Альбрехт Дюрер. Основоположник искусства немецкого Возрождения

Альбрехт Дюрер Автопортрет . 1498 Selbstbildnis mit Landschaft Дерево , масло . 52 × 41 см Музей Прадо , Мадрид (инв. P002179 ) Изображения на Викискладе

«Автопортрет» - картина Альбрехта Дюрера . Самый маленький из трех известных цветных автопортретов Дюрера.

История создания

На полотне стоит подпись художника: «Я написал это с себя / Мне было двадцать шесть лет / Альбрехт Дюрер (нем. Das malt ich nach meiner gestalt / Ich war sex und zwenzig Jor alt / Albrecht Dürer )». Поскольку художнику 21 мая исполнялось 27 лет, то можно с уверенностью сказать, что Дюрер закончил работу над своим портретом в начале 1498 года. Дюрер был сыном ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XV в. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии . 1498 был важным для него годом. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». В этом же году он вернулся из путешествия по Италии , в стиле его полотна заметно влияние венецианской и ломбардийской школы, в частности Джованни Беллини .

Художник и джентльмен

Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату, и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени. Одежда живописца очень изысканна. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка, которая удерживается шнуром обвитым вокруг его шеи. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки.

В комнате изображены арка , частично обрамляющая голову художника, а справа раскрытое окно с изысканным ландшафтом. Зелёные поля убегают вдаль к окружённому деревьями озеру, а позади видны покрытые снегами горы, вероятно напоминавшие Дюреру путешествие через Альпы тремя годами ранее. В Германии в это время художник всё ещё рассматривался как мастеровой , что было абсолютно неприемлемо для Дюрера. На автопортрете он изображен аристократом, высокомерным и щёгольским молодым человеком.

Его модный и дорогой костюм, как и горная цепь вдали за окном (уходящий вдаль горизонт), указывают на то, что он не считает себя больше ограниченным провинциалом.

Автопортреты Дюрера

Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Благодаря им можно проследить эволюцию живописца. Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484 г. в возрасте 13 лет, эта гравюра на серебре хранится в

        15 мая 2010 года

Кол-во 406 | Формат JPG | Разрешение ~800х1000 | Размер 82 Mб

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Durer , 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье росло 8 детей, из которых будущий великий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши он буквально перевёл на немецкий как Thurer, впоследствии она стала записываться как Durer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника.
В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием - за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.

Император Максимиллиан I, 1519 Музей истории искусства, Вена

В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.

Алтарь Паумгартнера. Левая часть, 1500-1504

Алтарь Паумгартнера. Правая часть, 1500-1504

В 1505 Дюрер снова едет в Италию. В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Магический квадрат Дюрера

Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре «Меланхолия». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырех четвертях, в центральном четырехугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия»(1514).

Меланхолия, 1514

Меланхолия. Магический квадрат (Фрагмент), 1514

Автопортреты Дюрера

В творчестве Дюрера создан величавый и мужественный, подлинно гуманистический образ человека сложной эпохи. «Автопортрет» (1500. Старая пинакотека. Мюнхен) занимает особое место не только в немецком, но и во всём европейском искусстве, отразив глубину и противоречивость творческого сознания, стоявшего на грани двух эпох.

Автопортрет Дюрера в зрелые годы, 1500

В этом автопортрете художник попытался связать старую систему пропорций с новым ренессансным учением о пропорциях человеческого тела. Стремясь к преодолению условности старого искусства, Дюрер первым из немецких художников овладел передовыми художественными достижениями ренессансной Италии. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника.

Автопортрет (рисунок серебряным карандашом, 1484), Альбертина, Вена

Автопортрет, 1493, Лувр, Париж

Автопортрет, 1498, Прадо, Мадрид

Гравюры

Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры - на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 90-х гг. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров - серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения.

серия "Апокалипсис", 1498

серия "Апокалипсис", 1498

В 1513-1514 гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504).

Автопортрет,

Год создания: 1500.

Дерево, масло.

Оригинальный размер: 67×49 см.

Старая Пинакотека, Мюнхен / Selbstbildnis im Pelzrock, 1500. Öl auf Holz. 67 × 49 cm. Alte Pinakothek, München.

Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет»

Эта чудесная картина очень долго хранилась вдали от чужих глаз. Семья не хотела показывать её широкой публике. Написана она была анфас, где-то в 1500г. Это было новаторство. Ранее, портреты изображались в полупрофиль, в профиль. В таком виде, как нарисовал Дюрера, могли изображать только образы, касающиеся религии. И в наше время этот автопортрет пользуется огромной популярностью и славой.

«Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. На ней изображен молодой человек. По возрасту не более 30 лет. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами. Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди. Губы у молодого человека красивые. Нижняя часть губы немного полноватая. Умный взгляд, красивые, но усталые глаза, белые нежные кисти рук свидетельствуют о лике, похожем на Иисуса Христа. Одна из рук лежит на воротнике халата. Это сам художник. Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом.

С двух сторон, на картине есть какие-то записи. Обычно, такие делали в то время на иконах. Схожесть художника с обликом спасителя очевидна. Классическое худое лицо, борода и усы напоминают Иисуса.

Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Сравнить его с богом. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. И у него это отлично получилась. Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. Провозгласил идеал человека.

Первая треть XVI столетия - период расцвета портретной живописи в Германии. Оновоположником ренессансного портрета в его «гуманистической» иконографии, несомненно, является Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Автопортрет 1500 года - одно из самых значительных произведений Альбрехта Дюрера, знаменующее его полную творческую зрелость. Из этого портрета исчезают все элементы наивной повествователъности; он не содержит никаких атрибутов, деталей обстановки, ничего побочного, отвлекающего внимание зрителя от образа человека. В основу изображения положено стремление к обобщенности образа, упорядоченности, внешней и внутренней уравновешенности.

Однако величайшая творческая честность Дюрера и никогда не изменяющая ему искренность заставляют его внести и в этот образ оттенок беспокойства и тревоги. Легкая складка между бровей, сосредоточенность и подчеркнутая серьезность выражения придают лицу налет едва уловимой грусти. Беспокойны полные динамики дробно вьющиеся пряди волос, обрамляющие лицо; тонкие выразительные пальцы рук как будто нервно движутся, перебирая мех воротника.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..." Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.

Посмотрите на этот портрет. Вы видите Христа? А вот и нет. Это автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера 1500 года. Казалось бы, что за неслыханная дерзость для начала 16 века, когда людей на портретах изображали в полупрофиль или в профиль. Что Дюрер хочет нам этим сказать?
Дюрер один из величайших художников эпохи Возрождения, немецкий Леонардо да Винчи. Он один из 18 (!) детей ювелира. Уже в 13 лет отец доверял ему рисовать эскизы для будущих украшений. Дюрер не только разноплановый живописец: он писал маслом, рисовал гравюры, изготавливал витражи. Он оставил множество работ по математике и астрологии. И вот, автопортрет в образе Христа.
Дюрер был ревностным христианином. Этот автопортрет - венец его философских размышлений о месте человека в этом мире. Он ставит себя наравне с Богом, ведь он, Дюрер, тоже творец. И это долг каждого христианина - уподобиться Иисусу Христу.
Увидеть этот автопортрет Вы можете в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Автопортрет в возрасте 13 лет

В правом верхнем углу сделана надпись: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году,когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр - автопортрет. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект - собственное лицо - и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

Альбрехт был тогда подмастерьем у ювелира – своего отца.

Автопортрет с повязкой, 1491 год


Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491-1493-м годах. Их автору чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер - больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник.

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год

Автопортрет, 1498 год


«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».

Между двумя автопортретами - этим и предыдущим - прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера. В эти пять лет Дюрер не только женился,но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником, универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо,в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год


«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа - так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын в богатую меховую шубу. Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо - лик святого. В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год



В правом углу алтарной картины«Праздник четок», написанной по заказу немецкой общины в Венеции, художник изображает себя в пышном одеянии. В руках он держит свиток, где написано, что Альбрехт Дюрер завершил картину в пять месяцев, хотя на самом деле работа над ней продлилась не меньше восьми: Дюреру было важно доказать сомневающимся итальянцам, что в живописи он так же хорош, как и в гравюре.

Алтарь Иова (Алтарь Ябаха). Реконструкция, 1504 год

Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно,был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.


Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне,но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское - присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Дюрер-барабанщик изображает себя в черной чалме и необычной по крою короткой оранжевой накидке.

Автопортрет в обнаженном виде. Альбрехт Дюрер, 1509 год

Немецкий филолог и историк XVI века Иоахим Камерарий Старший для издания книги Дюрера о пропорциях написал очерк жизни и творчества художника.

Внешность Дюрера в нём Камерарий описывал так: «Природа наделила его телом,выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот,мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна,что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание».

То, с какой откровенностью Дюрер изображает не чью-нибудь, а собственную наготу, вплоть до ХХ века оставалось чем-то беспрецедентным и настолько шокирующим, что во многих изданиях этот поколенный автопортрет Дюрера стыдливо обрезался на уровне пояса.

Муж скорбей (Автопортрет), 1522 год

Здесь Дюреру 51 год. Он ощущает себя глубоким стариком.

Автопортрет, 1521 год


А этот автопортерт - не картина и не гравюра, а визуализация диагноза из письма,написанного Дюрером доктору, у которого хотел получить консультацию. Вверху сделано пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

Более подробно об автопортретах Дюрера можно прочитать в лонгриде Артхива на эту тему.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений.

Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет», Дерево, масло, 67 × 49 см, 1500 г.

Этот автопортрет производил на видевших его незабываемое впечатление. Уже на первоначальной стадии работы над портретом Альбрехт совершил, с точки зрения средневековых канонов искусства, подлинное кощунство: начал писать себя анфас - в ракурсе, немыслимом для изображения простых смертных, пусть даже великого живописца. Так допускалось писать только Бога. Но Дюрер пошёл дальше: он придал своему облику черты Иисуса Христа. Случайность? Вряд ли, ибо известно, что и в последующих работах художник неоднократно использовал себя в качестве модели для изображения Христа.

Слух о новом создании художника, хотя оно никогда не выставлялось публично и всегда оставалось в собственности мастера, разнесся по городу и вскоре вышел за его пределы. Были все основания порицать Дюрера за непомерную гордыню, особенно в это страшное время (1500 год - ожидание конца света). Но ему простили даже гордыню. Картина открывала не только новый этап в немецкой портретной живописи. Она как бы говорила, что человек создал бога по своему подобию.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх