Биография стендаля. Биография стендаля Фредерик стендаль биография кратко

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.

Мари-Анри Бейль (Marie-Henri Beyle) (псевдоним Стендаль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа – родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля.

Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция. С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1799 Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники из семейства Дарю выхлопотали для Бейля назначение на север Италии, и юноша навсегда влюбился в эту страну.

В 1802 , постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель.

В 1805 он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

В 1812 Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815 ), «История живописи в Италии» (1817 ), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов.

Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает в качестве основного псевдонима название родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами - карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его сердце.

В 1820 в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей.

В 1822 он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 в Париже увидел свет манифест французского романтизма - трактат «Расин и Шекспир».

В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827 ), повесть «Ванина Ванини» (1829 ). В том же 1829 ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

После установления 28 июля 1830 Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где в качестве консула он проработает до самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839 . За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838 ) и последний роман «Пармская обитель». Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 привлёк один из популярнейших французских романистов Бальзак в своём «Этюде о Бейле». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами.

23 марта 1842 года в Париже Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта. Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию. Похоронен Стендаль на кладбище Монмартр.

Произведения:

Романы и повести:

Первый роман - «Арманс» («Armance», т. 1-3, 1827 ) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.

«Ванина Ванини» («Vanina Vanini», 1829 ) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини

«Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 ; 6 ч., 1831 ) - важнейшее произведение Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.

В авантюрном романе «Пармская обитель» (« La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846 ) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит пуританская традиция европейской литературы.

Незаконченные художественные произведения:

Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» («Lucien Leuwen», 1834-1836 , опубликован 1929 ).

Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» («Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890 ) и «Воспоминания эготиста» («Souvenirs d"égotisme», 1832, изд. 1892 ), неоконченный роман «Ламьель» («Lamiel», 1839-1842, изд. 1889 , полностью 1928 ) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913 ).

Ф. Стендаль. Биография (кратко) этого человека будет представлена вашему вниманию ниже.

Общие сведения

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.

С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером. Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.

Образование и военная служба

Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.

Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.

После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.

Стендаль, биография которого насыщена интересными фактами, участвовал в военных походах Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. В походах он записывает свои размышления о музыке и живописи. В составе наполеоновской армии стал очевидцем Бородинского сражения и пожара в Москве. Прошел Оршу и Смоленск, был на Вязьме. События военной компании в России поразили его патриотизмом и величием русского народа.

Поездка в Италию

Поражение Бонапарта и восстановление власти Бурбонов, к которым у него было негативное отношение, вынуждают Стендаля выйти в отставку и следующие 7 лет провести в итальянском Милане. Писатель влюбляется в Италию, ее язык, оперу, живопись и женщин. Италия стала для Стендаля второй родиной, сюда он переселяет своих героев. Темперамент итальянцев он считал естественным, не похожим на французский. В Милане Стендаль познакомился с поэтом Байроном

Фредерик Стендаль, биография которого была весьма печальной, в Италии начинает литературное творчество и издает первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) и «История живописи в Италии» (1817).

В Италии начинается движение республиканцев-карбонариев, которых Стендаль поддерживает и финансирует. Но в 1820 г. его друзья карбонарии попадают под преследование, и ему пришлось уехать во Францию.

Жизнь в Париже

Зарабатывать на жизнь писатель Стендаль, биография которого была очень не простой, стал работой в газетах и журналах.

Но власти Парижа уже были осведомлены о его знакомствах. Печататься пришлось в английских и французских журналах без подписи автора.

Двадцатые годы XIX в. отмечены активным творчеством и публикациями.

Выходит в свет книга «Трактат о любви», памфлеты «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и новелла «Ванина Ванини». Издатели предлагают издать путеводитель по Риму, так появляется книга «Прогулки по Риму».

Стендаль роман «Красное и черное» показал миру в 1830 г. Время действия романа совпадает с эпохой реставрации, в которую жил автор. А основу для сюжета Стендаль прочитал в газете, в колонке криминальной хроники.

Несмотря на плодотворную работу, психологическое и материальное состояние Стендаля оставляют желать лучшего. У него нет стабильного заработка, преследуют мысли о суициде. Писатель пишет несколько завещаний.

Дипломатическая и творческая работа

Политические изменения во Франции в 1830 г. позволяют Стендалю поступить на государственную службу. Он назначен послом в Италию, в Триесту, а позже - в Чивита-Веккию. На консульской работе он и закончит свою жизнь.

Рутинная, однообразная работа и проживание маленьком портовом городке навевали на Фредерика скуку и одиночество. Чтобы развлечься, он стал путешествовать по Италии, ездить в Рим.

Проживая в Италии, Фредерик Стендаль продолжает литературную деятельность. В 1832-1834 гг. написаны «Воспоминания эгоиста» и роман «Люсьен Левен». Автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара» выходит в 1836 г.

Период 1836-1839 гг. Ф. Стендаль проводит в Париже, в длительном отпуске. Здесь он пишет «Записки туриста», изданные в Париже в 1838 г., и последнюю законченную книгу «Пармская обитель».

Последние годы жизни и творчества

Незадолго до смерти писатель смог вернуться в Париж, выхлопотав себе отпуск в ведомстве. В это время он уже был тяжело болен и слаб, что с трудом мог писать, и потому диктовал свои тексты.

Мрачное настроение не покидало Ф. Стендаля. Он думает о смерти и предвидит, что может умереть на улице.

Так и случилось. В марте 1842 г. писатель совершал прогулку, когда его сразил апоплексический удар. Он упал посреди улицы и спустя несколько часов умер.

Гроб с телом непризнанного гения пришли проводить лишь трое его друзей.

Французские газеты сообщили лишь о погребении на Монмартре «неизвестного немецкого стихотворца».

Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Отношение к религии и формирование взглядов

В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.

Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.

Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.

Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.

Любовь в жизни писателя

В Италии, в свою первую поездку, Фредерик Стендаль встретил свою безнадежную и трагическую любовь - Матильду Висконти, жену польского генерала Дембовского. Она рано умерла, но успела оставить след в его жизни и память, которую он пронес через всю жизнь.

В своем дневнике Стендаль написал, что в его жизни было 12 имен женщин, которые он хотел бы назвать.

Признание таланта

«Литературная слава - лотерея», - говорил писатель. Биография и творчество Стендаля не были интересными его современникам. Должная оценка и понимание пришли спустя 100 лет, в XX веке. Да он и сам отмечал, что пишет для малого числа счастливцев.

На фоне знаменитости Бальзака в 1840 г., интересная биография Стендаля была не известна, его не было в списке французских писателей.

Прилежные сочинители того времени, сейчас благополучно забытые, издавались десятками тысяч экземпляров. «Трактат о любви» Ф. Стендаля продали лишь в 20 экземплярах. По этому поводу автор шутил, называя книгу «святыней», потому что мало кто смеет к ней прикоснуться. Знаковый роман «Красное и черное» издавался только 1 раз. Критики сочли романы Стендаля не заслуживающими внимания, а героев безжизненными автоматами.

По-видимому, причина кроется в несоответствии существовавших стереотипов в литературе с жанром его творчества. Пристрастие к личностям с абсолютным авторитетом, подобным Наполеону, противоречило правилам того времени.

Отсутствие признания при жизни не помешало Ф. Стендалю войти в число величайших новеллистов своего времени.

Свой литературный псевдоним Анри Бейль взял по названию города Stendhal в Германии. В этом городе родился знаменитый искусствовед Винкельман, живший в XVIII веке, идеи которого оказали влияние на немецких романтиков.

Свою профессию Ф.Стендаль называл: «Наблюдение за поведением человеческого сердца».

В январе 1835 г. Стендаль был награжден орденом Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» символично и спорно, дискуссии в среде ученых и литературоведов не прекращаются. По одной из версий, красное - цвет революционной эпохи, в которую выпало жить автору, а черное - символ реакции. Другие сравнивают красное и черное со случаем, определяющим судьбу человека. А третьи усматривают в сочетании цветов проблему выбора главного героя Жюльена. Быть военным (красное), как при Империи или священником (черное), что более почетно во время Реставрации. Союз красного и черного - это не только контраст, противоположность, а еще сходство, взаимный переход одного в другое, конфликт и смежность жизни и смерти.

Оценка творчества Ф. Стендаля

Сам Фредерик Стендаль, краткая биография которого была поведана в статье, причислял себя к романтикам, в своих произведениях ставил на первое место внутренний мир и переживания героев. Но внутренний мир основывался на четком анализе, осмыслении социальной жизни, реалистическом мышлении.

В своем отношении к жизни, что нашло отражение в творчестве, Стендаль проверял все события и понятия личным опытом, а опыт произрастает из наших личных чувств и переживаний. Единственным источником познания, считал он, являются наши ощущения, следовательно, не может быть морали с ним не связанной.

Движущая сила и мощный стимул поведения героев кроется в жажде славы и засуженного одобрения.

Создатель жанра реалистично-психологического романа - Фредерик Стендаль, использовал в своих романах тему противопоставления молодых и старых героев, где молодость и энергия выступают против тупости и деспотичности. Главные, любимые герои его романов вступают в конфликт с обществом господствующей буржуазии и победившего «чистогана». Грубая социальная среда, исполненная косных взглядов и привычек, препятствует развитию независимой мысли и свободной личности.

Писателя относят к передовым и ранним практикам реализма.

Творчество Ф. Стендаля имеет два основных тематических направления:

  1. Италия и книги об искусстве.
  2. Описание французской действительности в то время, которое он жил, после Французской Революции.

1850

1864 1880

1789

В 1796

Один из самых выдающихся французских писателей XIX века, Анри Мари Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль, при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом у широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного, исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные. Тем не менее Мериме, испытавший на себе влияние Стендаля, высоко ценил его, Бальзак им восхищался, Гете и Пушкин с удовольствием читали его роман "Красное и Черное".

Уделом Стендаля была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850 -е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей.

Школа французских реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем; И.Тэн, один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864 ); Э.Золя считал его представителем нового романа, в котором человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880 -егоды появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р.Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX веке его романы переводятся на многие языки.

В России Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На "Красное и черное" обратили внимание А.С.Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Л.Толстой, которого особенно поразили военные сцены "Пармского монастыря". Горький считал его одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.

Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке "большую энциклопедию наук и искусств" составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789 ) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.

После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.

В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.

Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт "стал королем Франции"; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным "союзом всех обманщиков".

Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809 -м - в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу "История живописи в Италии". В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.

В Италии Стендаль печатает свое первое произведение - три биографии: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814 ).

В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля "Курс драматической литературы", только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в следующей книге Стендаля - "История живописи в Италии" (1817 ), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно Стендаль печатает книгу "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817 ), в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.

С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.

В это время во Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми "свободами", представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая за три дня старую монархию.

Стендаль остро интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.

В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради заработка заниматься поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.

Первым его произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга "О любви" (1822 ). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные исторические эпохи.

Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры "Расин и Шекспир" (1823 и 1825 ). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературных направлений.

В 1826 году Стендаль писал свой первый роман - "Арманс"(1827 ), где изображает современную Францию, ее "высший свет", праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.

То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу "Прогулки по Риму" (1829 ) - в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы французских туристов.

Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля "Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области". Повесть вышла в свет в 1829 году.

В том же году Стендаль начал писать свой роман "Красное и черное", который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой "1831 ". В это время Стендаля уже не было во Франции.

В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля "Судебная газета" является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: "Красное и черное". В подзаголовке романа стоит "Хроника XIX века". Под этим "веком" следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин "Хроника" обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.

Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: "Стендаль был первым литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость".

28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.

В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год - "Воспоминание эготиста", в 1835 - 1836 -м - обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года - "Жизнь Анри Брюлара". В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа "Люсьен Левен", который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только через несколько лет: первая хроника "Виттория Аккорамбони", появилась в 1837 году.

Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал "Записки туриста" - книгу о своих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман "Пармский монастырь", в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839 ). Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, "Ламьель", остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти.

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников - философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания - наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.

Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе "Красное и черное" он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим "чистоганом". Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.

Мари-Анри Бейль (фр. Marie-Henri Beyle ) - французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal ). При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

Сын адвоката, воспитывался в семье деда. Сначала посвятил себя под руководством Реньо живописи, потом был на гражданской и военной (итальянской и французской) службе, участвовал в итальянском походе Наполеона I. Выйдя в отставку, занимался самообразованием, посещал литературные кружки и театры. Вернулся в армию; в качестве интенданта в 1806-1814 бывал в различных частях Европы и участвовал в войне 1812 с Россией.

После падения Наполеона (1814) уехал в Италию. С 1821 жил в Париже. В 1830 был назначен французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее годы своей жизни.

Умер от аппоплексического удара прямо на улице. В завещании просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):
Арриго Бейль
Миланец
Жил. Писал. Любил.

Критика и история искусства

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; 1818; 3 изд. 1826) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. 1829, нов. изд. 1872 г.) принадлежат к остроумнейшим книгам об Италии. Написал также книгу «История живописи в Италии» (т. 1-2; 1817) трактат «О любви» (опубликован в 1822).

Первый роман «Арманс» (т. 1-3, 1827); новелла «Ванина Ванини» (1829). Из его романов наибольший интерес возбудил «Красное и чёрное» («La Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках», 1874).

В романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846) он даёт увлекательное описание жизни при маленьком итальянском дворе. На протяжении 1830-х годов писал «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855), «Записки туриста» (т. 1-2, 1838). Автор неоконченного романа «Люсьен Левен» (1834-1836, опубликован 1929). Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913),

Полное собрание сочинений Б. (18 т., Париж, 1855-1856), как и «Correspondance inédite» (2 т., 1857) издал Проспер Мериме.

На русском языке кроме «Rouge et Noir» несколько небольших очерков Стендаля издал В. В. Чуйко (Спб., 1883), затем были переведены практически все его произведения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх