Презентация на тему: Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна. Презентация на тему "«Обломов» - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна" Презентация на тему: Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна

Слайд 2

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца” Н.А.Добролюбов

Слайд 3

В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

Слайд 4

Слайд 5

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” И. А. Гончаров

Слайд 6

В Ольге мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Слайд 7

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц.

Слайд 8

Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием.

Слайд 9

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Слайд 10

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Слайд 11

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.

Слайд 12

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной.

Слайд 13

Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” - решительно отвечает она Обломову.

Слайд 14

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви.

Слайд 15

Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Слайд 16

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

Слайд 17

Слайд 18

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни; живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Слайд 19

Посмотреть все слайды

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образ Ольги Ильинской в романе. Ольга до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Сравнение образов Ольги и Агафьи, общее и различия. Взаимоотношения Обломова с главными героинями.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Русская критика о романе "Обломов" (Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.Ф. Добролюбов, Д. Писарев). Оценка характера Обломова Ю. Лощицем. История любви Обломова и Ольги в современном литературоведении, ее место и значение в сюжетном пространстве романа.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Детство, образование и начало творчества Ивана Александровича Гончарова. Откуда взялись герои и городок в романе "Обломов". Влияние Белинского на создание романа "Обломов" и на самого Гончарова. Сюжет и главные герои и герои второго плана в романе.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    Комическое и поэтическое начало в образе И.И. Обломова, соотношение с характером Штольца. Ольга Ильинская до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Портреты гостей Обломова.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2015

    История изучения романа "Обломов" в отечественном литературоведении. Образы "героев действия" и "героев покоя" в романе. Анализ пространственно-временных образов динамики и статики в романе. Персонажная система в контексте оппозиции "движение-покой".

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Роман Гончарова "Обломов" как очень важное общественное событие. Крепостнический характер Обломовки, духовный мир обломовцев. Бездейственное лежание, апатия и лень Обломова на диване. Драматизм истории взаимоотношений Обломова с Ольгой Ильинской.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Символы в художественной поэтике как самобытное мировосприятие И.А. Гончарова. Особенности поэтики и предметный мир в романе "Обломов". Анализ лермонтовской темы в романе "Обрыв". Сущность библейских реминисценцких моделей мира в трилогии Гончарова.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2010

10 кл – литер – 2 четв Урок №

Тема урока : Женские образы в романе «Обломов». Тема Любви в романе Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цели:

1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви; проследить развитие темы любви в романе.

2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Задачи:

1. проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2. проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3. определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4. сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия

Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности» .

2.Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(тема любви в романе, женские образы в романе)

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?

(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Слайд 2 Гончаров верил во всемогущую силу любви.

«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <…> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людскойи направлять её к деятельности»»

. Слайд3 Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Слайд 4 Почему, испытывая к Ольге настоящее, глубокое чувство, Илья Ильич отказывается от него и связывает свою жизнь с Агафьей Пшеницыной?

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Проверка домашнего задания.Рассказ о героине по заранее известному плану.Сравнительная характеристика Агафьи и Ольги

Рассказ об Ольге Ильинской

Рассмотреть портрет героини,

отношение к Обломову,

развитие отношений с Ильёй Ильичом,

сферу интересов,

Анал из материала по образу Ольга Ильинской .

СЛАЙД 7 Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии . Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…

Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…

2.1. Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

(Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение, беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу ).

2.2. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план анализа образа Ольги Ильинской давался учащимся на дом):

1. Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2. Характеристика Ольги (5 гл. 2 части)

3. Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4. «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5. Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6. Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7. Цель жизни, по мнению Ольги.

8. Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнесла:«Ах, какое счастье выздоравливать...»

9. Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10. Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? ( 4 глава)

11. Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12. Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа Ольги в романе.

Какое впечатление они произвели друг на друга?

(Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым.Обломов был смущен)

- Ольга полюбит Обломова? (да)

- А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)

- Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)

- Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям.

- Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же онсоветует ей?

(забыть все сказанное им)

Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)

- И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)

- Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)

- И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)

- Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)

- Почему не сложилось их счастье?

(Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)

2.3. Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (ч.3.гл11)

- Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)

- Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?- (скорее всего нет)

- Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)

- Давайте _______прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж

за Штольца. Что она чувствовала при этом? (ч.4, гл.4)

- Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

СЛАЙД 8

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

(Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3. Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

СЛАЙД 9

Рассказать об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Рассмотреть портрет героини, отношение к Обломову, развитие отношений с Ильёй Ильичом, сферу интересов,

отзывы других персонажей о героине.

3.1 . Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план анализа образа Агафьи Пшеницыной давался учащимся на дом):

1. Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2. Агафья Пшеницына: внешность, характер, образ жизни

СЛАЙД 10 Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные , как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил .

платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.

3. «Счастье» в понимании Обломова (4 глава 3 части)

4. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5. Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6. Отношение Пшеницыной к Обломову.

7. Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8. А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9. Роль образа Пшеницыной в романе.

- Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли?

(Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)

- Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)

- Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)

- Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей

- Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)

- Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)

- Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)

- А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению

жизни) - Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически)

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

СЛАЙД 11

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

4. Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

.

5. Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми. Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

6 . СЛАЙД 12 Сравните высказывания критиков об Агафье Матвеевне и Ольгеа.. ДРУЖИНИНА,Н Добролюбова, А. Григорьева

    Слайд 13 «… бесподобная насмешливая, бойкая Ольга…видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими, почти наслаждается ими и обманывается только в расчётах на твёрдые основы характера Обломова.» А.В.Дружинин

Слайд 14 «Она готова на эту борьбу,тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб её тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии.» Н.А.Добролюбов

Слайд 15 «…беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов,

Агафью Матвеевну, - не потому только, что локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга.» А.Григорьев

Слайд 16 письменный ответ на вопрос. С каким из суждений вы согласны? Почему?

Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1. Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2. В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3. Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4. «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5. Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6. Финал последней встречи.

7. Роль Штольца в судьбе Обломова.

8. Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9. Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10. В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11. Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12. Что видит и ценит Штольц в Обломове?






Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.




Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.


Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…


Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…


Конспект урока по литературе
«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013
Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент  Приветствие  Проверка готовности класса к уроку  Слушаем меня внимательно!  Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе)  Записываем тему в тетрадь  В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?
(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)  Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен)  Ольга полюбит Обломова? (да)  А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)  Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)  А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее)  Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников)  Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками)  Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9)  Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем)  Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу)  Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175)  Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет)  Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа)  А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать)  Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)  Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185)
 Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им)  Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)  И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)  Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)  И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)  Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)  Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)  Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11)  Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)  Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет)  Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)  Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4)  Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)  Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266)  Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)
 Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)  Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)  Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282)  Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)  Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)  Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)  А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни)  Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать.
Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх