии на модернизацию. Они доводятся до школы, и дальнейшая персонификация этих денег происходит на основе имеющегося в каждой школе графика повышения квалификации.

Так, например, нашей школе выделено из средств по модернизации на повышение квалификации учителей начальной школы 50 тыс. рублей. А сейчас мы ставим задачу обучить учителей основной общеобразовательной школы, для того, чтобы перейти на ФГОС основного общего образования. И в этом смысле, конечно, требуются дополнительные деньги. Мы убеждены в том, что не может идти модернизация, если кадры не подготовлены. Не может учитель перейти на новый стандарт образования без повышения квалификации – иначе это будет имитация перехода на новый стандарт.

В связи с модернизацией системы ПК появилась и необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. И наша принципиальная позиция по данному вопросу – это открытость системы ПК. Заключается она в том, что мы приглашаем коллег из других школ, сотрудничаем с учреждениями образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Второй момент. Политика нашего управления образованием. Она заключается в том, чтобы постоянно обеспечивать образовательную миграцию , чтобы педагоги могли посмотреть, как и что осуществляется в других школах.

Так, например, подтверждая статус региональной экспериментальной площадки по теме «Вариативное управление опережающим внедрением ФГОС, как фактор повышения качества образования» в 2011 – 2012 году были проведены мероприятия:

1. 6 выступлений на конференциях и семинарах, координационных советах муниципального уровня;

2. Сетевой обучающий семинар муниципального уровня «Образовательное пространство урока в соответствии с ФГОС НОО».

3. Проведены внутрикорпоративные обучающие семинары.

4. Даны пять открытых уроков коллегам из района.

5. В рамках внутришкольного повышения квалификации дан 21 открытый урок.

6. В сборнике по материалам международной научно – практической конференции «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Бибик Н.Ю. и Пономарева В.В. поделились своим опытом на тему «Способы формирования самооценки читательских умений у младших школьников».

7. Балабан Е.В. транслировала свой опыт «Роль внеурочной деятельности в формировании УУД» на межрегиональном координационном совете по введению ФГОС в системе образования Ленинградской области.

8. Бибик Н. Ю. выступала в ЛОИРО на тему «Презентация урока по Основам Светской Этики и его анализ».

9. Опубликованы на сайте гимназии методическое пособие «8 шагов для проектирования современного урока» и проморолик «На пути к профессионализму», в которых обобщен опыт работы педагогов гимназии по работе РИП в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации.

Представленный для экспертизы инновационный продукт прогимназии был рекомендован для использования в школах области.

Участники муниципальной опытно-экспериментальной площадки, организованной на базе старшей гимназии (рук. Якубовская Г.Ф.), Смирнова Н.В. и Солопова Г.В. в рамках районного семинара провели мастер – классы.

В результате обновления внутришкольной модели повышения квалификации наблюдается социальный эффект: такая деятельность позволяет качественно использовать имеющийся кадровый и материально технический ресурс, служит важным фактором для повышения мотивации педагогического коллектива в целом.

К основным результатам апробации новой системы ПК можно отнести следующее:

    организовано методическое сопровождение по вопросам проектирования уроков, соответствующих требованиям ФГОС;

    формируется внутришкольная система управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством;

    организовано как внутришкольное, так и сетевое повышение квалификации административно-преподавательского состава на основе компетентностного подхода;

    повышение квалификации работников образования проводится на основе модерации.

ПК в межкурсовой период проводят педагоги (модераторы), которые хорошо овладели знанием сущности процессов, происходящих в школе, имеют хорошую теоретическую подготовку и опыт приложения теоретических знаний в практическую деятельность, способные обучать своих коллег. Согласитесь, что это хороший способ для организации «горизонтальной» карьеры учителя.

Как уже было сказано, мы участвовали в сетевом повышении квалификации административно-преподавательского состава. Нами были проведены 2 модераторских семинара муниципального уровня, задачами которых было, в том числе, повышение управленческой компетенции руководителей и педагогов образовательных учреждений. Каждый участник семинара в начальной школе смог получить сертификат, подтверждающий повышение квалификации по проблеме введения ФГОС НОО. Думаю, что выдача подобных сертификатов изменит и отношение работников образования к муниципальным семинарам.

Коллеги как-то посетовали, что у нас нет методического центра (какие есть в СПб). Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Каждое образовательное учреждение района чем-то интересно. Будь то учреждение дошкольного образования, школьного или дополнительного образования. Каждое на чем-то специализируется. Доказательством этого являются сетевые семинары, которые систематически проводятся в районе. Семинары проводят не теоретики, а практики – воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования, люди, которые обучают своих коллег – т.е. выступают в роли методистов-модераторов. И на наш взгляд, в этом и заключается уникальность системы повышения квалификации района, которая выстроена на основе авторских, модерационных сетевых семинаров. Дело за закреплением юридического права использовать семинары для организации обучения педагогов.

Да, повышение квалификации педагогов, безусловно, должно быть региональным. И в то же время децентрализованным – максимально приближенным к школе. Такое разделение способствует реализации потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении квалификации педагогов, в обеспечении большему количеству педагогов участия в мероприятиях по повышению квалификации как можно ближе к месту их работы и проживания. Кроме, того сложившаяся система ПК сокращает дополнительные расходы, способствует более экономному использованию ресурсов, а создание сети опорных образовательных пунктов на местах, их специализация позволяет, как мы видим, достигать оптимальных результатов.

1Персонифицированная модель повышения квалификации обеспечивает возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета субъекта РФ (Проект Положения о проведении эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации см. /files/materials/8443/11.04.27-povysh.kval.pdf).: ведение картотеки населения, ... распределению; трудоустройства, повышения квалификации , творческого и профессионального роста...

  • Мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"

    Документ

    ... "Система персонифицированного учета"); государственная информационная система " ... создание информационной системы . Результатом реализации мероприятий... квалификации рабочих, служащих, в том числе адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями ...

  • Структура образовательной программы 21 Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования 22

    Пояснительная записка

    ... результатов выполнения образовательной программы. Система оценивания результатов ... результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Предоставление и использование персонифицированной информации возможно ... квалификации педагогических...

  • Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

    Документ

    Об основных результатах функционирования и развития системы образования Тайшетского... квалификации по работе с обучающимися с ограниченными возможностями ... в муниципальный персонифицированный банк данных и в школьные персонифицированные банки данных...

  • Необходимость разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации работников образования продиктована новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы России, внедрения ФГОС на всех уровнях образования, профессиональных стандартов.

    Переход на персонифицированную систему повышения квалификации - это общая стратегия государственной политики в этом направлении, которая отчетливо сформулирована в статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной... с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование» . В Государственной программе «Развитие образования» одним из важных показателей установлена «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей» .

    Кроме большого количества нормативных документов, методических рекомендаций, ориентированных на персонифицированное повышение квалификации, в сфере дополнительного профессионального образования проводятся исследования по вопросам проектирования персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.

    Анализ вышеназванных нормативных документов, теоретических исследований и практики работы отдельных регионов позволяют формулировать достаточно функциональное определение такого понятия, как «модель персонифицированного повышения квалификации».

    В нашем понимании модель персонифицированного повышения квалификации призвана обеспечить условия для реализации педагогом и руководителем системы образования возможностей адресного и непрерывного профессионального образования. Она позволяет самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом профессиональных потребностей педагога, выявленных дефицитов профессиональной компетентности, согласованных с потребностями образовательного учреждения, в котором он работает, и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки, формы и темпы ее освоения.

    Факультет дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» проводит целенаправленную работу по проектированию модели персонифицированного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций региона.

    На сегодняшний день эта модель может быть представлена в виде пяти этапов.

    Первый этап персонификации начинается с разработки программ повышения квалификации. Разработка персонифицированных программ предваряется изучением спроса, потребностей и дефицитов профессиональных компетенций педагогов, руководителей образовательных организаций, нормативных требований к их профессиональной деятельности. На этом основании в университете формируется план-проспект курсовых мероприятий, перечень программ повышения квалификации с краткой аннотацией, с указанием объема программы и направляется потребителям для изучения и выбора.

    Второй этап заключается в работе с потребителями образовательных услуг. В течение определенного времени осуществляется сбор заявок на повышение квалификации от муниципальных образований, образовательных организаций, педагогических работников. На основании заявок, исходя из выбранных программ, осуществляется формирование групп слушателей.

    На третьем этапе кафедры факультета дополнительного образования организуют обсуждение, презентацию и защиту программ повышения квалификации с участием потребителей, заказчиков. Традиционно на защите программ присутствуют представители различных категорий слушателей: руководители образовательных организаций и рядовые педагогические работники, а также руководители подразделений факультета, органов управления образованием.

    На четвертом этапе на основании высказанных предложений осуществляется работа по корректировке программ, формируется содержание курсов по выбору.

    Кроме предложений факультета дополнительного образования, педагогические работники, образовательные организации имеют возможность заявить проблемы, вопросы, по которым им необходимо повышение квалификации. На основании их заявок формируются корпоративные и индивидуальные учебные планы, программы.

    Складывающийся на факультете дополнительного образования подход к разработке программ повышения квалификации с уверенностью можно назвать персонифицированным. Так, например, на 2016 г. педагогическим работникам образовательных организаций региона было предложено 157 программ повышения квалификации объемом 108 часов, из них выбраны 82 программы, на которые заявились 4502 человека; 113 программ объемом 72 часа, выбраны 22 программы - 544 человека. В университете создается достаточно избыточная образовательная среда для формирования слушателями своих индивидуальных образовательных маршрутов.

    Пятый этап - это этап реализации программ с точки зрения их направленности на запросы потребителей. Кафедры факультета дополнительного образования осуществляют тьюторское сопровождение слушателей, решают проблемы, возникающие в ходе освоения программ: направление материалов по электронным адресам, организация контрольных процедур с использованием дистанционных образовательных технологий, сопровождение повышения квалификации тех слушателей, которые работают по индивидуальным графикам.

    Реализация программ повышения квалификации слушателей осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет им в удобном для себя режиме осваивать часть программы.

    Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей слушателям предлагаются курсы по выбору по интересующим их темам, выездные практические занятия в образовательные организации с целью ознакомиться с инновационным опытом коллег, стажировки, участие в обсуждении проблем, предоставляется возможность демонстрировать свой опыт.

    Описанная модель повышения квалификации позволяет говорить о том, что в Ульяновском государственном педагогическом университете происходит постепенная трансформация традиционного подхода к повышению квалификации в персонифицированный подход, который обретает свои контуры и перспективы развития.

    Вместе с тем для полноценной реализации модели персонифицированного повышения квалификации факультет дополнительного образования сегодня продолжает решать актуальные и перспективные задачи, такие как:

    • разработка диагностического инструментария для изучения, выявления индивидуальных профессиональных затруднений слушателей (входная диагностика);
    • формирование системы индивидуальных учебно-профессиональных задач в рамках курсов повышения квалификации на основе технических заданий от ОО или выявленных дефицитов профессиональной компетентности слушателя, его собственных запросов;
    • выстраивание индивидуального образовательного маршрута слушателя в части определения, выбора содержательных модулей;
    • насыщение образовательной среды актуальными модульными программами (объем - кратный шести);
    • развитие зачетно-накопительной системы повышения квалификации;
    • поиск механизмов сопровождения слушателя по индивидуальной образовательной траектории, разработка маршрутных карт;
    • поиск механизмов финансирования персонифицированного повышения квалификации;
    • дифференциация содержания программ в зависимости от уровня подготовленности слушателей, в том числе внутри группы;
    • совершенствование системы оценки результатов, в том числе разработка системы мониторинга отсроченных результатов повышения квалификации;
    • оперативное организационное и техническое сопровождение программ повышения квалификации с учетом потребностей педагогов;
    • развитие профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава факультета дополнительного образования в использовании дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации программ повышения квалификации.

    Проблем - больших и малых - в проектировании и реализации модели персонифицированного повышения квалификации вполне достаточно. Но не вызывает сомнения то, что для формирования нового типа педагогических работников, готовых к работе в изменяющихся условиях, способных удерживать методологическую рамку Федеральных государственных образовательных стандартов и проектировать новые образовательные практики, необходимы новые технологии их профессионального развития в системе повышения квалификации. Значительный потенциал в решении этой задачи несут в себе модели персонифицированного повышения квалификации, проектируемые с учетом направленности на потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей конкретного педагога и учитывающие особенности тех проектов, в которые включен педагог как участник определенного педагогического коллектива, осуществляющего инновационную деятельность .

    1
    В. И. МАТИС
    ПРОФЕССОР, ДОКТОР
    ПЕД. НАУК,
    СНС АГИК

    06.10.2017

    План

    2
    1. Профессиональное развитие педагогов в
    процессе модернизации образования
    Персонифицированная модель
    повышения квалификации
    3. Модели повышения квалификации учителей
    2.
    в системе образования Алтайского края
    06.10.2017

    3
    Программные документы, раскрывающие
    содержание образовательной политики
    Правительства РФ, определяют в качестве
    центральной задачи современного этапа
    модернизации школы – обеспечение
    непрерывности процессов обновления. По
    сути, стержнем модернизации образования прямо
    объявляются инновационные
    преобразования практически всех его
    составляющих.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    4
    В настоящее время разработаны модельные
    представления о двух наиболее значимых
    изменениях в современном российском образовании:
    первое – модернизация структуры и
    содержания общего образования
    и
    второе – развитие новых педагогических
    компетенций.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    5
    И именно в контексте этих двух изменений
    традиционные темы, связанные с «повышением
    квалификации работников образования», с
    совершенствованием некоторых средств уже
    сложившейся педагогической работы, должны быть
    кардинально переосмыслены в рамках новой
    проблемной области: условия и механизмы
    профессионального развития педагогов в
    процессе модернизации образования.
    Несомненно, что это стратегический ход в
    реформировании процессов профессионализации
    учителей, педагогов, методистов, управленцев.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    6
    Современная средняя школа России и ее регионов
    перестает определяться только однотипными,
    одинаковыми по всей территории нормативноорганизационными предписаниями (хотя по сути,
    мы до сих пор повсюду имеем классическую
    советскую общеобразовательную школу с
    зачаточными формами профилирования,
    нормативно и профессионально, кстати, слабо
    обеспеченными).
    Такая задача поставлена, но серьезных
    проработок проблемы профилирования
    старшей школы пока чрезвычайно мало.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    7
    Подлинный профессионализм учителя для
    «нашей новой школы» перестает определяться
    только совокупностью планов и
    методик учебно-воспитательной работы,
    которыми он владеет в пределах своей
    узкоспециальной компетенции.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    8
    Главная цель профессионального развития
    педагога и его деятельности связана с
    кардинальным переосмыслением самого
    содержания образования, его структуры и
    формы организации.
    Достижению поставленной цели и может, на наш
    взгляд, способствовать персонифицированная
    модель повышения квалификации.
    06.10.2017

    9
    В Алтайском крае реализуется
    персонифицированная модель повышения
    квалификации учителей, в основе которой лежит:
    - выявление индивидуальных профессиональных
    затруднений,
    - формирование системы учебно-профессиональных
    задач в рамках курсов повышения квалификации,
    - выстраивание индивидуального образовательного
    маршрута, завершающегося
    - подготовкой итогового проекта, имеющего
    практическую значимость для повышения качества
    образования.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    10
    Предлагаемая программа включает стажёрскую
    практику по освоению инновационного опыта
    апробации и введения федерального
    государственного образовательного стандарта
    общего образования в пилотных школах региона.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    11
    Персонифицированный процесс повышения
    квалификации создает условия для проявления
    субъектной позиции обучающегося педагога в
    соответствии со своими
    собственными потребностями,
    целями,
    интересами,
    возможностями
    посредством выбора модулей (из публикуемого на
    сайте АКИПКРО аннотированного перечня учебных
    модулей),
    способов самостоятельного решения учебных задач.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    12
    Успешная организация деятельности по
    проектированию комплекса таких индивидуальных
    траекторий связана с последовательным
    прохождением каждым педагогом всей
    совокупности особых профессиональных позиций:
    теоретико-методологической,
    проектной,
    конструкторско-методической,
    профессионально-деятельностной,
    диагностической.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    13
    Ответственное принятие данных позиций в режиме
    специального обучения, конкретных разработок и
    их реализации в образовательном процессе как раз
    и призвано обеспечить становление новых
    педагогических компетенций, что на языке
    профессионального образования можно
    обозначить как
    освоение каждым педагогом культуры
    исследовательской, конструкторской,
    проектной и управленческой деятельности.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    14
    Следует заметить, что осознанное и практическое
    принятие обозначенных позиций находится в
    соответствии со следующими этапами
    проектирования в образовании:
    мотивационным,
    концептуальным,
    модельным,
    реализационным,
    рефлексивно-экспертным.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    15
    1. Мотивационный этап связан с совместным
    обсуждением условий и предполагаемых результатов
    сотрудничества субъектов образования, с
    соотнесением их с собственным жизненным опытом,
    своими ценностями и личностными смыслами в
    профессиональной деятельности каждого.
    2. Концептуальный этап – это раскрытие смысла и
    содержания предстоящей работы; коллективный
    субъект должен освоить позиции теоретика,
    методолога, философа образования, задающих
    основания проектирования образовательной
    программы или индивидуального проекта.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    16
    3. На этапе моделирования осуществляется
    разработка комплекса нормативных подпрограмм –
    управленческих, педагогических, сервисных и других
    как соорганизованных деятельностей разных
    субъектов образования.
    4.-5. Этап реализации индивидуального проекта
    тесно связан с рефлексивно-экспертным этапом,
    который в качестве самостоятельного можно
    выделить лишь логически, так как конкретные шаги
    по его осуществлению сопровождаются текущей
    рефлексивной диагностикой и экспертизой
    результатов и последствий, позволяющих
    вносить необходимые коррективы в индивидуальный
    проект в целом, и в его отдельные разделы.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    17
    Следующая – вторая, концептуальная
    позиция, связанная с первой, – это условия,
    при которых возможно подобное
    переосмысление. Главное, но не единственное из
    этих условий – новые, ожидаемые
    профессиональные компетенции
    современного педагога; их состав и
    средства культивирования.
    Но это уже другая проблема и другая тема, которая
    также требует специального рассмотрения…
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    18
    Третья – и в этом смысле завершающая
    концептуальная позиция – это сама структура
    и технология реализации образовательной
    программы профессионального развития
    педагога – его сознания, деятельности и
    профессионального сообщества.
    Очевидно, что ее построение во многом определяется
    теми требуемыми компетенциями, которые
    необходимы для проектирования образовательной
    программы (или отдельной подпрограммы) в
    собственном образовательном институте.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    19
    Описание вариативных моделей повышения
    квалификации учителей в системе образования
    Алтайского края:
    06.10.2017

    20
    1. Заочно-очная модель
    персонифицированного

    выравнивание стартовых возможностей обучающихся
    на первом – заочном – этапе обучения за счёт
    выполнения пакета дифференцированных заданий в
    зависимости от выявленных в ходе самодиагностики

    информационной основе деятельности педагога.
    Содержание и формы прохождения заочного этапа
    обучающийся выбирает самостоятельно.
    В ходе заочного этапа обучающийся получает сетевую
    консультативную поддержку.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    21
    На втором – очном этапе обучение
    организуется в групповой форме, которая
    обеспечивает возможности
    совместного педагогического проектирования новых
    способов и средств профессиональной деятельности
    и завершается
    защитой индивидуального итогового проекта.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    22
    2. Очно-заочная модель персонифицированного
    повышения квалификации предполагает
    на первом – очном этапе обучения выявление
    профессиональных затруднений и дефицитов в
    информационной основе деятельности педагога в
    ходе диагностики,
    совместное педагогическое проектирование новых
    способов и средств профессиональной деятельности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    23
    Второй – заочный этап обучения ориентирован
    на
    самостоятельную подготовку индивидуального
    итогового проекта и внедрение освоенных способов
    педагогической деятельности в практику работы
    учителя.
    Завершается заочный этап самоанализом
    результатов повышения квалификации и
    изменений в профессиональной деятельности.
    В ходе заочного этапа обучающийся получает
    сетевую консультативную поддержку.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    24
    3. Сетевая модель персонифицированного
    повышения квалификации основана на
    организации регулярного взаимодействия
    преподавателей и обучающихся в режиме удалённого
    доступа на основе использования информационнокоммуникационных технологий и средств ИКТ для
    освоения программы.
    Особенностью обучения в формате сетевой модели
    является его одновременная направленность на
    достижение целей развития профессиональнопедагогической компетентности учителя начальных
    классов и развития его ИКТ-компетентности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    25
    Темп, сроки, содержание и формы повышения
    квалификации обучающийся согласовывает с
    преподавателями.
    Преподаватель осуществляет текущий контроль
    выполнения заданий и оценку итогового проекта в
    установленные сроки.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    26
    4. Дистанционная модель
    персонифицированного повышения квалификации
    обеспечивает максимальную степень
    самостоятельности обучающегося на основе
    предоставления возможности
    - выбора содержания,
    - сроков и
    - темпов повышения квалификации из публикуемого
    на сайте АКИПКРО аннотированного перечня
    учебных модулей.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    27
    Дистанционная модель обеспечена
    информационно-методическими материалами
    АКИПКРО и сети его ресурсных центров.
    Обучение строится как на основе использования
    информационно-коммуникационных технологий
    и средств ИКТ, так и с помощью учебных кейсов.
    Преподаватель осуществляет оценку итогового
    проекта (по мере предъявления обучающимся).
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    28
    5. Каскадная модель персонифицированного
    повышения квалификации предполагает
    обучение в непосредственной близости от места
    работы обучающихся (на базе муниципального
    образования или образовательного округа) в составе
    школьных команд (педагогического коллектива) с
    максимальным учётом особенностей условий
    осуществления их профессиональной деятельности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    29
    Модель эффективна в случаях подготовки к
    реализации масштабных проектов, требующих
    коллективного участия (уровень образовательного
    учреждения, муниципальный, межмуниципальный,
    окружной и др.).
    В организации обучения принимают участие
    педагоги-тьюторы, сертифицированные в АКИПКРО,
    а в процессе обучения реализуется принцип «все
    учатся у всех».
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    30
    Обязательным компонентом каскадной модели
    является освоение инновационного опыта
    учреждения и (или) педагогов-лидеров краевой
    системы образования.
    Тьюторы осуществляют текущий контроль
    выполнения заданий, преподаватели АКИПКРО –
    оценку итогового проекта.
    06.10.2017

    Выводы

    31
    Таковы в общих чертах концептуальные основы
    постановки и путей решения проблемы
    содержания и профессионального развития
    педагога в современном инновационном
    образовании в рамках модернизации на основе
    персонифицированной модели повышения
    квалификации.
    06.10.2017

    Выводы

    32
    Подводя предварительный итог, подчеркнем:
    именно профессиональное развитие и
    персонифицированная модель в системе
    развивающего образования способны сегодня стать
    подлинной альтернативой идеологии
    естественного созревания и социального
    формования отдельного педагога по лекалам и
    схемам современного, наличного и чрезвычайно
    спутанного общественного сознания.
    06.10.2017 1

    1 ФГБОУ ВПО Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Оренбургский государственный педагогический университет»

    В статье рассматривается актуальная проблема формирования эффективной команды для внедрения персонифицированной модели повышения квалификации в новых социально-экономических условиях. Механизмы ее создания строятся на инновационных идеях ученых России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Для обновления системы управления на основе создания эффективной команды профессорско-преподавательского состава института повышения квалификации в условиях внедрения персонифицированной модели за последние пять лет были апробированы в непосредственной образовательной практике следующие идеи: идея «коллективного гения»; управление парадоксами; гуманитарный подход к организации повышения квалификации (к проектированию содержания дополнительного профессионального образования, выбору технологий обучения, созданию системы оценивания в постдипломном образовании и т.д.); идея всеохватывающего образования; учет индивидуальных особенностей слушателей и муниципалитетов; идея о влиянии глобализации на формат повышения квалификации.

    персонификация

    персонифицированная модель повышения квалификации

    коллективный гений

    всеохватывающее образование

    эффективная команда.

    1. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 12-17.

    2. Джонсон С. «Да» или «нет». Система принятия верных решений. – СПб., 1997.– 340 с.

    3. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: учеб. пособие. – СПб.: Изд. дом “Сентябрь”, 2001. – 148 с.

    4. Каланова, Ш.М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования: автореферат дис… д-ра пед. наук: 13.00.08/Ш.М. Каланова. – Тараз, Казахстан, 1999. – С. 23.

    5. Менеджмент XXI века / под ред. С. Чаудхари: пер. с англ. – М.: Инфра - М, 2002. – 448 с.

    6. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее “Я” человека. URL: http://www.trialog.ru/library/scipubl/952005.htm (дата обращения 17.05.2014).

    7. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл. монография / под ред. Н.К. Зотовой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 342 с.

    8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.

    9. Табатадзе, И.А. Приоритетные направления российского образования / И.А. Табатадзе // Социология. – 2007. – № 2. – С. 122-137.

    10. Щукина, Н.В. Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Щукина. – Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2006. – 22 с.

    11. Management Challenges for the 21st Century. Русскоязычное издание: Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Вильямс, 2007. – С. 272.

    Человечество в конце ХХ - начале XXI века, по утверждению И.А. Табатадзе, переживает образовательную революцию , которая характеризуется:

    • новым пониманием функции образования, которая определяется учеными как «атрибут человеческого бытия, а не как функция общества» ;
    • усилением процессов экологизации, связанных с усилением ответственности человека за социокультурную гармонию;
    • созданием системы непрерывного образования, куда каждый человек инвестирует ресурсы, формирует индивидуальное и коллективное право на использование этих ресурсов.

    В этих условиях постдипломное образование приобретает новые смыслы, оно должно обеспечить;

    • «целостный, интегративный процесс развития личности и ее качеств»;
    • возможности, потребности, интересы человека, способствуя выявлению и актуализации внутренних ресурсов обучающихся;
    • управление индивидуальной познавательной деятельностью;
    • механизмы профессионально-личностного роста обучающихся, формирование «способности встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменений».

    Такие задачи позволит решить персонифицированная модель повышения квалификации, описанная группой ученых института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета .

    Для реализации стратегии развития института нужна системная работа по созданию команды, готовой к проведению необходимых изменений, верящей в избранную учреждением стратегию, участвующей в создании «культуры, помогающей внедрению изменений».

    Философия проектирования такой команды ИПК для реализации персонифицированной модели повышения квалификации включила в себя идеи, которые предложены ведущими теоретиками в области менеджмента, рождены и прошли апробацию в Институте повышения квалификации за последние 20 лет. Сабир Чоудхари, всемирно известный гуру в области качества, автор работ по управлению качеством, в книге «Менеджмент ХХI века» сформулировал близкие нам идеи о Стратегии Победы, ядром которой является философия «мы, а не я». Эта мысль очень близка нам, жившим при социализме, но ее внутреннее звучание побуждало нас осваивать новые грани ее реализации при создании команды, которой важно «действовать, ощущая экстренность ситуации» , уметь разрабатывать эффективные модели обучения педагогических и руководящих кадров региона на основе конкурентных преимуществ организации, выражающихся в различных выборах, предоставляемых нами нашим потребителям: выборе содержания обучения на основе учета индивидуальных потребностей педагогических работников, итогов диагностических процедур измерения уровня базовых компетентностей педагогов, ведущих модернизационных идей российской системы образования; выборе времени и места обучения, форм и технологий обучения.

    Чтобы команда добилась нужных результатов, мы сосредоточились «на четырех жизненно важных областях создания организации XXI века: "всеохватывающем образовании членов команды (grass-root education)"; "предотвращении пожара" в системе дополнительного профессионального образования, выполняющего важнейшую роль в жизни профессионалов - поддержании, как утверждает С.Г. Вершловский, социально-профессиональной мобильности; "прямом влиянии" на регионального потребителя дополнительных образовательных услуг в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования; "эффективной глобализации", влияющей на все аспекты персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников» .

    «Всеохватывающее образование» сотрудников ИПК на данном этапе включает обязательное для всех членов команды внутрифирменное обучение по проблеме проектирования и апробации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях (срок учебы - 2 недели).

    Какова цель этого этапа внутрифирменной учебы в ИПК и ППРО ОГПУ? Большая часть команды участвовала в создании коллективной монографии «Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях», но, во-первых, это были не все члены команды, которые будут апробировать эту модель в реальной образовательной практике, а, во-вторых, нужна работа по осмыслению всеми идей персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в целом, пониманию, что необходимо сделать в будущем организации для реализации этой модели, какова логика стратегического плана внедрения этой модели, поэтому внутрифирменная учеба команды состоит из нескольких этапов.

    Первый этап - деловая игра «Почему нам нужна персонифицированная модель повышения квалификации работников образования?», целью которой является достижение договоренностей всех членов команды о необходимости и выгодности использования этой модели в условиях жесткой конкуренции на рынке дополнительных образовательных услуг по повышению квалификации педагогических работников; овладение каждым членом команды научным аппаратом данной проблемы для грамотного проектирования содержания послевузовского образования на основе социального заказа потребителей, итогов системного оценивания результатов реализации дополнительных образовательных программ. И самое главное, на этом этапе учебы «не навязывать персоналу изменения,... а создать культуру, помогающую их внедрению» .

    Формы работы на этом этапе внутрифирменного обучения различны: самостоятельная работа с источниками, монологи ведущих менеджеров ИПК о необходимости внедрения персонифицированной модели повышения квалификации работников образования, отбор «сообщников, готовых окунуться в омут перемен» вместе с менеджерами , обсуждение в группах ведущих идей персонифицированной модели повышения квалификации работников образования, формирование позитивного отношения к этим идеям и путям их реализации каждого члена команды, создание мини-проектов по внедрению этих идей в образовательную практику института. И чтобы обучение позволило реализовать намеченные цели, менеджеры по итогам этого этапа проведут несколько контрольных процедур по выяснению главного вопроса: видят ли члены команды где, в чем они должны приложить свои усилия, чтобы актуальная модель обрела реальную жизнь.

    Второй этап внутрифирменной учебы - проектирование стратегических планов деятельности каждого сотрудника по апробации и внедрению персонифицированной модели повышения квалификации работников образования и их защита. Именно на этом этапе решается проблема «предупреждения пожара», так как менеджеры, прилагая достаточные усилия, убеждают членов команды осмыслить идею, оценить ее эффективность, задать векторы ее реализации, настроиться на потенциально возможный качественный результат в обозначенной сфере.

    Внутрифирменное обучение сегодня называют «теневой системой образования», призванной компенсировать недостатки имеющегося образования и обеспечить достаточную квалификацию кадров в соответствии с социально-экономическими требованиями времени.

    Жизненно важной областью деятельностью ИПК в современных условиях является «взаимодействие напрямую» с покупателем образовательных услуг по повышению квалификации. Работая в условиях стопроцентного внебюджетного финансирования, институт должен не только «найти своего покупателя, но и удержать его». Современный руководитель и учитель хочет, чтобы эта образовательная услуга была доступной, качественной, достаточно комфортной, подходящей по цене и результативной. В области за последние 20 лет сложился социальный диалог как способ согласования социального заказа с национальной стратегией развития образования, как метод прогнозирования потребностей в профессиональных навыках. Институт осуществляет свою деятельность в рамках социального заказа, который представляет собой механизм удовлетворения личных потребностей граждан. В создании пакета предложений на дополнительные образовательные услуги по повышению квалификации педагогических работников участвуют органы управления регионального и муниципального уровней, образовательные учреждения, индивидуальные потребители. Социальный заказ поступает в институт на каждое полугодие учебного года, формируется график курсов и индивидуального обучения, уточняется формат дополнительных образовательных программ, запрашиваемых потребителем. Эта работа формирует региональную политику в области повышения квалификации, которая включает в себя различные формы реагирования на запросы потребителей: смягчающую потрясения, быстро реагирующую на обновления в системе образования, перспективную, уделяющую внимание различным профессиональным группам и так далее, так как мы понимаем «образование как индивидуальную инвестицию граждан различных профессиональных и социальных групп общества».

    Четвертым условием, которое требует системной работы организации, является учет глобализации. Чтобы выжить в мире без расстояний, необходимо при разработке персонифицированной модели повышения квалификации работников образования учесть следующее:

    • изучить особенности каждого муниципалитета, его образовательный рынок, местные условия конкуренции, особенности образовательных учреждений (место расположения, социальные группы населения, особенности профессионального сообщества, приемлемые формы обучения и так далее);
    • подготовить модели осуществления социального заказа, поступившего от педагогических работников данного муниципалитета (место проведения, срок, доля дистанционного обучения, сочетание инвариантного и вариативного содержания, опыт для диссеминации перспективных идей, использование удаленных и местных стажерских площадок и так далее);
    • выбрать грамотно партнеров для реализации модели повышения квалификации;
    • разработать мотивационные ресурсы для поощрения сотрудников ИПК;
    • спроектировать инновационные, практикоориентированные продукты с местным звучанием для использования в реальной образовательной практике.

    Как мы видим, области, на которые следует обратить внимание при проектировании и реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников, достаточно серьезные и стратегичные. Одному человеку, даже очень талантливому, не удастся выполнить в полном объеме эту работу. Нужна команда «страстных, талантливых и многосторонних личностей», поверивших в стратегию организации и готовых к воплощению идей. Теоретическим основанием создания команды мы взяли идею «коллективного гения», разработанную Линдой А. Хилл, которая воспринимает«коллектив как единство, когда его считают единым целом, или как множество, когда предполагают, что отдельные его члены действуют независимо». На практике воплотить эту идею очень непросто. Реализуя проект по апробации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников, мы понимали, что административная группа института должна взять на себя роль «архитектора» по созданию коллективного гения: быть самим в центре этой инновационной работы, выделить «индивидуальных творцов», способных разработать обновленное содержание дополнительных профессиональных программ, востребованных потребителем, транслировать его заказчикам для создания необходимых инновационных продуктов, создать «социальные и эмоциональные силы, окружающие творческие порывы индивидуальных гениев», так как гениями, как утверждает Линда А. Хилл, «становятся только в результате социального взаимодействия»; «гении нуждаются как в независимости, так и в участии» ; сформировать эффективные проектные группы, способные принять коллективные решения, которые принесут организации победу.

    При формировании команды мы учли три основных средства: «сформировали причины существования коллектива, определили, кто должен быть частью коллектива, раскрыли и использовали коллективный гений» . Коллектив института - живой, постоянно изменяющийся организм, деятельность которого определяется стратегическими идеями, изложенными в программе развития института . Наша задача на данном этапе - вырастить в коллективе такой тип партнерства, когда основные идеи будут приняты не только лидерами, но и новыми членами коллектива, не только теми, кто работает традиционно, но и теми, кто не похож на основную массу работников (а такие есть в коллективе института). Главное - научиться использовать все лучшее, что есть у сотрудников института для реализации Стратегии победы. Поэтому формирование такого коллектива предполагает учет четырех конфликтующих намерений: учет индивидуальных различий, единство и цели коллектива, поощрение поддержки и конфронтации между членами коллектива, сосредоточение на деятельности и самообучении и развитии, баланс власти лидера и свободы действий и автономии членов коллектива .

    Коллектив ИПК и ППРО ОГПУ в целом представляет собой сложный организм. В нем есть опытные работники, истово служащие в системе повышения квалификации; ежегодно приходят молодые сотрудники, которые еще должны пройти период адаптации, изучить идеи, заложенные в миссии учреждения, определить свое отношение к ним и занять достойное место в ходе реализации персонифицированной модели повышения квалификации; среди команды есть те, кто несет «замечательные идеи», воплощает их в жизнь, делая работу организации успешной, и есть те, кто поощряет контроль за своим собственным развитием и становятся «прекрасными протеже», которых другие захотят наставлять .

    Создавая различные проектные коллективы в рамках апробации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников, руководители института сосредоточились на «интеграции индивидуальных различий» работников и их «мобилизации в рамках общего видения» . Работать в таком коллективе, где каждый должен быть «солистом», с одной стороны, и членом оркестра, с другой стороны, очень сложно, а еще сложнее управлять таким коллективом.

    В работах теоретиков менеджмента (Линды А. Хилл, С. Плауса, О.А. Кулагина) описываются не только механизмы создания коллективного гения, но и анализируются риски группового мышления. Коллективные решения характеризуются феноменом "group-think". Ученые отмечают восемь основных симптомов, характеризующих этот феномен: «иллюзию неуязвимости и защищенности от неверных решений, приводящую к чрезмерному оптимизму; презрение группы к рациональным или недоверчивым суждениям; безусловную веру в коллективную мораль...»; стереотипное отторжение других мнений; «открытое давление на членов группы, не согласных с большинством; устойчивую иллюзию единодушия и согласия относительно решений, принятых большинством группы; опасение показаться белой вороной на фоне общего единодушия; предвзятое отношение к новой информации, способной нарушить общую удовлетворенность» . Чтобы избежать серединного подхода в принятии решений, важно «поощрять поддержку и конфронтацию между членами коллектива» , которая возможна только при хорошо организованной коммуникации, когда каждый член коллектива вносит свой вклад в результат, поддерживает друг друга или, как говорит Питер Друкер, работают, как «импровизирующий джазовый ансамбль».

    Рецензенты:

    Рындак В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.
    Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

    Библиографическая ссылка

    Зотова Н.К. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13719 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Выходные данные сборника:

    АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

    Масловская Светлана Викторовна

    Цыганкова Лидия Михайловна

    канд. пед. наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета, РФ, г. Оренбург

    E-mail:

    ANALYSIS OF OPPORTUNITIES OF PERSONIFIED MODEL TRAINING TEACHING AND SENIOR OFFICIALS OF EDUCATION IN THE MODERNIZATION

    Svetlana Maslovskaya

    candidate of Science, assistant professor of , Russia, Orenburg

    Lydia Cygankova

    candidate of Science, assistant professor of Orenburg State Pedagogical University , Russia, Orenburg

    АННОТАЦИЯ

    В статье раскрыты возможности персонифицированной модели повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на основе системных обновлений современного образования: содержания образования; технологического комплекса; гуманитарной информационно-образовательной среды; системы оценивания результатов образования. Результатом стала разработка требований к реализации персонифицированной модели дополнительного профессионального образования педагогических работников, которые обеспечат ее стабильность, результативность и актуальность.

    ABSTRACT

    The article deals with the possibility of personalized models of professional development of teachers and managerial personnel on the basis of modern education system updates: the content of education; technological complex; humanitarian educational environment; assessment system of education outcomes. The result was the development of requirements for the implementation of a personalized model of additional professional education of teachers that will ensure its stability, effectiveness and relevance.

    Ключевые слова: персонифицированная модель повышения квалификации; модернизация; анализ возможностей; системные обновления; гуманитарная экспертиза.

    Keywords: personalized model of excellence; modernization; analysis capabilities; system updates; human expertise.

    Реализация модернизационных идей в практику современной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников требует глубинное понимание специфики функционирования системы непрерывного образования, его социокультурной, исторической и гуманитарной составляющих в контексте сущностных изменений, которые происходят в современной России. Глобальные задачи, стоящие перед российским образованием определяют цели современной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров - формирование жизнеспособной личности современного учителя, готового воспринимать и реализовывать модернизационные идеи, способного определять не только смыслы, личностные цели своей деятельности, но и составлять свой портфель заказа на повышение квалификации, видеть себя в процессе профессионального развития как подлинного субъекта деятельности и позитивных изменений.

    Однако, как показывает действительность, деятельность современного учителя подвержена разного рода рискам , связанными с вызовами и парадоксами существующей образовательной практики, основными чертами которой становятся:

    · изменение субъекта образовательного процесса;

    · изменение характера целей;

    · изменение контекста обучения;

    · изменение предметности.

    Состояние современной практики школьного образования свидетельствует о тех трудностях, которые приходится преодолевать современному учителю, где главным парадоксом, по словам В.В. Серикова, становится то, что учителю, выросшему и сформировавшемуся в «старом мире», сегодня необходимо готовить детей для «нового мира» . Ситуация осложняется тем, что каждые пять-шесть лет, как утверждает Д.И. Фельдштейн, в школу приходят «совсем другие дети». В связи с чем, необходимы механизмы постоянного обновления как процессов саморазвития самого педагога, так и системы дополнительного профессионального образования.

    Реализацию цели Оренбургского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования методический и профессорско-преподавательский составы осуществляют в рамках научной школы доктора педагогических наук, профессора Н.К. Зотовой «Гуманитарное проектирование непрерывной системы образования взрослых в современных социально-экономических условиях».

    Данный этап связан со становлением и апробацией персонифицированной модели повышения квалификации педагогических и руководящих кадров региона. Коллективом института создана коллективная монография в которой обозначены теоретико-методологические детерминанты проектирования деятельности института в условиях персонифицированной модели.

    Основу персонифицированной модели повышения квалификации в условиях модернизации составляет идея системных обновлений, которая обеспечивает преобразование новых ценностей и смыслов современного образования в личностные детерминанты педагогических и управленческих кадров, создает готовность к постоянному поиску новых идей и возможностей без «потери себя». К основным системным обновлениям дополнительного профессионального образования мы относим обновление

    · содержания дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров в условиях перехода на требования профессионального стандарта педагога на основе внедрения персонифицированной модели повышения квалификации, где методологическим ядром проектирования содержания образования становятся принципы многообразия, универсализма, субстанциональности, свободы, и целостности, которые реализуются за счет:

    o создания актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ на основе отклика на обновление нормативно-правовой базы ;

    o расширения вариативности дополнительных профессиональных образовательных программ на основе модулей по выбору;

    o оказания эффективных консалтинговых услуг (групповых и индивидуальных), которые дадут возможность блокировать профессиональные затруднения, проблемы и риски педагогов и руководящих работников образования;

    o усиления практико-ориентированной направленности выпускных квалификационных работ слушателей системы повышения квалификации;

    o расширения самостоятельной деятельности педагогов в системе дополнительного профессионального образования;

    o диссеминации опыта педагогов на основе обобщения лучшего педагогического опыта, проведения мастер-классов по актуальным вопросам организации современного образовательного процесса, стендовых докладов, проведения конференций и вебинаров;

    o расширения и интенсификации деятельности стажерских площадок;

    o продолжения эффективной работы по проведению семинаров с авторами учебно-методических комплексов и ведущих издательств России по актуализации проблем, рисков обновления содержания учебных предметов, а также поиска путей решения проблем современного образования в условиях апробации современных учебно-методических комплексов.

    · обновление технологического инструментария системы повышения квалификации на основе интерактивных гуманитарных образовательных технологий, поддерживающих субъектную позицию педагогов и руководящих кадров в образовательном процессе, выявляя личностные, социальные и профессиональные особенности обучающихся;

    · обновление гуманитарной информационно-образовательной среды системы повышения квалификации на основе системной работы по организации совокупности учебно-методического, технического и информационного обеспечения для реализации субъектной позиции слушателя как субъекта собственного развития.

    · обновление системы оценки образовательных результатов слушателей на основе содержательных критериев и показателей профессиональной компетентности педагога, создания и корректировки диагностического инструментария для объективной оценки уровней профессиональной компетентности педагога в процессе входной, текущей и итоговой диагностик. В течение учебного года курсовая подготовка реализовывалась по 36 дополнительным профессиональным программам.

    В течение 2013-2014 учебного года в оренбургском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ОГПУ была проведена значительная работа по апробации персонифицированной модели повышения квалификации:

    Модернизация системы дополнительного профессионального образования, направленная на достижение обозначенного результата, должна отличаться следующими сущностными характеристиками: вариативность и гибкость (опережающие темпы разработки дополнительных профессиональных программ и услуг по различным направлениям развития системы образования на основе учета специфики контингента обучающихся и запросов работодателей); модульность (поэтапное овладение вариативными модулями профессионально-образовательных программ по формированию базовых компетентностей педагогов); доступность во времени и пространстве (развитие форм дистанционного обучения с применением инфотелекоммуникационных технологий).

    Данные характеристики обусловили особенности повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при построении персонифицированной модели, учитывающей стратегическое развитие российского и регионального образования, а также индивидуальные запросы потребителей образовательных услуг.

    Для обеспечения востребованности образовательных услуг, удовлетворяющих запросы педагогических и руководящих работников региона, совершенствуется механизм изучения спроса и предложений потребителей образовательных услуг.

    В институте эффективно разрабатывается предложенная С.В. Масловской идея проектирования культурно-антропологических практик педагога, которая дает возможность содержательного наполнения как самой модели проектирования дополнительного профессионального образования педагога, так и сосредотачивает в себе ключевые идеи жизнеобеспечения человека, а именно:

    · опора на правовой статус;

    · включение в процессы культурной идентификации;

    · обеспечение целостности телесно-душевно-духовной организации;

    · выдвижение свободы как главной характеристики человека;

    · обеспечение многообразия возможностей педагога, которые реализуют самостоятельность субъекта в выборе стратегий своего развития в культуре.

    Экспертиза качества дополнительного профессионального образования является в настоящее время одной из самых актуальных. Под качеством дополнительного профессионального образования мы понимаем интегральную характеристику, отражающую степень соответствия реальных образовательных результатов нормативным требованиям (объективное познание), социальным (межличностное познание) и личностным ожиданиям (субъективное познание).

    В качестве диагностического инструментария отслеживания результатов дополнительного профессионального образования нами используется мониторинг качества. Основной целью мониторинга являлась диагностика социально-педагогической и образовательной ситуации в пространстве дополнительного профессионального педагогического образования, включающая социальную рефлексивную оценку качества системы повышения квалификации специалистов общего образования; результатов курсового обучения; процесса курсового обучения.

    Основными носителями исследуемой проблемы стали слушатели курсов повышения квалификации, которые рассматривались в качестве объекта исследования. Предмет мониторингового исследования составили отношения и оценочные мнения субъектов дополнительного профессионального педагогического образования. В задачи мониторингового исследования входили: организация и проведение сбора первичной социологической информации; обработка и интерпретация статистической и социологической информации; обобщение результатов, разработка выводов и рекомендаций; подготовка и оформление аналитического отчета.

    Работа с аудиторией менеджеров в образовании, то есть людьми зрелыми , критичными, самостоятельными, со своими сложившимися взглядами, ценностями, со своей индивидуальностью, имеющими богатый жизненный, профессиональный, учебный и управленческий опыт, требует особой стратегии. Субъективное познание в условиях гуманитарной экспертизы персонифицированной модели повышения квалификации , на наш взгляд, должно быть связано, прежде всего, с постановкой вопросов:

    · достаточно ли ясно система повышения квалификации умеет понять реальные потребности и интересы потребителей образовательных услуг, их мотивы и запросы?

    · готова ли система повышения квалификации спроектировать дополнительное профессиональное образование таким образом, чтобы каждый заказчик образовательных услуг мог найти для себя полезное и применимое при решении профессиональных и/или жизненных проблем?

    · что может система повышения квалификации дать взрослым людям - кроме того, что они и сами могут узнать из книг или других источников?

    · в чем именно конкретный педагог, работающий в системе повышения квалификации может быть интересным для данной конкретной аудитории, в чем его ресурс , сильные стороны и отличие от других преподавателей?

    · есть ли у педагога, работающего в системе повышения квалификации руководящих кадров, собственная позиция по рассматриваемым вопросам, в чем она состоит и достаточно ли обоснована? Какие ценности он актуализирует и отстаивает, в чем их смысл?

    · какими средствами активизации ресурса индивидуального опыта, знаний и способностей самих обучающихся владеет сегодня система повышения квалификации?

    · готова ли система повышения квалификации сегодня к многообразию индивидуальных мнений и оценок взрослых обучающихся?

    · может ли система повышения квалификации сегодня быть открытой и гибкой, но не утратить при этом собственной позиции?

    Работа такого рода дает возможности как диагностические, так и развивающие . Однако, объективный контекст возможен при получении сопоставительных данных между «самооценкой» и «оценкой», где в качестве «оценки» выступает мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

    Результатом нашего исследования стала разработка требований к реализации персонифицированной модели дополнительного профессионального образования педагогических работников, которые обеспечат ее стабильность, результативность и актуальность:

    · ориентация содержания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки на реальную модернизацию образовательную практику, для чего у образовательного учреждения или частного предпринимателя должны быть стажерские площадки, содержание которых прошло профессиональную экспертизу;

    · в дополнительных профессиональных программах должны быть спроектированы различные виды диагностик в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»: входная, текущая и аттестационная, обеспечивающих объективность процесса достижения качества дополнительного профессионального образования;

    · заказчик образовательной услуги должен получить различные виды педагогической поддержки, предусмотренной дополнительной профессиональной программой (дистанционные материалы, форумы, индивидуальные материалы);

    · результатом реализации дополнительной профессиональной программы должен стать достаточный уровень сформированности базовых компетентностей педагогических работников, в связи с чем, в ходе образовательной деятельности должно быть организовано измерение уровня базовых компетентностей, предоставлен анализ их состояния и определены пути улучшения данной работы.

    Список литературы:

    1. Ганаева Е.А. Образовательный маркетинг: учебное пособие/Е.А. Ганаева. М.: Изд-во СГУ, 2009. - 141 с.
    2. Кларин М.В. Концептуальные парадоксы и вызовы инновационной образовательной политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ismo.ioso.ru/news.htm
    3. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под редакцией Н.К. Зотовой. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 342 с.
    4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10. 2013 г.
    5. Сериков В.В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, - 2014 г. - № 6(91). - С. 8-13.
    6. Maslovskaya S.V., 2013. Theoretical background update problems cultural and anthropological design in the advanced training of the teacher in the context of modernization Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 3rd International Academic Conference. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd.. 2013, - pp. 270-274. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://conf-afs.com/download/2013/august/afs.pdf (дата обращения 20.11.2014 г.).
    7. Zotova N.K., Ganaeva E.K., Maslovskaya S.V. Humanitarian expertise of the personalized model of supplementary professional education of the educational establishment principals. - Life Science Journal 2014, 11(12). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112/073_26602life111214_386_389.pdf (дата обращения 20.11.2014 г.).


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх