Как на нас влияет наше окружение. Наше окружение, за что мы благодарим его

Мы все становимся похожими на тех, с кем проводим большую часть времени. И если ты хочешь преуспеть в выбранной тобой сфере деятельности и в жизни в целом, то следует намеренно окружить себя успешными людьми! Вокруг должны быть только целеустремленные и позитивно настроенные люди, которые занимаются саморазвитием и постоянно развиваются, благодарные жизни за свои успехи и что немаловажно, поднимающие тебя духовно.

Про влияние окружения на успех человека

Я знаю много людей, которые плохо учились в школе, но достигли успеха во многих сферах жизни. А те, которые закончили с золотыми медалями и красными дипломами остались в большинстве своем некими «середнячками». И вроде цели есть, и сила воля, работают день и ночь, но кардинально их жизнь никак не меняется год от года. А другие вроде и не так много работают, но им удается создать жизнь своей мечты!

Так почему же одним в жизни везет, а другим нет. Этот феномен исследовал Томас Леонард — «отец персонального коучинга». За более чем двадцатилетнюю карьеру работы с людьми по достижению целей и раскрытию их внутреннего потенциала, им были выявлены некие закономерности, которые влияют на успех в большей степени. Он назвал это формулой успеха.

10% знаний и навыков + 40% мышление + 50% окружение = успех

Знания и навыки

Учись хорошо и будет в твоей жизни успех. Так говорят нам учителя в школах и преподаватели в институтах. Это утверждение было верно несколько десятилетий назад. Сейчас оно не работает. И я это очень сильно почувствовал в своей жизни. Я закончил школу с красным дипломом, потом были высшие учебные заведения, но эти знания никак не повлияли на мой успех и качество жизни в целом. Сейчас знания – это скоропортящийся товар. Мы живем в информационную эпоху. Каждый имеет доступ к Интернету, бери и пользуйся. Но этого совершенно недостаточно, чтобы в лучшую сторону. Поэтому только 10%…

Мышление

Высота ваших достижений равна глубине ваших убеждений

— Уиллиам Сколавино

40% нашего мировосприятия помогают нам воспользоваться 10% знаний. Очень много в жизни я встречал «всезнаек». Что же ты так живешь, если так много всего знаешь. Знать – это еще не значит делать. Именно определенный склад мышления помогает человеку совершать действия и двигаться вперед несмотря на всякие преграды. К мышлению необходимо отнести веру в себя и свои силы, доверие своей интуиции, открытость к изменениям, видение позитивной стороны во всем и другие составляющие. Мышление – это один из важнейших внутренних ресурсов человека, который необходимо развивать.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

Окружение человека

А теперь о самом интересном! О важности остальных 50% успеха, которые отводятся нашему окружению. Ведь мы представляем собой среднеарифметическое пяти людей, с которыми постоянно общаемся. Кстати к окружению относятся не только люди, но и книги, и фильмы, которые читаем и смотрим, места, которые посещаем и вообще пространство вокруг нас. Так вот ближайшее окружение можно назвать главным внешним ресурсом, качество и количество которого необходимо повышать.

Как провести анализ своего ближайшего окружения?

Окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше. Просто жизнь уже полна теми, кто хочет тянуть тебя вниз.

— Джордж Клуни

Итак, мы уже выяснили, что влияние окружения играют большую роль в жизни человека. Поэтому следующим логическим шагом будет глубокий анализ своего ближайшего окружения. Это делается ради 2 целей: выявить, кто тянет тебя на дно и понять, кто нужен, чтобы выйти на более высокий уровень своего развития. Для этого потребуется лист бумаги, ручка и полчаса свободного времени. Слева пишешь список 30 людей, с которым постоянно общаешься. Кто это может быть?

Родители и родственники.

Вторая половинка и дети.

Друзья и знакомые.

— мышление и уровень удовлетворенностью жизни;

— уровень дохода;

В каждой графе напротив имени и фамилии ставишь либо +, либо 0, либо —

В результате анализа должно получится 3 типа ближайшего окружения:

— положительное (+);

— нейтральное (0);

— отрицательное (—);

Начнем с плохого. Может оказаться такое, что на 90% твое окружение оказывает на тебя отрицательное воздействие. Да, такое бывает. И тут ничего не поделаешь. Просто необходимо это осознать и принять, что все эти люди просто оказывают на тебя пагубное влияние, понижают твою самооценку, подрывают веру в себя и мешают заниматься саморазвитием во всех .

Я лично лучше поем в одиночестве, чем буду слушать очередные рассказы родителей про то, как нам плохо живется в России. Лучше скажу «нет» по поводу предложения друзей пойти выпить в очередной пятничный вечер. И не буду общаться со знакомыми, которые хотят только унизить меня или другого собеседника в разговорах. В этом деле лучше проявлять твердость, чем быть всегда вежливым.

Выход тут один – менять свое окружение. Проблемы тут следующие. Себя ты не поменяешь точно. Поэтому тут приходится только заниматься своим развитием, чтобы у тебя было как можно более . Родителей и родственников не выбирают. Какие уж есть. Но именно они могут тянуть тебя вниз. Эта проблема многих. Необходимо сначала попытаться объяснить, где они могут на тебя отрицательно влиять. Если это не помогает, то минимизировать с ними общением. Лучший вариант – переехать в другой город.

Очень важный момент – это выбор второй половинки, с которой мы проводим большую часть нашей жизни. Необходимо смотреть на 2 параметра: одинаковое мировоззрение и скорость развития. Если хотя бы один их них будет не выполняться, то рано или поздно вы расстанетесь. Легче всего с друзьями и знакомыми. Среди них должны быть только те, кто разделяет твои . Бизнес-партнеры и клиенты хоть играю не первоочередную роль в твоем ближайшем окружении, но все равно могут постепенно тянуть тебя на дно. Тоже обрати на это внимание!

С нейтральным окружением можешь поступать, как хочешь. А вот сфокусироваться необходимо над улучшением положительного окружения. Для этого есть несколько способов.

5 способов сформировать положительное окружение

Всегда выбирайте людей, которые чем-то лучше вас. Окружайте себя сильными личностями, кто способен бросить вам вызов, кто умнее вас. Будьте по жизни студентом, учитесь.

— Сандра Баллок

Способ 1. Убрать информационный «шлак»

В первую очередь рекомендую отфильтровать тебе свое информационное пространство. И начать необходимо с телевизора, новостей, ток-шоу и кровавых боевиков. Если и смотреть, то лучше познавательные и спортивные передачи, а так же про природу и путешествия. И, конечно, начни читать много книг про успех и личностный рост. Рекомендую тебе ознакомиться с моей подборкой .

Способ 3. Быть в сообществах

Благодаря Интернету и социальным сетям мы можем состоять в сообществах, которые также помогут сформировать вокруг нас сильное окружение. С помощью одного сообщения можно познакомиться и встретиться с интересными людьми, которые помогут тебе советом или даже делом. Самое главное, что ты тоже должен быть интересен своему собеседнику. Помни, что знакомство с одним человеком может изменить всю твою жизнь.

Способ 2. Посещать мероприятия

Окружение можно сформировать на всяких обучающих мероприятиях. Неважно какие они будут. Платные или бесплатные. Мастер-классы по бизнесу, семинары по йоге или тренинги по личностному росту. Здесь вообще убиваешь сразу двух зайцев. Получаешь знания, умения, навыки по нужной тебе теме и еще знакомишься с людьми, которые чем-то уже могут тебе помочь. Очень важно здесь уметь владеть нетворкингом.

Способ 4. Найти единомышленников

Вокруг тебя проносится большое количество людей в жизни. Но чтобы найти единомышленников необходимо как-то проявить себя. Самый простой способ – это заявить о своих целях. Можно это сделать на странице в социальной сети, можно как я на своем личном блоге, можно даже принт сделать на майке. Необходимо сделать так, чтобы все знали к чему ты идешь в жизни. Лично я познакомился с более чем 100 новыми людьми из разных стран через свой блог о саморазвитии.

Способ 5. Найти реального ментора

Очень сильный скачок в развитии личности может дать связь с ментором. Так называют людей, которые уже достигли цели в какой-либо сфере деятельности и согласны помочь. Может показаться, что таким людям некогда кого-то учить, но это совсем не так. Каждый внутри из нас любит помогать. Здесь важно до взаимодействия с ним выявить его цели и понять какую помощь можно предложить в реализации его целей. Не мало важно быть искренним в разговоре и взаимодействовать только делами, а не словами.

Эх, если бы кто-то раньше мне сказал про важность окружения, то я бы к данному моменту достиг намного больше целей в своей жизни. Но лучше поздно, чем никогда. И сейчас я этому уделяю намного больше внимания, чем своим знаниям. Как говорится, какую дружбу завяжешь – такую жизнь и проведешь.

Откуда берется необоснованная неприязнь к людям? Взять хотя бы родственников. В глубине души мы отчетливо понимаем, близкие нас любят, беспокоятся о нашем благополучии. Тем не менее, с ними бывает трудно, если не сказать – невыносимо! Они лезут в нашу жизнь, дают непрошеные советы, подтачивают самооценку различными мелкими придирками. По отдельности все они – приятные люди, но стоит собраться вместе, и вы обязательно поссоритесь, припомните друг другу обиды, обольете грязью, после чего получите звание самой неблагодарной сволочи.

И дело не в плохом воспитании, агрессия не берется из ниоткуда! Скрытые манипуляторы умело проникают в наш мозг, играют на болевых точках, а потом выпучивают глаза и делают вид, будто вы все придумали. Под добродетельной улыбкой часто скрывается самый убийственный посыл, который бессознательно рождает у нас внутренние комплексы, усиливает чувство бесперспективности и вины. Хотите понять, как нас невротизирует окружение? Мы расскажем о скрытом насилии напримере 3-х самых распространенных форм.

3 вида скрытого насилия

1. Манипуляция восприятием жертвы

«Ты все понял превратно, не преувеличивай!» «Хватит проецировать на нас свой невроз». «У тебя просто не было такого опыта». И еще тысяча доводов в пользу того, что неадекватный человек здесь только вы один. Подобный вид психологического давления работает по принципу убеждения жертвы в том, что все ее негативные чувства связаны только сней самой – ее усталостью, неадекватным восприятием реальности, колючим характером или психологическим расстройством. Это не люди вокруг ведут себя плохо, испытывая ваше доверие и капая на мозги, это вы неправильно понимаете их слова и поступки. Подобное внушение приводит только к одному: жертва убеждает себя, что постоянные унижения и агрессия со стороны – нормальное явление, это с ней что-то не так.

2. Обесценивание (критика, навешивание ярлыков)

Как подчинить себе волю человека и при этом не засветиться? Все просто, если внушить жертве, что иметь свое мнение нехорошо, испытывать иную палитру эмоций – настоящее преступление! Еще можно внушить ей стыд за свои действия, чтобы она постоянно оправдывалась за уникальные проявления своей жизни. Как это сделать наверняка? Обесценивайте эмоции человека, жестоко высмеивайте его планы на будущее, критикуйте манеру одеваться, говорить, мыслить. «Только приземленные люди мечтают о таких пустяках», «ты серьезно считаешь себя талантливым?», «для женщины ты недостаточно мягкая».

Если хотите пойти дальше, можете усложнить психологическую атаку, заваливая человека неуместными замечаниями, отказывая в доверии и принятии, вторгаясь в личную жизнь, распространяя не самую лицеприятную информацию, требуя соответствовать своим ожиданиям. «Скажи свой пароль, мы же теперь семья». «Стыдно, что я у меня такая дочь!» «Почему вы не радуетесь моим подаркам, вы меня не уважаете?» В подобных фразах трудно углядеть агрессию, тем не менее, она там есть. Вас пытаются лишить права на свое видение ситуации, подчинить вашу волю, заставить играть по чужим правилам. Что это, если не насилие?

3. Отказ в любви и поддержке

Этот вид скрытого насилия проявляется тогда, когда нами пренебрегают, отрицают нашу значимость, отказываются разделить с нами ответственность. Простой пример: мужчина отказывает беременной жене в финансовой поддержке, потому что это «его» деньги; родители не учитывают вкусы ребенка при оформлении детской, потому как им «виднее»; мама приезжает в гости к взрослым отпрыскам без предупреждения и учета их возможностей, включая режим «яжемать». Иподобных историй масса – от отказа в сексе до удушающей заботы.

Важный параметр скрытой агрессии – близкий человек не учитывает ваших желаний и потребностей, действует эгоистично, по собственному усмотрению, выказывая недовольство, если вы не соответствуете его требованиям. Очень просто давить на детей, которые физически слабее, вытирать ноги о человека, который потерял здоровье, работу или носит под сердцем вашего ребенка. Они уязвимы, зависимы, а значит, самые подходящие жертвы.

Увы, подпадая под чары скрытого тирана, жертва не всегда понимает, что происходит. Ведь о ней заботятся, ей желают добра! Ну и что, что не учитывают ее потребностей, плевать, что последствия этой «заботы» разрушают изнутри. Может, она и правда не так ценна и хороша? Может, ей и правда закрыть рот и слушать старших, умудренных опытом людей? Вот так самооценка скатывается ниже плинтуса, человек превращается в аморфное и зависимое существо без внутреннего стержня. А всего-то и нужно было, что вовремя очертить границы дозволенного, не позволять «добродетелям» вторгаться на свою территорию и указывать, как вам жить. Будьте внимательны к своим близким.

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ильдаром Абитовым, кандидатом психологических наук, доцентом Института психологии и образования КФУ, в рамках фестиваля PROНаука в Казанском федеральном университете.

Долгое время в психологической науке бытовало мнение, что у человека существуют определённые психологические особенности, влияющие на его личность. Выявив их, можно прогнозировать, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. К примеру, если у человека повышена агрессивность, то можно предположить, что он будет вести себя асоциально. Сегодня различные исследования оспаривают это суждение. Предлагаем вам рассмотреть самые известные психологические эксперименты, меняющие наше представление о мотивах поступков и нашем взаимодействии с другими.

Хоторнский эффект

Первые исследования такого типа начались в 20-30 годах XX века с опыта, проведённого в Хоторне, в результате которого и был выявлен так называемый хоторнский эффект.

Перед группой психологов во главе с Элтоном Мэйо стояла задача узнать, какие факторы влияют на производительность труда.

Оказалось, что кроме разных эргономических характеристик вроде расстояния от работника до станка на производительность влияет ещё и факт наблюдения: когда за работой ткачих наблюдали, их производительность повышалась, хотя работниц заранее предупреждали о том, что на это не нужно обращать внимание, ведь «слежка» никак не скажется на премировании, равно как и не приведёт к выговору. И всё-таки, несмотря на все предупреждения, работницы работали лучше.

Когда этот эффект стали исследовать подробнее, выяснилось, что есть два объяснения подобного феномена. Первое заключалось в том, что у ткачих проявилась социабильность, или потребность в принадлежности к группе, а второе - в том, что эксперимент способствовал акцентированию неформальных отношений на работе, что, как оказалось, положительным образом сказалось на увеличении производительности. Выводы из этого эксперимента стоит взять на вооружение людям, работающим с малыми социальными группами, в том числе руководителям компаний.

Все мы в душе конформисты

Другой интересный эксперимент, который вошёл в историю социальной психологии, провёл американский психолог Соломон Эш. Он разделил испытуемых на группы от 2 до 7 человек. Среди участников только один был наивным испытуемым, пребывающим в неведении в отношении цели эксперимента, остальные же были «подсадными утками».

Соломон Эш показывал группе две карточки: на первой был изображён один отрезок, на другой - три отрезка. Участникам он предлагал выбрать из трёх отрезков тот, который по длине соответствует отрезку на первой карточке. Надо сказать, что отрезки сильно отличались, поэтому ошибиться было невозможно.

С каждым из «реальных» испытуемых Эш провёл серию экспериментов. Начиналось всё с того, что вся группа отвечала правильно, но в какой-то момент подсадные испытуемые начинали давать неправильные ответы. В этот момент с настоящими участниками происходила удивительная вещь: 30% людей вслед за группой отвечали неправильно на все вопросы. Также выяснилось, что 75% испытуемых хотя бы один раз дали неправильный ответ, следуя за большинством. Их объяснения по поводу того, почему они так сделали, были достаточно разными. Чаще всего участники говорили, что боялись ошибиться, полагая, что, возможно, они не знают того, что знает группа.

Ещё испытуемые объясняли свои ошибки тем, что просто не хотели отличаться от окружающих. Интересно также то, что само количество участников влияло на нонконформное поведение. Там, где было всего 2 человека в группе, искажённый ответ подсадного участника ничего не решал: реальный испытуемый без труда справлялся с заданием. В группах из трёх человек происходило примерно то же.

Но там, где подсадных участников было больше, проявлялся эффект конформизма. После этого Эш создал такую модификацию эксперимента, где один из подставных участников начинал противостоять группе, утверждая, что окружающие ошибаются. В этом случае реальный участник гораздо чаще давал нонкомфорный ответ.

Диффузия ответственности

Прежде чем перейти к третьему эксперименту, стоит обратиться к историческому прецеденту. В 1964 году в одном крупном городе произошла трагическая история. Молодая женщина, Кэтрин Дженовезе, примерно 27-28 лет, возвращалась с работы в три часа ночи: она работала администратором в баре. Дженовезе приехала во двор своего дома, расположенного в довольно людном районе, и, выйдя из машины, увидела, что подозрительный человек, пригнувшись, наблюдает за ней.

Кэтрин побежала к телефонной будке, чтобы позвонить в полицию, но этот человек догнал её и стал наносить удары ножом. На крики девушки стали выглядывать из окон проснувшиеся соседи. Они стали кричать: «Оставь девушку в покое!», однако никто не спустился вниз, чтобы помочь. Преступник испугался и скрылся, после чего Кэтрин попыталась добраться до подъезда. Свет в окнах погас, люди легли спать, а мужчина вернулся и продолжил издеваться над девушкой. Она снова стала кричать, люди выглянули из окон, и преступник сбежал.

Так происходило ещё три раза: мужчина возвращался и вновь наносил удары. В последний раз Кэтрин находилась возле своего подъезда и пыталась открыть дверь, но сделать это ей не удалось, и она была убита. После случившегося в газетах вышли статьи с информацией о том, что 38 человек являлись свидетелями преступления, но никто из них не помог, не вызвал полицию или скорую помощь. Тогда в публичном пространстве прокатилась волна обсуждений, на которых пытались выяснить, что же происходит с людьми в больших городах, что они становятся столь равнодушны к беде ближнего.

Много говорили об особой лени и чёрствости городских жителей. Это суждение решили проверить социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане: они не верили, что люди ведут себя особым образом именно из-за проживания в крупном городе. Чтобы выяснить, в чём же причина такого безразличия, они провели несколько экспериментов. Один из них заключался в следующем: психологи набрали студентов в качестве испытуемых и сообщили, что будут исследовать жизненные трудности, с которыми молодые люди сталкиваются на первом курсе, и то, как они их преодолевают.

Испытуемого посадили в отдельную комнату и дали микрофон. Экспериментаторы сказали, что в соседних помещениях тоже сидят студенты, но видеть друг друга они не должны. Теперь каждому участнику предстояло по очереди рассказать о своих трудностях. Первый студент рассказал, что в Нью-Йорке ему нелегко, учёба сложная, и, кроме того, у него периодически случаются припадки эпилепсии. Иногда они бывают настолько тяжёлые, что он может умереть, если никто не окажет помощь.

После него говорил следующий студент, и так очередь доходила до испытуемого, который также излагал свою историю. В конце слово возвращалось первому студенту, и вдруг в эфире появлялся шум, слышалось затруднённое дыхание, студент начинал просить о помощи, затем раздавались лишь хрипы. Экспериментаторов интересовало, как в этой ситуации будут реагировать участники.

На самом деле никаких студентов, кроме одного испытуемого, не было. Всё происходящее было записью, но участник эксперимента этого не знал. Экспериментатор же специально сидел снаружи, заранее предупредив, что не будет вмешиваться в процесс эксперимента, чтобы не влиять на его ход, и прослушает записи участников потом. Иными словами, студент думал, что вокруг него в нескольких комнатах сидят другие участники, а в коридоре находится ни о чём не подозревающий экспериментатор.

Выяснилось, что только 31% участников таких исследований выбежали для того, чтобы сказать экспериментатору о случившемся или как-то помочь. При этом все участники были здоровыми, интеллектуально развитыми людьми. Таков оказался результат, когда испытуемые думали, что в соседних комнатах тоже находятся люди и знают о происходящем.

Но когда эксперимент провели иначе, сказав, что есть только два участника - собственно, студент и вымышленный больной, - уже около 80% испытуемых бежали спасать умирающего сами и звали экспериментатора. Почему же результаты были различны? Вывод, которые сделали исследователи, заключается в том, что чем меньше людей, тем больше вероятность, что они помогут. Этот эффект был назван «диффузией ответственности».

Психологи выявили и ещё одну закономерность: если испытуемый не выходит из комнаты в течение первых 3 минут, то, скорее всего, он уже не покинет помещение, чтобы оказать помощь.

Подчиняйся!

Ещё один эксперимент, ставший краеугольным камнем для психологии, провёл Стэнли Милгрэм, в дальнейшем описавший его в книге «Подчинение авторитету». Он проходил в Йельском университете в начале 60-х годов и был непосредственно связан с социальной ситуацией того времени. Сравнительно недавно закончилась Вторая мировая война, историки и исследователи гуманитарного профиля строили гипотезы по поводу того, почему немецкие солдаты уничтожили огромное количество людей.

Предположений было много, но наиболее популярной была психоаналитическая идея, связанная с именем Фрейда. Он считал, что для ребенка особенно значима фигура отца, поэтому учёные предположили, что немецкие мальчики, воспитанные в сильных патриархальных традициях, следовали за фюрером, так как он и был олицетворением отцовской фигуры. Милгрэм усомнился в этом суждении и решил опровергнуть его.

Для этого он оборудовал кабинет под лабораторию и поставил туда устройство, напоминавшее электрический стул. Исследователь пригласил для участия студентов и людей с высшим образованием, обещая заплатить им за участие 4 доллара.

Милгрэм заявил, что с помощью эксперимента собирается исследовать особенности памяти и влияние на неё мер наказания. Он специально отобрал здоровых мужчин до 45 лет, которые совпадали по возрасту с немецкими военными. Психолог приглашал по одному участнику из группы, в лаборатории его встречал экспериментатор в белом халате. Участнику объясняли цель эксперимента, после чего появлялся подсадной испытуемый, актёр по имени Уоллес.

Экспериментатор предлагал тянуть обоим жребий, который решал, кто будет учеником, а кто - учителем. Уоллес всегда вытягивал короткую, потому выполнял функцию ученика. Актёра отводили в специальную комнату, где стоял электрический стул, и крепили к нему электроды. Через перегородку находилось место учителя, то есть реального испытуемого. Перед ним был аппарат с рубильниками, от которого велись провода к стулу ученика, а рядом сидел экспериментатор. Испытуемому предварительно давали пробный разряд тока в 45 вольт, чтобы он подумал, будто к подставному участнику действительно будет идти ток.

Далее ему объяснили, что ученик должен будет повторять определённые комбинации слов. Если он ошибётся, то нужно подать разряд, повышающийся с каждым разом, начиная с 15 вольт и заканчивая 450 вольт. На уровне 300 вольт находилась отметка «болевой шок», а на 450 – три икса.

Эксперимент начался. Первый раз ученик, естественно, отвечал правильно, потом начинал ошибаться, и учитель бил его током. Важно отметить, что перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди студентов, практикующих психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов, желая узнать, сколько человек дойдёт до самого конца шкалы в подобном эксперименте. Все отвечали, что около 0,5% от всех, так как довести дело до конца способны лишь психопаты: могут быть недиагностированные люди со склонностью к агрессии, что и выяснится во время опыта.

В действительности до конца дошло 65% участников, и все 100% из них добрались до отметки в 300 вольт. И это при том, что ученик-актёр кричал, что ему очень больно, а когда до конца оставалось несколько делений, бил ногами в перегородку, и затем замолкал. Из этого следует очень важный социально-психологический вывод: вопрос не в фигуре отца или других личностных факторах - всё дело в подчинении авторитету.

На участников влияло то, что рядом находился человек в белом халате. Когда они хотели остановиться, экспериментатор на них не давил, однако повторял: «продолжайте, пожалуйста» и «нужно продолжить эксперимент».

Ещё один важный момент, который стоит отметить: когда экспериментатор в самом начале исследования платил 4 доллара, он отмечал, что деньги уже ни при каких обстоятельствах не заберёт, поэтому можно утверждать, что испытуемые делали это не из-за материального интереса.

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

Потому-то, говоря о поведении людей, нельзя объяснять мотивы поступков лишь качествами характера и врождёнными особенностями: наше поведение также зависит от каждой конкретной ситуации и социального окружения, чему на сегодняшний день посвящено немало любопытных исследований.

В нашей жизни можно часто видеть, как одинаковые по форме действия порождают совершенно противоположные последствия.

Например, хирург делает операцию и спасает жизнь человеку. Убийца, пользуясь тем же скальпелем, наносит человеку смертельную рану, от которой тот погибает.

Получается, что все зависит от намерения, с которым человек приступает к выполнению действия. Хирург хочет помочь человеку и освободить его от страшного недуга при помощи операции. А грабитель убивает жертву с целью...

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Эта мысль была актуальна ещё в V веке до н.э. Мы каждый день оказываемся в каком-то окружении: оно влияет на нас, мы воздействуем на него, снова оно где-то надавило, и так по кругу.

Нравится ли вам то, как вы меняетесь под влиянием близких вам людей? И замечаете ли вы эти изменения вообще?

Обычно ни у кого не вызывает удивления тот факт, что работа на вредном производстве вызывает развитие «профессиональных» заболеваний – и это...

Вы – это среднее арифметическое тех пяти человек, с которыми Вы проводите большую часть своего времени.

Джим Рон

Насколько плодородна ваша среда обитания?

Наверное, каждый из нас слышал пословицу «С кем поведешься, от того и наберешься».

Это значит, что примерно 80% наших привычек скопировано с других людей.

Мы приходим в этот мир почти как чистый лист. Почему почти?

Потому что у нас уже присутствуют врожденные программы, инстинкты.

Изначально природой для нас задуман так...

"Мнение о нас других людей - вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура.

Это стремление к обману так велико, что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя - единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность".

Не знаю...

Исследование хода обучения ребенка раскрывает многие стороны творчества. Настоятельная задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять такого рода спонтанное творческое отношение, внутренне мотивированное творческое мышление и активность.

В норме такого рода активность вполне естественна у детей. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть условия, в которых творчество развивается, что является для него облегчением или, напротив, затруднением. В связи с этой задачей предложено...

Здравствуйте. Меня зовут Денис, 25 лет. У меня проблемы с трудоустройством.

В 2002г. переехал с деревни в город за 100 км. учится, поступил, все начиналось хорошо, пока не заболел и мне не прищлось уходить в академический отпуск.

В нем конечно тоже ничего плохого не было, старые друзья, своя рок группа из школьников 10-11 кл. А вот последствия получились мне кажется плачевными. Дело в том что я хотел учится на программиста, и я вернулся в колледж, но постигли меня материальные трудности и...

Вопрос о влиянии генов и влиянии окружения на детей возникает практически у всех родителей. А давайте представим себе остроту этого вопроса у людей, которые хотят усыновить ребенка. Ведь, как правило, малыши, растущие в детских домах, попадают туда от родителей из низких социо-экономических слоев общества и очень возможно, что у этих детей "плохие гены".

Но так ли это? И что сильнее сказывается на ребенке: гены или окружение, в котором он воспитывается? Давайте представим себе такую ситуацию...

Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело.

И только сейчас, кажется, мы снова возвращаемся к этой точке зрения. Как сказал Марк Твен: "Древние украли все наши лучшие идеи".

Это понимание было забыто в XVII веке, когда западное научное мышление, во главе которого стоял Декарт, разделило человеческое...


Исходя из того, что компромисс часто наибольшая победа.

Манипуляция

Большинство людей не могут ясно выразить, что у них на душе. Однако они мастера...

В продолжение темы о трудностях, которые подстерегают на пути личностного роста, напишу вот такую заметку.

Несколько лет назад, во время поездки в Киев, я ехала в метро, смотрела на людей и подумала вот о каком интересном феномене.

Киев (Москва, или любой другой столичный или просто крупный город) привлекает к себе большое число людей. Все они приезжают из более маленьких городов с разными мыслями, надеждами и ожиданиями. И как показывает статистика, что из тех людей, которые в больших городах добились успеха, очень большой процент неместных, приезжих.

Когда я слушаю истории успеха звезд, бизнесменов или просто преуспевших людей, многие говорят, что приехали без денег, без связей, без знаний, начали крутиться, что-то делать, постепенно к ним стали подтягиваться случаи или работа, так, постепенно, шаг за шагом они росли и достигали того, что у них есть теперь.

Эти размышления натолкнули меня вот на какие мысли.

Когда мы приезжаем в новое место, там нас ничего не сдерживает. С одной стороны у нас не всегда есть благоприятные условия, а с другой стороны, нет тех старых связей, которые нас держали в паутине и не давали двигаться вперед.

Когда мы живем в привычной среде, в той, где мы родились, пошли в сад, потом в школу, потом в университет, то даже если мы и растем, то это не так заметно. Нас окружают те же люди, те же стены, те же вещи. И, несмотря на большую проделанную работу над собой, мы можем просыпаться в старой кровати, доставать вещи из старого шкафа, из того, который еще помнит нас прежним, садиться за старый стол или работать за старым компьютером. И все вокруг будут неслышно говорить и показывать тебе, что ты прежний, что ты не изменился.

Вот эта сложность, с которой сталкиваются все без исключения люди. Окружение.

Есть два вида влияющего окружения.

  1. Первое — это люди. Люди, которые нас давно знают. Наша семья, друзья-товарищи, любимые, родственники, сослуживцы, однокурсники. И они знают и помнят нас определенными. Любое изменение, которое происходит в нас либо вызовет у них негативную реакцию, потому что они привыкли взаимодействовать с нами определенным образом, и новое поведение, привычки, никак в него не входит. Либо же они будут игнорировать эти изменения, продолжая в голове нести светлый образ несмышленного ребенка, каким мы могли быть в детстве. И даже если этот ребенок сейчас директор фирмы и управляет коллективом в 300 человек, родственники могут все равно называть его Петенькой и следить, как бы он чего не разбил на кухне. Ведь не зря есть пословица «Нет пророка в своем отечестве».
  2. Второе — это предметы, вещи, обстановка, имидж, в общем, все, что есть у нас и нас окружает. Я это очень хорошо прочувствовала на себе, когда, возвращаясь с какого-нибудь очередного обучающего мероприятия, захожу в комнату и вижу все тоже, что было до моего отъезда. И все это мне напоминает обо мне прежней, и те изменения, которые только что во мне произошли, кажутся незначительными. И тогда возникает вопрос — а для чего все это? Для чего весь этот рост, если ничего надолго не задерживается?

Когда я осознала эту ситуацию, то поняла, что тем людям, которые уезжают, намного проще расти и развиваться. Им ничего не мешает и не тянет балластом назад. Они свободны в новом выборе и движении. И когда они потом возвращаются домой, то это уже не прежние Тани, Пети, а Татьяны Сергеевны и Петры Анатольевичы, важные начальники, живущие в столице. Конечно, друзья-родственники и в этом случае будут стараться обратить вас обратно в старый образ поведения, но уже это будет делаться не так уверенно и не так нахально. Потому что и у вас позиция по жестче, и вы понимаете, что знаете и умеете больше, чем каждый из них может представить.

Ну а что же делать, если нет возможности уехать в другой город, чтобы там красиво вырасти и развить в себе лучшие качества? Я для себя нашла такой выход. Каждый раз, когда я чувствую, что идет работа над собой: или я что-то осознала о себе на психотерапии, или сделала какой-то серьезный поступок, ранее мне не свойственный, или по-новому отреагировала и получила новый опыт, я стараюсь найти этому состоянию позитивное подкрепление. Может быть и хотелось каждый раз менять обстановку или имидж, чтобы подкрепление было максимально радикальным, но я могу обходиться и без таких серьезных мер.

Я вешаю картинки, слоганы, напоминания в комнате, фиксирую в дневнике в записях, праздную в кафе, то есть показываю самой себе, что я меняюсь. Закрепляю это и на уровне эмоций, и на уровне ощущений. И тогда мне проще понимать, что работа все-таки идет. Еще есть вариант — делать записи в «Дневник нового поведения». Есть у меня и такой раздел в личном дневнике. Здесь я записываю все свои победы над собой, новые опыты, новое поведение, успехи, а еще здесь я могу видеть динамику роста. И тогда, когда у меня наступает период упадничества и разочарования в процессе, я открываю это дневник и вижу задокументированные следы моей новой жизни. Это меня возвращает в реальность и дает силы на новые достижения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх