В формировании нравственного облика личности. Роль искусства в духовно-нравственном формировании личности

Процесс формирования, становления любой личности сложный и длительный. Понятие «личность» подразумевает многое и ко многому обязывает. С одной стороны, это лицо, обладающее уникальными качествами, с другой – это компонент социума, который раскрывается не только в индивидуальном проявлении, но и в социальных отношениях. Если личность будет обладать сильными качествами, например, такими, как: честность, достоинство, красота и гармоничность внутреннего мира, гуманизм, позитивное мировосприятие, свобода мышления, целеустремлённость, ответственность, желание самосовершенствоваться, то и общество, в котором эта личность живёт, будет двигаться по прогрессивному пути развития.

Одна из важных ролей в решении вопроса формирования личности принадлежит художественной культуре, в том числе её духовной составляющей – искусству. Ещё в 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство … – это выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету…» .

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность, «возделывает», окультуривает своё «Я». Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Диадность проявляется в характере общения личности и культуры, в двустороннем их взаимодействии

Естественно, что материальная культура тоже будет формировать личность, но с точки зрения утилитарной, материальной сферы (предметы быта, одежда, место обитания др.).

Искусство же воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Культурный человек – это не тот человек, которого приучают к духовным ценностям насильно, но это личность,которая получает от этого общения радость, ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий скульпторов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство» .

Искусство, выстроенное по законам добра и красоты, очищает, просветляет, открывает новые горизонты . Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то своё, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной. Например, художник М. Сарьян замечал: «Каждый из них (живописцев – прим. автора ) – это цельный мир, цельное восприятие мира. Это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие как с исторической, так и с национальной точки зрения» .

Именно благодаря вовлечению в мир искусства личность обогащает свой мир, выбирает созидательную деятельность, ощущает полноту бытия. Искусство помогает просвещению, ведь с помощью него многие скучные вещи становятся яснее и ярче.

Каждый вид искусства играет свою роль в формировании личности. В статье мы попытаемся на некоторых примерах не умозрительно, а практически доказатьпреобразующую, развивающую, возрождающую роль искусства для личности .

Живопись . Потрясения от преобразованного художником мира могут быть для личности очень глобальными, поворотными. С одной стороны, личность получает эстетический урок. Представления о том, что такое красота или уродство, а, следовательно, формирование своего образа жизни, его эстетической базы – вот что главное в общении с произведениями живописи. Эстетическая функция искусства, живописи особенно, помогает находить верные пути в жизни, во многом опираясь не на некие нормативные документы или публицистические воззвания, а на эмоциональные порывы души. Сколько нюансов чувств можем мы открыть в себе, любуясь полотнами импрессионистов, сколько тайного познать, изучая историю жанра портрета, какой оригинальной трактовкой мира обогатить своё видение реальности, рассматривая картины авангардистов! Интересно отметить, возможно, большинство произведений искусства, оставшихся в веках как классика, – это те произведения, которые содержат гуманистические идеалы, эстетические порывы.

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно» .

С другой стороны, при «общении» с миром художника через его произведения, человекполучает и нравственный урок , который может проникнуть в индивидуальную человеческую психику, вторгаясь в границы сформированного субъективного образа мира личности. Иллюстративен в этом случае пример с эпизодом из жизни Ф. М. Достоевского, который увидел картину «Мертвый Христос в гробу» кисти Ганса Гольбейна Младшего. Она произвела на писателя неизгладимое впечатление . Впоследствии ошеломительное впечатление от картины передаст его герой в романе «Идиот»: « – Да это... это копия с Ганса Гольбейна, – сказал князь, успев разглядеть картину, – и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу...

– А на эту картину я люблю смотреть, – пробормотал, помолчав, Рогожин...

– На эту картину! – вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, – на эту картину! Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Что так поразило русского гения? Есть много точек зрения. Одна из них – детальная прорисовка художником черт умершего человека на портрете вопреки тому, что Иисус должен ожить, но если присмотреться, то можно увидеть напряжённый палец, будто поднимающий тело Христа над поверхностью. А иначе и быть не могло. Вера в воскрешение, подтверждённая даже столь безысходной картиной, восторжествовала.

Итак, живопись формирует эстетические представления человека о мире, обогащает личность эмоционально, воздействует на её нравственные основы.

Литература . Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека.Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее.

Особое место в формировании личности принадлежит литературе как искусству слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить» .

Литература влияет на личность комплексно: здесь и ценностно-ориентированное, и эстетическое, и познавательное, и даже жизнетворящее влияние. Так, например, спасение в литературе находит и известный русский писатель В. Шаламов, который, находясь в лагере на Колыме, писал Б. Пастернаку:

«…И каждый вечер в удивленье,

Что до сих пор ещё живой,

Я повторял стихотворенья

И я шептал их как молитвы,

Их почитал живой водой,

И образком, хранящим в битве,

И путеводною звездой.

Они единственною связью

С иною жизнью были там,

Где мир душил житейской грязью

И смерть ходила по пятам …» .

Спасая и оберегая, ориентируя и заставляя мыслить и тонко чувствовать, литературные произведения подчас выстраивают и модель поведения, образ жизни. Как не вспомнить здесь личностное восприятие М. И. Цветаевой А. С. Пушкина и его «Капитанской дочки» в её статье «Мой Пушкин». А вот её впечатление-программа от «Евгения Онегина»: «Многое определил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала… И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей…. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества» .

Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение, получает новое наполнение информационного поля. Эта информация обладает ценностно-ориентированной, эстетической функцией. Кроме того, литература имеет и психологическое воздействие на читателя в плане помощи выстраивания им определённого шаблона поведения, образа мышления.

Но надо отметить и ещё одно немаловажное назначение искусства – его способствование переживать моменты, эмоции, которые в реальной жизни могут быть человеку не даны. И тогда искусство становится опытом того, что не случилось, не произошло, но, например, пережито через слово.

Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем.

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.

Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

25. Мораль и религия. Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов : 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Восприятие нравственных норм, усвоение духовных ценностей и моральных принципов может происходить стихийно и целенаправленно. Как правило, процессы нравственного формирования личности происходят на трех уровнях:

  • (1) восприятие и изучение нравственных норм и принципов;
  • (2) превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности;
  • (3) приобретение умений и навыков творчески применять эти знания и убеждения на практике, а также моральных привычек поведения.

Первый уровень формирования нравственного сознания личности - восприятие и изучение нравственных норм и принципов - обеспечивается изучением этики в образовательных учреждениях, на занятиях в системе служебной подготовки и повышения квалификации. До этого этические знания приобретаются стихийно, порой эклектично, в окружающей нас среде - в семье, школе, кругу друзей и знакомых и т.д. Однако только этих знаний оказывается далеко не достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. Ближайшая окружающая среда способна создать предпосылки для должного нравственного формирования личности, заложить ее основу в виде знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. Именно на втором уровне нравственного формирования личности огромную роль играет искусство.

Искусство - это великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности.

Главным инструментом получения знаний о морали и нравственности, превращения их в личные убеждения, а затем и в жизненные принципы является собственный опыт человека. Однако только его оказывается недостаточно для получения комплексной картины мира и жизни. В искусстве же содержится коллективный опыт человечества, соединенный с высшими духовными идеалами. И этот опыт преподносится мастером не умозрительно, а эмоционально, затрагивая чувства и разум, пробуждая память, вторгаясь в глубину души, порождая личные переживания слушателя (читателя, зрителя) и поэтому оставляя в душе опыт как свой собственный.

При всем многообразии и многоаспектности понятия искусства в самом общем виде оно представляет собой сферу человеческой деятельности. Искусство охватывает создание эстетически значимых объектов - художественных произведений, а также доведение их до публики путем включения в процесс общественной коммуникации 1 . Художник (писатель, композитор, музыкант, режиссер и т.д.), создавая художественное произведение, отражает те или иные стороны действительности.

В. Г. Белинский.

«Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства...»

При этом он всегда изображает ее тенденциозно, с точки зрения своей нравственной позиции.

Таким образом, художник, выбирая способ освещения действительности, склоняет зрителя (читателя, слушателя) к той или иной ее нравственной оценке.

Морально совершенное выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства. Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме.

Имеющуюся связь между нравственной и эстетической культурой убедительно выразил великий русский публицист, критик

В. Г. Белинский (1811-1848):

Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума - остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета .

Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека превосходит все остальные влияния, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.

Великую силу искусства ярко и образно описал великий немецкий поэт, философ-эстетик, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805), который так охарактеризовал театр (что вполне можно отнести ко всем видам искусства):

Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными;

Тысячи добродетелей, о которых умалчи-

Ф. Шиллер вает правосудие, прославляются сценой...

Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания!

В контексте правоохранительной деятельности к этим словам можно добавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство - одно из наиболее эффективных средств против профессиональнонравственной деформации работников судебной системы.

Характерное явление современной российской действительности, возникающее как прямое следствие демократизации и обновления общества и государства, - постепенная замена командно-административных, авторитарных методов управления на демократичные, основанные на инициативности каждого работника, ориентированного прежде всего на интересы дела. В связи с этим резко повышается значимость такого профессионального качества, как творческое мышление, или, как принято сегодня говорить, креативность.

Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной компетентности специалиста. И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по своей сущности связаны с возникновением в процессе деятельности нестандартных, нестереотипных ситуаций. Именно такой характер носит деятельность судьи, где неповторимость профессиональной или жизненной ситуации распространяется и на нравственную составляющую.

Сложные ситуации, зачастую возникающие в правоохранительной, в том числе судебной, деятельности, требуют от должностных лиц умений и навыков справляться с нестандартными ситуациями, неуклонно следовать при этом не только правовым, но и нравственным нормам.

Умения и навыки, необходимые для того, чтобы осуществлять правильный с точки зрения общепринятой морали и профессиональной этики нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, вырабатываются на третьем, наиболее сложном уровне формирования нравственной личности. Одна из главных трудностей здесь состоит в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов» как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и интересами общества. Все это вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, делать трудный выбор, какой из нравственных норм отдать предпочтение.

Несмотря на то что и в наши дни десять заповедей, содержащихся в Библии, сохраняют свой первозданный смысл («не убий», «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй», «не завидуй» и т.д.), вместе с тем в конкретных ситуациях профессиональной деятельности следование этим, казалось бы, прописным истинам не всегда оказывается оправданным. Является ли аморальным убийство на войне врага, стремящегося захватить и поработить Родину? Можно ли считать нравственно оправданным насилие сотрудников полиции в отношении агрессивно настроенных лиц, угрожающих безопасности мирных граждан? Допустимо ли врачу солгать пациенту, чтобы сохранить ему жизнь? Какое решение вынесет судья в отношении неплатежеспособного должника, потратившего целевой кредит на лечение жены или матери? Такие и многие другие тупиковые вопросы требуют от людей, выполняющих свой служебный долг, предельно грамотного решения.

В подобных ситуациях нравственные убеждения и морально- этические знания оказываются недостаточными. В случаях нестандартных ситуаций человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятельному, творческому разрешению возникшей нравственной коллизии.

Исключительную роль в развитии способности творческого мышления играет искусство, которое учит не только творчески мыслить, но и вносить в любую человеческую деятельность элемент собственного творчества. Благодаря способности художественного осмысления действительности, содержащейся в художественном произведении, человек получает возможность эмоционально переживать и принимать чужой опыт, приобретает умение интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения и даже, возможно, не познаны наукой. И в этом смысле каждое взаимодействие с художественным произведением можно рассматривать как практические нравственные уроки, которые преподносит нам реальная жизнь.

Искусство - самый интересный учебник подлинно нравственного применения норм морали в практической деятельности людей, особенно когда речь идет о нестереотипных или сложных ситуациях. Искусство учит соотносить действия и поступки не с формальными правилами, а с нравственными идеалами общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и дает их решение с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует примерами, когда нравственные поступки героев художественных произведений становились общепризнанными нравственными нормами.

Кроме развития творческого мышления и умения на его основе вырабатывать подлинно нравственные решения, искусство развивает у человека и такое важное качество, как эстетический вкус, т.е. способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного как в произведениях искусства, так и в явлениях действительности.

Эстетическая оценка наиболее общеупотребительная, ибо любой человек в каждом своем поступке, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным регулятором в выборе соответствующих форм поведения и самовыражения. Кроме того, развитый эстетический вкус проявляется в способности человека интуитивно постигать определенные закономерности эстетики, гармонии, «правильности» или же позволяет распознавать «некрасивость», дисгармонию, «неправильность», незаконосообразность любого явления. И чем более развит у человека эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.

Таким образом, искусство развивает творческое мышление, эстетический вкус, культуру воображения, интуицию в постижении сущности явлений, - словом, все то, что способствует нравственному формированию личности, имеющей собственную систему ценностей и нравственных принципов.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы работников правоохранительной системы, на развитие у них способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию 1 . И хотя литературно-художественный анализ позволяет скорее лишь сердцем понять причины, препятствующие восстановлению нарушенных или охраняемых законом прав и интересов, подобная «трактовка» во многом оказывается созвучной социологическим исследованиям, использующим точные методы научного обобщения . При этом становится понятнее, почему доверие к суду неуклонно снижается. По данным российской негосударственной исследовательской организации, в 2010 г. для решения проблем в суд предпочло бы обратиться 41% россиян, а в 2013 г. - только 33%. Тем не менее суду по-прежнему доверяет большинство опрошенных .

Руководствуясь ролью искусства в нравственном формировании работников органов правосудия, приведем несколько примеров из произведений отечественных авторов, известных своим беззаветным служением Музе.

Для нашего времени актуальны многие проблемы, затронутые

А.Н. Радищевым в книге «Путешествие из Петербурга в Москву », - свобода и права личности, происхождение и предназначение государственной власти, право и справедливость, право и гуманизм, правосудие и наказание и пр. Но, пожалуй, особый интерес для современных российских судей может представлять глава «Зайцово». Эта глава повествует о том, как на почтовом дворе деревни Зайцово путешественник встретил одного из немногих положительных героев книги - давнишнего приятеля Крестьянкина, человека честного, бескорыстного, живущего в ладу со своей совестью. «Душу он имел чувствительную и сердце человеческое». Вот что вспоминает бывший судья Крестьянкин о несбывшихся надеждах на исполнение своих «правых решений»:

Видел я решения мои осмеянными в том самом, что их изящными делало; видел их оставляемыми без действия... и нередко я видел благие мои расположения исчезавшими, яко дым в пространстве воздуха.

Не найдя в суде торжества справедливости и законности, Крестьянкин терпит профессиональный крах. Из-за последнего дела Крестьянкину как честному человеку пришлось уйти со службы (он оправдал крестьян, которые убили господ, надругавшихся над крестьянской невестой). Он ушел в отставку, чтобы не участвовать в беззаконии 1 .

Особое место в нашем анализе принадлежит повести «Дубровский». Тяжба Дубровского и Троекурова изображена А.С. Пушкиным настолько юридически точно, профессионально, что по роману можно изучать особенности русского судопроизводства начала XIX в. С большой художественной силой вскрыты в нем не только предвзятость, необъективность царского правосудия, но и та непреодолимая циничность, с которой исполнялись «судебные веления». Приведенный Пушкиным полный текст определения уездного суда по делу «о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым, сыном Дубровским, имением, принадлежащим генерал-аншефу Кириллу Петровичу, сыну Троекурову», представляет собой впечатляющий образец судебного крючкотворства и казуистики того времени.

Грозным оружием - смехом обличал общественные пороки Н.В. Гоголь. Для нравственного самовоспитания современных судей бесценны те страницы его произведений, где он бичевал царское правосудие и весь чиновничий мир с его казенным бездушием, взяточничеством, вопиющей профессиональной неграмотностью и волокитством.

Такими пороками насквозь пропитан миргородский суд в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тяжба бывших закадычных друзей затянулась на долгие годы, так и не найдя решения из-за волокиты - естественного состояние миргородской Фемиды. Волокита, услаждающая дремучую леность ума провинциальных судейских чинов, позволяющая им сколь угодно пребывать в бездействии, а самое главное, дающая им возможность постоянно кормиться за счет тех, кто обращается к ним в поисках правды и справедливости.

Взятка - второй порок царского правосудия - в сущности, узаконена в Миргородском поветовом суде, поборы здесь привычны. И то и другое неподвластны даже ходу времени - «так было, так есть, так будет!» .

А фамилия судьи из «Ревизора» - Ляпкин-Тяпкин - говорит о многом... Служба в Коммерческом суде, несомненно, сыграла заметную роль в становлении А.И. Островского как литератора, как драматурга. Здесь наблюдал он типичные характеры в типичных ситуациях и запечатлевал их в памяти. Так, сюжет комедии «Свои люди - сочтемся !» был взят из «самой гущи жизни», хорошо знакомой драматургу по юридической практике. Купец Самсон Силыч Большов объявляет о своем банкротстве. Но это один из плутовских ходов в его коммерческой «игре», с помощью которого он намеревался закрыть расчеты с кредиторами и уклониться от уплаты долгов. Однако он сам стал жертвой придуманной им уловки...

Есть среди персонажей пьесы и представители чиновного мира, которые «вершат правосудие» по делам жуликов-купцов и плутов- приказчиков. Эти «служители Фемиды» в нравственном отношении недалеко ушли от своих клиентов и просителей...

Не меньшее влияние на читателя (зрителя) оказывает масштабность самой творческой личности, неповторимость ее гениального жизненного пути. Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соавтором главного Па У стовский

создателя - Бога.

Писатель К.Г. Паустовский говорил:

Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Она выражается не только в непосредственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения 1 .

Тому пример - жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького, Н.К. Рериха, А.Р. Беляева и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые.

Многие видные юристы внесли весомый вклад в искусство и литературу. Например, широко известны заслуги выдающегося русского юриста, основателя судебной этики Л.Ф. Кони (1844-

1927) на литературном поприще, в области культуры. В число многих званий, которых он был удостоен, входило и звание почетного академика изящной словесности.

Русский судебный деятель XIX в. Д.А. Ровинский (1824-1895) вошел в историю и как выдающийся искусствовед, составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII-XIX вв.; был удостоен званий почетного члена Академии наук и Академии художеств.

К. К. Арсеньев, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, Н.П. Карабчевский были не только видными судебными деятелями, но и известными для своего времени литераторами.

Небезынтересен и тот факт, что многие видные, яркие представители национальной культуры, прежде чем прийти в искусство, изучали юриспруденцию, получили юридическое образование, некоторые из них занимались юридической практикой, другие совмещали ее с художественным творчеством.

Дипломированными юристами были: А.Н. Радищев, А. С. Грибоедов , поэты А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин , писатель Л.Н. Андреев , художники В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин,

В.В. Кандинский, композиторы П.И. Чайковский, А.Н. Серов, И.Ф. Стравинский, певец Л.В. Собинов, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов.

Учились на юридических факультетах, но по разным причинам не завершили своего юридического образования Л.Н. Толстой, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, М.А. Волошин..}

Таким образом, можно утверждать, что взаимосвязь искусства и нравственности - одна из бесспорных закономерностей развития духовной культуры общества. Искусство способствует нравственному формированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека. И в каждой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных профессиональных и служебных задач. Вот почему работникам судебной системы важно выработать в себе четкую установку

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Роль важного компонента воспитания - эстетического в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Данная тема была выбрана мною из-за ее актуальности вне времени, а так же показывает непосредственную связь архитектуры и психологии.

Главная цель работы - показать, как эстетическое воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.

Исследованием данного вопроса занимались такие известные психологи как Л.С. Выготский, Л.Г. Юлдашев, Н.Е. Румянцева, философ Л.Н. Столович и т.д.

Искусство - одна из форм общественного сознания. И вызываемые им эмоции тесно связаны с деятельностью человеческого сознания. Эта мысль четко и образно выражена в афоризме известного русского психолога Л.С. Выготского: «Эмоции искусства суть умные эмоции». Влияние произведений искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, причем специфика состоит именно в интегративности, неразделимости процесса одновременного воздействия на эти обе важные сферы психической жизни человека. Этим также в значительной степени определяется глубина, сила и большая стойкость эмоций, вызываемых произведениями искусства.

Эмоции, рождаемые общением с произведениями искусства, обладают большой действенной силой. Однако их действенность также специфична. Л.С. Выготский вслед за ним Л.Г. Юлдашев подчеркивают « торможение внешне - эмоционального проявления» эстетического переживания.

Воздействие искусства на личность - акт не односторонний, а двусторонний, поскольку он представляет собой активное взаимодействие художественного произведения и личности. Если характер потребностей человека не соответствует социальным функциям искусства, а восприятие не адекватно его природе, то воздействия искусства не происходит, его преобразующая роль в духовном развитии общества и личности оказывается нереализованной. По известному выражению К. Маркса, искусство при условии нехудожественного к нему отношения оказывается тем железнодорожным полотном, по которому не ходят поезда.

Л.С. Выготский, вскрывая специфическую функцию искусства, отмечает, что при воздействии на личность оно как бы просветляет чувства. Используя термин «катарсис» - как очищение, он указывает на духовность в содержании искусства.

В силу своей природы, искусство ненавязчиво, образно помогает передавать и осваивать мир по законам добра и красоты. «Искусство стремится истолковать природу и человека… Художник стремится открыть и в природе и в человеке прекрасное…» (Вахтеров В.П.). «Прекрасное - в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе…», - отмечал П.Ф. Каптерев.

Художественный образ, обладая всеми основными свойствами художественного сознания, может рассматриваться как его структурная единица. Структурно-функциональный подход к изучению художественного сознания заключается в анализе именно такой единицы, ибо она моделирует особенности, присущие художественному сознанию в целом.

В.А. Сухомлинский считал природу азбукой познания живописи: чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы.

Философ Л.Н. Столович, изучая роль искусства в человеческой жизни, утверждает, что искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоции или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует саму систему человеческих установок, действие которых может проявиться зачастую непредсказуемо. Ю.Б. Бореев так уже указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты -- значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исследователи искусства (Аристотель, Ч. Дарвин; Р. Мюллер-Фрейеенфельс, Э.Б. Титченер и др.) указывают, что искусство связано со смешанными чувствами, где эмоция содержит некоторый общий органический характер. Тем самым возрастает роль художественного чувства как сочетания эмоций, воли, ума. Художественное чувство приводит к действию (в отличие от чувств вообще) (Геннекен Э.,); - усиленное деятельностью фантазии (Выготский Л.С.,).

Вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образцов… передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство - в этом состоит деятельность искусства. Этим Л.Н. Толстой подчеркивал эмоционально-оценочный характер воздействия искусства на личность, где основную роль играют чувства. Продолжая данную мысль, В.П. Вахтеров в своих педагогических сочинениях характеризует взаимодействие, сочетание чувств и воли. «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», - указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии человека) функции являются важнейшими аспектами воспитательно-формирующего воздействия искусства на личность. Искусство умножает, расширяет и сокращает (по времени приобретения) человеку «опыты быстротекущей жизни», оно позволяет пережить многие чужие жизни, и обогатиться опытом других людей (Бореев Ю.Б.).

Анализируя роль эмоциональной сферы в жизни личности, выделим следующие моменты: эмоциональные процессы неотделимы от мыслительных, эмоционально окрашены все практические действия личности; эмоциональная сфера - неотъемлемая и активно влияющая на характер жизнедеятельности, составная часть личностной структуры. Одновременно, она имеет самостоятельное значение в жизни человека; эмоции, чувства, переживания - чрезвычайно важные стороны полноценного человеческого бытия. Их неразвитость, ущемленность, неудовлетворенность сказываются на развитии человека, на характере взаимоотношений с миром, обществом.

Гармония сенсорной культуры - основы устойчивого эмоционального отношения к различным явлениям жизни - формируется под воздействием системы различных видов искусства. Специфика искусства заключается в сложном взаимодействии его видов, жанров, стилей, выразительных средств - возможностей влияния на духовный мир личности.

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» - это природная его особенность (Ушинский К.Д.). И если в учении будут присутствовать формы, краски и звуки, то будет доступность к детской душе, а сами взрослые смогут войти в этот мир детского мышления. «Воображение создало этот мир для ребенка», - отмечал Н.И. Пирогов, - где он живет и действует по - своему». Анализируя возрастное развитие детей, С.Т. Шацкий полагал, что, чувство ритма снимает напряжение как эмоциональное, так и физическое; способом выражения внутренних переживаний является рука ребенка; развитию вкуса у детей будут способствовать посещения концертов, музеев, выставок.

Н.К. Крупская в своей статье о задачах художественного воспитания писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя, сделать средством познания других…».

Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом. В своей исследовательской работе мы используем такие виды искусства, как изобразительное (живопись, монументальное) искусство и музыка, что обуславливает необходимость подробного их рассмотрения.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэммингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

И таким образом, искусство налагает незримый отпечаток на все поведение человека в дальнейшем, реализуясь во многих поступках и действиях, порой отстоящих на значительный промежуток времени от момента непосредственного восприятия того или иного художественного произведения, влияние которого в них сказывается.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики.

Влияние искусства на духовное формирование развивающейся личности происходит в том случае, если произведение искусства воспринимается адекватно с замыслом автора-творца, если и разум, и чувства ученика участвуют в этом восприятии. Отсюда возникает педагогическая проблема - научить школьника правильно воспринимать произведения искусства.

В конце 70-х годов в психолого-педагогической литературе констатируется факт недостаточного внимания к тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которое характеризуют возрастные периоды развивающей личности. До нашего времени остается актуальной задача, намеченная А.Н. Леонтьевым: изучение процесса объекта, в результате которого формируется личность. В этих поисках психологического и педагогического подходов к развитию личности, используя концепцию персонализации, группа психологов по руководством А.В. Петровского показала, что реальное, а не желаемое развитие личности обуславливается не одной ведущей деятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности. В связи с этим становится необходимым обеспечивать не доминирование одного вида деятельности, а активное педагогическое обоснованное формирование комплекса взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых и «может и должна стать личностно-образующей». Взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов деятельности в педагогическом процессе является важнейшим фактором формирования активности, гармонизации личности, способной к творчеству в любой сфере деятельности.

Поведение будущего человека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятии действительности. От его морально-нравственных качеств. Поэтому перед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

На эстетическое воспитание и формирование личности оказывают влияние разнообразные общественные критерии . К ним относятся социальная среда, национальные традиции, общественные отношения. Все они в совокупности формируют эмоционально-ценностное отношение личности школьника к миру вообще, воспитывают его нравственные качества.

Особая роль в этом процессе принадлежит искусству.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

Осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

Развитие у детей чувства патриотизма;

Развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

Формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

Формирование навыков культуры поведения и др.

Подводя итог вышеизложенному, можно заметить, что сила воздействия искусства на детей определяется, прежде всего, тем, что искусство черпает свое содержание и изобразительно - выразительные средства из действительности, отбирая все наиболее значимое для личности, и, прежде всего значимое в эстетическом плане. Искусство отражает мир через призму личностного, эмоционального и эстетического отношения человека к явлениям действительности. Таким образом, художественное произведении - это не только отражение каких-то явлений действительности, но и определенное выражение отношения человека к данным явлениям. Этим объясняется огромная выразительная сила искусства и, прежде всего его эмоционального воздействия.

Педагогическая ценность понимания народного искусства обусловлена следующими причинами: произведения позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствовать формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже понять художественно - выразительные средства других видов искусства. Вместе с тем сложившиеся народные традиции могут выступать эффективными средствами развития творческих качеств личности.

Через народное искусство передаются социально - культурные, в том числе и художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями. В этом заключается духовная сущность и ценность искусства.

Вывод

Проанализировав литературу пришла к выводу, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.А так же что формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

Формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

Вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

Развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

Развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

искусство культура личность развитие

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

3. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. - М.: Школа-Вуз-Академия, 2002

4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1992

5. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние искусства на человека. Понятие эмоций и искусства. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме влияния искусства на формирование положительных эмоций. Влияние искусства на эмоции. Устранение трудностей при работе с произведениями искусства.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2011

    Личность в политической жизни. Причины участия личности в политической жизни. Влияние образования на личность. Роль воспитания в формировании личности. Роль личности в политике, как её субъекта, огромна. Формирование демократического общества.

    реферат , добавлен 08.05.2004

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка".

    курсовая работа , добавлен 11.01.2013

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Рассмотрение идеи гуманизма как основы современной педагогики. Исследование роли обучения в развитии личности. Закономерности психического развития личности; гармоничность жизни человека. "Золотое сечение" и гармонические пропорции в личности и ее жизни.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Общие понятие о личности, процесс ее формирования и развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. Схема детерминации развития личности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх