Современный состав группы пинк флойд. Pink Floyd: темная сторона музыки

Pink Floyd (Пинк Флойд)- английская прогрессив/психоделик рок группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериментами, инновациями в оформлении альбомов и грандиозными шоу. Является одной из наиболее успешных групп в рок музыке - около 70 млн проданных альбомов в США (седьмое место), в мире же было продано около 200 млн.

Группа была основана в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету лондонского политехнического института (Regent Str. Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал) и Ником Мэйсоном (ударные), и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара).

В 1968 году к четверке присоединился Дэвид Гилмор, который заменил Барретта после его "отставки". После ухода Барретта доминирующими фигурами в группе вначале стали бас-гитарист Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт, но со временем Райт уступил гитаристу Дэвиду Гилмору. Уотерс с каждым новым альбомом закреплял лидерство, постепенно придя к единоначалию. После ухода Барретта и вплоть до 1983 года Уотерс был автором подавляющего большинства лирики песен группы (например, уже с 1973 года тексты писал только он один) и главным автором рок-оперы "The Wall". Последний альбом группы ("The Division Bel"), последний тур и негласный распад состоялись в 1994 году. Каждый из участников группы сделал в той или иной степени успешную карьеру, в основном опираясь на опыт альма-матер. Последнее выступление классического состава произошло в июле 2005 года на концерте "Live 8".

Название

Название Pink Floyd возникло после ряда переименований групп Sigma 6, T-Set, Meggadeaths, The Screaming Abdabs, The Architectural Abdabs и The Abdabs. Вначале группа именовалась The Pink Floyd Sound, и только затем просто The Pink Floyd в честь двух блюзовых музыкантов из Джорджии - Пинка Андерсона (Pink Anderson) и Флойда Каунсила (Floyd Council). Определённый артикль"The" был отброшен из названия только после 1970 г. (см., напр., обложку пластинки с музыкой к «Забриски-пойнт»).

История

Формирование (1963-1964)

Ник Мэйсон и Роджер Уотерс познакомились в университете Вестминстера в Лондоне, где оба учились на факультете архитектуры. Они начали играть вместе в группе, сформированной Китом Ноблом и Кливом Меткалфом. Позже к ним присоединился Ричард Райт, и секстет был назван Sigma 6. Девушка Райта - Джульетта Гейл - была частой гостьей на репетициях группы. Роджер Уотерс, прежде чем перейти на бас-гитару, играл на ритм-гитаре. Sigma 6 играла песни группы The Searchers и материал, написанный студентом Кеном Чэпменом, который стал менеджером группы и автором песен. В сентябре 1963 года Мэйсон и Уотерс переехали на более дешевую квартиру на Стэнхоп Гарденс, владельцем которой был преподаватель университета - Майк Леонард. Леонард помогал молодой группе в репетициях. Sigma 6 использовала эту квартиру для своих репетиций. Позже Мэйсон выехал из квартиры, а его комнату занял новый гитарист Боб Клоуз. На протяжении выступлений название группы неоднократно менялось. Вскоре Меткалф и Нобэл покинули состав группы. Осенью 1963 года семнадцатилетний Сид Барретт прибыл в Лондон для учебы. Уотерс и Барретт были детскими приятелями (Уотерс часто навещал Барретта в доме его матери). Барретт присоединился к составу Tea Set в 1964-м году и поселился у Уотерса и Клоуза.

Период с Сидом Барреттом (1964-1968)

Как The Pink Floyd Sound

После ухода Ноубела и Меткалфа Tea Set лишился вокалистов. Испытывая сильный недостаток в вокале, Клоуз познакомил группу с Крисом Деннисом. Под предводительством Денниса Tea Set сменило название на The Pink Floyd Sound, в честь двух блюзовых музыкантов, записи которых Барретт держал в собственной коллекции - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Баррет переименовал группу, поскольку на одном из выступлений он выяснил, что на нем присутствовала группа, которая тоже носила название Tea Set. Сам Деннис позже уехал в Бахрейн, назначив Сида Барретта фронтменом группы.

Первый визит на студию звукозаписи произошел в декабре 1964 года. Члены группы попали в студию благодаря связям Райта. Его друг работал в студии на Вэст Нампстиде и использовал перерыв для записи нескольких сетов The Pink Floyd Sound. Во время их сессий были записаны четыре песни, которые стали первыми демозаписями группы, и включали в себя кавер на классическую ритм-н-блюзовую композицию "I’m A King Bee" и три песни сочиненных, Сидом Барреттом: "Butterfly", "Lucy Leave" и "Double O Bo".

Далее The Pink Floyd Sound стали постоянными гостями в лондонском Каунтдаун Клаб, где отыгрывали по 90 минут с позднего вечера до раннего утра. Также группа была приглашена на телепередачу Ready Steady Go!, которая искала молодые таланты. Боб Клоуз покинул группу в 1965-м году, а лидер-гитаристом и вокалистом группы стал Сид Барретт.

The Pink Floyd Sound продолжали играть в клубах преимущественно ритм-н-блюзовые композиции. На одном из таких выступлений в марте 1966 года их заметил Питер Дженнер. Дженнер, лектор в лондонской школе экономики и политических наук, был восхищен акустическими эффектами, которые были воссозданы Барреттом и Райтом, во время их выступления, и он, совместно со своим другом Эндрю Кингом, стали менеджерами группы. Именно в это время группа стала экспериментировать в музыке и со своими выступлениями. Под предводительством Дженнера группа стала выступать на лондонских подпольных концертах (Лондонский андерграунд), а продюсеры группы организовали менеджерскую компанию для рок групп, под названием Blackhill Enterprises. Отношения The Pink Floyd Sound с Blackhill Enterprises укрепилось превратившись в шестигранное предприятие. К октябрю 1966 года записи группы пополнились еще несколькими сетами собственных песен.

The Piper at the Gates of Dawn

Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn (распространён некорректный перевод названия альбома - «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги Сида "Ветер в ивах" Кеннета Грэма, где "The Piper" - это, конечно, никакой не "волынщик", а бог Пан, играющий на свирели, в переводе Ирины Токмаковой - «Свирель у порога зари») считается лучшим примером английской психоделической музыки. Треки с этой пластинки демонстрируют музыкальную смесь, от авангардной "Interstellar Overdrive" ("Космическая перегрузка") до причудливой "Scarecrow" ("Пугало"), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах.

Однако не все участники группы выдержали бремя свалившегося на них успеха. Употребление наркотиков и постоянные выступления сломали лидера группы Сида Барретта. Его поведение становилось всё более невыносимым, нервные срывы и психозы повторялись всё чаще, выводя из себя остальных членов группы (особенно Роджера). Неоднократно бывало, что Сид просто «выключался», «уходил в себя» прямо на концерте. В январе 1968 года к группе присоединился давний знакомый Роджера и Сида гитарист Дэвид Гилмор, чтобы заменить Барретта. Тем не менее планировалось, что Сид, хотя и не будет выступать, продолжит писать песни для группы. К сожалению, из этой затеи ничего не вышло.

В апреле 1968 года «отставка» Барретта была формализована, но Дженнер и Кинг решили остаться с ним. Шестистороннее предприятие "Blackhill Enterprises" прекратило свою деятельность.

A Saucerful of Secrets

Несмотря на то, что Барретт написал бо́льшую часть материала для первого альбома, на второй альбом "A Saucerful of Secrets" (Блюдце, полное секретов), вышедший в июне 1968 года, попала лишь одна песня, сочинённая им, а именно - "Jugband Blues" (Блюз для шумового оркестра). "A Saucerful of Secrets" занял девятое место в Великобритании.

Без Барретта (1969-1972)

More, Ummagumma

После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму "More" ("Ещё") режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом "Ummagumma", частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.

Atom Heart Mother

В 1970 году появился альбом "Atom Heart Mother" ("Мать с атомным сердцем") и занял первую строчку в Великобритании. Группа росла в музыкальном плане, и теперь для реализации идей понадобился хор и симфонический оркестр. Усложнённая аранжировка потребовала привлечения специалиста со стороны, которым стал Рон Гисин (Ron Geesin). Он написал вступление к заглавной композиции, а также оркестровку альбома.

Meddle

Год спустя, в 1971 году, вышел "Meddle" ("Вмешательство") - схожий с предыдущим по структуре (но никак не по музыке): одну сторону пластинки занимают короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую - развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная "эпическая звуковая поэма" (как её назвал Уотерс) под названием "Echoes" ("Эхо"), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на «Atom Heart Mother», а также синтезатор VCS3. Альбом также включал «One of These Days» - концертную классику Пинк Флойд , где барабанщик Ник Мэйсон страшно искажённым через вокодер голосом обещал "порезать вас на мелкие кусочки" ("One of these days, I’m going to cut you into little pieces"), лёгкие и беззаботные "Fearless" и "San Tropez" и озорная "Seamus" (Шеймус - кличка собаки), где на "подпевки" была "приглашена" русская борзая. "Meddle" занял третье место в британском хит-параде.

Obscured by Clouds

Менее известный альбом группы был выпущен в 1972 году под названием "Obscured by Clouds" ("Скрытая облаками"), как саундтрек к фильму Барбета Шрёдера "La Vallee" ("Долина"). Альбом является одним из самых любимых у Ника Мэйсона. Всего лишь 46-е место в "Топ 50" США и шестое место у себя дома.

Пик успеха (1973-1982)

The Dark Side of the Moon

Альбом 1973 года "The Dark Side of the Moon" ("Темная сторона Луны") стал звёздным часом для Pink Floyd . Это была концептуальная запись - не просто собрание песен на одном диске, а работа, проникнутая единой, связующей идеей давления современного мира на психику человека. Идея была мощным катализатором творчества группы.

Совместно её члены составили список тем, раскрываемых в альбоме: композиция "On The Run" ("На бегу") рассказывала о паранойе; "Time" ("Время") описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни; "The Great Gig In The Sky" ("Шоу на небесах", первоначально называлась "Mortality Sequence" - "Смертная череда") повествует о смерти и религии; "Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой и овладевают человеком; "Us And Them" ("Мы и они") говорит о конфликтах внутри общества; "Brain Damage" посвящена безумию.

Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии "Abbey Road", почти девяти месяцам, ушедшим на запись, и стараниям звукоинженера Алана Парсонса, альбом получился беспрецедентным и вошёл в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Сингл "Money" попал в двадцатку хит-парада в США, а альбом стал № 1 (в Великобритании только № 2) и оставался в "Топ 200" США на протяжении 741 недели, включая 591 неделю с 1973 по 1988 годы последовательно, и несколько раз попадая на первое место. Альбом побил множество рекордов, и стал одним из самых продаваемых альбомов всех времён.

Wish You Were Here

"Wish You Were Here" ("Жаль, что тебя нет здесь") был выпущен в 1975 году и заглавной темой в нём стало отчуждение. Вдобавок к заглавной песне, ставшей классикой Pink Floyd , альбом включает горячо принятый критикой 20-минутный трек "Shine On You Crazy Diamond" ("Продолжай сиять, безумный бриллиант"), как и заглавная песня, посвящённый Сиду Баррету и его психическому распаду. Сам Барретт, располневший и стриженный наголо, неожиданно появился в лондонской студии Эбби Роуд (Abbey Road), где группа записывала альбом, посвященный ему, произведя сильнейшее впечатление на участников Pink Floyd. Кроме того, в альбом вошли "Welcome to the Machine" ("Добро пожаловать в систему") и "Have a Cigar" ("Сигару?"), посвящённые бездушным нравам дельцов шоу-бизнеса. Альбом стал первым в Великобритании и в Америке. В 1995 году Гилмор и Райт назвали этот альбом своим любимым альбомом Пинк Флойд .

Animals

Ко времени выхода альбома "Animals" ("Животные") в январе 1977 года музыка группы стала подвергаться все более интенсивной критике со стороны нарождающегося направления панк-рока за чрезмерную "слабохарактерность" и надменность, ухода от простоты раннего рок-н-ролла. Это в значительной степени концептуально-текстовая работа и влияние Роджера Уотерса как автора стихов очевидно. Кроме того, в этом альбоме наметились тенденции "уотерской" акустики и использования бытовых звуков в качестве музыкальных элементов, столь характерных для сольных работ Уотерса впоследствии.

Альбом содержал три длинные основные песни и две короткие, дополняющие их содержание. Концепция альбома была близка смыслу книги Джорджа Оруэлла "Скотный двор". В альбоме собаки, свиньи и овцы используются как метафоры для описания или обличения членов современного общества. Музыка "Animals" значительно более основана на использовании гитар, чем предыдущие альбомы, что, возможно, связано с возрастающим напряжением между Уотерсом и Райтом, который не внёс большого вклада в альбом.

The Wall

Рок-опера "The Wall" ("Стена") была создана под доминантой Уотерса, однако при значительном композиторском и аранжировочном влиянии Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина. Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Сингл из этого альбома - "Another Brick in the Wall, Part II" ("Ещё один кирпич в стене, часть 2"), затрагивающий проблемы педагогики и образования, - попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании и впоследствии стал материалом ремиксов в стилистике диско и техно. Вдобавок к третьему месту в Великобритании, "The Wall" 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Альбом стал очень дорогим в процессе написания и принёс очень много расходов из-за проведения масштабных шоу, но продажи пластинок вывели группу из финансового кризиса. В период работы над альбомом Уотерс расширил своё влияние и укрепил свою руководящую роль в деятельности группы, порождая в ней постоянные конфликты. Например, пытался склонить членов группы уволить Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение. По иронии судьбы, Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу "The Wall". Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу Пинк Флойд после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. Однако в этом же непростом альбоме уже присутствуют и стилистические признаки позднего Гилмора. В полную силу эти новые ходы раскроются как в сольных работах гитариста, так и в альбомах группы, записанных без Роджера, но при помощи того же Боба Эзрина. "Стена" оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет.

В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм на основе альбома - "Pink Floyd The Wall". В главной роли рок-звезды "Пинка" снялся основатель группы "Boomtown Rats" и будущий организатор фестивалей "Live Aid" и "Live 8" - Боб Гелдоф (Bob Geldof). Сценарий фильма был написан Уотерсом, режиссёром стал Алан Паркер, а анимация была создана известным мультипликатором Джеральдом Скарфом (Gerald Scarfe). Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идеей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. В фильме «Стена» прямо не показывается ни одна из проблем. Весь фильм соткан из аллегорий и символов, например, безликие подростки, которые один за другим падают в мясорубку и превращаются в однородную массу. Клипы из этой ленты были цензуированы во время трансляций по американскому MTV. Создание фильма сопровождалось дальнейшим ухудшением отношений между двумя наиболее сильными личностями группы: Уотерсом и Гилмором.

Последние альбомы и распад группы (1983-1994)

The Final Cut

В 1983 году появился альбом "The Final Cut" ("Окончательный монтаж" или "Смертельная рана") с подзаголовком "Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Пинк Флойд". Более мрачный, чем "Стена", этот альбом пересматривает многие её темы, а также обращает внимание на проблемы, которые как были актуальными, так и остаются по сей день. Сюда вошли недовольство и злость Уотерса на то, что Британия участвует в Фолклендском конфликте - композиция "The Fletcher Memorial Home" ("Мемориальный дом Флетчера"), где Флетчер - отец Уотерса - Эрик Флетчер Уотерс. Тема трека "Two Suns in the Sunset" ("Два солнца на закате") - страх перед ядерной войной. Отсутствие Райта при записи альбома привели к некоторому недостатку клавишных эффектов, характерных для предыдущих работ Пинк Флойд , хотя приглашённые музыканты Майкл Кэймен (Michael Kamen, фортепиано и фисгармония) и Энди Боун (Andy Bown) внесли некоторый вклад как клавишники. Среди музыкантов, принимавших участие в записи "The Final Cut", отметился тенор-саксофонист Рафаэль Рэйвенскрофт (Raphael Ravenscroft). Несмотря на противоречивые отзывы об этом альбоме, "The Final Cut" имел успех (№ 1 в Великобритании и № 6 в США), и вскоре после выхода стал "платиновым". Наиболее хитовыми композициями по версии радиостанций были "Gunner’s Dream" ("Сон Артиллериста") и "Not Now John" ("Не сейчас, Джон"). Трения между Уотерсом и Гилмором в период записи альбома были настолько сильными, что они никогда не появлялись в звукозаписывающей студии одновременно. С этим альбомом группа не ездила с концертами. Вскоре Уотерс официально объявил об уходе из группы.

После альбома "The Final Cut члены группы пошли каждый по собственному пути, выпуская сольные альбомы вплоть до 1987 года, когда Гилмор и Мэйсон начали воссоздавать Pink Floyd . Это породило жаркие юридические споры с Роджером Уотерсом, который после ухода из группы в 1985 году решил, что без него группа существовать всё равно не сможет. Тем не менее, Гилмор и Мэйсон сумели доказать, что они имеют право продолжать музыкальную деятельность как группа Пинк Флойд. Уотерс в то же время оставил за собой некоторые традиционные образы, созданные группой, включая большинство реквизита и персонажей из "Стены" и все права на "The Final Cut".

A Momentary Lapse of Reason, The Division Bell

В результате Pink Floyd под руководством Дэвида Гилмора вернулась в студию совместно с продюсером Бобом Эзрином. Во время работы над новым альбомом группы под названием "A Momentary Lapse of Reason" ("Кратковременная потеря рассудка", № 3 и в Великобритании, и в США) к коллективу вновь присоединился Ричард Райт, вначале как сессионный музыкант с еженедельной оплатой его работы, затем как полноценный участник вплоть до 1994 года.

В 1994 году вышла последняя работа флойдовцев "The Division Bell" ("Парламентский звонок", № 1 в Великобритании и США) и последующий тур, ставший одним из наиболее доходных за всю историю рок-музыки.

Все члены Pink Floyd выпустили собственные сольные альбомы, достигшие различных уровней популярности и коммерческого успеха. "Amused to Death" («Позабавили до смерти») Роджера Уотерса был принят наиболее тепло публикой, но всё-таки был встречен неоднозначными отзывами критиков.

Поздняя деятельность группы

С 1994 года и альбома "The Division Bell" Пинк Флойд не выпускали студийных материалов. Единственными результатами работы группы стали концертный альбом 1995 года "P*U*L*S*E" ("Пульс"); живая запись "Стены", скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов "Is There Anybody out There? The Wall Live 1980-81" ("Есть ли кто там снаружи? Стена вживую, 1980-81") в 2000 году; двухдисковый набор, содержащий наиболее значимые хиты группы "Echoes" ("Отголоски", "Эхо") в 2001 году; посвящённое 30-летнему юбилею альбома переиздание "Dark Side of the Moon" в 2003 году (пересведенное Джеймсом Гатри в SACD); переиздание "The Final Cut" 2004 года с добавленным синглом "When the Tigers Broke Free" ("Когда тигры вырвались на свободу"); переиздание дебютного альбома группы в моно и стерео варианте, с добавленными песнями, некоторые из которых нигде раньше не издавались; юбилейный бокс-сет "Oh, By the Way" ("Кстати"), включающий в себя репродукции всех студийных альбомов группы в виде мини-винилов.

Альбом "Echoes" вызвал множество споров из-за того, что песни перетекают друг в друга в другом порядке, чем на оригинальных альбомах, из некоторых вырваны значительные части, а также из-за самой последовательности песен, которая, по мнению любителей, не соответствует логике.

Дэвид Гилмор в ноябре 2002 года выпустил DVD своего сольного концерта "David Gilmour in Concert" ("Дэвид Гилмор на концерте"). Он был составлен из записей шоу с 22 июня 2001 года по 17 января 2002 года в Королевском фестиваль-холле (Royal Festival Hall) в Лондоне. Ричард Райт и Боб Гелдоф были приглашены на сцену как гости.

Из-за того, что члены группы занимаются по большей части собственными проектами - например, Мэйсон написал книгу "Inside Out: A Personal History of Pink Floyd" (Наизнанку: Личная история Пинк Флойд), из-за смерти Стива О’Рурка 30 октября 2003 года - менеджера группы на протяжении многих лет, из-за сольного проекта Дэвида Гилмора (альбома On an Island и одноимённого концертного тура) и смерти Ричарда Райта 15 сентября 2008 года - будущее группы неясно.

Выступление на Live 8 (2005)

2 июля 2005 года, на один вечер отбросив прошлые разногласия, Пинк Флойд в последний раз выступили в своём классическом составе (Уотерс, Гилмор, Мэйсон, Райт) на всемирном шоу Live 8, посвящённом борьбе с нищетой.

Это выступление на время увеличило в 13 с лишним раз продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd. Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, сказав:

"Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней. "

Группа Pink Floyd сыграла всего четыре песни: "Breathe" (Дыши), "Money" (Деньги), "Wish You Were Here" (Жаль, что тебя здесь нет) и "Comfortably Numb" (Уютно-бесчувственный), при этом фонограммой были проиграны трек "Speak to Me", открывающий альбом "The Dark Side of the Moon", за которым на альбоме как раз следовал "Breathe", а также звон монет и звуки кассового аппарата из "Money" и фрагменты радиопередач из "Wish You Were Here".

После концерта Live 8 Pink Floyd было предложено 150 миллионов фунтов стерлингов за тур по США, но группа отклонила предложение. Позже Дэвид Гилмор признался, что дав согласие на выступление на Live 8, он не позволил истории группы закончиться на "фальшивой ноте".

" Была еще одна причина. Во-первых, поддержать дело. Во-вторых, сложные, высасывающие силы, отношения между Роджером и мной, которые тяготят мое сердце. Поэтому мы и захотели выступить и оставить все проблемы позади. В-третьих, я бы сожалел, если бы отказался. "

С приходом Гилмора группа стала менее «странной», зато боее работоспособной. Музыканты стали выпускать минимум по альбому в год: Ummagumma и More (1969), Atom Heart Mother и саундтрек к фильму М. Антониони Zabriskie Point (1970), Meddle (1971), Obscured By Clouds (1972). Звуковые дорожки альбомов наполнились многочастными композициями, разностилевыми экзерсисами, электронными экспериментами. В философском плане музыка группы пыталась объять всю вселенную во всем ее совершенстве и одновременной дисгармонии. Популярность росла как на дрожжах: в 1969 в Лондоне состоялся концерт группы, собравший 100 тысяч зрителей. Другим важным событием в жизни Pink Floyd стало выступление в кратере вулкана близ Помпей (1972), которое было записано на пленку и выпущено в виде фильма-концерта.

The Best of Pink Floyd
HIP Art

В 1970-е годы группа достигла пика популярности и мастерства. Один из самых известных альбомов Dark Side Of The Moon (1973) стал поистине бестселлером за всю историю рок-музыки (только официально было продано более 30 миллионов экземпляров). Именно при записи этого альбома по-настоящему проявились талант автора текстов Уотерса и непревзойденное мастерство гитариста Гилмора. Альбом представляет собой цельное повествование о жизни человека на этой земле: рождение (Breathe), вхождение в современную жизнь и знакомство с ее базовыми ценностями (Time и Money) и, наконец, постепенная утеря разума и уход на «темную сторону Луны» (Brain Damage и Eclipse).

1975 год стал годом зенита славы для группы. Песню Shine On You Crazy Diamond (посвященная Сиду Баррету) с нового альбома Wish You Were Here все в один голос признали шедевром, а сам альбом поставил рекорд по пребыванию в чартах. Также очень сильным получилась работа Pink Floyd 1977 – Animals, сочиненная по мотивам повести-притчи Дж. Оруэлла «Скотный двор». В альбоме собаки, свиньи и овцы используются как метафоры для описания или обличения членов современного общества. Музыка «Animals» значительно более основана на использовании гитар, чем предыдущие альбомы, что возможно связано с возрастающим напряжением между Уотерсом и Ричардом Райтом, который не внёс большого вклада в альбом. В 1978 Райт и Гилмор выпустили свои сольные альбомы, возникли о слухи о возможном распаде группы. Но в 1979 Pink Floyd записывает свой, можно сказать, культовый альбом в жанре рок-оперы The Wall («Стена»), который по продажам уступил только альбому Dark Side Of The Moon. Рок-опера The Wall была создана практически полностью Роджером Уотерсом и получила восторженный приём у публики. Песня из этого альбома Another Brick In The Wall, резко обличающая систему образования, стала хитом номер один. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет.

В 1965 году на мировом музыкальном горизонте появилась новая группа - "Пинк Флойд". Ее основали студенты архитектурного факультета Лондонского политеха, четверо энтузиастов рока: Роджер Уотерс (вокал и бас-гитара), Ричард Райт (вокал и клавишные инструменты), Ник Мэйсон (ударные) и Сид Барретт (вокал и слайд-гитара). В 1968 году, когда Барретт покинул группу, на его место пришел Дэвид Гилмор, хорошо подготовленный гитарист, к тому же обладающий вокальными способностями.

От зарождения и до распада

Признанным главой группы в музыкальном и административном плане был Роджер Уотерс, прирожденный лидер и талантливый поэт. С 1973 по 1984 год он единолично писал тексты песен и был главным автором самого признанного альбома - The Wall. Три значительных события произошли для "Пинк Флойд" в 1994 году, когда вышел предпоследний диск The Division Bell, состоялся последний гастрольный тур и неофициальный распад группы. В своем классическом составе группа "Пинк Флойд" вышла на сцену летом 2005 года, на концерте Live 8, в последний раз.

Немного истории

И познакомились на архитектурном отделении Вестминстерского университета в Лондоне. Там уже существовала группа, организованная студентами Кливом Меткалфом и Китом Номблом. Стали играть вчетвером, получалось неплохо. Затем к квартету присоединился Ричард Райт. Группа носила имя Sigma 6 и играла композиции студента Кена Чэпмена, который впоследствии стал импресарио коллектива и автором песен.

В сентябре 1963-го Уотерс и Мэйсон переехали на квартиру, которую сдавал один из преподавателей университета Майк Леонард. Там и стали собираться музыканты. Как водится, группу стали покидать одни, и приходить другие. В октябре приехал приятель Роджера и присоединился к музыкантам в качестве гитариста.

После ухода Меткалфа и Ноубела в 1964-м группа осталась фактически без вокалистов. Стали искать певцов. Вскоре Клоуз представил музыкантам Криса Денниса, который обладал хорошим блюзовым тембром и мог исполнить любую композицию практически без аккомпанемента. Обновленный коллектив сменил имя на The Pink Floyd Sound. Музыканты остались довольны, а Барретт был просто счастлив. Он постоянно напоминал, что свое название группа "Пинк Флойд" взяла от имен блюзменов Флойда Каунсила и Пинка Андерсона.

Свинговые интонации

Благодаря Крису Деннису в репертуар теперь можно было включать и спиричуэлс, и госпел, и даже соул. В начале шестидесятых годов прошлого столетия блюз был в особом почете, и музыканты воспользовались этим обстоятельством. Однако группа "Пинк Флойд" (ее участники) решила не играть чистый блюз, чтобы не стать очередным исполнителем "черной" музыки. В композицию только вставляли блюзовый ритмический рисунок, но получалось, тем не менее, очень красиво.

Концерты группы "Пинк Флойд" пошли непрерывной чередой, публике нравились молодые музыканты, которые старались создать что-то необычное. Таким образом, группа быстро стала популярной, сначала в Лондоне, а затем и за пределами Великобритании.

Тембр и его значение

Выступая в клубах, музыканты играли преимущественно ритм-н-блюзовые шлягеры, которые были у всех на слуху. Такая методика себя вполне оправдывала, и однажды на них обратил внимание некто Питер Дженнер. Этот человек не был профессиональным музыкантом, он преподавал экономику в одной из лондонских школ. Но его поразила редкая по чистоте тембра акустика, которую удалось создать Райту вместе с Барреттом.

Дженнер стал другом музыкантов и занялся их продвижением. К осени 1966 года группа "Пинк Флойд" стала одной из самых популярных и успешных.

Первые записи

В январе на студии "Полидор" были сделаны две записи: Interstellar Overdrive и Arnold Layne. Затем музыканты заключили контракт с еще одной студией - EMI, и записи, которые делались на хорошей аппаратуре, теперь успешно тиражировались и поступали в продажу. Так началась коммерческая эра, весьма успешная, если учесть миллионные продажи альбомов.

Не все участники выдержали бремя успеха, первым получил "отставку" Сид Барретт, злоупотреблявший наркотиками. Гитарист уехал к матери и стал вести образ жизни отшельника, пока не умер от рака.

В 1973 году вышел звездный альбом "Темная сторона Луны", который стал квинтэссенцией творчества группы и мощным катализатором на будущее.

В начале восьмидесятых годов прошлого столетия группа "Пинк Флойд" стала устраивать невероятные представления на сцене, со множеством специальных шумовых и визуальных эффектов. Создавалось шоу, в котором музыки уже не было слышно. Лазеры, шары и фигуры, пиротехника - все это уничтожило группу, которую знали почитатели рок-музыки в течение многих лет.

"Пинк Флойд", состав группы

На момент распада музыканты работали в следующем составе:

  • Уотерс Роджер - вокалист, бас-гитара.
  • Райт Ричард - клавишные, вокал.
  • Ник Мэйсон - ударные инструменты.
  • - вокалист, гитара.

Наиболее известные альбомы

  • "Пайпер у ворот зари" (1967).
  • "Музыка из фильма" (1969).
  • "Сердце матери" (1970).
  • "Пасмурная погода" (1972).
  • "Темная сторона Луны" (1973).
  • "Животные" (1977).
  • "Стена" (1979).
  • "Бесконечная река" (2014).

Альбомы группы "Пинк Флойд" были проданы в количестве 74,5 миллиона экземпляров в Америке, что является своеобразным рекордом, если принять во внимание очень короткий срок продаж. В мире же без учета сольных композиций альбомов разошлось почти 300 млн.

Pink Floyd – прогрессив/психоделик рок-группа, созданная в Лондоне в 1965-м однокурсниками Ричардом Райтом, Роджером Уотерсом, Ником Мейсоном и их другом Сидом Барретом. Один из самых успешных проектов рок-н-ролла. Славится своими глубокомысленно-идейными работами, мощными сценическими постановками и входит в топ самых продаваемых групп в мире (более 300 млн. копий).

Группа сменила множество названий, остановившись на «The Pink Floyd Sound», постепенно сократив его до «Pink Floyd», по именам двух каролинских блюзменов, горячо любимых Сидом. Поиграв какое-то время стандарты джаза и ритм-энд-блюза, музыканты начинают писать свои песни и издают в 1967-м первый свой альбом «The Piper at the Gates of Dawn», полный причудливой психоделики как в музыке, так и в текстах Сида Баррета. Получился эклектичный сборник, сочетающий в себе авангардную «Interstellar Overdrive» и причудливо-пасторальную «Scarecrow», дебютный альбом сразу же попадает в британские чарты. Сид Баррет не выдерживает свалившегося успеха: употребление наркотиков и обострение шизофрении окончательно ломают музыканта, и в 68-м на смену ему приходит Дэвид Гилмор.

На волне популярности группа пишет саундтреки к фильмам «Ещё» (1969) и «Забриски-Пойнт» (1970), причем первый издается в качестве отдельного релиза с небольшой музыкальной редактурой. Группа стремительно развивалась и для записи монументальной «Atom Heart Mother» в 1970-м году ей уже понадобились хор, симфонический оркестр и звукорежиссер Рон Гизин. Через год выходит релиз «Meddle», повторяющая структуру предыдущей: длинная композиция «Echoes» на одной и несколько обычных по длине песен на другой стороне пластинки. Для записи этого альбома музыканты используют передовое оборудование: 16-канальные магнитофоны, синтезатор VCS3, вокодер для «One Of These Days» а для короткой хулиганской зарисовки «Seamus» в студию привели русскую борзую.

Настоящий успех группы – «The Dark Side of the Moon» 1973-го года, который наряду с битловским «Клубом одиноких сердец» является одним из самых первых концептуальных альбомов. Реализовать музыкальные идеи группе помогли звукоинженер Алан Парсонс и новейшее оборудование студии «Abbey Road», в которой группа работала в течение 9 месяцев. Для закрепления коммерческого успеха вслед за альбомом был выпущен сингл «Money», вошедший в двадцатку хит-парада США, и горячо встреченный западным слушателем несмотря на свой нестандартный, сложный для восприятия размер (7/8). Сам альбом держался более 700 недель (с 1973 по 1988 гг.) в первых строчках мировых хит-парадов. Это одна из самых продаваемых песен за всю историю звукозаписи.

В 1975-м выходит «Wish You Were Here», посвященный безвременно угасшему разуму Сида Баррета. Альбом оказался менее успешным, чем его предшественник, однако, титульная песня с него становится настоящей классикой группы. Зимой 77-го группа выпускает очередной концептуальный альбом «Animals», посвященный произведению «Скотный двор» Дж. Оруэлла, а в 79-м в свет выходит культовая «The Wall». Почти полностью созданная Уотерсом, «Стена» была восторженно встречена фанатами, а сингл «Another Brick in the Wall, Part II» моментально поднялся на вершину британского чарта синглов. Масштабные шоу-программы в поддержку альбома чуть не разоряют группу, но в итоге продажи пластинок помогли выйти из кризиса. В коллективе со временем назревает разлад между Уотерсом и Райтом, а чуть позже между Уотерсом и Гилмором. Становился очевидным скорый распад группы.

В 80-х гг. после выхода «The Final Cut» была проведена серия судебных разбирательств между Уотерсом и Гилмором. Поводом послужил вопрос авторских прав на само название «Pink Floyd», тексты и музыку песен, образы группы и т. п. В 1994-м был выпущен последний студийник «The Division Bell» и состоялся последний гастрольный тур группы. После этого, кроме сборников и компиляций, группа перестает издавать новую музыку.
В июле 2005 г. в рамках шоу «Live 8» Pink Floyd выступили в своём полном составе, отбросив прежние разногласия, чтобы поставить жирную точку. На сегодняшний день, несмотря на все еще поступающие предложения различных лейблов и фирм, группа не выступает, не записывает музыку и не издается.

Pink Floyd: продолжение следует?

Сколь бы долгой и многогранной ни была история Pink Floyd, она все равно остается незавершенной и неполной. Жизнь того, кто и ныне здравствует, невозможно рассказать до конца, это можно сделать лишь до определенного периода. И сие хорошо, так как дарит ожидание творческого сиквела. И что впереди еще будет не одно «продолжение следует».

Но, как уж повелось, у любой истории есть свое начало. А значит, с него мы и начнем повествование о группе, которая сама по себе представляет целый мир, законченный и гармоничный.

Первоначальный состав:

  • Сид Барретт (англ. Syd Barrett) - гитарист, вокалист (1965 – 1968);
  • Роджер Уотерс (англ. Roger Waters) - бас-гитарист, вокалист (1965 – 1985, 2005);
  • Ричард Райт (англ. Richard Wright) - клавишник, вокалист (1965 – 1981, 1987 – 1994, 2005);
  • Ник Мейсон (англ. Nick Mason) - барабанщик (1965 – 1994, 2005).
  • Дэвид Гилмор (англ. David Gilmour) - вокалист, гитарист (1968 – 1994, 2005).

Для начала следует отметить, что первыми были не Сид Барретт и не ныне здравствующий Роджер Уотерз, а блюзовые музыканты Пинк Андерсон и Флойд Каунсил. Именно они подтолкнули Барретта, чтобы выдать такое странное, психоделически ненормальное, но такое красивое название для группы.

Потом были однокурсники по архитектурному колледжу (ну ладно, не колледжу, институту), которые из ритм-блюзовых хитов делали что-то свое. Так появилась даже не группа, а «Blackhill Enterprises» – корпорация, состоящая из четырех музыкантов и двух менеджеров.

В 1967-м году появился первый плод их совместных усилий – The Piper At The Gates Of Dawn Pink Floyd. В переводе это звучит как «Трубач у врат рассвета» и представляет собой лучший образец британской психоделической музыки конца шестидесятых годов. Многое можно ожидать от четверки по сути подростков, но то, что альбом занял шестое место в британском чарте, это по-настоящему достойно восхищения. И удивления.

Что случилось с Сидом Барреттом?

Но были и минусы полученного успеха. Не зря же психоделия называлась именно вот так «кислотно». Что случилось с Сидом Барреттом, остается доныне лишь темой для мистических сплетен и сумасбродных аналогий. Что было раньше: психоделики, которые довели его до шизофрении, или шизофрения, которая обрела свое обличье в психоделиках? Это было время, когда диагноз «шизофрения» ставился врачами при малейшем соприкосновении с неизведанным. Он же студентом был, ему бы выспаться для начала надо было, а уже потом… а что потом?

Сид Барретт c Pink Floyd

Я же говорю, ему надо было выспаться хорошенько, но из-за плотного гастрольного графика у него стали проявляться постоянные нервные срывы и психозы, он становился все более невыносимым субъектом, что выводило из себя и других, и Роджера в частности. Иногда Сид «уходил в себя» прямо на сцене. Поэтому в 1968-м году Сид Барретт был отправлен в отставку, а на его замену был взят Дэвид Гилмор.

Сид сочинил большую часть первого альбома, поэтому изначально планировалось, что он станет не музыкантом, а композитором группы, но увы, из этого ничего толкового не получилось. В альбоме, который вышел в 1968-м году, звучит всего лишь одна его композиция.

Поэтому история раннего Pink Floyd разделяется на два периода: с Сидом и без оного. Шизофреник в семье, это всегда слишком печально, чтобы не постараться его прикончить если не буквально, то хотя бы фигурально. Но именно этот шизофреник и прославил банду на всю страну.

В 1969-м году группа написала саундтрек к фильму More, после чего выпустила альбом Ummagumma. Его запись производилась отчасти в Бирмингеме, а отчасти – в Манчестере. Поэтому было решено издать его в виде двойного альбома. Первый диск представлял собой первую и единственную запись живого выступления группы (что не менялось на протяжении двадцати последующих лет), а на втором диске звучало четыре раздельных части, каждую из которых написал следующий участник группы. То есть получилось четыре миниатюрных сольных диска.

Этот диск занял пятое место в британском чарте, а также попал в хит-парады США, на далекое-далекое семидесятое место.

А вот третий альбом, которым группа наглядно продемонстрировала, в каком направлении она стала развиваться, назывался «Atom Heart Mother». Он занял уже первое место. Чтобы реализовать замысел музыкантов, был использован хор и симфонический оркестр. Также привлекли к процессу профессионального аранжировщика, который к тому же сделал всю оркестровку альбома.

«Meddle», вышедший в следующем году, напоминал предыдущий альбом лишь по длительности и количеству композиций. Звучание стало совершенно иным. Запись производилась на шестнадцатидорожечные магнитофоны, использовался синтезатор VCS3. А в одной из композиций вокал записала русская борзая по кличке Симус. Кстати, эту песню так и назвали по ее имени.

«Obscured by Clouds» был выпущен как саундтрек, а потому остался менее известен. Хотя, если честно, то мне он кажется ближе, чем предыдущий альбом. Почему, не знаю. Он занял в Британии почетное шестое место.

«The Dark Side of the Moon»

Все изменилось после «The Dark Side of the Moon». Да, в честь этого альбома даже фильм сняли, в котором рассказывалось, как записи делали, и что для получения нужного звука использовали.

В отличие от предыдущих альбомов, это был не просто сборник песен, а концептуальное произведение, в котором повествовалось о давлении и влиянии современного мира на психику человека. По крайней мере, группе было о чем рассказать, они эту концепцию прочувствовали сами, а такой опыт оставляет о себе память надолго. Причем не самую лучшую память, надо сказать. Но все таки – альбом получился просто замечательным.

1973-й год. Полное отсутствие адекватной аппаратуры – ныне у любого школьника, сидящего за монитором компьютера, куда больше возможностей для творчества и создания нужного звука, чем было у Пинк Флойд тридцать лет назад. Нет, постойте, не тридцать – уже сорок лет назад, оговорился. Как все-таки бежит время!

Вместе с рассказом о влиянии окружающего мира на душевное равновесие личности в альбоме повествуется о паранойе «On the Run», в «Time» говорилось об ощущениях при приближении старости и чувства, что жизнь прожита напрасно (типичные молодежные мысли, надо сказать). «The Great Gig in the Sky» вместе с «Religious Theme» затрагивают тему религии и смерти, а в «Money» рассказывается о губительной власти денег. «Us and Them» – ода общественным конфликтам. И «Brain Damage» – песня, посвященная бедному Сиду.

Диск записывался почти девять месяцев, что для тех лет было просто непростительной тратой времени, но стал классикой и прекрасно слушается даже сейчас, несмотря на прошедшие десятилетия. Что уж тут скажешь. Как раз в те годы группы соревновались в духе, «кто быстрее». Например, Свинцовый Дирижабль написали свой первый альбом не то за девять, не то за двенадцать часов.

Усилия стоили того: альбом ныне является самым продаваемым за всю историю звукозаписи.

Wish You Were Here

Заглавная песня с этого альбома стала визитной карточкой Пинк Флойд. «Жаль, что тебя здесь нет». Тема отчуждения, безумный трек «Shine on You Crazy Diamond», который опять-таки был посвящен Сиду Барретту (это ж надо было его сначала из группы выгнать и наблюдать, как от его личности ничего не остается, чтобы начать писать про него /а не для него, как некоторые полагают/ песни).

Этот альбом снова стал первым в Великобритании. А что делать, у Пинк Флойд просто не существовало достойных конкурентов.

Animals

«Хьюстон, как слышно? У меня тут огромная розовая свинья по курсу». Про Хьюстон это, конечно же, шутка, но свинья действительно была. Летала себе над улицами Лондона. Бедного летчика незамедлительно отправили к психиатру, а это всего лишь записывался видеоклип на песню Pigs. Pink Floyd давала выход своему больному воображению. Вроде Сид Барретт ушел на покой уже давно, но напоследок так вдохновил весь коллектив, что они до сих пор не могли отойти от совершенно безумных образов и аналогий.

1977-й год. Группа все чаще подвергается критике со стороны панков. Темой осуждения стали якобы излишняя слабохарактерность и высокомерие. В результате коллектив записал альбом, на котором было всего три композиции, зато многокилометровой длины. Две коротких были так, в довесок к основным темам и более полно раскрывали суть замысла.

В этом альбоме животные ассоциируются с определенными представителями общества, как метафоры… росло напряжение между Райтом и Уотерзом, вследствие чего гитары стали превалировать в звучании нового альбома. В целом, этого вообще не чувствуется, но прибавка гитарного звука явно пошла звучанию группы на пользу. А потому слушаем, смотрим и наслаждаемся.

Чего только стоят эти громадные головы хряков, которые своими свирепыми глазищами рассекали концертные залы! Я не оговорился. На концертах действительно присутствовали жуткие поросячьи башки, которым позавидовали бы Мэйхем в эпоху Деда, но вместо металла звучала жутко мелодичная музыка.

Как там, интересно, поживает тот незадачливый летчик?

The Wall

Исключительно уверен в своей правоте: сначала надо подсесть на альбом, потом безумно влюбиться, взять свою девушку под вечер и усадить ее вместе смотреть The Wall в виде фильма. Заряд крайне острых ощущений обеспечен. И впечатления на всю жизнь.

Все-таки Уотерз – гений исключительной величины. Практически полностью единолично сочинил альбом, что ему опять-таки пошло на пользу, великолепно сведен звук, атмосфера достигла своего апогея. Фанаты были в восторге. Я не был фанатом Пинк Флойд, но стал им после «Another Brick in the Wall, Part II». Кстати, та песня попала на первое место в британских чартах, что в очередной раз показало чрезмерную приверженность британцев старым традициям.

Альбом был выпущен в 1979 году, и оказался безумно дорогим. О расходах на его написание писать кажется и вовсе неприличным. Но он окупился. Причем полностью и довольно быстро.

Уотерз слишком буквально понял римскую народную пословицу «разделяй и властвуй», после чего установил негласный диктат, постоянно сея раздоры среди членов группы. Его замысел по поводу увольнения Ричарда Райта закончился тем, что Райт стал единственным, кто хоть как-нибудь заработал на этих концертах – расходы на шоу были просто фантастическими и покрывались исключительно карманами музыкантов, которые, хоть и были теперь уже исключительно вместительными, но так же стремительно быстро и пустели.

(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх