Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу

Сегодня мы поговорим о смысловом содержании сказки «Курочка ряба».

Начинается сказочка так: «Жили были дед да баба и была у них курочка Ряба…»

Дед да баба – это Некто, кто был до раскрытия – развития нашей Вселенной, и мужское и женское начала. Возможно, это Матерь Мира, возможно, это богиня Макошь, можно предположить и другие варианты. Ясно одно, что эти величайшие Сущности являются вдохновителями (те, кто «создают – вдыхают» в пространство вокруг себя какую-то идею) развертывания нашей Вселенной. Ряба, рябит — всегда ассоциируется с переменами т. е. с движением жизни.

Сама курочка — это рождение и ухаживание за новорожденными. Золотое яичко – это Начало Начал нашей непроявленной Вселенной. Физики называют его ядро Вселенной, эзотерики – Кольцо Великого Свечения, верующие люди – обитель Бога. Плачующие дед да баба – слезы непроявленности – одиночества. В одиночестве невозможно познать – проявить себя, некого любить, не для кого жить – творить. В одиночестве теряется самый смысл этого несметного богатства – жизнь. Познаем себя в отражении.

Мелькнула мысль мышиным хвостиком и яичко лопнуло – разбилось и родилось первое «простое» яичко – мистерия творения началась! Курочка – яичко – цыпленок – курочка следующего поколения и т.д. Первая курочка «снесла», возможно, 12 яиц – ядер метагалактик. Каждое ядро метагалактики подросло – развилось и «снесло», возможно, по 12 яиц – ядер галактик. Каждое ядро галактики подросло – развилось и «снесло» по 12 яиц – ядер космосов. Каждое ядро космоса подросло – развилось и «снесло» по 12 яиц – ядер солнечных систем. Каждая солнечная система подросла – развилась и «снесла» по 12 яиц – ядер планет. Естественно, каждая последующая курочка несет более мелкие яйца. Это выдох Бога. Так создавалась Вселенная, в которой мы сотворены. (В.Д.Плыкин «Модель Вселенной», Шипов Г.И. «Торсионные поля», Акимов А.Е. «Тайны торсионных полей» и др. источники).

Подитожим, что же вкратце представляет из себя Вселенная: !.вселенная с ядром внутри, 2.метагалактика с ядром внутри, 3.галактика с ядром внутри, 4.космос с ядром внутри, 5.солнце с ядром внутри, 6.планета с ядром внутри, 7.человек с двумя центрами управления, в отличие от всех других образований во вселенной – мозгом и сердцем (разомкнутая цепочка), 8.клетка с ядром внутри, 9.атом с ядром внутри, если шагнуть дальше вглубь атома, то там ученые обнаружили …волну, т.е. материальных объектов больше нет. Вся Вселенная состоит из атомов, а значит из волн энергии и замкнулась цепочка. Кольцо сомкнулось!

Итак, жизнь – это движение и все, что вращается, создает торсионные поля, поля кручения, связывающие нас со всей вселенной. Становятся понятными слова песни: «чтобы вас на земле не теряли, постарайтесь себя не терять»!

Из каких же составляющих состоим мы, люди, а значит и все во вселенной (потому, что мы все – единое целое, «а что в малом, то и в большом»): !. физическое (твердое) тело, 2. Жидкая составляющая нашего тела (кровь, лимфа, слюна, межклеточная жидкость ит.д.), 3.газообразная составляющая (воздух в нашем теле), 4.электромагнитное поле, 5.тепловое поле (живем в определенном диапазоне температур), 6.простые атомы, 7.эфирно – световое тело (оно же жизненное, оно же энергетическое – в разных источниках по-разному). (Л.Г.Пучко «Биолокация для всех»)

И всем этим «домом» руководит, честнее и вернее сказать, учится руководить, наше сознание – эго. Эта учеба и породила все ступени социальных преобразований в обществе от первобытно – общинного строя до (очень надеемся) строя с богочеловеческим сознанием (когда у человека и мозг и сердце станут единым целым). И мы вернемся в Эдем!

Это мое видение смыслового содержания сказочки про курочку Рябу. А у вас может быть совершенно другое мнение. Какое?

Современная продвинутая мама - человек прагматичный. «Читать» в ее представлении - вот просто так сесть и читать ребенку сказку - какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги - энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна - память, другая - мышление, третья - внимание, четвертая - сенсорику, пятая - моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой - весьма немалой - цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац - посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой - сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка - ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность - первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам - то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка - по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное - время. Время - деньги!

Я понимаю, что развитие моторики - важная вещь. И развитие сенсорики - тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, - но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» - т.е. сравнительные характеристики предметов по величине - он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются - в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь - большой стул - большая ложка - большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это - красный!»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, - все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции - это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни - способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность - залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта - эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение - и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция - это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное - это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст - это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны - эмоционально насыщенная, с другой - грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности - уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок - существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции - не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого - страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный - культурная форма выражения горя, свадебный - культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности - художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память - да, внимание - да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин - «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый.Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии - предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил - не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода - бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» - очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это - как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку - а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию - «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это - движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте - ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко - «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

Я с детства усвоила пушкинское: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но сейчас, став взрослой, поспорила бы с великим поэтом: не ложь сказка, а правда! Причина столь категоричного заявления - мое знакомство со сказкотерапевтами. Есть, оказывается, и такие, - и это серьезное и интереснейшее направление в современной психологии. О Золушке, Дюймовочке, Царевне-Лягушке и иже с ними - разговор впереди, а сегодня поговорим о сказке, которая кажется на первый взгляд чересчур незатейливой - «Курочке Рябе». Наш собеседник - сказкотерапевт Лариса Еналеева.

Лариса, если уж мы поведем разговор о сказках не просто как о выдуманных историях для малышей, а как о психотерапевтическом методе, давайте разберем тогда, что вообще такое сказка, и как она проявляется в нашей жизни?

Сказка - это мудрость наших предков, в ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение. Понятно, что все мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти видимые и невидимые процессы: через метафоры, через образы, через события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии - как внешней, социальной жизни, может быть, семейной, так и внутренней.

То есть, сказочные сценарии влияют на нас независимо от нас?

Подсознательно сказка может влиять на нас как красивая или не очень иллюстрация нашего состояния. Сказка может языком метафор показывать процессы, которые с нами происходят, отражать их, как в зеркале: мы можем заглянуть в него и почерпнуть мудрость. Или сказка может стать для нас предупреждением, подсказкой: этой дорогой ходить не стоит, лучше обойти.

Любая сказка, особенно если мы говорим про народную сказку (русскую народную, украинскую народную, греческую народную, любую) - это концентрат житейской мудрости, а мы можем пользоваться им, имея ключи к этим историям. Любая сказка - как слоеный пирог. Мы можем раскрывать его слой за слоем и погружаться в глубины смысла постепенно, потихоньку, открывая одну дверь за другой…

«Курочка Ряба» - это сказка для детей или для взрослых?

Курочка Ряба - это сказка сказок. Она живет испокон веков. Как вы думаете, отчего такая коротенькая, казалось бы, незамысловатая история столько лет передается из поколения в поколение? В этой истории есть очень красивый шифр.

Например, что такое золотое яйцо? Золотое яйцо - это то, что нам дается Богом при рождении, - жизнь. И курочка Ряба - это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека - это его жизнь, и ее нужно беречь.

Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось…

Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо, и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.

И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Это может быть вирус самоедства, например, у женщины - я такая-сякая, это не умею, это у меня не получается и т.д. Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Господь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства - подкормка для мышей. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.

То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки - достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?

Означает, что жизнь-то у тебя все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.

Курочка Ряба в этой сказке - прообраз Творца. Творец милостив к нам. Он дает по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.

Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Речь может идти и о здоровье - смысловых пластов тут множество. Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здравия - душевного, духовного, физического, и младенец, рожденный в любви, таким здоровьем обладает. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: у меня спина больна, голова, шея: чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здравие (золотое яйцо) умножаем, бережем - через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.

Какая глубокая сказка…

Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины. Господь дает им любовь, золотое яйцо - прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для себя способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…

Использовать…

Да, если мы начинаем эти отношения использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым тоже не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге отношения становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя воином, победителем, царем. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения - это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.

Когда мы читаем эту сказку детям, о таких глубинных смыслах, естественно, не задумываемся. Да и дети ее так не воспринимают. Как же теперь читать ее с малышами?

Специально, конечно, ничего не нужно истолковывать. Ведь все сказки, которые мы просто читаем малышам, закладываются в наше подсознание. Другое дело, что вместе с детьми мы можем стать исследователями, можем задать им соответствующие вопросы, поразмышлять над действиями персонажей. Что такое шифр сказки? Это то, чему учит сказка. Есть еще код сказки. Это ответ на вопрос, о чем сказка?

Глубинный, сокровенный код сказки о курочке Рябе - ценности нашей жизни, добродетели человека и вывод о том, как важно их беречь. И мы можем с детьми поразмышлять, о чем эта сказка, какие важные идеи в ней отражены и каким образом мы можем эти знания передать другу, папе, маме, как полученный в сказке урок проявляется в нашей жизни. Тогда сказочная информация становится жизненной. Достаточно поразмышлять над ней.

Можно ли у детей напрямую спрашивать: как ты думаешь, что такое золотое яичко?

Да, и если он ответит «не знаю», это нормально. «Ну да¸ я тоже не знаю, а давай поразмышляем: мне кажется, золотое яйцо - это…», - и дальше продолжаете уже вы. А тебе как кажется? А мне кажется, что вот это… А давай посмотрим линию героев? Как герои преодолевают трудности? Кто-то активно, кто-то пассивно. И так постепенно, шаг за шагом разбираете всю сказку. В «Курочке Рябе» дед и бабка как преодолели трудность? Пассивно?

Получается, да. Они заплакали.

С одной стороны, слезы - это пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.

Иногда герои в сказках активно вступают в борьбу. Например, Иван Царевич и Чудо-Юдо на Калиновом мосту из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Там активный бой. Иногда борьба ведется по-женски - помните мамок-нянек в Царевне-Лягушке: «Ложись спать, утро вечера мудренее»? Царевна мамок-нянек позвала, они ей и хлеба напекли, и ковер выткали.

А кого представляют мамки-няньки?

Это наши невидимые помощники, которые помогают нам разрешать трудности. Сказка учит помнить, что в мире мы не одни, у нас всегда есть помощники, на которых можно положиться. И самое главное - внутренние помощники, наши духовные ресурсы - Богородица, ангелы-хранители, святые… Это та сила, те, извините, «мамки-няньки», которые всегда придут на помощь.

То есть, лягушка-то Царевна, просто помолилась, проще говоря?..

Она призвала все силы мироздания в свою жизнь, чтобы разрешить какую-то задачу. И это женский способ разрешения трудностей - через молитву, через веру в Бога, через внутреннее ощущение. Но чтобы помощь пришла, внутри должна быть чистота и свобода от сумеречных чувств, переживаний и тревог. Активный способ борьбы - это мужской тип преодоления трудностей.

Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?

Конечно, как раз мышка и должна была им показать, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, и это в сказке-предупреждении очень наглядно продемонстрировано. И курочка Ряба была дана, чтобы украсить, обновить жизнь деда и бабки.

Я слышала другое мнение о значении золотого яйца: оно непрактично, не применимо к жизни, с ним ничего не сделать, поэтому оно и разбилось, как не нужное для жизни. Простое яйцо ближе к реальности, из него можно что-то сварить, сделать, приготовить, а на золотое - только лишь любоваться. Что вы думаете о такой трактовке сказки?

Есть и такой вариант. Но тогда получается, что все, что нам дает Господь, мы должны отдать на откуп силам разрушения и довольствоваться только простой жизнью? Двоякое толкование выходит. Получается, что вы не должны в себе умножать дар благодати, а довольствоваться малым и простым, потакая силам зла - «мышке». Тогда почему эта сказка живет столько веков?

Многое, видимо, зависит от того, с какой интонацией мы читаем эту сказку…

Любая народная сказка - это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар. Золотое яйцо - это Божий дар, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе дано делать: когда ты должен отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. Дар невозможно не реализовать. Любыми путями человек все равно найдет, как это сделать. Если у него работа, к примеру, связана с бумагами, но есть дар теплого сердца, такой человек не сможет не помогать. Он найдет места, найдет сферы, где себя применить. И у каждой из нас есть этот дар, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант - чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то - дар музицирования, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный - это особый дар. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать саму женщину, делать ее менее счастливой.

И еще я бы хотела затронуть тему дара материнства. Ребенок - это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем - яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка, конечно, надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать - что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение в нашем роду, для чего он дан нам?

Ребенок - то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе. Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, наш малыш будет сиять от счастья.

Беседовала Маргарита Якунина

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

4 Comment threads

9 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 4 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.

Простое яичко - это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх