Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность
Процесс создания скульптуры
Теперь познакомимся с процессом создания скульптуры. Есть два основных вида скульптурной техники - это лепка и ваяние. Часто эти слова считают синонимами, на самом же деле они далеко не равнозначны. Лепят в мягких материалах - глине, пластилине, воске, т. е. в тех, которые слушаются движения человеческой руки. Ваяют - в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте; эти материалы требуют применения специальных инструментов. По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «режут», «вырезают», реже - «вырубают».
Ваяние основано на удалении лишнего материала, скульптор как бы высвобождает из него свое произведение. «В твердый горный камень воображение художника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», - объяснял Микеланджело. Сам он работал только методом ваяния. Сделав из воска маленький - в несколько сантиметров высотой - эскиз, довольно приблизительный по форме, сразу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы каррарского мрамора, испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). Чтобы обойти эту впадину, Микеланджело как бы вписал фигуру в глыбу по диагонали, наклонив ее - внутри блока - на двадцать градусов. Об этом мы знаем только по воспоминаниям современников художника - заметить или даже почувствовать это невозможно.
Метод Микеланджело
Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. Начинают всегда с лепки, которая базируется на противоположном ваянию методе - на добавлении материала: один ком глины или воска накладывают на другой. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вязкость. «Живая рабочая глина - большая красота, - утверждала Голубкина. - Относиться к ней небрежно - то же, что топтать цветы». Сперва лепят небольшую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Затем делают модель той величины, в какой будет осуществляться будущее произведение. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом.
Иногда увеличение производится поэтапно. Бурдель, сделав небольшой эскиз, тщательно его прорабатывал, затем отдавал в отливку и в механическое увеличение и снова прорабатывал. И так много раз, пока скульптура не достигала задуманного размера. Такой способ позволяет максимально точно разработать замысел и последовательно отшлифовывать все детали композиции.
Когда работа над моделью заканчивается, с нее снимают гипсовую форму, т. е. пластический отпечаток, повторяющий модель в обратном, вогнутом виде. Форму делают из нескольких плотно соединяющихся частей; разъяв их, можно выбрать глиняную массу. При этой операции первоначальная глиняная модель погибает, но, залив во вновь собранную форму гипс, скульптор получает абсолютно точное ее повторение. Затвердевая, гипс становится плотным и достаточно прочным, в хороших условиях он может сохраняться долго. Поэтому художники порой довольствуются гипсовыми отливками, иногда тонируя их, т. е. подцвечивая их поверхность.
Получив форму и гипсовую отливку, можно приступать к исполнению произведения в камне или в металле. И хотя в обоих случаях дело сводится к скрупулезно точному повторению оригинала, процессы эти настолько различны, что в Древней Греции скульптура из мрамора и скульптура из бронзы считались разными видами искусств. Каменную скульптуру высекают по образцу гипсовой модели. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отливка обмеривается в мельчайших деталях, и все эти обмеры («пункты») переносятся на каменный блок. Врубаясь в камень, строго следят за отметками - сперва обивают его до уровня наиболее выступающих точек, затем переходят к среднему рельефу и к углублениям. Работа эта может быть и творческой и механической, репродуктивной. Все зависит от того, исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах).
Чтобы сделать скульптуру из металла (чаще всего из бронзы), пользуются не отливом, а вогнутой гипсовой формой. Ее покрывают внутри восковым слоем и заполняют твердеющей при нагревании массой. При прокаливании формы воск вытапливается, и на его место вливают расплавленный металл. Когда он остынет и затвердеет; форму и огнестойкую сердцевину удаляют и получают полую бронзовую отливку, воспроизводящую модель в мельчайших деталях.
Металлическая скульптура может быть не только отлита, но и выкована или вычеканена. Чеканят ее, выбивая специальным молотком скульптурный рельеф по красной меди или латуни. Крупные произведения чеканятся по частям внутри специальных форм-матриц, предcтавляющих собой слепки с модели. Именно таким образом делалась квадрига с Аполлоном, стоящая на здании Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина.
«Мню я быть мастером, затосковав о трудной работе, чтоб останавливать мрамора гиблый разбег и крушенье, лить жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы, и быков, у которых вздыхают острые ребра»,- писал Павел Васильев. Действительно, работу скульптора т назовешь иначе, как трудной. Она требует не только творческих, но и физических сил, большого терпения и времени, а подчас и помощи других людей.
| Страница 3 из 3
От: Бирюкова Ирина,  24934 просмотров
Скульптура из природного камня - долговечное и изысканное произведение искусства. Это абсолютно уникальный элемент архитектуры или ландшафта, обладающий эстетической ценностью, как правило, имеет и сильную смысловую наполненность. С помощью каменной скульптуры задается тон всему проекту, расставляются акценты.
Создавая проект скульптуры, следует четко понимать - что мы хотим получить в итоге: утонченную интерьерную статую, сюжетную композицию для сада, миниатюрные статуэтки или же крупный монумент. Также важно: где будет находиться скульптура - в помещении или под открытым небом? Какая основная идея изделия, смысловой посыл: мифологическое существо, скульптура человека или животного, растительный орнамент, геометрическая фигура…
Скульптура от Камнемира
Создание скульптуры - процесс трудоемкий и дорогостоящий. Он требует профессионализма и максимальной концентрации на каждом этапе творения. Несмотря на развитие технологий в камнеобработке (3D моделирование и высокая точность резьбы на станках), изготовление скульптуры все также требует творческого подхода и многих этапов ручной работы мастера. Ведь создание истинного произведения искусства не возможно в условиях полной автоматизации.
Наши мастера создают скульптуры различной сложности: бюсты, статуи, монументальные скульптуры, портреты, настенные архитектурные формы. Мы беремся за любой скульптурный проект: по Вашему эскизу или же «с нуля». Мы гарантируем единичность и уникальность такого изделия. Также в целях экономии Вашего бюджета и времени мы предлагаем заказ готовых скульптур и целых композиций, произведенных за границей. Широкий выбор готовой каменной скульптуры присутствует на фабриках Китая. Доставка готового изделия занимает около 60-90 дней.
Виды скульптур
- Круглая: статуя, фигура. То есть скульптура, которую можно обойти вокруг и рассмотреть со всех сторон;
- Скульптура на плоскости: орнамент, барельеф, горельеф. Используется для украшения фасада или же внутренних стен;
- Скульптурная композиция. Монументальная скульптура, сюжетная композиция для дворцово-парковых ансамблей;
- Малая скульптура: миниатюрные статуэтки, вазы, посуда или декоративные детали из камня. Такие изделия востребованы на рынке сувенирной продукции.
Современная скульптура
Работы уже ставшего легендой японского художника Хиротоши Ито, работающего в жанре миниатюрной скульптуры. Эти остроумные работы выполнены из речной гальки и обычного подножного булыжника.
Этапы создания скульптуры
На каждом этапе создания скульптуры проектировщик и художник продуктивно общаются с заказчиком, совместно ищут идеальное воплощение идеи.
- Первичное обсуждение с Вами. Постановка задачи;
- Разработка эскиза, рисунка;
- Изготовление макета в полный размер (из пенопласта или оргалита);
- Выбор сорта природного камня;
- Утверждение проекта с Вами;
- Создание скульптуры;
- Доставка, монтаж;
- Обработка скульптуры защитной пропиткой.
Выбор камня для скульптуры
Что касается камня, подходящего для вырезания скульптур, то его выбор зависит от сложности резьбы, расположения скульптуры и эстетических особенностей камня. Как правило, используются мрамор, гранит, известняк, травертин, реже - полудрагоценный минерал малахит. Именно выбор подходящего камня в сочетании с профессиональной работой скульптора и гарантируют красоту и долговечную сохранность скульптурной композиции.
8 800 700 38 71
Сделайте набросок своей будущей скульптуры. Всегда рисуйте эскиз скульптуры, которую собираетесь сделать. Этот рисунок не должен быть шедевром изобразительного искусства, но он без сомнения поможет вам четко представить, что куда пойдет и как формы и объемы частей вашей скульптуры сочетаются между собой. Лучше всего нарисовать вашу будущую скульптуру с нескольких ракурсов. Для тех участков, где предполагается много мелких элементов, стоит нарисовать отдельный, детально прорисованный эскиз.
Создайте основание. Если у вашей скульптуры будет основание, то лучше начать весь творческий процесс с него, а потом создавать саму скульптуру уже на нем. Если вы собираетесь добавить основание к уже готовой скульптуре, то ваше творение получится менее прочным. Основание можно сделать из дерева, металла, глины, камня или любого другого материала по вашему выбору.
Сделайте каркас. Каркасом скульпторы называют поддерживающую структуру. Это что-то типа скелета вашей скульптуры. Каркас не даст кусочкам вашей скульптуры отвалиться, хотя не всем частям скульптуры потребуется каркас. Он необходим для таких частей, как руки или ноги, которые отстоят на расстоянии от туловища и могут легко отломиться.
- Каркас можно сделать из толстой или тонкой проволоки, водопроводных труб, поливинилхлоридных трубок, дерева, палок, штифтов или любого другого материала, который покажется вам подходящим.
- Создание каркаса обычно начинают с «хребта» и потом делают ответвления для «конечностей». Воспользуйтесь эскизом совей скульптуры для создания каркаса, особенно если эскиз воспроизводит вашу скульптуру в натуральную величину.
- Закрепите свой каркас на или в основании, прежде чем продолжать.
Заполните свой каркас материалом. В зависимости от того, какой материал вы используете для создания своей скульптуры, вы, возможно, захотите сделать сердцевину скульптуры из другого материала. Так, обычно поступают при создании скульптур из полимерной глины. Такая сердцевина поможет снизить стоимость материалов и конечный вес скульптуры, так что обязательно рассмотрите такую возможность.
- Для наполнения каркаса обычно используют такие материалы, как газеты, алюминиевая фольга, обычный или малярный скотч и картон.
- Закрепите скотчем не притягивая этот материал внутри вашего каркаса, создавая с его помощью лишь общие очертания вашей будущей скульптуры. Но не увлекайтесь, вы ведь хотите оставить место для основного материала вашей скульптуры.
Переходите от создания крупных частей скульптуры к более мелким. Начинайте добавлять основной материал. Начинайте с создания самых больших частей (так называемых «больших групп мышц») и постепенно переходите к маленьким (так называемым «малым группам мышц»). Перемещайтесь от создания крупных деталей к более мелким. Добавляйте или убирайте материал, если это необходимо, но старайтесь не убирать его слишком много, потому что потом у вас могут возникнуть сложности с его добавлением.
Добавьте мелкие детали. Как только вы закончите создание основной формы своей скульптуры, переходите к таким работам, как сглаживание, прорезание и вообще создание мелких деталей. Сюда относятся такие части вашей скульптуры, как волосы, глаза, очертания и изгибы мускулов, пальцев ног и рук и т.д. Работайте над деталями своей скульптуры до тех пор, пока она не покажется вам достаточно завершенной.
Добавьте текстуры. Последний шаг в создании скульптуры - это добавление различных текстур, если вы конечно этого хотите. Это важно для создания более реалистичного образа, но, в принципе, не обязательно, если вы собираетесь работать в другом стиле. Вы можете использовать специальные инструменты для создания текстуры или использовать для этого простые предметы из домашнего хозяйства.
- С настоящими инструментами скульптора общее правило примерно таково: чем тоньше кончик инструмента, тем меньшую деталь им нужно делать. Закругленные инструменты обычно используются для соскребания лишней глины, а всякие режущие инструменты используются для удаления материала и отрезов.
- Вы можете соорудить свои собственные инструменты из подручных материалов. Используйте для этого все, что попадется под руку: шарики фольги, черный перец горошком, зубные щетки, зубочистки,цепочки, подшипники, расчески, ножи, иглы для шитья и вышивания и т.д.
Проверочная работа
по МХК (9 класс).
I вариант
1. Мировая художественная культура это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
а) архитектура б) наскальная живопись в) танец
3. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:
а) изображение животных б) изображение людей и растений
в) и люди и животные изображались одинаково редко
4.Расположите в правильном хронологическом порядке следующие периоды - каменный, железный, бронзовый век _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Менгиры - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Назовите пещеру, насыщенную первобытным искусством позднего палеолита. Эта пещера находится в Испании. Кто ее открыл, когда это случилось? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что такое матриархат _______________________На какой картинке представлена «палеолитическая венера»?
9. Допишите понятия
Вид искусства, включающий в себя создание фигур в камне…- ___________________
Вид искусства, в основе которого лежит рисование простым карандашом …- __________
Построение зданий и сооружений …- __________________
10. Что такое пиктограмма? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа
«Искусство первобытного общества»
по МХК (9 класс).
(работа рассчитана на 15 – 20 минут урока)
II вариант
1.Культура в переводе означает __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Этнография - это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какое сооружение, сохранившееся до наших дней, является мегалитическим памятником архитектуры: Триумфальная арка, пирамида, мавзолей, Стоунхендж.
4. Наука, изучающая историю и культуру человечества с помощью раскопок - ________________________________________________________________
5. Что такое мегалиты? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Кромлех - это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В пещере ____________________“залы” с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру “королевой всех расписанных пещер” и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело. Ее открыл в ____________ испанский дворянин ____________________________________ адвокат по профессии и археолог по призванию
Раскрашенные камни в саду
Как ни странно, но к камням для садовых подделок предъявляются свои особые требования.
Во-первых, камешки должны быть одной и той же породы, что бы композиция была гармоничной.
Во-вторых, поверхностей камней не должна иметь трещин и сколов – камешки должны быть идеально гладкими.
В-третьих, размер камней должен быть примерно одинаковым. Если создать фигурку из больших камней и мелкой гальки, вряд ли ее вид будет привлекательным.
Для того, что бы сделать фигурку из камней своими руками, необходимо иметь под рукой такие материалы:
- Камешки подходящего размера
- Акриловые краски различных оттенков
- Маленькие и большие кисточки
- Специальный водостойкий клей для камней
- Бумага и простой карандаш
Для начала создаем эскиз рисунка на бумаге. После этого очищаем камни от грязи и тщательно промываем водой. Когда камни полностью высохнут, приступаем к склеиванию подходящей фигурки (к примеру, лягушек, как на фото).
Садовая скульптура из камней Садовая фигурка из камней (лягушки)
Более креативной идеей для оформления сада камнями является создание картины из камней. Такую картину можно повесить на доме, ограждении, в зоне отдыха и даже на подпорной стенке.
Для того, что бы сделать картину из камней своими руками Вам понадобятся такие материалы:
- Камешки небольшого размера
- Акриловые краски
- Несколько кисточек различного размера
- Специальный клей для камня
- Тело картины – кусочек фанеры либо доски
- Бумага и простой карандаш
Итак, сначала необходимо определиться с внешним видом картины и сделать соответствующий эскиз.
После этого тело картины необходимо покрасить в подходящий цвет, который будет фоном изделия. Далее оставляем доску на время 1 дня, что бы краска высохла, после чего переходим к камням.
Не спешите красить камни, это делается после их приклеивания. Сначала на бумаге выложите всю картину, что бы видеть, насколько привлекательно она будет выглядеть в готовом виде.
Когда доска высохнет, приклейте камни к картине и если это необходимо, раскрасьте камни в подходящий цвет.
К Вашему вниманию фото картин из камней: