Гобеленовые картины. Гобелены ручной работы – бизнес для творческих людей Роскошные гобеленовые ткани для стильных интерьеров

Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

Забавно, что сейчас ковер на стену – не комильфо, а гобелен – это креативно, модно, современно.

Гобелены ручной работы

Сегодня я расскажу о гобеленах, вернее о том, как создать на основе этого ремесла творческий бизнес. Гобелены знали еще древние египтяне и греки, ими украшали замки средневековые рыцари, сюжеты для них создавали такие художники как Рафаэль и Гойя, и сейчас они не менее актуальны.

Тканые картины — это довольно широкая тема, так как есть гобелены (шпалеры), которые создают промышленным способом и гобелены ручной работы. Первые это настоящая ткань, используемая для обшивки мебели, создания покрывал и прочего текстиля для интерьеров или, практически, тканые картины и чтобы создать такую красоту вручную, придется положить полжизни. Вторые зачастую сделаны нарочито грубо – из толстых ниток и с заметным переплетением. Но это не делает их менее красивыми, просто это уже практически самостоятельная отрасль, которую с первой объединяет общее название и некоторые приемы.

Классические гобелены

Виды гобеленов

Сейчас гобеленами называются ковры, созданные в разной технике. Иногда, даже кардинально отличающейся от традиционной.

  • гладкий (плоскостной) – создается в традиционной технике;
  • фактурный (рельефный) – техника традиционная, но некоторые части изделия выделяются более крупными (выпуклыми) стежками, создающими рельефное полотно;
  • многоуровневый – используются разные техники переплетения, рельеф, вышивка и пр.
  • нетканый — это картины из ткани, созданные с помощью других техник: аппликации, ниткографии, вязания, вышивки, изонити;
  • объемно-пространственные – это фактически не столько картины, сколько конструкции, являющиеся дополнительным элементом дизайна помещений.

Объемные гобелены Ю.Н. Овсепяна

Если вы решили заняться этим творчеством, неважно только для души или для заработка, постепенно у вас сложится собственная манера, появятся собственные приемы и в итоге ваши работы приобретут уникальность. То есть появится то, что делает эти вещи интересными для покупателей и поднимает их стоимость. Именно поэтому не стоит использовать готовые схемы, создавайте свои. Не зря же этот бизнес называют творческим.

Техника создания гобелена

На всех подробностях останавливаться не буду, перечислю главное. Вам для работы понадобится станок и чем большего размера будут ваши изделия, тем он должен быть больше. По сути, это ручное ткачество, в основе которого лежит техника полотняного переплетения нитей основы и утка. Станки можно сделать самим, если в семье есть рукастый мужчина или заказать в интернете. Для маленьких изделий, например, если в этой технике вы создаете сувениры, сумки и еще какие-то аксессуары, можно сделать станок из подручных материалов. Главное, чтобы можно было ровно натянуть нити основы и затем ткать в удобной позе.

Если раньше для работы использовались нити из натуральных материалов (шерсти, льна, шелка, хлопка) с добавлением золотых или серебряных нитей, то сейчас в основном шпалеры ткут из искусственных и синтетических ниток.

Сначала рисуют будущий гобелен, наносят этот рисунок на нити основы, натянутые на станке (или подкладывают под работу картон с рисунком и ориентируются на него), затем начинают нитками воспроизводить его в цвете.

Важнейший момент — соблюдать расстояния между нитями, чтобы создавался четкий, правильный рисунок. Приготовив нити основы, приступают к созданию рисунка, закрепляют первую поперечную нить и начинают протягивать ее между ними попеременно над и под нитью. Законченный ряд уплотняют деревянной рейкой, которая кроме этого служит для разделения нитей основы на четные и нечетные, а также помогает регулировать натяжение нитей.

По краю плетения плетут косичку, выравнивая ею край, а поверх нее по вертикали плетется специальная льняная заработка, которую затем загибают на торец подрамника, если гобелен намерены в будущем растянуть и вставить в раму или подшивают на изнаночную сторону, если готовое изделие будет висеть прямо на стене. С другой стороны плетение также заканчивают заработкой.

Работа это кропотливая, требующая усидчивости и аккуратности. Готовое полотно при необходимости дополняют еще какими-то элементами – вышивкой, аппликациями, бахромой и пр.

Как зарабатывать на гобеленах

Варианты, в общем-то традиционные для любых рукоделий и ремесел, но думаю, что стоит их перечислить:

1. Создание гобеленов . Это основной источник дохода мастеров. Причем, если вы скромно будете распространять их среди знакомых, жалобно заглядывая в глаза каждому покупателю, то цена будет одной, если начнете раскручивать собственный бренд, участвуя в выставках, рекламируя свои изделия в интернете и вообще преподнося себя как открытие века:), то цена будет совсем иной.

Специально пишу так зло, в надежде, что читающие меня мастерицы тоже «озлятся» и будут с большим уважением относиться к собственному таланту. Почему часто чья-то распиаренная мазня масляными красками стоит миллионы, а долгий кропотливый труд, в который мастерица вкладывает всю душу – копейки?

2. Мастер-классы . Сейчас свое мастерство можно передавать, давая как реальные уроки, так и проводя занятия по скайпу. Это значит, что найти учеников, желающих научиться этому красивому творчеству сейчас намного легче, чем раньше.

3. Видео-уроки . Их можно размещать на Ютуб, в собственном блоге, в социальных сетях. Но как на этом зарабатывать? Для этого существует реклама. Размещенная рядом с роликом, она будет привлекать внимание людей, они будут кликать по ней, а вы получать за это деньги.

4. Сайт . Это может быть личный блог, где будет информация не только о ваших изделиях, но и статьи на другие темы, видео-уроки, схемы и пр. Это может быть просто интернет-магазин, где вы будете продавать гобелены и возможно еще что-то, например, все необходимое для их создания. Или все вышеперечисленное можно объединить в один портал. Это поможет привлекать не только потенциальных покупателей, но и других посетителей, а чем больше посещаемость, тем больше заработок на рекламе и на прочих способах монетизации сайта. Такие сайты уже есть в интернете, так что это вполне рабочий вариант.

5. Обучающий курс или электронная книга . Этим путем идут многие мастерицы (примеры подобных курсов и книг можно посмотреть ), причем создают не только обучающие курсы, но и продают схемы для работы, готовые наборы и т.д.

Надеюсь, что кому-то данная статья про такой красивый творческий бизнес будет полезной, наведет на какие-то мысли и заставит пересмотреть свои возможности в плане заработка.

Размышления по ходу экскурсии

Прошел 2009 год. Выставок гобелена было немало. Подведем итоги?
Статья опубликована в журнале «Деко» № 1 за 2010 год.
Здесь даю в авторской редакции и добавляю фотографии с выставок.
Часть работ можно посмотреть в блоге по указанным в тексте ссылкам.

Долгие годы в Москве почти негде было увидеть гобелены или старинные шпалеры. Нет, не портьерные ткани и не промышленные копии известных гобеленов, а настоящие авторские настенные ковры, сюжетные или декоративные, сотканные на ручном ткацком станке.
Например, такие как эта прекрасная шпалера «Умножение хлебов» (1730–1735 гг. Брюссель) из музея «Царицыно».

Редкие явления гобеленов на выставках Московского Союза художников из-за отсутствия информации оставались незамеченными даже теми, кто помнил и по-прежнему любил это искусство.

Причины были не только в том, что прошла мода на гобелен и пик увлечения самих художников ткачеством. Создание гобелена – длительная работа. Её трудно делать, не зная, найдется ли стена, на которой будет висеть гобелен.
У новорожденного ковра есть три пути в жизни. Сначала он появится на выставке, возможно, даже поразит зрителей. А потом исчезнет. Куда?
Почётная участь – попасть в запасники музея, прекрасно – на постоянную экспозицию. Удача – в частный интерьер, а самое лучшее для гобелена – украсить общественный интерьер.
Во время перестройки прекратилась практика заказов от официальных органов и организаций и выполнение гобеленов ткачами-исполнителями. Обретя вожделенную свободу, творцы растерялись. Те, кто продолжали работать, столкнулись с проблемой реализации. Лишь немногие не изменили в таких условиях своему делу.
Гобелен, как предмет роскоши всегда был доступен немногим. Состоятельные люди в наше время обходятся не столь дорогими промышленными и китайскими копиями европейских гобеленов или приобретают антикварные шпалеры. Редким заказчикам не требуются серьезные темы и сюжеты для украшения интерьера. До понимания ценности уникальной, авторской работы художников-современников, видимо, еще далеко.

Но ситуация меняется. Выставок прикладного искусства и гобеленов, представленных на них в последнее время становится всё больше.

В ноябре 2008 года в музее «Царицыно» появились прекрасно сохранившиеся четыре фламандские шпалеры первой трети XVIII века из собрания графов Ледебургов. Они были приобретены Правительством Москвы в Испании специально для музея.

Шпалеры входят в серию «Жизнь Христа»: «Испытание Христа в пустыне», «Чудесный улов», «Умножение хлебов», «Христос и самаритянка» и отличаются высоким художественным уровнем. Они были созданы в 1730–1735 годах в брюссельской мастерской Жана Батиста Вермийона по картонам фламандских художников Максимилиана де Хазе (1710–1781) и Ореля-Огюстена Коппенса(1668–1740).
Де Хазе – брюссельский живописец, создавший несколько шпалерных серий на библейские темы; Коппенс – пейзажист, работавший с крупнейшими шпалерными мастерскими.
Плотность ткачества – 8 нитей основы на 1 см.

Шпалера «Испытание Христа в пустыне». ГМЗ «Царицыно».

Многофигурные сюжетные композиции, сотканные из шерсти и шелка, обрамляет тканый бордюр в стиле того времени, блестяще имитирующий деревянную резную и позолоченную раму.

Шпалера «Чудесный улов». Фрагмент.



Позднее музеем были приобретены две пейзажные шпалеры – вердюры:
«Нимфы в парке» (ок. 1700 г.)



и «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой» (кон. XVII – нач. XVIII вв.).
Шпалеру целиком – см. ниже. Пока фрагмент:



Несмотря на меньшую плотность ткачества, их искусный рисунок не уступает шпалерам с библейскими сюжетами. Время бережно обошлось с ткаными картинами, хотя местами цветные нити потеряли яркость, а зеленый цвет за прошедшие века превратился в синеватый. Такой эффект мы часто видим на старинных шпалерах. Это результат того, что в Европе для получения зеленого цвета после первого крашения индиго часто использовали куркуму и другие нестойкие желтые красители.

Трепетное отношение музейных работников к шпалерам, любовь, с которой создавалась экспозиция несомненны. Но, к сожалению, старинные шпалеры не размещены в интерьере «естественным образом», а висят на «пилонах», окрашенных, к тому же, в цвет костюмов смотрительниц (или наоборот?).

Слева: шпалера «Чудесный улов»; справа: «Христос и самаритянка».



Хочется надеяться, что старинные шпалеры найдут свое настоящее место в интерьере дворца. Пока же единственным примером исторически достоверного расположения шпалер в интерьере (XVIII в.) в Москве является музей-усадьба «Кусково». Такое решение дает посетителю больше пищи для глаз, ума и сердца.

К 25-летию музея «Царицыно» весной 2009 года выставка шпалер получила продолжение под общим названием «Искусство шпалеры: две славные эпохи – западноевропейская шпалера конца XVII – первой трети XVIII века – советский гобелен второй половины ХХ века».
Связующим звеном между старинной шпалерой и гобеленом советского периода призваны быть в экспозиции работы двух современных художников.

Справа-налево: шпалера «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой». Южные Нидерланды. Брюссель (?), Ауденарде (?). Конец XVII – нач. XVIII вв. Плотность 5–6 нитей основы на 1 см.; Хеймратс Р. (Рига). «Фрагменты воспоминаний о XVIII веке». 1982; Мадекин А. (Москва). «Брак в Кане Галилейской». 1989. ГМЗ «Царицыно» (Фото предоставлено А. Мадекиным).



Серия изящных гобеленов Рудольфа Хеймратса , стоявшего у истоков латышского гобелена, посвящена «воспоминаниям о XVIII веке». Перед нами изображение «уцелевших» фрагментов старинных шпалер.


Они размещены на четырехграннике в конце зала со шпалерами, почти на пути посетителя, что не способствует гармоничному восприятию интерьера. Проигрывает здесь и гобелен Андрея Мадекина «Свадьба в Кане Галилейской» (1989), связанный со старинными коврами лишь библейским сюжетом.

Выставку планируется сделать постоянной, но с обновлением гобеленов из обширной коллекции музея (более 370 работ). Сейчас здесь можно увидеть 60 гобеленов, включая серию мини-гобеленов тончайшего ткачества шелком Ирины Колесниковой, посвященных царицынскому дворцу.

Коллекция сложилась из работ, которые в 1960–1980 годы приобретали Министерство культуры и Союз художников СССР. Они были переданы музею «Царицыно» при его образовании в 1984 году. Музей планировался как будущее собрание произведений декоративно-прикладного искусства народов СССР.

Столь обширная ретроспективная выставка дает достаточно полное представление о расцвете гобелена в нашей стране в период увлечения этим искусством во многих странах мира.
Здесь, как в былые годы на больших выставках декоративного искусства, художники из Прибалтики, России, Кавказа снова все вместе.
Всё так же потрясают всплесками эмоций, безудержным цветом, пышностью и роскошью фактур, разнообразием техник и материалов художники из Латвии:
Эдит Вигнере. «Концерт» (1975). Фрагмент:


Мара Звирбуле. «Плодородие» (1981):


Фрагмент.


Эстонка Леэзи Эрм (Таллинн). «Земля» (1982), «Изморозь II» (1987). Фото второй работы ниже слева.
Справа часть гобелена Инги Скуини (Рига) «Студенческое лето» (1981).

Фрагмент.



Радует раскованностью рисунка рижанин Эгил Розенберг («Утро» 1978).
Поражает загадочностью на первый взгляд простых переплетений Мина Левитан-Бабянскене («Гармония Вселенной» (1987) из Литвы.
Изумляет утонченной живописностью Р. Хеймратс (Рига) в «Субботнем вечере» (1980) (кажется, что от гобелена поднимается пар!).
Фрагмент:

или безудержной яркостью – в «Праздничном танце» (1973–75). Центральная часть триптиха:



Более сдержанны в фактурных поисках литовцы.
Яркие, страстные работы прибалтийцев всегда поднимали тонус на выставках, превращали их в праздник ткачества и привлекали всё новых художников
к созданию гобеленов.

Российские мастера редко поддавались искушению и работали в основном в технике гладкого ткачества. Один из ранних гобеленов на выставке – Валентины Платоновой «Московская Русь» (1968). Длинный (6 м), местами неровно сотканный, он своей грубоватой ручной работой как будто напоминает о том, что сам гобелен когда-то родился из простой домотканой дорожки, которую ткали мастерицы долгими зимними вечерами.

Поражают размерами, мощным рисунком и однозначной сине-красной гаммой гобелены Лины Соколовой: диптих «Время» (1986) и
«Вечность» (1988):

Ленинградец Борис Мигаль, один из немногих, кто экспериментировал с фактурами, ткацкими приемами и различными материалами («Небо мира» (1989) и «Магистраль» (1972). И всегда его гобелены заставляли остановиться и подумать над, вроде бы, незаметными деталями, говорящими о многом.

Долгие годы эти ковры находились в «почетной ссылке» в темном хранилище. И, наконец, они снова готовы радовать людей. Однако, анфилада небольших залов, где гобелены висят иногда и на окнах, прикрытых щитами и на широких перегородках в центре, заслоняющих ковры, не всегда позволяет охватить взглядом гобелен целиком. А ведь в большинстве случаев полноценное восприятие тканого изображения возможно именно на расстоянии.
Понятно желание музея показать как можно больше работ, но интерьеры дворца превратились в тесное хранилище, открытое для посещений. Гобелены, призванные украшать собой интерьер, на этот раз его почти уничтожили.
На выставке не хватает и ее логического завершения – современных работ.

Но теперь их можно увидеть и на московских выставках. Оглядев свои поредевшие ряды, художники обнаружили, что гобеленом, оказывается, занимаются, и не только в Москве, но и в других местах. И даже те художники, которые не участвуют в выставках, делают это весьма успешно, например,
Лилия Якина (С.-Птб.). «Охота» (2004). Фото фрагментов см. в блоге художника .



И появилось поколение молодых художников, порой еще несколько суматошное от радости обретения возможности выразить себя в технике ткачества.

Пройдемся по московским выставкам 2009 года.
Наиболее интересной была Всероссийская выставка Союза художников «Россия ХI» в Центральном Доме Художника (см. и ).
Было представлено более 50 гобеленов, созданных молодыми и уже известными художниками со всех концов страны.
Много лет работают в технике традиционного гладкого ткачества Сергей Гавин (Москва) «Проект реставрации» (2006) (фото
).
Александр Гораздин (Москва) «Кода отношений» (2008) Андрей Мадекин (Москва) «Иаков у источника» (2004) и «Полет Пегаса» (2006), М. Рыбалко (Тула) «Жизнь» и «Движение» (2008) (см. по двум ссылкам выше на «Россию ХI»).

Другие деликатно и удачно вносят в гладкий гобелен элементы рельефа: Н. Зинченко (Новосибирск) «Пространство льда» (2005), Е. Одинцова (Набережные Челны) "Многоточие" и "Небо" (2008) (см. по ссылке на выставку).
В. Гончаров (Воронеж) в триптихе «Пробуждение» (2005) создает интересный образ в строгой гамме, варьируя матовые и блестящие нити разной фактуры. Свет, возникает из тьмы динамичными, разнонаправленными штрихами саржи. Так виртуозно работал в этой технике только Б. Мигаль.
Фрагмент триптиха:

Иногда художника увлекает сложная задача: передать средствами ткачества другие виды изобразительного искусства. Хотя в гобелене интересна не имитация других техник, а собственный язык, в работе О. Поповой (Белгород) «Undergraund» (2005) это сделано изящно, свежо и лаконично. Прошлое и будущее, мечты и реальность расплываются акварельными цветными пятнами и «прорисовываются» из небытия «тонким пером» черной «тушью». Дополнительный эффект замшелой древности дают волокна крашеного сизаля.

Предельная лаконичность цвета и рисунка, создает ёмкий образ в гобеленах Н. Федуловой «Бег луны» (см. по ссылке).
и «Скифские тату» (2008):



Возможно, особенности гобелена обусловлены использованием редкого, непростого для ткачества материала – конского волоса натуральных оттенков. Гобелены имеют приятную пушистую поверхность.

Привлекли юмор и свобода рисунка в небольших гобеленах В. Мухина (Иваново) «Ночная мелодия» (2005) и других (см. по ссылке).

На выставке «Диалог» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (см. ) наряду с работами художников были представлены экспонаты из собрания музея. Проследить связь современного гобелена с народной традицией на выставке не удалось. Но гобелены прежних лет А. Мадекина «Благовестие апостола Андрея» (1994), В. Рыбалко «Композиция», С. Юрченко «Возникновение» (2006) (см. по ссылке) украсили экспозицию.

На выставке «Artconnect» в галерее «Беляево» (см. ) мы увидели ряд произведений, которые экспонировались уже не раз на предыдущих выставках. Часть работ не поднялась выше начального уровня.
Гобелены В. Рыбалко «Композиция» и «Отражение», как всегда, поражают утонченностью рисунка и колорита (см. по ссылке выше
и
).

По одиночным произведениям, представленным на общих выставках, иногда создается искаженное представление о творчестве художника. Поэтому наиболее интересны персональные выставки. Событием в истории российского гобелена стала выставка А. Мадекина в Галерее КЦ «Дом» в ноябре, на которой было представлено тринадцать работ разных лет (см. и ). Художник все эти годы, не покладая рук, ткал гобелены по велению сердца, несмотря на отсутствие выставок, спроса на рынке, капризы заказчиков.
Прекрасным заключительным аккордом всего текстильного года стал новый гобелен А. Мадекина «Путь волхвов». (См.
).
Выставок стало так много, что, видимо, художники уже не успевают создавать новые произведения, и они кочуют с одной выставки на другую, превращаясь в постоянную экспозицию, что тоже неплохо для популяризации гобелена. Но хочется нового, свежего и высокохудожественного.

Продолжать линию классической шпалеры не значит ткать так же и то же, что в старину. Гобелен – искусство, позволяющее в любой период быть актуальным по сути, даже оставаясь в рамках классического гладкого ткачества.
Оно будет живо, пока живы люди, умеющие воспринимать прекрасное, пока жив текстиль как таковой. Но, конечно, это искусство меняется. И почему бы не поискать, наконец, новые формы работы с текстильными материалами? И что мешает художникам активнее искать пути сотрудничества с архитекторами и вернуть гобелену его значение как монументального вида искусства? Сегодня, когда сами архитектурные здания порой становятся уникальными художественными произведениями, они должны получить и интересные решения интерьера. Думается, этот путь более продуктивен, чем, тоскуя по прошлым госзаказам, уходить в «камерный» гобелен. Тканые изделия так же создадут тепло и уют в интерьерах с модными декоративными штукатурками, заменяющими обои.

В ткачестве непросто донести до зрителя творческий огонь. Для этого нужно много труда, терпения и времени. А главное – любви к своему делу. Интересное решение всегда рождается органично, соответственно мысли и чувству, которое двигало художником. Тогда не нужны будут излюбленные у нас подпорки в виде формального деления плоскости на геометрические фигуры, заполнение оставшегося места «чем-нибудь».

Обрести свой, неповторимый почерк для художника – значит вписать свою страницу в историю искусства. Секрет любого талантливого произведения известен – отдайте ему свою душу целиком. И тогда оно обязательно найдет отклик в душе зрителя.

А вместо заключения помечтаем о большой ретроспективной выставке русского гобелена, начиная с первых – петербургских шпалер XVII века (не исключая работ и 30-50-х гг. XX в.) и по сегодняшний день. А можно помечтать и шире – о выставке международной.

Гобелен выберут люди, предпочитающие естественность и натуральность. Если у Вас есть дети и Вы заботитесь об их здоровье, советуем остановить свой выбор на этом материале.

Гобелен (от фр. gobelin) - сделанный вручную по рисунку-образцу (картону), ковёр-картина (шпалер) из шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) и шерстяных нитей.

Сегодня гобелены - это ткани, произведенные способом жаккардового плетения из многоцветной хлопчатобумажной, шерстяной, штапельной,синтетической и другой пряжи. Гобеленовые ткани ткутся из нитей основ и утков в пределах одного повтора узора и имеют различные переплетения. Ткань состоит из трех слоев - нити, через различные промежутки, согласно рисунку-образцу, последовательно перемещаются из одного слоя в другой.

Гобелены могут иметь как одноцветное, так и многоцветное исполнение.

Преимущества и достоинства гобелена:

Гобелен - одна из немногих обивочных тканей, которые всегда пользуются стабильным спросом и вызывают у покупателя устойчивый интерес. Достоинства гобеленовых тканей трудно преувеличить. Высокая прочность и долговечность удачно сочетаются с красотой и многообразием расцветок. Как правило, гобелен ткут из хлопка, но если требуется увеличить износостойкость ткани, в ее состав добавляют синтетические волокна. Гобелен можно подвергать химической чистке. Эта ткань не выгорает на свету и не способствует пылеобразованию. Благодаря специальной пропитке, современные гобеленовые ткани очень устойчивы к загрязнениям. Мебель, драпированная гобеленом, приятна на ощупь, обладает антистатическими свойствами.

Уход за гобеленом:

Гобеленовые ткани неприхотливы в уходе. Достаточно чистить их время от времени пылесосом и мягкой щеткой.

Если на гобелен попала жидкость, промокните обивку бумажной салфеткой или хорошо впитывающем воду полотенцем.

На данный момент гобелен представляет собой плотную жаккардовую ткань. При этом основа чаще всего льняная, а вот нити переплетения могут быть и натуральные (шерсть, шелк), и синтетические, а могут быть и смешанного состава.
У рассматриваемого материала есть масса достоинств:

  • Прочность. За счет сложного плетения, а также специальных нитей этот материал прослужит не один год, на ней редко появляются повреждения.
  • Легкость в уходе.
  • Разнообразие орнаментов и яркость цветов.
  • Гобеленовая ткань приятна на ощупь.
  • Благодаря антистатическим свойством на ней почти не оседает пыль.

Применение и уход за тканью:

Гобеленовая ткань достаточно неприхотлива, за ней легко ухаживать. Поскольку чаще всего их пропитывают специальными растворами, они невероятно устойчивы к загрязнениям. Их рекомендуется чистить сухой щеткой или пылесосом. Если на материал все же попала вода, то лучше просушить его полотенцем, избегая попадания на ткань солнечных лучей.

Благодаря своим качествам ткань гобелен невероятно популярна в самых разных областях. Во-первых, это наиболее востребованный материал для обивки мебели. Благодаря своим многочисленным расцветкам и узорам мебель из такого материла можно вписать в любой интерьер.

Во время большого французского путешествия нам удалось познакомиться с двумя необыкновенными произведениями старинного ткачества и вышивки. Первое – это в Анже, второе – гобелен в Байё. В этот город следует приехать только за тем, чтобы своими глазами увидеть грандиозное творение вышивальщиц (или вышивальщиков?), которому без малого уже 1000 лет! Конечно, ни один интернет-источник не заменит впечатление от настоящей вещи. Но может дать представление о грандиозной работе древних мастеров. А заодно, освежит в памяти важнейший эпизод Средневековой истории Англии – её покорение Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем в 1066 году.
С краткой исторической справки и начнём – так понятнее будет разбираться в событиях гобелена.
1051 год. На землях англо-саксов правит король Эдуард Исповедник – племянник нормандского герцога Ричарда II . Детей ему Господь не дал (есть легенда, что свою жену он не любил и оставался девственником), он провозгласил своим наследником молодого нормандского герцога Гийома (в Англии его называют Вильгельмом) – своего двоюродного брата.
1064-1065 годы. Другой претендент на престол – Гарольд был братом королевы Эдиты, супруги Эдуарда Исповедника. В 1064-1065 годах Гарольд оказался в плену у Ги I де Понтье. Вильгельм Завоеватель выкупил его из плена и Гарольд был вынужден признать спасителя наследником престола, поклялся в верности и обещал ему свою поддержку.
1066 год. Смерть короля Эдуарда Исповедника. Английский совет «Витенгамот» признал королём Гарольда. Вильгельм не был им нужен, ведь чужестранец начнёт притеснять местную знать, отбирать у них земли, звания и одаривать своих приближённых-норманнов. Гарольд вступил на престол. Вильгельм здесь же обвинил его в клятвопреступлении, собрал эскадру, разгромил английские войска при Гастингсе и воцарился на английском престоле. Гарольд погиб во время битвы.

Технические и исторические подробности приведём ниже, когда будем рассматривать многочисленные сцены гобелена. “Гобелен” в данном случае назван так условно. В действительности он выполнен в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани. Снимки взяты с официального сайта музея гобелена в Байё.

Изображённые на гобелене события 1064-1066 годов составляют независимый взгляд на события, который несколько отличается от сохранившихся письменных источников. И если описания главных событий, в целом совпадают с письменными источниками, то в деталях часто противоречат им. Лаконичная природа текста гобелена не объясняет причину несовпадений.

Следует заметить, что о некоторых событиях намеренно рассказано не вполне ясно. Например, о миссии, которую доверил Гарольду Эдуард Исповедник в начале повествования или о содержании завещания короля Эдуарда. Автор, несомненно, знал о разных толкованиях событий по обе стороны Ла-Манша.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРМАНДИЮ
Сцена 1. В самом начале ковёр был сильно повреждён, но его тщательно реставрировали. Король Англии с 1042 года Эдуард Исповедник разговаривает со своим зятем графом Уэссекса Гарольдом, вероятно, в Вестминстерском дворце. Гарольд в то время был самым могущественным аристократом страны и претендентом на престол. Затем Гарольд (справа) с ястребом в руке отправляется на южное побережье в свои владения Бошем в Сассексе (Bosham in Sussex) со свитой и охотничьими собаками.

Сцена 2. Гарольд со своим спутником входят в храм в Бошеме чтобы помолиться о безопасном плавании. Они пируют в одном из многочисленных дворцов поместья Гарольда в Бошеме (обратите внимание на рог для питья, такая посуда была чрезвычайно распространена в скандинавских кругах) и отправляются в мирный поход – никто из свиты не вооружён. Почему – историкам ничего не известно. Гарольд входит на корабль и отправляется в плаванье. В руках он по прежнему держит ястреба.

Сцена 3. Попутный ветер несёт корабли и Гарольд пересекает Ла-Манш. С мачты сквозь туман следят за берегом. Это Понтье, земли могущественного герцога Ги I де Понтье. Гарольд показан здесь дважды. Слева он стоит на корабле, готовый ступить на берег. Как только его ноги коснулись земли, его схватили люди герцога, который руководит ими, сидя на коне справа.

ПЛЕНЁННЫЙ
Сцена 1. Хоть Гарольд теперь и узник, но к нему относятся с уважением. В центре сцены он изображён на коне со своим ястребом, он скачет в Борен (Beaurain). Справа Ги I де Понтье на троне беседует с Гарольдом.


Сцена 2. В следующих трёх частях последовательность событий показана в обратном порядке. От повелителя Вильгельма Нормандского к герцогу де Ги прибывают два посланника и требуют освобождения Гарольда. Известно, что на этой сцене изображён Турольд – племянник епископа Одо из Байё. Турольд – либо маленький человечек левее центра сцены, либо один из двух посланников справа. Передано, с какой яростью скачут эти всадники – посланники Вильгельма – их волосы развеваются на ветру, они полны серьёзного намерения огласить де Ги волю его повелителя.

Сцена 3. На самом деле эта сцена должна быть первой из трёх. Вильгельм получает весть, что герцог Ги захватил Гарольда. Ги подчиняется приказу и приводит Гарольда на встречу с Вильгельмом. Ги на голубом коне, он указывает на Гарольда, едущего за ним, оба держат в руках ястребов.

НЕЗНАКОМКА

Сцена 1. Вильгельм и Гарольд в сопровождении солдат скачут во дворец Вильгельма в Руане. (Теперь нормандец изображён с ястребом!) Вильгельм сидит, когда Гарольд говорит с ним. Здесь же изображён загадочный эпизод. На гобелене появляются две фигуры: дама, её зовут Элфгива (Aelfgyva), (определённо, она англичанка) и духовное лицо. Кажется, они не имеют отношения к происходящему, но должно быть, это событие было хорошо известно в XI веке. Скорее всего, сцена связана с любовным скандалом. В нижнем регистре изображён нагой человек.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Сцена 1. Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандских солдат в походе на герцога Бретани Конана (Conan of Brittany). Они проезжают гору Сен-Мишель – границу Нормандии и Бретани.

Чтобы добраться до Бретани нужно переправиться через реку и армия едва уносит ноги от плывуна. Воины поднимают щиты над головой, чтобы они не намокли. Несколько солдат попадают в зыбучие пески и Гарольд спасает сразу двоих!

Сцена 2. Нормандская армия атакует Дол и герцог Конан сбегает, спустившись по верёвке из замка – в центре изображён маленький человечек, спускающийся по верёвке из башни. Преследуя Конана норманны достигают Ренна (Rennes), столицы Бретани.

Сцена 3. Норманны настигли Конана в Динане. В битве всадники бросают копья, солдаты пытаются поджечь оборонительные укрепления. Конан сдаётся. На острие копья он отдаёт Вильгельму ключи от Динана. Кампания закончена. За верную службу Вильгельм награждает Гарольда оружием и посвящает его в рыцари. Этот ритуал хорошо был известен во Франции, но в Англии в это время такой традиции не существовало. Также эта сцена означает признание Гарольдом Вильгельма, как своего сюзерена. С норманнской точки зрения эта сцена чрезвычайно важна.


КЛЯТВА
Сцена 1. Вильгельм с Гарольдом возвращаются в Нормандию и приезжают в Байё. В этом эпизоде есть иллюстрация замка в Байё, его построили в X веке и разрушили в XVIII-ом.

Это кульминационная сцена, на святых реликвиях Гарольд даёт клятву верности Вильгельму (изображение в центре). В присутствие нормандского герцога Гарольд кладёт руки на две реликвии и присягает сюзерену на верность. Текст присяги не известен, но, скорее всего, Гарольд дал слово в случае смерти короля Эдуарда не препятствовать Вильгельму занять освободившийся английский престол. Но действительно ли Гарольд обещал поддержку Вильгельму? Эта сцена является ключевой всей разворачивающейся драмы гобелена – за ней последует смерть Гарольда и крах всей его семьи. Но, по крайней мере, английский граф свободен и возвращается в Англию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Сцена 1. Гарольд беседует с королём Эдуардом Исповедником и рассказывает ему о своих приключениях. Король изображён старым, слабым и больным. Однако на самом деле в это время он был вполне здоров, хоть в это время ему уже было 62 года.

СМЕРТЬ КОРОЛЯ
Сцена 1. События следующего года оставлены автором гобелена без внимания. Рассказ продолжается событиями 5 января 1066 года, когда умер король Англии Эдуард Исповедник. Здесь хронология повествования нарушена. В гобелене показана сначала сцена погребения, а затем смерти. Слева мы видим похоронную процессию к большой новой церкви Вестминстерского Аббатства. Эдуард был очень болен и не присутствовал на освящении нового храма 28 декабря 1065 года. Хотя храм – это его детище, он строил собор с размахом, доселе невиданным на северной стороне Ла-Манша. В центре изображён дворец. В верхней палате мы видим короля Эдуарда в постели, он говорит со своими верными подданными, включая Гарольда и свою супругу, королеву Эдит. Назвал он Гарольда или Вильгельма своим приемником на смертном одре – неизвестно, каждый исследователь предлагает свою версию. В нижней палате дворца король показан мёртвым, рядом с ним стоит священник. Справа два знатных царедворца протягивают Гарольду корону и топор, символы царской власти. Гарольд принимает регалии.


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
Сцена 1. Утром 6 января 1066 года похоронили короля, а днём проходит коронационная церемония Гарольда, Новый король сидит на троне, по его левую руку стоят приближённые, по правую – архиепископ Кентерберийский Стиганд (Archbishop Stigand). Англо-саксонскую знать, присутствующую на коронации, легко узнать по их оружию: они вооружены большими боевыми топорами. На заднем плане народ приветствует нового короля. Появляется “звезда с волосами” – это комета Галлея. Более раннего её изображения, чем на гобелене из Байё, пока не найдено.


Комета Галлея в верхнем ряду справа над трёхкупольным зданием

Народ в ужасе – появление небесного тела воспринимается как зловещий знак. Сцена слева – Гарольду докладывают о комете и новоиспечённый король со страхом принимает весть. В нижнем регистре изображёно несколько призрачных кораблей, это указание на грядущее вторжение норманнов.



ЗАДУМЫВАЯ ВТОРЖЕНИЕ
Сцена 1. До герцога Нормандии Вильгельма через Ла-Манш дошли вести о смерти Эдуарда и воцарении Гарольда: мы видим, как отплывает английское судно, чтобы предупредить его о случившимся. Герцог в ярости – он уже видел себя английским королём и посчитал Гарольда узурпатором. Он решает идти на Англию войной и собирает флот кораблей. Слева от него изображён епископ Байё Одо, его единоутробный брат по матери. В этой сцене Одо появляется впервые.


Сцена 2. Люди Вильгельма готовят вторжение и строят флот. Лесорубы рубят деревья и делают из них доски. Из досок строят корабли и спускают их на море. Эти сцены гобелена самые знаменитые и очень яркие и живые. Мы видим плотников с топорами, подгонку досок и появление судна, в носовой части оно украшенно драконом. Мы знаем, что Вильгельм также реквизировал все имеющиеся у норманнских вельмож корабли, но на шпалере это никак не отражено.


Сцена 3. На корабли на руках и на тележках доставляют еду и питьё. Также подносят оружие – кольчуги, шлемы, мечи и копья. Подносят вино в сосудах из звериных шкур, в бочках, в мешках и другой самой разнообразной таре.

ПЕРЕПРАВА
Сцена 1. Вильгельм ведёт своё войско для посадки на корабли и они отправляются. Автор гобелена пропустил многое из событий начала похода – долгое ожидание попутного ветра в Див-сюр-мер (Dives-Sur-mer), блуждания вдоль берега в поисках удобной пристани в Сент-Валери-сюр-Сомме (Sent-Valery-sur-Somme). Показано лишь пересечение Ла-Манша напрямик – создатель показывает начало марша Нормандии к победе.


Но ещё лучше на гобелене представлены лодки норманнов – украшенные резными драконьими головами, они устремляются вперёд, подгоняемые попутным ветром. Хорошо видны разноцветные паруса и щиты, вставленные в отверстия для вёсел кораблей, которые везут воинов и, наконец, судно с лошадьми на борту.

Сцена 2. На море множество кораблей, корабли полны солдат и лошадей. Вильгельм плывёт на корабле Мора, подаренным его женой Матильдой. Его корабль легко отличить от других – маленький человечек трубит в трубу, над мачтой виден флаг с крестом – без сомнения, это “штандарт Святого Петра”, вручённый Папой Александром II который благословил герцога на его предприятие.


БЕРЕГОВОЙ ПЛАЦДАРМ
Сцена 1. 28 сентября армия Вильгельма высадилась на Английском берегу, в Певенси (Pevense), сейчас это место находится в нескольких милях от моря. Корабли вытащены и сушатся высоко на берегу. Воины скачут по направлению к Гастингсу и запасаются провизией, отнимая скот у земледельцев.

Сцена 2. 29 сентября 1066 года операция начинается. На берегу добывается необходимая провизия и на открытом воздухе готовится небывалый пир – цыплята на шпажках, на открытом огне тушится мясо, блюда вынимаются из печи. Здесь есть возможность оценить, каким образом в то время готовили еду.

Епископ Байё Одо благословляет еду и вино. Справа изображён Вильгельм, он восседает за столом, пируя со своими двумя единоутробными братьями, с достоинством сидящими по обе стороны от герцога. Слуги нагружают еду на щиты и подносят её для банкета. Вадард (Wadard), приближённый Одо, изображён слева за столом.


Сцена 3. Герцог Вильгельм вступает в спор со своими единоутробными братьями епископом Одо и Робертом, графом Мортена (Count of Mortain).

Епископ Одо, Роберт, граф Мортена

Чтобы укрепить базу норманнов в Гастингсе возведён мотт – постройка наподобие замка. Посыльный приносит весть о прибытии Гарольда и его войска. Вильгельм расчищает поле битвы – он приказывает сжечь несколько домов. Справа женщина с ребёнком спасаются из горящего дома.


ВИЛЬГЕЛЬМ СКАЧЕТ НА ВОЙНУ
Сцена 1. Изображено утро битвы, 14 октября 1066 года. Вильгельм покидает Гастингс и в полном снаряжении собирается вскочить на коня. Норманнская конница Вильгельма скачет навстречу английском войску Гарольда. Встреча произошла примерно в 8 милях от нынешнего берега где позже было построено аббатство.

Сцена 2. Здесь Вильгельм изображён дважды: сначала на тёмном коне во главе своего войска. Затем сразу справа, он спрашивает одного из приближённых Одо Виталя (Vital), заметил ли уже тот армию врага.


Сцена 3. Теперь изображена английская сторона. Стражник предупреждает Гарольда о приближении войска норманнов. И снова показаны норманны: Вильгельм с булавой в руке произносит речь, чтобы подбодрить своих воинов, он призывает их быть смелыми и мужественными.


БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ
Сцена 1. Норманны атакуют и начинается битва при Гастингсе. Быстрый ход французской кавалерии защищают пешие лучники


Сцена 2. Воздух наполняется стрелами и пиками, воины падают замертво. Английская сторона пешая, солдаты вооружены боевыми топорами и пиками, они защищают себя стеной щитов. С обеих сторон наступают норманны. Нижний регистр ковра заполнен картинами тел погибших и раненых воинов.

Сцена 3. Насилие продолжается, люди до смерти рубят и колют друг друга. Оба брата Гарольда погибли в этой битве.


Гибель братьев Гарольда.

Сцена 4. Битва показана в самом разгаре: люди и лошади падают замертво на землю, нижний ряд усеян убитыми воинами и лошадьми.

С булавой в руке появляется епископ Одо, он машет оружием и подбадривает своих последователей. Обратите внимание, что у священнослужителя не меч, а булава, его сан запрещает проливать людскую кровь.

Сцена 5. Вильгельм упал с лошади. Но чтобы показать, что он жив, герцог поднял забрало шлема и открыл лицо. Его воины должны это увидеть, он побуждает солдат продолжать сражение. Граф Юстас (Count Eustace) несёт изукрашенное знамя, вполне возможно, что это та самая хоругвь, которую Папа вручил Вильгельму как знак поддержки его намерения вторгнуться в пределы Англии.

Сцена 6. Кажется, норманны берут верх в битве, но она ещё продолжается. Много воинов полегло, одному отрубили голову. Справа изображена самая известная сцена: норманны убивают короля Гарольда. Но как в самом деле он был убит? Кажется, что на этой сцене его изобразили дважды: сначала он вытаскивает стрелу из глаза, во второй раз он повержен норманнским рыцарем. В этой части очень ковёр трудно поддаётся расшифровке, но исследователи сходятся во мнении, что показана сцена гибели Гарольда.

Сцена 7. Битва заканчивается с гибелью короля. Победители преследуют оставшихся в живых англо-саксов.

Заключительная сцена ковра не сохранилась. Была ли на ней была изображена церемония коронации Вильгельма Завоевателя королём Англии в Венстминстере? Ответить на это вряд ли возможно, но эта сцена отлично подходила к началу повествования – коронации короля Эдуарда Исповедника, который утвердился на троне всего за два года до описываемых событий.

Финальные сцены гобелена были восстановлены в XIX веке и весьма грубо.

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОБЕЛЕНЕ В БАЙЁ

Ковёр Байе – это не только удивительное произведение искусства, это и бесценный исторический документ. Историки находят в нём множество важных деталей. Даже после двухсотлетнего исследования значение многих элементов не ясно и учёным ещё предстоит потрудиться над расшифровкой их истинного смысла.

В любом учебнике по истории Средних веков обязательно есть иллюстрации какой-то части ковра из Байё. В английских, американских, скандинавских книгах их даже больше, чем во французских. Знаменитый гобелен привлекает не сотни, а тысячи туристов ежегодно, о нём написано множество книг и бессчётное количество статей, но он так и не изучен до конца.

О гобелене заговорили в сравнительно недавних источниках. Впервые он был упомянут в 1476 году среди ценностей собора Байё и до начала XVIII века о нём ничего не было известно. Поэтому точная дата его изготовления весьма спорна. Скорее всего, его выткали вскоре после завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Возможно, шпалера появилась между 1070 и 1080 годами. Есть основания полагать, что гобелен расшили для торжественного освещения вновь построенного собора в Байё.

Определённо, что работу выполнили английские мастера, возможно из графства Кент (County of Kent). Сейчас уже никто не скажет, женщины или мужчины занимались его вышиванием. Но нет сомнения в том, что эти люди имели отношение к храмам Кентеберри. Есть все основания полагать, что работу заказал и оплатил епископ Байё Одо, единоутробный брат Вильгельма Завовевателя, когда он был первым графом Кентским. В средние века и до самой французской революции ковёр регулярно вывешивали в соборе в первых числах июля, в ознаменование событий, которые на нём изображены.

Во время Революции отцам города удалось сохранить бесценную шпалеру. Указом Наполеона её объявили национальным достоянием и Байё обязали хранить и заботиться о нём. В XIX веке гобелен несколько раз реставрировали. В 1982 году тщательные исследования установили, что несколько последних сцен ковра утеряны. С 1983 года его выставляют в здании бывшей главной епархиальной семинарии. Осмотр гобелена организован очень грамотно – туристам выдают аудиогиды на разных языках, в том числе на русском. Русский текст составлен великолепно – диктор живо и интересно повествует о событиях, обращает внимание на детали, которые пронумерованы. Туристы движутся в одном направлении, не мешая друг другу. Фото и видеосъёмка запрещены, поэтому никто не стоит перед вами с фотоаппаратом и не мешает изучать ковёр.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

Ещё раз подчеркнём, что хотя это произведение и зовётся гобеленом, но выполнили его отнюдь не ткачи, а вышивальщики. Ковёр состоит из восьми широких льняных полос неодинаковой длины. Сцены вышиты шерстяными нитями. Длина ковра – около 70 метров, ширина – около 50 см. Позже вся работа была пришита на другое льняное полотно, грубее по качеству. Это дало возможность пронумеровать все сцены, что почти наверняка сделали в XVIII веке.

Все сцены вышиты пряжей восьми разных цветов. Они довольно высоко выступают над фоном бисквитного цвета. Контуры фигур подчёркнуты стебельчатым стежком, они контрастируют с ровными участками шва гладью. Несмотря на то, что гобелену уже более 900 лет, нити сохранили первоначальный цвет! Всего несколько нитей выдернули из гобелена, может быть в Средние века, может быть позже, но швы и стежки видны настолько ясно, что можно проследить всю технику работы. Единственные сцены, которые больше всего пострадали от времени – это сцены после смерти Гарольда. Они не подлежат реставрации. Да и сцены отступления английских войск считаются довольно грубой подделкой. Никто сейчас уже не может сказать, что было изображено на финальных картинах, но совершенно ясно, что утеряно совсем не много.

Почти по всей своей длине гобелен разделён сверху донизу на три сегмента: верхняя и нижняя части отделены от главной центральной композиции почти непрерывной линией. На них изображены фигуры, которые не имеют отношения к главному повествованию. До сих пор является загадкой, зачем их поместили на ковёр. Там изображены главным образом фантастические животные, что упоминаются в романском искусстве (львы с поднятыми хвостами, грифоны и пр.), лиственный орнамент, различные завитки. В первой половине ковра нижняя полоса занята живыми сценами, частично взятыми из сюжетов древних сказаний, но чаще всего без какого-то определённого значения.

Есть ли в этих изображениях какие-то параллели с главным действием? По сей день это не удалось выяснить. Когда сцены главного повествования становятся напряжённее, фигуры в верхней и нижней полосах дополняют рассказ, особенно это заметно во второй части истории: лучники, окружающие кавалерию, разбросанные тела убитых, мародёры, снимающие с мёртвых оружие и амуницию. В верхней части центральной полосы помещён комментарий на латыни. Повествование вышито заглавными буквами, названы некоторые главные персонажи. Это краткое описание событий не представляет никакого литературного интереса, но является одним из главных источников истории завоевания и событий, ему предшествующих. Написание имён и названий – например, король Эдуард, мистическая Элфгива (Aelfgyva), города Байё, Певенси и Гастингс и, наконец, имена братьев Гарольда, доказывают, что текст составил англичанин.

Последовательность событий показана довольно современными способами – действие развивается от одной сцены к другой. Движение передаётся несколькими изображением почти одинаковых фигур – когда скачет или атакует кавалерия, когда флот пересекает Ла-Манш. На протяжении всей шпалеры на заднем плане нет ни единого изображения пейзажа, исключение составляет только гора Сен-Мишель. Но контрастные цвета, например между ног лошадей подчёркивает идею перспективы.

  • АВТОРЫ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

С точки зрения авторства гобелена следует назвать три, или даже четыре уровня исполнителей.
1.Человеком, который заказал эту работу, был, вероятно, епископ Байё Одо или Едо Контевиль (1045-1096), единоутробный брат (брат по матери) Вильгельма Завоевателя. На самой шпалере он показан как минимум трижды: благословляющим пищу, когда норманны высадились на английском берегу, когда французы строят лагерь и, в последний раз, во время кульминации битвы. Вполне вероятно, что его также изобразили, хотя не назвали, в сцене, где Вильгельм получает весть о коронации Гарольда. Известно, что Одо был очень сильной личностью, обладал острым умом, ценил искусство. Его больше привлекала политика, чем служение церкви.
2. Автор рисунков гобелена без тени сомнения был англичанином. Он был знаком с ранними работами в этой же технике, а также с древними манускриптами начала XI века, хранившимися в Кентербери. Разные подходы к изображению этих событий давали ему полную свободу и он не преминул ими воспользоваться.
3.Был ли автор рисунков также и автором текста – неизвестно, но почти наверняка он тоже был англичанином. Этот человек явно получил отличное образование. Некоторые из его образных выражений удивительны и несут литературный аспект, например, речь Вильгельма Завоевателя во время битвы.
4.И, наконец, выполнившие работу вышивальщики или вышивальщицы. Они провели долгие месяцы за доверенной им скрупулёзной работой. Артель древних мастеров иглы работала настолько слаженно, что невозможно отличить участки, выполненные разными руками, кажется, что фигуры вышиты одним человеком, что невозможно даже предположить.

Следует добавить, что в XVIII веке появилась легенда о причастности супруги Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, к выполнению шпалеры. Легенда не имеет под собой основания, королева Матильда не имеет ни малейшего отношения к выдающемуся произведению древних мастеров.

  • ТЕМА ГОБЕЛЕНА ИЗ БАЙЁ

С первого взгляда, основной темой шпалеры стала битва при Гастингсе и гибель английского короля Гарольда. Этот сюжет назван главным и в конце XV века, когда обнаружили гобелен. Но ведь такая сцена абсолютно неприемлема для храма и её никогда не стали бы ни хранить, ни выставлять в соборе! И если бы главным сюжетом композиции действительно была бы победа норманнов, то зачем начинать повествование с 1064 года?

На самом деле главная идея повествования имеет глубокий религиозный смысл – это наказание за клятвопреступление, за то, что человек не сдержал слово, данное на святых реликвиях и неизбежное наказание виновного за обман, показанное в последовательности событий.

Именно поэтому, непременно нужно было показать клятву, данную Гарольдом на святых реликвиях. Повествование завершается смертью клятвопреступника, наказание показывает могущество Вседержителя. Следовательно, моральный аспект изображения превалирует над военным и политическим. Все необходимые сцены, которые помогают вникнуть в причины вторжения и детали самой битвы оставлены без внимания. Мы не видим ни причин, по которым Вильгельм имеет право претендовать на английский трон, ни интриги младшего брата Гарольда Тостига, ни коронации в Венстминстере 25 декабря 1066 года. Всё это известно по другим источникам и не отражено ни в одной из сцен гобелена.

Но нет основания говорить о том, что гобелен не прославляет победу норманнов при Гастингсе и их предводителей – самого Вильгельма Завоевателя и его единоутробных братьев – епископа Одо и графа Роберта. Но в то же время это сделано удивительно сдержанно: ни в тексте, ни в иллюстрациях, англичане не унижаются ни единым словом, ни единым действием. Вина в Господнем наказании полностью лежит на Гарольде и это ни в коем случае не отражается на их человеческих качествах, ни паче чаяния военной доблести в битве, которая поставлена на один уровень со смелостью норманнов. “Здесь англичане и французы вместе гибнут в битве” – говорится в 53 сцене гобелена. Удивительно, что победителей называют “французы”, а не “норманы”, как всегда говорили к северу от Ла-Манша, и не “норманны”, как писали все авторы герцогства.

  • ГОБЕЛЕН ИЗ БАЙЁ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Небывалое богатство выражено, прежде всего, множеством сцен – 626 фигуры, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, можно посчитать и другие детали. Здесь же удивительное количество подробностей всех аспектов жизни в XI веке – оружие, одежда, конская упряжь, строительство кораблей, сцены охоты и приготовления блюд. Все детали невозможно даже перечислить, остановимся на наиболее важных.

В первую очередь, в большинстве случаев художественные идеи ковра взяты с точки зрения английской стороны Ла-Манша, где работал его создатель. За исключением некоторых сцен, автора не интересовала разница между англичанами и норманнами. На поле битвы воины обеих сторон одеты в одинаковые кольчуги (с брюками, очень удобными для английской пехоты и совершенно бесполезными для норманнских кавалеристов), на головах одинаковые шлемы, они воюют одинаковыми мечами и копьями. На море английские и норманнские корабли невозможно отличить. Однако, по крайней мере в ранних сценах, англичане изображены с длинными волосами и усами, а норманны бриты, их волосы подстрижены до уровня шеи. В бою норманны, в основном, лучники, а англо-датская гвардия Гарольда вооружена знаменитыми боевыми топорами викингов.

Следует отметить, что автор, скорее всего, был очевидцем происходящего. Профессиональные кавалеристы и коневоды, во всяком случае, принимают его за своего: он был любителем лошадей и не оставил без внимание ни одно возможное движение коня. Также, создатель шпалеры настолько хорошо разбирался в кораблях и мореплавании, какое ещё не наблюдалось со времён древних греков. Он также знал толк в реликвариях, в которых хранились святые мощи: одно из них показано в сцене присяги Гарольда, этот мощевик удивительно напоминает единственную скандинавскую реликвию того времени. Кроме того, автору гобелена знакомы рыцарские традиции и королевский церемониал погребения. Из этого мы выводим, что он был человеком широких интересов и обладал несомненным талантом в передаче несколькими штрихами (возможности вышивки ограничены) сути сюжета, который он показал столь ярко.

Многие сцены гобелена, даже те, что не имеют прямого отношения к действию, очень тщательно изучили. Гарольд отправляется в плавание в Понтье после того, как он посетил церковь в Бошеме. Этот храм изображён с высокой и узкой аркой.

Это точная форма арок саксонских церквей, такие арки до сих пор разделяют неф и хоры храмов. Гарольд покидает корабль с ястребом на руке – из источников XII века известно, что он владел книгой о повадках и разведении ястребов. Во время осады Дола беглец спускается со сторожевой башни на верёвке.

Беглец спускается со сторожевой башни на верёвке

Тот же самый способ описан летописцем (хронистом) Ордериком Виталем (Orbderic Vital) вскоре после осады Антиохии (Antioch). При сдаче Динана герцог Конан передаёт норманнам ключи от города, они кажутся огромными.

Датские археологи обнаружили подобные ключи. То здесь то там, появляются здания с арочными крышами и здания, похожие на перевёрнутый корпус корабля – существование таких домов подтверждено находками норвежских и английских археологов.

Передавал ли автор события с хронологической точностью? Хотелось бы у него попросить разъяснений по поводу очевидного факта – король Эдуард Исповедник сначала показан на смертном одре, а на следующей сцене он показан дающим указания приближённым. Здесь автор применил инверсию, зачем – не известно. Однако, временные отношения переданы с разной интенсивностью: в некоторых сценах время идёт медленно, действие показано подробно, в других – наоборот, создатель перескакивает от одного временного события к другому очень быстро, например, совсем не показано, что происходило в 1065 году. Многие современные исследователи объявили автора гобелена виновным из виновных в вопиющем нарушении последовательности событий. Но более тщательные исследования показали, что они не правы.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

До наших дней дошли лишь несколько документов, представляющих столь живые картины такой широкомасштабной военной операции, включающей и оружие и тактику ведения боя.

На ковре показаны три вида амуниции: кольчуги, шлемы и щиты. Около двухсот всадников, как английских, так и норманнских одеты в одинаковые кольчуги. Они защищают тело, руки до локтя или немного ниже, ноги закрывают что-то вроде кольчужных брюк (хотя, на самом деле, всадники такие штаны вряд ли носили). На груди очень часто показана съёмная пластина. В время боя на воинов надет так называемый “кольчужный колпак” – сетка, которая защищает шею. Во времена, когда каждое кольцо и каждое соединение выковывалось вручную, можно себе представить, сколько стоило полное вооружение.

Все шлемы были коническими с пластиной, защищающей нос, но на шлеме отсутствовала защита шеи. Большинство щитов овальной или миндалевидной формы с остриём вниз. Щиты, скорее всего деревянные, обтянуты кожей. Щиты имеют разную окраску. Те, что принадлежат командирам, имеют отличительные знаки. Несколько английских пехотинцев изображены с круглыми щитами.

Из оружия на гобелене показан меч – длинный и обоюдоострый; пика, её вкладывают под руку и таким образом всадник может ею пользоваться при фронтальной атаке (одно из самых ранних упоминаний такого применения пики на гобелене Байё) или, когда рука поднята, как дротик; также изображен боевой топор викингов, телохранители Гарольда раскачивают его обеими руками.

Лучники вооружены довольно короткими луками и это единственное их оружие. Колчан закреплён либо на плече, либо на поясе. Несколько человек из знати показаны с дубинами или булавами, например епископ Байё Одо, как упоминалось выше, священнослужитель не может проливать кровь, и герцог Вильгельм.

Представляет интерес и конская упряжь. На лошадях надеты тяжёлые сёдла, всадник в них сидит прочно и надёжно, тело зафиксировано как спереди, так и сзади: с седла спускаются стремена, они были новым изобретением запада. В таком положении всадник мог выдержать удар пики противника, при этом не слишком подвергаясь риску быть опрокинутым с седла. В те времена все носили шпоры.

Англичане, обычно, сражались пешими, даже если сам Гарольд был конным. Главный удар норманны наносили тяжёлой кавалерией. Но тактику начала битвы вряд ли можно назвать скандинавской: сначала выступил отряд лучников, который отошёл назад сразу после того, как вступили основные силы. В сражении командиров можно узнать по их штандартом, которые держит окружающая его свита. Несомненно, стяг Вильгельма имеет изображение креста, потому что он получил благословение Папы. На штандарте Гарольда нарисован зверь, подобный дракону, вероятно вырезанный из листа бронзы, точно такие же обнаруживаются в Норвегии и используются как флюгеры на крышах церквей.

Стоит отметить, что гобелен также служит основным источником истории фортификаций некоторых областей и городов: Бретани, Байё и Гастингса. Замки построены из дерева и расположены на насыпных курганах: они являются основополагающими для норманнов в XI столетии, но вряд ли существовали в Англии во времена Эдуарда Исповедника.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ИСТОРИЯ ФЛОТА

С этой точки зрения гобелен изучили наиболее тщательно. Без этого многие стороны конструкции и использования нефов (esnèques) остались бы неизвестными. Esnèque – (от скандинавского snekkja) – в XI – XII веках в Нормандии так называли ладьи, на которых ходили викинги. До сих пор ни одного зверя, подобного дракону, украшающего носы этих кораблей, археологи не обнаружили. И хотя во многих источниках упоминаются подобные украшения, увидеть их можно лишь на гобелене Байё. Точно также, иллюстрации парусов и другой оснастки кораблей обнаружены лишь на нечётких изображениях на колоннах на Шведских остравах Готланда и датируются VIII-IX веками.

Все корабли на гобелене имеют одинаковый скандинавский тип, за исключением некоторых вариаций. Они происходят от того же типа кораблей викингов, которые обнаружены в королевских захоронениях Норвегии или найдены во время археологических раскопок в Датских фьордах. Такой тип кораблей доминировал во всей северной Европе с VIII по XII столетие. Их приспосабливали для военных нужд, либо для перевозки людей и товаров. Делали их их дерева, доски подгоняли не “встык”, а с нахлёстом, киль был порожним. Корабли отличались довольно низким фальшбортом с отверстиями для вёсел, последние вёсла можно было снять. На таких ладьях не было ни палубы, ни трюма. Осадка у них была достаточно мелкая, таким кораблям не нужна была гавань: экипаж просто подтаскивал судно к берегу, мачту снимали. Корабли были достаточно большими, передвигались за счёт парусов. Парус был один, по форме больше треугольный, чем прямоугольный, внизу прикреплялся к центральной мачте. Эти ладьи могли также передвигаться с помощью гребцов, но на гобелене сцены гребли отсутствуют.

Эти корабли были достаточно надёжными и долго служили, они отличались манёвренностью, но были чрезвычайно неудобны. Гобелен Байё не даёт ответа на вопрос, сколько людей мог вмещать такой корабль, но скандинавские источники говорят, что на обыкновенном судне могли сидеть 30-40 человек. Поэтому можно себе представить, что в походе 1066 года весь флот состоял из нескольких сотен кораблей.

Лошадей, по видимому грузили по широким сходням из брёвен, это можно видеть на гобелене, такую технологию знали ещё викинги. Её усовершенствовали в Нормандии во время похода на Сицилию в 1060 году и она стала одной из решающих причин успеха Вильгельма Завоевателя.

В заключении прилагаем видеозапись анимации гобелена. Некоторые сцены гобелена пропущены, но видео даёт великолепное представление о событиях, изображённых на шпалере.

Обычно, музей открыт ежедневно, но иногда его закрывают на реставрацию.
В 2014 году он не работает с 6 по 31 января. Он также закрыт с 24 по 26 декабря 2014 года.
Ежегодно музей закрывается в 12.30 31 декабря и открывается в 14 часов 2 января.
В остальные дни он открыт:
С 15 марта по 15 ноября – 9 до 17.45, с мая по август – до 18.15.

С 16 ноября до 14 марта музей работает с 9.30 до 11.45 и с 14 до 17.15.
Ссылка на страницу расписания работы музея .

Авторы статьи путешествовали по Франции на автомобиле, в навигатор установили пункт назначения – центр города Байё. Адрес: Musée de la Tapisserie de Bayeux Centre Guillaume le Conquérant 13 bis rue Nesmond.
Прилагаем ссылку на Гугл-карту музея .

На нашем сайте можно познакомиться с ещё одним необыкновенным произведением ткачества – Ковром Апокалипсиса



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх