Мхат причины раздела в 1987 г. Убиение легенды (мхат)

4 декабря Минкультуры РФ уволило Татьяну Доронину с поста художественного руководителя МХАТа имени Горького. Она возглавляла театр последние 30 лет. Новым худруком заведения стал продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков - бывший руководитель театра «Практика» и премии «Золотая маска». Доронина тоже останется в театре - на специально учрежденной должности президента МХАТа. Рассказываем, как она пришла на сцену, возглавила МХАТ и что будет с театром в ближайшем будущем.

МХАТ: начало

Московский художественно-общедоступный театр, впоследствии получивший название МХАТ, был основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году. Тогда же на его сцене состоялась премьера спектакля «Чайка», ставшего визитной карточкой театра. В 1901 году заведение переименовали в Московский художественный театр и перевели в здание в Камергерском переулке, где сейчас располагается МХТ имени Чехова.

Татьяна Доронина пришла в труппу МХАТа в 1966 году - этому предшествовала работа в Сталинградском областном драматическом театре имени Горького, Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола, Большого драматического театра имени Горького и две роли в кино.

На сцене МХАТа Доронина выступала до 1972 года. За это время она участвовала в постановках «На дне», «Братья Карамазовы», «Три сестры», «Дульсинея Тобосская» и других. Затем актриса перешла в Театр имени Маяковского, но в 1983-ем вернулась в МХАТ по приглашению художественного руководителя Олега Ефремова. До драматичного разделения театра она успела сыграть роли в двух спектаклях - поставленной Ефремовым «Скамейке» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Разделение театра

В 1987 году МХАТ разделился на два театра - МХАТ имени Чехова во главе с Олегом Ефремовым и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина.

По словам коллег, Ефремов постоянно пытался реформировать театр - для этого он вводил основной, вспомогательный и переменный составы, но, как правило, это заканчивалось скандалами. С приходом к власти Михаила Горбачева, который подружился с Ефремовым, режиссер решился на крайние меры, и по Москве стали распространяться слухи о разделении театра.

Ефремов уходил в здание в Камергерском переулке и забирал с собой лучшую половину труппы - известных актеров, «сливки» театрального сообщества. Остальные - артисты преклонного возраста и актеры «второго плана» - обратились к Татьяне Дорониной с просьбой возглавить собственную труппу. И актриса, чьи отношения с Олегом Ефремовым к тому времени окончательно испортились из-за отсутствия ролей, согласилась, оставшись в здании на Тверском бульваре с МХАТом имени Горького. Ефремов возглавил второй МХАТ - имени Чехова. А ведь еще совсем недавно Доронина и Ефремов дружили и даже играли влюбленных в фильмах «Три тополя на плющихе» и «Еще раз про любовь» (оба - 1968), а коллеги и зрители поговаривали, что артистов связывают романтические отношения.

Сложный период

Итак, в столице образовалось сразу два Московских художественных академических театра, которые в народе сразу разделили на «мужской» и «женский». При этом для Дорониной было принципиально сохранить за своим театром имя Максима Горького, и она это сделала.

Сама артистка считает, что ее театру сразу был объявлен бойкот. В МХАТ имени Горького до сих пор не часто заходят критики, а в первое время туда опасались приходить и режиссеры. А потому многие спектакли Дорониной приходилось ставить самостоятельно. А еще худрук до сих пор выходит на сцену - так, спектакль «Васса Железнова» с народной артисткой СССР в главной роли можно будет посмотреть 29 декабря, 26 января и 16 февраля.

Что будет дальше

Министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал, что после смены руководства МХАТ имени Горького «сохранит свою патриотическую, яркую позицию» и будет развиваться. Более того, по его словам, поддержка театра со стороны Минкульта увеличится, при этом ни одна из успешных постановок не будет снята со сцены.

В свою очередь советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой подчеркнул, что команду Дорониной, назначенной на должность президента театра, пополнят молодые специалисты, которые «смогут придать новое дыхание театральной жизни МХАТа».

Надо отметить, что заместителем худрука театра по творческой работе отныне будет заслуженный артист России Сергей Пускепалис, а по литературной части - писатель Захар Прилепин.

Как сообщает пресс-служба министерства, Татьяна Доронина поблагодарила Минкультуры России за бережное отношение к сотрудникам театра. Она согласилась «с позицией Владимира Мединского, что и актерский, и другие цеха надо сохранить». Также актриса заявила, что постарается помочь новым коллегам в вопросах «репертуарной политики». «На мой взгляд, самое важное - не становиться формалистами и сохранить тенденции реалистического театра», - заключила она.

По материалам eg.ru.

Назначенный в конце 2018 года художественным руководителем Московского художественного академического театра имени Горького Эдуард Бояков сообщил об очередном нововведении в жизни театра - после введения «сухого закона» он объявил о начале сотрудничества с Росгвардией. По словам самого худрука МХАТа, причиной для такого решения стала не борьба за посещаемость, а стремление напомнить росгвардейцам о важности культуры, а актерам - о патриотизме. «Газета.Ru» вспоминает, как в результате несогласия с действиями руководства театра в конце 80-х в Москве появилось два МХАТа.

После бурных событий, которые пришлись на историю театра в первой половине века, МХАТ СССР им. Горького превратился в образцовый экспонат - репертуарная политика серьезно ужесточилась, на сцене разыгрывались рекомендованные «сверху» пьесы, популярность которых среди публики была крайне невысока. Утвержденный начальством слабый материал не позволял молодым артистам набраться необходимых навыков, а опытные актеры теряли квалификацию и веру в профессию.

С приходом «оттепели» ситуация изменилась, но не исправилась.

Единое видение подхода к выбору пьес было утрачено, многие постановки не были рассчитаны на продолжительную сценическую жизнь, а решение о назначении того или иного исполнителя на роль стало определяться интересами ведущих актеров. Таким образом, была нарушена перекличка между спектаклями, возможность творческого диалога между авторами и внутренняя драматургия развития художественных идей внутри театра.

Неровная подача материала, нечеткость позиции, непонимание нужд сегодняшнего дня и нечуткость к требованиям будущего вели к потере зрителей и утрате лидирующих позиций на театральной сцене Москвы и России . Чтобы исправить ситуацию, было решено отказаться от коллективного руководства. Старейшие актеры театра вместе с чиновниками Министерства культуры выбрали на пост главного режиссера театра актера Олега Ефремова .

«Осенью 1970 года Ефремов начал перестройку Художественного театра. К моменту прихода Ефремова в труппе было полторы сотни актеров, многие из которых годами не выходили на сцену. Театр изнемог от внутренней борьбы и группировок», - вспоминал историк театра Анатолий Смелянский .

Первым же спектаклем, который увидели зрители на сцене МХАТ под новым руководством, стала «Дульсинея Тобосская». На главную роль Ефремов пригласил Татьяну Доронину . За пару лет до этого они стали главной парой советского кинематографа - в 1968 году с разницей всего в месяц вышли сразу два фильма с их участием: «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь». За год их посмотрели 62 млн человек.

Однако премьера не оправдала ожиданий Дорониной. Она покинула МХАТ и вернулась в театр лишь в 1983 году. Первой ролью после возвращения стала работница чулочной фабрики в «проблемной» пьесе Александра Гельмана «Скамейка». Как рассказывал позднее в интервью «7Дней» Евгений Новиков , заведовавший труппой МХАТа в конце восьмидесятых, Доронина помогла Ефремову пробить постановку «Скамейки», так как за это он пообещал ей «чуть ли не роль Анны Карениной ».

«Татьяне стоило только взмахнуть ресницами, и министр культуры пьесу разрешил. Но почему-то на этом карьера Дорониной в ефремовском МХАТе в общем-то и закончилась. Кроме роли в «Скамейке», которую она ненавидела, Таня у Олега так ничего толком не сыграла. При этом к Ефремову с претензиями обращаться было бесполезно. Он ненавидел, когда актеры выпрашивали роли. «Есть интересы театра», - говорил он», - рассказал Новиков.

По его словам, уже тогда у Дорониной «в сердце начал зреть бунт против Ефремова».

Несмотря на предпринимаемые попытки, Ефремову не удавалось найти к организации работы театра верный подход - труппа разрослась до 180 человек. Контролировать работу артистов театра становилось все сложнее, многие именитые актеры подолгу оставались без ролей. Ситуация подогревалась подготовкой к переезду в историческое здание в Камергерском переулке после ремонта.

«Причем в Министерстве культуры ему предлагали гораздо более простой выход из ситуации - уволить ту часть труппы, которая ему не нужна И уволь он этих сто человек - никто бы ему ничего не сказал. А отец не смог. Он просто отделил их от себя, сделав две труппы», - рассказала его дочь Анастасия.

О решении разделить МХАТ Ефремов объявил 6 ноября 1986 года. Общее собрание труппы, на котором решалась судьба театра, продлилось три дня с перерывами только на сон. В один из дней заседания Гельман заявил, что разделить театр также просто, как разрезать лист бумаги, чем вызвал волну возмущения. Олег Табаков потребовал выйти вперед всех, кто поддерживал Ефремова - по воспоминаниям очевидцев, таких оказалось около 40 человек.

«Тут поднялся с места наш актер, Юрий Пузырев , и сказал: «Нам тоже надо выбрать кого-то ответственного. Кто будет представлять наши интересы. Может, Татьяну Васильевну? Проголосуем?» Доронина сидела тут же и молчала… И, раз - единогласно за нее сто человек проголосовали. Вот так, в одну минуту, все было решено», - вспоминал Новиков.

Доронина согласилась возглавить отделившуюся часть труппы, несмотря на то, что саму ее Ефремов приглашал остаться. Однако после его слов о том, что оставшиеся без работы актеры могут пойти работать «хоть в клуб „Каучук“, Доронина заявила, что не останется под его руководством.

В 1987 году возмущение Ефремова вызвало коллективное письмо, написанное артистами МХАТа в Министерство культуры. В тексте письма шла речь о его злоупотреблении алкоголем - ставился вопрос о неприемлемости дебоша на гастролях в Болгарии.

»Театр находится у той черты, у того порога, за которым нельзя уже будет скоро играть совместные спектакли. В дело пошли доносы, исчезли остатки интеллигентности, даже элементарной порядочности. Поэтому прошу сегодня труппу проголосовать за мое предложение о создании двух сцен внутри объединения «Художественный театр», - говорится в стенограмме выступления Ефремова.
«Я не прощаю разделение художественного театра. Никакого раскола не было, потому что труппа целиком проголосовала против разделения, но несмотря на это, силовым приемом, очень грубым, подписанным министерством и с подачей Шатрова, Гельмана, Смелянского, за подписью Ефремова, было определено и явилось насилием над театром, в результате чего произошла просто трагедия», - говорила Доронина в интервью РЕН ТВ.

Актриса выражала крайнее сожаление в связи с тем, что «выпестованные» в художественном театре актеры оказались за бортом, а в сам театр попали люди, которые не имели отношения к школе-студии МХАТ.

Театральный раскол надолго испортил и отношения между Ефремовым и Дорониной, несмотря на сохранявшееся взаимное профессиональное уважение. Только в ходе встречи в Министерстве культуры, посвященной столетию МХАТа, он решился обратиться к своей бывшей партнерше и конкуренту с предложением «серьезно поговорить».

«Только вот Танина реакция была явно не той, какую Ефремов ожидал. Как ни в чем не бывало она расплылась в улыбке: «Олежечка, здравствуй!» У Ефремова вытянулось от удивления лицо…» - вспоминал Новиков.

После этого руководители обоих театров обменялись приглашениями на юбилейные мероприятия, однако посетить их не смогли. Только через год после этого тяжело больной Ефремов все-таки пришел в театр Дорониной на спектакль «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова . Он отказался пройти за кулисы, чтобы выпить чай с артистами и, по воспоминаниям очевидцев, вышел из театра со слезами на глазах.

Эти двое великолепно играли любовь, а в жизни выбрали себе совершенно иные роли. Правда о расколе знаменитого МХАТа

У них было много общего: оба дети войны, оба оканчивали Школу-студию МХАТ, считались одними из самых перспективных студентов и не были распределены в «титульный» театр. Оба потом были приглашены туда. Оба дебютировали в одном и том же фильме, а затем неоднократно играли вместе – и в кино, и на сцене. И именно их имена 30 лет назад стали символом самого громкого советского театрального скандала.

Она играла, Ефремов спал

1968 год. В конце весны на экраны выходит фильм «Три тополя на Плющихе». Мы даже не узнаем имени героя Олега Ефремова , но навсегда запомним его взгляд, которым он, таксист, смотрит на свою случайную пассажирку. В этом взгляде нет страсти, нет желания соблазнить, а есть только огромное счастье неожиданного обретения родной души. И хотя эти двое расстанутся через час и больше никогда не увидятся, вот уже полвека «Три тополя на Плющихе» убежденно считают одним из лучших фильмов о любви.


Очень быстро вслед за «Тополями…» выходит «Еще раз про любовь», где снова Доронина и Ефремов. Он любит ее, она любит другого… Зрители уверены: в жизни у них роман. Некоторые общие знакомые актеров сейчас поговаривают: там явно что-то было, Ефремов сам неоднократно утверждал, что не может играть любовь с актрисой, которой не увлечен.

Доронина же всегда уверяла: никакого романа, Ефремов вообще уходил спать, когда в «Тополях…» она играла собственные сцены. Вот в это верится абсолютно – в те годы Ефремов уже гремел на всю страну как создатель и руководитель театра «Современник». Он не только тащил на себе труппу и хозяйство, но и играл на сцене и в свободное время снимался. И наверняка недосыпал.

Из первого эшелона

На самом деле это была не первая встреча актеров на съемках. В 1955 году оба дебютировали в кино в фильме «Первый эшелон» про студентов, поехавших на целину. Ефремов сразу играл главную роль, секретаря комсомольской организации. Любопытно, что одними из начальных реплик у Ефремова в фильме были: «Не умеешь пить – не пей!» и «Надо всё взбаламутить». Очень символично - применительно к биографии самого Олега Николаевича.

Дорониной же достался эпизод. Она там темненькая, кудрявая и очень вздорная – не похожа на своих будущих киношных героинь, белокурых, нежных и жертвенных.

К середине 60-х Доронина прославилась на сцене Большого драматического театра в Ленинграде. Ее обожал главный режиссер Георгий Товстоногов и не любила труппа. Татьяна Васильевна с молодости отличалась характером, а она сама утверждает, что когда у человека есть характер, к нему сразу приставляют эпитет «плохой».


Но в 1966 году Татьяна Васильевна переехала из Питера в Москву, выйдя замуж за драматурга Эдварда Радзинского , и поступила во МХАТ, носивший тогда имя пролетарского писателя Горького . Позже она назвала это одной из главных ошибок своей жизни – расставание с БДТ и то, что она «поставила личную жизнь почти наравне с театром».


Сцена из спектакля МХАТ им. Горького «Дульсинея Тобосская». Слева – О. Ефремов, справа – Т. Доронина

Ефремов придет в Художественный театр в 1970-м, приглашенный туда «стариками», чтобы вытащить театр из кризиса. Он сразу ставит спектакль «Дульсинея Тобосская», где играет сам и отдает Дорониной заглавную роль. Но премьера проходит без помпы. Самолюбивая, яркая, привыкшая быть первой и единственной, а главное – хотевшая снова найти «своего» режиссера, Доронина уходит в Театр им. Маяковского на целых 11 лет. В этот период Доронина и Ефремов встретились на съемках восьмисерийной «Ольги Сергеевны».

Жизнь Дорониной в «Маяковке» начиналась блистательно. Вся Москва ломилась на спектакли «Человек из Ламанчи», где она снова играет Дульсинею , только совсем другую; «Чайка», «Кошка на раскаленной крыше», «Да здравствует королева, виват!» - в этом спектакле она воплощала одновременно Елизавету и Марию Стюарт , и делала это, по выражению критиков, как «две королевы», то есть с двойным блеском и успехом. Но вот в театр приходит молодая Наталья Гундарева , столь же темпераментная, такая же статная, и вводится во второй состав «Банкрота». И Доронина покидает театр и возвращается в 1983 году во МХАТ.


200 «тополей» на Тверском

Говорят, что Доронина помогала Ефремову не только как выдающаяся актриса. В то время на посту министра культуры находился Петр Демичев , вроде как влюбленный в Татьяну Васильевну. Она «одним взмахом ресниц» якобы решала все вопросы. А проблем во МХАТе уж точно было хоть отбавляй. Редкие удачи чередовались с обычными спектаклями. Если к моменту прихода Ефремова «чересчур громоздкая» труппа насчитывала полторы сотни человек, то к середине 80-х она распухла до почти двухсот. В театре с трудом уживались те, кто еще застал Станиславского , и приглашенные Ефремовым «современники».


Ирина Мирошниченко рассказывала, что корифеи получали министерские зарплаты и играли несколько спектаклей в месяц, в то время как молодежь, имевшая скромные оклады, тащила репертуар сразу на двух сценах – основной (тогда на Тверском бульваре) и в филиале на ул. Москвина (с 1993 г. – Петровский пер.).

Ефремов постоянно пытался реформировать театр, помня опыт «Современника», где основная труппа была строго ограничена по размеру. Он вводил основной, вспомогательный, переменный составы, но, кроме склок, это ничем не кончалось. И вот, с приходом Горбачева , который очень подружился с Ефремовым и, видимо, вдохновленный словом «перестройка», Ефремов затевает что-то из ряда вон выходящее. По Москве носятся слухи: во МХАТе, в этом придворном, обласканном театре – раскол.

За 30 лет (а театр разделился в 1987 году), у многих участников событий появились собственные, сильно разнящиеся версии произошедшего. Одни считают, что Ефремов хотел часть труппы экспериментально перевести на хозрасчет (больше играешь – больше зарабатываешь), а часть оставить на обычных советских условиях.

При этом «хозрасчетные» играли бы уже не на Тверском, а в исконных стенах МХАТа в Камергерском, где тогда заканчивалась реконструкция. Остальные должны были уйти на улицу Москвина, а само здание на Тверском вроде хотели передать театру Дружбы народов (прообраз нынешнего Театра наций). При этом Ефремов оставался бы главным режиссером и основного, и «филиального» театров.

Но если все выглядело так прогрессивно, то почему ночами шли бесконечные партийные и профсоюзные собрания, почему до сих пор рассказывают о том, как «подкупали» голоса, что обещали. Ведь тогда скоропостижно умер знаменитый «Иван Бровкин» - Леонид Харитонов , пыталась покончить с собой известная актриса театра и кино Елена Королева.

Больше все-таки походило на то, что Ефремов забирал себе «сливки», а остальных отдавал на произвол судьбы. Доронина считает, что Ефремова подтолкнули к этому шагу те, кто его окружали, и выглядело это, по ее словам, просто неприлично. Жертвами должны были стать в основном актеры среднего и пожилого возраста, незаметные «рабочие» лошадки.

Осталась только «Нежность»

Как решали, кто с кем уйдет, до сих пор непонятно. То ли драматург Гельман на одном из собраний «разделил» МХАТ, разорвав список труппы пополам, то ли Табаков , опять же на одном из бесконечных совещаний, устав от происходящего, вышел и сказал: «Кто с Ефремовым – идите за мной», то ли эти слова произнес сам главреж.

Доронина, конечно, была в «ефремовском списке». Но именно к ней обратились актеры, которым не светило перейти на заманчивый хозрачет. Почему именно к Дорониной – тоже до конца не ясно. Но к тому моменту у актрисы накопилось много претензий к Ефремову. В ее репертуаре практически не было ролей. К тому же Доронина не могла простить Ефремову периодических запоев, когда жизнь театра словно останавливалась.

Сейчас можно увидеть только документальные кадры одного из собраний периода раскола, где Татьяна Васильевна резко критикует Ефремова с трибуны, а он, обхватив голову, смотрит в стол президиума. Тогда журналистам не разрешили записывать выступления, но и так многое понятно без слов.

Дело кончилось тем, что в Москве образовались два МХАТа. Их тут же окрестили «мужским» и «женским». Ефремов переехал в родной Камергерский, за Дорониной все же осталось здание на Тверском, а идея театра Дружбы народов временно увяла.

Татьяна Васильевна принципиально оставила за своим театром имя Горького и до сих пор стремится удержать «не модные» традиции театрального искусства.

Актрисе, которой в следующем году исполнится 85 лет, постоянно приходилось преодолевать трудности. Она сама считает, что ее театру практически сразу был объявлен бойкот. Туда до сих пор не очень любят ходить критики, а первые годы побаивались приходить и режиссеры. Одним из тех, кто нарушил негласный «запрет», был Роман Виктюк .

Многие спектакли Доронина, как она говорит, была вынуждена ставить самостоятельно. До сих пор она выходит на сцену. Одна из ее коронных ролей – Васса Железнова в пьесе все того же Горького.

Долгие годы Доронина и Ефремов не общались. Говорят, что победители великодушны, но в этой истории не победил никто. Несмотря на возвращение в намоленный Камергерский и присвоение театру имени А.П. Чехова, никаких радикальных перемен Ефремов почти не добился. В сердцах даже его любимых актеров история с расколом не зарубцевалась. Прежде друзья и единомышленники Ефремова, многие ведущие актеры ушли из театра, не без стараний Олега Николаевича.

После раскола судьба отпустила Ефремову еще 13 лет, он умер весной 2000 года. Рассказывают, что Олег Николаевич побывал на одном из спектаклей у «врагини», вышел и сказал: «Прекрасно ребята играют, но непонятно, ради чего».


Доронину не видели на похоронах Ефремова, но это ничего не означает. Спустя годы Татьяна Васильевна отзывается о нем как о настоящем человеке театра, достойном самой светлой памяти.

А зритель 50 лет неотрывно смотрит, как она поет ему про нежность…

Пути Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в жизни неоднократно пересекались: оба окончили Школу-студию МХАТ, а в 1955 году дебютировали в фильме «Первый эшелон» . Затем они часто играли вместе — и в кино, и на сцене.

В 1967 году артисты снялись в картинах «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь» , окончательно утвердившись в статусе главной пары советского кинематографа. В те годы Ефремов уже гремел на всю страну не только как талантливый актер, но и как создатель и руководитель театра «Современник». Спустя три года он получил приглашение на пост главного режиссера Художественного театра.

«К моменту прихода Ефремова в труппе было полторы сотни актеров, многие из которых годами не выходили на сцену. Театр изнемог от внутренней борьбы и группировок», — вспоминал историк .

Дебютным спектаклем Ефремова на сцене МХАТ стала «Дульсинея Тобосская». На главную роль он пригласил Доронину. Вскоре после этого в 1971 году она начала десятилетнее сотрудничество с режиссером «Маяковки» . Здесь актрису ждал настоящий успех: она сыграла главные роли в спектаклях «Человек из Ламанчи», «Беседы с Сократом», «Аристократы» и «Виват, королева, виват!», в которой исполнила сразу две роли — Марию Стюарт и Елизавету Тюдор.

Однако в начале 80-х отношения между Дорониной и Гончаровым заметно ухудшились, когда в труппу пришла восходящая звезда . После того как режиссер поручил главную роль в спектакле «Банкрот» главной соперницей Дорониной, она сочла его поступок за личное оскорбление.

В 1983 году артистка по приглашению Ефремова вернулась в родной МХАТ, где сыграла в пьесе «Скамейка» Александра Гельмана. Как рассказывал позднее , заведовавший труппой МХАТа в конце 80-х, с этой постановкой карьера Дорониной в Художественном театре закончилась.

«Кроме роли в «Скамейке», которую она ненавидела, Таня у Олега так ничего толком не сыграла. При этом к Ефремову с претензиями обращаться было бесполезно. Он ненавидел, когда актеры выпрашивали роли», — отмечал он в интервью «7Дней» .

По словам Новикова, уже тогда у Дорониной «в сердце начал зреть бунт против Ефремова».

Новоявленный режиссер пытался всячески реформировать театр. Опираясь на опыт «Современника», где основная труппа была строго ограничена по размеру, он решил ввести основной, вспомогательный и переменный составы. Кроме того, по слухам, Ефремов намеревался перевести часть труппы на хозрасчет (когда зарплата зависит от количество спектаклей), а другую — оставить на обычных условиях.

О решении разделить МХАТ постановщик объявил 6 ноября 1986 года. Общее собрание труппы, на котором решалась судьба театра, продлилось три дня с перерывами только на сон. В один из дней заседания драматург заявил, что разделить театр так же просто, как разрезать лист бумаги, чем усилил разногласия внутри коллектива.

Тогда потребовал выйти вперед всех, кто поддерживал Ефремова — по воспоминаниям очевидцев, таких оказалось около 40 человек. Тут же последовала и ответная реакция.

«Тут поднялся с места наш актер, и сказал: «Нам тоже надо выбрать кого-то ответственного. Кто будет представлять наши интересы. Может, Татьяну Васильевну? Проголосуем?» сидела тут же и молчала… И, раз — единогласно за нее сто человек проголосовали. Вот так, в одну минуту, все было решено», — вспоминал Новиков.

Доронина согласилась возглавить часть труппы, несмотря приглашение Ефремова остаться с ним.

В 1987 году артисты МХАТа написали против Ефремова коллективное письмо, в котором сообщили о его злоупотреблении алкоголем. Во время гастролей в Болгарии режиссер якобы напился за кулисами театра, а затем устроил дебош.

«Театр находится у той черты, у того порога, за которым нельзя уже будет скоро играть совместные спектакли. В дело пошли доносы, исчезли остатки интеллигентности, даже элементарной порядочности. Поэтому прошу сегодня труппу проголосовать за мое предложение о создании двух сцен внутри объединения «Художественный театр», — говорится в стенограмме выступления Ефремова.

В ответ на это актеры, отделившиеся вместе с Дорониной, потребовали отдельное помещение для своего театра, в результате чего им удалось отстоять здание на Тверском бульваре.

«Есть люди, которых я не прощаю. И я не прощаю разделение художественного театра. Никакого раскола не было, потому что труппа целиком проголосовала против разделения, но несмотря на это, силовым приемом, очень грубым, подписанным министерством и с подачей Шатрова, Гельмана, Смелянского, за подписью Ефремова, было определено и явилось насилием над театром, в результате чего произошла просто трагедия», — признавалась Доронина в интервью в 2015 году.

Говоря о своих взаимоотношениях с , актриса подчеркивала, что считает его блистательным актером и партнером, но простить раскол никогда не может. «Но, что он позволил это насилие и зачем понадобилось раскалывать это...» — рассказывала она.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх