Печорин в галерее лишних людей литературе. «Печорин лишний человек» сочинение

Коллекция сочинений: Печорин — тип «лишнего человека»

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — испо­веди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве «Максим Максимыч». По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин - загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «…зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные…» Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека. Любая эпоха, любое общество имеет такие неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдания для человека. Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуален, не бывает такого, чтобы под определенные правила подходили абсолютно все люди без каких-либо исключений. Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина.

Этот молодой человек вырос в хорошей семье и достаточно рано узнал, что такое высшее общество и какие правила в нем господствуют. Тем не менее, он почему-то не смог быстро стать таким, какими были члены этого общества, хотя все возможности для этого он имел. Стоит заметить, что такая невозможность стала причиной своеобразного отчуждения Печорина, он перестал считать себя полноценной частью того общества, в котором ему приходилось жить. Проблем у него было много, в основном это касалось отсутствия нормального взаимопонимания между ним и всеми теми, кто его окружает. Они думали о нем лишнее, он отвечал им взаимностью.

Сначала Печорин хотел, чтобы люди его любили, но он не получил этого. По этой причине он постепенно озлобился и стал ненавидеть практических всех окружающих его людей. Печорин почти не имел друзей, потому что он боялся потерять внутреннюю свободу и стать зависимым от кого-то. Понимая, что в тогдашнем обществе не могло быть никакого равноправия, он избегал любых коммуникаций и незаметно отдалялся от всего общества. Изоляция от окружающего мира сделала Печорина злым, поэтому он захотел подчинить себе все, что было вокруг него. Его вполне можно назвать человеком, сочетающей в своей душе тяжелые для объединения вещи — холодное равнодушие и пламенную страсть. Все это, безусловно, делало его лишним человеком.

С одной стороны, жаль, что существуют такие вот лишние люди. Им и самим плохо, и общество лишено столь полезного, благодаря своим талантам, человека. С другой стороны, быть лишним человеком — это быть не таким, как все. Это неизбежно, это характерно для любого времени со своими уникальными, но в то же время глупыми правилами, которые существуют для удобства людей, но некоторым из них наносит вред и неприятности. Печорин вполне заслуживает называться лишним человеком, но в этом статусе и названии есть что-то пикантное и интересное, что делает человека особенным.

На первых порах 19 столетия начинают проявляться работы, основной темой которых является конфликт человека и общества. Появляется современный образ - "лишнего человека", отвергнутый, и не только, людьми.

В произведении "Герой нашего времени" как раз и появляется этот образ по имени Григорий Александрович Печорин. Он происходит из влиятельной семьи дворян, из-за чего с самого детства всегда был окружен богатыми людьми. Но вскоре ему надоело богатое общество с бессмысленными потехами за деньги, то есть различные баллы, обеды, маскарады и так далее. Григорий был заинтересован больше в науке.

Внутренний мир Печорина пустовал, причиной этому было его развитие. С рождения он был вынужден жить пустой жизнью и его будущее было тоже пустым. Он писал в своем дневнике, что если он был скромен - его обвиняли в лжи; он стал скрытным, так как никто не дарил ему ласки; он стал злым, так как его оскорбляли; он был готов полюбить всех, но никто его не понял и он стал ненавидеть всех.

В произведении Печорина показывают, как жертва дворян. В результате этого с ранних лет он становился бездушным, грубым и эгоистичным человеком, он каждый раз понемногу отодвигался от общества.

В течении всего произведения Печорин старается бороться с пустотой внутри. Однако его попытки оказываются неудачными. Все что он затевал было провальным. Печорин это знает и мучается из-за этого. Его муки показываются в нескончаемом противостоянии между гуманизмом и цинизмом. Все эти страдания он написал в дневнике, в своей внутренней борьбе он лишал себя всем нужным для существования. Вот эти все страдания сделали его "лишним человеком" среди людей.

Еще Печорин измучен в моральном аспекте. Он не хочет знакомиться с людьми, беседовать с интересными собеседниками. У Печорина нет близких друзей, также ему никто не нравится. Печорин оправдывается тем, что дружба не опирается на равноправности, а на страхе лишиться свободы. В результате этого можно умозаключить, что Печорин придает внимание только своей свободе. Он так любит свободу, что грезит властью и хочет подчинить себе все и всех.

Доктор Вернер и Вера являются ближайшими людьми Печорина. С доктором они похожи своим одиночеством, душевной неустроенностью и складом ума. Вера - это первая девушка в мире, которую он любит восхищенно и благородно, но вскоре у них возникают препятствия, которые он не в силах решить. В его сердце всегда борются огненная страсть и ледяное безразличие. Эгоизм Печорина проявляет его безрезультативность во всем, так как он не делает ни добра, ни зла, уделяя внимание своим стремлениям и проблемам. Это говорит о том, что он замкнулся в себе.

Вариант 2

Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным, и Григорию Печорину Лермонтов присваивает статус «лишнего» человека. Необходимо разобраться, почему именно так.

Печорин – представитель дворянской интеллигенции. По своей натуре он человек очень деятельный, обладающий огромной жизненной силой и энергией. Однако герой не может найти свое место в жизни. Любое дело, за которое бы не брался Печорин, вскоре бросается им. Несмотря на молодой возраст и душевные силы, Григорий перестает увлекаться тем, чем увлекается большинство молодых людей. Он бросил занятия литературой, ему наскучили развлечения и светское общество. От безысходности своего положения герой попросту пускается в странствие.

Как человек с деловой направленностью, Печорин мог бы вложить силы и время в важное дело. Но он не может найти свой жизненный путь. Растрачивая себя понапрасну, Печорин разочаровывается в самой жизни, а ведь для него она только начинается. Неудовлетворенный тем, как живет, герой причиняет боль и другим людям, окружающим его. По вине Печорина умирает Бэла и погибает Грушницкий. Всюду, где ступает нога Григория Печорина, происходит горе.

Однако нельзя сказать, что Печорин сам сделался таковым. Общество – вот причина его духовного опустошения. Ведь именно в обществе герой пытался сохранять честность и душевную доброту. Однако бездуховное и опустошенное общество не верила и доброту не понимало. Печорину пришлось стать тем, кем он стал.

Мечась от одного к другому, от эгоизма до безусловной любви к окружающим, Печорин противоречит сам себе. Жгучее желание действий и в то же время их ничтожность не дают покойной жизни герою. Он всякий раз анализирует собственные поступки, что, впрочем, не приносит никаких положительных результатов. Несмотря на активную деятельность, Печорин попросту становится неспособным положительно повлиять на ситуацию. Это делает его лишним и одиноким, где бы он ни находился. Не зря автор приводит Печорина к смерти. Ведь такому человеку нет места в жизни.

Не зря роман носит название «Герой нашего времени». В Печорине показан не один лишь человек, а вся молодежь девятнадцатого столетия. С богатым внутренним миром, но с опустошенностью души и безразличием к жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Наденька Любецкая в романе Обыкновенная история Гончарова

    Для истинных почитателей русской литературы не будет секретом, что Иван Александрович Гончаров, будучи большим мастером пера, как никто умел описывать своих персонажей. Запоминаются все – от главных героев до героев вторых планов

  • Капитан Тимохин в романе Война и мир Толстого образ, характеристика сочинение

    Полное имя героя Прохор Игнатьич Тимохин. Человек он уже пожилой. Но, несмотря на свой возраст, он постоянно куда-то бежал, торопился. На его лице всегда читалось, как пишет автор

  • Сочинение по произведению Три товарища Ремарка

    Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.

  • Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие

    А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

  • Башкортостан - это республика, лежащая на стыке Европы и Азии. Край, где сошлись горы, леса и степи.

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века,

В период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он

Получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — испо­веди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве «Максим Максимыч «. По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «… они не смеялись, когда он смеялся. Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный… «

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные… » Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев. Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века. Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой. Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни. В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя. Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления. Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени». Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г. Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип. Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова. В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени. На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх