Философские темы в произведениях бунина. Философская проблематика произведений Бунина

«Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии», - пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.

В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: «Деревня», «Суходол», - целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор.

Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. «Чаша жизни», «Сын», «Отто Штейн», «Легкое дыхание», «Петлистые уши», «Сны Чанга» - перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина.

В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными страницами Библии. «Господин из Сан-Франциско» (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.

Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван «Атлантидой», что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные «слои» плывущих располагаются на разных «уровнях жизни»: блестящие салоны с одной стороны, и «адские» топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.

В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.

Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» - важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.


Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: « На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей».

Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: « Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.

Содержимое:

«Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке» (Э. М. Ремарк «Цитаты и афоризмы).

Тема: «Философская проблематика произведений БунинА и КупринА»

Серебряный век подарил миру таких известных писателей новой вехи реализма, как Бунин и Куприн. Их произведения отличаются изяществом, но вместе с тем, они отражают истинную жизнь, чувства и переживания героев. Философские основы, лежащие в основе многих произведений этих авторов, никогда морально не устареют. В том числе и такая философская категория, как любовь. Рассмотрим подробнее, как это чувство описывали писатели в своих романах? А также, каким образом они выражали свое отношение к нравственности и доброте, служению людям и верности философским принципам?

Произведение «Олеся» КупринА явилось одним из самых удачных в его творчестве. В центре повествования стоит человек, с его мыслями о смысле жизни, которые перемешиваются с холстами захолустья, а также недобрыми нравами перебродских крестьян. Писатель вводит своего читателя в весьма злой мир. Это деревенский быт, который сдобрен невежеством, хамством, грубостью и пьянством. Это мир не думающих людей, а индивидов, пытающихся выжить в столь суровых условиях действительности. Но писатель не ввергает читателя в ужас, ибо рассмотренному миру он противопоставляет гармонию и красоту, а также истинную любовь. Что такое любовь в понимании КупринА? Писатель с уверенностью говорит о том, что в любви проявляется человек, его мировосприятие и характер. Именно благодаря этому волшебному чувству, которое включает в себя множество иных философских подкатегорий (нравственность, жертвенность, привязанность к ближнему), человек становится лучше. Конечно, это не относится ко всем людям! Нет, нет! Мы помним «Евгения Онегина», где любовь Татьяны не смогла изменить главного героя! Можно привести сотни...
примеров, тем не менее, любовь лечит уставшую и грешную душу. Автор в «Олесе» становится продолжателем гуманитарной миссии русской литературы и ярым сторонником исцеляющего свойства любви! Именно в этом смысл философского начала его произведений.

Рассуждая о таком творце слова, как Бунин, поневоле вспоминаются его «Темные аллеи». Несмотря на то, что это произведение трудно отнести в разряд известнейших и популярнейших среди обычного читателя, тем не менее, оно прекрасно. Бунин — это тот писатель (по мнению автора сочинения), которому свойственно лаконичность изложения и отсутствие сложных форм. Такие формы, например, есть Достоевского, поэтому его так сложно читать. «Темные аллеи» можно свести к двум составляющим: это сцена узнавания друг друга и поток сожаления о несбывшейся любви, счастье, а также обо всей жизни. Герой — это человек условностей. Ему диктует их общество, поэтому в конце он сожалеет о том поцелуе женщине, которую когда то любил. Отказавшись от нее, он поверг себя в пучину серости и непреходящей тоски, сам того не подозревая и не понимая. Иллюзии — это то, чем живет большинство современных людей. Не подозревая и не понимая сути происходящего, мы всю жизнь что-то ищем, не находя сего, становимся философами. Одно только утешает: наш опыт поможет нашим детям. А что же главная героиня в «Темных аллеях»? Она почти не пострела, а ведь прошло много лет..
Она любила и ждала, но ее нравственная страсть осталась на неизменном уровне. Он не посмела осудить этого мужчину даже для самой себя. Эта любовь, которая живет в ее сердце, просто потрясает воображение. Скажем больше: она непонятна для многих читателей. Особенно, для современных молодых людей и девушек. Тем не менее, она была и есть, поскольку философские категории, никогда не уйдут в небытие.

Произведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.

Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.

Главный герой рассказа - господин из Сан-Франциско - полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие - герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь... Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.

Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.

Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь - это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни.

Творчество И. А.Бунина решает многие философские проблемы, основными из которых является проблема смерти и жизни, а также любви, которая приравнивается писателем к самой жизни, ее смыслу.

А.И. Бунин - великий русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии о литературе. Для его творчества характерно умение раскрыть весь трагизм жизни, её проблемы, а так же насыщенность мелкими, но, несомненно, важными деталями. В своём творчестве писатель затрагивал множество важных тем. Одной из таких является философия.

Он заново поднимал вечные проблемы: смысла жизни и духовности людей, красоты, жизни и смерти.

Одним из самых философских произведений А.И. Бунина по праву считается "Господин из Сан-Франциско". Здесь писатель рассказал нам историю о человеке без имени и фамилии. Работая всю жизни, господин из Сан-Франциско совершенно не отвлекался от своей цели и планомерно достигал своих идеалов, совсем не замечая ничего вокруг. А.И. Бунин показывает нам бесцельно прожитую жизнь, наживу, эксплуатацию, алчную погоню за деньгами. За все годы своего существования Господин из Сан-Франциско отвергал все радости жизни, чтобы потом наконец-таки ощутить их в полной мере. Для американского богача открыты все двери, доступны все прихоти, ведь у него есть деньги. Но планам не суждено было сбыться, даже сама стихия была против, ведь это одна из тех вещей, которые не подчинишь стопкой зелёных бумажек или гостью монет. Герой просто не может наслаждаться жизнью, этого он не умеет. Смерть его становится внезапной, но вполне логичной концовкой. Деньги и влияние не уберегли мужчину от гибели, не смогли подарить счастье и покой. После кончины главы семейства отношение к нему поменялось: домой он отправляется в ящике из-под содовой, лежит в самом тесном и самом дешёвом номере. В противовес господин из Сан-Франциско показан старик Лоренцо, который, хоть и был бедняком, но прожил счастливую жизнь. Здесь автор поднимает вопрос истинных и мнимых ценностей. Что стоит наша жизнь, если прожита она в холодной тени без ярких эмоций и чувств? А.И. Бунин заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, как мы тратим данные нам годы. Часто люди отдаются ложным и бессмысленным вещам, не замечая, что истинное счастье проходит мимо.

Ещё одним из философских произведений писателя является рассказ "Лёгкое дыхание". Он берёт свое начало на кладбище, что даёт нам понять, что здесь автор затронет тему жизни и смерти. Главная героиня - Олеся Мерецкая. Она обладала тем самым "лёгким дыхание", о котором прочитала в книге. Юная гимназистка была естественной, воздушной, она как будто не ходила, а парила над землёй. Её красота, внутренняя свобода и искренность её души делали её особенной, выделяли среди остальных девушек. В Оле нет лицемерия, лжи и фальши, она как будто и есть воплощение самой жизни. Даже страшное происшествие не сломило её, но всё-таки в конце концов Оля погибла. В этом рассказе А.И. Бунин хотел показать, как мимолётна красота и жизнь, как трагична её судьба в жестоком мире, как ломают и рушат люди всё чистое, красивое и живое, обрекая это на мучительную погибель.

А.И. Бунин поднимает довольно животрепещущие темы. Он ищет смысл и счастье, рассуждает о жизни и смерти, запечатлевает "лёгкое дыхание" человеческого существования. Эти темы не могут перестать волновать сердца людей каждого поколения, поэтом они остаются актуальными и по сей день.

Философская проблематика произведений Бунина, последнего русского и классика и, как назвал его Максим Горький, «первейшего мастера современной литературы», охватывает широкий спектр вопросов, которые остаются актуальными и в наше непростое дисгармоничное время.

Разложение крестьянского мира

Изменения в бытовой и нравственной жизни крестьян и печальные последствия от подобных метаморфоз показаны в повести «Деревня». Герои этого произведения - кулак Тихон и бедный поэт-самоучка Кузьма. Философская проблематика произведений Бунина выражена восприятием двух противоположных образов. Действия происходят в начале века, когда голодная и нищая деревенская жизнь под влиянием революционных идей на время оживает, но затем снова погружается в глубокую спячку.

Писатель остро переживал неспособность крестьян противостоять опустошению их родных деревень, их разрозненность. Главной бедой их, он полагал, была их несамостоятельность, в чем и признается главный персонаж произведения: «Думать не умею, не научен». И этот недостаток, считал Иван Бунин, был последствием долгого крепостничества.

Судьба русского народа

Философская проблематика произведений Бунина выливалась в горькие рассуждения о судьбе русского народа. Как выходца из дворянской семьи его всегда привлекал психологический анализ простого человека. Истоки национального характера, его положительные и отрицательные черты он искал в истории русского народа. Существенного различия между мужиком и помещиком для него не существовало. И, хотя дворяне были истинными носителями высокой культуры, роли крестьян в становлении исконно русского духовного мира писатель всегда отдавал должное.

Любовь и одиночество

Иван Бунин - непревзойденный лирик. Рассказы, написанные в эмиграции, являются почти поэтическими произведениями. Любовь для этого писателя не была чем-то длительным. Она всегда прерывалась или по воле одного из героев, или под влиянием злого рока. Но расставание и одиночество человек испытывает наиболее остро заграницей. Философская проблематика произведений Бунина - это также чувства русского человека, находящегося в эмиграции. В рассказе «В Париже» автор повествует о случайной встрече двух одиноких людей вдали. Оба они находятся далеко от России. Вначале их сближает русская речь и душевное родство. Знакомство перерастает в любовь. И когда главный герой внезапно умирает, женщина, возвращаясь в пустой дом, испытывает чувство утраты и душевную пустоту, которую едва ли она сможет восполнить в чужой стране, далеко от родного края.

Темы, которые затрагивал классик русской литературы в своих произведениях, касаются актуальных и на сегодняшний день вопросов. Современному читателю близка философская проблематика произведений Бунина. Сочинение на тему, связанную с творчеством этого писателя, помогает развить внутренний мир школьника, учит мыслить самостоятельно и формирует нравственное мышление.

Смысл жизни

Одной из бед современного общества является его безнравственность. Она появляется незаметно, разрастается и в какой-то момент начинает порождать ужасающие последствия. От них страдает и отдельные люди, и общество в целом. А потому, на уроках литературы уделяется немалое внимание такой теме, как философская проблематика произведений Бунина. Сочинение по рассказу «Человек из Сан-Франциско» учит детей пониманию важности духовных ценностей.

Материальным благам сегодня уделяется столь огромное значение, что современные дети, порою, и не догадываются о существовании иных ценностей. Философия безликого человека, который так долго и упорно увеличивал свои богатства, что разучился видеть мир таким, каким он есть, и как следствие - трагический и жалкий конец. Такова основная идея рассказа о богатом господине из Сан-Франциско. Художественный анализ этого произведения позволяет подросткам иначе взглянуть на идеи, которые царят сегодня в сознании многих людей. Людей, которые патологически стремятся к успешности и материальному процветанию и, к сожалению, нередко служат примером для неокрепшей личности.

Чтение произведений русской литературы способствует формированию правильной нравственной позиции. Сочинение на тему «Философская проблематика произведения Бунина "Человек из Сан-Франциско"» помогает ответить на самые, пожалуй, злободневные вопросы.

Прошедший век подарил русской культуре плеяду гениальных художников. Их творчество стало достоянием мировой литературы. Нравственные основы произведений этих авторов морально никогда не устареют. Философская проблематика произведений Бунина и Куприна, Пастернака и Булгакова, Астафьева и Солженицына - достояние русской культуры. Их книги предназначены не столько для занимательного чтения, сколько для формирования верного мировоззрения и уничтожения ложных стереотипов. Ведь никто столь точно и правдиво не говорил о таких важных философских категориях, как любовь, верность и честность, как классики великой русской литературы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх