Основные периоды жизни и творчества карамзина кратко. Николай карамзин

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем “Типографической компании” Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в “Письмах русского путешественника” настроения “чувствительного путешественника”. Особую чуткость сердца, “чувствительность” (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах “Писем...” он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие “всемирного мятежа”, в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению “Московского журнала”. Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни - “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как “будущность”, “промышленность”, “общественность”, “влюбленность”.

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин “постригается в историки”. Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду - созданию “Истории Государства Российского”. Смерть застала его за работой над двенадцатым томом “Истории...”, рассказывающим об эпохе “смутного времени”.

Николай Михайлович Карамзин – известный российский литератор и историк, прославившийся реформами русского языка. Он создал многотомную «Историю государства российского» и написал повесть «Бедная Лиза». Николай Карамзин родился недалеко от Симбирска 12 декабря 1766 года. Отец в это время находился в отставке. Мужчина принадлежал к дворянскому роду, который, в свою очередь, происходил из древней татарской династии Кара-мурзы.

Учиться Николай Михайлович начал в частном пансионе, но в 1778 году родители направили мальчика в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. У Карамзина было желание учиться и развиваться, поэтому в течение почти 2 лет Николай Михайлович посещал лекции И.Г. Шварца в учебном заведении Москвы. Отец хотел, чтобы Карамзин - младший пошел по его стопам. Писатель согласился с родительской волей и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк.


Недолго Николай был военным, вскоре подал в отставку, но кое-что положительное из этого периода жизни вынес – появились первые литературные работы. После отставки выбирает новое место проживания – Симбирск. Карамзин в это время становится членом масонской ложи «Золотой венец». Надолго в Симбирске Николай Михайлович не задержался – вернулся в Москву. В течение четырех лет состоял в «Дружеском ученом обществе».

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с , посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.


Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».


Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од или , с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.


В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император . Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.


Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

Отныне историк проживает в Царском селе, где государь выделил ему отдельное жилье. Постепенно Николай Михайлович переходил на сторону абсолютной монархии. Последний, 12-й том «Истории государства российского» так и не был завершен. В таком виде книгу опубликовали после смерти писателя. Карамзин не был основоположником описаний истории России. По мнению исследователей, Николай Михайлович первым смог достоверно описать жизнь страны.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - », - заявил .

Популярность книг по истории обусловлена тем, что Карамзин выступил больше писателем, чем историком. Он соблюдал красоту языка, но не предлагал читателям личных оценок случившихся событий. В специальных рукописях к томам Николай Михайлович делал пояснения и оставлял комментарии.

Карамзин известен в России как писатель, поэт, историк и критик, но о переводческой деятельности Николая Михайловича осталось мало информации. В этом направлении он трудился недолго.


В числе трудов - перевод оригинала трагедии « », написанной . Эта книга, переведенная на русский язык, не прошла цензуру, поэтому была отправлена на сожжение. К каждой работе Карамзин прикреплял предисловия, в которых давал оценку произведению. На протяжении двух лет Николай Михайлович работал над переводом индийской драмы «Сакунтала» авторства Калидаса.

Русский литературный язык менялся под влиянием творчества Карамзина. Писатель специально игнорировал церковнославянскую лексику и грамматику, придавая произведениям налет жизненности. За основу Николай Михайлович брал синтаксис и грамматику французского языка.


Благодаря Карамзину русская словесность пополнилась новыми словами, в том числе появились «достопримечательность», «благотворительность», «промышленность», «влюбленность». Варваризмам тоже нашлось место. Впервые Николай Михайлович ввел в язык букву «ё».

Карамзин как реформатор вызывал много споров в литературной среде. А.С. Шишков с Державиным создали сообщество «Беседа любителей русского слова», участники которого пытались сохранить «старый» язык. Любили члены сообщества критиковать Николая Михайловича, и других новаторов. Соперничество Карамзина с Шишковым завершилось сближением двух литераторов. Именно Шишков способствовал избранию Николая Михайловича членом Российской и Императорской Академии наук.

Личная жизнь

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые сочетался законным браком. Супругой писателя стала Елизавета Ивановна Протасова. Молодая женщина была давней возлюбленной историка. По признанию Карамзина, Елизавету он любил в течение 13 лет. Жена Николая Михайловича слыла образованной гражданкой.


Она при необходимости помогала супругу. Единственное, что беспокоило Елизавету Ивановну – здоровье. В марте 1802 года родилась Софья Николаевна Карамзина, дочь литератора. Протасова страдала послеродовой горячкой, которая оказалась смертельной. По мнению исследователей, произведение «Бедная Лиза» было посвящено первой жене Николая Михайловича. Дочь Софья служила фрейлиной, дружила с Пушкиным и .

Будучи вдовцом, Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Девушка считалась внебрачной дочерью князя Вяземского. В этом браке родилось 9 детей. В юном возрасте умерло трое потомков, в том числе две дочери Натальи и сын Андрей. В 16-летнем возрасте скончался наследник Николай. В 1806 году в семье Карамзиных случилось пополнение – родилась Екатерина. В 22 года девушка вышла замуж за подполковника в отставке князя Петра Мещерского. Сын супругов Владимир стал публицистом.


В 1814 году родился Андрей. Молодой человек учился в Дерптском университете, но после уехал за границу из-за проблем со здоровьем. Андрей Николаевич подал в отставку. Женился на Авроре Карловне Демидовой, но в браке дети не появились. Однако внебрачные наследники у сына Карамзина имелись.

Через 5 лет в семье Карамзиных вновь случилось пополнение. Сын Владимир стал гордостью отца. Остроумный, находчивый карьерист – так описывали наследника Николая Михайловича. Он был остроумным, находчивым, достиг серьезных высот в карьере. Владимир работал в консультации при министре юстиции, сенатором. Владел имением Ивня. Женой стала Александра Ильинична Дука – дочь известного генерала.


Фрейлиной стала дочь Елизавета. Даже пенсию женщина получала за родство с Карамзиным. После того, как мать скончалась, Елизавета переехала к старшей сестре Софии, которая в то время обитала в доме княгини Екатерины Мещерской.

Судьба у фрейлины была непростой, но девушку знали как добродушную и отзывчивую, умную личность. Даже считал Елизавету «примером самоотвержения». В те годы фото были редкостью, поэтому портреты членов семьи рисовали специальные художники.

Смерть

Весть о смерти Николая Михайловича Карамзина облетела Россию 22 мая 1826 года. Трагедия произошла в Санкт-Петербурге. В официальной биографии писателя сказано, что причиной гибели стала простуда.


Историк заболел после посещения Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Похороны Николая Карамзина проходили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Библиография

  • 1791-1792 – «Письма русского путешественника»
  • 1792 – «Бедная Лиза»
  • 1792 – «Наталья, боярская дочь»
  • 1792 – «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • 1793 – «Сиерра-Морена»
  • 1793 – «Остров Борнгольм»
  • 1796 – «Юлия»
  • 1802 – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • 1802 – «Моя исповедь»
  • 1803 – «Чувствительный и холодный»
  • 1803 – «Рыцарь нашего времени»
  • 1816-1829 – «История государства российского»
  • 1826 – «О дружбе»

1. Русский дворянский сентиментализм и творчество Карамзина

В творчестве Н.М. Карамзина нашло свое завершение одно из направлений в развитии русского дворянского сентиментализма. Эти направления можно охарактеризовать следующим образом:

первое направление, имеющее следующие характеристики:

Демократическая направленность;

Формирование в творчестве Фонвизина и затем активное развитие у Радищева;

Ориентация на реалистические тенденции западной буржуазно-демократической литературы;

Воплощение революционных стремлений демократии;

Развитие реалистических тенденций, в дальнейшем преходящих в тенденцию раннего реализма;

второе направление, имеющее следующие характеристики:

Эстетическое оправдание ухода от социальной и политической борьбы в литературе и в жизни;

Ликвидация дворянского либерализма;

Воплощение консервативного дворянского мировоззрения;

Ориентация на предромантические тенденции молодого буржуазного искусства и развитие этих тенденций в русской литературе;

Развитие в творчестве Муравьева, Львова, Нелединского-Мелецкого, и завершение в творчестве Карамзина.

2. Творческий путь и произведения Карамзина

Карамзин активно развивался и как писатель, и как сотрудник и издатель различных журналов, при этом он первым сделал литературу профессией, приносящей определенный денежный доход, так как до него все писатели занимались литературным делом, не требуя за это материального вознаграждения и не представляя это своей профессией, так как большинство из них служили на государственной службе. Творческую и литературную деятельность Карамзина составляли:

переводы для журнала "Детское чтение";

самостоятельное издание "Московского журнала", в котором печаталось множество собственных произведений Карамзина, например, повесть "Бедная Лиза", принесшая автору огромную популярность, и ода "К милости";

издание альманаха "Аглая" (1793-1794), который также включал в основном произведения самого издателя;

сборник стихотворений и повестей "Мои безделки" (1794);

стихотворный альманах "Аониды" (1796-1799);

издание журнала "Вестник Европы" (1802);

"Письма русского путешественника", которые являются важнейшим литературным произведением Карамзина и имеют следующие характеристики:

Использование жанра записок путешествий;

Показ общества и природы сквозь призму переживаний автора -путешественника, и это являлось основной установкой сентиментализма в этом жанре;

Отличие от "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, так как у Карамзина на первый план выдвинута информационная задача - конкретные сведения о культуре, искусстве, быте и жизни Запада;

Использование множества реальных наблюдений, книжных источников и материалов;

Описание объективных событий и явлений действительности через демонстрацию личного отношения автора к этим явлениям;

Главная тема - не социальная, а индивидуальная, тема личностного "Я";

повесть "Юлия" (1794), имеющая следующие характеристики:

Явилась одном из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе;

Во многом предсказала черты и мотивы психологического романа XIX в.;

Представляет собой повесть без внешних романтических событий, описывающую личный душевный рост человека;

работа над глобальным историческим произведением "История государства Российского" (всего было создано 12 томов "Истории", которая заканчивалась на описании событий "Смутного времени");

создание неоконченной повести "Рыцарь нашего времени", в которой впервые в русской литературе была предпринята попытка изобразить психологию ребенка.

3. Литературная позиция и стиль Карамзина

Литературная позиция и стиль Карамзина отражают реорганизаторские тенденции в русской литературе, и их можно охарактеризовать следующим образом:

тесная связь с политическими взглядами Карамзина, которые сводятся к следующему:

Неприятие революции;

Склонность к монархизму;

Оправдание крепостного права;

Стремление к спокойствию и неприятие любых резких переворотов;

стремление к эстетическому преображению всех жизненных и государственных явлений — государственного устройства, жизни, смерти, любви, нищеты, героизма, подлости и др.;

сведение воедино всех элементов дворянского сентиментализма, которые были накоплены в русской литературе к концу XVIII в., что способствовало распространению литературы за пределы узкого круга интеллигенции;

преобладание тенденции консервативного дворянского мировоззрения, в то время как параллельно с развитием литературной позиции Карамзина как сентименталиста шло и развитие творчества Радищева, также являвшегося сентименталистом, но проповедующего другое его направление, выражавшее революционные стремления демократии;

деформация культа природы западных сентименталистов, что выразилось в замене реализма на идеализацию природных и жизненных явлений и в стремлении через описание природы уйти от реальной действительности и найти прекрасный повод не касаться политических вопросов в творчестве;

изображение внутреннего мира человека во всей его пестроте, случайности, нелогичности и индивидуальности;

субъективизм - основа и закон творчества, где в качестве главной темы выступает личность человека, изображение человеческой души в субъективном ее понимании;

понимание литературного произведения как отражающего не объективную реальность окружающего мира, а индивидуальность и личный характер автора;

ограничение круга анализируемых психологических явлений приятными переживаниями, которые способствовали бы обращению читателя к его собственному душевному миру;

мир искусства — это мир бегства от реальной классовой борьбы и мир хороших людей;

критерий эстетический ценности произведения — его способность создать состояние умиления и спокойствия;

обязательность демонстрации в произведении авторского отношения к излагаемым событиям, ситуациям и явлениям, а также создание ситуации диалога автора с читателем, а не поучение читателя;

главное содержание повестей Карамзина — эмоции, чувства, настроения героев, которые не анализируются и не объясняются, а служат цели создать у читателя состояние "тихой меланхолии";

введение романтики в произведение;

развитие тем бытовой повести на материале русской дворянской действительности, но эти повести не имели реалистического характера, так как не включали в себя описание объективной социальной действительности и опирались на субъективизм;

появление в произведениях разнообразных личных душевных организаций взамен одной лирической души героя-автора, и этот переход осуществляется благодаря рассказу о простых людях и их переживаниях;

отрицание необходимости придерживаться жестких жанровых норм и правил, а ориентация на поиск собственных литературных норм и приемов, необходимых для подлинного изображения переживаний и явлений;

изучение действительности не с целью ее изменения, а с целью ее познания.

4. Значение творчества Карамзина для русской литературы

По мнению большинства исследователей, творчество Карамзина имело следующее важнейшее значение для развития русской литературы:

преобразование и реформа русского языка:

Приближение к живой, естественной разговорной речи;

Выступление против церковно-славянской ориентации языка и его "высокого" стиля;

Выступление против излишнего использования старых слов и славянизмов;

Нежелание обращаться к народному, фольклорному языку, а стремление создать новый литературный язык, отличающийся простотой и естественностью изложения;

Введение изящности и жеманности с целью эстетизации языка;

Использование французской конструкции фразы и семантики, а также использование многих французских слов, и целью этого является стремление как можно ярче выразить переживание или явление, которому не находилось выражения в русском языке;

Создание новых русских слов по принципу калькирования с французских и придания старым словам нового смысла;

Сближение литературного языка с живой разговорной речью дворянства;

Стремление к приятному и легкому звучанию языка;

замена педантизма и школярства в стиле изложения на сентиментальность и светскую легкость;

привитие интереса общества к роману как изображению чувств, внутренних событий и переживаний людей, их внутренней жизни, хотя сами повести Карамзина были ложны в поэтическом отношении;

введение литературы как профессии, а не как любительства;

подготовка почвы для восприятия довольно широким кругом читателей творчества не только Жуковского, но и Пушкина;

создание "Истории государства российского", что способствовало развитию интереса молодежи к прошлому своей страны;

оказание влияния на многих литераторов своего времени и выполнение роли реорганизатора русской литературы;

ознакомление русских читателей с творчеством Шекспира через разбор его пьес в "Письмах русского путешественника";

развитие традиции романтического настроения и открытия индивидуального душевного настроения, что отрицалось канонами классицизма, а впоследствии в литературе XIX в. представлялось творческим методом лирики и прозы сначала романтизма, а затем реализма;

открытие для русской повествовательной прозы сложного психологического анализа лирического "Я" и соответственно открытие проблемы характера и психологического анализа героя, демонстрация изменяемости душевной жизни и характера героя;

узаконивание таких повествовательных жанров прозы, как повесть и новелла;

разработка жанра очерка и художественно написанной статьи;

утверждение права писателя не подчиняться жестким жанровым требованиям, а создавать новые, индивидуальные и уникальные типы произведений;

преодоление свойственного многим дворянским писателям того времени культурного сепаратизма - что наиболее ярко видно в "Письмах русского путешественника" и подготовило почву для интернационализма чисто русской культуры Пушкина.

Привычные слова, как благотворительность, достопримечательность и даже влюбленность, часто нами используются. Но мало кому известно, что если бы не Николай Карамзин, то, может, они никогда и не появились бы в словаре русского человека. Творчество Карамзина сравнивали с произведениями выдающегося сентименталиста Стерна, и даже ставили писателей на одну ступень. Обладая глубоким аналитическим мышлением, он сумел написать первую книгу «Истории государства Российского». Сделал Карамзин это, не описывая отдельный исторический этап, современником которого он являлся, а подавая панорамное изображение исторической картины государства.

Детство и юность Н. Карамзина

Родился будущий гений 12 декабря 1766 года. Вырос и воспитывался в доме своего отца Михаила Егоровича, который был отставным капитаном. Николай рано потерял мать, поэтому его воспитанием полностью занимался папа.

Как только научился читать, мальчик брал книги из библиотеки своей матери, среди которых были французские романы, произведения Эмина, Роллена. Начальное образование Николай получал дома, затем учился в Симбирском дворянском пансионе, а после, в 1778 году, его отправили в пансион профессора Московского.

Еще в детстве он начал интересоваться историей. Этому поспособствовала книга по истории Эмина.

Пытливый ум Николая не давал ему сидеть долго на месте, он занялся изучением языков, ходил слушать лекции в Московский университет.

Начало карьеры

Творчество Карамзина берет свое начало со времен, когда он служил в Преображенском гвардейском полку Петербурга. Именно в этот период Николай Михайлович начинает пробовать себя в амплуа писателя.

Способствовали формированию Карамзина как художника слова и знакомства, которые он заводил в Москве. Среди его приятелей были Н. Новиков, А. Петров, А. Кутузов. В этот же период он приобщился к общественной деятельности - помогал в подготовке и выпуске журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Период службы стал не только началом Николая Карамзина, но и сформировал его как личность, дал возможность завязать много знакомств, которые были полезны. После смерти отца Николай решается бросить службу, чтобы никогда к ней не возвращаться. В свете в то время это расценивалось как дерзость и вызов обществу. Но кто знает, если бы он не бросил службу, то смог бы издать свои первые переводы, а также оригинальные сочинения, в которых прослеживается живой интерес к исторической тематике?

Поездка в Европу

Жизнь и творчество Карамзина круто поменяли свой привычный уклад, когда с 1789 по 1790 гг. он путешествует по Европе. В ходе поездки писатель посещает Иммануила Канта, что произвело на него недюжинное впечатление. Николай Михайлович Карамзин, хронологическая таблица которого пополняется и присутствием во Франции во время Великой французской революции, впоследствии пишет свои «Письма русского путешественника». Именно это произведение делает его знаменитым.

Существует мнение, что именно эта книга открывает отсчет новой эпохи русской литературы. Это небезосновательно, поскольку такие подорожные записки не только были популярными в Европе, но и нашли своих последователей в России. Среди них А. Грибоедов, Ф. Глинка, В. Измайлов и многие другие.

Отсюда «растут ноги» и у сравнения Карамзина со Стерном. «Сентиментальное путешествие» последнего по тематике напоминает произведения Карамзина.

Приезд в Россию

Вернувшись на Родину, Карамзин решает поселиться в Москве, где продолжает свою литературную деятельность. Кроме того, он становится профессиональным писателем и журналистом. Но апогеем этого периода является, конечно же, издание «Московского журнала» - первого русского литературного журнала, в котором публиковались и произведения Карамзина.

Параллельно он выпустил сборники и альманахи, которые укрепили его в качестве отца сентиментализма в российской литературе. Среди них «Аглая», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки» и другие.

Более того, император Александр I учредил звание придворного историографа для Карамзина. Примечательно, что после никто не удостоился подобного титула. Это не только укрепило Николая Михайловича, но и упрочило его статус в обществе.

Карамзин как писатель

К писательскому сословию Карамзин примкнул уже будучи на службе, так как попытки попробовать себя на этом поприще в университете не увенчались большим успехом.

Творчество Карамзинаусловно можно поделить на три основных линии:

  • художественная проза, которая составляет существенную часть наследия (в перечне: рассказы, повести);
  • поэзия - ее значительно меньше;
  • беллетристика, исторические труды.

В целом, влияние его произведений на российскую литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество - произошли изменения, которые сделали отрасль гуманной.

Карамзин - писатель, ставший отправной точкой новой российской литературы, эпоха которой продолжается и по сей день.

Сентиментализм в произведениях Карамзина

Карамзин Николай Михайлович перевел внимание писателей, а, как следствие, и их читателей, на чувства как доминанту человеческой сущности. Именно эта черта и является основополагающей для сентиментализма и отделяет его от классицизма.

В основе нормального, естественного и правильного существования человека должно быть не рациональное начало, а высвобождение чувств и порывов, усовершенствование чувственной стороны человека как таковой, которая дана природой и является естественной.

Герой больше не типичен. Его индивидуализировали, придали ему неповторимость. Его переживания не лишают его сил, а обогащают, учат чувствовать мир тонко, отзываться на изменения.

Программным произведением сентиментализма в российской литературе принято считать «Бедную Лизу». Это утверждение не совсем верно. Николай Михайлович Карамзин, творчество которого взорвалось буквально после публикации «Писем российского путешественника», сентиментализм ввел именно подорожными записками.

Поэзия Карамзина

Стихотворения Карамзина занимают куда меньше места в его творчестве. Но не стоит преуменьшать их значимость. Как и в прозе, Карамзин-поэт становится неофитом сентиментализма.

Поэзия того времени ориентировалась на Ломоносова, Державина, тогда как Николай Михайлович меняет курс на европейский сентиментализм. Происходит переориентация ценностей в литературе. Вместо внешнего, рационального мира, автор копается во внутреннем мире человека, интересуется его духовными силами.

В отличие от классицизма, героями становятся персонажи простой жизни, повседневности, соответственно, объект стихотворения Карамзина - простая жизнь, как он сам утверждал. Само собой, при описании обыденности поэт воздерживается от пышных метафор и сравнений, используя стандартные и простые рифмы.

Но это вовсе не означает, что поэзия становится бедной и посредственной. Напротив, суметь подобрать доступные чтобы они произвели должный эффект и при этом донесли переживания героя - вот основная цель, которую преследует поэтическое творчество Карамзина.

Стихи не являются монументальными. Они часто показывают двойственность человеческой натуры, два взгляда на вещи, единство и борьбу противоположностей.

Проза Карамзина

Отображенные в прозе эстетические принципы Карамзина встречаются и в его теоретических трудах. Он настаивает на отходе от классицистической зацикленности на рационализме к сенситивной стороне человека, его духовному миру.

Основная задача - склонить читателя к максимальной эмпатии, заставить переживать не только за героя, но и вместе с ним. Таким образом, сопереживание должно привести к внутреннему преобразованию человека, заставить его развивать свои духовные ресурсы.

Художественная сторона произведения так же построена, как и у стихотворений: минимум речевых сложных оборотов, пышности и вычурности. Но дабы те же записки путешественника не были сухими отчетами, в них ориентация на отображение менталитета, характеров выходит на первый план.

Повести Карамзина детально описывают происходящее, зацикливаясь на чувственной природе вещей. Но так как впечатлений от заграничной поездки было много, то на бумагу они переходили сквозь сито авторского «Я». Он не привязывается к упроченным в сознании ассоциациям. Например, Лондон ему запомнился не Темзой, мостами и туманом, а вечерами, когда зажигают фонари, и город сияет.

Персонажи находят писателя сами - это его попутчики или собеседники, которых Карамзин встречает в ходе путешествия. Стоит отметить, что это не только знатные особы. Он без стеснения общается и со светскими львицами, и с бедными студентами.

Карамзин - историк

ХІХ век приводит Карамзина к истории. Когда Александр І назначает его придворным историографом, жизнь и творчество Карамзина снова претерпевают кардинальные изменения: он отказывается от литературной деятельности полностью и погружается в написание исторических трудов.

Как ни странно, но первое свое историческое произведение, «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении», Карамзин посвятил критике реформ императора. Целью «Записки» было показать консервативно настроенные слои общества, а также их недовольство либеральными реформами. Также он старался найти доказательства бесполезности таких реформ.

Карамзин - переводчик

Структура «Истории»:

  • введение - описана роль истории как науки;
  • история до 1612 года со времен кочевых племен.

Каждый рассказ, повествование заканчивается выводами морально-этического характера.

Значение "Истории"

Как только завершил работу Карамзин, «История государства Российского» буквально разлетелась, как горячие пирожки. За месяц было продано 3000 экземпляров. «Историей» зачитывались все: причиной тому не только заполненные белые пятна в истории государства, но и простота, легкость изложения. На основе этой книги потом было не одно поскольку «История» стала еще и источником сюжетов.

«История государства Российского» стала первым аналитическим трудом по Также стала шаблоном и примером для дальнейшего развития интереса к истории в стране.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) -- прозаик, поэт, журналист, историк, крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.

Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства.

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" -- не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.

Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.

В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.

С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры -- утонченного, "чувствительного", с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.

Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать.

Изменение общественно-политической ситуации 1801--1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели -- стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.

В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.

Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй -- в 1806, третий -- в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории..."

Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."

Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.

Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 -- десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.

Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя -- им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.

Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи.

Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии.

Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию развития. форматор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх